Методическая копилка

Ольга Сергеевна Кондратьева

Я рада поделиться с вами развивающими, дидактическими играми, лэпбуками, папками-передвижками, разработками технологических карт  и мастер-классами поделок для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей с ОВЗ»

 АКТУАЛЬНОСТЬ:

  Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир,  расширить его кругозор.

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию обладают высоким развивающим потенциалом и могут использоваться в работе с детьми с нарушенным  интеллектом.

Цель работы: развитие сенсорных  навыков у детей через применение дидактической игры;

Задачи:  - Создание условий для развития сенсорных эталонов через использование нестандартного дидактического материала; 

- Формирование  умений ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме); 

-  Развитие тактильного восприятия детей в процессе продуктивной деятельности и режимных моментах; 

- Привлечение  родителей к обогащению сенсорного опыта через использование дидактических игр;

Условия  сенсорного развития посредством  дидактических игр:

Одно из главных условий – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.  Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметно – пространственной средой, подобраны игры и пособия, стимулирующие зрительные, тактильные ощущения.

Нестандартные дидактические игры  условно длятся на три вида: 

Дидактическое пособие «Большая стирка»

Цель: развитие  умений группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики, формирование  самостоятельности в игровых действиях; 

Варианты игр:  «Разложи одежду по цвету машины»,  «Повесим одежду на веревку».  Для этой игры используется резинка, которая натягивается на коробку. Ребенок  подбирает деревянную прищепки по цвету одежды, прикрепляет на резинку; 

В пособии  «Разноцветный компьютер»  используется  деревянная клавиатура с наклеенными разноцветными пуговицами и цветными деревянными геометрическими фигурами, карточками  – образцами. 

Цель игры:  развитие у детей зрительного восприятие цвета и формы, умение  работать с карточками, развитие концентрации внимания;  

«Игры на развитие мелкой моторики»

Дидактическое пособие «Волшебные прищепки»  изготовлено из плоскостных силуэтных изображений  и разноцветных деревянных прищепок; 

Цель: развитие мелкой  моторики, воображения. Расширение  знаний об окружающем мире, закрепление цвета. 

Игры:  «Посади бабочку на цветок», «Украшение картинки»,  Рыбка», «Репка», «Солнышко». 

В дидактическом пособии «Разноцветные  коврики» используются деревянные решетки,  разноцветные  шнурки  и ленточки. 

Цель: развитие общей  моторики, зрительно-моторной координации, развитие концентрации внимания, усидчивости и творческого воображения. В дидактическом пособии «Разноцветные трубочки»  использованы  деревянные трубочки, разноцветных шнурков и  бантиков.

Варианты игр:  «Бусы для куклы», «Украшение елки»;

«Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия»

Дидактическое пособие  «Сенсорные дорожки».  С помощью пособия детям предлагается следующие варианты игр:  «Посади бабочку на цветок», «Погуляем по дорожкам». 

В дидактическом  пособии  «Тактильно – игровой центр»  у детей развивается чувствительность пальцев руки, умение классифицировать поверхности  по различным признакам (гладкий, шершавый, мягкий, жесткий). 

Таким образом, использование нестандартных дидактических игр способствует формированию сенсорных эталонов и вносит  существенный вклад в развитие сенсорных процессов у детей со сниженным интеллектом.



Предварительный просмотр:

ТЕМА- Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля». Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Особое значение данный  игровой набор «Дары Фрёбеля» имеет для работы с детьми ограниченными возможностями здоровья .

Наш детский сад вот уже более 15 лет работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья .  Коллектив дошкольного учреждения  постоянно находится в поиске новых современных технологий и методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (это  дети с ЗПР, дети с УО, дети с РАС , дети с ТНР и др ).

Одной из интересных развивающих технологий, используемых  в последнее время педагогами детского сада в работе  с детьми с проблемами развития,  является систематическое и целенаправленное использование игрового набора «Дары Фребеля». Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам ДОУ решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.

Данный игровой набор стал нам настоящим помощником в разнообразных формах работы с детьми.

Играя с модулями набора «Дары Фрёбеля», дети знакомятся с различными понятиями, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности.

В работе с данным пособием  мы уделяем большое внимание проявлению активной самих детей, организации разных видов детской  деятельности, потому что все дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, а особо дети с проблемами развития. И еще одно важное условие эффективности работы - все действия детей во время деятельности  мы соединяем со словом, а ведь именно слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.

С помощью модуля №1 «Текстильные мячики» у детей:

- тренируется мелкая моторика рук;

- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

- дети изучают цвета и формы;

- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);

- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.

Модуль №2 – «Основные тела» помогает детям усвоить форму предметов, развивает умение сравнивать фигуры между собой, анализировать и выявлять особенность и качество каждой, знакомит с движениями предмета по траектории и различным направлениям.

Подобные работы закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формируют у ребенка пространственную ориентацию.

