6. Результаты ОГЭ по русскому языку

Методическое объединение учителей - филологов Яшалтинского района Республики Калмыкия

1

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ОГЭ -2019478.62 КБ
Файл ОГЭ - 202131.58 КБ
Файл Пробный экзамен в формате ОГЭ 202228.56 КБ
Файл ОГЭ -202229.14 КБ
PDF icon ОГЭ-2023727.13 КБ
Файл ОГЭ - 202440 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования в 2021 году.

Предмет «Русский язык»

В экзамене по русскому языку приняли участие  129  обучающихся 9 классов. При определении уровня обученности и  качества знаний использовалась шкала перевода баллов в оценки, рекомендуемая МО СК.

Краткая характеристика экзаменационной работы

 Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей. 
        Часть первая  представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного  текста.
        Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же  прочитанного выпускниками исходного текста.  Часть  вторая  содержала тестовые задания с записью краткого ответа  (задания 2-8). Часть третья проверяла  умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

        Практическая грамотность и фактическая точность  письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок. 

        Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла

«2» (не сдал)

«3»

«4»

«5»

0 – 14 баллов

15 – 22 балла

23 – 28 баллов, но не менее 4 баллов за грамотность (ГК1 – ГК4)

29 – 33 балла, но не менее 6 баллов за грамотность (ГК1 – КГ4)

Максимальные 33 балла набрали  3  обучающихся.

Не прошел минимальный порог (15 баллов) 1 обучающийся (МКОУ «Манычская СОШ»), набрав 13 баллов и получив оценку «2».

Таблица 1.

Уровень обученности и качество знаний обучающихся.

№ п/п

ОО

Кол-во учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

успев

качество

СОУ

Средняя оценка

1

МКОУ «ЯСОШ им. В.А.Панченко»

35

18

11

6

0

100%

83%

78%

4

2

МКОУ «Красномихайловская СОШ им. Т.Т.Шерета»

11

1

1

9

0

100%

18%

44%

3

3

МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»

14

2

6

6

0

100%

57%

57%

4

4

МКОУ «Березовская СОШ»

8

1

6

1

0

100%

88%

65%

4

5

МКОУ «Ульяновская СОШ»

18

2

4

12

0

100%

33%

49%

3

6

МКОУ «Манычская СОШ»

8

2

4

1

1

88%

75%

64%

4

7

МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

6

3

1

2

0

100%

67%

73%

4

8

МКОУ «Веселовская СОШ»

4

1

2

1

0

100%

75%

66%

4

9

МКОУ «Октябрьская СОШ им. А.Дурнева»

7

0

5

2

0

100%

71%

56%

4

10

МКОУ «Соленовская СОШ им. В.А.Казначеева»

13

6

3

4

0

100%

67%

70%

4

11

МКОУ «Краснопольская  ООШ»

2

0

0

2

0

100%

0

36%

3

12

МКОУ «Краснопартизанская СОШ»

3

0

1

2

0

100%

33%

45%

3

Итого по району:

129

36

44

48

1

99%

62%

63%

4

   Высокие результаты (КЧ от 75 до 88 %) показали учащиеся МКОУ «ЯСОШ им. В. А.Панченко»,  МКОУ «Березовская СОШ», МКОУ «Веселовская СОШ»

  Самый низкий результат показали выпускники МКОУ «Краснопольская ООШ»  (КЧ - 0 %).  

Таблица 2.  Результаты выполнения тестовых заданий на основе печатного текста.

№ задания

Задания

Кол-во выполн

% выполн

Кол-во невыполн

% невыполн

 Задание 2

Синтаксический анализ (предложение)

97

75%

32

25%

 Задание 3

Пунктуационный анализ

101

78%

28

22%

Задание 4

Синтаксический анализ (словосочетание)

120

93%

9

7%

Задание 5

Орфографический анализ

95

74%

34

26%

Задание 6

Анализ содержания текста

105

81%

24

19%

Задание 7

Анализ средств выразительности

113

88%

16

12%

Задание 8

Лексический анализ

117

91%

12

9%

 

                     

   

 

   Тестовые задания на основе печатного текста проверяют глубину и точность понимания содержания исходного текста, а также знание орфографии, лексики и фразеологии, синтаксиса. Тестовые задания не вызвали у обучающихся больших затруднений.

    Самым сложным для учащихся являются 2 задание  (синтаксический анализ предложения), с ним не справились 32 учащихся (25 %) и задание 5 (орфографический анализ) – 34 учащихся (26%). Также сложными оказались задания 3 и 6  (не справились 28 человек – 22% и  24 человека - 19%).

