ОБЖ

Ольга Сергеевна Кондратьева

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

В этом разделе представлен теоретический и практический материал по ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ личной безопасности у детей

старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы безопасности актуальны во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с этим возрастает острота проблемы безопасности жизнедеятельности наименее защищенной возрастной группы населения – детей-дошкольников. Формирование понимания ребенком опасных ситуаций неизбежно связано с рядом запретов, т.к. любая культурная среда представлена системой нормативных ситуаций, которые являются условием дифференциации правил. Для того чтобы сформировать у детей правила безопасного поведения, необходимо познакомить их с ситуациями, представляющими опасность, научить распознавать их, прогнозировать неблагоприятные последствия.

Цель по формированию у дошкольников безопасного поведения представлена в образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» и сформулирована как «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

 Исходя из этого, в образовательной программе дошкольного образования должны быть прописаны задачи по формированию у дошкольников основных представлений об опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Особую актуальность эти задачи приобретают в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от способности которых определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать и адекватно на них реагировать зависит качество их социализации.

Задачи формирования навыков безопасного поведения:

  • Формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения, формирование готовности к усвоению принятых в обществе правил и норм безопасного поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям;
  • развитие социального интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, деятельности и поведения;
  • Развитие способности ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности.

Разделы работы по формированию навыков безопасного поведения:

  • «Опасности в быту»
  • «Ребёнок на улицах города»
  • «Огонь друг – огонь враг»
  • «Ребенок и другие люди»
  • «Бережём своё здоровье»
  • «Ребёнок и природа»

Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи.

Тематическое планирование работы на год, разработанное по данному направлению, помогает систематизировать и распределить работу с детьми согласно лексическим темам, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с ОВЗ.

Раздел «Опасности в быту» Главная наша задача разъяснять назначения различных видов электроприборов; сформировать у детей знания о том, что есть опасные предметы, научить детей пользоваться этими предметами, соблюдая правила безопасности: Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Не трогать бытовую химию. Учить детей называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями).

Раздел «Ребёнок на улицах города» Разъяснять назначения различных видов транспорта. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения, о возможных опасных ситуациях: подвижные игры во дворах, катание на велосипеде, санках; дать представления о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуациях. Воспитывать у детей культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Раздел «Огонь друг – огонь враг» Главная наша задача состоит в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного обращения с огнём, подвести к пониманию, вероятных последствий детских шалостей, чётко сформулировать правила поведения при пожаре и правила, которые должны соблюдать дети, чтобы не случился пожар.

Раздел «Ребенок и другие люди»  подвести детей к пониманию того, что приятная внешность и добрые намерения не всегда совпадают, установить правила поведения при встречи с незнакомцем, уточнить представление о различных бытовых ситуациях.

 «Бережём своё здоровье» Формировать представления детей: О человеческом организме; О зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания; О внимательном отношении к своему здоровью.

«Ребёнок и природа»

Расширять и уточнять представления о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира; опасные природные явления гроза; о безопасном для окружающей природы поведением6 не ходить по клумбам, не рвать растения, не распугивать птиц, не оставлять мусор в парке.

Предметно – развивающая среда

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Мы организовали ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В группе создан «Центр безопасности», в оснащении которого подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Средства  и формы деятельности по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников:

В своей работе по данной теме мы используем следующие:

- Сама социальная действительность. Главное - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт.

- Предметы рукотворного мира. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения.

- Произведения детской художественной литературы. Являются одновременно источником знаний и источником чувств. Нами отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.

 -  заучивание правил безопасного поведения;

- беседы; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам («Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице», «В городском транспорте», «Катание на самокате (роликах, велосипеде) в черте города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Безопасное поведение на улице», «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли ты объяснить, где живешь?).

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- эксперименты и опыты;

- моделирование заданных ситуаций («Прогулка по городу»; «Я потерялся на улице»; «Я пешеход»);

- конструирование;

- отгадывание загадок;

Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры. 
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы. 

- Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых. 

- Организация встреч с представителями различных служб (врач, медсестра, сотрудники МЧС, ГИБДД и т.п.). 

- Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций. 

- досуги и развлечения;

- сбор фотоматериалов;

- изготовление тематических коллажей;

- просмотр фильмов, мультфильмов.

В своей практике мы активно использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами безопасного поведения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил и формированию устойчивых навыков безопасного поведения.

Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.

