Работа с детьми-инвалидами
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.11 КБ | |
| 23.89 КБ | |
| 2.79 МБ | |
| 2.27 МБ | |
| 64.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Программа проекта
«Школьный маяк»
рамках каникулярной парк-школы
«Путь в журналистику»
автор-составитель:
Кашаева В.В. учитель,
русского языка и литературы
Салехард
2018
Пояснительная записка
Сегодня мы живем в новом, информационном обществе, которое отличают новые условия и ритм жизни, ценности и социальные заказы. Так случилось, что медиасредства во многом определяют нашу повседневную жизнь, постепенно внедряются во все сферы и становятся приоритетными и в образовании, и в социализации...
Актуальность программы: одной из форм социализации в отечественной педагогике было использование радиопередач для детей, когда взрослые демонстрировали готовые модели и формы поведения, нормы морали. Но пришло время, когда процесс усвоения образцов поведения, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования личности в обществе должен регулироваться самими школьниками, они, создавая собственный продукт: цикл тематических радиопередач, будут выполнять в школьном обществе следующие функции: информирования, пропаганды, просвещения, воспитания, релаксации, также функции интеграции (создания коллективного общественного мнения, координации подсистем общества для реализации общих целей), примеряя на себя различные социальные роли: радиоведущего или ди-джей, радиожурналиста или выпускающего редактора, получат возможность проявить творческие способности и пройти профессиональные пробы.
Цель: развитие образовательно-воспитательной среды, способствующей духовному, нравственному, толерантному, правовому, физическому становлению социализации школьника, через обеспечение доступности качественного образования.
В соответствии с поставленной целью в Проекте решаются следующие задачи:
1. создание школьного радио для развития образовательно-воспитательной среды;
2.формирование учебно-познавательной, информационной, социальной коммуникативной компетенций;
3. осмысление общечеловеческих ценностей, понимание своего «Я», получение основы будущей профессии.
Теоретическая значимость: Проект направлен на объединение творческих детей, увлекающихся журналистикой, с целью разработки новых просветительских технологий, когда просветительские услуги осуществляются для детей самими детьми посредством школьного радио.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанные и апробированные материалы открытых студий мастерских могут быть использованы не только в формате каникулярных лагерей, но и как внеурочная деятельность в образовательных организациях любого уровня и форм собственности.
Идеи, технологии, алгоритмы, образцы нормативно-правовой документации станут отчуждаемыми инновационными продуктами, их можно будет применять при создании подобных каникулярных школ как информационно-образовательного образования и деятельности, позволяющий с опережением формировать информационно – коммуникативную культуру молодого поколения
Проект открыт для внесения дополнений, изменений в процессе его реализации, дальнейшим переходом школьного радио в режим функционирования.
Проект включает в себя тематическое планирование радиопередач по четырем направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- гуманитарное (нравственное);
- художественно-эстетическое;
- гражданско-патриотическое.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
- установление и выражение отношений зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания;
- членение речи на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую завершенность (предложения);
- преобразование высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры;
- преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание;
- определение цели высказывания и построение высказывания в соответствии с разными целями;
- преобразование высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание
- умение общаться с аудиторией в соцсетях и «пиарить» свои материалы
Образовательные результаты обучения:
I. Сквозные образовательные результаты как основа сохранения преемственности между ступенями образования:
образовательная инициатива:
- проявлять творческую инициативу в языковой деятельности;
-совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого чтения, формировать потребность в общении;
- проявлять коммуникативную инициативу в языковой и учебной деятельности – в развернутой словесной форме предлагать партнерам исходные тексты;
- проявлять познавательную инициативу в продуктивной и учебной деятельности;
-образовательная самостоятельность: уметь выполнить без взрослого определенное учебное задание (задания): определить его объем, темп и время выполнения;
- уметь организовывать творческое сотрудничество и совместную; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-образовательная ответственность: давать возможность школьнику предъявить на оценку взрослому (сверстнику) свою работу, предложить ее на публичную «доску достижений».
II. Предметные результаты как основа для учебно-предметных компетентностей:
- определить тему или идею текста, озаглавливать текст;
- выделять в тексте главное, составлять простой и подробный план текста;
- формулировать в ходе чтения гипотезы, находить пути их проверки;
- создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
оценивать чужую и свою речь; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- редактировать текст, знать приемы компрессии текста;
- пользоваться справочной литературой;
- производить анализ, синтез, обобщение на материале прочитанного текста;
- создавать тексты разных типов речи;
- составлять тексты публицистического стиля (репортаж, интервью, хроника, заметка);
- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность.
- составлять тексты научного стиля.
