Анализ выполнения входной контрольной работы по физике учащимися 9-х классов (базовый уровень изучения предмета)

Сипкова Людмила Владимировна

Анализ

 выполнения входной  контрольной работы

 по физике

 учащимися 9-х  классов (базовый уровень изучения предмета)

Учитель физики: Сипкова Л.В.

Дата проведения: 21 сентября   2013 г.

 

Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся  9 классов на начало 2013-2014 учебного года

Для этой  цели в работу включены задания различных  уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности.

 

Количество учащихся, выполнявших  входную контрольную работу: 38

Количество учащихся, выполнивших работу на оценку

«5»: 1 (4 %);

«4»: 8 (24 %);

«3»: 24(41 %);

«2»: 5 (17 %).

 

Таблица 1. Критерии оценивания:

Отметка по 5 балльной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-4

5-8

9-12

13-15

 

Таблица 2. Общие результаты по школе:

Класс

Ф.И.О. учителя

Всего

Писали

5

4

3

2

%

качества

%

СОУ

9 «а»

Сипкова Л.В.

19

13

0

3

7

3

23

38

9 «б»

Сипкова Л.В.

25

25

1

5

17

2

24

43

 

 

Анализ входной  контрольной работы показывает, что учащиеся  9а и 9б классов усвоили  удовлетворительно программный материал  физики 8 класса. Наименьший балл у Ермакова М., Ларионова М., Бачурина А.,(ученики 9а класса) и учениц 9б класса - Гараевой Ю., Бакиевой А. Данные учащиеся не усвоили  формулы для вычисления физических величин и их преобразования. Они же испытывали затруднения по теме: «Электрические  явления».  Особую сложность представляли  для учащихся задачи   на соединение нескольких формул по изученным темам в одну, необходимую для решения задачи. Из анализа входной контрольной работы следует, что из 2-х учащихся, имеющих оценку «5» по итогам 8-го класса  не снизил результат в 9-м классе -  1 ученица  Ботрус К.   Курс физики 8-го класса имеет обширный материал по всем разделам, учебник слишком насыщен теоретическим материалом, и требует от учащихся слишком больших усилий, поэтому большинству в 8 классе учиться  было достаточно непросто. Таким образом –18% учащихся снизили свою успеваемость по сравнению с 8 классом.


В контрольной работе представлены задания разного уровня сложности: задания базового уровня (простые задания на проверку усвоения наиболее важных физических понятий, явлений и законов);  задания повышенного уровня (проверка умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, умения решать качественные и расчетные задачи по темам  физики 8 класса.

В ходе выполнения контрольной работы проверяются следующие виды деятельности:

1.      Владение основным понятийным аппаратом

2.      Знание и понимание смысла понятий.

3.      Знание и понимание смысла физических величин.

4.      Знание и понимание смысла физических законов.

5.      Решение задач различного типа и уровня сложности.

 

1.      Владение основным понятийным аппаратом

  • Знание и понимание смысла понятий (№1, 2, 8, 9, 14)
  • Знание и понимание смысла физических величин (№4, 8, 11, 12, 13, 14, 15)                Учащиеся показали знание базовых расчетных формул. Но возникают проблемы с   умением их математического преобразования,  выражения  искомой величины из базовой формулы (не все задачи решаются только методом подстановки).

o   Знание и понимание смысла физических законов (№3, 5, 7)закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца. Учащиеся продемонстрировали знание данных законов, но проблема в том, что они не могут в ряде случаев грамотно их применить, составив выражение для решения задачи в соответствии с описываемым явлением или процессом.

2.      Решение задач различного типа и уровня сложности.

          базовый – 5 (№ 3, 4, 7, 11, 12)

          повышенный – 2 (№10,№13)

          высокий – 2 (№14, №15)

    

Учащиеся должны знать и уметь:

  • Запись и вычисление значения физических величин.
  • Знание наиболее распространенных явлений, понятий, физических величин.
  • Расчет физических величин по графикам.
  • Расчет физических величин по формулам.

 

 

 

Элементы контрольной работы

imageДопустили ошибки

 

               9а                             9б

выполнили верно

выполнили неверно

Механические свойства жидкостей, газов  и твёрдых тел.

