15.12.2025 Консультация для родителей и педагогов. «Использование техники «Танграм» в развитии когнитивных функций детей с ОВЗ»
Работая воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, огромное внимание уделяю недостаточности развития когнитивной сферы, которая всё чаще представляет собой актуальную проблему в детском развитии. Когнитивные нарушения-это снижение таких функций, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, трудовые навыки, речь, память, интеллект. Их недостаточность ведёт к трудностям в обучении, снижению качества жизни и развития ребёнка в целом. Моя деятельность направлена на коррекцию когнитивных нарушений у детей, которая проходит с помощью комплекса мероприятий. Я убеждена, что главная задача родителей и педагогов-это помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных упражнений и игр для когнитивной стимуляции, одной из которых является технология «Танграм».
В современном мире появилось много новых гаджетов (небольшие устройства и приспособления для облегчения жизни человека) Но не все они доступны маленькому ребёнку. Неизвестная большинству людей игра «Танграм» доступна, полезна и занимательна. Опираясь на исторические факты, хочу обратить внимание на следующее:
-Существует четыре легенды возникновения «Танграма».
-Самый старый экземпляр игры хранится в Калифорнии и сделан он был из слоновой кости.
-В 1813 г. вышла книга под названием «Сборник диаграмм «Танграма»»
-Освоить «Танграм» ребёнок может с 3-4 лет.
-При изготовлении «Танграма» можно пользоваться разными материалами: картоном, деревом, пластиком, магнитом. В домашних условиях можно использовать ткань (фетр)
«Танграм»-это головоломка, это конструктор, это тренажёр для мозга и кистей рук! Эта техника способствует развитию у детей памяти, речи, воображения, внимания, восприятия, комбинаторных способностей, помогает ребятам приобрести уверенность в себе, ведь после каждой работы они могут увидеть её результат. Из своего опыта работы могу отметить, что использование «Танграма» в коррекционной работе с детьми позволяет решать мне множество коррекционных задач. Это способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет закрепить цвет, форму, учит видеть целое и части. Я убеждена, что «Танграм» может быть с успехом использован в образовательной совместной и самостоятельной деятельности детей.
У детей с ОВЗ ввиду их особых образовательных потребностей эта головоломка несомненно вызывает огромные трудности, поэтому эту работу я начинаю поэтапно, привлекая специалистов для проведения психо-коррекционной работы. Работая в этом направлении, поставила себе цель: создать условия развития когнитивных функций у детей с ОВЗ, связанной с использованием техники «Танграм».
Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи:
-развивать познавательную активность, мотивацию;
-расширять и активизировать словарь;
-развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
-развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия и понимания;
-формировать умения сотрудничать в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
-создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение их потребностей в общении;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства коллективизма.
В результате упражнений и заданий в этой технике я обратила внимание, что ребёнок учится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, учится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Как показывает практика, «Танграм» является для ребёнка ещё и пальчиковым тренажёром. В процессе игры ребёнок развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое
мышление, сообразительность, смекалку, улучшается связная речь и увеличивается
словарный запас. Я убеждена, что играя, ребёнок развивает и будет развивать усидчивость и мелкую моторику, формировать внимательность, упорство в достижении цели, что будет способствовать творческому поиску чего-то нового, научится терпению и последовательности.
Работая с детьми, я поняла, что знакомство с игрой «Танграм» будет способствовать развитию у детей выполнять инструкции и играть по правилам.
Для выполнения этих инструкций я опираюсь на следующие правила:
-Ознакомление с названием деталей «Танграм».
-Использование семи частей «Танграма» при составлении фигуры.
-Детали игры не должны перекрывать друг друга.
-Определить место для большого треугольника.
-Начинать сбор простой фигуры с 2х -3х деталей, а затем усложнять, дополняя детали.
-Играть в игру может один человек или группа детей, устраивая соревнования.
Работая в этом направлении, большую роль в своей работе отвожу вовлечению родителей в образовательный процесс. Для этого разработала план работы:
1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Использование техники «Танграм» в развитии когнитивных функций детей с ОВЗ».
2.Пополнение предметно-развивающей среды в группе по данной теме совместно с родителями.
3.Информация в уголок для родителей «Танграм вокруг нас».
4.Информация «Как привлечь ребенка и изготовить игру-головоломку «Танграм» в домашних условиях».
5.Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр.
6.Папка-передвижка «В мире Танграм».
7.Консультация «Простое моделирование в развивающей игре «Танграм».
8.Индивидуальные беседы и консультации.
9.Оформление выставки для родителей: «Игры, в которые играют дети и я».
10. Консультация для родителей по теме: " Танграм-развивающая головоломка"
11.Мастер-класс для родителей «Изготовление головоломки «Танграм» для дошкольников».
12.Консультация «Использование игры-головоломки «Танграм» для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
13.Буклет для родителей по теме: «Гаджет в наши дни».
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-Линькова Н. П., Пилюгина Э. Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» -М., 1988.
-Владимирова Е. Е., Васильева С. Н. «Танграм от истории к современности» Юный ученый. 2015.-№2. - С. 88-94.
-Генко Ю.Ж.«О содержании и структуре дидактической игры» «Умственное воспитание детей в детском саду». - Л., 1981.
-Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». - М., Просвещение. 1990.
-Никитин Б. П.«Ступеньки творчества или развивающие игры». - М., 1989.
-Игнатьев Е. И.«В царстве смекалки.» -М., 1990.
-Надеждина В. «Танграм 1000+1 фигура.»- Минск: Харвест, 2007.- 194с.
-Драко М.В.«Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры -головоломки»-Попури, 2009г.
-Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М. Просвещение, 1990.- 94 с.
-Подъяков Н.Н. «Новый подход к развитию творчества у дошкольников»// Вопросы психологии 1990 г. № 1 с. 16-20.
-Ярмарка мастеров. В мире «Танграм», Игрушка на все времена, https://www.livemaster.ru/topic/463495-v-mire-tangram-igrushka-na-vse-vremena
