ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Авдеева Полина Николаевна
Делюсь с вами файлами, которые могут быть полезны!

- методы и методики педагогического исследования и проектирования;

- конспекты занятий с проектной деятельностью;

- результаты исследовательской и проектной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Передовой педагогический опыт применения изобразительной деятельности для развития креативности у старших дошкольников

В рамках нашего исследования был изучен опыт педагога дополнительного образования в области изобразительного искусства Вороновой Тамары Викторовны, работающей в МБУДО ДДТ «Радуга». Основной целью её деятельности является развитие креативности у детей, что является одной из ключевых задач в современном образовательном процессе.

Тамара Викторовна считает, что занятия изобразительным творчеством позволяют детям видеть мир по-новому, формируют эстетическое восприятие и учитывают индивидуальные интересы и способности каждого ребёнка. Она подчеркивает, что художественная деятельность не только развивает технические навыки, но и способствует эмоциональному развитию, формирует нравственные ориентиры, углубляет чувства и стимулирует и воображение.

На каждом занятии Тамара Викторовна создает уникальную атмосферу, соответствующую теме, позволяя детям максимально раскрыть свои творческие способности. Она использует различные теоретические подходы, такие как гуманизация и демократизация образования, которые обеспечивают свободу для самовыражения и творчества, а также идею сотрудничества, в рамках которой происходит активное взаимодействие между педагогом и воспитанниками.

В своей практике Тамара Викторовна акцентирует внимание на развитие творческого мышления и оригинальности. Например, в ходе уроков дети создают работы на темы «Фантастические наряды» и «Сказочные миры», не ограничиваясь строгими образцами. Это позволяет каждому ребенку проявлять индивидуальность и креативность в своих творениях.

Цвет играет значительную роль в работе педагога. Хорошо развитое чувство цвета позволяет детям не только создавать гармоничные произведения, но и выражать настроения и эмоции. Тамара Викторовна обучает детей технике смешивания красок, что способствует получению различных оттенков и яркости в работах, а также помогает осознать, как цвет может передавать эмоции.

Кроме того, после завершения работы педагог предлагает детям обсудить свои произведения, выясняя, какие цвета они использовали и как эти цвета отражают их чувства, что ведет к глубинному пониманию самих себя и своих эмоций.

Успехи в обучении зависят от тех методов, которые использует педагог для передачи содержания и развития творческих способностей детей. В старших группах педагоги большое внимание уделяют самостоятельному творчеству, развивая тем самым воображение и оригинальность. Игра остается важной частью процесса обучения рисованию, поскольку позволяет детям освоить техники в непринужденной и увлекательной форме.

Таким образом, анализ педагогического опыта Тамара Викторовны показывает её высокий профессионализм в использовании изобразительной деятельности для развития креативности у старших дошкольников, что в свою очередь способствует всестороннему развитию их личности и способности к самовыражению.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика 1. Опросник о восприятии традиционного искусства (В. С. Костюк);

Цель: Выявить уровень интереса и знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве;

Описание: Опросник включает вопросы, направленные на понимание того, каких традиций в декоративно-прикладном искусстве дети знают, как они оценивают значение этих традиций в своей жизни и опыте. Вопросы могут касаться их опыта участия в художественных занятиях и изучения народных промыслов.

Методика 2. Беседа с детьми о традициях (Е. А. Полехина);

Цель: Изучение отношения детей к русским народным традициям и их значению в жизни;

Описание: В ходе беседы педагог задает вопросы о том, что дети знают о русском декоративно-прикладном искусстве, как они понимают его связь с культурными традициями. Беседа помогает выявить уровень осознания и принятия культурного наследия, а также отношение к своей национальной идентичности.

Методика 3. Творческое задание по созданию художественного изделия (Н. П. Соловьев)

Цель: Определить уровень творческих умений детей и их понимание традиций декоративно-прикладного искусства.

Описание: Дети получают задание создать изделие, используя элементы русского декоративно-прикладного искусства (например, роспись, вышивку или плетение). Задание включает этапы планирования, разработки и выполнения работы. После завершения работы дети представляют свои изделия и объясняют, какие традиции они использовали и что означают для них выбранные материалы и техники.

Соответствующие задания к методикам:

1. Опросник о восприятии традиционного искусства (В. С. Костюк)

Задание:

Создайте опросник в формате анкеты, состоящей из 10 вопросов. Вопросы должны быть направлены на выявление знаний и интереса детей к русскому декоративно-прикладному искусству. Примеры вопросов:

- 1. Знаете ли вы о каких-либо традиционных русских ремёслах? Назовите их.

- 2. Принимали ли вы участие в каких-либо художественных занятиях, связанных с народными промыслами? Опишите ваш опыт.

