Анализ экзамена по выбору в формате ЕГЭ и характеристика уровня подготовки участников по физике МОАУ «СОШ№23» в 2012-2013 учебном году,
Анализ
экзамена по выбору в формате ЕГЭ и характеристика уровня подготовки участников по физике МОАУ «СОШ№23»
в 2012-2013 учебном году,
Учитель физики: Сипкова Л.В.
Цель:
Назначение экзамена - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся 11 классов, изучающих школьный курс физики на базовом уровне, в целях их государственной (итоговой) аттестации. Работа проверяет понимание смысла физических величин и физических законов, владение основными понятиями, понимание смысла физических явлений и умение решать задачи различного типа и уровня сложности.
Дата проведения: 6 июня 2013 г.
Писали работу-6 человек
Справились – 6 человек
Работа выполнялась в полном объеме и была рассчитана на 240 минут: состояла из 3-х частей, включающих 35 заданий.
Часть 1 содержит 21 задание (А1–А21). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только 1.
Часть 2 содержит 4 задания (В1–В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.
Часть 3 содержит 10 задач: А22-А25 с выбором одного верного ответа и С1–С6, для которых требовалось дать развёрнутые решения.
Минимальный первичный балл за работу –36
Кол-во баллов, набранных уч-ся |
|
| ||
11а | 11 б
| Итого | ||
59 баллов |
| 1 | 1 | |
58 баллов | 1 |
| 1 | |
52 балла |
| 1 | 1 | |
49 баллов |
| 1 | 1 | |
48баллов |
| 1 | 1 | |
39 баллов |
| 1 | 1 | |
36 баллов | min | |||
Таблица 1. Критерии оценивания:
Отметка по 5 балльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичный балл | 0-36 | 37-52 | 53-67 | От 68 |
Таблица 2. Общие результаты по школе:
Класс | Ф.И.О. учителя | Писали | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | % усп | % кач | % СОУ |
11 «а» | Сипкова Л.В. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 100% | 45% | 33% |
11 «б» | Сипкова Л.В. | 5 | 0 | 1 | 4 | 0 | 0 |
Таблица 3. Группа «РИСК» учащихся 11 класса:
№ п/п | Ф.И. учащихся | Отметки учащихся, состоящих в группе «Риск» |
1 | Ершов Константин | 3 |
2 | Киреева Анастасия | 3 |
3 | Ткачёв Михаил | 3 |
4 | Гомонов Иван | 3 |
Перечень вопросов Часть А | Тема вопроса | Количество учащихся, допустивших ошибку |
А1 | Кинематика | 2 |
А2 | Кинематика, законы Ньютона | 2 |
А3 | Силы в природе | 1 |
А4 | Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса | 1 |
А5 | Механическая энергия, работа, закон сохранения энергии | 2 |
А6 | Статика, механические колебания и волны | 1 |
А7 | МКТ | 4 |
А8 | МКТ | 2 |
А9 | МКТ, термодинамика | 1 |
А10 | Термодинамика | 2 |
А11 | Электростатика | 1 |
А12 | Постоянный ток | 1 |
А13 | Магнитное поле, электромагнитная индукция | 2 |
А14 | Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны | 1 |
А15 | Оптика | 4 |
А16 | Элементы СТО, оптика | 3 |
А17 | Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома | 0 |
А18 | Физика атома, физика атомного ядра | 0 |
А19 | Физика атомного ядра | 2 |
А20 | Механика – квантовая физика (методы научного познания) | 0 |
А21 | Механика – квантовая физика (методы научного познания) | 3 |
А22 | Механика (расчетная задача) | 2 |
А23 | Механика. Молекулярная физика, термодинамика (расчетная задача) | 5 |
А24 | Молекулярная физика, термодинамика. Электродинамика (расчетная задача) | 2 |
А25 | Электродинамика. Квантовая физика (расчетная задача). | 5 |
Часть В | Тема вопроса | Количество учащихся, допустивших ошибку |
В1 | Механика – квантовая физика. | 2 |
В2 | Механика – квантовая физика. | 1 |
В3 | Механика – квантовая физика. | 0 |
В4 | Механика – квантовая физика. | 2 |
Часть С | Тема вопроса | Количество учащихся, допустивших ошибку |
С1 | Механика – квантовая физика (качественная задача) | 4 |
С2 | Механика (расчетная задача) | 5 |
С3 | Молекулярная физика (расчетная задача) | 0 |
С4 | Электродинамика (расчетная задача) | 0 |
С5 | Электродинамика (расчетная задача | 0 |
С6 | Квантовая физика (расчетная задача) | 5 |
В КИМАх были представлены задания различного уровня сложности: базового, повышенного, высокого. Эти задания проверяют усвоение наиболее важных физических понятий и законов, умения использовать изученные понятия и законы для анализа сложных процессов, а также проверяют умения решать задачи на применение одного – двух законов (формул) по одной из тем школьного курса.