  Таблица 3.
Результаты выполнения заданий с развернутым ответом:
  1. Результаты оценивания сжатого изложения
ИК1. Содержание изложения.
Баллы
Количество выполнивших
% выполнения
2
111
86%
1
        18
14%
0
                       ИК2. Сжатие исходного теста.
3
77
60%
2
46
36%
1
6
4%
0
ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2
87
        67%
1
41
32%
0
1
1%
  1. Результаты оценивания сочинения – рассуждения.
Баллы
Количество выполнивших
% выполнения
СК1. Наличие обоснованного ответа на вопрос, понимание смысла текста или толкование значения слова
2
109
85%
1
16
12%
0
4
3%
СК2. Наличие аргументов.
3
95
74%
2
20
16%
1
11
9%
0
3
2%
СК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2
95
74%
1
30
23%
0
4
3%
СК4. Композиционная стройность работы.
2
95
74%
1
30
23%
0
4
3%
  1. Результаты оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
ГК1. Соблюдение орфографических норм.
2
42
33%
1
39
30%
0
48
37%
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм.
2
35
27%
1
48
37%
0
46
36%
ГК 3. Соблюдение грамматических норм.
2
58
45%
1
43
33%
0
28
22%
ГК4. Соблюдение речевых норм.
2
99
77%
1
28
22%
0
2
1%
ФК. Фактическая точность письменной речи.
2
114
88%
1
15
12%
0

    Из таблицы видно, что работа с изложением текста (ИК1) у обучающихся не вызывает затруднения. 86% процентов обучающихся  справились с заданием. 18 учащихся получили по 1 баллу (14 %).  

    Сжатие исходного текста (ИК2) на протяжении всего текста применили 77  учащихся (60%). Получили по 2 балла 46 обучающихся (36%), 6 человек получили по 1 баллу (4%).  

    95  обучающихся  (74%) получили по 2 балла за смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.  Нет нарушений абзацного членения, работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. 30 учащихся получили по 1 баллу (23%). Не справились с заданием 4  человека (3 %).

   109  (85 %) обучающихся получили по 2 балла за критерий СК1. Учащиеся смогли дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, ошибок в понимании текста нет. 16  человек (12 %) и 4 (3%) получили по 1 баллу и 0 баллов соответственно. Они допустили 1-2 фактические ошибки, не доказали тезис или допустили ошибку в интерпретации текста, не прокомментировали определение и дали неверное определение.

   По критерию СК2 3 человека (2%)  получили 0 баллов, потому что не смогли привести аргументы, доказывающие тезис. 95 человек (74 %) получили максимальный балл – 3;  20  человек  (16%) получили по 2 балла, 3 человека (2 %) получили по 1 баллу.

   По критерию СК3 0 баллов набрали 4  человека  (3 %), допустив логическую ошибку и нарушив абзацное членение текста. 2 балла получили 95  человек (74 %) и 30 человек (23 %) набрали по 1 баллу.  

    У  74 % обучающихся (95 человек) работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью. Ошибок в построении текста нет. 23% (30 человек) получили по 1 баллу, т.к. допустили ошибку в построении текста. 4  человека (3%) получили по 0 баллов, т.к. допустили две  и более ошибок в построении текста.

   Анализируя результаты по критериям грамотности и фактической точности речи экзаменуемых, видно, что 37 % (48 человек) получили 0 баллов, допустив 4 и более орфографических ошибок. 39 человек (30 %) получили по 1 баллу, допустив 2-3 ошибки. 42 человека (33%) получили максимальный балл -2, т.к. в их работах отсутствуют орфографические ошибки.

   По критерию ГК2 35 человек (27%)  получили 2 балла (пунктуационные ошибки отсутствуют или допущены 1-2 ошибки). 37% (48 человек) допустили 3-4 ошибки и получили по 1 баллу. 46 человек (36%) получили 0 баллов, потому что допустили 5 и более ошибок.

  По критерию ГК3 результаты немного выше: 58 человек (45%)  получили по 2 балла (нет грамматических ошибок или только 1); 43 человека (33%) – 1 балл (допущено 2 ошибки); 28 человек (22%) получили 0 баллов: 3 и более речевых ошибок.

Речевые нормы не вызвали затруднение у 99  человек (77%). В этих работах отсутствуют речевые ошибки или допущены не более 2, учащиеся получили максимальные 2 балла. 28 обучающихся (22%) получили по 1 баллу. В их работах допущено 3 – 4 ошибки.  0 баллов получили 2 человека, что составляет 1%.

  В критерии ФК1  88%  (114 обучающихся) с заданием справились хорошо, получив по 2 балла. В работах отсутствуют ошибки в изложении текста или употреблении терминов. По 1 баллу получили 15 обучающихся  (12%).  

   В целом анализ выполнения части 3 экзаменационной работы указывает на недостаточность уровня аргументации собственного мнения, т.к.  обучающиеся затрудняются в поисках примеров – аргументов.

Результаты освоения программы по русскому языку за 5-9  классы основной школы.

