Детям
Чтобы быть хорошим человеком, надо много думать и учиться...
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 465.5 КБ | |
| 422.5 КБ | |
| 618 КБ | |
| 76 КБ | |
| 90.5 КБ | |
| 390.5 КБ | |
| 203.5 КБ | |
| 340.5 КБ | |
| 368 КБ | |
| 94.5 КБ | |
| 190.5 КБ | |
| 175.5 КБ | |
| 326.5 КБ | |
| 411.5 КБ | |
| 1.27 МБ | |
| 1.24 МБ | |
| 556.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой выбор: за кого и за что я в ответе?»
Речевая зарядка
Голосуй за право жить,
Голосуй за право быть,
Голосуй за жизнь на свете.
Мы в стране за всё в ответе!
Работа по теме
Дорогие выпускники, совсем скоро вы закончите 9 класс, перед вами открываются новые пути и возможности. Вы сейчас, как в сказке, стоите на перекрестке жизненных дорог… И надо хорошо подумать: куда двигаться дальше? Как строить свою жизнь? Направо пойдёшь… Налево пойдёшь… Или прямо? Пересмотрите свой жизненный багаж, и всё самое лучшее возьмите с собой в дорогу! |
Помните:
- А, что касается учёбы в училище или работы, стоит принять во внимание следующие советы:
Советы психолога
Совет 1. Если порученное задание слишком сложное, считай это вызовом себе.
Совет 2. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно ни начала ни конца, раздели его на маленькие кусочки. Начинай делать их последовательно и увидишь – дело пойдет веселей!
Совет 3. Не откладывайте в долгий ящик дела, не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.
Совет 4. Старайся не заниматься одним и тем же вопросом в течение дня, чередуй виды деятельности.
Совет 5. Сделай дело лучше, чем делал вчера. Удиви всех!
- Какой бы из них вы выбрали для себя в первую очередь?
Предварительный просмотр:
Нужна ли агрессия?
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. |
Проблемная ситуация
- Какие эмоции вызывает агрессия?
- Как вы думаете, эти эмоции приносят человеку пользу или вред?
Докажите своё мнение, используя фотографии.
- Когда вы злитесь, как вы выплёскиваете свой гнев?
- Как вы считаете, кто страдает от этого?
Что делать с агрессией?
Если вы разозлились в школе, то вы:
- можете подняться по ступенькам на 2 этаж и спуститься;
- карандашом или ручкой постучать по парте;
- нарисовать на бумаге своего обидчика (но не показывать ему) и порвать лист;
- вы можете в ладоши покричать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?
Если вы разозлились дома, то вы можете использовать такие способы разрядки гнева:
- полить цветы;
- поорать в одноразовый стаканчик и помять;
- нарисовать обидчика и порвать лист;
- побить подушку;
- громко спеть песню;
- налить в ванну воды и запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком;
- постирать бельё;
- отжаться.
Поступаем правильно?
1. Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то необходимо:
- Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.
- Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).
- Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).
- Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.
Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:
1. Снять напряжение с помощью:
- счета до 10;
- умывания рук.
2. Направить агрессию на неодушевленный предмет:
- эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;
- боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.
3. Пойти к психологу.
4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.
2. Если вас втягивают в драку:
- Переведите конфликт в шутку.
- Отойдите в сторону.
- Зайдите в класс.
- Не нападайте первым.
Передайте обидчику свои чувства следующими словами:
– "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".
– "Я возмущен твоим поведением".
– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".
– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".
Предварительный просмотр:
Я и моя уличная компания.
Что тебе хотели сказать, или цена «группового давления»?
Прочитайте. Подумайте, относится ли это к вам.
Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим своё время, это в первую очередь, люди, с которыми мы проводим своё время. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей. Каждый человек одновременно принадлежит к нескольким малым группам: класс, друзья, футбольная команда и т. п.
Оказывается, находясь в группе, человек ведет себя несколько по иному, чем в одиночку. Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способам обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми «подвигами».
В группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок, и даже преступление, хотя большинство членов группы не склонны к этому. Есть и другие стороны воздействия группы на личность. Наше мнение о себе, самооценка, самоуважение во многом зависит от того, как нас оценивают другие члены группы.
Каждый член группы опирается на ту информацию и на те ценности, которые в ходу в данной группе вне зависимости от своих убкждений. А ведь иногда группа принимает заведомо ложную информацию, искаженные моральные ценности.
В группе каждый надеется, что кто-нибудь другой проявит инициативу, возьмет на себя ответственность за противоправные действия или остановит их.
На человека влияет только та группа, которую он ценит, признаёт своей, члены которой для него значимы и авторитетны. Таких лиц обычно называют «значимые другие». Когда «значимые другие» нам помогают, одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков.
Изучите. Сделайте выводы.
