Итоговое сочинение

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Салехарда

Тетрадь по литературе

ученика(цы) ……. класса

___________________________________________________

        Составители: Кашаева В.В,

учитель русского языка и литературы;

обучающиеся 11 классов

(2017-2018 учебный год)

Рабочая карта № 1. Тема сочинения.

 Работу над сочинением-рассуждением на литературную тему лучше начинать с анализа темы:

Шаг 1.  Выделение ключевых слов. 

Примерно это выглядит так:

  1. Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ в романе «Евгений Онегин»
  2. В чем состоит своеобразие  РОМАНТИЗМА М. Лермонтова?
  3. ЖАНРОВОЕ своеобразие КОМЕДИИ «Горе от ума».
  4. Своеобразие чеховского ЮМОРА, отличие ЮМОРА от САТИРЫ.
  5. Какова РОЛЬ символических ОБРАЗОВ в поэзии А. Ахматовой?

Шаг 2. Определение способа формулирования темы (утверждение, вопрос, понятие).

Тема-утверждение

Тема-вопрос

Тема-понятие

Необходимо доказать или опровергнуть высказанное суждение, подобрав соответствующие аргументы. Например,  «Хлестаковщина – социально-психологическое явление»

Развернутый ответ на вопрос: первое, необходимо сформулировать краткий ответ-суждение (идею сочинения), второе, подобрать доказательства. Например, За что и против чего борется Чацкий?  

В теме дается общее указание на идею сочинения, поэтому необходимо самостоятельно на основе темы сформулировать вопрос, ответ-суждение, тезис, подобрать аргументы. Например, «Антитеза -  основное средство изображения в романе «Евгений Онегин» -   «Какова роль антитезы  в романе «Евгений Онегин?»

  Задание 1. Прочитайте темы сочинения. Во второй столбик выпишите ключевые слова к каждой теме. Работа в паре.

Тема

Ключевые слова

Как вы понимаете смысл фразы: "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние".

Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?

К чему может привести отчаяние?

Бывают ли надежды напрасными?

Что помогает человеку справиться с отчаянием?

Если бы вы знали, что отчаяние и надежда - это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда - есть все. 

Как Вы понимаете фразу «Только из глубины отчаяния может родиться надежда»?

Согласны ли Вы с фразой: «Забудь опять свои надежды Об них вздыхать судьба невежды»?

Как Вы понимаете фразу: «Где умирает надежда, там возникает пустота»?

Согласны ли Вы с фразой: «Надежда - это умение бороться в безнадежном положении»?

Как Вы понимаете фразу: «Надежда умирает последней»?

Можно ли преодолеть отчаяние в себе?

Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды - сны бодрствующих»?

Почему надежда по природе своей может быть расточительной?

Потерять надежду – значит сдаться?

Почему надеяться нужно только на себя?

Можно ли вселить надежду в человека?

Что помогает человеку пережить сложные моменты?

Потеря смысла жизни как следствие отчаяния.

Роль надежды в годы ВОВ.

Роль надежды в жизни человека.

Бывают ли надежды напрасными?

Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда - есть все.

Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.

Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?

Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?

Что означает фраза: «Давать ложную надежду»?

- проверка работы с консультантом(по ключам учителя).

Задание 2. Прочитайте предложенные темы сочинений и сформулируйте заключенный в них проблемный вопрос. Работа в паре.

Например: Вечно надеяться, никогда не отчаиваться - таково свойство человека большой души. (Луций Флор) – Кого можно назвать человеком большой души?

- Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. (В. Гюго)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать - наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние - забвение и нарушение долга. (Б. Пастернак)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Надежда - продукт воображения. Отчаяние - тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда - это энергия, и она побуждает ум использовать все способы борьбы с ними. (Торнтон Уайлдер)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся. (Р. Гурмон)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Надеяться - огромное счастье; быть может, даже самое большое счастье на свете; но за надежду, как и за всякое удовольствие, приходится платить: чем большие надежды мы возлагаем, тем большее разочарование испытываем… 
С. Джонсон

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

- проверка работы с консультантом(по ключам учителя).

Задание 3. Сформулируйте проблемный вопрос, заключенный в темах сочинений, приведенных в таблице. Работа в паре.

Тема

Проблемный вопрос

Как вы понимаете смысл фразы: "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние".

Потеря смысла жизни как следствие отчаяния.

Роль надежды в годы ВОВ.

Роль надежды в жизни человека.

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда - есть все.

Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.

То, что мы называем отчаянием, часто - всего лишь острая досада из-за обманутых надежд. (Элиот)

Если бы страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право презирать волю к власти – он вступил бы в полосу самого безнадежного отчаяния.( Ф.Ницше)

 Человек только и живет надеждой; надежда, по сути,- его единственная собственность (Соломон).

- проверка работы с консультантом(по ключам учителя).

Задание № 4. Групповая работа. Составьте список художественных произведений по направлению «Надежда и отчаяние».

