ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
- методы и методики педагогического исследования и проектирования;
- конспекты занятий с проектной деятельностью;
- результаты исследовательской и проектной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Передовой педагогический опыт применения изобразительной деятельности для развития креативности у старших дошкольников
В рамках нашего исследования был изучен опыт педагога дополнительного образования в области изобразительного искусства Вороновой Тамары Викторовны, работающей в МБУДО ДДТ «Радуга». Основной целью её деятельности является развитие креативности у детей, что является одной из ключевых задач в современном образовательном процессе.
Тамара Викторовна считает, что занятия изобразительным творчеством позволяют детям видеть мир по-новому, формируют эстетическое восприятие и учитывают индивидуальные интересы и способности каждого ребёнка. Она подчеркивает, что художественная деятельность не только развивает технические навыки, но и способствует эмоциональному развитию, формирует нравственные ориентиры, углубляет чувства и стимулирует и воображение.
На каждом занятии Тамара Викторовна создает уникальную атмосферу, соответствующую теме, позволяя детям максимально раскрыть свои творческие способности. Она использует различные теоретические подходы, такие как гуманизация и демократизация образования, которые обеспечивают свободу для самовыражения и творчества, а также идею сотрудничества, в рамках которой происходит активное взаимодействие между педагогом и воспитанниками.
В своей практике Тамара Викторовна акцентирует внимание на развитие творческого мышления и оригинальности. Например, в ходе уроков дети создают работы на темы «Фантастические наряды» и «Сказочные миры», не ограничиваясь строгими образцами. Это позволяет каждому ребенку проявлять индивидуальность и креативность в своих творениях.
Цвет играет значительную роль в работе педагога. Хорошо развитое чувство цвета позволяет детям не только создавать гармоничные произведения, но и выражать настроения и эмоции. Тамара Викторовна обучает детей технике смешивания красок, что способствует получению различных оттенков и яркости в работах, а также помогает осознать, как цвет может передавать эмоции.
Кроме того, после завершения работы педагог предлагает детям обсудить свои произведения, выясняя, какие цвета они использовали и как эти цвета отражают их чувства, что ведет к глубинному пониманию самих себя и своих эмоций.
Успехи в обучении зависят от тех методов, которые использует педагог для передачи содержания и развития творческих способностей детей. В старших группах педагоги большое внимание уделяют самостоятельному творчеству, развивая тем самым воображение и оригинальность. Игра остается важной частью процесса обучения рисованию, поскольку позволяет детям освоить техники в непринужденной и увлекательной форме.
Таким образом, анализ педагогического опыта Тамара Викторовны показывает её высокий профессионализм в использовании изобразительной деятельности для развития креативности у старших дошкольников, что в свою очередь способствует всестороннему развитию их личности и способности к самовыражению.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методика 1. Опросник о восприятии традиционного искусства (В. С. Костюк);
Цель: Выявить уровень интереса и знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве;
Описание: Опросник включает вопросы, направленные на понимание того, каких традиций в декоративно-прикладном искусстве дети знают, как они оценивают значение этих традиций в своей жизни и опыте. Вопросы могут касаться их опыта участия в художественных занятиях и изучения народных промыслов.
Методика 2. Беседа с детьми о традициях (Е. А. Полехина);
Цель: Изучение отношения детей к русским народным традициям и их значению в жизни;
Описание: В ходе беседы педагог задает вопросы о том, что дети знают о русском декоративно-прикладном искусстве, как они понимают его связь с культурными традициями. Беседа помогает выявить уровень осознания и принятия культурного наследия, а также отношение к своей национальной идентичности.
Методика 3. Творческое задание по созданию художественного изделия (Н. П. Соловьев)
Цель: Определить уровень творческих умений детей и их понимание традиций декоративно-прикладного искусства.
Описание: Дети получают задание создать изделие, используя элементы русского декоративно-прикладного искусства (например, роспись, вышивку или плетение). Задание включает этапы планирования, разработки и выполнения работы. После завершения работы дети представляют свои изделия и объясняют, какие традиции они использовали и что означают для них выбранные материалы и техники.
Соответствующие задания к методикам:
1. Опросник о восприятии традиционного искусства (В. С. Костюк)
Задание:
Создайте опросник в формате анкеты, состоящей из 10 вопросов. Вопросы должны быть направлены на выявление знаний и интереса детей к русскому декоративно-прикладному искусству. Примеры вопросов:
- 1. Знаете ли вы о каких-либо традиционных русских ремёслах? Назовите их.
