Виртуальный класс по подготовке к ОГЭ
ОГЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Клише сочинения - рассуждения
Материалы к рассуждению «Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова»,- утверждал М. Горький»
Тезис Какую мысль мы будем доказывать? | С помощью слов мы выражаем, передаем, воздействуем. |
Аргументы Какие доводы мы выскажем, какие приведем доказательства? | 1…. 2…. 3…. |
Примеры | 1.Описание характера 2.Процесс формирования личности |
Вывод | Слова – средство создания образа человека. |
Образец задания 9.1.
«Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова»,- утверждал М. Горький. С данным утверждением трудно не согласиться, потому что с помощью слов мы выражаем свои чувства, передаем знания, воздействуем на других.
Во-первых, подчеркивая особенности характера Суворова, автор применяет эпитет «страстная любознательность» (№…), выделяя таким образом главное в жизни полководца - желание постигать новое.
Во-вторых, показывая процесс формирования личности Суворова, Осипов конструирует в тексте простые предложения, осложненные однородными сказуемыми (№…). Портрет героя создается однородными дополнениями и определениями(№…).
Таким образом, простые ясные слова - эпитет и однородные члены - помогают рассказать о полководце, о процессе формирования его личности.
(94 слова)
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по приемам работы над сочинением на лингвистическую тему
Кашаева Валентина Владимировна,
Гладкова Надежда Винадиевна,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» г. Салехард
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классах (за курс основной школы) предполагает экзамен в новой форме. Особую трудность вызывает часть 3, которая выполняется на основе прочитанного текста. В учебном пособии «Русский язык. 9-ый класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009» под редакцией Н.А.Сениной, рекомендовано в Перечне учебных изданий ФИПИ для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, предложены несколько тем сочинений на лингвистическую тему. Одна их таких тем – это
С2.1. Сочинение – рассуждение « Как правильно написать письмо?»
С2.2. Сочинение – рассуждение по предложенному высказыванию из текста.
Мы предлагаем учащимся приемы работы над сочинением на лингвистическую тему. Кроме того, в работе представлены сочинения – рассуждения, созданные на основе предложенного в пособии Н.А.Сениной текста, а также таблица оценивания данных работ в соответствии с критериями для экспертов ГИА.
В качестве приложения предлагаем презентацию, которая позволит сделать подготовку учащихся более эффективной.
Часть 1
Занятие №1.
Учащиеся знакомятся с заданием. Обращаем внимание на то, что необходимо найти и привести два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие размышления учащихся, при этом указывая номера нужных предложений или применяя частичное цитирование.
Акцентируем внимание учащихся на том, что можно написать работу в жанре письма от своего имени или от имени одного из одноклассников Владика. Начать сочинение можно как этикетной формой письма, так и собственным высказыванием.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
На этом же уроке объясняем структуру будущего сочинения, отрабатывая при этом варианты вступления.
В зависимости от уровня подготовки учащихся предлагаем два вида вступления.
Вступление 1
- Здравствуй, Владик! С большим удовольствием готов помочь тебе написать сочинение в жанре письма…
- Владик! Никогда не нужно отчаиваться, если ты чего-то не знаешь. Я помогу тебе разобраться в том, как правильно написать письмо…
- Дорогой, мой Владик! Чтобы правильно написать письмо, необходимо знать характер информации и композицию письма.
- Делаем вывод : чтобы правильно написать письмо, необходимо знать адресанта и характер информации, коммуникативную задачу и композицию письма.
Вступление 2.
- В современном мире жанр письма постепенно исчезает. Почему так происходит? Может быть, потому что мы не знаем «законы» жанра?
- С древних времен человечество пишет письма, в которых делится важной информацией. А часто ли мы задумываемся над тем, как правильно написать письмо?
- Многие из нас любят получать письма. Но не всегда охотно на них отвечают. Почему? Владик, ты тоже столкнулся с этой проблемой. Так как же правильно написать письмо? Попробуем разобраться вместе…
- Делаем вывод - чтобы правильно написать письмо, необходимо знать : характер информации, коммуникативную задачу, основные законы жанра.
На этапе закрепления учащиеся совершенствуют навыки написания вступления.
Далее знакомим со структурой основной части письма. Обращаем внимание на характер сообщения, коммуникативные задачи.
Основная часть
Во – первых, коммуникативная задача письма состоит в том, чтобы …
- информировать
- поздравить
- поблагодарить
- извиниться
- сообщить новости
- воздействовать на адресата
- убедить его в чем-либо
- выразить согласие или отказ
Приводим примеры из предложенного текста (номера нужных предложений или частичное цитирование).
