3. Протоколы заседаний РМО

Методическое объединение учителей - филологов Яшалтинского района Республики Калмыкия

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Протоколы 2018 - 201961.56 КБ
Package icon Протоколы заседаний 2019-2020397.72 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол заседания № 2

РМО учителей  русского языка и литературы, иностранного языка

Яшалтинского района Республики Калмыкия

от  25 февраля  2019  г.

Тема заседания: «Современный урок русского языка и литературы на основе электронных образовательных ресурсов  и информационных технологий нового поколения»

Место  проведения: МКОУ  «Березовская СОШ»

Присутствовали: 17 человек - учителя русского языка и литературы, учителя английского языка.

Повестка дня:

  1. Открытый урок литературы в 10 классе  «Суд над Раскольниковым». Самоанализ урока (Кронгардт Т.М., учитель русского языка и литературы МКОУ «Березовская СОШ»)
  2.  Мастер – класс «Обучение устной части (говорению) при подготовке к ЕГЭ по английскому языку»  (Хворост Е.А., учитель английского языка МКОУ «Яшалтинская СОШ им. В.А.Панченко»)
  3. Доклад  "Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения" (Дрей Е.Д., учитель русского языка и литературы МКОУ «Ульяновская СОШ»)
  4. Анализ итогового сочинения в 11 классе  (Киосева Е.Н., руководитель РМО учителей русского, иностранного языков и литературы)
  5. Практическая работа по разграничению речевых и грамматических ошибок в творческих работах обучающихся  (учителя – предметники.  Работа на основе задания 8 ЕГЭ)
  6. Итоги участия в муниципальном этапе ВОШ школьников  по русскому языку и литературе, иностранному языку. Итоги участия в НПК «Первые шаги в науку» (Киосева Е.Н., руководитель РМО учителей русского, иностранного языков и литературы)
  7. Доклад  "Проектирование планируемых результатов по русскому языку и литературе"  (Казначеева Н.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Манычская СОШ»»)
  8. Доклад  «Современный урок русского языка и литературы на основе электронных образовательных ресурсов и информационных технологий нового поколения» (Погорелова В.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Краснопартизанская  СОШ»)
  9. Итоги апробации устного экзамена по русскому языку в 9 классе в МБОУ «УСОШ». Анализ итогов устного экзамена (собеседования) в 9 классах в 2019 году (Киосева Е.Н., руководитель РМО учителей русского, иностранного языков и литературы)

  1. Учитель русского языка и литературы  Кронгардт Т.М. провела открытый урок литературы в 10 классе  «Суд над Раскольниковым», который проходил в форме  деловой игры. Виды контроля: индивидуальный, устный. Формы контроля: самоконтроль,  взаимоконтроль

Цель урока: на основе текста доказать, что сущность теории Раскольникова антигуманна; совесть его не вынесла пролитой крови, герой не смог преодолеть в себе "человека". Среди учащихся заранее были определены обвинитель, адвокат, судья, распределены  роли всех персонажей, опрошенных в ходе следствия. Вопросы к участникам процесса придуманы  самими адвокатом и прокурором, затем обсуждены с учителями права и литературы и розданы для подготовки всем героям. Ответы  учащиеся должны были найти только в романе Достоевского.  Остальные ученики класса – это присяжные, они самые  реальные, ведь ни вопросов, ни  ответов они не знают, и их вердикт неизвестен, всё зависит от усилий участников процесса. Среди  присяжных  с правом голоса оказались и все гости урока

  При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» на уроке рассматривалась метапредметная задача: помочь учащимся разобраться в жизненно важных вопросах, имеющих непреходящее значение. Весь ход урока построен так, чтобы учащиеся восприняли роман не как детективный, а как психологический, социально-философский. Урок построен как урок-беседа, использовался метод творческого чтения художественного текста. Из материала отобрано лишь то, над чем способны задуматься шестнадцатилетние обучающие: о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о гибельной силе индивидуализма, о мотивах преступления и наказании преступника. 
Основные методы  работы на  уроке:  репродуктивный (активное восприятие материала), словесный (беседа),   методы  стимулирования учения  (создание ситуации эмоционального переживания),  логические методы (сравнение, анализ),  метод формирования познавательного интереса (художественная яркость).
Перед началом урока перед учащимися были поставлены цели и задачи. В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса.
Контроль знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности. Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых аналитических и языковых навыков.
 Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась за счет воспроизведения знаний на новом уровне, создавался  положительный эмоциональный настрой и благоприятная атмосферу, подобран насыщенный, жизненно важный материал. Отклонений от плана не было. Цель урока достигнута. Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, учитель  применяла  дифференцированный подход.
 В уроке были задействованы все учащиеся на разных этапах, учитывался  уровень их коммуникативной активности.
 Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры, использование различных форм обучения, продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.   Результаты урока позволяют сделать вывод, что учитель в должной мере владеет технологиями, формами и методами проведения урока. Урок проведен на высоком методическом уровне.

