4. Итоги муниципального этапа ВОШ по русскому языку и литературе

Методическое объединение учителей - филологов Яшалтинского района Республики Калмыкия

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, региональной олимпиады по предметам «Русский язык», «Литература»

в 2018 – 2019 учебном году в Яшалтинском районе Республики Калмыкия

В соответствии с приказом  РОО от 12.11.2018 года   №137/1 «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, региональной олимпиады по предметам «Русский язык»,  «Литература» в 2018 – 2019 учебном году была проведена олимпиада школьников по общеобразовательным предметам, в которой приняли участие обучающиеся всех общеобразовательных организаций района.

Муниципальный этап ВОШ по русскому языку.

      Целями муниципального этапа Олимпиады по русскому языку являются:

- стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

- выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;

- создание определённой интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;

- расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных

учащимися в школьном курсе русского языка;

- активизация творческих способностей учащихся;

- выявление учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;

- популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

 Участникам олимпиады предлагались задания различной степени сложности из основных разделов школьного курса русского языка. Некоторые задания требовали более глубоких знаний, что полностью отвечает требованиям, предъявляемым к уровню олимпиадных заданий.

 В районной олимпиаде по русскому языку в 2018 – 2019 учебном году  приняли участие  107  обучающихся 5 – 11 классов из 117 заявленных

 Члены оргкомитета установили следующее  максимальное количество баллов по каждому классу:

5 – 6 классы – 80 баллов

7 – 8 классы – 100 баллов

 9 класс –  100 баллов

10 – 11 классы –100 баллов

   Члены комиссии старались не просто оценить знания обучающихся по определенным разделам языкознания, но и выявить талантливых учащихся, способных выполнять задания более высокого уровня сложности.

   Во всех классах первым заданием была работа по разделу «Орфоэпия». Вторым заданием  были задания по лексике.  Задания по фразеологии были даны во всех классах. Также для всех классов были задания по разделам: «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «История русского языка», «Этимология».

 Задания по фонетике оказались для учащихся  5 – 6  классов  нетрудными.  

 Сложным заданием для всех учащихся оказались задания  по лексике. В 10-11 классе добавились задания по выразительным средствам языка.

 Обязательным заданием в 7 – 11 классах было сочинение по данному высказыванию. Учащиеся  7 – 9  классов должны были выразить свое впечатление  и отношение к позиции автора. В 10 – 11 классах  обучающиеся должны были написать сочинение – рассуждение, выразить свое отношение к позиции автора и  привести не менее двух аргументов.

Типичные ошибки, допущенные при работе над творческим заданием (сочинением – рассуждением):

- соответствие текста сочинения предложенной теме;

- убедительность суждений, умение аргументировать  мысль;

- логичность, последовательность изложений.

 

Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников  по предмету «Русский язык»

в 2018 – 2019 учебном году.

Ф.И. Обучающегося

ОО

класс

Ф.И.О. наставника

результат

Магомедова Хадижат Руслановна

МБОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

5

Доржинова Г.К.

призер

Рогож Аксинья Андреевна

МБОУ «Соленовская СОШ им. В.А.Казначеева»

5

Чернецова О.М.

призер

Точка Эвелина Алексеевна

МБОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»

5

Мединцева Л.В.

победитель

Алдушкаева Алтана Романовна

МБОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»

5

Мединцева Л.В.

призер

Кугультинов Байр Витальевич

МБОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»

7

Теперик В.Л.

призер

Калинин Даниил Васильевич

МБОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»

7

Теперик В.Л.

призер

Гуспанова Даяна Мергеновна

МБОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»

7

Теперик В.Л.

победитель

Лопатько Екатерина Евгеньевна

МБОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»

7

Теперик В.Л.

призер

Михайлусь  Дарья  Александровна

МБОУ «Ульяновская СОШ»

7

Компакова А.Н.

призер

Белоус Александр Сергеевич

МБОУ «Соленовская СОШ им. В.А.Казначеева»

7

Полтавская Л.В.

призер

Климова Анастасия Сергеевна

МБОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»

7

Манджиева М.П.

призер

Богатырева Анита Низамиевна

МБОУ «Березовская СОШ»

7

Мазеинова Н.Ю.

призер

Ниязов Эльшан Алимович

МБОУ «Ульяновская СОШ»

8

Киосева Е.Н.

призер

Чимидова Альмина Дмитриевна

МБОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»

8

Дрей Н.И.

призер

Филенко Феликс Чергеевич

МБОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»

8

Юрьева Л.В.

призер

Лопух Елизавета Ивановна

МБОУ «Краснопартизанская СОШ»

8

Погорелова В.И.

призер

Как видно из данной таблицы, победители есть в  6  классах  (4 обучающихся); в 9 классе – 1 победитель, в 10 классе -2. В остальных классах победителей нет.

Есть призеры:

 в 5 классах –  обучающихся;

в 6 классах – 14 обучающихся;

в 8 классах – 1 призер;

в 9 классах – 5 призеров;

в 10 классах – 1 призер;

в 11 классах – 3 призера.