Во –вторых , Владик, необходимо помнить, что письмо, как и сочинение, имеет свою композицию
- Вступление – приветствие и благодарность за полученное письмо;
- Основную часть ( характер сообщения):
- Личное письмо – здесь ты можешь поделиться впечатлениями от какого-либо события, рассказать о себе, своих увлечениях и занятиях.
- Деловое письмо – выражение просьбы, требования, пожелания, отказа или согласия.
- Заключение - прощание и выражение надежды на получение ответа.
Примеры из предложенного текста (номера нужных предложений или частичное цитирования).
Например:
Заключение . Таким образом ( выражаю надежду, уверен в том…) что мои рекомендации, Владик, помогут тебе вовремя и правильно отвечать на письма.
Занятие №2. На этом занятии знакомим учащихся с композиционными и жанровыми особенностями личного и делового письма. Комментируя функции коммуникативной задачи, обращаем внимание на речевые клише, которые могут быть использованы для оформления письменной речи.
Далее предлагаем учащимся таблицы, которые помогут им в оформлении письменного высказывания.
Таблица 1
Письмо, его характеристика (основание) словарик | |
Адресант – отправитель | официальное лицо – неофициальное знакомый – малознакомый – незнакомый близкий – родной |
Адресат – получатель | официальный – неофициальный |
Информация | деловая – неделовая |
Коммуникативная задача | сообщить, оповестить, поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами и т.п. |
Таблица 2
Композиция письма | |||
Личное письмо | Деловое письмо | ||
Приветствие или обращение | Название того, кому предназначено письмо | Приветствие или обращение | Название того, кому предназначено письмо |
Вступление | Извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, пожелание . | Основная часть | -Выражение просьбы, требования, пожелания, согласия - Мотивировка действия |
Основная часть | Изложение информации, интересующей адресата | Заключение | Выражения уважения, почтения… |
Заключение | Выражение уважения, преданности, почтения и т.д. | Подпись. Дата. | |
Подпись. Дата. | |||
Таблица 3
Речевые стандарты-клише для письма | |||
Сообщения | Выражения согласия или отказа | Выражение просьбы, требования | Выражение благодарности, пожелания |
Сообщаем Вам о том, что | Я согласен с вами в том, что.. | Я просил (а) бы написать, ответить… | Я хочу поблагодарить… |
Ставим (Вас) в известность о том, что… | Хочу выразить Вам свое согласие ( несогласие, отказ)… | Я требую( советую) позвонить, сообщить… | Мне хочется поблагодарить… |
Извещаем … | Позвольте Вам ( тебе) отказать… | Обращаюсь к Вам (тебе) с просьбой… | Я хотел (а) бы …. за то, что… |
Доводим до Вашего сведения ( то, о том), что … | Вынужден(а) Вам (тебе) отказать… | Очень прошу Вас (тебя) | Большое спасибо за то, что… |
Информируем… | Вынужден(а) согласиться с Вами ( с тобой)… | Будьте любезны… | Как я благодарен (благодарна) Вам (тебе) за… |
Напоминаем … | Если Вам (тебе ) не трудно… | Вы не можете себе представить, как я Вам (тебе)… | |
Уведомляем Вас о том, что… | У меня к Вам ( тебе) большая просьба… | Позволь (те) пожелать Вам ( тебе)… | |
Таблица 4
Композиционная стройность ( речевые стандарты-клише)
Вступление | Основная часть | Заключение |
Здравствуй, милый друг! | Получил (а) твое письмо… | До скорой встречи! |
Уважаемый (ая)… | В ответ на Ваш запрос… (просьбу, письмо) | Надеемся на сотрудничество (пони мание)… |
Здравствуй, Владислав! | Спасибо за письмо! | Пиши. До свидания! |
Многоуважаемый (ая)… | Хочу поблагодарить Вас (выразить свое почтение)… | Ваш друг… Искренне Ваш… |
Уважаемый и дорогой… | Обращаюсь к вам ( тебе) с просьбой… | |
Милая и дорогая… | Крепко тебя обнимаю… | Ваш почитатель ( читатель, знакомый, друг)… |
Владик, … | С дружеским приветом к тебе ... | С наилучшими пожеланиями… |
Таблица 5
Средства организации связного текста письма | |||
Название средства | Пример | Значение | Функция |
Риторическое обращение | Мечты, мечты! Где ваша сладость? | Высказывание адресуется неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. | Усиливает выразительность речи |
Риторическое восклицание | Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. | Высказывание адресуется неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. | Усиливает эмоциональное состояние. |
Риторический вопрос | Знаете ли вы украинскую ночь? Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? | Вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. | Усиливает выразительность речи, эмоциональное состояние . |
Обращение | Капитан, капитан, Улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля. | Называет объект, которому обращаются с речью. | В письме является этикетной формулой приветствия. |
Вводные слова | Безусловно, надо уметь писать письма. | Вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. | Указывают на связь мыслей, последовательность изложения материала. |
Уточняющие члены предложения | Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. | Уточнение места, времени, действия. | Служат для уточнения и пояснения значений членов предложений. |
Эмоционально окрашенная лексика | Бабушка, я очень по тебе скучаю. Милый друг мой! Получил твоё долгожданное письмо. Огромное спасибо тебе. | Слова, выражающие чувства, настроения, отношение говорящего к происходящим событиям.. | Усиливает выразительность речи, эмоциональное состояние . |
На этапе закрепления предлагаем по тексту делового и личного письма сформулировать коммуникативную задачу, выделить композиционные части, характер сообщения, найти различные средства организации письма. В конце занятия выстраиваем алгоритм работы над основной частью.
