Аналитический отчёт о работе элективного курса в 10б классе в 2013-2014 учебном году

Сипкова Людмила Владимировна

Аналитический отчёт о работе элективного курса в 10б классе                  в 2013-2014 учебном году

Элективный курс по физике «Практикум по решению физических задач»

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. И период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать со школьной учебной физической задачей.

Актуальность элективного курса –  формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качеств  личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.

Основной задачей элективного  курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно  было сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются:

развитие интереса к физике, к решению физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач.

 

 

 

 

Элективный  курс преследовал  несколько целей:

ü     повышение качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы, уровня познавательного интереса учащихся к физике;

ü       предоставление учащимся возможности удов­летворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности;

ü       знакомство  на практике с такими видами деятельности, кото­рые являются ведущими во многих инженерных и технических профес­сиях региона, связанных с практическими применениями физики.

Ожидаемые результаты.

Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

Знать:

ü       основные понятия и положения теорий, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения;

ü      применения основных достижений физики в жизни региона, физические законы;

ü     Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов.

 

 

 

Уметь:

ü       объяснять физический смысл явлений, процессов, особенностей, характерных для нашего региона;

ü      работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнять творческие экспериментальные задания и делать выводы.

Ожидаемый результат введения  элективного курса:

ü       формирование ключевых компетенций

ü     В области учебных компетенций:

Уметь:

ü       организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;

ü      решать учебные и самообразовательные проблемы;

ü       связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

ü      получать и использовать информацию;

ü       обращаться к различным источникам данных и их использовать;

ü     использовать различные способы поиска и систематизации информации из различных  источников.

 

В области социально-личностных компетенций:

Уметь:

ü     видеть связи между теоретическими знаниями по физике и их практическим применением в регионе.

В области коммуникативных компетенций:

Уметь:

ü      выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

ü       выступать перед аудиторией (опыт публичного выступления);

ü       читать и интерпретировать графики, диаграммы и таблицы данных;

ü      быть готовыми к сотрудничеству, уметь работать в команде.

Результат ведения курса:

ü       осознанный выбор профильного обучения;

ü      участие в научно-практических конференциях;

ü      личностный рост учеников.

Программа рассчитана для учащихся 10 класса на один год обучения: 34часа.

Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирована  не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носил  в значительной степени теоретический характер, здесь школьники познакомились  с минимальными сведениями о понятии "задача", осознали  значение задач в жизни, науке, знакомились с различными сторонами работы с задачами.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращала  на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.

В механике это описание движения материальной точки законами Ньютона и описание движения физической системы законами сохранения. Идея относительности механического движения рассматривается при решении системы задач, описание явления в различных системах отсчета. В молекулярной физике описание трех состояний вещества осуществляется на основе положений молекулярно-кинетической теории и их следствия, термодинамический метод раскрывается в применение его для описания процессов с идеальным газом, в решение процессов с идеальным газом, в решение комбинированных задач на явление превращения вещества из одного состояния в другое. В электродинамике объяснение изучаемых физических процессов ведётся на основе рассмотрения движения и существование электромагнитного поля.

 

Методическое обеспечение

При работе по данной программе я использовала  разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся использовала:

  • подробное объяснение примеров решения задач,
  • коллективная постановка экспериментальных задач,
  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
  • конкурс на составление лучшей задачи.
  •  индивидуальная и коллективная работа по решению олимпиадных задач.

При подборе задач я использовала  задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники научились  классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач повышенной  сложности.

 

 

 

 

 

 

 

Отношение учащихся 10б класса к элективному курсу.

 

Элективный курс

физика

Ведётся регулярно
 1 раз в неделю

14человек 

Данный курс для меня
 интересен

8человек 

Пригодится при сдаче
экзаменов

4человека 

Пригодится в жизни

9 человек 

Данный курс мне  ничего не даёт,
зря потраченное   время

4 человека 

 

В 10 «Б» классе физика преподавалась из расчёта 2 часа в неделю + 2 часа в неделю элективный курс. Содержание, форма организации этого  курса ориентированы не только на расширение знаний ученика по  предмету, а прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профессии.

     В целях формирования интереса и положительной мотивации через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание элективного  курса включало оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

Программа элективного  курса  включала углубление отдельных тем базовой общеобразовательной программы по физике, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки.

Итогом работы по данной программе стала   реализация поставленных целей и задач,   т. е. учащиеся совершенствовали  знания, полученные из курса физики, приобрели  навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения я  проводила  соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или  зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей я  объявляла  конкурс по составлению и решению конструкторских задач. Подводя итоги работы первого и второго полугодия, я отметила у ребят усиление интереса к предметам физика, алгебра, увеличился процент качества знаний по этим предметам.

Я считаю, что необходимо большее внимание уделять задачам      уровня С для успешной сдачи ЕГЭ по физике. Учащиеся затрудняются при решении графических задач, поэтому нужно отработать навыки построения графиков и показать МПС между физикой и математикой. В условиях нехватки часов по физике данный элективный курс дает возможность решения этих проблем.

На итоговом занятии была  представлена    экзаменационная  диагностическая работа в формате ЕГЭ.

Итог:

Данный элективный  курс:

ü    Поддерживал  мотивацию ученика

ü    Развивал интерес  к физике, решению физических задач;

ü    Совершенствовал   полученные  в основном курсе знания и умения;

ü    Формировал   представления  о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

ü    Поможет успешно сдать  ЕГЭ по физике

 

Учитель физики: Сипкова Л.В.                            2014 год.