Таким образом, учащиеся 9-х классов  умеют:

  • осуществлять  выбор  и  организацию  языковых  средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • свободно, правильно излагать свои мысли  в  письменной форме;
  • соблюдать  нормы  построения  текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,  лексические,  грамматические  нормы  современного  русского

литературного языка;

  • соблюдать  в  практике  письма  основные  правила  орфографии  и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета,
  • уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать свою речь с точки зрения  ее  правильности, находить  грамматические  и  речевые ошибки,  недочеты,  исправлять  их;  совершенствовать  и редактировать собственные тексты.

Основные выводы

Анализ результатов экзаменационной  работы по русскому языку позволяет сделать следующие выводы:

  1. Выпускники основной школы (9 класс)  в целом успешно справились с экзаменационной  работой по русскому языку  и показали высокий  уровень  сформированности  предметных результатов.
  1. Оценка достижения планируемых результатов освоения заданий всех  трёх уровней, связанных  с  содержательным  и лингвистическим анализом прочитанного текста,  показали, что орфографические, фонетические, морфемные, лексические, грамматические и  речевые навыки грамотно и правильно сформированы.

             Таким образом, результаты обучающихся 9-х классов показали,  что знания 33 экзаменуемых соответствуют требованиям  уровня подготовки учащихся.

Рекомендации учителям русского языка:

В целях эффективной подготовки учащихся к экзамену в форме ОГЭ по русскому языку считаю необходимым:

  1.  формировать системные представления учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов;
  2. проводить на уроках русского языка систематическую работу с текстами различных стилей (научно-популярного, публицистического, официально-делового и т. д.);
  3. ​ формировать у школьников такие виды чтения, как: просмотровое (ознакомительное), поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации;
  4. усилить работу по изучению синтаксиса и пунктуации.

Руководитель РМО  учителей русского языка и литературы         Киосева Е.Н.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам районного репетиционного экзамена  среди обучающихся 9 классов в формате ОГЭ, проведенного 19.04.2022 года

Предмет «Русский язык»

В экзамене по русскому языку приняли участие  125  обучающихся 9 классов. При определении уровня обученности и  качества знаний использовалась шкала перевода баллов в оценки, рекомендуемая МО СК.

«2» (не сдал)

«3»

«4»

«5»

0 – 14 баллов

15 – 222 баллов

23 – 28 баллов, но не менее 4 баллов за грамотность (ГК1 – ГК4)

29 – 33 баллов, но не менее 6 баллов за грамотность (ГК1 – КГ4)

Краткая характеристика экзаменационной работы

 Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей. 
        Часть первая  представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного  текста.
        Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же  прочитанного выпускниками исходного текста.  Часть  вторая  содержала тестовые задания с записью краткого ответа  (задания 2-8). Часть третья проверяла  умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

        Практическая грамотность и фактическая точность  письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок. 

        Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла

 

Таблица 1.

Уровень обученности и качество знаний обучающихся.

№ п/п

ОО

Кол-во учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

успев

качество

СОУ

оценка

1

МКОУ «ЯСОШ им. В.А.Панченко»

41

7

13

12

9

78%

49%

51%

3,4

2

МКОУ «Красномихайловская СОШ им. Т.Т.Шерета»

9

0

2

5

2

77%

22%

38%

3

3

МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»

11

0

4

5

2

82%

32%

43%

3,1

4

МКОУ «Березовская СОШ»

8

0

1

5

2

75%

13%

35%

3

5

МКОУ «Ульяновская СОШ»

28

1

4

19

4

86%

18%

39%

3

6

МКОУ «Манычская СОШ»

5

0

2

2

1

80%

40%

43%

3,2

7

МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

4

0

2

2

0

100%

50%

50%

3,5

8

МКОУ «Веселовская СОШ»

3

0

0

3

0

100%

0

36%

3

9

МКОУ «Октябрьская СОШ им. А.Дурнева»

6

0

3

2

1

83%

50%

47%

3,3

10

МКОУ «Соленовская СОШ им. В.А.Казначеева»

8

0

2

5

1

88%

25%

41%

3,1

11

МКОУ «Краснопартизанская СОШ»

2

0

0

0

2

0

0

16

2

Итого по району:

125

8

33

60

24

81%

33%

44%

3,2

При проведении данной работы использован КИМ, находящийся в открытом доступе на сайте ФИПИ (аудиозапись по тексту Н. П. Крыщука).

Обучающиеся при написании сжатого изложения в большинстве своём успешно справились с заданием: сумели передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом, применили хотя бы один способ сжатия.

        Анализ результатов пробной работы позволил выявить следующие ошибки у учащихся:

- неправильное применение  приёмов сжатия текста;

- нарушение абзацного членения;

- в работах допущены исправления;

- небрежность, плохая каллиграфия при написании изложения.

Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена

1 часть (задание 1: сжатое изложение)

     ИК1 (2 балла). Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, получив по 2 балла за данное задание, смогли 60 учеников  (48%):  50 учеников (40%)  получили за данный критерий по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных  авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получили  15 ученик  (12%).

