9. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе.
1
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 222.57 КБ | |
| 61.5 КБ | |
| 24.82 КБ | |
| 26.68 КБ | |
| 503.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
0 | 8 | 4 | декабря | 2 | 0 | 1 | 9 |
Справка – анализ результатов итогового сочинения (изложения)
в Яшалтинском районе Республики Калмыкия
в 2019 – 2020 учебном году
B соответствии с приказом МОиН РК «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Республики Калмыкия в 2019 – 2020 учебном году» 4 декабря 2019 года в Яшалтинском районе было проведено итоговое сочинение.
Написание сочинения прошло в штатном режиме, без организационно-технологических сбоев, нарушений процедуры проведения зафиксировано не было. В ходе анализа сопроводительных бланков, бланков регистрации, бланков записи выявлено, что организаторы в аудиториях провели подробный инструктаж с участниками пробного сочинения, провели правильность заполнения бланков.
Итоговое сочинение являются допуском к государственной итоговой аттестации.
Время написания – 3 часа 55 минут.
В итоговом сочинении приняло участие 70 человек.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления):
«Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений? («121)
«Какое значение в жизни человека имеет способность мечтать?» (№223)
«Почему важно в жизни быть великодушным?» (№329)
«В чем, с Вашей точки зрения, заключается миссия искусства?» (№430)
«Почему, по-вашему, понятия «доброта» и «жестокость» относят к «вечным» категориям?» (№532)
Темы сочинений разработаны Рособрнадзором в рамках пяти направлений:
- «Война и мир» – к 150-летию великой книги
- «Надежда и отчаяние»
- «Добро и зло»
- Гордость и смирение»
- «Он и она»
Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Большинство обучающихся продемонстрировали умение
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
По результатам проверки сочинений муниципальной предметной комиссией не все участники получили «зачет» по сочинению.
«Незачет» получили 4 выпускника (5%) (обучающиеся МБОУ «Манычская СОШ», «Яшалтинская СОШ», «Октябрьская СОШ», Соленовская СОШ»)
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Большинство выпускников продемонстрировали умение рассуждать на заданные темы, строить высказывания на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, но при этом избегая пересказа. В Обучающиеся в той или иной степени уверенно рассуждали на выбранную тем, коммуникативный замысел в работах присутствует.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участники сочинения строили рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом показывали разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Но в некоторых работах были отмечены неточности в интерпретации художественного текста, ошибки в фамилиях авторов и в именах героев художественных произведений. Есть ученики, которые излишне увлекаются пересказом текста.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами показали все выпускники. Грубых ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, в сочинениях не было. Ученики продемонстрировали также умения не отклоняться от темы. Проявлены хорошая читательская культура и способность заинтересованно размышлять над прочитанными произведениями.
Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участники точно выражали мысли, использовали разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляли термины. По данному критерию не получили зачет 5 человек (7%). Остальные владеют навыками построения сочинения-рассуждения, не допускают ошибок в композиции и логике высказывания, умеют грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания.
К недостаткам по данному критерию можно отнести следующие: примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала.
Типичные речевые ошибки:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
4) нарушение лексической сочетаемости;
5) употребление лишнего слова (плеоназм);
6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
7) необоснованный пропуск слова;
8) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
По данному критерию 35 выпускников (50%) получили « незачет» (допустили более 5 ошибок на 100 слов). В работах имеются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Среди орфографических ошибок следует выделить:
1) -н- и – нн- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных;
2) раздельное и слитное написание не с наречиями;
3) не с глаголами (не было);
4) приставки на з и с;
5) приставки на пре- и при -;
6) написание производных предлогов (несмотря на…, вследствие, ) ;
7) написание окончаний существительных, прилагательных, наречий;
8) - тся и - ться в глаголах;
9) чередование гласных в корнях;
10) слитное написание союзов (чтобы, поэтому);
11) непроверяемая гласная в корне.
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.
В работах также выделены следующие виды ошибок:
- фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной
информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно- исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и
понятий;
- логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах
одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов;
отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
- речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
- грамматические ошибки;
- 5 орфографические и пунктуационные ошибки.
По всем критериям получили «зачет» всего 20 выпускников (25%).
Общие замечания:
- Обучающиеся испытывают трудности при написании объёмной работы.
- Слабо знают события , факты , тексты литературных произведений ,
- Низкая речевая грамотность и отсутствие творческой составляющей сочинения.
- Слабо развит навык аргументированного пересказа, обеспечивающий грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором событий, с привлечением собственных фактов.
Задачи: на уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся; изучая текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте; развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, формировать метапредметные умения и навыки; использовать просмотровое, поисковое, исследовательское чтение с ориентацией на отбор нужной информации; совершенствовать на уроках навыки работы со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой; обучать написанию сочинений разных жанров развивающего , исследовательского характера .