5

3

19

3

Изменение агрегатных состояний вещества

10

5

18

3

Электрический ток  и его действие Постоянный электрический ток.

8

5

23

3

Сила тока Напряжение. Удельное сопротивление.

7

7

24

2

Закон Ома для участка цепи

7

6

25

3

Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

6

6

25

2

Работа и мощность   электрического тока.

Закон Джоуля -Ленца.

4

3

30

3

 

Пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся:

1.      Классному руководителю  Мазуриной Т.Н.  и Гончаровой Е.В. довести до сведения родителей результаты входной контрольной  работы  по физике.

2.      Провести «глубокий» поэлементный анализ данной работы.

3.      Проводить дополнительные занятия с учащимися  во внеурочное время.

4.      Формировать  в процессе учебной деятельности навыки решения качественных расчётных и графических задач, через использование алгоритмов решения задач  и  тестов для самоконтроля.

Вывод: Таким образом, результаты входной контрольной  работы  показали: фундаментальные принципы и законы, эмпирические закономерности за курс физики        8 класса  в среднем усвоены.

Результаты входной  работы   выявили пробелы в усвоении на базовом уровне отдельных контролируемых элементов по темам: «Электрические явления», «Тепловые свойства жидкостей и газов».

Анализ данной работы выявил серьезную проблему: учащиеся изучают предмет на базовом уровне, им явно не хватает дополнительных занятий, факультативных и элективных курсов. Учащиеся, подготовленные лучше по математике и физике, грамотно распределившие время, более организованные,    справились с работой  более успешно.

В ходе дальнейшей работы с классами при  изучении физики, подготовке учащихся к итоговой аттестации  следует сделать акцент на отработку следующих моментов:

1.      Проведение в полном объеме всех лабораторных работ и экспериментальных заданий, решение экспериментальных задач.

2.      При проведении лабораторных работ особое внимание обратить на формирование следующих умений: построение графиков и определение по ним значений физических величин, запись результатов прямых и косвенных измерений и вычислений с учетом погрешностей измерений и необходимых округлений, анализ результата опыта и грамотная, логичная формулировка выводов по результатам, заданным или составленным в виде таблицы или графика.

3.      Стараться на уроках активнее проводить демонстрационные эксперименты, чтобы у учащихся складывалось вполне конкретное представление о физическом явлении, а не только абстрактный рисунок, схема или чертеж. Все это позволит ребятам логично и четко давать объяснение по ходу эксперимента и формулировать грамотные с физической научной точки зрения выводы.

4.      Продолжать политику по формированию навыков решения задач (не только конкретных, но и комплексных, с привлечением знаний из других разделов и тем, т.е. обобщенному решению задач – анализ описанного в задаче явления или процесса, построение физической модели, подходящей для данного случая и т.д.)

o   решение графических задач (с использованием графиков тригонометрических функций, анализом выбранного масштаба), выполнение чертежей;

o   огромное значение для развития логики мышления имеют качественные задачи, развивающие навыки четкого, грамотного, логичного выражения хода своих мыслей, выстраивания цепочки рассуждений, опираясь на полученные теоретические знания;

o    подробный анализ формул; установление всевозможных вариантов зависимостей физических величин, входящих в формулы, друг от друга;

o   отработка навыков решения задач в общем виде;

o   вычислительные навыки, перевод единиц измерения в СИ.

5.      Эффективное обучение работе с информацией физического содержания – усилить работу с учебником (включать в различные этапы урока и домашнюю работу разнообразные задания на понимание и преобразование текстовой информации), использовать дополнительную внеурочную, внешкольную информацию для обучения алгоритму поиска информации, умения анализировать  и критически оценивать ее достоверность.

6.      В дальнейшем, при проведении тематических контрольных работ и контрольных срезов знаний с учетом особенностей итоговой аттестации (в традиционной форме или в форме ГИА) необходим предварительный анализ и корректировка заданий с целью проверки теоретического содержания и видов деятельности учащихся.

Таким образом, в ходе проведения входной контрольной  работы  знания учащихся подтвердились.