- 2. Принимали ли вы участие в каких-либо художественных занятиях, связанных с народными промыслами? Опишите ваш опыт.
- 3. Как вы считаете, важно ли сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства? Почему?
- 4. Какие традиционные изделия вам кажутся наиболее интересными?
- 5. Что для вас означает слово "культура"? Поделитесь вашим мнением.
2. Беседа с детьми о традициях (Е. А. Полехина)
Задание:
Организуйте беседу с детьми на тему "Русские народные традиции". Подготовьте ряд вопросов для обсуждения. Примеры вопросов:
- 1. Что такое народные традиции? Какие традиции вы знаете?
- 2. Как вы думаете, почему важно изучать и сохранять свои культурные традиции?
- 3. Какие традиционные праздники вы отмечаете с семьей? Как они отмечаются в вашем окружении?
- 4. Как вы считаете, как декоративно-прикладное искусство связано с нашими традициями?
- 5. Знаете ли вы какие-либо легенды или истории, связанные с традициями вашего региона? Расскажите о них.
3. Творческое задание по созданию художественного изделия (Н. П. Соловьев)
Задание:
Предложите детям создать собственное художественное изделие, используя элементы русского декоративно-прикладного искусства. Например, можно предложить следующие этапы выполнения задания:
- 1. Исследование: Ребята изучают традиционные русские промыслы (например, роспись, вышивка, плетение). Находят примеры работ.
- 2. Идея: Каждый ученик разрабатывает свою идею для изделия, которое они хотят создать (например, панно, куклу или элемент одежды).
- 3. Проект: Составляют план работы, выбирают материалы и технику исполнения.
- 4. Создание: Реализуют свою идею, используя знакомые им элементы декоративно-прикладного искусства.
- 5. Презентация: После завершения работы дети представляют свои изделия классу, объясняя, какие традиции использовали, какой смысл вложили в детали и что для них значат выбранные материалы и техники.
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Художественная |
Возраст учащихся | 9-10 лет |
Дата проведения занятия | |
Тема занятия | «Знатоки живописи» |
Тип занятия | Актуализация новых знаний |
Цель занятия | Организация деятельности учащихся для закрепления знаний о жанрах живописи, вызвать у детей устойчивый интерес к живописи , формировать умение чувствовать и понимать характер изображения. |
Задачи занятия | Закреплять знания детей о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи. Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение. Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности. Воспитывать чувство прекрасного |
Планируемые достижения занятия | Предметные результаты: Учащиеся должны уметь различать основные жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт), узнавать их характерные признаки и определять средства выразительности, используемые художником в каждом жанре. Дети должны демонстрировать понимание влияния цвета, композиции и техники исполнения на общее впечатление от картины и уметь применять полученные знания при создании собственных художественных работ. Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь анализировать художественные произведения, сравнивать их, выделять общее и различное, формулировать и высказывать собственное мнение об увиденном. Развитие умения работать в команде, распределять роли, слушать и уважать мнение других. Совершенствование навыков самостоятельной художественной деятельности, умения выражать свои чувства и эмоции через рисунок. Личностные результаты: Формирование устойчивого интереса к живописи и изобразительному искусству в целом. Воспитание чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости. Развитие положительных взаимоотношений в коллективе, чувства дружбы, ответственности и умения работать в команде. |
Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы) | Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска , мольберты, призы ( карандаши, краски), дипломы, эмблемы . Материал. Наборы репродукций картин разных жанров. Наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта. Эмблемы для каждой команды. Музыкальное сопровождение из классических произведений. |
Ход занятия
№ | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность учащихся | Время, мин |
I | Подготовительный этап | ||
Ведущий ; Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычное занятие ! Собрались мы для того, чтобы принять участие в викторине «Знатоки живописи!». Для начала давайте поделимся на две команды. Одна команда будет «Кисточки », а вторая «Карандаши». Ребята выбирают метод решения, предлагая свои варианты (считалка, жребий) | Приветствуют педагога, внимательно слушают, отвечают на вопросы. Настраиваются на продуктивную работу Ответы детей Разделяются на команды с помощью считалочки | 5 | |
II | Основной этап | ||
