«Патриоты Отчизны» Программа деятельности полевого военно-спортивного лагеря « Зарница»

Сипкова Людмила Владимировна

«Патриоты Отчизны»

     Программа деятельности полевого военно-спортивного  лагеря

« Зарница»

 

                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

2011 год

 

 

Патриоты Отчизны

 

       I.            Пояснительная записка.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей,   воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, воплощения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

 Организация летних военно-спортивных  лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период.  В этот период лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и  военно-патриотического воспитания детей.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры, отсутствуют нравственные ценности, а также снижается здоровье  учащихся.

В условиях политических и социально-экономических преобразований нашего общества, происходят изменения и в сфере духовной жизни человека, что требует переосмысление ценностей.

Патриотическое воспитание подразумевает решение главной стратегической задачи - формирование подлинно человеческого отношения учащихся к окружающему миру, среде обитания, к обществу, социальным группам, к конкретным людям.

Появление программы ПВСЛ «Патриоты Отчизны» свидетельствует о стремлении дать учащимся возможность осмыслить полученные знания в широком культурологическом аспекте.

Программа  учитывает психологические и физиологические особенности учащихся.  Она предназначена  для формирования  у юнармейцев сознательного и ответственного отношения к вопросам изучения исторических фактов и событий, личной безопасности окружающих. Индивидуальная направленность программы нацелена на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для адаптации к условиям среды обитания и внутренней готовности к наиболее опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.

    II.            Цели и задачи программы.

Цели:

1.     укрепление духовного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни;

2.     углубление и практическое закрепление знаний, умений, навыков по военно-спортивной, патриотической, психологической, строевой подготовках и действий в чрезвычайных ситуациях;

3.     подготовка к прохождению службы рядах вооруженных силах РФ.

 

Задачи:

1.           Интернационально-патриотическое воспитание.

2.           Воспитание чувства гражданского долга.

3.           Расширение культурного воспитания и кругозора учащихся.

4.     привлечение  каждого ребенка к осознанному выбору здорового образа жизни;

5.     создание условий для развития творческих, интеллектуальных. Физических способностей детей;

6.     приобретение детьми практических навыков, умений и знаний, способствующих успешной социализации.

 

В основе программы лагеря лежат принципы:

- целесообразности - соответствия педагогических задач личностным целям детей;
- добровольности участия в делах лагеря;
- открытости в деятельности взводов;
- учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
- индивидуального подхода к личности ребёнка.

 

    Необходимость данной Программы лагеря  определяется законодательством: «Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании»,  Положениями о летнем оздоровительном лагере. 

 

 

 

 

 

Адресация программы:

 - программа рассчитана на детей от 8-до 15 лет.

 - программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

 

 

Критерии эффективности программы

·    постановка реальных целей и планирование результата программы

·    заинтересованность педагогов в реализации программы

·    благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах

 

Режим деятельности лагеря:

Наименование мероприятия

Начало (ч/мин)

Конец (ч/мин)

Подъем

8:00

8:05

Утренняя физическая зарядка

8:05

8:30

Заправка постелей, уборка палаток

8:30

8:45

Утренний туалет

8:45

8:55

Утренняя поверка,мед.осмотр

8:55

9:10

Завтрак

9:10

9:30

Уборка территории

9:30

10:00

Развод на занятия

10:00

11:00

Занятия (не более 3-х)

11:00

12:40

Оздоровительные гигиенические процедуры

12:40

13:00

Обед

13:00

14:00

Послеобеденный дневной отдых

14:00

16:00

Свободное время

16:00

16:30

Полдник

16:30

17:00

Спортивно-массовая работа

17:00

19:00

Ужин

19:00

19:30

Культурно-эстетический досуг

19:30

21:30

Второй ужин

21:30

22:00

Вечерняя поверка

22:00

22:10

Вечерний туалет

22:10

22:30

Отбой

22:30

 

 

        

 

 

 

 

Система поощрений и наказаний

 

Юнармейцы лагеря поощряются

*за активное участие в мероприятиях,  конкурсах, спортивных соревнованиях, праздниках;

* ответственное  отношение  к выполнению поручений в лагере;

*за участие в обществе «Чистых тарелок»;

*ответственное отношение к воинским обязанностям;

 

 

Руководство лагеря  применяет следующие виды поощрений:

-объявление благодарности;

-награждение Почетной грамотой, дипломом, благодарственным письмом, ценным подарком;

-награждение благодарственным письмом родителей учащихся.