            рассказы, дневники

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Ф. Абрамов рассказ «Надежда»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

К. Симонов «Жди меня»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Н.В. Гоголь «Шинель»

А.Н. Островский «Гроза»

И.А. Гончаров «Обломов»

А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «На дне»

А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

И. А. Бунин рассказ «Надежда»

А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

М. Митчелл «Унесенные ветром»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

О. Генри «Последний лист»

Д. Лондон «Любовь к  жизни»

А. Куприн «Чудесный доктор»

С. Довлатов «Наши»

И. Бунин «Лапти»,  «Кавказ»

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

В. Тендряков «Хлеб для собаки»

В. Кожевников «Любовь к жизни»

С. Алексеев «Сила»

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Н. Карамзин «Бедная Лиза»

А. Пушкин «Станционный смотритель»

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»

А. Чехов «Тоска»

А. Франк «Погибель»

С. Таунсенд «Дневники Адриана Моула»

Л. Кассиль «Ранний восход»

Д. Гранин,  А. Адамович «Блокадная книга»

«Синяя трава»: дневник пятнадцатилетней наркоманки (перевод О. Васильевой)

Задание № 5. Групповая работа. Укажите произведения, на примере которых могут быть раскрыты следующие темы сочинений.

1.Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды - сны бодрствующих»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-проверка с учителем или консультантом


Рабочая карта № 2. Вступление сочинения.


     Общие требования к написанию вступления:

Приемы написания вступления:

       Допустимо начинать сочинение с разъяснения терминов, входящих в формулировку темы, только в том случае, если требуется уточнение в связи с тем, что формулировка представляется неточной. Например, вступление к сочинению «Что социальное и общечеловеческое есть в героях драмы «Гроза»?»: «Человек не существует вне общества, поэтому понятия «социальное»  и «общечеловеческое» не разделимы. Под «социальным» надо понимать все, что связано с жизнью в обществе. Все, что присуще человеку – это  «общечеловеческое». Общечеловеческое гораздо шире социального, т.к.…»

          Например, вступление к сочинению по теме «Действительно ли роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»?», написанное приемом цепочки: «Роман Пушкина «Евгений Онегин» занимает особое место в истории русской литературы (место в истории литературы), т.к. это произведение охватывает российскую действительность первых десятилетий XIX века, все сферы жизни различных слоев общества. Из романа можно узнать, как одевались люди, что было в моде в начале столетия, познакомиться с репертуаром театров и темами разговоров, кругом чтения (особенность произведения). Что же позволило Белинскому назвать этот роман «энциклопедией» русской жизни?» (риторический вопрос). 

      Второе вступление написано приемом перечисления: «Роман Пушкина «Евгений Онегин» справедливо назван В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». В этом произведении отразились все стороны эпохи 20-30-х годов XIX века. Пушкину впервые удалось познакомить читателей с жизнью разных слоев русского общества, показать отличие столичного светского общества от поместного дворянства, нарисовать яркие картины жизни и быта городских низов, крепостных крестьян. Со страниц романа перед нами предстает вся Россия с ее социальными и политическими проблемами. Реалистично изображается и русская природа. Пушкин создал типический образ Онегина и идеальный образ русской  женщины, в лирических отступлениях рассказал о себе,  Широта и масштабность отражения действительности в романе поражают читателя».

    Значит, план основной части должен отразить следующее:

1) Роман «Евгений Онегин» «энциклопедия русской жизни»:

а) социальное и политическое, экономическое развитие России 20-30-х годов XIX века;

б) столичное светское общество и поместное дворянство;

в) быт городских низов и крепостных крестьян;

г) типический образ Онегина, представителя светского общества;

е) Татьяна - идеальный образ русской  женщины.

Задание 6. Прочитайте фрагмент текста из книги Д. Гранина и А. Адамовича «Блокадная книга», напишите вступление к теме сочинения: «Как вы понимаете смысл фразы: "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние".

     ….Юра Рябинкин – он представился в своем дневнике краткой автобиографией: «Автобиография

      Я родился в 1925 году 2 сентября в г. Ленинграде. Живу я с матерью, с сестренкой и теткой.

      Мать моя работает в Обл. комитете союза пром. строит, центра, завед. библиотечным фондом, член ВКП(б) с 1927 года. Тетка – врач, в настоящее время на фронте. Сестренке – 8 лет. Отец бросил семью в апреле 1933 года, женился и уехал в Карелию; впоследствии, говорят, в 1937 году, он был сослан в г. Уфу.

     До 7-летнего возраста я рос у тети за городом.

     В 1933 году поступил в школу и сейчас закончил 8 классов, перешел в 9-й класс.

      В 1938/39 году учился еще в морском кружке Куйбышевского района, прошел летнюю практику в Стрельне и получил значок «Юный моряк». Кроме этого, попутно со школой занимаюсь 3-й год во Дворце пионеров в историческом кружке. Проводил доклады на темы: Багратион, Суворов и т. д. По учебе имею «хорошую» оценку…

    Читая первые записи Юры, попадаешь в мир полный жизнелюбия, веры, веселья, молодости, желаний. Игры, карты, насмешки, розыгрыши, мечты, страхи – все кидало из стороны в сторону Юру и его друзей, только выходящих из детства в юность:«…играл в очко»,  «Начали играть в балду. Вот хохота-то было. Потом стали играть в фанты», «Везет в карты – не везет в любви», «Ходил с Додей в кино, смотрел «Боксеры»…Ходил в зоосад, играл в бильярд, в шахматы», «Одна мечта у меня была с самого раннего детства: стать моряком…с мечтой расстаться –себя похоронить. Как быть? Кем быть? Где быть?..» .. Но вокруг него война, ему скоро исполнится 16 лет, занятия в школе не велись: «Пессимизм полнейший. Настроение жутко упадочное. Никаких, даже посредственных, перспектив перед собой не вижу… Продукты по карточкам. Настает голод».

