8. Итоговое собеседование в 9 классе
1
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 351.24 КБ | |
| 503.87 КБ | |
| 23.16 КБ | |
| 24.15 КБ | |
| 605.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам устного собеседования
по русскому языку в 9 классах ОО Яшалтинского района Республики Калмыкия
Дата проведения: 10.02.2021 года
На основании Приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от № «О проведении устного собеседования по русскому языку с участием обучающихся 9–х классов ОО» 10 февраля 2021 года было проведено итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9-х классов.
Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку проводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:
- проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
- принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
- учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.
При этом заявленная цель предполагает решение нескольких задач:
1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;
3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Проверяемые элементы содержания:
1. Чтение текста вслух
2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
3. Создание устного монологического высказывания
4. Участие в диалоге
Соблюдение норм современного русского литературного языка
Всего заданий – 4;
из них с развёрнутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Общее время ответа ученика – 15 - 16 минут.
Из 129 учащихся 9-х классов 129 (100 %) получили зачёт по результатам собеседования.
Общие результаты участия в итоговом собеседовании обучающихся 9-х классов Яшалтинского района Республики Калмыкия
№ п/п | Наименование муниципального образования | Общее кол-во участников | Кол-во участников, получивших «зачет» | Кол-во участников, получивших «незачет» |
1 | Яшалтинский район Республика Калмыкия | 129 (100%) | 129 (100%) | 0 |
№ п/п | Наименование ОО | Общее кол-во участников | Кол-во участников, получивших «зачет» | Кол-во участников, получивших «незачет» | Кол-во участников, получивших максимальный балл | Кол-во участников, получивших минимальный балл |
1 | МКОУ Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» | 35 | 35 | - | 19 | 11 |
2 | МКОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т.Шерета» | 11 | 11 | - | 18 | 11 |
3 | МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ имени Д.Н.Кугультинова» | 14 | 14 | - | 19 | 12 |
4 | МКОУ «Березовская СОШ» | 8 | 8 | - | 20 | 15 |
5 | МКОУ «Ульяновская СОШ» | 18 | 19 | - | 20 | 11 |
6 | МКОУ «Манычская СОШ» | 8 | 8 | - | 14 | 10 |
7 | МКОУ «Багатугтунская СОШ» | 6 | 6 | - | 18 | 11 |
8 | МКОУ «Веселовская СОШ» | 4 | 4 | - | 18 | 13 |
9 | МКОУ «Октябрьская СОШ» | 7 | 7 | - | 19 | 14 |
10 | МКОУ «Краснопартизанская СОШ» | 3 | 3 | - | 16 | 13 |
11 | МКОУ «Соленовская СОШ имени В.А.Казначеева» | 13 | 13 | - | 20 | 10 |
12 | МКОУ «Краснопольская ООШ» | 2 | 2 | - | 16 | 11 |
Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку
Класс | Количество | Выполняло | % участия | Зачет | Незачет | % успеваемости | Наивысший балл | Худший балл |
9 | 129 | 129 | 100 | 129 | 0 | 100 % | 20 | 10 |
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении таких заданий, как работа с высказыванием, способы цитирования, речевое оформление сообщения. Очень много допущено учащимися орфоэпических, грамматических и речевых ошибок.
Методические рекомендации
Анализ статистических данных показал, что у обучающихся достаточно сформированы навыки пересказа текста и построения устного монологического высказывания. Также учащиеся владеют нормами современного русского литературного языка. В связи с этим обозначим ключевые направления подготовки обучающихся к итоговому устному собеседованию:
1. Пересказы с языковым заданием являются предметом специального обучения на уроках русского языка и литературы. Рекомендуем использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного.
Статистические данные позволяют выявить еще одно направление подготовки обучающихся – обучение приемам цитирования. Работа с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения. Традиционно используется прямая цитата, т.е. дословное воспроизведение чужой речи. В устной речи такая цитата предваряется и заканчивается репликами. Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. В процессе обучения цитированию важно помочь обучающимся оценить место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
2. Формирование и развитие монологической речи на уроках русского языка - одно из ключевых коммуникативных умений. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ; логически, последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Важной особенностью монологической речи является её непрерывность, которая позволяет обучающемуся связно и полно высказывать свои мысли. Поэтому к монологической речи предъявляются особые требования: она должна быть понятной, последовательной, логичной, связной и целенаправленной.
В процессе обучения созданию устного текста могут быть использованы самые различные виды заданий, например: творческий диктант по картине с целью обогащения словарного запаса обучающихся; редактирование (коллективное, самостоятельное) устных текстов-описаний с типичными недочетами; создание текста по алгоритму и др. Также одну из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, потому что обучение устной речи строится по тематическому принципу.
3. Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов выражения своих мыслей в процессе преподавания русского языка следует использовать возможности уроков по развитию речи. Следует системно формировать коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения. Важно развивать способность усваивать нормы и строить в соответствии с ними свою речь, то есть языковое чутье.
Методика работы над речевыми ошибками должна включать следующие элементы:
- исправление речевых ошибок в устных высказываниях обучающихся;
- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;
- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;
- языковые упражнения перед каждым устным высказыванием с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию устного высказывания, в том числе и собственного.
Общие выводы и рекомендации:
Рекомендуется уделить особое внимание следующим направлениям изучения русского языка на уровне основного общего образования:
- актуализировать методику развития навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умения выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
- системно обучать созданию монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, приемам цитирования;
- планировать речевые упражнения, направленные на формирование речевых монологических умений, на уровень основного общего образования;
- использовать разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью совершенствования диалогической речи школьников.
Учителям русского языка и литературы
- продолжить работу по развитию навыков монологической речи обучающихся;
- следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы;
- работать над умением уместно приводить и оформлять цитаты в речи.