- 3. Как вы считаете, важно ли сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства? Почему?

- 4. Какие традиционные изделия вам кажутся наиболее интересными?

- 5. Что для вас означает слово "культура"? Поделитесь вашим мнением.

2. Беседа с детьми о традициях (Е. А. Полехина)

Задание:

Организуйте беседу с детьми на тему "Русские народные традиции". Подготовьте ряд вопросов для обсуждения. Примеры вопросов:

- 1. Что такое народные традиции? Какие традиции вы знаете?

- 2. Как вы думаете, почему важно изучать и сохранять свои культурные традиции?

- 3. Какие традиционные праздники вы отмечаете с семьей? Как они отмечаются в вашем окружении?

- 4. Как вы считаете, как декоративно-прикладное искусство связано с нашими традициями?

- 5. Знаете ли вы какие-либо легенды или истории, связанные с традициями вашего региона? Расскажите о них.

3. Творческое задание по созданию художественного изделия (Н. П. Соловьев)

Задание:

Предложите детям создать собственное художественное изделие, используя элементы русского декоративно-прикладного искусства. Например, можно предложить следующие этапы выполнения задания:

- 1. Исследование: Ребята изучают традиционные русские промыслы (например, роспись, вышивка, плетение). Находят примеры работ.

- 2. Идея: Каждый ученик разрабатывает свою идею для изделия, которое они хотят создать (например, панно, куклу или элемент одежды).

- 3. Проект: Составляют план работы, выбирают материалы и технику исполнения.

- 4. Создание: Реализуют свою идею, используя знакомые им элементы декоративно-прикладного искусства.

- 5. Презентация: После завершения работы дети представляют свои изделия классу, объясняя, какие традиции использовали, какой смысл вложили в детали и что для них значат выбранные материалы и техники.



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

9-10 лет

Дата проведения занятия

Тема занятия

«Знатоки живописи»

Тип занятия

Актуализация новых знаний

Цель занятия

Организация деятельности учащихся для закрепления знаний о жанрах живописи, вызвать у детей устойчивый интерес к живописи , формировать умение чувствовать и понимать характер изображения.

Задачи занятия

Закреплять знания детей о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи. Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение. Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности. Воспитывать чувство прекрасного

Планируемые достижения занятия

Предметные результаты: Учащиеся должны уметь различать основные жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт), узнавать их характерные признаки и определять средства выразительности, используемые художником в каждом жанре. Дети должны демонстрировать понимание влияния цвета, композиции и техники исполнения на общее впечатление от картины и уметь применять полученные знания при создании собственных художественных работ.

Метапредметные результаты: Учащиеся должны уметь анализировать художественные произведения, сравнивать их, выделять общее и различное, формулировать и высказывать собственное мнение об увиденном. Развитие умения работать в команде, распределять роли, слушать и уважать мнение других. Совершенствование навыков самостоятельной художественной деятельности, умения выражать свои чувства и эмоции через рисунок.

Личностные результаты: Формирование устойчивого интереса к живописи и изобразительному искусству в целом. Воспитание чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости. Развитие положительных взаимоотношений в коллективе, чувства дружбы, ответственности и умения работать в команде.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска , мольберты, призы ( карандаши, краски), дипломы, эмблемы .

Материал. Наборы репродукций картин разных жанров. Наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта. Эмблемы для каждой команды. Музыкальное сопровождение из классических произведений.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

Ведущий ; Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычное занятие ! Собрались мы для того, чтобы принять участие в викторине «Знатоки живописи!». Для начала давайте поделимся на две команды. Одна команда будет «Кисточки », а вторая «Карандаши». Ребята выбирают метод решения, предлагая свои варианты (считалка, жребий)

Приветствуют педагога, внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Настраиваются на продуктивную работу

Ответы детей

Разделяются на команды с помощью считалочки

5

II

Основной этап

Ведущий: Ну вот, у нас теперь две команды «Кисточки» и «Карандаши». Занимаем свои места за двумя столами.

А теперь послушайте правила игры:

- Ведущий задает вопросы, а команда по очереди на них отвечают.

- Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.

- Ответ должен быть полным ,четкий и ясный

1 тур «Вопрос – ответ»

Для Команды «Карандаши»

1 Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня - ...

(палитра)

2 Познакомимся: я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная...

(гуашь)

3 Он живёт в семье большой,
Носит колпачок цветной,
руки просится играть,
И умеет рисовать.
Своего он дела мастер,
Называется...

(фломастер)

4 Она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит...