     «У меня мама потребовала Ирину карточку, хлебную. Хотят лишить меня печенья. Ну что ж… Раз стоит получить Ире печенье, и она за него так уцепится , что не видать мне его больше… Какая же жизнь, когда и печенья меня лишат…», «Сегодня буду на коленях умолять маму отдать мне Ирину карточку на хлеб. Буду валяться на полу…Какой я эгоист! Я очерствел, я …Позавчера лазал ложкой в кастрюле Анфисы Николаевны, я украдкой таскал из спрятанных запасов масло и капусту…Кем я стал? Я чувствую, чтобы стать таким, как прежде, требуется надежда, уверенность, что я с семьей завтра или послезавтра эвакуируюсь…Если бы не она, я бы воровал, грабил…Только до одного бы не дошел – не изменил бы. Это я знаю твердо». « А ведь что со мной было? Ел кота, воровал, утаскивал лишнюю кроху у мамы и Иры, обманывал их, замерзал в бесконечных очередях, ругался и дрался у дверей магазинов за право войти и получить 100 г масла. Я зарастал грязью, разводил кучу вшей, у меня не хватало энергии от истощения, чтобы встать со стула…Непрерывная бомбежка и обстрелы, дежурство на школьных чердаках, сцены и споры дома с дележом продуктов… Я осознал цену хлебной крошки, которые подбирал пальцем по столу, и я понял, может быть не до конца, свой грубый эгоистичный характер. «Горбатого могила исправит» - говорит пословица. Неужели я не исправлю своего характера?». «Правильна народная мудрость: «Человек закаляется в несчастье»…Несчастья не закалили, а ослабили меня…Завтра попробую принести все пряники домой. Все! Все! ВСЕ!!! Ладно, пусть уж если я скачусь к голодной смерти, к опухолям, к водянке, но будет у меня мысль, что я поступил честно, что у меня есть воля». «Сегодня на самую малость не сдержал своего слова – взял полконфетки, а также 40 г кураги».  

Измученный страданиями, Юра искал точку опоры, а дневник служил ему средством от нравственного падения: «Известна песенка: «Кто хочет - тот добьется, кто ищет - тот всегда найдет», Попробую ей следовать», «Но я чувствую, что дай мне поесть – и с меня сойдет вся меланхолия, все уныние, слетит усталость, развяжется язык и я стану человеком, а не подобием его…».

      Душевные муки становятся невыносимыми. В дневниковой записи от 15 декабря Юра писал: «Каждый прожитый день приближает меня к самоубийству. Голод. Страшный голод… Рядом мама с Ирой. Я не могу отбирать от них их кусок хлеба. Не могу, ибо знаю, что такое сейчас крошка хлеба. Но я вижу, что они делятся со мной, и я, сволочь, тяну от них исподтишка последнее…», «Ну вот и все… Я потерял свою честность, веру в нее, я постиг свой удел…Я скатился в пропасть, названную распущенностью, полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором. Я недостойный сын своей матери и недостойный брат своей сестры. Я эгоист, человек, в тяжкую минуту забывающий всех своих близких и родных…»

     «24 декабря. Со мной произошли перемены. Появилось что-то хорошее, как мне кажется, в моем характере. Поворот этому дала потеря Ириной карточки на сахар… Я хочу перемениться, хочу выковать из себя иной характер, но я чувствую, что без поддержки мамы и Иры мне не протянуть на моей честной новой жизни…. Сегодня я первый раз принес все полностью.., я почувствовал такое теплое к себе обращение…»

        «...и дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней странице написать слово «конец», уже кто-нибудь...запишет...  «смерть». Только какой-то именно, только Бог, если такой есть, может дать нам избавление. Пусть он спасет нас теперь, никогда, никогда не придется мне уж обманывать мать, никогда не придется порочить свое чистое имя, оно опять станет у меня священным, о, только бы нам была дарована эвакуация, сейчас! А я клянусь всею своею жизнью, что навечно  покончу со своей гнусной обманщицкой жизнью, начну честную и трудовую жизнь в какой-нибудь деревне, подарю маме счастливую золотую старость. Только вера в Бога, только вера в то, удача не оставит меня и нас... Господи, только спаси меня, даруй мне эвакуацию, спаси всех нас троих...!»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая карта № 3. Заключение.

Алгоритм написания заключения.

     Заключение, в отличие от вступления, может носить более стандартный характер. Формула: вступление - вопрос, заключение – краткий ответ на этот вопрос.

    Законы написания заключения:

- темы делятся на две части («Потерять надежду – значит сдаться?»);

- во вступлении мы обращаемся ко второй части темы – сдаться (почему? в какой момент жизни?)

- заключение пишется по первой части темы – потерять надежду;

- в заключении следует упомянуть 1-2 слова из темы сочинения;

- и вступление, и заключение должны быть связаны между собой и по содержанию, и по стилю;

- к заключению следует приступать после написания вступления и плана сочинения, потому что в нем вы формулируете идею и выводы, к которым планируете прийти. Такая последовательность работы  не позволит вам отклониться от темы в основной части;

- заключение строится по принципу цепочки: от основной мысли к заключительной цитате или обобщающему предложению;

- объем заключения – 4-5 предложений.

     

Задание 7. Напишем вместе вступление и заключение на тему: «Потерять надежду – значит сдаться?»; затем приведем два аргумента для основной части. Предлагаю несколько шагов:

  1. Разделим тему на части: Потерять надежду / значит сдаться?
  2. Значит, во вступлении будем писать о причинах и обстоятельствах, которые заставляют героя сдаться (приобретает силу);
  3. В основной части нам надо ответить на вопрос, который вытекает из темы: по какой причине, в какой момент и при каких обстоятельствах человек теряет надежду и к чему это в результате приводит: он сдается или отчаянно борется;
  4. В заключении подведем итог, ответив на вопрос: потеряв надежду, человек сдался (приобрел силу)?