Результаты усвоения отдельных разделов физики – механика (успешно 48%), молекулярная физики и термодинамика (53%), электродинамика (41%), оптика (46%), квантовая физика (57%). По отдельным темам программы успех выполнения в среднем отличался не намного, что говорит о повышении качества подготовки учащихся.
Следует отметить ученицу 11 «Б» класса из группы риска, сумевшую преодолеть нижний (36 баллов) барьер(Киреева Анастасия).
Задания части «В» решались следующим образом. Успешно справились (получили не «ноль») с В1 – 40%, с В2 – 30%, с В3 - 100% и с В4 – 40% от общего количества учащихся.
На базовом уровне усвоен основной понятийный аппарат кинематики, динамики, электростатики, молекулярной физики, электродинамики.
Лучше всего справились с заданиями, соответствующим разделам физики «Электричество и магнетизм», «Механика» и «Оптика»:
1. Механика:
· Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса
2. Молекулярная физика и термодинамика
· Модели строения газа, жидкости и твердого тела.
· Работа в термодинамике, первое начало термодинамики
3. Электричество
· Законы постоянного тока, соединения проводников
· Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны
4. Оптика
Наибольшую трудность вызвали задания, соответствующие темам «Корпускулярно-волновой дуализм» и «Физика атома и атомного ядра».
Учащиеся хуже всего выполнили задания по теме «Методы научного познания», что можно объяснить тем, что в школьном курсе число часов на изучение темы значительно сократилось.
Особо следует сказать про задачи части С. Эти задачи оказались слишком трудными для учащихся. Их решали только три человека, так как они отнесены к заданиям повышенной сложности. Это связано, я думаю, с недостаточной сформированностью математических навыков.
Слабые знания по темам:
Номер задания | Тема вопроса | ЗУН |
А3 Б | Силы в природе | Традиционное задание на установление функциональной зависимости между физическими величинами. Малый процент выполнения обусловлен: n незнанием формул для изменения импульса тела и механической работы; n ошибками при извлечении квадратного корня; n невнимательным прочтением условия |
А4 Б | Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса | |
А6 Б | Статика | |
А17 П | Корпускулярно-волновой дуализм | Малый процент выполнения заданий свидетельствует о непонимании выпускниками основных законов и постулатов, лежащих в основе современной электродинамики и квантовой физики. |
А18 П | Физика атома и атомного ядра | |
А20 П | Электродинамика. Квантовая физика (расчетная задача). | |
В3
задачи уровня «С»
| Механика – квантовая физика.
Механика; квантовая физика; Электродинамика; Молекулярная физика;(расчетные задачи)
| Задания, проверяющие умение интерпретировать результаты эксперимента, представленные в виде графика или таблицы, традиционно являются затруднительными для большинства учащихся. |
ВЫВОД:
Число участников ЕГЭ по физике в июне 2013года составило 6 человек.
В целом результаты выполнения экзаменационной работы в 2013 г. оказались несколько выше результатов прошлого года (в этом году средний балл составил 51), и результаты для учащихся, обучавшихся по общеобразовательной программе удовлетворительные.
Пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся:
ü В процессе преподавания курса физики и проведении тематического контроля знаний необходимо шире использовать тестовые задания, учитывать необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и, проверки овладения учащимися основными умениями;
ü Не стоит забывать и о тех вопросах курса физики основной школы, которые являются частью тематических разделов курса средней школы, но, как правило, не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов. В начале изучения каждой из тем в 10-11 классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Самым оптимальным для этого является проведение вводного контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректировать план изучения темы и ликвидация пробелов;
ü Проводить пробные репетиционные экзамены по физике с последующим подробным поэлементным анализом и отработкой пробелов в знаниях учащихся 11 класса;
ü Провести «глубокий» поэлементный анализ ЕГЭ-2013.
В течение 2012-2013 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. Ознакомившись с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ЕГЭ, мною был разработан план-график подготовки школы к ЕГЭ, который был утвержден директором школы. Я уделяла большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, элективном курсе и индивидуальных занятиях, отмечая ответы непосредственно в бланках. За текущий учебный год мною проведен ряд репетиционных и пробных работ в форме ЕГЭ по физике.
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех репетиционных работ, были рассмотрены основные ошибки учащихся, разработаны планы мероприятий по устранению данных ошибок.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационного уголка в классе, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Анализ результатов пробных ЕГЭ и ЕГЭ прошлого года (две неудовлетворительные отметки) позволил наметить точки мониторинга в подготовке к ЕГЭ-2013 и избежать типичных ошибок.
Таким образом, в ходе проведения ЕГЭ -2013 06.06.2013г. были соблюдены все требования; знания учащихся подтвердились.