Алгоритм работы над основной частью
Шаг 1. Прочитай внимательно текст.
Шаг 2. Определи адресанта, характер информации, коммуникативную задачу.
Шаг 3. Найди примеры, иллюстрирующие основную цель адресата.
Шаг 4. Логично и последовательно построй письменное высказывание. Не нарушая абзацного членения текста. Используй при этом вводные слова: во-первых, во-вторых, в – третьих.
Образец.
Вариант 1.
Здравствуй, Владик! Никогда не нужно отчаиваться, если ты чего-то не знаешь. Я помогу тебе разобраться в том, как правильно написать письмо.
Во-первых, тебе необходимо определить тип письма: личное или деловое? Зная это, ты сможешь правильно сформулировать для себя коммуникативную задачу. Во- вторых, не нужно забывать, что письмо, как и сочинение, имеет свою композицию. В первой части (приветствие) ты поблагодаришь адресанта за полученное письмо. В основной части ты сможешь поделиться впечатлениями от какого – либо события, рассказать о себе, своих увлечениях ( личное письмо). В заключении попрощаться и выразить надежду на получение ответа.
Таким образом, я уверен в том, что мои рекомендации помогут тебе, Влад, правильно писать письма.
17 мая 2009 г. Твой друг Сережа
Вариант 2.
Дорогой мой друг! В современном мире жанр письма постепенно исчезает. Почему так происходит? Может быть, потому, что мы не знаем «законы» жанра? Так в чем же основная суть этих «законов»?
Все очень просто. В начале работы важно определить каков будет характер письма, кому оно предназначено. В зависимости от адресата мы будем использовать определенную лексику и пользоваться определенными клише. В деловом письме мы поделиться информацией либо попросим предоставить нам важные для нас сведения. В личном - сможем поделиться своими чувствами и впечатлениями, рассказать о себе и своих увлечениях. Чтобы не допустить ошибки в построении письма, мы должны помнить, что независимо от характера информации, композиция письма остается одинаковой: вступление (приветствие), основная часть (характер сообщения) и заключение (прощание).
Таким образом, если использовать все эти рекомендации, то без труда можно справиться с этой нелегкой задачей.
20 мая 2009 г. С уважением Перов Игорь Николаевич
Часть 2
(1) Писать о Вас , Михаил Михайлович, нелегко, потому что надобно писать так же мастерки, как пишете Вы, а это, я знаю, не удастся мне. (2)Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете. (3) Немногие наши писатели обладают этим уменьем в такой полноте и силе, как Вы. (4) Но, вчитываясь в книги Ваши, я нашел в них еще одно, более значительное достоинство и уже исключительно Ваше; ни у кого другого из русских художников я его не вижу.
(5) Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют. (6) Я очень долго восхищался лирическими песнопениями природе, но с годами эти гимны стали возбуждать у меня чувство недоумения и даже протеста. (7) Есть нечто «первобытное и атавистическое» в преклонении человека пред красотой природы,- красотой, которую он сам, силою воображения своего, внес и вносит в нее.