 Для систематизации знаний о правилах безопасности мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы. Мультфильмы в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро учат ребенка навыкам безопасного поведения, и помогают избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями мультфильмов, ребенок  одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

Обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста по теме «Формирование основ безопасного поведения:

* обучающие мультфильмы для детей "Уроки тетушки Совы" ;

* уроки осторожности;

* научно-познавательный мультсериал "Фиксики";

* цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» "Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры" ;

* учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор»

«Правила дорожного движения для детей»

Взаимодействие с родителями

.В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для родителей подготовили консультации, такие как: «Правила безопасности для детей»; «Безопасность на дорогах»; «Что читать детям о безопасности» и др. А так же в Центре имеется  информационный стенд по основам безопасности.

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения осуществляется:

- через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

- через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

- усвоение знаний правил поведения в быту;

- усвоение знаний правил поведения в природе;

- усвоение знаний правил поведения на улице;

- усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

- наблюдение;

- беседа по картинкам;

- фиксация высказываний детей;

- опросы;

- сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

- рисунки с заданиями, творческие рисунки;

- обсуждение литературных произведений.

Эффективности работы Центра по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Осуществляется через следующие критерии:

- Формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- Приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения;

- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Безопасность в осенний период»

Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной погодой и  дождями. Следовательно,  не за горами и первые простуды у детей всех возрастов.

Что сделать, чтобы ребенок не простудился в осенний период? Как  не допустить элементарного насморка или вездесущного ОРВИ? Как с радостью прожить этот осенний период?

Да,  в общем, ничего нового или сверх естественного вам и делать не надо. Просто сядьте, возьмите листок бумаги и ручку и составьте план профилактических мероприятий.

Удивлены? А зря! Только комплекс мероприятий, то есть разнообразные действия в разных областях дают гарантированный результат.

Итак, за дело. 

Как составить план профилактических мероприятий для вашего ребенка?
1
.Побеседуйте со всеми членами семьи о необходимости проведения профилактических мероприятий дома. Лучший пример для ребенка - пример родителей! Да и коллективная деятельность сближает всех членов семьи  и располагает  к систематическим упражнениям в привычке «Быть здоровыми».

2.Подумайте, в какую интересную игру можно поиграть всей семьей с целью «быть здоровыми». Почему это надо сделать? Когда ребенку неинтересно, он будет или саботировать или выполнять с неохотой «полезные» процедуры. Радость и польза от «здоровых привычек» у ребенка появляется только в том случае, когда это приятно, интересно, занимательно. Так что играть,  или «секретничать»,  или путешествовать в страну Здоровья надо.

3.От чего чаще всего появляется простуда у ребенка? Правильно - от воды: или ребенок ноги простудил, или долго находился в дождливую сырую погоду на улице. Что делать? От чего заболи, тем и лечиться надо.

  • Прогулки в любую погоду. Пусть не продолжительные по времени, но обязательные и систематические. Учтите,  пожалуйста, что прогулки вместе с ребенком по магазинам способствуют обратному эффекту, то есть приобретению воздушных инфекций.

Прогулки – это нахождение ребенка на улице, пешие прогулки по парку или скверу («конные»-на велосипеде, на роликах, зимой- на лыжах). Полюбовавшись красотой осенней природы, вы способствуете развитию движений ребенка и хорошему обмену веществ, а также  успешной адаптации  к сырому и влажному климату.

  • Водные процедуры. Перечислять и рассказывать о пользе водных процедур можно долго. Все водные процедуры прекрасно закаливают и повышают иммунитет ребенка.

Для растущего организма водные процедуры  является практически незаменимыми. Они закаливают организм ребенка,  развивают мышцы, способствуют росту и нормализуют состояние вегето-сосудистой системы ребенка.

К водным процедурам  относятся умывание, полоскание горла, обливание конечностей и всего тела, купание в ванне, плавание в бассейне, посещение бани и сауны, поездки и отдых на море. И запомните, пожалуйста, все водные процедуры   являются универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов. 
4.
Осенняя витаминизация детей. Звучит о-о-о- как! А выбора всего два. Первый - пойти в аптеку, купить и пропить курс детских витаминов. В выборе такого комплекса индивидуально для вашего ребенка вам поможет лечащий врач.
 Второй – использовать пожелания ребенка скушать что-то «вкусненькое и полезненькое». Да при этом еще добрую привычку воспитать у ребенка. Как этого достичь? Вам примерный рацион «вкусных и полезных привычек»:

