Работа с детьми девиантного поведения
Адресная работа со сложными детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
План
воспитательной работы
11 а класса
2017-2018 учебный год
классный руководитель: Кашаева В.В.,
учитель русского языка и литературы
Салехард
2017
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Выполняя социальный заказ общества, исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитательной работы:
- развитие воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому социализации школьника через обеспечение доступности качественного образования.
Задачи воспитательной работы:
-воспитание гражданской позиции, ответственности, культуры отношений, привитие навыков жизни в обществе;
-воспитывать и прививать любовь к изобразительному и танцевальному искусству, литературе, музыке;
- формировать правильное отношение к собственному здоровью, пропагандировать здоровый образ жизни, воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему миру;
-способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности;
-способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «я», развивать рефлексию;
-способствовать социализации школьников, осознанию ими себя в будущем родителями, укреплять взаимосвязи в семье, формировать положительное отношение к семейным ценностям.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта ответственного выбора собственной образовательной (жизненной) траектории. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический социально значимый опыт, который они обретают, в т.ч. в школе, освоенные способы самообразования:
- понимание ценности образования;
- умение учиться: не только определять границы и дефициты своего знания, но и находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем и дефицитов; уметь переносить способы действия из одной предметной области в другую, в социальную жизнь;
- развитые формы мышления, способствующие решению большого круга предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
- эффективное использование цифровых ресурсов, технологий, инструментов для самообразования;
- социальный опыт, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире и взаимодействовать с людьми с разными ценностными и культурными установками;
- опыт проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, творческого самовыражения;
- готовность осуществить индивидуальный ответственный выбор дальнейшей собственной образовательной (жизненной) траектории.
Направления работы
- гражданско-патриотическое
-культура и нравственность
- экология и здоровье
-творчество и индивидуальность
-социальное воспитание
-личностное развитие
- информационно-медийное
Виды, формы и содержание деятельности
Работа с классом:
- инициирование и организация участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация деятельности для личностного развития ребенка (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющих вовлечь в них школьников с самыми разными потребностями, возможностями, установить и упрочить доверительные отношения с классным коллективом, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов общения, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме;
- создание ребячьей республики с органами самоуправления, законом, геральдической атрибутики, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе, обществе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах;
- инициирование доверительных отношений в решении важных для школьника жизненных проблем, создание доверительной обстановки, для совместного решения задач;
- индивидуальная работа, направленная на заполнение ими своих портфолио, анализ индивидуальной траектории развития, профориентация;
- коррекция поведения школьника посредством включения в проводимые школьным психологом тренинги общения, участия в классных и школьных мероприятиях различной направленности.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
- создание родительского сообщества-клуба «Сотрудничество»;
- систематическое информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом посредством ресурса «Сетевой город»;
- оказание помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями предметниками;
- организация и проведение тематических родительских собраний для обсуждения проблем обучения и воспитания школьников, выработке единых требований;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, выбор представителя класса в Попечительский совет школы для участия в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса, участию в школьных мероприятий различной направленности.
Цикл работы классного руководителя
1.Изучение обучающихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных ( состав семьи, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
2. Планирование воспитательной работы, включающее в себя формилирование проблем в воспитании обучающихся, определение задач воспитания, составление плана работы с обучающимися, учителями, родителями.
3.Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом воспитательной работы.
4.Анализ воспитательной работы. Выводы и предложения.
