Детям

Минина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

«Мой выбор: за кого и за что я в ответе?»

Речевая зарядка

Голосуй за право жить,

Голосуй за право быть,

Голосуй за жизнь на свете.

Мы в стране за всё в ответе!

Работа по теме

Дорогие выпускники, совсем скоро вы закончите  9 класс, перед вами открываются новые пути и возможности. Вы сейчас, как в сказке, стоите на перекрестке жизненных дорог…

И надо хорошо подумать: куда двигаться дальше? Как строить свою жизнь?

Направо пойдёшь… Налево пойдёшь… Или прямо?

Пересмотрите свой жизненный багаж, и всё самое лучшее возьмите с собой в дорогу!

Помните:

- А, что касается учёбы в училище или работы, стоит принять во внимание следующие советы:

Советы психолога

Совет 1. Если порученное задание слишком сложное, считай это вызовом себе.

Совет 2. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно ни начала ни конца, раздели его на маленькие кусочки. Начинай делать их последовательно и увидишь – дело пойдет веселей!

Совет 3. Не откладывайте в долгий ящик дела, не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.

Совет 4. Старайся не заниматься одним и тем же вопросом в течение дня, чередуй виды деятельности.

Совет 5. Сделай дело лучше, чем делал вчера. Удиви всех!

- Какой бы из них вы выбрали для себя в первую очередь?



Предварительный просмотр:

Нужна ли агрессия?

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Проблемная ситуация

- Какие эмоции вызывает агрессия?

- Как вы думаете, эти эмоции приносят человеку пользу или вред?

Докажите своё мнение, используя фотографии.

- Когда вы злитесь, как вы выплёскиваете свой гнев?

- Как вы считаете, кто страдает от этого?

Что делать с агрессией?

Если вы разозлились в школе, то вы:

- можете подняться по ступенькам на 2 этаж и спуститься;

- карандашом или ручкой постучать по парте;

- нарисовать на бумаге своего обидчика (но не показывать ему) и порвать лист;

- вы можете в ладоши покричать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?

Если вы разозлились дома, то вы можете использовать такие способы разрядки гнева:

- полить цветы;

- поорать в одноразовый стаканчик и помять;

- нарисовать обидчика и порвать лист;

- побить подушку;

- громко спеть песню;

- налить в ванну воды и запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком;

- постирать бельё;

- отжаться.

Поступаем правильно?

1. Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то необходимо:

  1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.
  2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).
  3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).
  4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:

1. Снять напряжение с помощью:

  • счета до 10;
  • умывания рук.

2. Направить агрессию на неодушевленный предмет:

  • эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;
  • боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

3. Пойти к психологу.

4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

2. Если вас втягивают в драку:

  1. Переведите конфликт в шутку.
  2. Отойдите в сторону.
  3. Зайдите в класс.
  4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

– "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".

– "Я возмущен твоим поведением".

– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".

– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".



Предварительный просмотр:

Я и моя уличная компания.

Что тебе хотели сказать, или цена «группового давления»?

Прочитайте. Подумайте, относится ли это к вам.

Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим своё время, это в первую очередь, люди, с которыми мы проводим своё время. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей. Каждый человек одновременно принадлежит к нескольким малым группам: класс, друзья, футбольная команда и т. п.

Оказывается, находясь в группе, человек ведет себя несколько по иному, чем в одиночку. Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способам обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми «подвигами».

В группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок, и даже преступление, хотя большинство членов группы не склонны к этому. Есть и другие стороны воздействия группы на личность. Наше мнение о себе, самооценка, самоуважение во многом зависит от того, как нас оценивают другие члены группы.

Каждый член группы опирается на ту информацию и на те ценности, которые в ходу в данной группе вне зависимости от своих убкждений. А ведь иногда группа принимает заведомо ложную информацию, искаженные моральные ценности.

В группе каждый надеется, что кто-нибудь другой проявит инициативу, возьмет на себя ответственность за противоправные действия или остановит их.

На человека влияет только та группа, которую он ценит, признаёт своей, члены которой для него значимы и авторитетны. Таких лиц обычно называют «значимые другие». Когда «значимые другие» нам помогают, одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков.

Изучите. Сделайте выводы.

       В ответ на групповое давление у человека возникает особая форма поведения, наверняка вам хорошо знакомая, а именно – подчинение группе, согласие с мнением большинства, непротивление группе

Почему придумали эти пословицы? В чём их смысл?

«С кем поведешься, от того и наберешься».

«С людьми живи в мире, а с пороками сражайся».

Запомни формы отказа. Применяй их в жизни.

Отказ от курения:

  • Хочу быть здоровым!
  • У меня есть пример курящего, не хочу на него быть похожим.