По второму  вопросу выступила учитель английского языка и литературы Хворост Е.А. (МКОУ «ЯСОШ»). Ею был показан мастер – класс «Обучение устной части (говорению) при подготовке к ЕГЭ по английскому языку».

  Одним из главных аспектов проверки знаний на ЕГЭ является практическое владение устной речью в рамках изученных тем и коммуникативная компетенция учащихся.

Речь связана с возникновением мыслей. Устная речь - очень сложный и трудный вид речевой деятельности. Немногие умеют правильно и красиво выражать свои мысли даже на родном языке. Когда мы начинаем говорить на иностранном языке, количество трудностей кажется бесконечными, а сами трудности – непреодолимыми. Звуки родного языка мешают произносить звуки иностранного языка четко и правильно. Интонация родного языка переносится в иностранную речь, несмотря на то, что теоретически мы знаем, когда надо повышать, а когда понижать голос. Для того чтобы говорить, мы должны уметь легко, даже автоматически, оперировать огромным количеством разных предложений – моделей. Какое бы слово нам ни пришло в голову, мы должны уметь тотчас же правильно изменить его звуковую и грамматическую форму и найти такое место в предложении, чтобы слово это правильно отразило выражаемую мысль. Если говорящий не в состоянии проделать все эти манипуляции мгновенно, он либо не умеет говорить совсем, либо говорит, запинаясь на каждом слове. Знание материала, выученного наизусть, не всегда дает учащимся возможность говорить.

Изучение языка идет с помощью метода, который должен точно соответствовать поставленной задаче: мы учимся слушать - слушанием, писать - письмом, говорить - говорением.

 Далее Дрей Е.Д., учитель русского языка и литературы МКОУ «Ульяновская СОШ» представила вниманию коллег доклад  "Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"

Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.

Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание.

Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми», опираться на знания из других предметов, уметь отбирать необходимые знания из огромного количества информации, систематизировать учебный материал, пользоваться любым справочным материалом. Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными возможностями языка, учить наблюдать за использованием различных языковых средств на примере лучших образцов художественной литературы.

  Все педагоги РМО приняли активное участие в  практической работе по разграничению речевых и грамматических ошибок в творческих  работах обучающихся.  

  В настоящее время РМО учителей- филологов накопило определенный опыт подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Опыт показывает, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало научиться грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, направлены на проверку сформированности всех видов компетенций.

   Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки обучающихся к экзамену.

В работе словесников Яшалтинского  района можно выделить следующие направления по предметной подготовке обучающихся:

- развитие мотивации и целеполагания;

- формирование умения решать задания разного уровня;

- развитие самоконтроля;

- формирование уверенности и положительной самооценки.

Свою задачу педагоги видят:

- в правильном оценивании в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- в организации продуманной системной работы по обучению  предмету учащихся с 5 по 9 классы.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, по мнению словесников, должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и быть ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

 У каждого учителя накоплен банк тестовых заданий. За последние годы кабинеты пополнились материалами для использования тестовых заданий с 5 по 11 классы. Тесты используются на всех этапах урока. Применяются различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро  ориентироваться на выпускных экзаменах.

Доклад  «Современный урок русского языка и литературы на основе электронных образовательных ресурсов и информационных технологий нового поколения» представила Погорелова В.И., учитель русского языка и литературы МКОУ «Краснопартизанская  СОШ». Она поделилась опытом работы и использованием ЭОР на всех этапах современного урока.

Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала используются интерактивные тесты. Электронные учебные модули (информационные, практические, контролирующие) дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей.

ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.

Последним вопросом выступила Казначеева Н.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Манычская СОШ», которая охарактеризовала все этапы проектирования планируемых результатов по русскому языку и литературе.  Она считает, что  Достижение ожидаемых результатов в ходе учебного процесса не происходит автоматически. Напротив, чтобы это произошло, требуется тщательное проектирование, как целостного учебного процесса, так и каждого его этапа, продуманный выбор средств реализации, общая ориентация на достижение результатов образования, предусмотренных стандартом.