Ведущий: Ну вот, у нас теперь две команды «Кисточки» и «Карандаши». Занимаем свои места за двумя столами. А теперь послушайте правила игры: - Ведущий задает вопросы, а команда по очереди на них отвечают. - Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде. - Ответ должен быть полным ,четкий и ясный 1 тур «Вопрос – ответ» Для Команды «Карандаши» 1 Создаю я новый цвет, На дощечку я похожа. Краску, что в коробке нет, Сделать сам художник может. Он смешает краски хитро С помощью меня - ... (палитра) 2 Познакомимся: я - краска, В круглой баночке сижу. Вам раскрашу я раскраску, А еще - картинки к сказке Нарисую малышу. Ярче я, чем карандаш, Очень сочная... (гуашь) 3 Он живёт в семье большой, (фломастер) 4 Она узор Очень трепетный и нежный Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит... (акварель) 5 Кто пишет картины? (Художники) 8 Назовите основные цвета, из которых получаются все остальные. (красный, желтый, синий) 9 Назовите все цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) 10 Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, То подобную картину называют… (натюрморт) 11 Если видишь на картине Нарисована река Или ель и белый иней, Или сад и облака
Или снежная равнина, Или поле и шалаш, То подобная картина называется… (пейзаж) #1063;то такое « Анималистический жанр. Например? (это когда художник и изображают животных и птиц Например Чарушин) #1063;то такое сказочно-былинный жанр .Например? («Кощей бессмертный», «Сказка о спящей царевне») Изображены сказочные персонажи. Худ. Васнецова.
Ведущий: Первый тур нашей викторины закончен. Молодцы участники команд! Подводим итоги за первый тур и продолжаем. Второй тур – «Составь картину» На столах лежат пазлы из которых нужно составить репродукции картины и назвать ее и художника. Чья команда первая и правильно справиться с заданием получает балл. Ведущий: Хорошо. Подводим итоги. Третий тур –«Лишняя картина» . И вот задание на третий тур: На экране несколько изображений картин, один из участников команды подходит и выбирает лишнюю картину. За правильны ответ команды могут получить по одному баллу. Условия понятны? Ведущий: Обе команды справились с заданием. Молодцы! Члены жюри могут посовещаться и подвести итоги третьего тура викторины А пока они совещаются, я предлагаю всем участникам и зрителям подвигаться. Физкультминутка. Четвёртый тур - «Узнай картину по описанию» Участник команды описывает изображение картины не называя ее ,а другая команда по описанию должна угадать название картины и жанр. Портрет «Верочка со свечей»- И Глазунова Портрет»Девушка освященная солнцем»-В Серов Пейзаж «Утро в сосновом бору»-И.Шишкин Натюрморт «Утренний натюрморт»-Петров-Водкин. | Обучающиеся отвечают на вопросы Смотрят презентацию, слушают педагога, отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. Подготавливаются к участию в командах
| 30 | |
III | Заключительный этап | ||
Подведение итогов занятия. А сейчас я задам вам пару вопросов: Какая была тема нашей викторины? Понравилась ли вам викторина? Хотели бы ещё поучаствовать в такой викторине? А теперь наступает торжественная часть нашей викторины «Знатоки живописи!» мы подсчитаем баллы и озвучим победителей! Поздравление победителей. Вручение грамот. Занятие окончено, до свидания! | Отвечают на вопросы Вручение грамот победителям и участникам | 10 | |
Всего: 45 мин | |||
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Художественная |
Возраст учащихся | 15-16 лет |
Дата проведения занятия | |
Тема занятия | Папье-маше |
Тип занятия | Комбинированный |
Цель занятия | Организация деятельности учащихся для формирования умений выполнения изготовления тарелки в технике папье-маше. |
Задачи занятия | Обучающая: - Дать представление о «папье-маше», как виде декоративно – прикладного искусства. - Познакомить обучающихся с основными правилами и этапами работы в этой технике. - Научить технологии изготовления изделий из «папье-маше». Развивающая: - Развивать творческие способности обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше. - Развитие моторики рук, работая с бумагой. - Формирование самостоятельных навыков изготовления работы в данной технике. Воспитывающая: - Воспитывать старание в работе, организованность, аккуратность, терпение, чувства взаимопомощи в работе. - Умение доводить начатое дело до конца. |
Планируемые достижения занятия | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы) | - ноутбук (показ презентации по теме), иллюстрации и образцы изделий из папье-маше. -тарелка, мягкая бумага двух видов, клей ПВА, баночки для воды и клея, подкладная клеенка и тряпочка. |
Ход занятия
№ | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность учащихся | Время, мин |
I | Подготовительный этап | 10 мин | |
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня, на занятии декоративно-прикладного творчества. Я вижу, что вы готовы, поэтому мы можем начинать. Тема нашего занятия: «Чудесный мир папье-маше». Этап подготовки к усвоению новых знаний. Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы будем работать с чудесным, волшебным материалом – бумагой и как настоящие волшебники постараемся превратить ее в замечательные поделки, выполненные в технике папье-маше. А что же такое папье-маше Этап усвоения новых знаний. Из истории папье-маше. Педагог: Папье-маше – это французское слово. В переводе оно означает «рваная бумага». Замечательные вещи, выполненные в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия. (Показ иллюстраций и демонстрация изделий в технике папье-маше). Родиной папье-маше является Китай, где и была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные в технике папье-маше, которым насчитывается более 2000 лет. Представляете, как давно это было. В те времена, доспехи из папье-маше были самым технологичным защитным оснащением, они выдерживали попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою. (Слайд 3).
Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который приветствовал коллекционирование предметов искусств и поддерживал ремесла. Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и сейчас эти куклы в большой цене среди коллекционеров.
В наши дни техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго. Для современного человека изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов. Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать все, что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель. Техника папье-маше проверена временем, ведь как я уже сказала, ее история насчитывает несколько тысяч лет! Папье-маше – один из видов декоративно-прикладного творчества, который не сложно освоить даже маленьким детям. Главное - проявить фантазию и запастись терпением. А все, что нужно для «производства» - всего лишь стопка старых газет и клей. Преимущества этого увлечения следующие:
| Приветствие педагога Прослушивают тему занятия Просматривают примерные работы папье-маше Отвечают на вопросы педагога | ||
II | Основной этап | 30 мин | |
Практическая работа по изготовлению тарелки в технике папье-маше. Приготовим все для дела: Будем клеить, мастерить. Все должно в порядке быть. Обратите внимание, у вас на столах лежит тарелка, которую мы повторим в технике папье-маше. Две баночки: одна с водой, другая с клеем ПВА. Тряпочка, чтобы вытирать руки, кисть, кусочки порванной бумаги двух видов. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная. Существует три технологии изготовления изделий папье-маше: - по первой изделие послойно склеивается на заранее приготовленной модели из маленьких кусочков бумаги (метод маширования); Изготавливать тарелку мы будем способом – маширование. Для этого надо: - Первый слой мы наносим без клея, только намочив кусочки бумаги кисточкой. Это для того, чтобы готовое изделие не приклеилось к тарелке и по окончании работы, его можно было легко отделить. - Продолжаем оклеивать тарелку кусочками газеты послойно, равномерно, но уже клеем. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 5–7, максимальное – не ограничено. Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разной бумаги (газеты и бумаги для офисной техники) – так будет понятно, когда начинать новый. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились, ровно и не морщились. Еще необходимо помнить, что для маширования бумагу нужно рвать, а не резать, т.к. в этом случае края получаются тонкими и хорошо сглаживаются. Запомните! Ничего нельзя делать с изделием (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от величины оно сохнет 1 — 2 суток. Сушат изделия при комнатной температуре. При сушке на батарее они могут потрескаться. Ребята, а какие правила техники безопасности нам необходимо соблюдать при работе в технике папье-маше? (Ответы детей). И так, приступим к работе…….. | Слушают выполнение заданной им темы Готовят нужные для занятия материалы Задают интересующиеся им вопросы Обсуждают с педагогом тему Выполняют работу | ||
III | Заключительный этап | 5 мин | |
Самостоятельная работа детей. Изготовление изделия по плану. Индивидуальная помощь детям. Ребята, оклеенные тарелочки мы сейчас пока уберём для просушки и продолжим работу на следующем занятии, т.к. они должны очень хорошо просушиться (в течение суток) и чтобы мы смогли легко снять с формы. Так же на следующем занятии вы приступите к декорированию получившейся посуды. ВЫСТОВКА РАБОТ. Этап закрепления новых знаний. Наши начатые работы убраны, они уже начинают сохнуть. А я вам задам вопросы, что бы проверить, как вы усвоили новую тему, что узнали о технике папье-маше.
Подведение итогов занятия. Ребята! Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала. Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи. Всем спасибо за работу. До скорой встречи! | Участвуют в выставке Обсуждают пройденную на практике тему Задают вопросы и отвечают на заданные им вопросы | ||
Всего: 45 мин. | |||