(акварель)

5 Кто пишет картины? (Художники)
6 Где же хранятся картины известных художников? (В музеях и картинной галерее)
7 Что такое палитра? и для чего она нужна (Так называется небольшая доска, на которой художник смешивает краски? )

8 Назовите основные цвета, из которых получаются все остальные. (красный, желтый, синий)

9 Назовите все цвета радуги.

(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

10

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

То подобную картину называют…

(натюрморт)

11

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина называется…

(пейзаж)

#1063;то такое « Анималистический жанр. Например?

(это когда художник и изображают животных и птиц

Например Чарушин)

#1063;то такое сказочно-былинный жанр .Например?

(«Кощей бессмертный», «Сказка о спящей царевне»)

Изображены сказочные персонажи. Худ. Васнецова.

Ведущий: Первый тур нашей викторины закончен. Молодцы участники команд! Подводим итоги за первый тур и продолжаем.

Второй тур – «Составь картину»

На столах лежат пазлы из которых нужно составить репродукции картины и назвать ее и художника. Чья команда первая и правильно справиться с заданием получает балл.

Ведущий: Хорошо. Подводим итоги.

Третий тур –«Лишняя картина» .

И вот задание на третий тур:

На экране несколько изображений картин, один из участников команды подходит и выбирает лишнюю картину. За правильны ответ команды могут получить по одному баллу.

Условия понятны?

Ведущий: Обе команды справились с заданием. Молодцы! Члены жюри могут посовещаться и подвести итоги третьего тура викторины А пока они совещаются, я предлагаю всем участникам и зрителям подвигаться.

Физкультминутка.

Четвёртый тур - «Узнай картину по описанию»

Участник команды описывает изображение картины не называя ее ,а другая команда по описанию должна угадать название картины и жанр.

Портрет «Верочка со свечей»- И Глазунова

Портрет»Девушка освященная солнцем»-В Серов

Пейзаж «Утро в сосновом бору»-И.Шишкин

Натюрморт «Утренний натюрморт»-Петров-Водкин.

Обучающиеся отвечают на вопросы

Смотрят презентацию, слушают педагога, отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Подготавливаются к участию в командах

30

III

Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

А сейчас я задам вам пару вопросов:

Какая была тема нашей викторины?

Понравилась ли вам викторина?

Хотели бы ещё поучаствовать в такой викторине?

А теперь наступает торжественная часть нашей викторины «Знатоки живописи!» мы подсчитаем баллы и озвучим победителей!

Поздравление победителей. Вручение грамот.

Занятие окончено, до свидания!

Отвечают на вопросы

Вручение грамот победителям и участникам

10

Всего: 45 мин



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

15-16 лет

Дата проведения занятия

Тема занятия

Папье-маше

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Организация деятельности учащихся для формирования умений выполнения изготовления тарелки в технике папье-маше.

Задачи занятия

Обучающая:

- Дать представление о «папье-маше», как виде декоративно – прикладного искусства.

- Познакомить обучающихся с основными правилами и этапами работы в этой технике.

- Научить технологии изготовления изделий из «папье-маше».

Развивающая:

- Развивать творческие способности обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше.

- Развитие моторики рук, работая с бумагой.

- Формирование самостоятельных навыков изготовления работы в данной технике.

Воспитывающая:

- Воспитывать старание в работе, организованность, аккуратность, терпение, чувства взаимопомощи в работе.

- Умение доводить начатое дело до конца.

Планируемые достижения занятия

Предметные:

  • Освоение техники папье-маше.
  • Знание материалов и инструментов, используемых в технике папье-маше.
  • Умение создавать объемные формы из папье-маше.
  • Навыки декорирования изделий из папье-маше.
  • Создание тарелки в технике папье-маше.
  • Оценка качества выполненной работы.

Личностные:

  • Развитие творческих способностей и воображения.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Воспитание аккуратности и терпения.
  • Развитие умения доводить начатое дело до конца.
  • Осознание ценности ручного труда.
  • Формирование позитивной самооценки.

Метапредметные:

  • Умение планировать свою работу и организовывать рабочее место.
  • Умение анализировать образец и инструкцию.
  • Умение находить необходимую информацию.
  • Умение сотрудничать в группе.
  • Умение оценивать свою деятельность и деятельность других.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование умения решать проблемные ситуации.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

- ноутбук (показ презентации по теме), иллюстрации и образцы изделий из папье-маше.

-тарелка, мягкая бумага двух видов, клей ПВА, баночки для воды и клея, подкладная клеенка и тряпочка.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

10 мин

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня, на занятии декоративно-прикладного творчества. Я вижу, что вы готовы, поэтому мы можем начинать. Тема нашего занятия: «Чудесный мир папье-маше».

Этап подготовки к усвоению новых знаний.

Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы будем работать с чудесным, волшебным материалом – бумагой и как настоящие волшебники постараемся превратить ее в замечательные поделки, выполненные в технике папье-маше. А что же такое папье-маше

Этап усвоения новых знаний.

Из истории папье-маше.

Педагог: Папье-маше – это французское слово. В переводе оно означает «рваная бумага». Замечательные вещи, выполненные в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия. (Показ иллюстраций и демонстрация изделий в технике папье-маше).

Родиной папье-маше является Китай, где и была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные в технике папье-маше, которым насчитывается более 2000 лет. Представляете, как давно это было. В те времена, доспехи из папье-маше были самым технологичным защитным оснащением, они выдерживали попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою. (Слайд 3).


Из Китая, интерес к папье-маше распространился в Японию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру.

Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который приветствовал коллекционирование предметов искусств и поддерживал ремесла.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и сейчас эти куклы в большой цене среди коллекционеров.

В наши дни техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

Для современного человека изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов. Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать все, что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.

Техника папье-маше проверена временем, ведь как я уже сказала, ее история насчитывает несколько тысяч лет!

Папье-маше – один из видов декоративно-прикладного творчества, который не сложно освоить даже маленьким детям. Главное - проявить фантазию и запастись терпением. А все, что нужно для «производства» - всего лишь стопка старых газет и клей.

Преимущества этого увлечения следующие:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Приветствие педагога

Прослушивают тему занятия

Просматривают примерные работы папье-маше

Отвечают на вопросы педагога

II

Основной этап

30 мин

Практическая работа по изготовлению тарелки в технике папье-маше.
Чтоб работа закипела,

Приготовим все для дела:

Будем клеить, мастерить.

Все должно в порядке быть.

Обратите внимание, у вас на столах лежит тарелка, которую мы повторим в технике папье-маше. Две баночки: одна с водой, другая с клеем ПВА. Тряпочка, чтобы вытирать руки, кисть, кусочки порванной бумаги двух видов. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Существует три технологии изготовления изделий папье-маше:

- по первой изделие послойно склеивается на заранее приготовленной модели из маленьких кусочков бумаги (метод маширования);
- по второй изделие формируется из жидкой бумажной массы;
- по третьей изделие склеивается подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.

Изготавливать тарелку мы будем способом – маширование. Для этого надо:

- Первый слой мы наносим без клея, только намочив кусочки бумаги кисточкой. Это для того, чтобы готовое изделие не приклеилось к тарелке и по окончании работы, его можно было легко отделить.

- Продолжаем оклеивать тарелку кусочками газеты послойно, равномерно, но уже клеем. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 5–7, максимальное – не ограничено.

Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разной бумаги (газеты и бумаги для офисной техники) – так будет понятно, когда начинать новый.

В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги.

Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились, ровно и не морщились. Еще необходимо помнить, что для маширования бумагу нужно рвать, а не резать, т.к. в этом случае края получаются тонкими и хорошо сглаживаются.

Запомните! Ничего нельзя делать с изделием (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от величины оно сохнет 1 — 2 суток. Сушат изделия при комнатной температуре. При сушке на батарее они могут потрескаться.

Ребята, а какие правила техники безопасности нам необходимо соблюдать при работе в технике папье-маше? (Ответы детей).

И так, приступим к работе……..

Слушают выполнение заданной им темы

Готовят нужные для занятия материалы

Задают интересующиеся им вопросы

Обсуждают с педагогом тему

Выполняют работу

III

Заключительный этап

5 мин

Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей звучит музыка.

Изготовление изделия по плану. Индивидуальная помощь детям.

Ребята, оклеенные тарелочки мы сейчас пока уберём для просушки и продолжим работу на следующем занятии, т.к. они должны очень хорошо просушиться (в течение суток) и чтобы мы смогли легко снять с формы. Так же на следующем занятии вы приступите к декорированию получившейся посуды.

ВЫСТОВКА РАБОТ.

Этап закрепления новых знаний.

Наши начатые работы убраны, они уже начинают сохнуть. А я вам задам вопросы, что бы проверить, как вы усвоили новую тему, что узнали о технике папье-маше.

  1. Ребята, что такое папье - маше?
  2. Как переводится это слово и почему?
  3. Назовите Родину искусства папье-маше.
  4. Какие предметы можно делать в технике папье-маше?
  5. Какие материалы необходимы для работы?
  6. Что такое маширование?

Подведение итогов занятия.

Ребята! Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала. Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи.

Всем спасибо за работу. До скорой встречи!

Участвуют в выставке

Обсуждают пройденную на практике тему

Задают вопросы и отвечают на заданные им вопросы

Всего: 45 мин.