Работа с одарёнными детьми
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач государства и общества, современного образования, поскольку от её решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам работы с одарённым ребёнком
Фамилия, имя ребенка –
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – литературно– артистический.
Склонности – разучивание стихотворений, участие в различных мероприятиях.
Форма работы – индивидуальная работа; индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОО, родители ребенка.
Характеристика ребёнка. Ребёнок в группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.
Участвует в конкурсах чтецов, в разных конкурсах творческой направленности. Девочка обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, начинает читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объём знаний и навыков.
Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Варя имеет фонетически правильную речь, богатый словарный запас, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи выражает свои знания, своё понимание окружающей жизни, переживания.
При пересказах, описаниях предметов отмечаются чёткость изложения, завершённость высказываний. Развёрнуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает; с большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Ребёнок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с большой любовью и уважением.
Для выявления одарённого ребёнка, определения сферы его интересов и качеств, характеризующих степень одарённости, была использована Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосевой.
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей
(А.А. Лосева)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребенка наблюдается
«западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам, педагоги МАНиИ, руководитель секции.
Как пользоваться анкетой: Внимательно прочитайте вопросы. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):
5 баллов - такое качество сильно выражено у ребенка; 4 балла - выражено выше среднего;
3 балла - выражено средне; 2 балла - слабо выражено;
1 балл - совсем не выражено.
I. Интеллектуальная сфера | ||||||
1 | Высокая познавательная активность, мобильность. | 5 | ||||
2 | Быстрота и точность выполнения умственных операций. | 4 | ||||
3 | Устойчивость внимания. | 4 | ||||
4 | Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. | 4 | ||||
5 | Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. | 5 | ||||
6 | Богатство активного словаря. | 5 | ||||
7 | Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. | 5 | ||||
8 | Выраженная установка на творческое выполнение заданий. | 5 | ||||
9 | Развитость творческого мышления и воображения. | 5 | ||||
10 | Владение основными компонентами умения учиться. | 4 | ||||
11 | Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития | 4 | ||||
12 | Возможность предвосхищения результата деятельности. | 4 | ||||
II. Сфера академических достижений | ||||||
1 | Богатый словарный запас, спользование сложных синтаксических структур. | 5 | ||||
2 | Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. | 3 | ||||
3 | Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. | 4 | ||||
4 | Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. | 4 | ||||
5 | Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). | 5 | ||||
6 | Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. | 3 | ||||
7 | Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). | 3 | ||||
8 | Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. | 3 | ||||
9 | Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. | 3 | ||||
10 | Пытается выяснить причины и смысл событий. | 4 | ||||
11 | Уделяет много времени созданию собственных «проектов». | 1 | ||||
12 | Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. | 2 | ||||
III. Творчество | ||||||
1 | Высокая продуктивность по множеству разных вещей. | 5 | ||||
2 | Изобретательность в использовании материалов и идей. | 4 | ||||
3 | Склонность к завершённости и точности в занятиях | 4 | ||||
4 | Задает много вопросов по интересующему его предмету. | 5 | ||||
5 | Любит рисовать. | 4 | ||||
6 | Проявляет тонкое чувство юмора. | 3 | ||||
7 | Не боится быть таким, как все. | 4 | ||||
8 | Склонен к фантазиям, к игре. | 3 | ||||
IV. Литературные сферы | ||||||
1 | Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. | 5 | ||||
2 | Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. | 5 | ||||
3 | Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. | 4 | ||||
4 | Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. | 5 | ||||
5 | Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. | 5 | ||||
6 | Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. | 4 | ||||
7 | Любит писать рассказы или статьи. | 1 | ||||
8 | Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. | 4 | ||||
V. Артистическая сфера | ||||||
1 | Легко входит в роль другого персонажа, человека. | 4 | ||||
2 | Интересуется актерской игрой. | 4 | ||||
3 | Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. | 5 | ||||
4 | Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. | 4 | ||||
5 | Передает чувства через мимику, жесты, движения. | 5 | ||||
6 | Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. | 4 | ||||
7 | С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. | 5 | ||||
8 | Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. | 4 | ||||
VI. Музыкальная сфера | ||||||
1 | Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. | 4 | ||||
2 | Хорошо поет. | 5 | ||||
3 | В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. | 4 | ||||
4 | Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. | 5 | ||||
5 | Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. | 5 | ||||
