30.10.2025 Консультация для педагогов "Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: Ознакомление родителей со сказкотерапией как эффективном методе развития речи дошкольников.
Задачи: 1. Расширить представления родителей о сказкотерапии, как методе работы с детьми дошкольного возраста. 2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, психологические процессы (внимание, восприятие, память, мышление), состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешают детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Сказка, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекал детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность.
Термин "сказкотерапия" является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.
Рано или поздно перед ребёнком встаёт проблема взаимодействия с окружающим миром, где ему придётся общаться не только со своими родными, но и вступать в контакт с незнакомыми людьми, налаживать доброжелательные, дружеские или деловые отношения. Важно, чтобы ребёнок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ общения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребёнка умению видеть и понимать другого человека, развить способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции.
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача родителей — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).
Сказкотерапия- это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
ВИДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (классификация Зинкевич-Евстигнеевой)
• Художественные сказки (народные и авторские)
• Дидактические сказки
• Диагностические сказки
• Психокоррекционные сказки
• Медитативные сказки
• Психодиагностические сказки
Художественные сказки делятся на народные и авторские Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
Диагностические сказки Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Медитативные сказки Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения.
Структура сказкотерапевтического занятия
• Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка , проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла».
• Основная часть, где взрослый рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки). Взрослый обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
• Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Взрослый подводит итоги.
• Ритуал «выхода из сказки». Ребёнок проговаривает: «Я беру с собой всё важное, что было сегодня со мной, всё, чему я научился».
