Использование элементов инновационных технологий на уроках физики как средство развития учебно-познавательных компетентности учащихся.

Сипкова Людмила Владимировна

Использование элементов инновационных технологий на уроках физики как средство развития учебно-познавательных компетентности учащихся.

Образование – это то, что остается

после того, как все выученное забудется.

Макс Теодор Феликс Фон Лауэ, физик,

лауреат Нобелевской премии

Из выступления учителя физики Сипковой Л.В. на заседании ШМО

 

Не секрет, что в последнее время государству требуются специалисты технического профиля и задача школы - привить обучающимся любовь к физике, как к политехнической науке. 

Многолетняя практика свидетельствует о том, что традиционные формы обучения не позволяют развить ключевые, базовые компетентности, включающие практические умения, навыки и готовность реализовывать их. В последние годы  стали использоваться инновационные технологии.

В своей работе использую современные образовательные технологии, что позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов:

§   Предпрофильное и профильное обучение (9,10,11 кл.)

§  Научно-исследовательская и проектная деятельность

§   Информационные технологии

§    Решение творческих задач

§   Проблемное обучение

Проблемное обучение позволяет вызвать у учащихся дополнительный интерес к предмету, уровневая дифференциация помогает справиться ученикам заданиями различной сложности, предоставляет им возможность самим определиться со степенью трудности. Групповые технологии приучают работать коллективно, на конечный результат. Элементы развивающего обучения способствуют самостоятельному поиску дополнительной информации, расширению кругозора по предмету. В проведении мониторинга качества знаний помогают тетради на печатной основе с лабораторными и самостоятельными работами, которые я эффективно использую во всех классах на протяжении ряда лет.      Использование современных образовательных технологий повысило активность учащихся во внеурочной работе по предмету, привело к росту количества  ребят, принимающих участие в олимпиадах по физике  и астрономии.

Использование с 7 класса таких инновационных образовательных технологий, как проблемное обучение и проектная деятельность дает определенные  результаты: учащиеся проявляют повышенный интерес к изучению физики, развивается познавательная деятельность.

         На уроках и во внеурочной деятельности применяю систему развивающих личность ученика заданий, не предполагающих однозначных ответов, даже более того, умышленно ставлю  проблему так, чтобы возникла дискуссия. В таком «открытом интеллектуальном бою» формируется активная жизненная позиция школьников. Наиболее выигрышными оказываются темы экологического характера, которыми заканчивается каждый из разделов физики старшей ступени обучения.

Использование информационных технологий в преподавании физики дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Применяя на уроках такие программные продукты как: «Живая физика», «Открытая физика» значительно повышается интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия наглядно видеть результат. 
Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

Можно придумать много различных способов использования ПК: компьютерные демонстрации, лабораторно – компьютерные практикумы, интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических процессов, компьютерное тестирование и т.д. Но, используя ПК на занятии, в каждом конкретном случае, приходится мне решать проблему уместности применения  компьютера и соотношения компьютерных и реальных экспериментов. Важность реальных экспериментов.  Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один из вариантов,   активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения. Поэтому, наряду с традиционными методами  изучения физики, на уроках стараюсь часто использовать  персональный компьютер, медиаресурсы: «Открытая физика», «Медиатека по физике», «Видеозадачник по физике», «Физика 7-11кл.».

Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают фронтально (проектор), в малых группах - решая видеозадачи, выполняя различные тесты, просматривая  или создавая презентации по пройденной теме. Медиаресурсы применяются для демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а, дополняя и иногда, при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления. В современном процессе обучения «Медиатека» является незаменимым помощником учителя, с помощью которого можно насытить уроки физики богатейшим иллюстративным материалом – от несложных графических иллюстраций, до интерактивных анимаций и физических видеоэкспериментов.

Широко использую презентации к урокам, составленные в программе Power Point . Простота их создания и удобство их применения привлекает и  учителя, и учеников,  а у детей вызывает интерес к происходящему на уроке.

Применение информационных компьютерных технологий повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.

В течение ряда на своих уроках лет я использую элементы проблемного обучения.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их.

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.
В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я чаще всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности.

Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания проблемной направленности по различным разделам курса физики. Например, если школьник занимается туризмом, то в реальных условиях похода он может получить целостное представление о физических законах, которые позволят ему обеспечить безопасность в экстремальных ситуациях; какой котелок и как надо расположить над костром, чтобы вода закипела быстрее; какой узел надо завязать на веревке, чтобы обеспечить надежную страховку; каких размеров и какой массы должна быть печка, чтобы обеспечить безопасность при совершении лыжного похода и др.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень. Каждый свой урок я выстраиваю таким образом, чтобы усвоение материала шло на 3 уровнях: репродуктивном, конструктивном и творческом.
Интегрированный подход в обучении любого предмета - также немаловажная часть образовательного процесса: из года в год уже стала доброй традицией в нашей школе акция «Физика для маленьких» при проведении «недели физики». Старшеклассники показывают и объясняют занимательные опыты детям из начальной школы, вызывая тем самым у них любопытство и большой интерес к предмету.

Современные компьютерные технологии не обошли стороной и нашу школу: ребята с удовольствием черпают дополнительный научный материал из сети интернета; готовят выступления, презентации, выставки. Современная школа не мыслима без применения нового, научного в образовании. Использование всех перечисленных методов и приёмов позволяют мне добиваться неплохих результатов в обучении детей физике.

 

ВЫВОД: Хочется  отметить, что все технологии обучения обеспечивают  развитие склонностей, интересов и возможностей каждого ученика в соответствии с содержанием образования. Я целенаправленно осваиваю  современные  методики  и технологии обучения, что позволяет  формировать  у учащихся навыки  творческой научно-исследовательской деятельности; сохранить и поддержать  здоровьесберегающую образовательную  среду.