Содержание
Направление работы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Гражданско-патриотическое | Задачи: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||||||||
1.принять участие в акции «Мы рядом» к Дню пожилого человека 2.разработать и провести квест «Волонтеры Победы» 3. участие в Клубе выходного дня | 1.принять участие в акции «Подарок другу» или «Шарф ветерану» 2. Организовать встречу с ветераном труда к Дню учителя или провести час общения «Учителями славится Россия, учителями славится Ямал» | 1.Урок мужества «Великие битвы, великие подвиги» 2.участие в Клубе выходного дня 3. проведение занятий в Школе омбудсменов | 1. урок мужества «Дети войны» 2.организовать участие в акциях «Неизвестный солдат», Красная ленточка» 3.час общения «Рука помощи», к Международному дню инвалида | 1.Урок мужества «Уроки Сталинградской битвы» 2. Посетить в КДЦ литературно-музыкальную композицию Омской филармонии «У войны не женское лицо» | 1.Урок мужества «Помним. Гордимся» 2.Оформление выставки-стенда в классе «Герои-ямальцы» 3.Участие в Битве хоров | 1.урок мужества «Дорогами боевой славы» 2. участие в Клубе выходного дня | 1.участие в акции «Солдатский платок» 2..участие в Весенней неделе добра 3. Час общения «Гражданственность. Смысл этого понятия?» | 1. участие в акции «Бессмертный полк» 2.закрытие Клуба выходного дня: подведение итогов работы волонтеров-аниматоров | |
Культура и нравственность | Задачи: воспитание нравственных чувств, убеждений, формирование этического сознания | ||||||||
1.Час общения «В человеке все должно быть прекрасно» 2.организация экскурсии в МВК, ГБУ ЯНАО «Детская школа искусств» | 1.час общения «Культурный портрет современника» 2.встреча с МАУ «Салехардский центр молодежи» | 1.час общения «Герой нашего времени» 2.посещение музея Ю. В. Неелова 3.час общения «В чем заключается культура учебного труда?» | 1.час общения «Цена человека-дело его» 2.экскурсия в ГАУК ЯНАО «Окружной центр национальных культур» | 1.Час общения «Понятие красоты. Взгляд поэтов» 2. посещение МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие» | 1.Час общения «Что важнее: внутренняя или внешняя красота?» 2. экскурсия в Национальную библиотеку ЯНАО | 1.посещение КДЦ, мероприятий Омской филармонии, 2.час общения Все в твоих руках: нравственный портрет старшеклассника» | 1.Час общения «Мастерская личности» 2. участие в мероприятиях МБУК «Централизованная библиотека» | 1.Час общения «Выбор есть всегда!» 2.участие в мероприятиях Салехардского центра молодежи. | |
Экология и здоровье | Задачи: воспитание экологической культуры; культуры здорового и безопасного образа жизни | ||||||||
1.участив в Дне здоровья, туристическом слете, экологическом десанте (субботнике),антинаркотическом марафоне 2.час общения «Нормы ГТО» | 1.встреча со специалистами Центра здоровья ОБ 2.участие в спартакиаде 3. час общения «Самоменеджмент – это…» | 1. экологический десант в рамках проекта «Зеленый класс» 2.участие во всероссийском уроке безопасности школьников в сети Интернет | 1.час общения «Все о правильном питании» 2.встреча с психологом для оказания помощи в подготовке к ЕГЭ | 1.участие в северном многоборье 2.в конкурсе видеороликов «Мы за здоровый образ жизни!» 3.час общения «Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин» | 1.встреча для девочек с специалистом женской консультации ОБ 2.час общения «Все о сне» | 1.участие в Дне Апельсина 2.конкурсе снежных баб | 1.участие а Весенней неделе добра-оказание помощи питомцах Станции юных натуралистов | 1.встреча с психологом для оказания помощи в подготовке к ЕГЭ | |
Творчество и деятельность | Задачи: воспитание ценностного отношения к прекрасному; формирование основ эстетической культуры; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к выбору профессии. | ||||||||
-участие в Совете старшеклассников, Школе вожатых, Школе омбудсменов, в волонтерском отряде «Радуга», РДШ; -участие в проведении досуговых мероприятий (Осенний бал, Новогоднее представление, концертах к Дню учителя, Восьмое марта, Дню Победы, Дню Защитника Отечества, Вечер школьных друзей, Последнем звонке); -в школьных СМИ (радио «Школьный маяк», газете «Школьный квартал», журнале «Школьный меридиан»); -профориентационные часы « Атлас профессий»; «Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии)»; -участие в муниципальном и региональном этапе молодежного форума «ПРОформат». | |||||||||
Социальное | Задачи: воспитание социальной ответственности и компетентности | ||||||||
-Участие в социальном проекте «Правовой компас» -провести мероприятиях Клуба выходного дня -Работа по формированию портфолио -встреча с представителями учебных заведений -диагностирование и коррекционная работа в рамках программы « PREодоление» -участие в акции «Ягодка-брусничка» | -Участие в социальном проекте «ЯСОЗиДАЮ» -провести акции «Социальная корзина» -участие в акции «Спаси дерево» -заседание клуба «Сотрудничество» -встречи с представителями органов власти, МЧС, ПНД -проведение профконсультации | -Участие в социальном проекте «Правовой компас» -провести мероприятиях Клуба выходного дня -встреча с представителями учебных заведений -диагностирование и коррекционная работа в рамках программы « PREодоление» | -Участие в социальном проекте «Правовой компас» --участие в акциях «Наряди елку», «Подарок другу» -проведение профконсультации -встреча с представителями учебных заведений | -Участие в социальном проекте «Правовой компас» -Работа по формированию портфолио -встречи с представителями учебных заведений -заседание клуба «Сотрудничество» -диагностирование и коррекционная работа в рамках программы « PREодоление» | -Участие в социальном проекте «Правовой компас» -участие в акции «Посылка солдату» -встреча с представителями учебных заведений -встреча с выпускниками -участие в акции «Открытка ветерану» | -Участие в социальном проекте «ЯСОЗиДАЮ» -проведение профконсультации -встреча с представителями учебных заведений | -Участие в социальном проекте «Правовой компас» -провести мероприятиях Клуба выходного дня -участие в мероприятиях акции «Твори добро» -диагностирование и коррекционная работа в рамках программы « PREодоление» | -Участие в социальном проекте «Правовой компас» -Работа по формированию портфолио -заседание клуба «Сотрудничество» | |