6 | В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. | 4 | ||||
7 | Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. | 1 | ||||
8 | Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. | 1 | ||||
VII. Техническая сфера | ||||||
1 | Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. | 3 | ||||
2 | Интересуется механизмами и машинами. | 3 | ||||
3 | В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. | 3 | ||||
4 | Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. | 3 | ||||
5 | Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. | 3 | ||||
6 | Любит рисовать чертежи механизмов. | 3 | ||||
7 | Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. | 3 | ||||
VIII. Двигательная сфера | ||||||
1 | Тонкость и точность моторики. | 4 | ||||
2 | Развитая двигательно-моторная координация. | 4 | ||||
3 | Стремится к двигательным занятиям (физкультура). | 3 | ||||
4 | Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. | 3 | ||||
5 | Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. | 3 | ||||
6 | В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.). | 3 | ||||
IX. Сфера художественных достижений | ||||||
1 | Проявляет большой интерес к визуальной информации. | 3 | ||||
2 | Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. | 3 | ||||
3 | Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. | 3 | ||||
4 | Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. | 4 | ||||
5 | Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (им цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). | 4 | ||||
6 | Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. | 4 | ||||
7 | Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). | 4 | ||||
8 | Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | 3 | ||||
9 | Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. | 3 | ||||
10 | Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. | 1 | ||||
X. Общение и лидерство | ||||||
1 | Легко приспосабливается к новой ситуации. | 5 | ||||
2 | Всегда выполняет свои обещания, ответственен. | 4 | ||||
3 | Высокая общительность с окружающими. | 5 | ||||
4 | Стремится к доминированию среди сверстников. | 4 | ||||
5 | Сверстники обращаются за советом. | 4 | ||||
Один из известнейших исследователей одарённости Дж. Рензулли в состав своей модели одарённости включает три фактора: уровень развития интеллекта выше среднего, креативность и вовлечённость в задачу. Эти факторы нашли отражение в разработанных Дж. Рензулли (А.А. Лосева, 2004.) шкалах для получения характеристики ребёнка с точки зрения развития одарённости.
Вывод: Может легко «построить» рассказ. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Запоминает очень быстро стихи, рассказывает выразительно с интонацией.
Хорошо запоминает музыкальные композиции на занятиях, узнавая их и называя название. Знает буквы, самостоятельно читает.
Анализ результатов деятельности с одарённым ребёнком
В 2022 – 2023 учебном году в подготовительной к школе группе был выявлен ребёнок с предпосылками творческой (артистической) одарённости. Девочка проявляет артистизм в драматизации, чтении стихов, постановочных спектаклях, фантазию. Наблюдается высокое качество исполнительства ролей в спектаклях. Цель педагогического сопровождения: создание условий для развития творческих способностей.
План мероприятий (в соответствии с разработанным индивидуальным планом)
1. Организация индивидуальных занятий.
2. Чтение и анализ литературных произведений, составление (сочинение) рассказов, сказок по заданной теме, по сюжетным картинкам, разучивание стихотворений, выполнение сценических этюдов.
3. Участие в конкурсах творческой направленности разного уровня (конкурсы чтецов, творческие конкурсы, продуктивное участие в спектаклях, на утренниках ДОУ, в конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня)
4. Изменение РППС в соответствии с потребностями ребёнка (пополнение центра сюжетно-ролевых игр, режиссёрских игр, уголка ряженья, театрализованного уголка и т.д.).
5. Взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ (консультации, совместная подготовка к участию в творческих мероприятиях и т.д.).
Результаты работы В течение 2022-2023 года одарённый ребёнок участвовал в различных конкурсах и творческих мероприятиях:
- Утренники, театральные постановки ДОУ
- Конкурс театрального творчества детей дошкольного возраста «Театр, где играем мы» ДОУ (2 диплома в номинациях "Самые обаятельные артисты" и "Лучшее исполнение роли")
- Творческий конкурс ДОУ "Герои былых времён", номинация "Художественное слово" (Диплом 1 место)
- Конкурс чтецов ДОУ "Загадочный мир космоса" (Диплом 1 место)
- Муниципальный дистанционный конкурс «Звуки и я - лучшие друзья!» (Диплом 1 место)
- Территориальный дистанционный логопедический конкурс «Трудный звук - ты мой друг!» (участие в двух творческих номинациях: Диплом 1 степени в номинации "Декоративно-прикладное творчество" и Диплом 2 степени в номинации "Литературное творчество")
- Территориальный дистанционный логопедический фестиваль "Звук-ты мой друг!»
- VI межрегиональный конкурс творческой направленности " Почитай мне, мама...", номинация "Читаем с мамой" (Диплом 1 место)
- Всероссийский литературный конкурс-викторина "Зима рассказывает сказки", номинация "Знатоки сказок" (Диплом 1 место)
Таким образом, цель педагогического сопровождения одарённого ребёнка достигнута, план мероприятий реализован в полном объёме. Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одарённым ребёнком позволили создать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала ребёнка. Благодаря этому творчески одарённый ребёнок смог раскрыть и успешно реализовать свои способности в творческих мероприятиях разного уровня (ДОУ, муниципальный, территориальный и всероссийских уровни).
Учитель-логопед Цивилёва В.В.

