Распространение опыта использования различных образовательных технологий

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к итоговому сочинению. Рабочая тетрадь Кашаева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Салехард

Слайд 2

Рабочая тетрадь по литературе – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе школьника по подготовке к итоговому сочинению.

Слайд 3

Рабочая тетрадь предназначена для : активизации самостоятельной работы обучающихся в процессе освоения теоретического и практического материала при выполнении учебных заданий, учебных и творческих проектов, а также формирования функциональной грамотности; расширения границ образовательного процесса за счет большого количества разнообразных заданий, упражнений, тестов, графической и проектной документации, направленных на формирование системного мышления, развитие их творческих и исследовательских способностей; обучения школьника рациональному использованию учебного времени, повышению плотности занятия и интенсификации учебного процесса; формирования у обучающихся навыков планировать свою работу, оценивать и публично представлять результаты собственной учебной и творческой деятельности.

Слайд 4

Структура и содержание рабочей тетради Модуль 1 . Тема сочинения. Задания для самостоятельной работы: типовые, творческие и развивающие. Модуль 2 . Вступление. Упражнения , вопросы для самостоятельной работы : алгоритм написания, образцы, развивающие и творческие задания. Модуль 3. Основная часть. Алгоритм написания, тексты для самостоятельной работы, задания для самоконтроля , список литературы. Модуль 4. Заключение. Вопросы для самостоятельной работы : алгоритм написания, образцы, развивающие и творческие задания. Модуль 5.Ремкомендации по написанию сочинения-рассуждения

Слайд 5

Функции рабочей тетради в подготовке к итоговому сочинению О бучающая . Предполагается формирование у старшеклассников необходимых знаний и умений для написания итогового сочинения. Развивающая . Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии умений написании сочинения-размышления на литературную тему. Формирующая . Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического выполнения заданий рабочей тетради. Контролирующая . Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений как постоянно , так и на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.

Слайд 6

Модуль 1 . Тема сочинения. Анализ темы. Алгоритм: Шаг 1 . Выделение ключевых слов. Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ в романе «Евгений Онегин» В чем состоит своеобразие РОМАНТИЗМА М. Лермонтова? ЖАНРОВОЕ своеобразие КОМЕДИИ «Горе от ума ». Шаг 2 . Определение способа формулирования темы (утверждение, вопрос, понятие). Тема-утверждение Тема-вопрос Тема-понятие Необходимо доказать или опровергнуть высказанное суждение, подобрав соответствующие аргументы. Например, «Хлестаковщина – социально-психологическое явление» Развернутый ответ на вопрос: первое, необходимо сформулировать краткий ответ-суждение (идею сочинения), второе, подобрать доказательства. Например, За что и против чего борется Чацкий? В теме дается общее указание на идею сочинения, поэтому необходимо самостоятельно на основе темы сформулировать вопрос, ответ-суждение, тезис, подобрать аргументы. Например, «Антитеза - основное средство изображения в романе «Евгений Онегин» - «Какова роль антитезы в романе «Евгений Онегин?»

Слайд 7

Задание 1. Прочитайте темы сочинения. Во второй столбик выпишите ключевые слова к каждой теме. Работа в паре. Тема Ключевые слова Как вы понимаете смысл фразы: "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние". Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду? К чему может привести отчаяние? Задание 2. Прочитайте предложенные темы сочинений и сформулируйте заключенный в них проблемный вопрос. Работа в паре. Например: Вечно надеяться, никогда не отчаиваться - таково свойство человека большой души. ( Луций Флор) – Кого можно назвать человеком большой души? - Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. (В. Гюго)

Слайд 8

Задание № 5. Групповая работа. Укажите произведения, на примере которых могут быть раскрыты следующие темы сочинений. 1.Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Модуль № 2. Вступление сочинения . Общие требования к написанию вступления:

Слайд 9

Приемы написания вступления: Вступление по теме: « Потерять надежду – значит сдаться ?» Тема бытия занимает особое место в литературе. Размышляя над тем, какую роль в жизни человека играет надежда , можно увидеть, как, подчинившись лжи, предав близких, отчаявшись, Юра Рябинкин из «Блокадной книги Д. Гранина обретает надежду , ему захотелось жить по-другому. А герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова, проявив сострадание, сопереживание, сочувствие к человеку, отчаялся , потерял желание всем помогать. П исатели и поэты нескольких поколений искали ответ на вечный вопрос: можно ли, потеряв надежду, сдаться ?