Личностное развитие | Задачи: формирование личностных качеств, развивающих интеллект; нравственных ценностей школьника | ||||||||
-работа по формированию портфолио -экскурсия на предприятия города для ознакомления с профессиями -составление ИОМ | -Участие в круглом столе «Азбука профессий -участие в осенней сессии каникулярной школы - участие в мероприятиях
| -работа по формированию портфолио -участие в мероприятиях РДШ -участие в мероприятиях форума «ПРОформат» | -экскурсия на предприятия города для ознакомления с профессиями -час общения «Самовоспитание как «расширение» сознания». | -работа по формированию портфолио -участие в мероприятиях РДШ -час общения «Самовоспитание. Цели самосовершенствования» | -Участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню российской науки -участие в весенней сессии каникулярной школы -участие в мероприятиях форума «ПРОформат» | -работа по формированию портфолио -участие в Неделе искусств -участие в мероприятиях РДШ - участие в мероприятиях | -экскурсия на предприятия города для ознакомления с профессиями -Час общения «Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения образования». | -анализ работы по составлению портфолио, по ИОМ | |
-участие в образовательных марафонах, квестах, форумах, олимпиадах, играх (« Интеллект будущего», «Фоксфорд», «Эйдос», «Молодежный чемпионат», УРФО по основам наук, «Русский медвежонок», «Снейл», «Турнире им. Ломоносова»; -во всероссийской олимпиаде школьников»; -научно-исследовательских конференциях «Ступень в будущее», «Грани науки», «Первые шаги в науку». | |||||||||
Информационно-медийное | Задачи: формирование компьютерной грамотности, общих компетенций | ||||||||
- веб-дизайн продукции школьных СМИ - час общения «Что такое информационная грамотность?» | -видеоролик к Осеннему балу -участие в мероприятиях РДШ (мультимедийное направление) -изготовление макета электронной открытки к Дню матери | - веб-дизайн продукции школьных СМИ -час общения «Что такое медиаинформационная грамотность?» | -участие во всероссийском «Часе года» -час общения «Контент-менеджер Интернет-сайта» | -участие в мероприятиях РДШ(мультимедийное направление) -Час общения «Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами?» | - веб-дизайн продукции школьных СМИ -час общения «Цифровизация жизни: есть мнение?». | -участие в мероприятиях РДШ (мультимедийное направление) - час общения «Как провести мониторинг и изучение общественного мнения?» | - веб-дизайн продукции школьных СМИ -час общения «Важно: ответственное отношение к производству и распространению информации» | -видеоролик о классе к празднику «За честь школы», к последнему звонку | |
План работы классного руководителя с активом класса
№ | мероприятия | срок | ответственные |
1 | Выборы актива класса | первая неделя сентября | Кл. руководитель |
2 | Контроль за посещаемостью центров | еженедельно | староста |
3 | Заседание актива. Планирование работы на неделю | еженедельно | Кл. руководитель староста зам. старосты |
4 | Анализ работы актива класса. Корректировка | еженедельно | староста, заместитель старосты, кл. руководитель |
5 | Проведение классных мероприятий | в течение года | староста Центр «Досуг» Редколлегия |
6 | Организация встреч, экскурсий | раз в месяц | Центр «Досуг» |
7 | Организация всеобуча | еженедельно | учебный сектор |
8 | Организация дежурства по школе | раз в четверть | староста |
9 | Контроль за посещаемостью, за внешним видом | еженедельно | учебный сектор зам. старосты кл. руководитель |
10 | Организация и проведение классных собраний | в течение года | актив класса |
Индивидуальная работа с обучающимися
ФИ | дата | Тема беседы |
План родительских собраний
№ | тема | дата проведения |
1 | Учебный план. Работа Сетевого города. Индивидуальные планы обучения. Платные курсы. | 22.09 |
2 | Государственная аттестация. Психологическая разгрузка. | 23.11 |
3 | Итоги профильной подготовки. Предметы по выбору. | 18.01 |
4 | Особенности дистанционного обучения в период подготовки к ЕГЭ. Информационные ресурсы для самообразования. | 16.02 |
5 | Аппеляция. Сроки аттестации. | 24.04 |
План работы родительского клуба «Сотрудничество»
№ | тема | дата |
1 | Лектории (по выбору родителей): - Формирование мотивации обучения; - Формирование мотивации достижения; - Объективные условия выбора профессии - Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении; - Профилактика и разрешение конфликтов в семье; - Умение слушать и слышать: важное составляющее в взаимоотношениях; - Профилактика нарко- и алкогольной зависимости; - Как отвечать на «трудные» вопросы? - Как развивать у детей интерес и любовь к труду. | раз в месяц (корректируется) |
2 | Совместные мероприятия: -акция «Ягодка-брусничка»; -туристический поход; -Битва хоров; -конкурс снежных баб; -День здоровья (активный отдых на природе); -Бессмертный полк; -подготовка к последнему звонку; - экологический десант | в течение года |
3 | Социально-значимая деятельность: -участие в акциях «Социальная корзина», «Подарок другу», «Наряди елку», «ЯСОЗиДАЮ», «Весенняя неделя добра» | в течение года |
4 | Индивидуальная работа с семьей (оказание разного вида помощи). | |
5 | Просветительская деятельность: Занятия по русскому языку «Основы культуры речи» (проект «КонсультанТЫ#сверсТЫники»). Уроки творчества «Я - мы» | раз в две недели |