Модуль № 3 «Куб из кубиков»

Модуль № 4 «Куб из брусков»

Модуль № 5 «Кубики и призмы»

Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики» дает возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.

Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил.

Модуль № 7 «Цветные фигуры» позволяет ребенку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, в результате чего тренируется мелкая моторика рук, развивается зрительно-моторная координация, речь и мышление.

Модуль № 8 «Палочки» помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями (сложение и вычитание) с использованием палочек, способствует развитию творческих способностей (составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка.

Модуль № 9 «Кольца и полукольца» тренирует мелкую моторики рук, развивает зрительно - моторную координацию, творческие способности (составление различных узоров и картинок, игровую деятельность ребёнка.

Модуль № 10 «Фишки» применяем с целью сортировки и упорядочивания фигур по цвету, по форме, обучению счету, используя фишки в качестве счетного материала. Также с помощью данного модуля дети выполняют простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Модуль № 11 «Цветные тела» знакомит ребенка с различными геометрическими формами, тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу с комбинацией форм и цветов, развивает речевые способности и игровую деятельность ребенка.

С помощью модуля № 13 «Башенки» закрепляем название геометрических фигур, навыки конструирования. Объединение с модулями 3-6 позволяет создать сложные конструкции.

Модуль № 14 «Арки и цифры» способствует развитию мелкой моторики рук, сенсомоторных навыков, творческих способностей, готовит руку к рисованию и письму, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребенка.

Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, мы учитываем индивидуальные особенности, а так же возможности каждого ребенка в частности, их желания и  интересы. Мы считаем, что «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.

В процессе системного и целенаправленного  использования игрового набора «Дары Фрёбеля», мы создали свою картотеку дидактических игр по образовательным областям для детей с ОВЗ:

- социально-коммуникативное развитие – «Чудесный ящик», «Поможем матрешке», «Магазин», «Светофорчик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;

- познавательное развитие – «Подберем веревочки для матрешек», «Дорожки для матрешки», «Теремок из кубов», «Прокатим шарик в ворота», «Соберем бусы матрешке», «Подчиним коврик», «Что в мешочке?», «Отражение», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости», «В мире фигур», «Морские обитатели», «Аптека», «Космос», «Туристический автобус», «Аэропорт»;

- речевое развитие – «Тропинка для колобка», «Матрешка спряталась», «На что похоже?», «Что было раньше?», «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё», «Волшебники»;

- художественно-эстетическое развитие – «Домики для котят», «В гости к матрешкам», «Цветок для мамы», «Бусы для мамы», «Галстук для папы», «Огоньки для ёлочки», «На полянке», «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок», «Перышко курочки рябы», «Качели», «Бабочка», «Рожица», «Грибок», «Веточка мимозы», «Зайчик», «Снеговик»;

- физическое развитие – «Поймай шарик», «Мышки, берегите хвостик!», «Веревочка», «Карусели», «Ловец жемчуга», «Боулинг», «Эстафета», «Волшебный шар», «Умею-не умею», «Лови-лови», «Тише мыши», «Ручеёк».

Каждая из игр одной образовательной области, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка.

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.



Предварительный просмотр:

Игры для детей по теме «Деревья»

Игра «Лети ко мне листок, который назову»

Цель: активизировать в словаре словарь детей названия деревьев и листьев, развивать умение находить заданный лист дерева по памяти и с помощью сравнения.

Описание игры.

На прогулке воспитатель вместе с детьми собирают листья деревьев, растущих на участке. Она оставляет для себя по одному листу от каждого дерева и у каждого из детей несколько листьев.

Правила игры следующие:

педагог показывает лист, отходит в сторону и даёт сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!».

Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигналу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям (если на участке несколько деревьев одного вида).

Игровое упражнение «Кто быстрее найдет березу, ель, рябину».

Цель: найти дерево по названию.

Правила игры:

воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:

«Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!»

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

Игра «Найди листок, как на дереве»

Цель: упражнять детей в классификации растения по определенному признаку.

Правила игры:

Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом, найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Хоровода игра «Лети, листок, ко мне в кузове»

Цель: закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.

Материал: корзинка для сбора листьев, опавшие листья разных деревьев.

Правила игры:

Среди детей выбирается ведущий, ему дают корзинку и он становится в центр круга. Остальные дети водят хоровод вокруг него, у них в руках есть несколько листочков.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

Листья на ветру кружатся

И под ноги нам ложатся,

Ну, а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Выбранный ведущий говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок».

После этих слов дети подбегают к ведущему и кладут в его корзинку листок.

Все листочки в кузовке рассматриваются, чтобы в него не попал по ошибке лист другого дерева.

Игра «Загадайте, я отгадаю»

Цель: описание дерева по вопросам взрослого.

Правила игры:

воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку - описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.

Примечание. Вопросами воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения, помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было время выделить как можно больше отличительных признаков дерева.

Игра «Загадайте, мы отгадаем»

Цель: учить детей описание деревьев.