(8) Ведь нет красоты в пустыне, красота – в душе араба. (9) И в угрюмом пейзаже Финляндии нет красоты, - это финн ее вообразил и наделил ею суровую страну свою. (10) Человек научился говорить прекрасными, певучими словами о диком реве и вое зимних метелей, о стихийной пляске губительных волн моря, о землетрясениях, ураганах. (11) Человеку и слава за это, пред ним и восторг, ибо это сила его воли, его воображения неутомимо претворяет бесплодный кусок Космоса в обиталище свое, устраивая Землю все более удобно для себя и стремясь вовлечь в разум свой все тайные силы ее.
(12) Так вот, Михаил Михайлович, в Ваших книгах я не вижу человека коленопреклоненным пред природой. (13) Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармонического сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас.
(14) Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых,- удивительно богат и широк мир, познанный Вами. (15)И еще удивительней обилие простейших и светлых слов, в которые Вы воплощаете любовь Вашу к Земле и ко всему живому ее, ко всей «биосфере».
(По М.Горькому)
294 слова
Познакомьтесь с ситуацией, изображенной художником.
Помогите Владику написать письмо. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Как правильно написать письмо».
Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте еще раз текст Горького. Найдите и приведите примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие ваши размышления.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Вы можете написать работу от своего имени или от имени одного из одноклассников Владика. Можно использовать жанр письма, начав сочинение этикетной формулой приветствия.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Нет красоты в пустыне, красота – в душе араба».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С 2.2 Фразу «Нет красоты в пустыне, красота – в душе араба» я понимаю так: человек с помощью воображения, своего духовного развития любой предмет, уголок природы делает красивее и прекрасней.(9,10,11)
Я согласна с мнением автора, Михаил Михайлович был художником слова, человеком, который знал мир и жил с ним в гармонии и смог простыми словами оживить все, что изображал. Он смог сохранить красоту в душе и передать нам.(13, 14, 15)
Таким образом он выражал свою любовь к природе , ко всему живому.
С 2.2
Дорогой Миша!
Извини, что так долго не писал. Очень рад, что у тебя тоже все хорошо.
На прошлой неделе прошел ледоход, и нам удалось покататься на катере по реке Обь. Было так интересно! Еще раз убедился, как прекрасен наш Ямал. Суровый северный край вызывает восхищение, и трудно согласиться, что красота создается воображением, что «красота – в душе» . (7, 9,10) Природа красива! Как можно не восторгаться осенним разноцветным ковром тундры!? Как можно не любить карликовую березку!? Я убежден, что большинство людей любят мир, в котором живут, познают его. (13, 14)И это вызывает только уважение.
Надеюсь, что ты тоже полюбишь Ямал. С наилучшими пожеланиями Влад.
2 июня 2009 г.
Список литературы
- Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А.Русский язык: Учебник для 8-го класса основной школы. /Под науч. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 3-е испр.-М.: Баласс,2008.-208 с.
- Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 8-й класс.- М.: ООО «с-инфо», ООО «Баласс», 2004.-112 с
- Барова Е.С . Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 –го классов. Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией Е.В. Бунеевой.- М.: ООО «с-инфо», ООО «Баласс», 2007
- Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных школ. В 2-х ч. /Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «с-инфо», ООО «Баласс», 2007
- Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации/Под ред. Т. Ладыженской.- М.: «С-инфо», «Баласс», 2007
- Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. Энциклопедия, 1990.-685 с.: ил.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя.-3-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение,2002-399 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В. Джаиджакова,Н.П. Кабанова.-3-е изд. испр.-М.: Айрис-пресс, 2006.-768 с.
- Сенина Н.А.,Гармаш С.В., Диденко С.А.,Кобякова Г.Н. Рксский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009: учебно – методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ под ред Н.А. Сениной.- Ростов н/Дону: Легион,2008.- 399 с.- (Итоговая аттестация)
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Часть 2
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) оно устраивалось (предложение 1)
2) друзья были (предложение 2)
3) мне представилось (предложение 3)
4) который был расположен (предложение 4)
Ответ: ___________________________.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Моё детство прошло в глухой(1) ангарской деревне(2) в четырёхстах километрах от Иркутска. Жили мы бедно(3) вся деревня жила бедно(4) земли для хлебов были худородные(5) мошка (мелкий гнус) заедала скотину(6) которая днями спасалась только под дымокуром(7) и лишь на короткие(8) ночные часы(9) выбегала на выгон. Да и сами мы ходили в сетках из конского волоса(10) натягиваемых на голову(11) мазались дёгтем. Колхоз наш не вылезал из долгов(12) и жила деревня огородами.
Ответ: ___________________________.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «ангарская деревня», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕЗДОННЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ОТКРЫТЫ (окна) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ЗАРОСЛИ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова можно проверить ударением.