     ИК2 (3 балла). Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 45 выпускников (36%);  2 балла – 42 человека (34%), 1 балл – 20 (16%), 0 баллов – 25 обучающихся (20%) .Среди типичных ошибок по данному критерию можно отметить недостаточное владение умениями выделения главной и второстепенной информации текста. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с правильным применением приемов сжатия текста.

    ИК3 (2 балла). По данному критерию 2 балла получили 46 учеников (37 %);   (%) - по 1 баллу – 47 (38%); 0 баллов у  32 учеников (26%). В работах ребят  нарушалась логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста. Одна из ошибок – нарушение абзацного членения текста.

     Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах  использовались не все приемы сжатия исходного, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.

    

 2 часть. Тестовые задания на основе печатного текста. Проверяется глубина и точность понимания содержания исходного текста, а также знание орфографии, лексики и фразеологии, синтаксиса.

Обозначение задания в работе

 

Проверяемые элементы содержания

Дали  правильный ответ

 Не справились с заданием

Задание 2

 Синтаксический анализ (предложение)

 

47 (38%)

78 (62%)

Задание 3

Пунктуационный анализ

 

45 (36%)

80 (64%)

Задание 4

 Синтаксический анализ (словосочетание)

 

80 (64%)

45 (36%)

Задание 5

Орфографический анализ

 

36 (29%)

89 (71%)

Задание 6

Анализ содержания текста

 

68 (54%)

57 (46%)

Задание 7

Анализ средств выразительности

 

59 (47%)

66 (53%)

Задание 8

Лексический анализ

 

62 (50%)

63 (50%)

 Особую трудность для обучающихся представляли задания 2, 4, 5, 7  

Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов.       

Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 8 классе и раздел «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе.

 

3 часть (задания 9.1, 9.2, 9.3: сочинение-рассуждение.)

Выполнение данного вида работы отражало  умение школьника строить собственное высказывание в соответствии с определённым типом речи. Задания были равноценными по уровню трудности и оценивались по сближенным критериям. Особое  внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в собственный текст.

  Анализ сочинений-рассуждений задания 9.2 свидетельствует о том, что девятиклассники научены создавать текст, характеризующийся смысловой цельностью и последовательностью, однако не все обучающиеся раскрывают на должном уровне смысл высказывания, неумело подтверждают самостоятельные суждения аргументами из прочитанного текста. Затруднения школьников, плохо справившихся с заданием 9.3., объясняются несформированностью прочных базовых  лингвистических знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.

Практическая грамотность и фактическая точность речи.

     Грамотность экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения. 
     При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.

Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические и пунктуационные умения и речевые навыки сформированы не в достаточной степени. Уровень грамматических умений низкий, фактическая точность речи  девятиклассников на хорошем  уровне.

Причиной таких результатов  можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с орфографическим словарем.

   В целом анализ выполнения части 3 экзаменационной работы указывает на недостаточность уровня аргументации собственного мнения, т.к.  обучающиеся затрудняются в поисках примеров – аргументов.

  

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что не все учащиеся справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций, на удовлетворительном уровне.

Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции.  Это показывает ослабление внимания  к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом; выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили   неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций.

       Анализ результатов пробного экзамена  позволил выработать следующие рекомендации:

- провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;

- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;

- продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;

 - практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;

- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся  с целью повышения уровня  качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подходы);

 - использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;

 - отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;

-  проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;

- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;

 -  использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы;

- продолжить подготовку  обучающихся  к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию  умений  аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст;

- учить заполнять бланки ОГЭ.

                       

Руководитель РМО  учителей русского языка и литературы         Киосева Е.Н.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам районного экзамена  среди обучающихся 9 классов в формате ОГЭ

за 2021 – 2022 учебный год

Предмет «Русский язык»

В экзамене по русскому языку приняли участие  127  обучающихся 9 классов. При определении уровня обученности и  качества знаний использовалась шкала перевода баллов в оценки, рекомендуемая МО СК.

«2» (не сдал)

«3»

«4»

«5»

0 – 14 баллов

15 – 22 баллов

23 – 28 баллов, но не менее 4 баллов за грамотность (ГК1 – ГК4)

29 – 33 баллов, но не менее 6 баллов за грамотность (ГК1 – КГ4)

Краткая характеристика экзаменационной работы

 Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей. 
        Часть первая  представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного  текста.
        Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же  прочитанного выпускниками исходного текста.  Часть  вторая  содержала тестовые задания с записью краткого ответа  (задания 2-8). Часть третья проверяла  умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

        Практическая грамотность и фактическая точность  письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок. 

        Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла

 

Таблица 1.

Уровень обученности и качество знаний обучающихся.