- УУД и социальный опыт как основы ключевых компетентностей:
Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей:
- учебная (образовательная) компетентность: производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу; самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев; различать оценку личности от оценки действия; сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»;
-компетентность взаимодействия (коммуникации): использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися; инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; различать оценку действия и оценку личности; договариваться и приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
-информационная компетентность: формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; проводить самостоятельные наблюдения; формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации.
-социальный опыт: внутренне свободно, творчески относиться к действительности, к другим людям, быть способным не только решить старую, но и поставить новую проблему; способным делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения; представлять из себя систему целостного и непрерывного образования.
Содержание программы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | 1. Особенности радиовещания и его формообразующие средства. Понятие о жанре радиожурналистики. 2. Школьное радио – рождение эфира. План эфиров 3. Блиц-опрос «Легко ли быть ребенком? «Легко ли быть родителями?» 4. Информационное сообщение «358 стаканов молока – залог здоровья» 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 1.06.2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
2 | 1.Новости на радио. 2.Экскурсия в МБИУ «Северный ветер» 3.Мастер-класс «Как подготовить новости» 3.Зеленый анонс «В нашем меню только полезные продукты» 4.Радиопередача «Красота души и красота тела: о чем нужно заботиться в первую очередь и почему?» 5. «Горячие новости дня» (обзор работы творческих объединений) 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 2.06. 2018 | специалист МБИУ «Северный ветер» Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
3 | 1.Информационное радиосообщение. 2.Радиосообщение «Серебряный горн» 3. Афиша дня (информационный выпуск) 4. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 3.06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
4 | 1.Радиообзор печати. 2.Радиообзор «В этом мире случайностей нет» 3. «Экологический дневник» (по страницам СМИ ЯНАО) 4. Радиопередача «Зеленые поляны - здоровые горожане-здоровая страна» 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 5. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
5 | 1.Информационное радиоинтервью. 2.Экскурсия в Государственный концерн «Ямал-информ» 2. Мастер-класс «Как подготовить и провести радиоинтервью» 3. «Может ли кинофильм заменить книгу?» (интервью с обучающимися школы) 4.«Золотое слово Пушкина» (конкурс радиоинтервью) 5. «Золотое наследие России» (радиообзор) 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7.Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 6. 06. 2018 | специалист Государственного концерна «Ямал-информ» Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
6 | 1.Информационный радиорепортаж. 2.Встреча с представителями ГБДД г. Салехарда 3 «Красный. Желтый. Зеленый» - дорога жизни (интервью с инспектором дорожного движения) 4.Блиц-опрос жителей города «Безопасный серфинг по дорогам города» (радиорепортаж) 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 7. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
7 | 1.Радиоотчет. 2. «Перезвон талантов» (радиоотчет работы творческой группы «Школьного маяка» 3. «Лазурный берег Оби» (радиоотчет о работе экологических десантов на Ямале) 4. «Наши достижения» (радиоотчет о работе медиа-парка) 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 8. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
8 | 1.Информационная радиокорреспонденция. 2.Экскурсия на ОТРК «Ямал-Регион» 3. Мастер- класс «Как подготовить обзор корреспонденции». 4. «Центр молодежи: запросы времени и подрастающего поколения» (радиокорреспонденция) 5. «Можно ли назвать друга из соцсетей настоящим другом?» (интервью) 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 9. 06. 2018 | специалист ОТРК «Ямал-Регион» Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
9 | 1.Аналитическое радиоинтервью. 2. «Розовый слон: миф или реальность?» (радиоинтервью с представителями молодежной политики о будущем города) 3. «Шаг в профессию радиожурналиста» (радиоинтервью со специалистами ОГТРК Ямал-Регион») 4. «Перспектива»(радиоинтервью с директором школы о планах развития) 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 10. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
10 | 1. Аналитическая радиокорреспонденция. 2. «Безопасный серфинг по интернету» (радиокорреспонденция) 3. «15 топ-атлас рабочих профессий» (радиокорреспонденция) 4. «Янтарные россыпи» (конкурс на звание лучшего радиоведущего) 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 13. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
11 | 1. Аналитический радиорепортаж. 2. «Алые сердца спасают жизни» (радиорепортаж о работниках станции переливания крови) 3. «Герой дня» (радиорепортаж о почетном доноре Салехарда) 4 «Мы в центре событий» (радиорепортаж дня) 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 14. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