4) ПРОЧЬ – в наречиях, оканчивающихся на шипящий всегда пишется -Ь-
5) (строил) ПО-НОВОМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО - и суффикса -ОМУ.
Ответ: ___________________________
(1) В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2) К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3) А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.
(4) Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до конца...
– (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.
– (8) Она... была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – (9) Здравствуй!..
(10) Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11) Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(12) В кухне на окне стояла пустая клетка... (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
(16) Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта.
(17) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен...
– (18) Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
– (19) Нет... у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20) А вот зерна... (21) Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…
– (22) Но ведь тут, на кухне, темно и жарко... и пахнет газом. (23) Зачем же вы ее сюда?..
– (24) Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так – Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25) Ну, в общем, мешала ей...
– (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.
– (27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
– (28) Недаром тебя в школе называют Писклей!
(29) Ещё бы… (30) Ведь я твоя сестра!
– (31) А ты мне не сестра… – выпалил Колька.
(32) До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою вину.(35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
– (36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду… (38) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
(39) Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (40) Елена Станиславовна опустила голову.
– (41) Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (42) Колька качнулся... (43) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.
– (44) Она умерла... а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор...
– (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – (48) Мы его так встретили... (49) Неля марш приготовила. (50).Подумаешь, птицы!..
(По А.Алексину)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В этот день родные люди устроили мальчику торжественный приём, праздник.
2) В этот день Кольке подарили красивую клетку для птицы.
3) В этот день Неля впервые назвала Кольку братом.
4) В этот день Колька узнал, что его любимая чайка умерла.
5) В глубине души она считала, что виновата перед Колькой.
Ответ: ___________________________
Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1)«Она сдохла», – набравшись мужества, ответил отец».
2) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
3) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен...
4) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
5) Где моя Черная Спинка?
Ответ: ___________________________
Лексический анализ.
Найдите в тексте синонимы к слову ОБЛУПИВШИМСЯ (предложение 3).
Выпишите один из этих синонимов.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевич Паустовского: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: "Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – Мы его так встретили… Неля марш приготовила. Подумаешь, птицы!" Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать ответственным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
2-4
3-23456101112
4-деревня на Ангаре
5-15
6-15
7-2
8-облезший/слезший/отвалившийся
Предварительный просмотр:
Вариант 2
Часть 2
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) стадо пришло на мыс (предложение 1)
2) мы протянули и преградили (предложение 2)
3) нам оставалось охранять (предложение 3)
4) я стал разглядывать (предложение 4)
5) лежал какой-то комочек (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Меня много упрекали за сибирский диалект(1) которым я пользуюсь(2) якобы без меры. Но что такое диалект? Это местные прибавки к языку(3) заимствования от местных народов(4) подвёрнутые под нашу речь(5) обозначение областной предметности. Пользоваться диалектом(6) прежде всего(7) нужно разумно. Но ведь за диалект(8) зачастую принимают русский язык(9) измененный позднейшими наростами корневой породы. Свое предлагают зарыть ещё глубже(10) а чужое (11) валом повалившее(12) из «красивых» стран(13) принять с великими почестями.
Ответ: ___________________________.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «пользоваться разумно», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИУЧИТЬ – в приставке пишется буква -И, т.к. слово имеет значение «прибавление».
2) (бойцы) МУЖЕСТВЕННЫ – в краткой форме имени прилагательного всегда пишется НН.
3) ЗОРЕВАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова является исключением из правила.
4) ВЕРНИСАЖ – в существительных м.р., оканчивающихся на шипящий не пишется -Ь-
5) ПИСЬМЕЦО – в суффиксе существительного ЕЦ всегда пишется буква -Е.
Ответ: ___________________________
(1) Давно мне хочется написать о школе. (2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека. (3) Кроме знаний. (4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. (5) Плохие или хорошие. (6) Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. (7) И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. (8) Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины. (9) То же самое происходит с нашими впечатлениями и воспоминаниями об учителях.
(10) Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. (11) За справедливость, за объективность. (12) И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (13) Взаимность эта хорошо известна опытным учителям. (14) Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (15) Разумеется, не только из них. (16) Любовь рождалась по-разному. (17) Талантливых учителей не так уж много. (18) Талант всегда редкость.