 

Поощрения применяются начальником ПВСЛ « Зарница» по представлению командира  взвода и зам.начальника по ВР объявляются приказом по роте. Поощрения доводятся до сведения юнармейцев на вечерней поверке.  

 

  Дисциплина в лагере поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к подросткам  не допускается.  Запрещается применение таких мер воздействия как удаление из лагеря.

  К учащимся применяются следующие меры наказания:

-замечание;

-выговор;

   Меры наказания применяются

-за нарушение дисциплины в лагере;

-за грубое, неуважительное  отношение к сверстникам и взрослым.

 

 

 

 III.            Содержание деятельности.

Формирование военно-патриотических качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию ведется в течение работы лагеря. В течение трех смен педагогический коллектив организует следующие виды деятельности:

  • праздники,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • спортивные соревнования и мероприятия,
  • походы,
  • выпуск газет,
  • мониторинговая деятельность.

Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр, организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических   спортивных упражнений и по закаливанию организма; а также занятия по  специальной (боевой) подготовке.

 

         Организация воспитательного процесса в лагере

 

Принципы деятельности:

*уважение индивидуальности каждого ребенка;

*обязательный учет задатков и возможностей детей;

*уважительного отношения между взрослыми и детьми;

*создание ситуации успеха;

*демократичности и сотрудничества – свобода выбора учащимися занятий, планирование совместной работы с педагогами, учащимися.

*целостности – проект направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья;

*интеграции – сотрудничество с администрацией города Новотроицка, ФОКом;

*системности – физическое развитие происходит в системе.

 

 

IV.            Ожидаемые результаты реализации программы лагеря.

o  
утверждение в обществе, в сознании и чувствах подростков  социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы; 
 

o   воспитание подростков в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности; 
 

o   привитие подросткам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов РФ; 
повышение качества патриотического и  военно-спортивного  воспитания

o   укрепление здоровья детей;

o   развития у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

o   формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

o   вырабатывание навыков   специальной военной подготовки;

 

 

   V.            Учебно-методическое обеспечение.

1.     Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. М.1998 г.

2.     Директор школы ( журнал 2011г.)

3.     Фатеева Л. Подвижные игры для школьников.

4.     Барышникова Г. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере.

5.     Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе.

6.     Шаульцкая Н.А., Лифшиц О.А. Летний лагерь: день за днем.

7.     Материалы по воспитательной работе.

8.     Приказ № от 23.04.2011г. управления образования  г. Новотроицк                 «О программе летнего отдыха детей и подростков в 2011 году»

9.     Афанасьев С. и Коморин С. «Сто отрядных дел» - Кострома, 2002 г.  «Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей» - М., «Илекса»,

10.           Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.:Педагогическое общество России, 2005.

11.           Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М., 1990.

12.           Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устой­чивость школьника // Педагогика и психология: Новое в жизни, науке, технике. № 3. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

13.           Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря»,              2002 г.

14.           Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. - Омск, 1990.

15.           Толченов О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.М.:Владос,2001.

16.           Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое обществоРоссии,2001.

17.           Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1993. -111с.

18.           Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия:

19.           учителю, воспитателю, вожатому. - М., 1994. - 160 с.

20.           Санитарно-гигиенические  правила и нормы (4.4.969-00), утвержденные Главным санитарным врачом РФ 2.02.2001г.