Сочинение

Потерять надежду – значит сдаться?

    Тема бытия занимает особое место в литературе. Размышляя над тем, какую роль в жизни человека играет надежда, можно увидеть, как, подчинившись лжи, предав близких, отчаявшись,  Юра Рябинкин  из «Блокадной книги Д. Гранина обретает  надежду, ему захотелось жить по-другому. А герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова, проявив сострадание, сопереживание, сочувствие к человеку, отчаялся, потерял желание всем помогать. Писатели и поэты нескольких поколений искали  ответ на  вечный вопрос: можно ли, потеряв надежду, сдаться?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Надежда - чувство, которое делает человека сильнее. Надеясь на лучшее, он готов на многое: бороться со своими недостатками, преодолевать препятствия, идти на жертвы. Потеряв надежду, кто-то опускает руки, просто ждет, когда кто-то или что-то изменит ситуацию к лучшему, он слабеет от бездействия, разрушает себя, сдается. Но это происходит не с каждым, потеряв надежду, люди ведут себя в зависимости от переживаемой ситуации и силы характера. Нельзя утверждать однозначно: потерял - сдался.

Задание № 8. Напишите заключение к  теме сочинения: «Как вы понимаете смысл фразы: "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние" (задание № 6).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 9. Прочитайте рассказ Сергея Алексеева «Сила». Напишите вступление и заключение по  теме: «Какова роль надежды в годы Великой Отечественной войны?»

       Наступают фашисты. С юга идут на Брянск, на Орёл. С севера движутся к Калинину (ныне г. Тверь). Идут на Вязьму, Калугу, Ю́хнов.

      Город Юхнов. Река Угра́. Здесь, на Угре, под Юхновом, обороняли солдаты мост. Вышли к мосту фашисты. Танки столпились. Сгрудилась артиллерия. Пехота забила весь правый берег. Необходима для войск переправа. Нужен фашистам мост.

    Смотрят солдаты на фашистские пушки, на танки, на правый берег:

– Братцы, сила смотри какая!

     Глянешь на эту силу – и вправду, как молот, сила. Мало здесь наших войск. Обороняет мост совсем небольшой отряд, немногим больше стрелковой роты. Защищает мост и солдат Гаркуша.

    Молод совсем Гаркуша. Первый бой впереди у солдата. Расположились бойцы в окопах. Обещали солдатам помощь. Ждут защитники свежей силы.

    Пошли фашисты на штурм моста. Открыли пулемётный огонь по нашим. Изрешетили весь левый берег. Несутся теперь в атаку. Вот-вот и захватят мост.

    Бьются солдаты отважно. Не подпускают к мосту фашистов. И всё же понимает Гаркуша: не устоять им без свежей силы. Ожидают бойцы подкрепления.

– Где же помощь? – тревожиться стал Гаркуша. – Не удержим мы левый берег.

И вдруг смотрит солдат – отходят назад фашисты.

Доволен Гаркуша.

– Ура!

   Видимо, помощь прибыла.

   Только «ура!» прокричал солдат, как открыли фашисты миномётный огонь по нашим. Минным градом штурмуют берег. Снова идут в атаку. Вот-вот и захватят мост. Вместе со всеми в бою Гаркуша. Присмотрелся к другим молодой солдат. Грозен в бою Гаркуша.

– А ну, подходи! А ну, подходи! – это фашистам кричит Гаркуша. Винтовка в руках у Гаркуши, как пулемёт, стреляет.

   Стойко дрались солдаты. Смотрит Гаркуша – отходят фашисты.

   Доволен Гаркуша: значит, добавилась к нашим сила, значит, помощь и вправду прибыла.

   Ударила по нашему берегу фашистская артиллерия. Всковырнули, как плуги, снаряды землю. Вспахали металлом берег.

    Снова фашисты в атаку идут на мост. Не сдаётся упрямый мост. Не пропускают солдаты вперёд фашистов.

   Оживился совсем Гаркуша:

– Ура! Братцы, не трусь! Братцы, вперёд!

    На атаку врагов ответили наши солдаты своей атакой. Вместе с другими бежит Гаркуша. Кончик штыка, как алмаз, сверкает.

   Смотрит Гаркуша – отходят фашисты.

   Доволен солдат Гаркуша: значит, снова добавилась к нашим сила, значит, вовремя помощь прибыла.

    Повернулся Гаркуша назад – посмотреть на героев, на тех, кто прибыл. За спиной у солдата пустое поле. Глянул налево, глянул направо. Не видно нигде пополнения. Всё те же кругом бойцы – друзья по геройской роте.

– Где же сила? Была же сила! – смотрит солдат на соседа. – Где же оно, пополнение?

    Пожимает сосед плечами: о чём, мол, солдат толкует?

   Смутился Гаркуша, стоит в удивлении.

   Где она, сила? Была же сила! Клянётся солдат – была!

   Три дня бойцы у Угры держались. Не пропускали вперёд фашистов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение. От теории к практике

Кашаева Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2», г. Салехард , ЯНАО

     Вот и снова на пороге старших классов. С чего сегодня я начала бы свой первый урок по теме «Подготовка к сочинению»? Наверное, с вопроса: « Что надо школьнику для написания сочинения-рассуждения на литературную тему в современных условиях?» Думаю, краткий, доступный для всех учебный курс. Бесспорно, методических рекомендаций и пособий великое множество, но чаще всего этот мир многословия так и остается для большинства непокоренной вершиной.