(19) Кроме таланта, есть и другое – есть еще любимые учителя. (20) Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. (21) Наверное, можно заслужить любовь, не имея отпущенных природой педагогических способностей. (22) Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
(23) Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. (24) Кто из них получал нашу любовь? (25) За что? (26) Физику преподавал нам известный профессор З. (27) Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным. (28) Но! (29) Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молодой учительнице Ксении Евгеньевне, вернее, мы полюбили ее и через нее уже учебный предмет. (30) Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но все равно мы ее любили. (31) Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
(По Д.А. Гранину)
Даниил Александрович Гранин (р. 1919) – русский советский писатель и общественный деятель, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Школа оставляет в характере каждого человека особый след.
2) Школа – прекрасная пора детства.
3) Школа – место, где ребята получают отличные знания.
4) У рассказчика нахлынули воспоминания.
5) Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
Ответ: ___________________________
Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эллипсис.
1) …Что остается от учителя, от класса в характере человека. Кроме знаний.
2) Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых.
3) За что?
4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие.
5)«Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным».
Ответ: ___________________________
Лексический анализ
Замените разговорное слово ВРЕЗАЛИСЬ (предложения 6) нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Михаила Васильевича Ломоносова: «Российская грамматика есть знание, как говорить и писать чисто русским языком по лучшему, рассудительному его употреблению». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать учителем?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
2-24
3-1345679101113
4-пользоваться разумом
5-34
6-15
7-14
8-запомнилось
Предварительный просмотр:
Вариант 3
Часть 2
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) человек строил (предложение 1)
2) сам начертил (предложение 2)
3) остаток прожить (предложение 3)
4) я стал разглядывать (предложение 4)
5) все привнесено вкусом (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Шли большие военные учения (1) и мы(2) моряки3() тоже в них участвовали. Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли(4) прибывших накануне десантников и вышли в море(5) чтобы доставить их в назначенное(6) командованием место. Когда покидали базу(7) погода была сносная(8) а потом испортилась. Налетел ветер(9) пригнал громадную тучу(10) хлынул проливной дождь. Когда мы уже высадились на берег(11) радист(12) с которым мы(13) вместе добирались с корабля(14) обратился ко мне.
Ответ: ___________________________.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «вышли в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного пишется одна Н.
2) ВЫЖГИТЕ (узор) – в окончании глагола IIспряжения пишется И.
3) ПРЕСТУПИТЬ (закон) – приставке ПРЕ имеет неясное значение.
4) РУЧОНКА – в суффиксе существительных после шипящего под ударением пишется О.
5) РОСТОЧЕК – безударная гласная корня проверяется словом «Рост».
Ответ: ___________________________
(1) Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос.
(2) Его спрашивали: «Кем ты будешь?» (3) И папа всегда, не задумываясь, отвечал на этот вопрос. (4) Но каждый раз он говорил по-другому. (5) Сначала папа хотел стать ночным сторожем. (6) Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит…
(7)Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека. (8) Человек этот все время играл с вагонами и паровозами. (9) Да не с игрушечными, а с настоящими! (10) «Кто это?» – спросил папа. (11) «Это сцепщик вагонов», – ответили ему. (12) И тут маленький папа, наконец, понял, кем он будет…
(13) Но скоро он захотел стать летчиком. (14) Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. (15) Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем.
(16) А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. (17) Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она захотела погладить его по голове. (18) Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. (19) А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком.
(20) А по улице шел незнакомый военный. (21) Он остановился и стал смотреть на папу.
(22) Смотрел, смотрел удивленно, а потом спросил:
– (23) Ты что это делаешь, мальчик?
– (24)Я хочу стать собакой, – сказал папа. (25) Тогда незнакомый военный спросил:
– (26)А человеком не хочешь быть?
– (27)А я уже давно человек! – сказал папа.
– (28) Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? (29) Разве человек такой? – (30)А какой же? – спросил папа.
– (31)Вот ты подумай! – сказал военный и ушел. (32) Он совсем не смеялся и даже не улыбался. (33) Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. (34) И он стал думать. (35) И чем больше он думал, тем больше стыдился. (36) Военный ему ничего не объяснил. (37) Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. (38) А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. (39) Когда его спросили об этом опять, он вспомнил военного и сказал:
– (40) Я буду человеком!
(41) И тут никто не засмеялся. (42) И маленький папа понял, что это самый правильный ответ. (43) Прежде всего надо быть хорошим человеком.
(По А. Раскину)
Александр Борисович Раскин – русский советский писатель, сатирик, сценарист. Автор популярного сборника прозаических миниатюр для детей «Как папа был маленьким».
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Он понял, что главное в жизни – быть хорошим человеком независимо от выбранной профессии.
2) Он понял, что он плохой человек.