12 | 1.Радиобеседа. 2. «Точка, точка, запятая» (радиобеседа с представителями творческих объединений школы) 3. «Северный ветер» (радиобеседа со специалистами МБИУ «Северный ветер») 4. «Дело дня: сделаем планету чище» (радиобеседа с представителями школьного волонтерского отряда «Зеленый лес») 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 15. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
13 | 1.Радиокомментарий. 2.Экскурсия в Государственный концерн «Ямал-информ» 3. Мастер-класс «Как подготовить радиокомментарий» 4. «Есть мнение» (радиокомментарий проведенных мероприятий в школе) 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 16. 06. 2018 | Специалист Государственного концерна «Ямал-информ» Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
14 | 1.Радиообозрение. 2. «Атлас профессий: инспектор полиции» (радиообозрение) 3. «Из первых уст» (интервью с зам. директора по воспитательной работе об итогах первого года РДШ в МБОУ «СОШ №2») 4. «Смелые, быстрые, ловкие» (радиообзор достижений учащихся школы в спорте) 5. «Горячие новости школы» (радиообзор событий) 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7. Musicstars (гимн школы , музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 17. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
15 | 1. Дискуссия на радио. 2. «Будущее создается сегодня» (дискуссия с представителями творческих объединений школы о роли леса в жизнедеятельности человека) 3. «Зеленое будущее планеты в наших руках» (дискуссия с представителями школьного волонтерского отряда «Зеленый лес») 4. «А ты посадил дерево?» (радиосообщение об акции) 5 «Что такое уважение?» (дискуссия с представителями волонтерского отряда «Радуга») 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 19. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
16 | 1.Радиоречь. 2.Мастер-класс «Подготовленная и неподготовленная речь» 3. «Бюро находок» (конкурс на лучшую радиоречь) 4. «Хочу сказать…»(игра «Свободный микрофон») 5. «Все в моих руках», «Все в твоих руках», «Все в наших руках» (радиоречь) 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 20. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
17 | 1. Радиоочерк. 2. «Герои среди нас» (радиоочерк о людях героических профессий) 3. «Лучший среди лучших» (радиоочерк о лучших учениках школы) 4. «Героический подвиг защитников Брестской крепости» (радиоочерк о героях ВОВ) 5. «Ветеран» (радиоочерк о героях ВОВ) 6. «Цветочный калейдоскоп» ( радиообзор Красной книги Ямала) 7. Афиша дня (информационный выпуск) 8. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 21. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
18 | 1.Радиозарисовка. 2. «Помним. Гордимся. Чтим» 3. « Георгиевская ленточка» 4. Экскурсия в МВК им Шемановского, в военно-исторический клуб 5. «Никто не забыт, ничто не забыто» (интервью с представителями военно-исторического клуба МВК) 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7. Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 22. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
19 | 1.Радиорассказ. 2. « Олимпийцы – наша гордость» (радиорассказ о олимпийских призерах) 3. «Олимпийцы Ямала, ровняемся на вас!» (радиорассказ о олимпийцах ЯНАО) 4. «Олимпийские кольца - символ Всемирных игр» (радиорассказ) 5. Афиша дня (информационный выпуск) 6.Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 23. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
20 | 1.Радиофельетон. 2.Мастер-класс «Жанровые особенности фельетона» 3. «В замочную скважину»(практическая работа) 4. «Дружеский шарж» 5. «Кривое зеркало» 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7. Musicstars (гимн школы ,музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 24. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы |
21 | 1.Радиокомпозиция. 2 Экскурсия на МБИУ «Северный ветер» 3. Мастер-класс «Что должен знать и уметь звукорежиссер радиоэфира» 4. «День славянской письменности и культуры» (радиокомпозиция) 6.Радиорассказ о выдающихся личностях России 5.«Лучший ди-джей» (конкурс на звание лучшего) 6. Афиша дня (информационный выпуск) 7.Musicstars (гимн школы, музыкальные минутки, освещающие мировые шедевры классической музыки, современные музыкальные течения, музыкальные новинки от ди-джея радио «Школьный маяк») | 25. 06. 2018 | Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы специалист МБИУ «Северный ветер» |
Партнеры:
- администрация школы;
- Попечительский совет школы;
- МБИУ «Северный ветер»;
-ОТРК «Ямал-Регион»;
-Государственный концерн «Ямал-информ».
Ожидаемые результаты Проекта
Количественные показатели (мультипликативный эффект):
- количество радиоэфиров с участием школьников, родителей и педагогов, приглашенных участников (ед);
- количество участников творческой группы радио (чел.);
- количество публикаций в СМИ и сети Интернет о новых тематических продуктах (ед.).
Качественные показатели:
- создание условий для информационной, культурно-просветительской деятельности;
- коэффициент востребованности и степень удовлетворенности участников Проекта;
- отзывы по итогам совместной деятельности;
- проявление инициативы участников Проекта.
- Прогноз возможных негативных последствий
- социальная пассивность школьников;
- низкая деловая мобильность;
-риск оттока активной молодежи.