Слайд 10

Модуль 4. Заключение. Алгоритм написания заключения . Заключение, в отличие от вступления, может носить более стандартный характер. Формула: вступление - вопрос, заключение – краткий ответ на этот вопрос. Законы написания заключения : - темы делятся на две части («Потерять надежду – значит сдаться?»); - во вступлении мы обращаемся ко второй части темы – сдаться (почему? в какой момент жизни?) - заключение пишется по первой части темы – потерять надежду; - в заключении следует упомянуть 1-2 слова из темы сочинения; - и вступление, и заключение должны быть связаны между собой и по содержанию, и по стилю; - к заключению следует приступать после написания вступления и плана сочинения, потому что в нем вы формулируете идею и выводы, к которым планируете прийти. Такая последовательность работы не позволит вам отклониться от темы в основной части; - заключение строится по принципу цепочки: от основной мысли к заключительной цитате или обобщающему предложению; - объем заключения – 4-5 предложений.

Слайд 11

Задание 7. Напишем вместе вступление и заключение на тему: «Потерять надежду – значит сдаться?»; затем приведем два аргумента для основной части. Предлагаю несколько шагов: Разделим тему на части: Потерять надежду / значит сдаться? Значит, во вступлении будем писать о причинах и обстоятельствах, которые заставляют героя сдаться (приобретает силу); В основной части нам надо ответить на вопрос, который вытекает из темы: по какой причине, в какой момент и при каких обстоятельствах человек теряет надежду и к чему это в результате приводит: он сдается или отчаянно борется; В заключении подведем итог, ответив на вопрос: потеряв надежду, человек сдался (приобрел силу)?

Слайд 12

Заключение к теме: «Потерять надежду - значит сдаться?» Надежда - чувство, которое делает человека сильнее. Надеясь на лучшее, он готов на многое: бороться со своими недостатками, преодолевать препятствия, идти на жертвы. Потеряв надежду, кто-то опускает руки, просто ждет, когда кто-то или что-то изменит ситуацию к лучшему, он слабеет от бездействия, разрушает себя, сдается . Но это происходит не с каждым, потеряв надежду, люди ведут себя в зависимости от переживаемой ситуации и силы характера. Нельзя утверждать однозначно: потерял - сдался. Задание № 8 . Напишите заключение к теме сочинения: « Как вы понимаете смысл фразы: "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние" (задание № 6).

Слайд 13

Преимущества использования рабочей тетради 1.Использование тетради исключает необходимость тратить время на запись аудиторных и внеаудиторных заданий. 2 . Тетрадь на печатной основе дает возможность провести определенную подготовку старшеклассника на уроке. 3 . Она позволяет обучающегося более осознанно, целенаправленно проработать практическую часть. 4 . Тетрадь может содержать большое количество наглядности, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а в следствии этого более прочному усвоению знаний . 5. Работая с каждым заданием самостоятельно, в паре, в группе у обучающегося появляется возможность приложить свои способности , решить коллективно учебную задачу, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

Слайд 14

Информационные источники Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint Фон http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/129/136129669_lliella_YBrickRd_paper6.jpg Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н. Гоголь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели и средства направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный года Кашаева В.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард

Слайд 2

3. «Цели и средства» Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Слайд 3

Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности. С точки зрения философии, целью является необходимое условие жизни как для человека, так и для остальных организмов. Синонимы : намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень; мета, виды, конец, мечта, идеал, стремление, предмет (сладчайших грез), чтобы; самоцель, умысел, предел мечтаний, высшая цель, ориентир, смысл , установка, назначение, функция , миссия, мечта-идея Средство - прием, способ действий для достижения чего-н. или то, что служит какой-л. цели, необходимо для достижения, осуществления чего-л. Синонимы : способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; инструмент , система, путь, ресурс , состояние, метода, рецепт, снадобье , Источник: http://rustutors.ru/celi-sredstva.html

Слайд 4

Источник : http://vikent.ru/enc/7020/

Слайд 5

Афоризмы Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель. ( Паскаль) ... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель... ( К. Маркс) Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели . ( Либкнехт) У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. ( Леопарди ) Верный путь — тот, который ведет к жизни, к солнцу . ( Камю) Сколько дорог избирает и сколько находит доводов сердце, чтобы достичь того, к чему оно стремится! (Дюма-сын) Когда у человека появляется некая цель, время не замедляет свой бег, а убыстряет. (А . Ривароль ) Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим . (Сенека )