В ответ на групповое давление у человека возникает особая форма поведения, наверняка вам хорошо знакомая, а именно – подчинение группе, согласие с мнением большинства, непротивление группе |
Почему придумали эти пословицы? В чём их смысл?
«С кем поведешься, от того и наберешься».
«С людьми живи в мире, а с пороками сражайся».
Запомни формы отказа. Применяй их в жизни.
Отказ от курения:
- Хочу быть здоровым!
- У меня есть пример курящего, не хочу на него быть похожим.
Отказ от воровства:
- Нет, не буду.
- Воровать – это плохо.
- У меня всего достаточно.
- Мне чужого не надо.
Предварительный просмотр:
Как сказать «Нет» и отстоять своё мнение?
Умение правильно отказывать — настоящее искусство, которым владеют далеко не все. Прямым отказом «в лоб» можно навсегда испортить отношения с близкими людьми, завоевать репутацию жесткого и безразличного человека.
- Рассмотрите иллюстрацию. Скажите, когда нужно говорить нет.
Например, Я скажу ребятам «нет», если это угрожает моему здоровью.
Продолжите ответы.
Предварительный просмотр:
Учимся говорить «нет»,
или как сказать «нет» и отстоять свое мнение?
Игра “Да или нет”
Ответь одним словом на вопросы (устно).
- Ты хотел бы всю жизнь просидеть дома, не выходя на улицу?
- У тебя есть желание съесть горькое мороженое?
- Ты хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
- А хотелось бы другу сказать обидное слово?
- А если приятель (подруга) будет заставлять тебя это сделать, как ты поступишь?
Рассуждаем! Обсуждаем!
Да, отказывать действительно трудно!
В жизни часто приходится делать выбор. А умение отказывать – это очень важное умение, которым должен владеть каждый.
- Прочитай, когда нужно уметь сказать «нет!».
- Ответь по образцу: «Я скажу ребятам «нет!», если это угрожает моему здоровью».
Предварительный просмотр:
Я уже взрослый или нет?
Кто я? Какой я?
Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть тайны человека.
Я – это Я!
Когда вам задают вопрос: "Кто ты?", то вы, прежде всего, говорите: “Я – человек!”
Много Я.
Жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, были одновременно, меняли образ своего я:
- в школе я – ученик;
- в магазине я – покупатель;
- на дороге я – пешеход;
- в транспорте я – пассажир;
- в библиотеке я – читатель;
- в театре я – зритель;
- для друзей я – друг;
- в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра;
- в родной стране я – гражданин.
- Можно ли сказать, что для всех вас одна какая–то роль главная. Нет. Мы должны сочетать все свои роли, выполнять их все в соответствии со своим возрастом.
Я уже взрослый или нет?
- Прочитайте. Подумайте, почему про подростков так говорят? Обсудите с родителями.
Практическая работа
Качества - характеристика свойств, сущности человека.
-Выберите те качества, которые присущи взрослому человеку и ребёнку (устно).
самостоятельность
наивность
беззащитность
неопытность
рассудительность
ответственность за свои поступки
аккуратность
практичность
упрямство
осторожность
доверчивость
справедливость
уважение окружающих
самоанализ
любовь к близким
культурное поведение
профессионализм
-Какие качества подходят ребёнку? Какие качества подходят взрослому человеку?
-Какие качества взрослого человека вам особенно нравятся, и в будущем вам хотелось бы ими обладать?
Запомните:
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – значит иметь не только права, но и обязанности. |
Предварительный просмотр:
Подросток: права и обязанности
1. Словарная работа
Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте.
Право – это обязательные к исполнению нормы, установленные государством.
Обязанность – это то, что человек должен делать по отношению к другим.
2. Проблемные вопросы:
- Требуешь прав своих, не забывай о других.
- Права есть, так и обязанностей не счесть.
- Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
- Как вы думаете, чего становится больше с возрастом
прав или обязанностей? Почему?
3. Документы о правах и обязанностях подростков
4. Права и обязанности подростка
С 16 лет
• имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
• подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность;
• несет уголовную ответственность за любые преступления.
С 17 лет - гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
С 18 лет - гражданин становится совершеннолетним и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
Каждый подросток должен знать, что право – это и обязанность. |
Если обязанности не выполняются – наступает ответственность. |
Подросток несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами их заменяющими;
- перед учителями и воспитателями, администрацией школы;
- подросток несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 14 лет наступает:
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает:
- административная и полная уголовная ответственность.
Предварительный просмотр:
Правила работы над собой?
Речевая разминка
- Прочитай отрывок из книги «Маленький принц».
- Почему нужно соблюдать порядок?
Прочитайте памятки
Скоро вы закончите школу. Многие из вас пойдут учиться в училище. В училище важно хорошо учиться и работать над собой.
