Совместная работа с родителями

Ольга Сергеевна Кондратьева

Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного образовательного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание семейной академии «Здоровая семья – здоровый ребенок!» как форма взаимодействия педагогов и родителей по здоровьесбережению»

 

   Согласно ФГОС  дошкольного образования одной из ведущих задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе, их эмоционального благополучия. В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Образование и здоровье» (2016-2020 г.г.). В этом отношении накопленный опыт коллектива нашей дошкольной образовательной организации отвечает государственной стратегии, нацеленной на улучшение качества образования и состояния здоровья воспитанников, так как основным приоритетным направлением ее деятельности является физкультурно-оздоровительное и особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности данной деятельности. Одним из направлений этой работы является здоровьесбережение.

  Но даже самая лучшая система оздоровительной работы не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Нами  были разработаны анкеты, раскрывающие запросы родителей в области здоровья и здорового образа жизни ребёнка, анализируя которые было выявлено, что из 37 семей 32 (а это 86%) вопросы по сохранению здоровья и психофизического развития считают самыми важными в развитии своих детей. Поэтому,  в сентябре 2022 года  мы решили создать семейный клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок!».

  Цель создания данной Академии:

  • организация взаимодействия и просвещения детей, родителей и педагогов путем построения инновационной модели образовательного пространства, внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий (дендротерапия), обеспечивающих принципиально новое качество физической подготовки воспитанников к школе.

Задачи:

  • создание необходимых условий для формирования у детей и их родителей стойкого стремления к здоровому образу жизни;
  • предоставление родителям (законным представителям) возможности  общаться друг с другом, делиться опытом по вопросам здоровьесбережения;
  • повышение уровня компетенции в вопросах оздоровления дошкольников и активизация творческого потенциала родителей (законных представителей);
  • внедрение одного из новых направлений здоровьесберегающих технологий - «дендротерапия»;
  • обучение навыкам оздоровительного воздействия и взаимодействия всех членов семьи в системе здоровьесбережения ребенка – дошкольника, создания здоровьесберегающей и психологически комфортной среды в семье.

  Работа Академии рассчитана на 5 лет пребывания воспитанников в образовательной организации. На первом установочном собрании совместно с родителями был разработан и принят план проведения заседаний на 2022-2023 учебный год, определены Принципы участия в академии:

  • учувствовать в работе клуба  на добровольной основе;
  • учитывать пожелания и предложения участников клуба;
  • строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, толерантности;
  • пошаговая система работы;
  • членами клуба могут стать все члены семьи воспитанника.

  Решением родителей руководителем Академии было предложено назначить меня, кроме того, родители разделились на   творческие подгруппы по созданию и презентации лэпбуков по здоровьесбережению.

  Уже на втором заседании первая подгруппа защитила свои творческие работы перед родителями, были внесены изменения в план работы Академии.

   Третье заседание прошло в лесу, где дети и родители знакомились с деревьями нашего региона.

   Последующие заседания чередовались в таком же порядке.

  Новизна данного проекта заключается в выработке новых подходов к взаимодействию семьи и образовательной организации в вопросах оздоровления, сохранения и укрепления здоровья детей.

  В этом году основную роль в организации деятельности Академии играли мы, воспитатели группы, –  это обеспечение присутствия родителей, проведение мероприятий, изготовление творческих материалов к заседаниям. Надеемся, что благодаря грамотной организации и интересным мероприятиям, постепенно родители воспитанников станут активными участниками новых интересных проектов и заседаний.



Предварительный просмотр:

В настоящее время всѐ яснее становится необходимость участия в воспитании и просвещении родителей профессионально подготовленных специалистов. Поэтому работа с родителями – одно из

важнейших направлений в коррекционновоспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Изучение семьи и семейного воспитания часто бывает необходимым в деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателей детского сада, чтобы выявить всевозможные нарушения воспитания ребѐнка в семье. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого и психического развития. От взаимоотношения ребѐнка с родителями зависит адекватность отношения ребѐнка с социальной средой.

Таким образом, для успешной коррекционной работы логопеду, дефектологу и воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребѐнка, чтобы избежать неправильных установок по отношению к ребѐнку со стороны родителей. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению задержки психического развития (ЗПР) во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе логопеда, дефектолога и воспитателя, а затем взаимосвязи их работы с родителями детей с ЗПР. Значимость общения с взрослыми в психическом развитии ребѐнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребѐнка, усвоение им определѐнной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Дело в том, что общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ребѐнка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Многие исследователи видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребѐнка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые . От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. На отношение ребѐнка к своему дефекту влияет отношение к данному дефекту со стороны родителей. И то, как родители реагируют на недостатки развития своего ребѐнка, как относятся к ребѐнку, является основным формирующим компонентом его личности. Ведь в семье, где растѐтребѐнок с теми или иными недостатками развития (психического развития, развития речи), создаѐтся специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести дефекта ребѐнка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, задержкой психического развития чувствуют себя неудовлетворѐнными и подавленными.