Слайд 6

Список литературы для обучающихся, читающих фэнтези , приключения и другое Д. Глуховской «Метро 2033» Р. Брэдбери «Марсианские хроники» Д . Лондон «Любовь к жизни» Р. Брэдбери «И грянул гром» А.К Дойл «Собака Баскервилей » С. Таунсенд «Дневник Адриана Моула » А. Кристи «Десять негритят » С . Коллинз «Голодные игры» Д. Браун «Код да Винчи », «Утраченный символ» В. Рот «Дивергент » Я. Сапковский «Ведьмак»

Слайд 7

Список художественной литературы, изучаемой по программе А . Пушкин «Выстрел» А. Пушкин «Пиковая дама» Н . Гоголь «Мертвые души» М. Лермонтов «Герой нашего времени» Ф. Достоевский «Преступление и наказание» Л. Толстой «Война и мир» Б . Пастернак «Доктор Живаго» А. Грибоедов «Горе от ума » А . Пушкин «Капитанская дочка» А. Пушкин «Дубровский»

Слайд 8

Список художественной литературы для не читающих обучающих (малый жанр) О. Генри «Последний лист » Н. Телешов «Белая цапля» А. Беляев «Голова профессора Доуэля » А . Чехов «Крыжовник» Б. Житков «Механик Салерно » А. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени» К. Паустовский «Старик в станционном буфете» Ч . Айтматов «Первый учитель » А . Алексин «Безумная Евдокия » В . Распутин «Уроки французского » М. Горький « Симплонский туннель»

Слайд 9

Примерные планы сочинений 1. Какую цель можно назвать благородной ? I. Вступление. Как я понимаю слово «благородство» и что такое благородная цель? II. Основная часть. Как в литературе раскрывается понятие «благородная цель»? О. Генри «Последний лист» Заболевшая пневмонией, юная художница Джонси теряет интерес к жизни. Она убеждена : когда упадёт последний лист с плюща, обвившего дерево, она умрёт . Ценою своей жизни старик Берман заставляет героиню устыдиться своего малодушия, возрождает в ней желание жить , нарисовав и закрепив на ветке свой последний лист. Его поступок можно назвать благородным.

Слайд 10

2.Ч.Айтматов «Первый учитель» Писатель показывает , что целеустремленность героя – великая сила против безграмотности, вызов устоявшимся традициям. Малограмотный парень устраивает школу в старой конюшне, каждый день перетаскивает на себе детей через горную реку, вступает в конфликт с безграмотными родителями, не понимающими пользы обучения, вырывает из рук родственников девочку Алтынай и отправляет ее учиться, открывает детям другой мир. И главное-он делает все бескорыстно. 3. В. Каверин «Два капитана» Чтобы восторжествовала справедливость, чтобы восстановить опороченное имя капитана Татаринова, Сане Григорьеву пришлось на протяжении многих лет искать доказательства о гибели экспедиции, вступать в конфликт с Николаем Антоновичем, пережить обвинения в смерти Марьи Васильевны, бороться с мещанскими замашками и подлостью Ромашова. Им двигала благая цель.

Слайд 11

III Заключение. Благородные цели – это цели, которые делают человека лучше, сильнее, счастливее. 2. Согласны ли вы с утверждением К . Маркса : « ...цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель ...» Вступление. Как вы понимаете выражение «правая цель»? Основная часть. Какие средства для достижения цели являются правильными? 1.А. Пушкин «Капитанская дочка». Чтобы достичь своей цели Швабрин готов на многое: перейти на сторону мятежников и присягнуть Пугачеву, лишь бы сохранить свою жизнь, силой удерживать в крепости Машу Миронову и склонять ее к браку, угрожая рассказать ,чья она дочь. Подлость и трусость делают его негодяем

Слайд 12

2. М. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи ». Красавица горянка так разительно отличалась от всех светских красавиц, которые были в жизни Печорина, что он решил выкрасть её из отцовского дома . Последствия этой истории были ужасны: пропал Азамат , от мести Казбича погибает Бэла - он не задумался о последствиях его поступков. 3. Н. Гоголь «Мертвые души» У Чичикова средство достижения цели : покупка мертвых душ . Он решил, накупив мёртвых душ и заложив их в казну как живые, получить денег, купить, быть может, деревеньку и обеспечить грядущее потомство. Безнравственность его действий заключалась в том, что он был готов покупать даже «мертвых».

Слайд 13

III . Заключение. Не всегда выбранные средства служат для достижения правой цели.

