9.1.Результаты ЕГЭ по литературе
Предварительный просмотр:
Анализ выполнения экзаменационных работ по литературе в 11 классах в формате ЕГЭ в Яшалтинском районе
в 2020 – 2021 учебном году
В 2020 – 2021 учебном году ЕГЭ по литературе сдавала 1 выпускница.
Средний тестовый балл по району – 73 балла
Таблица перевода баллов ЕГЭ по литературе в пятибалльную систему:
Баллы | Пятибалльная система |
31 и меньше баллов | 2 (экзамен не сдан) |
32 — 54 баллов | 3 |
55 — 66 баллов | 4 |
67 и больше баллов | 5 |
Количество выпускников | Минимальный балл | Максимальный балл | Не переступившие порог |
1 | 73 | 73 | 0 |
Количество обучающихся, получивших 0 баллов:
Выпускница отлично справилась с заданиями 1-12 (эпические, лироэпические, драматические произведения), получив по всем критериям максимальные баллы.
Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 1-7.
Задания данного типа требовали от экзаменуемых знаний терминов и понятий, историко – литературных фактов, знание содержания текстов. Анализ показывает, что затруднения не вызывают определение рода и жанра литературы. Экзаменуемая отлично справилась с заданиями, проверяющими знание текста литературного произведения, что свидетельствует о хорошем знании сюжетной основы произведений (материал задания строится исключительно на ключевых сюжетных элементах и основных персонажах).
Результаты выполнения заданий, требующих краткого ответа 10-14.
Анализ показывает, что выпускница в полной мере владеет терминологией, не допуская ошибок в определении выразительных средств, что свидетельствует о сформированности умения определять стихотворный размер.
Выполнение заданий с развёрнутым ответом
Оценка выполнения заданий 8, 15.
№ | Формулировка задания | Количество баллов |
К 1. | Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей (макс 2 балла) | 2 |
К2. | Суждения аргументируются анализом элементов текста произведения (макс. 2 балла) | 2 |
К3. | Фактологическая, логическая и речевая точность ответа (макс. 2 балла) | 2 |
Максимальный балл: 6 баллов | 6 |
Оценка выполнения заданий 9 и 16,
требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
№ | Формулировка задания | Количество баллов |
К1. | 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом (макс 2 балла) | 2 |
К2. | 2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом (макс. 2 балла) | 1 |
К3. | 3. Привлечение текста произведения для аргументации (макс. 4 балла) | 3 |
К4. | 4. Логичность и соблюдение речевых норм (макс 2 балла) | 2 |
Максимальный балл: 10 баллов | 8 |
Результаты выполнения заданий 8, 9, 15,16.
Задания 8, 9, 15, 16 опираются на традиции написания сочинений на литературную тему и требуют создания письменных монологических высказываний разных типов на основе художественного произведения. Они нацелены на проверку умений дать ёмкий развёрнутый ответ в объёме 5-10 предложений. Задания 9,16 предполагают включение анализируемого художественного произведения в литературный контекст. Анализ показывает, что в заданиях, где требовалось обосновать тезис или сопоставить подобранные произведения, ошибок нет. Это указывает на то, что выпускница хорошо владеет знаниями, как в конкретных лирических произведениях, так и в классической лирике в целом. Не вызвало затруднения выполнение «контекстного» задания. Это объясняется достаточным уровнем начитанности.
Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения, объёмом не менее 200 слов
№ | Формулировка задания | Количество баллов |
К1. | Соответствие сочинения теме и её раскрытие (макс 3 балла) | 2 |
К2. | Привлечение текста произведения для аргументации (макс. 3 балла) | 2 |
К3. | Опора на теоретико-литературные понятия (макс. 2 балла) | 2 |
К4. | Композиционная цельность и логичность (макс 3 балла) | 2 |
К5 | Соблюдение речевых норм (макс 3 балла) | 2 |
Максимальный балл: 14 баллов | 10 |
Результаты выполнения задания 17
Задание 17 требовало написания развернутого сочинения и опиралось на традиции написания сочинений на литературную тему. Оно требует создания письменных монологических высказываний разных типов на основе художественного произведения. Задание проверяло умение глубоко раскрыть тему, владение теоретико - литературными понятиями, обоснованность привлечения текста, логичность изложения. Анализ работы показал, что тема раскрыта убедительно, обоснованно привлекался текст художественного произведения.
Выводы
Анализ показывает, тема раскрыта в сочинениях в полной мере, всегда обоснованно и разносторонне привлекался текст.
Рекомендации учителям литературы:
- добиваться хорошего знания школьниками содержания произведений, так как это является ключевым, основополагающим условием успешной сдачи ЕГЭ по литературе;
- формировать умения и желания читать и понимать художественные произведения; совершенствовать навыки внимательного чтения с выявлением особенностей содержания и формы литературного произведения
- более детально проанализировать допущенные ошибки, организовать помощь в ликвидации пробелов в знаниях,
- вести работу по освоению литературоведческой терминологии, предусмотренную программами и учебниками, и принимать специальные меры для постоянной актуализации теоретико – литературных знаний;
- продолжать работу по повторению прочитанных произведений;
- развивать и совершенствовать навыки сопоставления различных художественных произведений;
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что самым актуальным требованием остаётся знание текстов художественных произведений и умение применять эти знания для их непосредственного анализа. Принцип текстоцентричности, положенный в основу действующий модели ЕГЭ по литературе, ориентирует учителя на систематическую работу в этом направлении, охватывающую весь период изучения школьного курса литературы.
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы Киосева Е.Н.
