26.09.2025 Консультация для воспитателей " Интеграция образовательных областей. Как правильно формулировать цели и задачи ОД в соответствии с ФГОС ДО"

Соколова Олеся Анатольевна

«Интеграция образовательных областей. Как правильно формулировать цели и задачи ОД в соответсвии с ФГОС ДО»

 

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. 

Задачи:

* Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.

* Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

Ход

  1. Вступительная часть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Добрый день, уважаемые коллеги. Приветствую вас на консультации на тему: «Интеграция образовательных областей. Как правильно формулировать цели и задачи ОД в соответсвии с ФГОС ДО»

  1. Основная часть.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. 

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. 

Основная образовательная программа должна:

-предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.  

-основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

-строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;  

Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция?

 В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

 

Интеграция образовательных областей по ФГОС – это процесс объединения различных направлений развития и образования детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) в единый образовательный процесс, обеспечивающий целостное восприятие мира ребенком. Цель – формирование у детей связей между знаниями из разных областей, развитие мышления, коммуникативных способностей и целостной картины мира через занятия и игровую деятельность.

У любой деятельности должна быть цель и задачи.

Как поставить цель и сформулировать задачи НОД?

Для правильного формулирования целей и задач образовательной деятельности, педагогу следует помнить, что цель — это желаемый конечный результат, а задачи — это конкретные шаги для его достижения, сформулированные с использованием глаголов в неопределенной форме (например, «формировать», «развивать», «закрепить»). Задачи должны носить триединый характер (образовательный, развивающий, воспитательный) и быть конкретными, отвечающими на вопрос «что делаем, чтобы достичь цели?»

Как формулировать цели:

Определите желаемый результат:

Что именно вы хотите, чтобы дети знали, умели или понимали в итоге. 

Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («ознакомление», «формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).

Формулировка:

Цель должна быть одной, четкой и конкретной. 

Как формулировать задачи:

  1. Используйте глаголы в неопределенной форме:

формировать, развить, закреплять,

  1. Обеспечьте триединый характер:

Задачи должны включать образовательную, развивающую и воспитательную направленность. 

Образовательные задачи: предполагают формирование у воспитанников новых понятий и способов действий, системы научных знаний; должна быть максимально конкретной, наиболее проверяемой, самой очевидной и достижимой.

Развивающие задачи: предполагают развитие психических качеств и свойств, необходимых в деятельности (логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательные умения, умение анализировать, творческий подход и т.д.).

Воспитательные задачи: предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера (патриотизм, чувства гордости, взаимовыручки, самостоятельность, бережливость, миролюбие и т.д.).

Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание., мышление) за одно занятие невозможно.

  1. Связь с целью:

Каждая задача должна быть шагом к достижению главной цели. 

  1. Учитывайте тип деятельности:

Выбор глагола для задачи зависит от того, какой характер занятия планируется: ознакомление с новым, тренировка или итоговое занятие.

 

Виды задач:

Образовательные, Развивающие, Воспитательные

Образовательные:

Начальные представления                                      

Познакомить с ....

Дать начальные представления о ...

Формировать умение/представление/навык

Создавать условия для...

Приобщать детей к ....

Способствовать освоению/овладению...

Закрепление

Развивать представление/умение...

Расширять представления о...

Совершенствовать умение....

Углублять знания о ...

Закреплять умение/знание...

Продолжать работу по совершенствованию/развитию навыков...

Обогащать опыт/представления

Актуализировать представления...

Тренировать/упражнять в ...

Развивающие:

Формировать привычку/готовность...

Способствовать развитию/желанию/стремлению...

Создавать условия, способствующие..

Обеспечить ситуации, способствующие развитию...

Воспитательные:

Воспитывать чуткое отношение к../... чувства/уважение к...

Способствовать воспитанию...

Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ...

Обеспечить условия для воспитания...

Формировать негативное отношение к насилию/агрессии...

Формировать позитивное отношение к...

Содействовать процессу...

Поддерживать традицию.

 

Пример:№1

Занятие по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности

Тема:«Ознакомление детей с народной дымковской игрушкой»

Цель: Ознакомление детей с народной дымковской игрушкой.

Задачи:

Образовательная:

-расширять знания детей об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, разнообразие элементов росписи;

- закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки)

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.                                                                                                                                                                                                                                        Развивающая:

-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности элементов;                                                                                                                                                                                                                                                                             

-развивать чувство цвета, цветовосприятие

Воспитательная:

- воспитывать уважения к труду народных мастеров;

- воспитывать самостоятельность.

 

Пример:№2

Цель:Формирование представлений о правилах поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста. 

Образовательная задача:

-Познакомить детей с различными видами дорожных знаков. 

Развивающая задача:

-Развивать внимание и логическое мышление при анализе дорожных ситуаций. 

Воспитательная задача:

-Воспитывать ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих. 

 

  1. Заключительная часть.

             Вывод:  Т.о. в процессе образовательной деятельности происходит интеграция всех видов деятельности и взаимосвязь всех областей. Интеграция образовательных областей по ФГОС – это процесс объединения различных направлений развития и образования детей направленных на формирование у детей связей между знаниями из разных областей, развитие мышления, коммуникативных способностей и целостной картины мира через занятия и игровую деятельность.

           Спасибо за внимание!