Слайд 14

Библиография 1.Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие/А.Г . Нарушевич , И.С. Нарушевич ; Под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Дону: Легион,2014.-96 с . 2. Кашаева В.В. ЕГЭ по русскому языку. Материалы для аргументации позиции ученика: учебно-дидактическое пособие .-Чехов, 2016, - 48 с . 3. http :// fipi.ru 4. http :// rustutors.ru/celi-sredstva.html 5. https ://briefly.ru/turgenev/mumu /



Предварительный просмотр:

Конспект

мастер -  класса

«Самоменеджмент как средство подготовки

старшеклассника к ЕГЭ»

Цель:

- формирование навыков самоорганизации, умения управлять собой, образовательной деятельностью,  руководить процессом жизнедеятельности в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, в общении, в деятельности, использовать испытанные методы работы в повседневной учебной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом организовать своё время и достичь высоких результатов ЕГЭ. 

Задачи:

- сформировать понятие «самоменеджмент»;

- научить пользоваться техникой и методами самоменеджмента;

-способствовать формированию умений применять полученные знания для решения учебных задач.

Ход мастер-класса:

- Нашу встречу мы начнем со слов известного менеджера Алена Маккензи: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным» (Слайд 1) .

Предлагаю Вам легкое результативное занятие: выполнить упражнение «Нарисуй дерево», под надписью «Рисунок 1» изобразите дерево (2-3 мин).

Рисунок 1.

Рисунок 2.

- Итак, мы начинаем (видео «Один день из жизни старшеклассника»)

- Безусловно, фактор времени является самым мощным стрессором. Выпускнику  хронически не хватает времени на качественную подготовку к ЕГЭ. Перед педагогическим сообществом стала острая проблема: «Как лучше организовать подготовку выпускника?» Были изучены различные методики, которые позволяют не только выявить причины чрезмерной занятости, но и предлагают варианты наиболее оптимальной организации учебной деятельности старшеклассника.

    Выдвинута гипотеза: старшеклассник, зная азы самоменеджмента, сможет правильно организовать свою подготовку к итоговой аттестации, избавится от стресса, научится находить время на отдых и досуг, что позволит ему улучшить результат на ЕГЭ. (слайд 2)

- Что же такое самоменеджмент?

- Составим информационную карту понятия (работа в паре).

Сравним результат.

самоменеджмент

Понятие (определение)

Цель, задачи

- Самоменеджмент – это…(Слайд 3-4)

- А как мы с Вами организуем свою работу? Давайте заполним анкету «Самоменеджмент: насколько хорошо вы распределяете свое время для подготовки к ЕГЭ ?» и узнаем (2-3 мин).

Самооценка в баллах: 0 — почти никогда; 1 — иногда; 2 — часто; 3 — почти всегда.

вопросы

ответы

1

Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования

2

Я перепоручаю все, что может быть перепоручено

3

Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации

4

Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно

5

Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь

6

Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний

7

Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности

8

В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы

9

Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах

10

Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать  другие, а мне необходимо выполнить более важные дела

- Проверьте свои результаты (слайд 4).

- И продолжим знакомиться с понятием  «самоменеджмент». Подберем однокоренные слова с первым корнем «само» (самовоспитание…).

- Многие из названных вами слов являются составляющими понятия «самоменеджмент» (слайд 5).

- В технике самоменеджмента можно выделить функция, соответствующие ей рабочие методы и приемы и достигаемый благодаря их использованию выигрыш во времени (слайд 7- 14).

- А теперь предлагаю пройти краткий практический курс самоменеджмента.

1. Анализ видов деятельности и расходов времени

МЕТОДИКА «КАПИТАЛ СВОЕГО ВРЕМЕНИ» 

Задание: заполнить таблицу.

п/п

Вид

деятельности

Время

(от-ДО)

Продуманность

(МИН)

А

Необходимая

работа

Б

Были ли

оправданы

затраты

В

Было ли

целесообразно выполнение

Г

Был ли

определен регламент

2. Листок дневных помех

Задание: заполнить таблицу.

Помехи, интервал (от - до)

Продолжительность в мин

Телефонный разговор или другое

Кто мешал?

Пометки (причины помех)

3. 30 самых существенных «поглотителей» времени

30 самых существенных «поглотителей» времени

Задание: выделите «свои» пять важнейших

  1. Нечеткая постановка цели.
  2. Отсутствие приоритетов в делах.
  3. Попытка слишком много сделать за один раз.
  4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и  путях их решения.
  5. Плохое планирование трудового дня.
  6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол.
  7. Чрезмерное чтение.
  8. Скверная система досье.