Правила организации работы
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения,
направленные на регуляцию эмоционального состояния
Дорогие ребята! В жизни бывает так, что не всегда нам бывает хорошо. Мы злимся, плачем, бываем расстроены. Но есть упражнения, которые помогают человеку управлять своим эмоциональным состоянием.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми упражнениями, которые помогают работать над саморегуляцией.
1. Мимическая гимнастика «Забавные гномы»
- Выполни упражнения перед зеркалом 3-5 раз.
Когда нам грустно – мы делаем вот так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы испуганы – мы такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
Когда мы радуемся – мы делаем так.
2. Упражнения
«Гора с плеч» - когда ты очень устал(а), тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, тебе сразу станет легче.
«Замри» - если тобой недовольны, ты бегаешь и кричишь, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе занятие, начни что-то делать полезное.
3. Способы саморегуляции, о которых вы ещё не знали, но догадывались…
Упражнения для снятия стресса
(дополнительный материал)
Этот комплекс прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
Предварительный просмотр:
Правила сотрудничества
«…Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».
Леббок
- Скажите, как Вы понимаете эти слова?
- Вспомните пословицы. Отгадайте кроссворд.
- Сегодня, вспомнив пословицы о дружбе, важно помнить о качестве, без которого невозможна дружба, без которого не сделать ни одно простое или сложное дело. Это качество - "умение сотрудничать ".
Запомните
СО-ТРУД-НИЧЕСТВО - это совместный труд или какое-либо общее дело. ПРАВИЛА СОТРУДНИЧЕСТВА 1. Терпение, выдержка, доброжелательность. 2. Распределение обязанностей. 3. Умение подчиняться. 4. Правильная самооценка. |
Подумайте!
- Где и как в жизни могут пригодиться правила сотрудничества?
- Почему эти правила необходимо применять дома, в школе, в дальнейшей работе?
Предварительный просмотр:
Мои интересы и способности. Как развивать свои способности?
Люди часто произносят слова «способности», «способный», «неспособный», но при этом часто ошибаются, оценивая человека. Ученика, у которого образовались пробелы в знаниях, называют неспособным. Способности часто путают со знаниями, умениями или с какой-то чертой характера.
Способности – это свойства человека, позволяющие успешно заниматься выбранной деятельностью |
Как развивать свои способности?
Основу способностей составляют природные задатки человека, наследуемые им от родителей. Например, одни люди обладают очень хорошим слухом, другие физически сильные.
Но способности проявляются у человека только в труде: нельзя судить о способностях человека пока он не начал что-то делать, например, пока не начал петь или заниматься спортом.
Интересы и способности влияют на выбор профессии.
Вывод: одного желания стать выдающимся певцом, банкиром, математиком, спортсменом – мало, нужно также - трудолюбие, терпение, упорство, умение преодолевать трудности!
Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель говорил: «Гений - 99% труда и только 1% дарования». |
«Интеллектуальные забавы»
1. Прочитай правильно.
- Перед вами фразы, в которых перепутан порядок слов. Скажи предложение правильно.
• Весит, трех «Электроника», ни, телевизор, более, килограммов.
• Загрязнение, растений, и рек, морей, делает, рыб, не пригодными,
для, их, жизни.
• Пожалуй, не, формой, человека, восхищался, бы, снежинок, который,
ни, изумительной, найдется.
2. Придумайте как можно больше рифм к словам:
Например, корзина – рябина
росток - цветок
• Поляна
• Осень
• Речка
3. Укажите, в каком из слов (портной, подвал, труба, залы, антракт) есть буква «д»?
Памятка «Как развивать свои способности?» 1. Обязательно верь в себя. 2. Поставь перед собой цель. 3. Упорно трудись. 4. Старайся и постоянно внушай себе, что все сможешь. 5. Никогда не сдавайся. 6. Слушай советы тех, кто старше и опытнее тебя. 7. Делись своими способностями с окружающими людьми. 8. Твори, выдумывай, пробуй! |
Предварительный просмотр:
Возраст, доверие и независимость
Сколько должно быть «карманных денег»?
Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги
- Для чего нужны деньги?
Деньги нужны нам, чтобы платить за товар (продукты питания, одежда, косметика, лекарства и др.) и различные услуги (парикмахерские, химчистки, автомойки и др). Деньги нужны, чтобы заплатить за свет, воду, жильё, поездку на автобусе. Деньги можно накопить, чтобы поехать отдыхать или приобрести машину.
- Где взять деньги?
Деньги можно получить разными способами: заработать, взять в кредит, получить пенсию, одолжить и др.
Честный способ получить деньги – это заработать деньги. Это делают мамы и папы, чтобы обеспечить жизнь вашей семьи. Часть заработанных денег, из так называемого семейного бюджета, попадает и к детям в виде «карманных денег».