Рекомендации:
1.Учителям – предметникам
-усилить работу со слабоуспевающими учащимися;
-обратить внимание на формирование самоконтроля у учащихся, опору на него при написании творческих и контрольных работ;
-обратить внимание на индивидуальную работу с учениками, имеющими как пониженный, так и повышенный интерес к предмету;
-уделять большее внимание приемам организации обратной связи на уроке.
2 .По результатам сочинения учителю следует обратить внимание на повторение
вопросов, которые вызвали у уч-ся затруднение при написании работ:
∙ соответствие теме;
∙ аргументация и использование литературных источников;
∙ композиция;
∙ качество речи;
∙ грамотность (знаки препинания в СПП и ССП, знаки препинания при обособленных членах предложения, правописание Н и -НН- в суффиксах различных частей речи, правописание НЕ и НИ, правописание проверяемых безударных гласных).
Рекомендации:
- Организовать для не сдавших сочинение, дополнительные занятия.
- Правильно применять критерии при написании творческих работ.
- Обратить особое внимание на посещаемость этих учащихся уроков по
подготовке к ЕГЭ.
- Усилить работу с родителями по профилактике пропусков без уважительных причин учащимися 11 классов.
- Своевременно сообщать родителям учащихся, не посещающим занятия без уважительных причин или неуспевающих по какому-либо предмету учебного плана о возникших проблемах.
Руководитель РМО учителей русского, иностранного языков и литературы Киосева Е.Н.
Предварительный просмотр:
Справка – анализ результатов итогового сочинения (изложения)
в 2020 – 2021 учебном году
B соответствии с приказом МО и Н РК «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Республики Калмыкия в 2020 – 2021 учебном году» 15 апреля 2021 года в Яшалтинском районе было проведено итоговое сочинение.
Написание сочинения прошло в штатном режиме, без организационно-технологических сбоев, нарушений процедуры проведения зафиксировано не было. В ходе анализа сопроводительных бланков, бланков регистрации, бланков записи выявлено, что организаторы в аудиториях провели подробный инструктаж с участниками пробного сочинения, проверили правильность заполнения бланков.
Итоговое сочинение являются допуском к государственной итоговой аттестации.
Время написания – 3 часа 55 минут.
В итоговом сочинении приняло участие 55 выпускников Яшалтинского района
Экзаменационный комплект включал 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления):
Темы сочинений разработаны Рособрнадзором в рамках пяти направлений:
- Направление «Забвению не подлежит»
- Направление «Я и другие»
- Направление «Время перемен»
- Направление «Разговор с собой»
- Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Работы проверялись муниципальными экспертами в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
С данным критерием справились все выпускники – 55 человек (100%)
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
С данным критерием справились все выпускники – 55 человек (100%)
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
По результатам проверки сочинений муниципальной предметной комиссией все участники получили «зачет» по сочинению.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Большинство выпускников продемонстрировали умение рассуждать на заданные темы, строить высказывания на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, но при этом избегая пересказа. Обучающиеся в той или иной степени уверенно рассуждали на выбранную тему, коммуникативный замысел в работах прослеживается..
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участники сочинения строили рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом показывали разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Но в некоторых работах были отмечены неточности в интерпретации художественного текста, ошибки в фамилиях авторов и в именах героев художественных произведений. Есть ученики, которые излишне увлекаются пересказом текста.
С данным заданием справились 55 выпускников (100%)
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами показали все выпускники. Грубых ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, в сочинениях не было. Ученики продемонстрировали также умения не отклоняться от темы. Проявлены хорошая читательская культура и способность заинтересованно размышлять над прочитанными произведениями.
В данном критерии допустили ошибки 3 выпускника, что составляет 5%.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участники точно выражали мысли, использовали разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляли термины. По данному критерию получили зачет 8 выпускников (100%). Ученики владеют навыками построения сочинения-рассуждения, не допускают ошибок в композиции и логике высказывания, умеют грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания.
К недостаткам по данному критерию можно отнести следующие: примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала.
В данном критерии допустили ошибки 3 выпускника, что составляет 5%.
Типичные речевые ошибки:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
4) нарушение лексической сочетаемости;
5) употребление лишнего слова (плеоназм);
6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
7) необоснованный пропуск слова;
8) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
По данному критерию 5 выпускников получили « незачет» (допустили более 5 ошибок на 100 слов). В работах имеются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Среди орфографических ошибок следует выделить:
1) -н- и – нн- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных;
2) раздельное и слитное написание не с наречиями;
3) не с глаголами (не было);
4) приставки на з и с;
5) приставки на пре- и при -;
6) написание производных предлогов (несмотря на…, вследствие, ) ;
7) написание окончаний существительных, прилагательных, наречий;
8) - тся и - ться в глаголах;
9) чередование гласных в корнях;
10) слитное написание союзов (чтобы, поэтому);
11) непроверяемая гласная в корне.
