26.09.2025 Консультация для воспитателей " Интеграция образовательных областей. Как правильно формулировать цели и задачи ОД в соответствии с ФГОС ДО"
«Интеграция образовательных областей. Как правильно формулировать цели и задачи ОД в соответсвии с ФГОС ДО»
Цель: Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
* Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
* Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Ход
- Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги. Приветствую вас на консультации на тему: «Интеграция образовательных областей. Как правильно формулировать цели и задачи ОД в соответсвии с ФГОС ДО»
- Основная часть.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада.
Основная образовательная программа должна:
-предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
-основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.
Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция?
В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Интеграция образовательных областей по ФГОС – это процесс объединения различных направлений развития и образования детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) в единый образовательный процесс, обеспечивающий целостное восприятие мира ребенком. Цель – формирование у детей связей между знаниями из разных областей, развитие мышления, коммуникативных способностей и целостной картины мира через занятия и игровую деятельность.
У любой деятельности должна быть цель и задачи.
Как поставить цель и сформулировать задачи НОД?
Для правильного формулирования целей и задач образовательной деятельности, педагогу следует помнить, что цель — это желаемый конечный результат, а задачи — это конкретные шаги для его достижения, сформулированные с использованием глаголов в неопределенной форме (например, «формировать», «развивать», «закрепить»). Задачи должны носить триединый характер (образовательный, развивающий, воспитательный) и быть конкретными, отвечающими на вопрос «что делаем, чтобы достичь цели?»
Как формулировать цели:
Определите желаемый результат:
Что именно вы хотите, чтобы дети знали, умели или понимали в итоге.
Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («ознакомление», «формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).
Формулировка:
Цель должна быть одной, четкой и конкретной.
Как формулировать задачи:
- Используйте глаголы в неопределенной форме:
формировать, развить, закреплять,
- Обеспечьте триединый характер:
Задачи должны включать образовательную, развивающую и воспитательную направленность.
Образовательные задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.
Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).
Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).
Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание., мышление) за одно занятие невозможно.
- Связь с целью:
Каждая задача должна быть шагом к достижению главной цели.
- Учитывайте тип деятельности:
Выбор глагола для задачи зависит от того, какой характер занятия планируется: ознакомление с новым, тренировка или итоговое занятие.
Виды задач:
Образовательные, Развивающие, Воспитательные
Образовательные:
Начальные представления
Познакомить с ....
Дать начальные представления о ...
Формировать умение/представление/навык
Создавать условия для...
Приобщать детей к ....
Способствовать освоению/овладению...
Закрепление
Развивать представление/умение...
Расширять представления о...
Совершенствовать умение....
Углублять знания о ...
Закреплять умение/знание...
Продолжать работу по совершенствованию/развитию навыков...
Обогащать опыт/представления
Актуализировать представления...
Тренировать/упражнять в ...
Развивающие:
Формировать привычку/готовность...
Способствовать развитию/желанию/стремлению...
Создавать условия, способствующие..
Обеспечить ситуации, способствующие развитию...
Воспитательные:
Воспитывать чуткое отношение к../... чувства/уважение к...
Способствовать воспитанию...
Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ...
Обеспечить условия для воспитания...
Формировать негативное отношение к насилию/агрессии...
Формировать позитивное отношение к...
Содействовать процессу...
Поддерживать традицию.
Пример:№1
Занятие по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности
Тема:«Ознакомление детей с народной дымковской игрушкой»
Цель: Ознакомление детей с народной дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательная:
-расширять знания детей об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, разнообразие элементов росписи;
- закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки)
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре. Развивающая:
-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности элементов;
-развивать чувство цвета, цветовосприятие
Воспитательная:
- воспитывать уважения к труду народных мастеров;
- воспитывать самостоятельность.
Пример:№2
Цель:Формирование представлений о правилах поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная задача:
-Познакомить детей с различными видами дорожных знаков.
Развивающая задача:
-Развивать внимание и логическое мышление при анализе дорожных ситуаций.
Воспитательная задача:
-Воспитывать ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.
- Заключительная часть.
Вывод: Т.о. в процессе образовательной деятельности происходит интеграция всех видов деятельности и взаимосвязь всех областей. Интеграция образовательных областей по ФГОС – это процесс объединения различных направлений развития и образования детей направленных на формирование у детей связей между знаниями из разных областей, развитие мышления, коммуникативных способностей и целостной картины мира через занятия и игровую деятельность.
Спасибо за внимание!