Перспектива развития проекта
Школьное радио и современные информационные технологии, локальная компьютерная сеть школы позволят увеличить поток передаваемой информации для учеников, родителей и педагогов школы. Такое слияние позволит организовать единую школьную информационную службу, а впоследствии и города. А также в настоящее время существует большое количество радиостанций, вещающих через Интернет, в том числе и на иностранных языках. Таким образом мы сможем осуществлять трансляции тематических передач, используя ресурсы Интернета.
Библиографический список
1.Будникова Н.А. Проект «Медиаобразование в школе»//Вопросы Интернет-образования. 2005. N 30
2.Долгина Е.С., Путенихина П.В. Особенности работы радиожурналиста// Молодой учёный №8 (88) . 2015.С. 1258 -1260
3.Мультимедийная журналистика [Текст]: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Учебники Высшей школы экономики). — 413, [3] с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1189-3 (в пер.). — ISBN 978-5-7598-1663-8 (e-book).
4.Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с
5.Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.
6.Смирнов В. Система жанров радиожурналистики. Научно-культурологический журнал «RELGA» № 2 .2017
7.Шерель А.А. Радиожурналистика. Учебное пособие для вузов.- М.: Издательство МГУ,2000
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Радиожурналистика
9.http://myaria.ru/formy-radioveshhaniya-i-zhanry-radiozhurnalistiki/
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
2018-2019 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут по курсу
«Введение в журналистику»
Количество часов: 62 часа
Цель: формирование социально активной личностив процессе коммуникативного общения в условиях информационного общества;
Задачи:
- познакомить с основами журналистики;
- сформировать представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста;
- совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации;
- способствовать изучению новых возможностей и овладению практическими навыками работы в программных средствах;
- предоставить сведения о художественном дизайне макета печатного издания;
- закрепить навыки грамотности, речевой культуры;
- сформировать умение составлять тексты различных жанров;
- содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость);
- сформировать типичные для выбранного вуза способы учебной деятельности.
Курс состоит из 8 модулей, последовательность которых может варьироваться, как и их содержание , временной график.
В структуре модулей выделяется 3 части: информационно – теоретическая, практическая, рефлексивно – оценочная.
Тематическое планирование
№ | информационно – теоретическая | к\ч | практическая | рефлексивно – оценочная |
1 | Введение. Исторические предпосылки возникновения журналистики. Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые печатные газеты. Типография. | 2 | Выполнить упражнения и определить основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист | зачет |
2 | Мастерство журналиста. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации: люди, архивы, почта, Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов. | 6 | провести сбор информации о каком – либо событии, произошедшем в школе, городе, используя различные источники информации | зачет |
3 | Жанры журналистики. Информационные: хроника, информация (короткая (заметка), расширенная), зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный). | 8 | посетить выставку или музей, культурное или спортивное мероприятие, провести встречу с интересным человеком, написать статьи в жанрах заметки, интервью, репортажа | зачет |
Жанры журналистики. Аналитические: корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная). | 6 | Написать статью на нравственную или патриотическую тему; сделать обзор школьной спартакиады, написать рецензию на кинофильм (книгу, спектакль) | зачет | |
4 | Жанры журналистики. Художественно-публицистические: очерк (сюжетный, описательный),фельетон, памфлет. | 6 | Написать очерк на нравственную или патриотическую тему; зарисовку о культурной жизни города; очерк о встрече с ветеранами полиции или МЧС; фельетон о водителях и пешеходах | зачет |
5 | Журналистский текст. Стили речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. | 6 | редактирование и оформление текста | зачет |
6 | Современные средства поиска, обработки, хранения и передачи информации в рамках профессии журналиста. Поиск интересующей информации в Internet. Преобразованию информации, хранящейся на бумажных носителях, в цифровой вид. Перевод текстов с одного языка на другой. Набор, редактирование, форматирование и верстка заметок, репортажей, интервью, статей и подготовке их к печати. | 8 | самостоятельная работа с источниками; проектная деятельность; групповая работа | зачет |
7 | Microsoft Publisher как издательская система Классификация полиграфических изданий. Электронные издания. Обязательные атрибуты издания. Правила оформления (буклет, брошюра, книга, журнал, рекламный лист). Технические правила редактирования. Терминология. Форматы страниц. Форматирование текста. Работа со шрифтами. Стиль документа. | 12 | подготовить компьютерные и печатные варианты собственных заметок, репортажей, интервью, статей, отчетов, рецензий, очерков, эссе, фельетонов; личное творческое досье в виде брошюры с творческими и аналитическими работами; групповая работа- номер журнала | зачет |
8 | WORD как настольная издательская система. WORD как настольная издательская система.Электронная верстка текста.Титульный лист. Создание стилей. Многооконный набор. Колонтитулы. Сноски. Оглавление. Списки. Библиография. Оригинал-макета. Технология создания газеты, журнала. | 8 | набор, редактирование, форматирование, печать заметок, репортажей, интервью, статей, отчетов, рецензий, очерков, эссе, фельетонов, оформление и печать личного творческого досье (с творческими и аналитическими работами) в виде брошюры. | зачет |
Библиография:
1. Касицина Н. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика: педагогика поддержки, тактика взаимодействия/ Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин.-М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.-СПб.: КАРО, 2002.-368 с.
3. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика).-М.: Сентябрь, 2004.-208 с.
4. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»: Пособие для учителя.- Симферополь: Таврия,1993.-112 с.
5. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить .- М.: Сентябрь,1999.-128 с.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В. Джаиджакова,Н.П. Кабанова.-3-е изд. испр.-М.: Айрис-пресс, 2006.-768 с.
7. Розенталь Д.Э. ,Голуб И.Б.. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи.- М.:Махаон, 2005.-256 с. (Для школьников и абитуриентов)
8. Свиридова Е.М. Теоретические основы индивидуализации обучения и варианты реализации.-М.: АПКиППРО, 2009.-56 с.
Составитель: Кашаева В.В., учитель русского языка и литературы
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Путь в журналистику» Школьный меридиан ( издается с 2000 года) Школьный квартал (издается с 2008 года) Интенсивная муниципальная школа «Азбука журналистики» (работает с 2012) Радио «Школьный маяк» (работает с 2017) Элективный курс «Путь в журналистику» (работает с 2011)
Газета «Школьный квартал » Руководитель проекта: Гладкова Надежда Винадиевна Педагоги: Кашаева Валентина Владимировна Строцева Наталья Леонидовна Журнал «Школьный меридиан » Руководитель проекта: Кашаева Валентина Владимировна Педагоги: Гладкова Надежда Винадиевна Строцева Наталья Леонидовна Муниципального бюджетного образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 2»
Школьный квартал Появление нашей газеты неслучайно Основным противоречием при создании школьного пресс-центра послужило отсутствие возможности учащихся публично высказать свою точку зрения на волнующую тему, показать свои творческие способности, представить результаты деятельности школьного ученического совета. Функции «Школьного квартала» заключаются в следующем. С одной стороны , это возможность публичного высказывания в прессе любого ребенка или взрослого (лишь бы у него была такая потребность); с другой стороны , это определенная стартовая площадка для тех, кого привлекает профессия журналиста.
Школьный маяк Таким образом, рождение школьного радио было направлено на создание единого информационного пространства школы, объединяющего школу и семью, способствующего повышению престижа учебного заведения. Деятельность «Школьного маяка» опирается на принципы актуальности, взаимодействия, креативности, системности. Достигается посредством работы с общественно-редакционным советом, с социумом, через использование информационно-коммуникационных технологий. Периодичность выпуска газеты- с 1 января 2017 года – 4 раза в месяц
Школьный меридиан Художественно-публицистический журнал
Школьный меридиан участник Всероссийской конкурсной площадки медиа-проектов в образовании " МЕДИА-БАТЛ" (2015 ); редколлегия журнала - участник Первого Международного юношеского медиафорума в Артеке ( 2016) участник Окружной молодежной профильной медиа-смены ( Ноябрьск, 2015,2017,2019); форума « PRO формат» (2017,2018) второго этапа Всероссийского конкурса телевизионных и новостных проектов среди юных журналистов (апрель 2017 г. Москва)
Учредитель журнала «Школьный меридиан» - администрация МБОУ «СОШ № 2» Издатель - МБОУ «СОШ № 2» Адрес - ЯНАО г. Салехард ул. Комсомольская, 23 Куратор проекта – Кашаева Валентина Владимировна Редактор – Андреева Полина Верстка и дизайн - Строцева Наталья Леонидовна, Фролова Полина. Корреспонденты и фотокорреспонденты: Строцева Лиза, Дудникова Полина, Кускова Руслана Борисов Айс , Долгова Полина, Деттер Мария. Сайт http ://sch2.edushd.ru/innovaz/smi.htm Работы , отзывы, пожелания можно отправлять через АИС «Сетевой город». Школьный меридиан
Школьный квартал Школьный меридиан С п ервого сентября 2016 года МБОУ СОШ №2 г. Салехарда является Пилотной площадкой российского движения школьников. Газета «Школьный квартал» и журнал «Школьный меридиан », радио «Школьный маяк» являются медио площадкой , на которой освещаются основные события РДШ.