О детях с ЗПР к настоящему времени накоплена определѐнная научная информация. На основании результатов клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика и этиология. В современной литературе под ЗПР понимают главным образом замедление темпа психического развития. Изучение детей этой категории позволило установить этиологию и клинические варианты отклонения в развитии (Т. А. Власова, К. С.Лебединская, М. С. Певзнер, и т. д.). Основные клинические типы ЗПР дифференцируются по этиопатогенетическому принципу: конституционного происхождения, психогенного происхождения, соматогенного и церебральноорганического происхождения. Выделенные клинические типы отличаются друг от друга структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространѐнность различных речевых нарушений (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева и др.) В речевом оформлении высказываний проявляются характерные для некоторых детей бедность выразительных средств, недостаточное понимание значения многих слов, образных выражений. Отклонения в развитии познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы качественно изменяют речевое развитие ребѐнка с ЗПР, которое проявляется в отставании становления речи, в низкой речевой активности, в недостаточной динамической организации речевой деятельности. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражѐнной речи. Вместе с тем для этой категории детей характерны типичные, отличающие их от нормы, тенденции развития: сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. В зависимости от этого по-разному определяются проблемы обучения и, следовательно, требуются разные меры дифференцированной помощи. Поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребѐнка. Это важно для правильной организации коррекционного обучения, которое должно быть направлено не только на коррегирование языковых и речевых средств, но и на психические процессы, которые задействованы в формировании речи.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, то задачей педагогов, сопровождающих коррекционный процесс, является привлечение родителей к участию в этом процессе.

В начале учебного годапроводитсядиагностическая работа. В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включѐнные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Дефектолог исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Задачи обследования речи совместно решают учительдефектолог и логопед. Логопед исследует все компоненты речевого развития. Воспитатель проводитобследование познавательной, изобразительной и др. видов деятельности детей и определяет их соответствие данной возрастной группе. В основе обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Исследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребѐнка. Педагоги должны познакомиться с родителями детей, которые будут у них заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы всеми специалистами учитывается:

  • структура отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
  • информация о здоровье ребѐнка;
  • возраст ребѐнка;
  • условия жизни и воспитания в семье;
  • роль всех членов семьи в воспитании ребѐнка;
  • тип семейного воспитания.

При проектировании коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив должен действовать совместно, решать широкий круг задач. В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения (С. Г. Шевченко,1999), в структуру коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ЗПР включаются следующие блоки: диагностико-консультативный, физкультурнооздоровительный, воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий и социальнопедагогический.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи и содержание . Социально - педагогический блок включает особые задачи взаимодействия с семьями.   Совместная работа логопеда, дефектолога и воспитателей дошкольного учреждения с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней и родительских собраний, анкетирование и опросы родителей, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Из первой беседы с родителями выясняются условия воспитания ребѐнка в семье, особенности ребѐнка, увлечения, интересы. Необходимо выяснить жалобы и тревоги родителей, их мнение и пожелания по поводу развития психических процессов и речи ребѐнка. Первая встреча очень важна как для специалиста, так и для родителей. От еѐ атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Важно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них ждут все специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми. Консультации с родителямипроводятсяв рабочем порядке, еженедельно.

Хорошо показывать фрагменты занятий с детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы познакомить их с требованиями, приѐмами и содержанием работы логопеда, дефектолога и воспитателей. Чтобы родители понаблюдали за своим ребѐнком во время учебной деятельности, на занятиях. Часто они не имеют представления о том, какую огромную работу проводят профессионально подготовленные специалисты, работающие с их ребѐнком, имеющим ЗПР, какие задачи воспитательного и образовательного процесса решаются.

От профессиональной компетентности педагогов, от слаженности их работы, от умения работать в команде тоже зависит многое. Логопед и дефектолог как специалисты должны хорошо знать специфику дефекта ЗПР и пути его преодоления, должны хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы. Их основная задача – ориентироваться на ребѐнка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребѐнка. Воспитатель должен создать благоприятные условия в группе, способствующие активизации познавательной и речевой деятельности.

Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости         проведения         коррекционно-

воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребѐнка с задержкой психического развития необходима. Практика показывает, что дети, окружѐнные вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей.



Предварительный просмотр:

Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством аутистического спектра.

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

Данный текст предлагает родителям советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений.

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной.

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребѐнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребѐнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребѐнка с расстройством аутического спектра , вызвать у него

истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребѐнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. Не отождествляйте себя с ребѐнком.

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребѐнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.

Примеры:

а) Ребѐнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребѐнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребѐнка постоянно.

б) Ребѐнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у

ребѐнка возникнут вопросы).

3. Не забывайте о необходимости самообразования.

Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребѐнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций ребѐнка.

Примеры:

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за

вашим ребѐнком и найдите действенные для него методы.

4. Не игнорируйте сильные стороны ребѐнка с РАС.

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребѐнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребѐнка.

Примеры:

а) Ребѐнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.

б) Ребѐнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС.

Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребѐнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребѐнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоѐм или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребѐнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребѐнка в этой области. Представьте, что всѐ вокруг вас орѐт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаѐт ваш ребѐнок. Ваша задача — облегчить ему это состояние.

Примеры:

а) Ребѐнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребѐнка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шѐлк, шерсть), если ребѐнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7. Не применяйте физическое насилие.

Наказание ремнѐм, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжѐлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.

Советы родителям детей с РАС.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребѐнка соблюдали следующие рекомендации: Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребѐнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребѐнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребѐнка. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребѐнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша. Посещать занятия со специалистами. За любой успех ребѐнка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС.

Что же ждѐт в дальнейшем ребѐнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всѐ зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всѐ равно останутся, просто не будут ярко выраженными.

Может быть, ребѐнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребѐнок с РАС очень нуждается в поддержке.