№ п/п

ОО

Кол-во учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

успев

качество

СОУ

Средняя оценка

1

МКОУ «ЯСОШ им. В.А.Панченко»

43

33

9

1

0

100%

97%

90%

5

2

МКОУ «Красномихайловская СОШ им. Т.Т.Шерета»

9

1

5

3

0

100%

66%

59%

4

3

МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»

11

6

5

0

0

100%

100%

84%

5

4

МКОУ «Березовская СОШ»

8

5

2

1

0

100%

89%

83%

5

5

МКОУ «Ульяновская СОШ»

28

9

12

7

0

100%

75%

69%

4

6

МКОУ «Манычская СОШ»

5

2

2

1

0

100%

80%

73%

4

7

МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

4

3

1

0

0

100%

100%

91 %

5

8

МКОУ «Веселовская СОШ»

3

2

0

1

0

100%

67%

79%

4

9

МКОУ «Октябрьская СОШ им. А.Дурнева»

6

3

2

1

0

100%

83%

77%

4

10

МКОУ «Краснопартизанская СОШ»

2

1

0

1

0

100%

50%

68%

4

11

МКОУ «Соленовская СОШ им. В.А.Казначеева»

8

6

2

0

0

100%

100%

91%

5

Итого по району:

127

71

40

16

0

100%

87%

81%

4

Обучающиеся при написании сжатого изложения в большинстве своём успешно справились с заданием: сумели передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом, применили хотя  один или несколько способов сжатия.

   

 2 часть. Тестовые задания на основе печатного текста. Проверяется глубина и точность понимания содержания исходного текста, а также знание орфографии, лексики и фразеологии, синтаксиса.

Со 2 частью (тестовыми заданиями) справились 126 обучающихся (99%). 1 выпускник не справился с тестовыми заданиями. Ошибки были также допущены в следующих заданиях:

1 - 2 участника ОГЭ – 4%

 4 - 2 участника ОГЭ – 4%              

6 –  2 участника ОГЭ – 4%

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом:
  1. Результаты оценивания сжатого изложения
ИК1. Содержание изложения.
Баллы
Количество выполнивших
% выполнения
2
                122
96%
1
                5
4%
0
                       ИК2. Сжатие исходного теста.
3
105
83%
2
22
17%
1
0
ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2
105
83%
1
22
17%
0
  1. Результаты оценивания сочинения – рассуждения.
Баллы
Количество выполнивших
% выполнения
СК1. Наличие обоснованного ответа на вопрос, понимание смысла текста или толкование значения слова
2
118
93%
1
9
7%
0
СК2. Наличие аргументов.
3
91
72%
2
23
18%
1
13
10%
0
СК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2
99
78%
1
27
21%
0
1
1%
СК4. Композиционная стройность работы.
2
92
72%
1
35
28%
0
  1. Результаты оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
ГК1. Соблюдение орфографических норм.
2
51
41%
1
40
31%
0
36
28%
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм.
2
56
44%
1
40
32%
0
31
24%
ГК 3. Соблюдение грамматических норм.
2
72
57%
1
26
20%
0
29
23%
ГК4. Соблюдение речевых норм.
2
118
93%
1
9
           7%
0
ФК. Фактическая точность письменной речи.
2
119
94%
1
8
6%
0

    Из таблицы видно, что работа с изложением текста (ИК1) у обучающихся не вызывает затруднения. 93% процента обучающихся  справились с заданием. Только 5 обучающихся получили по 1 баллу (4 %) .  

    Сжатие исходного текста (ИК2) на протяжении всего текста применили 105  учащихся (83%). Получили по 2 балла 22 обучающихся (22%).  

    105  обучающихся  (83%) получили по 2 балла за смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.  Нет нарушений абзацного членения, работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. 22 учащихся получили по 1 баллу (17%).

   118  (93 %) обучающихся получили по 2 балла за критерий СК1. Учащиеся смогли дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, ошибок в понимании текста нет. 9  человек (7 %) получили по 1 баллу. Они допустили 1-2 фактические ошибки, не доказали тезис или допустили ошибку в интерпретации текста, не прокомментировали определение и дали неверное определение.

   По критерию СК2 13 человек (10%)  получили по 1 баллу, потому что допустили ошибки а аргументах, доказывающих тезис. 91  человек (72 %) получили максимальный балл – 3;  23  человека  (18%) получили по 2 балла.

   По критерию СК3 0 баллов получил 1 человек  (1 %), допустив логическую ошибку и нарушив абзацное членение текста. 2 балла получили 99  человек (78 %) и 27 человек (21%) набрали по 1 баллу.  

    У 72% обучающихся (92 человека) работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью. Ошибок в построении текста нет. 28% (35 человек) получили по 1 баллу, т.к. допустили ошибку в построении текста.