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Салехард
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Стилистика. Культура речи»
Кашаева Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Время требует, чтобы выпускник школы был интеллектуальной творческой личностью, ориентирующейся в сложных социальных процессах, готовой к самореализации, к переносу и применению полученных знаний в сходные или иные ситуации. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся продолжением урока, его дополнением. Знание русского языка, умение владеть всеми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими) создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без знания истории родного языка, лексики, грамматики, стилистики, синтаксиса, речевой культуры невозможна никакая познавательная деятельность в любой предметной области. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы всей учебной деятельности.
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники смогут увидеть мир исторической грамматики, фразеологического многообразия, возможности тропов и фигур в речевом оформлении; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание стилистики и речевой культуры создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по стилистике, культуре речи, показать учащимся, что овладение речевыми нормами позволит быть успешным в любой коммуникативной ситуации.
Задачи программы:
- сформировать языковую интуицию, необходимую для речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности и осознанности речевой деятельности, для расширения словарного запаса учащихся, более полного овладения грамматическим строем русского языка, овладения системой стилистических разновидностей речи, овладения нормами языка;
- способствовать овладению навыками чтения и письма с целью его понимания и преобразования, для передачи информации и общения, для анализа художественного текста с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
- ориентировать на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
- сформировать знания работы с текстом, которые могут быть применимы в рамках образовательного процесса разных предметных плоскостей;
- создавать условия для саморазвития и самосовершенствования личности школьника путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта по написанию текста;
- формировать целостное представление о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности.
Формы проведения занятий
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система индивидуальных и групповых практических занятий, научных и творческих проектов с использованием современных информационных технологий.
Задачи программы:
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Рабочая программа предназначена для обучения школьников в возрасте 14-15 лет стилистическим особенностям и культуре речи, компьютерной грамотности, способствует сплоченности детей. Группа обучающихся может насчитывать от 10 до 15 детей.
Количество часов – 34 (1 час в неделю)
Формы контроля:
- самостоятельные работы;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- исследовательские проекты;
- тексты разных жанров журналистики;
- зачетные работы по разделу;
- публикации в школьных средствах массовой информации.
Формы, методы, технологии обучения:
- Технология проблемного диалога;
- Метод проектов;
- ТРКМЧП
- Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология;
- Коллективный способ обучения (КСО)
Реализация СДП обучения опирается на методы:
- активные;
- интерактивные;
- исследовательские;
- проектные.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
знания:
- из истории русской грамматики и фразеологии;
- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
- о истории русского языка;
- о древнерусском языке, русском алфавите.
умения:
- создавать сочинения разных жанров;
- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
- пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
- делать лингвистический анализ текста;
- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
- переводить древнерусские тексты
- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать тему, проблему урока; искать пути её решения;
- соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы,
- осуществлять самопроверку письменных текстов.
Познавательные УУД:
- выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
- искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;
- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других,
- быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
- извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, алгоритм, схему);
- анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы;
- создавать тексты разных жанров;
- анализировать текст;
- редактировать текст;
- извлекать информацию из различных источников и обрабатывать ее;
- оперировать средствами художественной выразительности;
- выстраивать развернутый ответ, приводить аргументы;
- создавать исследовательский проект.
Виды деятельности обучающихся:
- лекции;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
- обучающие семинары.
Оборудование.
- Компьютер
- Мультимедиа
- Интерактивная доска
Содержание учебного предмета, курса дисциплины (модуля)
Раздел (глава, модуль) | общее кол-во часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
История русского языкознания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основные этапы исторического развития русского языка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Краткая история русской письменности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ударение. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Лексика. Стилистика. | 3 | 0,5 | 2,5 |
Стилистическая окраска слов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Фразеологизмы | 2 | 0,5 | 1,5 |
Стилистика. Образность речи. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Морфология. Стилистика. | 3 | 0,5 | 2,5 |
Синтаксис. Стилистика. | 3 | 1 | 2 |
Фигуры речи. | 3 | 1 | 2 |
Лингвистический анализ текста | 4 | 1 | 3 |
Историческая грамматика. Перевод текста | 3 | 1 | 2 |
Жанры публицистики | 4 | 1 | 3 |
Общее количество часов: | 34 | 9,5 | 24,5 |
Содержание программы
Тема 1 История русского языкознания(1ч).
- Понятия: язык, семья, группа
- Вопросы для рассмотрения: Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа.
- Практическая работа : анализ текста
Тема 2. Основные этапы исторического развития русского языка(1ч)
- Понятия: язык, старославянизмы
- Вопросы для рассмотрения: Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 3. Краткая история русской письменности(1ч).
- Понятия: алфавит, орфография, графика
- Вопросы для рассмотрения: Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 4. Ударение(2ч)
- Понятия: произношение и фоника. ударение и произношение, нормы речи, звукопись.
- Вопросы: Литературное произношение и фоника. Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи.