Справку составила руководитель РМО учителей русского языка и литературы Киосева Е.Н.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по итогам устного собеседования
по русскому языку в 9 классах ОО Яшалтинского района Республики Калмыкия
Дата проведения: 09.02.2022 года
На основании Приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от № «О проведении устного собеседования по русскому языку с участием обучающихся 9–х классов ОО» 9 февраля 2022 года было проведено итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9-х классов.
Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку проводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:
- проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
- принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
- учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.
При этом заявленная цель предполагает решение нескольких задач:
1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;
3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Проверяемые элементы содержания:
1. Чтение текста вслух
2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
3. Создание устного монологического высказывания
4. Участие в диалоге
Соблюдение норм современного русского литературного языка
Всего заданий – 4;
из них с развёрнутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Общее время ответа ученика – 15 - 16 минут.
Максимальный балл – 20
Минимальный балл -10
Из 124 обучающихся 9-х классов 124 (100 %) получили зачёт по результатам собеседования.
Общие результаты участия в итоговом собеседовании обучающихся 9-х классов Яшалтинского района Республики Калмыкия
№ п/п | Наименование муниципального образования | Общее кол-во участников | Кол-во участников, получивших «зачет» | Кол-во участников, получивших «незачет» |
1 | Яшалтинский район Республика Калмыкия | 124 (100%) | 124 (100%) | 0 |
№ п/п | Наименование ОО | Общее кол-во участников | Кол-во участников, получивших «зачет» | Кол-во участников, получивших «незачет» | Кол-во участников, получивших максимальный балл | Кол-во участников, получивших минимальный балл |
1 | МКОУ Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» | 41 | 41 | - | 6 | 1 |
2 | МКОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т.Шерета» | 9 | 9 | - | - | - |
3 | МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ имени Д.Н.Кугультинова» | 11 | 11 | - | 1 | - |
4 | МКОУ «Березовская СОШ» | 8 | 8 | - | 1 | - |
5 | МКОУ «Ульяновская СОШ» | 28 | 28 | - | - | 2 |
6 | МКОУ «Манычская СОШ» | 5 | 5 | - | - | - |
7 | МКОУ «Багатугтунская СОШ» | 4 | 4 | - | - | - |
8 | МКОУ «Веселовская СОШ» | 3 | 3 | - | - | - |
9 | МКОУ «Октябрьская СОШ» | 5 | 5 | - | - | - |
10 | МКОУ «Краснопартизанская СОШ» | 2 | 2 | - | - | - |
11 | МКОУ «Соленовская СОШ имени В.А.Казначеева» | 8 | 8 | - | - | - |
Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку
Класс | Количество | Выполняло | % участия | Зачет | Незачет | % успеваемости | Максимальный балл | Минимальный балл |
9 | 124 | 124 | 100 | 129 | 0 | 100 % | 20 | 10 |
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении таких заданий, как работа с высказыванием, способы цитирования, речевое оформление сообщения. Очень много допущено учащимися орфоэпических, грамматических и речевых ошибок.
Методические рекомендации
Анализ статистических данных показал, что у обучающихся достаточно сформированы навыки пересказа текста и построения устного монологического высказывания. Также учащиеся владеют нормами современного русского литературного языка. В связи с этим обозначим ключевые направления подготовки обучающихся к итоговому устному собеседованию:
1. Пересказы с языковым заданием являются предметом специального обучения на уроках русского языка и литературы. Рекомендуем использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного.
Статистические данные позволяют выявить еще одно направление подготовки обучающихся – обучение приемам цитирования. Работа с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения. Традиционно используется прямая цитата, т.е. дословное воспроизведение чужой речи. В устной речи такая цитата предваряется и заканчивается репликами. Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. В процессе обучения цитированию важно помочь обучающимся оценить место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
2. Формирование и развитие монологической речи на уроках русского языка - одно из ключевых коммуникативных умений. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ; логически, последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Важной особенностью монологической речи является её непрерывность, которая позволяет обучающемуся связно и полно высказывать свои мысли. Поэтому к монологической речи предъявляются особые требования: она должна быть понятной, последовательной, логичной, связной и целенаправленной.
В процессе обучения созданию устного текста могут быть использованы самые различные виды заданий, например: творческий диктант по картине с целью обогащения словарного запаса обучающихся; редактирование (коллективное, самостоятельное) устных текстов-описаний с типичными недочетами; создание текста по алгоритму и др. Также одну из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, потому что обучение устной речи строится по тематическому принципу.
3. Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов выражения своих мыслей в процессе преподавания русского языка следует использовать возможности уроков по развитию речи. Следует системно формировать коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения. Важно развивать способность усваивать нормы и строить в соответствии с ними свою речь, то есть языковое чутье.
Методика работы над речевыми ошибками должна включать следующие элементы:
- исправление речевых ошибок в устных высказываниях обучающихся;
- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;
- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;
- языковые упражнения перед каждым устным высказыванием с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию устного высказывания, в том числе и собственного.
Общие выводы и рекомендации:
Рекомендуется уделить особое внимание следующим направлениям изучения русского языка на уровне основного общего образования:
- актуализировать методику развития навыков чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умения выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
- системно обучать созданию монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета, приемам цитирования;
- планировать речевые упражнения, направленные на формирование речевых монологических умений, на уровень основного общего образования;
- использовать разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся с целью совершенствования диалогической речи школьников.
Учителям русского языка и литературы
- продолжить работу по развитию навыков монологической речи обучающихся;
- следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы;
- работать над умением уместно приводить и оформлять цитаты в речи.
Справку составила руководитель РМО учителей русского языка и литературы Киосева Е.Н.