В данном критерии допустили ошибки 27 выпускника, что составляет 49%.
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.
В работах также выделены следующие виды ошибок:
- фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной
информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно- исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и
понятий;
- логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах
одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов;
отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
- речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
- грамматические ошибки;
- 5 орфографические и пунктуационные ошибки.
2-е выпускников МКОУ «Ульяновская СОШ» не получили «зачет» за работу: Катунадзе Э. и Сейфатова У обеих выпускниц в сочинениях не выдержан объем (по критерию 1 стоит «незачет»). Очень много фактических ошибок.
Общие замечания:
- Обучающиеся испытывают трудности при написании объёмной работы.
- Слабо знают события, факты, тексты литературных произведений; нет соответствия между темой и содержанием сочинения.
- Названия произведений и авторы не соответствуют.
- Низкая речевая грамотность и отсутствие творческой составляющей сочинения.
- Слабо развит навык аргументированного пересказа, обеспечивающий грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором событий, с привлечением собственных фактов.
Задачи:
- на уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся;
- изучая текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте;
- развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, формировать метапредметные умения и навыки; использовать просмотровое, поисковое, исследовательское чтение с ориентацией на отбор нужной информации; совершенствовать на уроках навыки работы со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой;
- обучать написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера.
Рекомендации:
1.Учителям – предметникам
-усилить работу со слабоуспевающими учащимися;
-обратить внимание на формирование самоконтроля у учащихся, опору на него при написании творческих и контрольных работ;
-обратить внимание на индивидуальную работу с учениками, имеющими как пониженный, так и повышенный интерес к предмету;
-уделять большее внимание приемам организации обратной связи на уроке.
2 .По результатам сочинения учителю следует обратить внимание на повторение вопросов, которые вызвали у уч-ся затруднение при написании работ:
∙ соответствие теме;
∙ аргументация и использование литературных источников;
∙ композиция;
∙ качество речи;
∙ грамотность (знаки препинания в СПП и ССП, знаки препинания при обособленных членах предложения, правописание Н и -НН- в суффиксах различных частей речи, правописание НЕ и НИ, правописание проверяемых безударных гласных).
Рекомендации:
- Правильно применять критерии при написании творческих работ.
- Обратить особое внимание на посещаемость учащихся уроков по
подготовке к ЕГЭ.
- Усилить работу с родителями по профилактике пропусков без уважительных причин учащимися 11 классов.
- Своевременно сообщать родителям учащихся, не посещающим занятия без уважительных причин или неуспевающих по какому-либо предмету учебного плана о возникших проблемах.
Руководитель РМО учителей русского, иностранного языков и литературы Киосева Е.Н.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по результатам итогового сочинения (изложения)
в 11 классах ОО Яшалтинского района Республики Калмыкия
в 2021 – 2022 учебном году
B соответствии с приказом МО и Н РК «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Республики Калмыкия в 2021 – 2022 учебном году» 3 февраля 2022 года в Яшалтинском районе было проведено итоговое сочинение.
Написание сочинения прошло в штатном режиме, без организационно-технических сбоев. Нарушений процедуры проведения зафиксировано не было. В ходе анализа сопроводительных бланков, бланков регистрации, бланков записи выявлено, что организаторы в аудиториях провели подробный инструктаж с участниками пробного сочинения, проверили правильность заполнения бланков.
Итоговое сочинение являются допуском к государственной итоговой аттестации.
Время написания – 3 часа 55 минут.
В итоговом сочинении приняло участие 46 выпускников Яшалтинского района
Экзаменационный комплект включал 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления):
123. Что значит – найти в жизни свою дорогу?
232. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории – книга?
330. Когда эгоизм приводит к преступлению?
427. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?
526. Как связаны гражданский долг и счастье?
Темы сочинений разработаны Рособрнадзором в рамках пяти направлений:
- 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- 3. Преступление и наказание — вечная тема
- 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Работы проверялись муниципальными экспертами в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
С данным критерием справились все выпускники – 46 человек (100%)
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
С данным критерием справились все выпускники – 46 человек (100%)
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
По результатам проверки сочинений муниципальной предметной комиссией все участники получили «зачет» по сочинению.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Большинство выпускников продемонстрировали умение рассуждать на заданные темы, строить высказывания на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, но при этом избегая пересказа. Обучающиеся в той или иной степени уверенно рассуждали на выбранную тему, коммуникативный замысел в работах прослеживается.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участники сочинения строили рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом показывали разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Но в некоторых работах были отмечены неточности в интерпретации художественного текста, ошибки в фамилиях авторов и в именах героев художественных произведений. Есть ученики, которые излишне увлекаются пересказом текста.