   Анализируя результаты по критериям грамотности и фактической точности речи экзаменуемых, видно, что 28 % (36 человек) получили 0 баллов, допустив 4 и более орфографических ошибок. 40 человек (31 %) получили по 1 баллу, допустив 2-3 ошибки. 51  человек (41%) получили максимальный балл -2, т.к. в их работах отсутствуют орфографические ошибки.

   По критерию ГК2 56 человек  (44%)  получили 2 балла (пунктуационные ошибки отсутствуют или допущены 1-2 ошибки).  32 % (40 человек) допустили 3-4 ошибки и получили по 1 баллу. 31 человек (24%) получили 0 баллов, потому что допустили 5 и более ошибок.

  По критерию ГК3 результаты немного выше: 71 человек (57 %)  получили по 2 балла (нет грамматических ошибок или только 1); 26 человек (20 %) – 1 балл (допущено 2 ошибки); 29  человек (23 %) получили 0 баллов: 3 и более речевых ошибок.

Речевые нормы не вызвали затруднение у 118  человек (93 %). В этих работах отсутствуют речевые ошибки или допущены не более 2, учащиеся получили максимальные 2 балла. 9  обучающихся (7 %) получили по 1 баллу. В их работах допущено 3 – 4 ошибки.

  В критерии ФК1  94 %  (119 обучающихся) с заданием справились хорошо, получив по 2 балла . В работах отсутствуют ошибки в изложении текста или употреблении терминов. По 1 баллу получили 8 обучающихся  (6%).

   В целом, анализ выполнения части 3 экзаменационной работы указывает на высокий уровень аргументации собственного мнения, т.к.  обучающиеся не затруднялись в поисках примеров – аргументов.

  

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что не все учащиеся справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций, на удовлетворительном уровне.

Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции.  Это показывает ослабление внимания  к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом; выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили   неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций.

       Анализ результатов пробного экзамена  позволил выработать следующие рекомендации:

- провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;

- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;

- продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;

 - практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;

- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся  с целью повышения уровня  качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подходы);

 - использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;

 - отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;

-  проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;

- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;

 -  использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы;

- продолжить подготовку  обучающихся  к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию  умений  аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

                       

Руководитель РМО  учителей русского языка и литературы         Киосева Е.Н.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам основного государственного экзамена среди обучающихся 9 классов

Яшалтинского района Республики Калмыкия

за 2023 - 2024 учебный год

Предмет «Русский язык»

В экзамене по русскому языку приняли участие 147 обучающихся 9 классов. 1 выпускник сдавал ГВЭ. При определении уровня обученности и качества знаний использовалась шкала перевода баллов в оценки, рекомендуемая МО СК.

«2» (не сдал)

«3»

«4»

«5»

0 – 14 баллов

15 – 22 баллов

23 – 28 баллов, но не менее 4 баллов за грамотность (ГК1 – ГК4)

29 – 33 баллов, но не менее 6 баллов за грамотность (ГК1 – КГ4)

Краткая характеристика экзаменационной работы

Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей.
Часть первая представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного текста.
Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же прочитанного выпускниками исходного текста.

Часть вторая содержала тестовые задания с записью краткого ответа (задания 2-12).

Часть третья проверяла умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок.

Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла

Таблица 1.

Уровень обученности и качество знаний обучающихся.

№ п/п

ОО

Кол-во учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

успев

качество

СОУ

средняя оценка

1

МКОУ «ЯСОШ им. В.А.Панченко»

50

29

14

6

1

98%

86%

81%

4

2

МКОУ «Красномихайловская СОШ им. Т.Т.Шерета»

13

6

5

2

0

100%

83%

76%

4

3

МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»

10

2

3

4

1

90%

50%

55%

4

4

МКОУ «Березовская СОШ»

7

3

3

1

0

100%

86%

75%

4

5

МКОУ «Ульяновская СОШ»

28

13

10

5

0

100%

82%

76%

4

6

МКОУ «Манычская СОШ»

9

3

5

1

0

100%

89%

73%

4

7

МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

4

2

1

1

0

100%

75%

75%

4

8

МКОУ «Веселовская СОШ»

1

0

1

0

0

100%

100%

64%

4

9

МКОУ «Октябрьская СОШ им. А.Дурнева»

10

1

4

5

0

100%

50%

54%

4

10

МКОУ «Краснопартизанская СОШ»

3

1

0

1

1

67%

33%

51%

3

11

МКОУ «Соленовская СОШ им. В.А.Казначеева»

9

4

2

3

0

100%

67%

71%

4

12

МКОУ «Краснопольская ООШ»

3

1

0

2

0

100%

33%

57%

4

Итого по району:

147

65

48

31

3

98%

77%

73%

4

Таблица 2. Результаты выполнения тестовых заданий на основе печатного текста.

Задания

Кол-во выполн

% выполн

Кол-во невыполн

% невыполн

2. Синтаксический анализ предложения.