6 | Работа родительского комитета с родителями класса | в течение года |
7 | Подготовка к последнему звонку. | в течение года |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Программа
воспитательной работы и социализации школьников
10 - 11 класса
«Гармония»
Сроки реализации: 2016-2018 гг
автор-составитель: Кашаева В.В.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно - нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Нормативно-правовой и методологической основой программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования являются: Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщая декларация прав человека».
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования «Гармония» подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия учащихся в спортивных и творческих секциях.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития школы – создание целостной образовательной среды, стимулирующей саморазвитие личности и обеспечивающей достижения обучающимися уровня развития ключевых компетентностей в интеллектуальной, духовной, нравственной, правовой, коммуникативной, информационной сферах, позволяющих им успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся мире.
Программа реализуется по следующим направлениям:
- воспитание героической гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этической культуры поведения;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- воспитание ценностного отношения к культуре личной безопасности.
По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность класса и школы.
Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- соблюдающий нормы и правила общения;
- проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
- умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- честный и справедливый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию;
- укрепление нравственности;
- формирование основ морали;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование нравственного смысла учения.
Задачи в области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
- формирование ценностного отношения к культуре личной безопасности, самосохранения и жизнестойскости.
Модель выпускника школы:
- человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, а именно:
- человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;
- семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;
- человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;
- личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культуры отношений.
Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся
Содержанием воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
- честь;
- достоинство;
- свобода (личная и национальная);
- доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
- дружба;
- здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
- стойкость (к жизненным ситувциям);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
- Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, к культуре личной безопасности, самосохранения и жизнестойскости.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Принципы воспитания и социализации обучающихся:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности школьника.
Аксиологический принцип. Данный подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми, в процессе которого личностью вырабатывается собственная система ценностей, идет поиск смысла жизни.
Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Включение подростка в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Процесс развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
Виды деятельности и формы занятий
Модуль «Я - гражданин»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи модуля:
Получение знаний
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах региона, города, школы;
- об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- о правах и обязанностях гражданина России;
- о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами поведения школьников;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
- о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, малой Родины, своей страны;
- любовь к образовательному учреждению, родному селу, краю, народу России;
- уважение к защитникам Отечества;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, народу, региону; долг и служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | мероприятия |
-воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства; -формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите; -формирование гражданского отношения к Отечеству; -воспитание верности духовным традициям России; -развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям; | -День народного единства; -встречи с представителями общественных институтов и органов власти; -участие в акции «Открытый чиновник»; -участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»; -Битва хоров; -Месячник гражданско-патриотического воспитания; -Уроки мужества; - мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества, выводу войск из Афганистана, Дню Победы, Дню воинской Славы, мероприятия к памятным историческим датам; -День космонавтики; -Акции: «Письмо ветерану»; «Парта героя»; «Бессмертный полк»; «Георгиевская ленточка» -День России; -квесты и интеллектуальные игры, посвященные правовому воспитанию; -участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах героической и патриотической направленности. |
Партнеры:
- клуб «Ветеран»;
- телевидение «Северный ветер»;
- Попечительский совет школы;
- Клуб выходного дня;
- Центральная библиотека г. Салехарда;
- Интенсивная школа «Правовой компас»;
- Национальная библиотека ЯНАО;
- МВК им. Шемановского;
- Родители и законные представители обучающихся.