3) Он понял, что быть хорошим человеком престижно и материально выгодно.
4) Он понял, что хорошим человеком необходимо стать, чтобы все тебя почитали.
5) Он понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию
Ответ: ___________________________
Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является.
1) Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил.
2) Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается?
3) А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой.
4) А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком.
5) Прежде всего надо быть хорошим человеком.
Ответ: ___________________________
Лексический анализ
Замените выражение как-то раз (предложения 7) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать учителем?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Предварительный просмотр:
Вариант 4
Часть 2
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) взглянув на человека (предложение 1)
2) дом и хозяин являются противоположностью (предложение 2)
3) печать беспокойства (предложение 3)
4) бывает так (предложение 4)
5) человек сроднится с жильем (предложение 4)
Ответ: ___________________________.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Целясь(1) он прижался смуглой щекой к гранатомёту(2) улёгся поудобней. Я ещё подумал(3) что (4)так(5) наверное(6) все морские пехотинцы(7) скрывшиеся в складках земной поверхности(8) исправно (9)и по-хозяйски приготовились к тяжёлой(10) но необходимой работе. А кругом уже ревели моторы(11) тяжко грохотали гусеницы. Казалось(12) весь мир заполнился железным воем (14)и скрежетом. Подняв голову(15) я увидел танк совсем близко... Его тень(16) длинная (17)и уродливая(18) покачиваясь(19) легла на соседние кусты.
Ответ: ___________________________.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «железным воем», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЛИСИЦЫН – в суффиксе притяжательного прилагательного после Ц пишется Ы.
2) ПЕРЕЖИВАТЬ – глагол несовершенного вида с суффиксом ИВА .
3) ПРИСТРОЙКА – приставка ПРИ имеет со значением неполноты действия.
4) ЕЖОВЫЙ – в суффиксе прилагательного после шипящего под ударением пишется О.
5) СЕРЕБРЯНЫЙ – суффикс ЯН, слово-исключение.
Ответ: ___________________________
(1) Петя с мамой и сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил
учитель. (2) Вот раз мама пошла с девочками купаться. (3) А Петя остался один стеречь квартиру. (4) Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. (5) Она была из железной трубки. (6) В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. (7) Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь.
(8) Петя очень рассердился. (9) Он пошёл в кухню. (10) Наложил в плиту щепок, полил керосином, положил сверху пушку и зажёг. (11) «Теперь,небось, выстрелит!»
(12) Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел! (13) Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.
(14) Петя испугался, выбежал из дому. (15) Никого не было дома, никто ничего не слыхал. (16) Петя убежал подальше. (17) Он думал, что, может быть, все само потухнет. (18) А ничего не потухло. (19) И ещё больше разгорелось.
(20) Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым.
(21) Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. (22) Это звонок к пожарным. (23) Учитель разбил стекло и надавил кнопку.
(24) У пожарных зазвонило. (25) Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. (26) Они подъехали к столбику, а там учитель им показал, где горит. (27) У пожарных на автомобилях был насос. (28) Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. (29) Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. (30) В доме никого не было. (31) Пожарные стали выносить вещи.
(32) Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. (33) Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.
(34) Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.
(35) А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.
(36) А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. (37) Мальчики его увидали и насильно привели.
(38) Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. (39) Пожарные, собрав инвентарь, сели в свои автомобили и уехали назад. (40) А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
(По Б. Житкову)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.
2) Он думал, что, может быть, все само потухнет.
3) Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел!
4) А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
5) Петя не подумал о последствиях своего эксперимента.
Ответ: ___________________________
Анализ средств выразительности
Укажите номер предложения, в которых средством выразительности речи является фразеологизм:
1)Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух.
2)А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
3)«Теперь, небось, выстрелит!»
4)Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб.
5)
Ответ: ___________________________
Часть 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича Гоголя: "... Он (язык) беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно". Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать ответственным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Предварительный просмотр:
Карточка 1.
Задание 1.Укажите в таблице художественные средства, использованные в данных предложениях.
- Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли…
- И серебром облиты лунным,
Деревья мимо нас летят,
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные летят.
- Звенела музыка в саду
Таким невыразимым взором.
- Румяным громким восклицаньем
Раскрыло шелк ресниц твоих.
- Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2. Чтобы текст стал законченным, дополните его эпитетами, сравнениями, метафорой или олицетворением.
Зима - _______________ время года. Мне нравится, когда на улице ______________ погода и сверкает______________ снег. На окнах появляются ______________ рисунки. Когда все вокруг становится белым, кажется, что ты попал в ________________________. Зима, словно ___________________________________, завораживает всех.
