24.09.2025 Конспект занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности. "Роспись дымковской игрушки-лошадки"
Тема: «Роспись дымковской игрушки — лошадки»
Цель: Ознакомление детей с народными дымковскими игрушками.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о дымковской игрушке, русской художественной культуре.
- формировать знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, разнообразие элементов росписи;
-закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки)
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности элементов;
- развивать чувство цвета, цветовосприятие
- развивать общую и мелкую моторику;
-развивать воображение.
-обогащать активный словарь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- уважения к труду народных мастеров;
- воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
- Беседа «Откуда пришла к нам Дымковская игрушка?»;
- Рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки.
Оборудование:
-иллюстрации дымковской игрушки (лошадки – бумажные заготовки для рисования, гуашь красного, желтого, зелёного и черного цвета, салфетки для рук.)
Ход занятия.
1. Вводная часть:
- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. А чтобы узнать кто она, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)
Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста ее грива,
Весела она, игрива.
У нее так шерстка гладка,
Это к нам бежит … (Лошадка)
- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. А вот и наша гостья, дымковская игрушка-лошадка. Давайте поздороваемся с ней, но сделаем это особенно, чтобы наша лошадка запомнила таких хороших детей.
Игра – приветствие «Здравствуйте»
Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (3 раза хлопают в ладоши)
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ. (3 раза топают ножками)
Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок. (имитация поцелуя)
Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим. (гладят кончик носа)
Здравствуйте ребятки! (поворачиваются к друг другу и улыбаются)
- Какие молодцы поздоровались с лошадкой.
- Ребята я вам расскажу откуда произошла наша дымковская игрушка.
2. Основная часть.
Дымковские игрушки очень разнообразны – это звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – Слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской. Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка.
Берет мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.
Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет.
Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!..
Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Цвета, которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.
Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки? Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?
Дети: солнце
- А что могла означать волнистая линия?
Дети: воду.
- А что же могла означать клетка?
Дети: поле.
- А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети:яркие,нарядные,веселые.
- Ребята, а что случилось? Почему наша гостья, дымковская игрушка-лошадка, не веселая? Вы знаете, что могло произойти?
Ответы детей (плохое настроение, она заболела).
- Давайте спросим у самой лошадки? Какая беда с ней приключилась.
- Лошадка, что с тобой приключилось?
Лошадка: - я с друзьями гуляла под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые.
- Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку-лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.
-Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка-лошадка?
Ответы детей (кружочками).
- А кружочки, какими цветами раскрашены?
Ответы детей (красными, желтыми, зелёными).
-А ушки какими цветами?
Ответы детей (черными)
- Посмотрите внимательно, кружочки у нее одинакового размера?
Ответы детей (нет, большие и маленькие)
Ах, лошадка, какая грива черная.
По бокам кружочки
Точки, точки, точки.
- Давайте мы с вами поможем ее друзьям, чтобы они вновь стали нарядные и веселые.
- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадка красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.
Пальчиковая гимнастика "Лошадка"
- "По дорожке ровной, гладкой..."
- Движение: "Скачут" указательным и средним пальцами обеих рук по столу или коленкам, имитируя лошадок.
- Слова: "По дорожке ровной, гладкой, скачут пальцы-лошадки".
- "Цок-цок-цок..."
- Движение: Продолжаем имитировать скачку, можно добавлять звук «цок».
- Слова: "Цок-цок-цок, цок-цок-цок, мчится резвый табунок!".
- "Грива вьётся..."
- Движение: Распушить пальчики обеих рук и, шевеля ими, имитировать вьющиеся волосы.
- Слова: "У лошадки грива вьётся, ветер гриву развевает. Грива вьётся, грива вьётся, словно солнышко смеётся
- Ребятки, вас ждут грустные лошадки и раскрасим их, чтобы они тоже улыбались.
- Чтобы нарисовать кружочки нашим лошадкам, для этого надо взять палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ). А что б нарисовать полоску нужно обмакнуть так же в краску и провести сверху вниз. Не забывайте каждый раз промывать кисточку.
3. Итог занятия. Рефлексия
- Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится.
(Рассматривание детских работ).
-Вам понравилось разрисовать лошадок?
Ответы детей (да)
-Какие узоры вы рисовали?
Ответы детей (кружочки, точки и полоски).
Какими цветами?
Ответы детей (красным, желтым, зелёным и черным).
- Какие вы все молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружными! Лошадка благодарить Вас.
Такие лошадки у нас получились!