 

 

 

VI.            Охрана жизни и здоровья детей.

  • Начальник лагеря, зам.начальника по ВР, командир роты,  командиры взводов и  руководители по спортивно-оздоровительной работе несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.
  • Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила  пожарной безопасности.
  • Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников, а комвзводов – для детей под личную подпись инструктируемых.
  • В лагере действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций.
  • Организация питания осуществляется на основе норм питания. За качество несет ответственность бракеражная комиссия, утвержденная директором лагеря на время работы лагеря.
  • Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующих инструкций директора лагеря.

 

Основное содержание и пути реализации Программы:

 

Направление

Задачи

1.Спортивно - оздоровительное

1.Укреплять здоровье детей

2.Формировать умения и навыки заботы о своем здоровье

2.Формирование основ экологической культуры

1.Формировать эмоционально-нравственное отношение к природе

2.Развивать практические навыки изучения природы

3.Развитие  художественно- эстетических способностей детей

1.Развивать фантазию и воображение, память и мышление

2.Знакомить учащихся с играми народов России, нашей местности

3.Формировать умение выступать на сцене

4.Развитие лидерских качеств у детей

1.Развивать творческие и организаторские способности

2.Выявлять уровень готовности к лидерству

3.Развивать навыки работы в группе, в команде, участие детей в управлении лагерем

5.Формирование специальных (боевых) навыков

1.Воспитывать у учащихся ответственное и творческое отношение к военному делу.

 

 

Правила ТБ в лагере

 

*   Соблюдай заповеди и законы нашего лагеря 

 

*   Выполняй режим дня, принимай участие во всех делах

 

*   Соблюдай правила поведения

 

*   Будь вежлив с ребятами и взрослыми

 

*   Уважай труд людей, которые делают твой отдых полезным и интересным

 

*   Соблюдай правила гигиены

 

*   Поддерживай чистоту на территории лагеря

 

*   Береги природу

 

*   Покидать территорию лагеря  запрещено

 

 

Права и законы в лагере

Права

1.        Право безопасности жизни.

2.        Право уважения личности.

3.        Право творческого созидания.

4.        Право познания.

5.        Право свободы выбора деятельности.

6.        Право свободного общения.

7.        Право на информацию.

8.        Право на инициативу.

9.        Право быть счастливым.

10.     Право на ошибку.

 

 

 

 

 

Наши законы:

 

 

Закон моря (не баловаться в воде)

 

 

Закон точности (в срок выполнять поручения)

 

 

Закон границы (не выходить за территорию лагеря)

 

 

Закон дружбы (живи для улыбки товарища)

 

 

Закон зелёного друга (сохраняй природу)

 

Закон силы( слабый под защитой сильного)

 

 

Координационно – педагогический компонент

в работе по программе

Начальник лагеря

Зам.начальника по ВР

Командир роты

Командиры  взводов

 Ребёнок

 Мед. работник

 

Методы диагностики:

- Анкета на «входе» (стартовая)

- Анкета на «выходе»

- Антропометрические исследования детей

АНКЕТА (на входе)

 

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

·         Твои первые впечатления от лагеря?

·         Что ты ждешь от лагеря?

·         Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

·         В каких делах ты хочешь участвовать?

·         Что тебе нравиться делать?

·         Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

·         Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

АНКЕТА (на выходе)

 

·         Что ты ожидал (а) от лагеря?

·         Что тебе понравилось в лагере?

·         Что тебе не понравилось?

·         С кем из ребят ты подружился?

·         Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

·         Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

·         Было ли скучно в лагере?

·         Было ли тебе страшно?

·         Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

·         Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

·         Что бы ты хотел (а) пожелать себе?

·         Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?

·         Что бы ты хотел (а) пожелать командирам взводов?.

·         Самое важное событие в лагере? Было или оно?

·         Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________

ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Фамилия, имя.

  1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
  2. Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
  3. Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
  4. Несколько слов о нашем взводе …
  5. Мои впечатления о лагере.
  6. Если бы я был командиром роты, то бы я …
  7. Хочу пожелать нашему лагерю «Зарница» …
  8. Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?