Когда на улице __________ мороз, то чудится, _______________________. А когда идешь по ________________ улице, а снег под ногами ____________ скрипит, как ____________. Солнце ____________________. Во дворе ________________прокричал петух, он ____________________. На сердце становится так радостно!
Хорошо смотреть на тот ________________________ лес, где мороз ___________ и ____________ деревья. Какая тишина, какая благодать!
Предварительный просмотр:
Карточка 2.
Задание 1.Укажите в таблице художественные средства, использованные в данных предложениях.
- Сияньем тощим фонаря
Глухие своды озаряя,
Идут…
- А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья…
- От весел к берегу кудрявый след бежал…
- Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка.
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка…
- Помогла детям чистейшая случайность.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2. Выпишите из текста стихотворения художественно-выразительные средства.
Конец зимы. Полдень (По картине К. Юона) Морозы, наконец, угомонились… | Оттенков гамму: жёлтых, серых, синих… |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предварительный просмотр:
Карточка 3.
Задание 1.Укажите в таблице художественные средства, использованные в данных предложениях.
- Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора…
- Кому Бог не дал золотые руки, тому приходиться носить золотые браслеты .
- ...Черноглазую девицу,
Черногривого коня! - Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. - Не надеюсь я на его аккуратность.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Заслонив свет ладонью, я увидел, что нос у него белый как снег.
2) Мой учитель спал на полу, укрывшись полушубком, а я все ворочался, пил воду, садился на постели, смотрел в замерзшее узорами окно.
3) И не из суеверия, а из благодарности к этому человеку я всегда вожу с собой эту черную трубочку, которую он забыл у нас или, может быть, оставил на память.
4) Это, брат, редчайший случай, если ты все слышишь - и немой.
Задание 3.
1. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами
1) важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего
2) в мгновение ока, в два счета, одним духом
3) во весь голос, во всю ивановскую, во время оно
4) сломя голову, что есть мочи, во все лопатки
2. 1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди
2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню
3) втирать очки, водить за нос, морочить голову
4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот
3. Какая пара фразеологизмов не является антонимами
1) капля в море, сколько душе угодно 2) взять себя в руки, заваривать кашу
3) выеденного яйца не стоит, цены нет 4) воспрянуть духом, повесить голову
4. 1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) раз-два и обчелся, как с гуся вода
4) прежде всего, в последнюю очередь
Предварительный просмотр:
Карточка 4.
Задание 1.Укажите в таблице художественные средства, использованные в данных предложениях.
- Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой…
- Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
- Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
- За Отчизну сражались герои-партизаны.
- Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2.
1. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»
1) курить фимиам 2) петь дифирамбы
3) терять голову 4) биться как рыба об лед
2. Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»
1) тришкин кафтан 2) прокрустово ложе
3) дамоклов меч 4) пиррова победа
3. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»
1) авгиевы конюшни 2) вавилонское столпотворение
3) ахиллесова пята 4) филькина грамота
4. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»
1) волк в овечьей шкуре 2) тише воды, ниже травы
3) вольная птица 4) заячья душа
5. Найдите устойчивое сочетание, которое употреблено в правильной форме
1) поднять тост 2) пускать пыль в глаза
3) положить в долгий ящик 4) вывести в народ
6. Найдите устойчивое сочетание, которое употреблено в правильной форме
1)пока суть да дело 2) высказать тост
3)одержать победу 4) красной лентой проходит мысль
7. Найдите устойчивое сочетание, которое употреблено в неправильной форме
1) результаты не замедлят себя ждать 2) придавать значение
3) отложить в долгий ящик 4) одержать победу
8. Укажите позицию с правильно истолкованным фразеологизмом.
1) До кровавого пота – до тех пор, пока не выступит кровь (о наказании).
2) Как аршин проглотил – о человеке, который держится неестественно прямо.
3) Верхнее чутье – интуиция.
4) Заблудшая овца – отбившееся от стада животное.
9. Укажите позицию с неправильно истолкованным фразеологизмом.
1) Водить за нос – вводить кого-либо в заблуждение.
2) Вставлять палки в колеса – намеренно мешать в осуществлении намеченного.
3) Умывать руки – решительно начинать действовать.
4) От корки до корки – полностью, от начала до конца (прочитать, выучить).























