Правила игры:

воспитатель делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды выбирают какое-нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рассказывать. Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие загадывают загадку.

Игра «Путешествие»

Цель: учить детей составлять описательный план движения к определенному объекту и рассказывать другим детям об этом маршруте.

Правила игры:

игру проводят в парке. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущими. Им дают задание разработать маршрут к одному из деревьев, находящихся в парке, а затем объяснить другим детям как до него добраться. Ведущие следуют к этому объекту, а по дороге осматривают ориентиры. Затем возвращаются и сообщают другим детям, как добраться до объекта (это дерево находится в середине парка, около осины). Ведущие могут запутывать наблюдающих за ними детей: поворачивать вправо-влево, обходить деревья вокруг.

Другой вариант этой игры:

Ведущие измеряют расстояние до нужного объекта большими и мелкими шагами, прыжками. Затем сообщают детям направление и говорят, что до дерева 10 больших шагов и один прыжок.

Игра «Что растет на нашем участке»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение применять свои знания.

Правила игры:

Педагог произносит названия некоторых деревьев и растений, а затем предлагает детям определить, что лишнее.

Яблоня. Ива. Ель. Груша. Малина.

Ель. Шиповник. Облепиха. Береза.

Вишня. Кедр. Лимон. Рябина

Липа. Черемуха. Баобаб. Мандарин.

Слива. Осина. Дуб. Верба.

Ель. Рябина. Мандарин. Тополь.

Игра «Продай дерево»

Цель: закрепление названий деревьев; совершенствование движений в природных условиях; упражнение в быстроте, ловкости.

Правила игры:

игра проводится по аналогии игры «Краски».

Выбирается покупатель, продавец, остальные дети – деревья.

Дети договариваются, кто каким деревом будет.

Приходит покупатель и говорит: «Продавец, продавец, продай березу». Если такое дерево есть, то они договариваются о цене. Расплатившись, продавец говорит покупателю: «Раз, два, три – теперь её лови!» Покупатель пытается догнать ребенка-березу, если ему удается его поймать, то он уводит березу к себе домой; если не удается поймать - то он пытается купить новое дерево.

В случае, если покупатель заказал дерево, которого нет, то продавец говорит ему: «Иди-иди, в другом месте - поищи». Покупатель обходит территорию участка и снова возвращается за покупками.

Игра «Березонька, выручай»

Цель: закрепление название деревьев, совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.
Правила игры:

Для игры выбирается ловишка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, ловишка - в середине круга. Они хором произносят слова: «Ловишка, ловишка, беги – догоняй! Березка, березонька, нас выручай!» После произнесенных слов, дети бегут к любой березе. Добежав до неё, они должны успеть выполнить одно из действий: дотронуться до ствола, обхватить его руками, прислониться щекой, и пр.

Игра-рассуждение «Дерево — это...»

Цель: развивать мышление и речь дошкольников, актуализировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Правила игры:

Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет дерево в жизни разных животных, людей и т.п.

«Для птицы дерево - это…».

Варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.

«Для жука наш дерево - это…».

Варианты ответов: его жилище, место, где он откладывает яйца, из которых появляются личинки, где жук может найти добычу и т.п.

«Для художника дерево - это…».

Варианты ответов: объект для картины, источник вдохновения...

«Для усталого путника раскидистое дерево — это…».

Варианты ответов: место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть.

«Для мебельщика дерево — это…».

Варианты ответов: древесина, из которой можно сделать много разных предметов.

«Для горожанина дерево — это…».

Варианты ответов: чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: развивать у детей способность к рассуждениям.

Правила игры:

Необходимо разделить детей на две команды. Члены одной команды будут называть все, что для дерева «хорошо», члены другой — все, что для дерева «плохо». Можно зарисовать эти рассуждения схематичными значками.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития ВПФ детей с ОВЗ

«Что в корзинку мы берем»

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых,

грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры.

 У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие

«Вершки – корешки»

Дидактическая  задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры.

Вариант 1

Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.

Вариант 2

 На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры:

 Вариант№1.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2.

Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Угадай, что в мешочке?»

Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»? Играть мы будем сегодня по-иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

«Природа и человек»

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Выбери нужное»

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

«Где снежинки?»

Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант № 1

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант № 2

Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

«С какой ветки детки?»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

«Прилетели птицы»

Дидактическая задача: закрепить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

«Когда это бывает?»

Дидактическая задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

«Звери, птицы, рыбы»

Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)

«Угадай, что где растет»

Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

«Весной, летом, осенью»

Дидактическая задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т. д. ; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

«Сложи животное»

Дидактическая  задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

«Что из чего сделано?»

Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т. д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

«Угадай – ка»

Дидактическая задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

«Съедобное – несъедобное»

Дидактическая задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

«Назови три предмета»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

«Цветочный магазин»

Дидактическая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры:

Вариант 1

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.