С данным заданием справились 55 выпускников (100%)
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами показали все выпускники. Грубых ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, в сочинениях не было. Ученики продемонстрировали также умения не отклоняться от темы. Проявлены хорошая читательская культура и способность заинтересованно размышлять над прочитанными произведениями.
В данном критерии допустили ошибки 4 выпускника, что составляет 9 %.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участники точно выражали мысли, использовали разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляли термины. Ученики владеют навыками построения сочинения-рассуждения, не допускают ошибок в композиции и логике высказывания, умеют грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания.
К недостаткам по данному критерию можно отнести следующие: примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала.
В данном критерии допустили ошибки 14 выпускников, что составляет 30%.
Типичные речевые ошибки:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
4) нарушение лексической сочетаемости;
5) употребление лишнего слова (плеоназм);
6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
7) необоснованный пропуск слова;
8) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
По данному критерию 5 выпускников получили « незачет» (допустили более 5 ошибок на 100 слов). В работах имеются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Среди орфографических ошибок следует выделить:
1) -н- и – нн- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных;
2) раздельное и слитное написание не с наречиями;
3) не с глаголами (не было);
4) приставки на з и с;
5) приставки на пре- и при -;
6) написание производных предлогов (несмотря на…, вследствие, ) ;
7) написание окончаний существительных, прилагательных, наречий;
8) - тся и - ться в глаголах;
9) чередование гласных в корнях;
10) слитное написание союзов (чтобы, поэтому);
11) непроверяемая гласная в корне.
12) знаки препинания в СПП;
13) знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
В данном критерии допустили ошибки 13 выпускников, что составляет 28 %.
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.
В работах также выделены следующие виды ошибок:
- фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной
информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно- исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и
понятий;
- логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах
одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов;
отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
- речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
- грамматические ошибки;
- 5 орфографические и пунктуационные ошибки.
Общие выводы:
1. Анализ сочинений показал, что у выпускников сформированы умения:
- рассуждать на выбранные темы;
- размышлять над предложенной проблемой;
- строить высказывания на основе связанных с темой тезисов;
- аргументировать, избирая свой путь использования литературного материала;
- логично строить свое высказывание.
Результаты итогового сочинения указывают на необходимость дальнейшего совершенствования умений обучающихся точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции.
Недостаточно развитыми остаются навыки грамотного письма. В работах допущены разные виды ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические. При подготовке к итоговому сочинению учителям русского языка и литературы необходимо учить выпускников правильно «видеть» ключевые слова темы, отбирать литературоведческий материал для анализа, акцентировать внимание на выборе более точных литературных примеров; работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способам аргументации. Нацеливать учащихся на осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод. Выпускники в сочинении должны продемонстрировать собственное видение проблемы. Совершенствовать речевое оформление сочинения, учить пользоваться орфографическим словарем.
2. Работу по подготовке и проведению итогового сочинения считать удовлетворительной.
Задачи:
- на уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся;
- изучая текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте;
- развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, формировать метапредметные умения и навыки; использовать просмотровое, поисковое, исследовательское чтение с ориентацией на отбор нужной информации; совершенствовать на уроках навыки работы со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой;
- обучать написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера.
Рекомендации:
- Реализовывать план деятельности учителей русского языка и литературы по формированию метапредметной коммуникативной компетентности обучающихся:
С этой целью на уроках учителя-предметники должны учить школьников анализировать тексты, т.е. формировать навыки смыслового чтения:
1) видеть их целевую установку;
2) выявлять способы создания текста;
3) определять коммуникативную задачу (извлекать главную информацию; понимать, что такое тема, микротема; понимать композиционный замысел);
4) анализировать отбор лексики в данном тексте (выявлять ключевые слова), риторических приемов;
5) определять связи между вступлением и заключением; определять границы смысловых частей и т.п.;
6) включать в учебный процесс задания по созданию связных текстов.
2. Учителям русского языка и литературы учить выпускников редактировать собственный текст; работать с наиболее распространёнными речевыми ошибками:
-употребление слова в несвойственном ему значении;
-употребление иностилевых слов, канцеляризмов, речевых штампов;
-смешение лексики разных исторических эпох;
-употребление лишних слов (плеоназм);
-речевые повторы (тавтология);
-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;
-необоснованный пропуск слова.
- Учителям русского языка и литературы предусмотреть в рабочей программе по литературе 9-11 классов часы на изучение современной литературы.
- Провести апробацию итогового сочинения в 10 классе по завершении учебного года.
Руководитель РМО учителей русского, иностранного языков и литературы Киосева Е.Н.