138

94%

9

6%

3. Синтаксический анализ предложения.

138

94%

9

6%

4. Пунктуационный анализ теста.

140

95%

7

5%

5. Пунктуационный анализ теста.

128

87%

19

13%

6. Орфографический анализ.

126

86%

21

14%

7. Орфографический анализ.

107

73%

40

27%

8. Морфологические нормы.

124

84%

23

16%

9. Грамматическая синонимия словосочетания.

108

74%

39

26%

Задания по тексту.

10. Анализ содержания текста.

133

90%

14

10%

11. Анализ средств выразительности речи.

129

88%

18

12%

12. Лексический анализ.

125

85%

22

15%

Тестовые задания на основе печатного текста проверяют глубину и точность понимания содержания исходного текста, а также знание орфографии, лексики и фразеологии, синтаксиса.

Самыми сложными для учащихся являются задания:

Задание 7. – Орфографический анализ. С ним не справились 40 обучающихся (27%);

Задание 8. – Морфологические нормы. Не справились 23 обучающихся (16%);

Задание 9. – Грамматическая синонимия словосочетания. Не справились 39 выпускников (26%);

Задание 11. - Анализ средств выразительности. Не справились 18 выпускников (12%);

Задание 12. – Лексический анализ. Не справились – 22 выпускника (15%).

3 часть (задания , , 13. 3: сочинение-рассуждение)

Выполнение данного вида работы отражало умение школьника строить собственное высказывание в соответствии с определённым типом речи. Задания были равноценными по уровню трудности и оценивались по сближенным критериям. Особое внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в собственный текст.

Таблица 3.
Результаты выполнения заданий с развернутым ответом:
  1. Результаты оценивания сжатого изложения
ИК1. Содержание изложения.
Баллы
Количество выполнивших
% выполнения
2
126
86%
1
19
13%
0
2
1%
ИК2. Сжатие исходного теста.
2
133
90%
1
12
8%
0
4
2%
ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2
125
85%
1
10
7%
0
12
8%
  1. Результаты оценивания сочинения – рассуждения.
Баллы
Количество выполнивших
% выполнения
СК1. Наличие обоснованного ответа на вопрос, понимание смысла текста или толкование значения слова
1
129
88%
0
18
12%
СК2. Наличие аргументов
3
105
71%
2
22
15%
1
4
3%
0
16
11%
СК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
2
108
73%
1
20
14%
0
19
13%
СК4. Композиционная стройность работы.
2
117
80%
1
5
8%
0
25
17%
  1. Результаты оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
ГК1. Соблюдение орфографических норм.
2
50
34%
1
49
33%
0
48
33%
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм.
2
42
29%
1
53
36%
0
52
35%
ГК 3. Соблюдение грамматических норм.
2
91
62%
1
42
28%
0
14
10%
ГК4. Соблюдение речевых норм.
2
116
79%
1
26
18%
0
5
3%
ФК. Фактическая точность письменной речи.
1
135
92%
0
12
12%

Из таблицы видно, что работа с изложением текста (ИК1) у обучающихся не вызывает затруднения. 86 % обучающихся (126 выпускников) справились с заданием и получили по 2 балла. 19 выпускников получили по 1 баллу (13%). 2 выпускников с заданием не справились.

Сжатие исходного текста (ИК2) на протяжении всего текста применили 133 выпускника (90%). 12 обучающихся (8 %) получили по 1 балла. Не справились с заданием 4 выпускника (2%)

125 обучающихся (85 %) получили по 2 балла за смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Нет нарушений абзацного членения, работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. 10 обучающихся (7 %) получили по 1 баллу. 12 выпускников (8%) не справились с заданием и получили по 0 баллов.

129 (88 %) обучающихся получили по 1 балла за критерий СК1. Учащиеся смогли дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, ошибок в понимании текста нет. Они не допустили фактические ошибки, доказали тезис и не допустили ошибок в интерпретации текста, а также прокомментировали определение и дали верное определение. 18 (12%) выпускников с заданием не справились и получили по 0 баллов.

По критерию СК2 4 человек (3%) получили по 1 баллу, потому что не смогли привести аргументы, доказывающие тезис. 105 человек (71%) получили максимальный балл – 3; 22 человека (15%) получили по 2 балла. Не справились с заданием 16 выпускников (11%).

По критерию СК3 0 баллов набрали 19 человека (13%). 20 выпускников (14%) набрали по 1 баллу, допустив логические ошибки и нарушив абзацное членение текста или допустив ошибки в построении текста. Остальные 108 выпускников (73%) справились с заданием, не допустив логических ошибок в сочинении и не нарушив абзацное членение.