Проектирование планируемых результатов освоения учащимися содержания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» предусматривает следующие этапы:

  1. Выделение тематических разделов, блоков.
  2. Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса.
  3. Отбор учебного материала.
  4. Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
  5. Прогнозирование возможных действий детей.

При проектировании учебного процесса важно выдерживать основные рамки и ограничения, задаваемые общей идеологией образовательных стандартов, к которым в первую очередь относятся учет и адекватное отражение

  • ведущих целевых установок изучения отдельных предметов и областей знаний;
  • возрастных особенностей школьников
  • возможностей информационных и коммуникационных образовательных технологий.

Руководителем РМО учителей – словесников были представлены итоги работы за 1 полугодие: анализ итогового сочинения в 11 классе и устное собеседование в 9 классах, итоги участия в районных предметных олимпиадах, научно-практической конференции.

  1. Одобрить такой вид работы РМО как открытые уроки, продолжить

эстафету просмотра уроков коллег. Для профессиональной компетенции педагогам - словесникам детально изучить структуру современного урока в условиях ФГОС, применять в своей практике отдельные фрагменты просмотренных уроков, стремиться реализовывать требования ФГОС.

 В ходе проведения заседания районного методического объединения учителей  русского языка и литературы были выработаны  методические рекомендации:

  1. Задача учителя – словесника

 - формировать и развивать необходимые качества, взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

- Использование дифференцированных заданий.

      -  Использование метода проектов.

  1.  Учителям необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
  2.  Учителям русского языка и литературы систематически проводить

работу с одаренными обучающимися. Использовать в своей работе различные формы получения новых знаний: лекции учителя, эвристические беседы  с постановкой проблемного вопроса и движением от анализа конкретного языкового материала к выводам, дополненным (в том числе и в терминологическом плане) учителем, игра, самостоятельная подготовка ученика для ответа на тот или иной вопрос в качестве домашнего задания.

  1. Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах.
  2. Привлекать к участию в мероприятиях обучающихся с низкой мотивацией.
  3. Совершенствовать работу по развитию устной речи учащихся. Учителям продолжить работу по подготовке учащихся к олимпиадам и ВПР.
  4. Учителям, работающим в 11 классах, усилить подготовку учащихся к  ЕГЭ по русскому языку, иностранному языку, литературе

Руководитель РМО учителей русского и иностранного языков и литературе  Киосева Е.Н.



Предварительный просмотр:

Протокол заседания № 2

РМО учителей  русского, иностранного языков и литературы  Яшалтинского района

от  20.02. 2020 г.

Тема заседания: «Реализация современных дидактических подходов в практике  преподавания русского языка и литературы, иностранного языка»

Место  проведения: МКОУ  «Октябрьская СОШ имени  А.Дурнева»

Присутствовали: учителя русского языка и литературы

Повестка дня:

  1.   Итоги муниципального  этапа Всероссийской  олимпиады школьников  по русскому языку и литературе, иностранному языку.
  2. Анализ итогового сочинения по литературе.
  3. Распространение педагогического опыта посредством проведения открытых уроков и мероприятий.  Открытый урок  русского языка в 6 классе, посвящённый 75-летию Победы в ВОВ  по теме: «Части речи»
  4. Распространение педагогического опыта посредством проведения открытых уроков и мероприятий.  Открытый урок  русского языка в 5 классе по теме: «Буквы з и с  на конце приставок»
  5. Доклад «Использование результатов оценочных процедур (ЕГЭ, ВПР, ОГЭ, НИКО, МСИ  и других) в повышении качества образования и  в совершенствовании основных образовательных программ»
  6. «Изучение литературных произведений как явлений искусства слова  с учетом жанрово-родовой специфики и органичного единства идейного содержания и формы»
  7. Практикум.  «Система подготовки  обучающихся к  ЕГЭ по русскому языку»
  8. Из опыта работы «Организация работы с обучающимися с низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка»
  9. Практикум. «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС»
  10. Творческие работы малой формы (мини-изложение, мини-сочинение, эссе, этюды) как средства развития креативных способностей учащихся.

По 1 и 2 вопросам  выступила руководитель РМО  Киосева Е.Н., которая ознакомила присутствующих с итогами ВОШ по предметам.

Елена Николаевна также ознакомила с  анализом  итогового сочинения по литературе.  

4 декабря учащиеся 11 класса писали итоговое сочинение по литературе, как допуск к основному ЕГЭ. Темы сочинений разработаны Рособрнадзором в рамках пяти направлений:

  • «Война и мир» – к 150-летию великой книги
  • «Надежда и отчаяние»
  • «Добро и зло»
  • Гордость и смирение»
  • «Он и она»

  Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.  Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (350 слов) и написать работу самостоятельно.