     Предлагаю поиграть: представьте свою любимую компьютерную игру и двинемся в путь.

   Итак, первый уровень «Теория литературы», согласна,  звучит не поэтически, но без него, боюсь, нам дальше идти нельзя.

   Начнем с главных понятий: тема произведения -  это жизненное явление (события, факты реальной жизни), ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении, это переход от реальной действительности к ее художественному изображению.

       Различают темы конкретно-исторические и вечные, не стоит забывать о тех, которые сочетают два аспекта. К первым относят обстоятельства и характеры, появление которых было обусловлено определенной социально-исторической ситуаций в той или иной стране. Например, тема Великой Отечественной войны, Отечественная война 1812 года. Вечные темы не обусловлены временем или социально-исторической ситуацией: добро и зло, любовь и дружба, человек и смысл жизни, человек и природа, труд, совесть и др.  

        Проблема - это вопрос или совокупность вопросов, которые автор ставит в произведении на материале выбранной им темы.  Следовательно, формулировать ее лучше в вопросительной форме (проблема кого? проблема чего?).

        Видение автором решения поставленных проблем является идеей произведения.

Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют идейным содержанием художественного произведения.

       Композиция - это построение произведения, расположение его элементов (пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композиция скрепляет их, подчиняет художественной идее. К композиции относится также система персонажей: сколько их, как они сгруппированы, что можно сказать о главных и второстепенных героях, от чьего лица идет повествование, есть ли образ автора.

     Как видите, мы охватили самый минимум.  Остальное, при необходимости, ваши пытливые умы могут узнать в других источниках. Вы переходите на второй уровень.

    Это  « Алгоритм работы над темой сочинения-рассуждения». Усвойте главное - тема произведения определяется ответом на вопрос: «О чем это произведение?»        

    Работу над сочинением-рассуждением на литературную тему лучше начинать с анализа темы:

Шаг 1.  Выделение ключевых слов. 

Примерно это выглядит так:

  1. Своеобразие взаимоотношений между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ в романе «Евгений Онегин»
  2. В чем состоит своеобразие  РОМАНТИЗМА М. Лермонтова?
  3. ЖАНРОВОЕ своеобразие КОМЕДИИ «Горе от ума».
  4. Своеобразие чеховского ЮМОРА, отличие ЮМОРА от САТИРЫ.
  5. Какова РОЛЬ символических ОБРАЗОВ в поэзии А.Ахматовой?

Шаг 2. Определение способа формулирования темы (утверждение, вопрос, понятие). Тут задержимся.        

Тема-утверждение

Тема-вопрос

Тема-понятие

Необходимо доказать или опровергнуть высказанное суждение, подобрав соответствующие аргументы. Например,  «Хлестаковщина – социально-психологическое явление»

Развернутый ответ на вопрос: первое, необходимо сформулировать краткий ответ-суждение (идею сочинения), второе, подобрать доказательства. Например, За что и против чего борется Чацкий?  

В теме дается общее указание на идею сочинения, поэтому необходимо самостоятельно на основе темы сформулировать вопрос, ответ-суждение, тезис, подобрать аргументы. Например, «Какова роль антитезы  в романе «Евгений Онегин?» «Прием антитезы в романе «Евгений Онегин» - «Антитеза -  основное средство изображения в романе «Евгений Онегин»   -

  Закрепите ваши успехи: возьмите несколько тем сочинений и попробуйте поработать с трафаретами. Выучите понятия «тема-утверждение», «тема-вопрос», «тема-понятие» и, работая с темой сочинения, не подходите формально, а обязательно определяйте способ формулирования темы. Дерзайте! А мы переходим на третий уровень.

   Это «Алгоритм написания вступления». Вы, конечно, уже знаете, что задача вступления - подготовить читателя к восприятию основного текста сочинения (объяснить какое-то понятие из темы, обозначить рамки раскрытия темы, предложить свое истолкование темы).

   О, новое окно в меню игры: «Помните!» Сочинение может быть без вступления: сочинение-эссе, сочинение-рассуждение, если оно начинается с утверждения, тезиса.

  Потренируемся: определите, в каком сочинении можно ли обойтись без вступления:

  1. «Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский) (по повести В.Кондратьева «Сашка»)
  2. Мой Блок.
  3. Темы, идеи, образы в лирике Ф.Тютчева.
  4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
  5. Роль второстепенных персонажей романа И.Тургенева «Отцы и дети».  

    К сведению, вступления к сочинениям  на литературную тему условно делят на [1]:

- историческое (показывается знание и понимание историко-литературного процесса, теории литературы);

- биографическое (указываются факты из биографии писателя, его творчества, произведения, современники и предшественники автора произведения);

- аналитическое (делается анализ темы, определяются пути ее раскрытия);

- лирическое (эмоциональное начало).

     Чтобы преодолеть этот уровень, нам надо четко придерживаться общих требований к написанию вступления:

  А теперь, пожалуй, самое важное: приемы написания вступления[1]:

   И опять «Помните!» Нельзя употреблять готовое вступление, подходящее к нескольким темам. Оно должно относиться конкретно к данной теме.

   А вот и первое препятствие: ловушки готовых вступлений:

    Биографическое. Например, сочинение по теме «Печорин – герой или злодей своего времени?(направление «Недаром помнит вся Россия…»(200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) начинается  словами: «М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году…» или « Род русского поэта М. Лермонтова происходил из Шотландии…».