- Звукопись.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 5. Лексика(3ч).
- Понятия: стилистика, нормы, многозначность, антонимы, омонимы
- Вопросы: Стилистика. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 6. Стилистическая окраска слов(2ч).
- Понятия: Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы.. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология.
- Вопросы: Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 7. Фразеологизмы(2ч).
- Понятия: Фразеологизмы
- Вопросы: Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 8. Стилистика(2ч).
- Понятия: Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория
- Вопросы: Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 9. Морфология . Стилистика. Имя существительное(3ч).
- Понятия: Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных.. Глаголы. Стилистика словообразования. Служебные части речи
- Вопросы: Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных.. Глаголы. Стилистика словообразования. Служебные части речи
- Практическая работа:
Тема 10. Синтаксис. Стилистика.(3ч)
- Понятия: Синтаксис. Сложное предложение. Виды связи. Придаточное
- Вопросы: Сложное предложение. Виды сложных предложений. Виды придаточных. Сложные предложения с разными видами связи.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 11. Фигуры речи. (3ч)
- Понятия: Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.
- Вопросы: Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 12 Лингвистический анализ текста(4ч)
- Понятия: Языковые и стилистические особенности текста.
- Вопросы: Лингвистический анализ текста Языковые и стилистические особенности текста.
- Практическая работа: анализ текста, упражнения
Тема 13 . Историческая грамматика. Перевод текста(3ч)
- Понятия: Историческая грамматика. Старославянизмы
- Вопросы: Историческая грамматика. Старославянизмы
- Практическая работа: анализ текста, упражнения, перевод текста.
Тема 14. Жанры публицистики(4ч)
- Понятия: Жанры публицистики
- Вопросы: жанры публицистики
- Практическая работа: создание текстов различных жанров публицистики
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | к\ч | дата | Элементы содержания | Вид диагностики и контроля | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
1 | История русского языкознания. Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Восточнославянская группа. | 1 | Языковая семья. Языковая группа (ветвь). | Выразительное чтение текста вступительной статьи; составление сложного плана. | усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц | Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, проблему урока; искать пути её решения; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, осуществлять самопроверку письменных текстов. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные УУД: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям | понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования | |
2 | Основные этапы исторического развития русского языка. Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы. | 1 | этапы развития русского языка. Старославянизмы. | Словарный диктант с дополнительным заданием. Работа со словарем. Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова. Задание ЕГЭ | усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц | |||
3 | Краткая история русской письменности. Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма. | 1 | Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Лингвистический анализ | Самостоятельно составить и записать вопросы к материалам параграфа. Работа со словарными статьями. | усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц | осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; | ||
4-5 | Ударение. Литературное произношение и фоника. Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи. Звукопись. Интонация. | 2 | произношение и фоника. Орфоэпические нормы речи. Звукопись. | Практическая работа 1 | овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения | способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||
6-8 | Лексика. Стилистика. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. | 3 | Стилистика. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. | Задание ЕГЭ | Регулятивные УУД: высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей . Коммуникативные УУД: общаться, ориентируясь на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения Познавательные УУД: анализировать примеры, делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы | формирование мотивации на изучение нового материала, на саморазвитие творческой деятельности | ||
9-10 | Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Жаргонизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология. | 2 | Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Плеоназм. Тавтология. | Составление плана-конспекта как текста научного стиля. Составление обобщенной схемы-конспекта материала. Устная аналитическая работа. | способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |||
11-12 | Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. | 2 | Фразеологизмы | Фразеологическая викторина. Работа со словарем. Текст под диктовку. Задание ЕГЭ. | формирование мотивации на изучение нового материала, на саморазвитие творческой деятельности | |||
13-14 | Стилистика. Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория. | 2 | Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория. | Текст под диктовку. Задание ЕГЭ | осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы | применение на практике полученных знаний и последующее повторение ;формирование мотивации на изучение нового материала, на саморазвитие творческой деятельности | ||
15-17 | Морфология. Стилистика. Имя существительное. Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных. Глаголы. Стилистика словообразования. Служебные части речи. Междометия | 3 | Род. Число. Падеж. Формы . Глаголы. Стилистика словообразования. | Работа по карточкам. Самостоятельная работа с учебником. Работа со словарем. Задание ЕГЭ Самостоятельная работа практическая работа Морфологический разбор имен существительных. Дифференцированное задание. | научиться полученные новые знания в рамках учебного предмета, преобразовывать и применять в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях | Регулятивные УУД: высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей . Коммуникативные УУД: общаться, ориентируясь на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения Познавательные УУД: получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме, проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям, строить простые рассуждения | формирование мотивации на изучение нового материала, на саморазвитие творческой деятельности | |