При написании итогового сочинения в 11 классе все выпускники получили «зачет». Участники экзамена точно выражали  мысли, использовали  разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляли термины. Обучающиеся владеют навыками построения сочинения-рассуждения, не допускают ошибок в композиции и логике высказывания, умеют грамотно использовать литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания.

Общие замечания:

  1. Обучающиеся испытывают трудности при написании объёмной работы.
  2. Слабо знают события, факты , тексты литературных произведений ,
  3. Низкая речевая грамотность и отсутствие творческой составляющей сочинения.
  4. Слабо развит навык аргументированного пересказа, обеспечивающий грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором событий, с привлечением собственных фактов.

3. Оленцова М.М., учитель русского языка и литературы, МКОУ «Октябрьская СОШ имени А. Дурнева» провела открытый урок русского языка в 6 классе, посвящённый 75-летию Победы в ВОВ,   по теме: «Части речи». На уроке учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата. Урок прошел на высоком методическом уровне.

Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с информацией; успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся; обеспечивались условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустил ни одной возможности, чтобы организовать учебное исследование.

  1. Открытый урок  русского языка в 5 классе по теме: «Буквы з и с на конце приставок» был проведен Озеровой Т.В. , учителем  русского языка и литературы МКОУ «Октябрьская СОШ имени А.Дурнева». Начало урока было организованным. Обучающиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопросы, которые стали хорошей мотивацией к уроку. Учителю удалось в начале урока мобилизовать класс и настроить на работу.

На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный, игровой. Особое внимание было уделено самостоятельной работе.

Учителем использовались следующие приёмы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование интеграционного подхода (связь с литературой при отборе письменных заданий), использование фрагментов из публицистических текстов, использование национально-регионального компонента.

В ходе урока осуществлялась словарно-орфографическая и лексико-грамматическая работа с толкованием слов.

Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание, выполняли дополнительные задания учителя по карточкам. Интересно и живо прошёл этап «Кто быстрее?».

За счёт постоянной смены видов деятельности дети не устали.

Структура уроков  была чёткой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Обучающиеся работали совместно с учителями и самостоятельно. Дети показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, обучающиеся показали наличие навыков самоконтроля.

Валеологический подход учителями соблюдается. Психологический климат на уроках -  позитивный.

  1. Доклад «Использование результатов оценочных процедур (ЕГЭ, ВПР, ОГЭ, НИКО, МСЭ  и других) в повышении качества образования и  в совершенствовании основных образовательных программ» представила Доржинова Г.К., Доржинова Г.К., учитель русского языка и литературы МКОУ «Бага-Тугтунская СОШ»
  2. С  докладом на тему «Изучение литературных произведений как явлений искусства слова  с учетом жанрово-родовой специфики и органичного единства идейного содержания и формы» учителей ознакомила Мединцева Л.В., учитель МКОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко».
  3. С   системой  подготовки обучающихся к  ЕГЭ по русскому языку ознакомила Палий Т.И., учитель МКОУ «ЯСОШ имени В.А.Панченко»
  4. Манджиева М.П., учитель МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ» представила  вниманию учителей  доклад  «Организация работы с обучающимися с низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка».
  5. Кичкина Т. Н. ознакомила присутствующих с  организацией проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС.
  6. Мазеинова Н.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Березовская СОШ», представила доклад на тему  «Творческие работы малой формы (мини-изложение, мини-сочинение, эссе, этюды) как средства развития креативных способностей учащихся»

Решение:

  1. В ходе проведения заседания РМО учителей  русского языка и литературы были выработаны  методические рекомендации:

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

- Использование дифференцированных заданий.

      -  Использование метода проектов.

  1.  Учителям необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
  2.  Учителям русского языка и литературы систематически использовать в своей работе различные формы получения новых знаний: лекции, эвристические беседы  с постановкой проблемного вопроса и движением от анализа конкретного языкового материала к выводам,  игра, самостоятельная подготовка ученика для ответа на тот или иной вопрос в качестве домашнего задания.
  3. Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах.
  4. Привлекать к участию в мероприятиях обучающихся с низкой мотивацией.
  5. Совершенствовать работу по развитию устной речи учащихся. Учителям продолжить работу по подготовке учащихся к олимпиадам и ВПР.
  6. Учителям, работающим в выпускных классах, усилить подготовку учащихся к  ГИА  по русскому языку, иностранному языку, литературе

Руководитель РМО учителей русского языка, иностранного языка и литературы Киосева Е.Н.