  • Начинайте прямо сейчас ежедневно по утрам и вечерам пить чай с лимоном и съедать его с сахаром вместе с цедрой. Я же говорила вам, что пример родителей – заразителен. Ну,  заразите вашего ребенка добрыми и здоровыми привычками, пока это не сделала вирусная инфекция!
  • Приучите ребенка к чесноку. Чеснок  не  обязательно есть в чистом виде. Свежий чеснок можно просто мелко нарезать и посыпать его в тарелку с супом.
  • Детям нравится носить на шее «здоровые амулеты». Вот и положите в пластмассовый кокон от киндер сюрприза дольку свежего чеснока и меняйте каждое утро, а дома у кровати или на столе  ребенка  поставить раздавленный чеснок в блюдце.
  • Купите в аптеке богатый витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай или давайте ребенку как самостоятельный напиток, разводя в теплой воде.

 Вы практически обеспечите своему ребенку не только хороший иммунитет, но еще и бодрость,  и работоспособность в детском саду. Почему? Потому что  сироп шиповника способствует повышению активности и дает хороший заряд бодрости и энергии.

5. Беседуйте с ребенком о правилах сохранения здоровья:

  • В детском саду, на улице, в общественных местах надо закрывать нос и рот, когда находишься  рядом с людьми, которые чихают и кашляют.
  • Перед едой мыть руки и высмаркивать нос.
  • Пользоваться только своими личными вещами (носовой платок, вилка, ложка). Потому что через чужие вещи инфекция может попасть в организм ребенка.

6.Продумать гардероб ребенка. Знаете ли вы, что одной из возможных причин простуды в осенний период является несоответствие одежды ребенка погоде на улице. Почему-то одни родители перегревают своего ребенка, другие – одевают легкомысленно легко.
Чтобы ваш ребенок избежал простуды, исключите возможные причины.
Одевайте своего ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого.

Основные требования к одежде ребенка:
1.Хорошая обувь в соответствии с погодой - это залог здоровья вашего ребенка. Ноги  должны быть сухие и теплые.
2. Головной убор или капюшон на куртке. Голову всегда держим в тепле.

Трудно? Нет! Лучшая защита от простуды осенью - её комплексная профилактика.
Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Безопасность детей- в ДОУ, дома, на улице, на природе»

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Для обеспечения безопасности детей в ДОУ созданы безопасные условия. Это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

Основными направлениями деятельности сотрудников детского сада по обеспечению безопасности в детском саду являются:

-пожарная безопасность;

-антитеррористическая безопасность;

-обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

-охрана труда.

Воспитание по безопасности направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Но на практике выявляется целый ряд недостатков:

• Не все дети способны управлять своим поведением в той или иной ситуации, так как многие дети не имеют положительного примера со стороны окружающих, в том числе родителей. Многие родители сами не умеют вести себя правильно в экстренных ситуациях: при пожаре, наводнении, при дорожно-транспортном ДТП.

• Поведение некоторых детей, подвержено сиюминутным желаниям, хочу здесь и сейчас.

• Не у всех детей дошкольного возраста сформированы ценностные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Многие родители не учат своих детей правилам поведения в экстренных ситуациях

• Ребенок не имеет положительного примера для подражания.

• Недостаток материала: наглядного, дидактического, демонстрационного; методической литературы;

• Недостаток квалифицированных кадров;

• Недостаток в помощи родителей: многие родители не сотрудничают с воспитателями;

• Нет возможности использования инновационных форм работы в связи с отсутствием необходимой материально – технической базы;

• Текучесть кадров, так как многие молодые специалисты не хотят работать в детском саду в связи с маленькой заработной платой;

• Не все дети имеют возможность посещать детский сад.

Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

В результате устранения недостатков у обучающихся сформировывается новый образовательный результат.

• Ребенок становится психологически устойчивым к стрессовым ситуациям;

• У ребенка сформированы представления о поведении в различных ситуациях;

• Умеет находить выход из сложных проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

• Умеет решать проблемы в соответствии своему возрасту;

• Умеет предвидеть опасность, и пути выхода из нее.

• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

• Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

• Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Изменения в образовательном процессе становятся неизбежны.

Тематическое планирование на год, разработанное по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Залог успешности образовательной деятельности по данной теме – сочетание разнообразных видов детской деятельности:

• игровой;

• художественно-эстетической;

• познавательно-речевой;

• коммуникативной,

А также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся:

• беседы с участием персонажей,

• ситуационно-имитационное моделирование,

• использование заранее спланированной педагогической ситуации,

• анализ заданных ситуаций,

• детское экспериментирование и проектная деятельность,

• игры – соревнования,

• организация совместной деятельности детей и взрослых.

Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.