Планируемые результаты:
- гражданско-патриотическое и правовое воспитание, способствующее осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.
- формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, владеющей следующими компетенциями:
- ценностное отношение к России, народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Модуль «Я – человек»
Цель: воспитание нравственных чувств и культуры поведения.
Задачи модуля:
Получение знаний
- о базовых национальных российских ценностях;
- о правилах поведения в общественных местах, на природе;
- о религиях мира, их роли в жизни государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительном отношении к родителям, людям старшего поколения, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим детям;
- установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- правил этики, культуры речи;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, вредным привычкам.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, духовная культура и светская этика.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | мероприятия |
|
|
Планируемые результаты:
- знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Модуль «Я и труд»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи модуля:
Получение знаний
- о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- об основных профессиях;
- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | мероприятия |
|
|
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- знания о различных профессиях;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Модуль «Я и здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, к культуре личной безопасности, самосохранения и жизнестойскост.
Задачи модуля:
Получение знаний
- о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
- овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
- получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
- осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
- опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
- соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
- составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
- отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, общении в группах (экстремистской, порнографической и др. направленности) соцсетей, телевидения на здоровье человека;
- осознание необходимости формирования навыков безопасного поведения;
- владение элементарными навыками самозащиты, самосохранения;
- организация и включение подростков в волонтерские и социальные проекты, социально значимую деятельность;
- формирование жизнестойкости.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое, самозащита, жизнестойкость.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | мероприятия |
|
|
- Планируемые результаты:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Модуль «Я и природа»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи модуля:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | мероприятия |
|
|
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к природе;
- опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Модуль «Я и культура»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи модуля:
Получение знаний
- о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | мероприятия |
|
|
Планируемые результаты:
- умения видеть красоту в окружающем мире;
- умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации программы «Гармония» по воспитанию и социализации школьников.
Основные показатели эффективности реализации программы «Гармония» выступают:
1.Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс класса и школы.
Инструментарий мониторинга:
-опрос (беседа, анкетирование, интервьюирование);
-тестирование;
- психолого-педагогическое наблюдение (сопровождение).
Критерии оценки эффективности воспитательного процесса:
- охват внеурочной деятельностью(отчет классного руководителя);
-состояние преступности(справки);
-уровень воспитанности;
-уровень сплоченности коллектива;
-сформированность познавательного потенциала (Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ);
-сформированность нравственного потенциала (Методика Н.Е.Щурковой "Размышляем о жизненном опыте");
- сформированность коммуникативного потенциала потенциала (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся);
- сформированность физического потенциала (показатели физического здоровья и результаты участия в соревнованиях и пр.) ;
- сформированность эстетического потенциала (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся);
- удовлетворенность обучающихся и их родителей школой (методика Е.Степановой);
-результативность участия обучающихся в мероприятиях (сводная таблица участия и результативности);
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую тетрадь по русскому языку (не является родным)
учителя русского языка и литературы Кашаевой Валентины Владимировны
МБОУ СОШ № 2 г. Салехард ЯНАО
Рабочая тетрадь по русскому языку является образовательным продуктом, в основе которого лежит деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. Она является дополнительным дидактическим пособием для детей 9-10 лет, находящихся на этапе изучения русского языка (не является родным), которое помогает формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения русским языком. Инновационный характер содержит выбранная учителем модель обучения: «Я делаю – я усваиваю», которая решает актуальную задачу обучения русскому языку детей слабо или не владеющих русским языком. Принцип деятельности лежит в основе каждого учебного занятия, поэтому школьники оказываются в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: им предлагаются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов. Учитель, применяя технологию деятельностного метода, учит извлекать знания из проблемной ситуации, создает специальные условия (например, игра «В мастерской художника», «Ателье мод»), в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Речевой тренинг позволяет осуществлять мониторинг формирования у обучающихся понятий, представлений о жизненных ситуациях, окружающем мире, выявлять степень понимания языковых форм, употребляемых ими для выражения мысли. Формы занятий и приемы обучения закрепляют полученные знания правописания, связи слов в словосочетании, грамматическом строе языка, способствуют активному применению как в письменной, так и в устной речи. Диалог является основным средством развития устной и письменной речи и способствует формированию общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Благодаря ролевым играм, тренингу и проектной деятельности растет творческий потенциал, познавательные мотивы обучающихся.
Учитель русского языка и литературы Гладкова Н.В..
МБОУ СОШ № 2
5 февраля 2018 г.