   Предыстория создания произведения, дата первой публикации подходит только к сочинениям, рассматривающим восприятие читателя и его критической оценки прочитанного.  

   Историческое. Например, вступление по теме «Что такое храбрость на войне?» (направление «Вопросы, заданные человечеству войной») не должно давать общую характеристику исторической эпохи, строиться на привычных  пафосных штампах: «Великая Отечественная война началась в 1941 году и длилась четыре года, победно закончилась 9 мая 1945 года. Главной военной и политической целью фашистов была операции «Барбаросса…»

   Неправильно начинать сочинение с разъяснения терминов, входящих в формулировку темы. Это допустимо только в том случае, если требуется уточнение в связи с тем, что формулировка представляется неточной. Например, вступление к сочинению «Что социальное и общечеловеческое есть в героях драмы «Гроза»?»: «Человек не существует вне общества, поэтому понятия «социальное»  и «общечеловеческое» не разделимы. Под «социальным» надо понимать все, что связано с жизнью в обществе. Все, что присуще человеку – это  «общечеловеческое». Общечеловеческое гораздо шире социального, т.к.…» (направление « Чем люди живы?»)

    Лирическое. Многословие в виде общих пафосных фраз или комплиментов писателю раздувает вступление и делает его пустым. Например, «величайший поэт своей эпохи», «гениальнейшее творение», «навсегда останется в наших сердцах и войдет в сокровищницу русской и зарубежной литературы» или «Любовь – это вечная тема, которая обязательно присутствует в различных произведениях многих писателей и поэтов, как русских, так  и зарубежных, как самых древних, так и современников. Неудивительно, что эта тема  находит свое отражение и в лирике великих поэтов первой половины XIX века – Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова. Раскрытие этой темы у двух поэтов имеет как общие, так и различные черты. Пушкин в своей лирике придает теме любви типично пушкинское звучание, Лермонтов – лермонтовское…»[2]

       Думаю, мастер-класс нам не помешает: освоим предложенные выше приемы. В качестве примера предлагаю аналитическое вступление. Например, вступление к сочинению по теме «Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»?», написанное приемом цепочки: «Роман Пушкина «Евгений Онегин» занимает особое место в истории русской литературы (место в истории литературы), т.к. это произведение охватывает российскую действительность первых десятилетий XIX века, все сферы жизни различных слоев общества. Из романа можно узнать, как одевались люди, что было в моде в начале столетия, познакомиться с репертуаром театров и темами разговоров, кругом чтения (особенность произведения). Что же позволило Белинскому назвать этот роман «энциклопедией» русской жизни?» (риторический вопрос). 

      Второе вступление написано приемом перечисления: «Роман Пушкина «Евгений Онегин» справедливо назван В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». В этом произведении отразились все стороны эпохи 20-30-х годов XIX века. Пушкину впервые удалось познакомить читателей с жизнью разных слоев русского общества, показать отличие столичного светского общества от поместного дворянства, нарисовать яркие картины жизни и быта городских низов, крепостных крестьян. Со страниц романа перед нами предстает вся Россия с ее социальными и политическими проблемами. Реалистично изображается и русская природа. Пушкин создал типический образ Онегина и идеальный образ русской  женщины, в лирических отступлениях рассказал о себе,  Широта и масштабность отражения действительности в романе поражают читателя».[1]

    Значит, план основной части должен отразить следующее:

1) Роман «Евгений Онегин» «энциклопедия русской жизни»:

а) социальное и политическое, экономическое развитие России 20-30-х годов XIX века;

б) столичное светское общество и поместное дворянство;

в) быт городских низов и крепостных крестьян;

г) типический образ Онегина, представителя светского общества;

е) Татьяна - идеальный образ русской  женщины и т.д.).

    Следующий уровень: «Алгоритм написания основной части».

    Не забывайте  об абзацном членении, которое будет способствовать последовательному расположению аргументов (2-3 аргумента из произведений отечественной и зарубежной литературы). Здесь все как в композиции художественного произведения: тема сочинения - завязка; развитие действий - аргументы; кульминация - самый веский аргумент; развязка - ваша идея сочинения. Каждый абзац - микротема, т.е. говорится о чем-то и можно выделить ключевые слова.

    Помните! Переход от абзаца к абзацу делается с помощью скрепы. Самыми распространенными и простыми в употреблении являются следующие скрепы: разные формы личных местоимений, указательные и притяжательные местоимения, местоименные наречия с обстоятельственным значением, порядок слов, вводные слова и словосочетания, глагольно-временные формы, повтор слов, синонимы.

     Для связи абзацев необходимо знать, что каждое последовательное предложение опирается в коммуникативном плане на предыдущее предложение, продвигая высказывание от известного (данного) к новому, вследствие образуется тематическая цепочка.

    И снова в мастер-класс. Рассмотрим скрепы на примере (1), «Финально - обобщающее творение А. Блока – известная поэма «Двенадцать». Она «подарила» автору множество врагов по обе стороны идеологических баррикад.

    История поэмы драматична: на протяжении всего времени она была предметом яростной полемики…» (повторы слов, контекстные синонимы).

    Пример 2: «Стихи Маяковского или очень нравились, или остро критиковались его современниками, но новое слово, сказанное им в поэзии, никого не оставляло равнодушным. Почему?

     Во-первых, необычайно интересен стиль …

     Во-вторых, характеры, встречающиеся в обществе, окружающем Маяковского, представлены в виде музыкальных инструментов…(вводные слова).