18-20 | Синтаксис. Стилистика. Синтаксис. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Виды придаточных. Сложные предложения с разными видами связи. | 3 | Сложное предложение. Виды придаточных. Сложные предложения с разными видами связи | Презентация, ЦОРы | понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; синтаксический анализ словосочетания и предложения | формирование интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного | ||
21-23 | Фигуры речи. Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора. | 3 | Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора. | лингвистический анализ текста Задания ЕГЭ | осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, использования выразительных средств языка | Регулятивные УУД: самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. Коммуникативные УУД: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками Познавательные УУД: структурировать знания; выбирать наиболее эффективных способов решения задач; устанавливать причинно-следственных связи; строить логические цепи рассуждений выдвигать гипотезы; их обоснование | формирование интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств. | |
24-27 | Лингвистический анализ текста Языковые и стилистические особенности текста. | 4 | лингвистический анализ текста Задания ЕГЭ | осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы | интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств | |||
28-30 | Историческая грамматика. Перевод текста | 3 | старославянизмы | лингвистический анализ текста Задания ЕГЭ | многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к | интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств; применение на практике полученных знаний и последующее повторение | ||
31-34 | Жанры публицистики | 4 | Хроника Заметка Очерк Интервью зарисовка | Написать тексты в жанре изученного | овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка , нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний | интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств; применение на практике полученных знаний и последующее повторение | ||
Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение
- Учебно-методический комплект:
для учителя
- Д.Н. Александров. Риторика. – М.:Наука.2002.
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Риторика и культура речи.. – Ростов-на-Дону.:Феникс.2003.
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону.: Феникс.2002.
- К.В. Воробьева, Е.В. Сергеева. Практикум по русскому языку. Культура речи. – Санкт-Петербург.:Союз.2001.
- Т.А. Ладыженская. Школьная риторика 5-7 класс. – М.:С-Инфо.2002.
- И.Миловидова. Проверяем свою грамотность.-М.:Рольф,1997.-176 с.
- А.К. Михальская. Основы риторики. Мысль и слово 10-11 класс – М.: Просвещение.1996.
- Л.С. Пастухова. Основы речевой культуры и стилистики: пособие для учителя. – Симферополь.:Таврия.1993.
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – М.: Прогресс – Академия.1992.
- Д.Э. Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск. Юж-Урал кн.изд-во; М. АО «Столетие», 1996.-368 с.
- Тихонов А.Н. и др. Словарь – справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. Под редакцией А.Н. Тихонова. Изд. 5-е стереот.-М.: Цитадель,20001.-704 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В. Джаиджакова,Н.П. Кабанова.-3-е изд. испр.-М.: Айрис-пресс, 2006.-768 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя.-3-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение,2002-399 с.
- Розенталь Д.Э. Спарвочник по русскому языку. Прописная или строчная?- 6-е изд., испр. и доп-М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование,2002.-224 с.
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение: ок. 25000 единиц/И.Л.Резниченко.- М.: Астрель:АСТ,2005.-1182, с
для ученика
- Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону.: Феникс.2002.
- К.В. Воробьева, Е.В. Сергеева. Практикум по русскому языку. Культура речи. – Санкт-Петербург.:Союз.2001.
- И.Миловидова. Проверяем свою грамотность.-М.:Рольф,1997.-176 с.
- Л.С. Пастухова. Основы речевой культуры и стилистики: пособие для учителя. – Симферополь.:Таврия.1993.
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – М.: Прогресс – Академия.1992.
- Д.Э. Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск. Юж-Урал кн.изд-во; М. АО «Столетие», 1996.-368 с.
- Тихонов А.Н. и др. Словарь – справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. Под редакцией А.Н. Тихонова. Изд. 5-е стереот.-М.: Цитадель,20001.-704 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/Д.Э. Розенталь, Е.В. Джаиджакова,Н.П. Кабанова.-3-е изд. испр.-М.: Айрис-пресс, 2006.-768 с.
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение: ок. 25000 единиц/И.Л.Резниченко.- М.: Астрель:АСТ,2005.-1182,
2.Дополнительная литература
- Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы), 2011г.
- Тестовые материалы и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.
1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.
2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год.
4.. Черников, И Барова, Е. С. Сборник дик. Н. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов / И.Н. Черников, С. С. Петровская, Г. М. Шипицына. -М. : Русское слово, 2003.
Лингвистические словари
Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М. : Просвещение, 2006.
Тихонов И.Т. Школьный словообразовательный словарь. М.: Просвещение, 2005.
3. ТСО
Мультимедийный ресурс.
- Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2
- Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
- http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
- http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
- http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
- Навигатор. Грамота.руhttp://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
- Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