По критерию СК4 (Композиционная стройность текста) не допустили ошибок 117 выпускников (80%). По 1 баллу получили 5 (3%) обучающихся. Не справились с заданием 25 выпускников (17%)

Анализируя результаты по критериям грамотности и фактической точности речи экзаменуемых, видно, что 33% (48 человек) получили 0 баллов, допустив 4 и более орфографических ошибок. 49 человек (33%) получили по 1 баллу, допустив 2-3 ошибки. 50 человек (34%) получили максимальный балл -2, т.к. в их работах отсутствуют орфографические ошибки.

По критерию ГК2 42 человека (32%) получили по 2 балла (пунктуационные ошибки отсутствуют или допущены 1-2 ошибки). 36% (53 человека) допустили 3-4 ошибки и получили по 1 баллу. 52 человека (35%) получили 0 баллов, потому что допустили 5 и более ошибок.

По критерию ГК3 результаты тоже низкие: 91 человек (62%) получили по 2 балла (нет грамматических ошибок или только 1); 42 человека (28%) – 1 балл (допущено 2 ошибки); 14 человек (10%) получили 0 баллов: было допущено 3 и более речевых ошибок.

Речевые нормы не вызвали затруднение у 116 человек (79%). В этих работах отсутствуют речевые ошибки или допущены не более 2, учащиеся получили максимальные 2 балла. 26 обучающихся (18%) получили по 1 баллу. В их работах допущено 3 – 4 ошибки. 0 баллов получили 5 выпускников, что составляет 3%.

В критерии ФК 92% (135 обучающихся) с заданием справились хорошо, получив по 1 баллу. В работах отсутствуют ошибки в изложении текста или употреблении терминов. Не справились с заданием 12 (8%) выпускников с заданием не справились.

В целом анализ выполнения части 3 экзаменационной работы указывает на достаточный уровня аргументации собственного мнения, т.к. обучающиеся не затруднялись в поисках примеров – аргументов.

Анализ сочинений - рассуждений свидетельствует о том, что девятиклассники научены создавать текст, характеризующийся смысловой цельностью и последовательностью. Обучающиеся раскрывают на должном уровне смысл высказывания, умело подтверждают самостоятельные суждения аргументами из прочитанного текста. Затруднения школьников, слабо справившихся с заданием , объясняются несформированностью прочных базовых лингвистических знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.

Практическая грамотность и фактическая точность речи.

Грамотность экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения.
При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.

Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические и пунктуационные умения и речевые навыки сформированы в достаточной степени. Уровень грамматических умений не достаточно высокий, но фактическая точность речи девятиклассников на высоком уровне.

Причиной таких результатов можно считать достаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с орфографическим словарем.

Сравнительный анализ результата основного государственного экзамена за последние 3 года.

п/п

ОО

2021 – 2022 учебный год

2022 – 2023 учебный год

2023 – 2024 учебный год

Усп.

Кач.

СОУ

Усп.

Кач.

СОУ

Усп.

Кач.

СОУ

1

МКОУ «ЯСОШ им. В.А.Панченко»

100%

97%

90%

100%

70%

69%

98%

86%

81%

2

МКОУ «Красномихайловская СОШ им. Т.Т.Шерета»

100%

66%

59%

100%

80%

72%

100%

83%

76%

3

МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»

100%

100%

84%

100%

81%

75%

90%

50%

55%

4

МКОУ «Березовская СОШ»

100%

89%

83%

100%

50%

50%

100%

86%

75%

5

МКОУ «Ульяновская СОШ»

100%

75%

69%

100%

41%

52%

100%

82%

76%

6

МКОУ «Манычская СОШ»

100%

80%

73%

100%

75%

75%

100%

89%

73%

7

МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ»

100%

100%

91 %

100%

83%

71%

100%

75%

75%

8

МКОУ «Веселовская СОШ»

100%

67%

79%

100%

100%

82%

100%

100%

64%

9

МКОУ «Октябрьская СОШ им. А.Дурнева»

100%

83%

77%

100%

60%

56%

100%

50%

54%

10

МКОУ «Краснопартизанская СОШ»

100%

50%

68%

100%

100%

82%

67%

33%

51%

11

МКОУ «Соленовская СОШ им. В.А.Казначеева»

100%

100%

91%

100%

77%

77%

100%

67%

71%

12

МКОУ «Краснопольская ООШ»

-

-

-

100%

80%

66%

100%

33%

57%

Итого по району:

100%

87%

81%

100%

66%

66%

98%

77%

73%

Как видно из таблицы, качество знаний обучающихся по сравнению с прошлым годом повысилось.

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что все учащиеся справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций.

Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции. Это показывает ослабление внимания к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом; выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций.

Анализ результатов выпускного экзамена позволил выработать следующие рекомендации:

- провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;

- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;

- продолжить подготовку к ОГЭ по демоверсиям, по кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;

- практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;

- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с целью повышения уровня качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подходы);

- использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;

- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;

- проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;

- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;

- использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы;

- продолжить подготовку обучающихся к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы Киосева Е.Н.