     Для плодотворной работы предлагаю несколько примеров межфразовых скреп:

- скрепа-союз (Однако…, прежде всего, при этом, более того);

- скрепа-слово, в.ч. вводные слова (Кажется,.. В-третьих,.. Таким образом,…, например,.., в довершение всего…);

- скрепа-предложение (Говорят, что…, Как уже говорилось,.., Как принято думать,…Как утверждают,.. Всем известно:.., Интересно, что…, И ведь что интересно…, Кроме всего прочего…)    

     Уместно употреблять в качестве скреп фразеологизмы: в конце концов, по крайней мере, тем более, само собой, по меньшей мере, по крайней мере.

      К неправильным переходам относятся:

- рефрен (в начале каждого абзаца: «я хочу привести в пример…», «теперь приведу аргументы…», «я могу привести аргументы…»)

- зацепка (притягивание слов «Об этом еще говорится и …», «Но не только …», «также еще об этом говорится…»).  

     И вот еще один уровень позади. Последний: « Алгоритм написания заключения».

     Заключение, в отличие от вступления, может носить более стандартный характер. Оно может подходить сразу к нескольким темам, поскольку содержит в себе общие выводы, относящиеся к автору и произведениям (жанровое своеобразие, художественное направление (романтизм, классицизм, реализм, сентиментализм), индивидуальные особенности писателя). Не сводите известную вам информацию о писателе и его творчестве к перечислению имен, фактов. Вы должны показать свою начитанность: информация должна быть подробной, свидетельствующей о ваших знаниях. Советую следовать формуле: вступление - вопрос, заключение – краткий ответ на этот вопрос.

    Законы написания заключения:

- темы делятся на две части («Произведение о войне, которое Вас взволновало»);

- во вступлении мы обращаемся ко второй части темы – Вас взволновало (чем? как?)

- заключение пишется по первой части темы - произведение о войне;

- в заключении следует упомянуть 1-2 слова из темы сочинения;

- и вступление, и заключение должны быть связаны между собой и по содержанию, и по стилю;

- к заключению следует приступать после написания вступления и плана сочинения, потому что в нем вы формулируете идею и выводы, к которым планируете прийти. Такая последовательность работы  не позволит вам отклониться от темы в основной части;

- заключение строится по принципу цепочки: от основной мысли к заключительной цитате или обобщающему предложению;

- объем заключения – 4-5 предложений.

      Да, я опять вас приглашаю на мастер-класс. Напишем вместе вступление и заключение на тему: «Какой герой Вам ближе: созерцающий или преобразующий жизнь?», приведем два аргумента основной части. Предлагаю несколько шагов:

  1. Разделим тему на части: Какой герой Вам ближе:/ созерцающий или преобразующий жизнь;
  2. Значит, во вступлении будем писать о причинах, которые заставляют героя преобразовывать или созерцать жизнь;
  3. В основной части нам надо ответить на вопрос, который вытекает из темы. В чем конкретно различаются типы героев: созерцающих: плывущих по течению жизни или творцов-преобразователей действительности, увлекающих за собой;
  4. В заключении подведем итог, ответив на вопрос: кто и почему ближе?

   Я написала вступления, используя прием цепочки.

   Вступление 1

    Тема смысла жизни занимает особое место в литературе. Размышляя над тем, что лучше: наблюдать со стороны за всем, что происходит вокруг, принимать мир таким, какой он есть, существовать в нем, подчиняясь лжи, бесчестию, предательству, несправедливости  как Печорин  из повести «Герой нашего времени» или изменить этот мир к лучшему, отдавая жизнь за свободу и независимость своего народа как герои повести «Тарас Бульба», писатели и поэты нескольких поколений искали  ответ на  вечный вопрос: что же лучше: созерцать жизнь или преобразовывать ее?

  Вступление 2.

    Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает мир, в котором бы ему хотелось жить. От того, какие  идеи живут в сознании и сердце героя, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: лицо, единство его сознания и поведения, общественная деятельность, понимание ответственности перед обществом и дела его. Еще М. Горький говорил: «Цена человека – дело его». Это  путь преобразователя. Кто же созерцатель? Что движет им? 

Аргумент 1. М. Лермонтов «Герой нашего времени»

      О смысле жизни постоянно задумывается Печорин, но не находит ответа. Жить просто бытовой жизнью он не может. Бесплодность собственного существования при обширных дарованиях тяготит его. Ему не хватает творческого импульса, энтузиазма, в его жизни слишком много скуки. Он всегда остается рабом своих желаний, не идет наперекор своим привычкам. Он социально одинок. Отсюда ощущение пустоты и бессмысленности жизни.

     Но самое главное, что все свои противоречия Печорин сумел почувствовать и осознать, но при этом не сумел  преодолеть их, хотя обладал многими завидными качествами: умом, привлекательностью, смелостью и уверенностью в себе: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...». Печорин в большей степени созерцает окружающий мир, так как из-за  отсутствия душевного порыва, мотивации он бессилен его преобразовывать. Такой герой мне чужд, потому что, по моему мнению, имея такой потенциал, как у Печорина, надо было его направить на служение Отечеству, а не становиться «рабом своих желаний ».  

Аргумент 2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

     Однако герои повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» полны стремлений изменить жизнь к лучшему любой ценой, даже ценой собственной жизни. Украина захвачена польскими и литовскими витязями. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины создали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Для Тараса главное в жизни - быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином. По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».