Обсудите вместе с детьми и родителями.
- Нужны ли тебе карманные деньги? (да, нет)
- Дают ли тебе родители карманные деньги? (да, нет)
- Сколько бы ты хотел(а) иметь карманных денег на неделю?
- Для чего тебе нужны карманные деньги?
- Кому бы ты купил подарок на карманные деньги?
Для чего нужны карманные деньги?
- Умение разумно распоряжаться деньгами (знать цену и разумно тратить).
- Самостоятельность в принятии решения о выборе покупки.
- Возможность перекусить.
- На проезд.
- На покупку вкусностей…
- Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.
Правилам управления своими деньгами:
- вести в специальном блокноте записи о поступлениях и расходах своих денег, обсуждать их с родителями;
- не покупать понравившиеся товары сразу, подумать об их нужности, о других товарах с такой же ценой, о ценах на один и тот же товар в разных магазинах;
- если сложно копить деньги самому (все время хочется потратить), можно отдавать их на хранение родителям (как в банк);
Предварительный просмотр:
Нужна ли вежливость в современном мире?
Речевая зарядка
- Найдите среди этих слов лишнее:
СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОХОДИТЕ, ИЗВИНИТЕ.
- Объясните, почему оно лишнее.
- Подумайте, почему говорят: «Вежливость ничего не стоит, но много приносит».
- Что нужно сделать, чтобы и слово «проходите» стало вежливым?
Проблемная ситуация
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом -
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
- Подумайте, какое слово потеряла Маша?
- Приходилось ли вам терять такие слова?
- А что значит – спасибо?
- Как вы думаете, кому и за что говорят спасибо?
Словарная работа
В словаре С.И. Ожегова записаны следующие слова:
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
Извините – попросить прощение.
Спасибо – Выражение благодарности.
До свидания – приветствие при прощании.
ВЕЖЛИВОСТЬ – это доброе поведение, почтительность.
Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Задание. Подберите вторую часть пословицы. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц.
- Добро творить – камень растопит
- Ласковое слово лучше слово калечит
- Добрые слова себя веселить
- Слово лечит и дороже богатства
- Ласковое слово и но много приносит
- Вежливость ничего не стоит, мягкого пирога
Правила вежливости:
- Невежливо стоять спиной к собеседнику, жевать во время разговора, вертеть что-либо в руках или трогать собеседника руками.
- Не надо кричать, чтобы тебя услышали.
- Невежливо громко говорить с собеседником в общественных местах и тихо говорить с человеком, который плохо слышит.
- Говорить добрые слова надо искренне.
- Невежливо молчать, если тебя о чём-то спрашивают.
- Обращение должно быть вежливым. Обращение к человеку на ТЫ или ВЫ зависит от его возраста.
- Слушай доброжелательно, проявляй сочувствие.
- Лучше промолчать, если нечего сказать.
- Не говори плохо о других.
- Перешёптываться, когда, кроме тебя и твоего собеседника, есть кто-нибудь ещё, некрасиво.
- При разговоре думай, КОМУ говоришь, ЧТО говоришь, ГДЕ говоришь, ЗАЧЕМ говоришь, и КАКИЕ могут быть последствия.
Предварительный просмотр:
Конфликты дома. Конфликты в школе.
Как правильно помириться после ссоры?
- Вспомните, что такое конфликт.
- Причины возникновения конфликтов?
Ссоры и конфликты никогда не приносят ничего хорошего: человек теряет друзей, хорошее настроение, силы и время. |
- Подумайте, как правильно помириться после ссоры?
- Как попросить прощенья, чтобы было никому не обидно?
1. Конфликты дома.
Конфликты дома чаще всего возникают между родителями и детьми.
Конфликты возникают по многим причинам, но чаще всего из-за:
- успеваемости в школе;
- отсутствие порядка в доме;
- обмана родителей, чтобы «не попало».
Практическая работа
Разберите ситуации вместе с родителями, как лучше поступить?
Ситуация №1
Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию хоккейного матча. Мама настроена на очередную серию российского сериала. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».
Ситуация №2
Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но той нужно уходить на встречу с друзьями, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...
- Трудно ли было договориться? Почему?
- Как вы понимаете эти слова? Обсудите их вместе с родителями.
«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»
Станислав Ежи Лец
Правила управления конфликтом:
|
2. Конфликты в школе.
Конфликты в школе возникают между учениками, учениками и учителями, между родителями школьника и учителями.
Выводы
1. У каждого человека существует свой взгляд на событие, предметы.
2. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном голоса. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным.
3. Еще один момент, который нужно учитывать, это - кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив.
Самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.