В 7 классах нет ни призеров, ни победителей.

Рекомендации:

  1. Учителям – предметникам проанализировать итоги олимпиады и разработать план по устранению ошибок, допущенных в работах.
  2. Обратить внимание на темы, в которых обучающиеся показали низкий уровень знаний.
  3. Усилить работу с учащимися, имеющими высокую мотивацию. Включать в работу разнообразные формы и задания по разделам языкознания, вызвавшим затруднения при работе.
  4. Уделять внимание заданиям творческого характера; заданиям, развивающим смекалку, интуицию; задания нестандартного характера.

Муниципальный этап ВОШ по литературе.

Целями изучения предмета «Литература» являются:

  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  развитие у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном  или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста; использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Проведение муниципального этапа ВОШ по литературе нацелено на выявление литературно – одаренных учащихся. Но основной задачей должно быть массовое вовлечение обучающихся в творческую деятельность.

  В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее - олимпиада) по литературе приняли участие 33  учащихся  7-11-х классов.

Максимальное количество баллов – 50 баллов (7 – 11 классов).

Учащимся было предложено 2 задания на выбор.                                                                                  В 1 задании в 7 – 8 классах нужно было проанализировать текст Р.Киплинга: объяснить смысл названия рассказа, раскрыть сюжет, дать характеристику главного героя. В задание также входило определение в тексте художественных  средств выразительности. Учащиеся должны были рассказать о своем отношении к главным героям; о том, как автор прославляет труд и подвиг «маленького» человека, сильную и активную личность, как воспевает лучшие человеческие качества.

Во 2 задании нужно было определить жанр произведения и в форме рассуждения  рассказать о его особенностях

 Для 7 классов олимпиада оказалась сложной. Победителей и призеров нет. В 8 классе 1 победитель (35 баллов – 70%) и 1 призер (34 балла – 68%).

В 9  классе нужно было выполнить комплексный анализ произведения Валерия Тихонова «Последнее ранение» и дать характеристику стихотворного текста Владимира Корнилова «Колокола Державина».  Ученики слабо справились с заданиями. Причины низких баллов: слабая аргументация, обилие ошибок разного вида, недостаточное знание фактического материала из истории и теории литературы. Справился с заданиями 1 учащийся, набрав общий балл – 31, что составляет 62% (призер).

   В 10-11 классах с заданиями олимпиады учащиеся справились лучше. Анализируя текст, учащиеся должны были показать степень сформированности  аналитических  и филологических навыков. Анализ текста проводится для уточнения первичного понимания текста. Учащиеся должны видеть текст как целостное единство элементов, несущих в себе смысл – и на основе этого видения и понимания вступить в диалог с автором произведения, Правильно проанализировав классические произведения, учащиеся должны были оценить художественные особенности произведений, выразить свое отношение к творческой манере автора, его произведениям. При сопоставлении литературных произведений учащиеся должны были дать посильную оценку историческим событиям.

  Среди десятиклассников 1 победитель (36 баллов – 72%) и три призера (27 баллов – 2 человека (по 54%), 31 балл – 62%).

 В 11 классе победитель набрал 27 баллов, что составляет 84 %. Призеров в 11 классе двое: 26 баллов (52%) и 27 баллов (54%).

Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников  по предмету «Литература»

в 2017 – 2018 учебном году.

Ф.И. Обучающегося

ОО

класс

Ф.И.О. наставника

результат

Коломеец Евгения Николаевна

МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»

8

Кичкина Т.Н.

победитель

Мамедова Арина Исмаиловна

МБОУ «Ульяновская СОШ»

8

Компакова А.Н.

призер

Тюрбеева Цагана Анатольевна

МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»

9

Кичкина Т.Н.

призер

Майер Лилиана Викторовна

МБОУ «Ульяновская СОШ»

10

Киосева Е.Н.

призер

Алимова Камила Жамиловна

МБОУ «Ульяновская СОШ»

10

Киосева Е.Н.

призер

Магомедова Луиза Шамильевна

МБОУ «Бага – Тугтунская СОШ»

10

Кичкина Т.Н.

призер

Чуб Марина Ивановна

МБОУ «Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко»

10

Дрей Н.И.

победитель

Захлебаева Александра Васильевна

МБОУ «Эсто-Алтайская СОШ имени Д.Кугультинова»

11

Юрьева Л.В.

призер

Батукаева Марем Саид-Хасановна

МБОУ «Веселовская СОШ»

11

Ученова З.О.

победитель

Цуканова Дарья Андреевна

МБОУ «Веселовская СОШ»

11

Ученова З.О.

призер

Рекомендации:

   К олимпиаде по литературе готовиться, перечитывая тесты изученных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия, обращаясь к справочным и энциклопедическим изданиям, используя учебники и учебные пособия по литературе.

 Необходимо принять во внимание существующее многообразие учебных программ по литературе, предполагающие свою логику и свои временные рамки изучения произведений.