9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).

  1. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
  2. Недостатки кооперации или разделения труда.
  3. Отрывающие от дел телефонные звонки.
  4. Незапланированные посетители.
  5. Неспособность сказать «нет».
  6. Неполная, запоздалая информация.
  7. Отсутствие самодисциплины.
  8. Неумение довести дело до конца.

18.        Отвлечение (шум).

19.Затяжные совещания.

  1. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
  2. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь.
  3. Болтовня на частные темы.
  4. Излишняя коммуникабельность.
  5. Чрезмерность деловых записей.
  6. Синдром откладывания.
  7. Желание знать все факты.
  8. Длительные ожидания (например, условленной встречи).
  1. Спешка, нетерпение.
  2. Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел.
  3. Недостаточный контроль за перепорученными делами.

4. Ситуационный анализ своих успехов и неудач на жизненном пути (метод Кривая жизни)

Задание: заполнить таблицу

Мои успехи

Способности, которые помогли

Мои неудачи

Способности, которых недоставало

5. Принцип Эйзенхауэра                                                                                                                                        

                                                                                                                                                   

Срочные важные дела

Срочные менее важные дела

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Менее срочные важные задачи

Менее срочные менее важные задачи

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Задание (работа в паре):

1.Разбейте все дела по критериям важности и срочности на 4 группы.

2.Заполните форму.

Примерный перечень дел старшеклассника

  1. Посещение консультации по математике и обществознанию.
  2. Подготовка презентации по истории (завтра срок сдачи).
  3. Общение в чате класса.
  4. Пересдача  задолженности по литературе.
  5. Подготовка к пробному экзамену по профилю.
  6. Онлайн-игра в телефоне.
  7. Подготовка домашнего задания (7 уроков).
  8. Занятие в секции по волейболу.
  9. Пригласить в кино….
  10. Сходить в детский садик за братом.
  11. Помощь родителям по дому.

- Для чего мы прошли данные этапы?

- А теперь опять небольшое творческое задание: во второй части, под надписью рисунок 2, нарисуйте дерево. Сравните два изображения: какое Вам нравится больше? Надеюсь, работа изменила ваше самочувствие? Вы удовлетворены проделанной работой.

- Способы достижения желаемых результатов

1. Постановка цели.  Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда школьник хочет прийти. Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще». Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели.

2. Планирование.  Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и образовательных интересах. Планирование означает подготовку к реализации цели.

4. Принятие решений. Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Очередность выполнения заданий можно определять, пользуясь следующими критериями и методами:

принцип Парето (соотношение 80:20): в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов.

-принцип Эйзенхауэра  является простым вспомогательным средством в тех случаях, когда необходимо быстро установить приоритеты по таким критериям, как срочность и важность дела.

5. Реализация и организация.  Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Учеба должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.

6. Контроль.  Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задания:

- осмысление физического состояния;

- сравнение запланированного с достигнутым;

- корректировка по установленным отклонениям.

Необходимо регулярно, проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и свое время и составлять листок дневных препятствий.

7. Информация и коммуникация.  Для того чтобы экономить свое время на обработку информации, необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и использованию информации.

 - Закончить хочется опять словами  М. Ганди: «ТЫ САМ ДОЛЖЕН СТАТЬ ТОЙ ПЕРЕМЕНОЙ, КОТОРУЮ ТЕБЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ХОЧЕТСЯ СОВЕРШИТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ». 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта урока русского языка Мастер-класс Кашаева В.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Салехард

Слайд 2

Достижению поставленных задач способствует технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока , таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Современный урок носит проблемный и развивающий характер; формирует личностные и предметные компетентности, УУД; ориентирует на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности .

Слайд 3

Технологическая карта урока по ФГОС Конспект урока Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. Указываются только общие цели всего урока. Итак начнем, первое - разберемся, в чем отличие.

Слайд 4

Моя технологическая карта урока от издательства «Учитель» Шаг второй - выбираем технологическую карту.