  Его старший сын Остап мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье - вершить ратные дела». Борьба за свободу своего народа – путь, который был выбран ими не с проста. Я думаю, потому что спокойное созерцание жизни никогда не сделало бы их счастливыми, ведь человек рожден действовать, творить, создавать блага для всех. В этом я вижу и свое предназначение.

Заключение 1

    Бесцельно прожитые годы никогда не приносили человеку счастья. Нельзя созерцать жизнь со стороны, потому что будет пропущено самое главное: то, для чего ты родился. А рождаемся мы для того, чтобы стать человеком в полном понимании этого слова: радоваться солнцу, покорять вершины, создать что-то важное для настоящего и будущего, трудиться во благо родины, быть патриотом, оставить свой след, жить, делая мир краше.  

     

Заключение 2

     Так получилось, что по законам жизни многие столетия человечество делится на тех, кто тихо созерцает мир, довольствуясь бездеятельностью, равнодушием и праздностью, и на тех, кто полон сил и желания бороться за то, чтобы в обществе восторжествовали мир, справедливость, добро,  за то, чтобы все были свободны и независимы… Творить благо всегда почетно!

   Наша игра подошла  к концу, и я вам желаю творческих открытий в безграничном мире литературы!  

Библиография:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева  Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Изд. 2-е, перераб.-М.:Баласс, 2005.(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  2. Лион П.Э.,Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы:Учеб.пособие.- 4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.-512 с.
  3.  http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=24
  4. http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
  5.  http://www.litra.ru


Предварительный просмотр:

  1. Как исторические события влияют на судьбу человека?

(Забвению не подлежит)

     

Образец

   Каждое поколение переживает какое-то историческое событие: войны, революции, реформы. Как они влияют на человека? Кто-то не ощущает никаких перемен, его жизнь протекает буднично, а кто-то теряет близких и его жизнь наполняется  горечью утраты, кто-то совершает героический поступок, кто-то лишается родины и вынужден скитаться по миру. У каждого своя судьба.

    Так, пережив Аустерлицкое сражение, герой романа «Война и мир»  Л. Толстого Андрей Болконский…

  1. Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

(Я и другие)

Образец

   Что значит стать человеком? На мой взгляд, стать человеком можно лишь тогда, когда ты к каждому относишься с уважением, принимаешь людей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, с их слабостями, умеешь прощать и понимать других. Именно в этом соглашусь с высказыванием А.Радищева, потому что он пишет о принятой в обществе морали: уважаешь других, сам становишься человеком.

   Так, в произведении А. Платонова «Юшка» показан пример…

3. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

( Время перемен)

Образец

     Без перемен трудно представить жизнь общества: каждый день что-то происходит значительное или совсем малозаметное, но порой очень важное для одного человека, изменяя все к лучшему или худшему. Один поменял работу и улучшил благосостояние, у другого исполнилась заветная мечта, третий-потерял друга… К чему же приводят жизненные перемены?

    Так, в произведении А. Куприна «Чудесный доктор» в семье Мерцаловых…

  1. «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?  (Разговор с собой) 

Образец

    Кого можно назвать «положительно прекрасный» человек? Мне кажется, это человек творящий добро, честный и бескорыстный, тот, кто сострадает окружающим и готов на самопожертвование, т.е. человек с «красивой» душой. Есть ли такие люди в обществе или это вымысел? Уверен, что такие люди есть, доказательством служат произведения художественной литературы.

    Так, герой А.Платонова «Юшка» является примером….  

5. Важно ли сохранять связь между поколениями? (Между прошлым и будущим: портрет моего поколения)

Образец

     Все в мире взаимосвязано: люди и природа, событие с событием, родители и дети…Для чего нужна эта связь? Возможно, она помогает хранить память о прошлом, чтобы человечество могло, опираясь на многовековой опыт, не совершать ошибок, о которых потом пришлось бы сожалеть. Важно ли ее сохранять? Да, люди передают из поколения в поколение национальные традиции, язык, культуру, знания, без которых мы не можем жить.    

    Так, в романе И. Тургенева «Отцы и дети» нигилист Евгений Базаров…

1.Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?

2. Согласны ли Вы с поговоркой «Один в поле не воин»?

3. Почему так сложно изменить себя?

4. Как Вы понимаете фразу Цицерона «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)»?

5. Какие герои становятся кумирами моих сверстников?

  1. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  2. Стоит ли доверять общественному мнению?
  3. Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
  4. Как Вы понимаете фразу Г. Гессе «Истинным призванием каждого может быть только одно - найти самого себя»?
  5. Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?


Предварительный просмотр:

Направление «Цель и средства» (2017)

Образец сочинения № 1

2. Согласны ли вы с утверждением К . Маркса :    « ...цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель...»

  1. Вступление. Как вы понимаете выражение «правая цель»?
  2. Основная часть. Согласны ли с тем, что  средства для достижения цели являются правильными?

      1.А. Пушкин «Капитанская дочка».

  1. М. Лермонтов «Герой нашего времени»

   

3. Н. Гоголь «Мертвые души»

 

 III. Заключение.  Не всегда выбранные средства служат для достижения  правой цели.

Образец сочинения № 2

1.Какую цель можно назвать благородной?

I. Вступление. Как я понимаю  слово «благородство»  и что такое благородная цель?

II. Основная часть. Как в литературе раскрывается понятие «благородная цель»?

  1. О. Генри «Последний лист»

  1. Ч. Айтматов «Первый учитель»

  1. В. Каверин «Два капитана»

III Заключение. Благородные цели – это цели, которые делают человека лучше, сильнее, счастливее.