Слайд 5

Шаг третий - формулируем цель урока. Примерный методический инструментарий образовательные развивающие воспитательные сформировать знания (УУД)… научить… закрепить… подвести к выводу… проанализировать степень усвоения материала… сформировать понятие… дать общую характеристику явления… устранить пробелы в знаниях… выработать знания и умения… развивать интерес к конкретной деятельности на уроке; развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы; формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля; содействовать развитию воли и настойчивости; развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций); развивать интерес к предмету; развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость; пробудить чувства учащихся (удивления. гордости, уважения, сопричастности); пробудить чувство ответственности, долга; вызвать чувство удивления и гордости… подвести учащихся к выводу… убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения;

Слайд 6

Шаг четвертый - планируем деятельность учителя и обучающихся на каждый этап урока. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Мотивирует учащихся. Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создает проблемную ситуацию. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой. Формулирует задание. Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения задания Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Записывают слова, предложения. Классифицируют. Выполняют упражнение в тетради. Высказывают трудности. По очереди комментируют. Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Работают на слух. Составляют схемы. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Слайд 7

Шаг пятый - повторим УУД основной школы. Регулятивные универсальные учебные действия : осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания и др;

Слайд 8

Коммуникативные универсальные учебные действия: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов и др;

Слайд 9

Познавательные универсальные учебные действия владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи и др;

Слайд 10

Прием «Формула ПОПС». П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) «Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу это доказать на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод, что…». З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать? Прием «ЗУХ» Прием «Инсерт» v знаю + новое ! интересное ? не понимаю Прием «Разбивка на кластеры» Прием «Таблица» Прием «Верные утверждения» набор приемов обучения Нам понадобится

Слайд 11

Не забываем о типовых заданиях по формированию УУД на уроках русского языка Задание «Модельер». 6 класс Для мотивации объясняется значение слова «модельер», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший модельер» Записать ответ одним словом-существительным. Кто играет на гитаре? Кто играет на скрипке? Кто играет на пианино? Кто играет на виолончели? Кто играет на барабане? Кто играет на баяне? 2. Определите способ образования слов? 3. Расскажите соседу по парте о других способах образования слов, вместе запишите примеры. «Я - редактор» (редактирование домашнего сочинения по критериям)

Слайд 12

Я – корректор Обучающиеся в паре исправляют ошибки, комментируя свою работу. Я считаю, что нужно жить весело и не горивать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любаваться природой, смотреть, как созривают плоды в саду, узновать травы в лесу и рассчитовать приятно провести остаток дней . Задание «Открыватель». Даны две подсказки. Выведите правило правописания. Работа в группе. 1.После Л перед СК всегда пишется……………. 2.После Н,Р перед СК не пишется………………, кроме слов-исключений: февральский, апрельский, июньский, июльский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, день-деньской. - Что у вас получилось? Докажите свою точку зрения.

Слайд 13

Задание «Вопрос-ответ». 5 класс. Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Текст». Форма выполнения задания: работа в группе. Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, представить группе, обсудить, поставить оценку. Практическое задание: учащиеся получают карточку с заданиями, после выполнения задание и проверки по ключам учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. Задание: Теоретический блок: План: Что такое текст? Как связаны предложения в тексте? Какие особенности характерны тексту? Задание «Какой я?» 1. Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием эпитетов и сравнений. Постарайтесь описать всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть отрицательными и положительными. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников.

Слайд 14

б/л Описание само оценка взаимо оценка оценка учителя 5 Ответ дается на высоком уровне в рамках задания 4 В основном, ответ дается на среднем, достаточном уровне. 3 Ответ дается, но качество нельзя назвать высоким. 2 Ответ дается не в полном объеме, постоянно требует доработки и исправлений. 1 Ответ дается на неудовлетворительном уровне. Теперь - листок контроля на уроке критерии самооценка взаимооценка оценка учителя 1. Справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал 2. Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить 3. Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д. 4. Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим………………………………… Вместе посмотрим вот это…………………………………… Прием «Оценочные суждения»

Слайд 15

Поделюсь, как организовать рефлексию . Продолжить предложения: - Интересно… - Познавательно… -Я бы с обозначенной темой выделил бы в нашей беседе такие моменты: во-первых,…,во-вторых,….,в-третьих … Прием «5 открытий урока». Учащимся предлагается закончить пять предложений: – на уроке я открыл для себя… – сегодня меня удивило… – возникли неожиданные мысли о… – сегодня на уроке я узнал… «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Прием «Мое открытие …» -А я лишь теперь понимаю, как надо… -Нет, я вот одного не могу понять… Я стал сегодня… Прием «3 более» Более… Более… Более…

Слайд 16

Мы достигли последнего этапа урока… Предлагаю нашу работу закончить словами Гумбольдта Вильга: «Поистине серьезное стремление к какой-либо цели — половина успеха в ее достижении». Творческих успехов!