Отказ от воровства:

  • Нет, не буду.
  • Воровать – это плохо.
  • У меня всего достаточно.
  • Мне чужого не надо.



Предварительный просмотр:

Как сказать «Нет» и отстоять своё мнение?

Умение правильно отказывать — настоящее искусство, которым владеют далеко не все. Прямым отказом «в лоб»  можно навсегда испортить отношения с близкими людьми, завоевать репутацию жесткого и безразличного человека.

- Рассмотрите иллюстрацию. Скажите, когда нужно говорить нет.

Например, Я скажу ребятам «нет», если это угрожает моему здоровью.

Продолжите ответы.



Предварительный просмотр:

Учимся говорить «нет»,

или как сказать «нет» и отстоять свое мнение?

Игра “Да или нет”

Ответь одним словом на вопросы (устно).

- Ты хотел бы всю жизнь просидеть дома, не выходя на улицу?

- У тебя есть желание съесть горькое мороженое?

- Ты хотелось бы сейчас услышать обидное слово?

- А хотелось бы другу сказать обидное слово?

- А если приятель (подруга) будет заставлять тебя это сделать, как ты поступишь?

Рассуждаем! Обсуждаем!

Да, отказывать действительно трудно!

В жизни часто приходится делать выбор. А умение отказывать – это очень важное умение, которым должен владеть каждый.

- Прочитай, когда нужно уметь сказать «нет!».

- Ответь по образцу: «Я скажу ребятам «нет!», если это угрожает моему здоровью».



Предварительный просмотр:

Я уже взрослый или нет?

Кто я? Какой я?

Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть тайны человека.

Я – это Я!

Когда вам задают вопрос: "Кто ты?", то вы, прежде всего, говорите: “Я – человек!”

Много Я.

Жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, были одновременно, меняли образ своего я:

  • в школе я – ученик;
  • в магазине я – покупатель;
  • на дороге я – пешеход;
  • в транспорте я – пассажир;
  • в библиотеке я – читатель;
  • в театре я – зритель;
  • для друзей я – друг;
  • в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра;
  • в родной стране я – гражданин.

- Можно ли сказать, что для всех вас одна какая–то роль главная. Нет. Мы должны сочетать все свои роли, выполнять их все в соответствии со своим возрастом.

Я уже взрослый или нет?

- Прочитайте. Подумайте, почему про подростков так говорят? Обсудите с родителями.

Практическая работа

Качества - характеристика свойств, сущности человека.

-Выберите те качества, которые присущи взрослому человеку и ребёнку (устно).

самостоятельность
наивность
беззащитность
неопытность
рассудительность
ответственность за свои поступки
аккуратность
практичность
упрямство
осторожность
доверчивость
справедливость
уважение окружающих
самоанализ
любовь к близким
культурное поведение
профессионализм

-Какие качества подходят ребёнку? Какие качества подходят взрослому человеку?

-Какие качества взрослого человека вам особенно нравятся, и в будущем вам хотелось бы ими обладать?

Запомните:

Что значит быть взрослым?

Быть взрослым – значит иметь

не только права,

но и обязанности.




Предварительный просмотр:

Подросток: права и обязанности

1. Словарная работа

Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте.

Право – это обязательные к исполнению нормы, установленные государством.

Обязанность – это то, что человек должен делать по отношению к другим.

2. Проблемные вопросы:

  • Требуешь прав своих, не забывай о других.

  • Права есть, так и обязанностей не счесть.

- Объясните, как вы понимаете эти  пословицы.

- Как вы думаете, чего становится больше с возрастом

 прав или обязанностей? Почему?

3. Документы о правах и обязанностях подростков

4. Права и обязанности подростка

С 16 лет
• имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
• подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность;
• несет уголовную ответственность за любые преступления.

С 17 лет - гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
С 18 лет - гражданин становится совершеннолетним и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Каждый подросток должен знать, что право – это и обязанность.

Если обязанности не выполняются – наступает ответственность.

Подросток несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами их заменяющими;
- перед учителями и воспитателями, администрацией школы;
- подросток несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 14 лет наступает:
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.

С 16 лет наступает:
- административная и полная уголовная ответственность.



Предварительный просмотр:

Правила работы над собой?

Речевая разминка

- Прочитай отрывок из книги «Маленький принц».

- Почему нужно соблюдать порядок?

Прочитайте памятки

Скоро вы закончите школу. Многие из вас пойдут учиться в училище.       В училище важно хорошо учиться и работать над собой.

Правила организации работы




Предварительный просмотр:

Игры и упражнения,

направленные на регуляцию эмоционального состояния

Дорогие ребята! В жизни бывает так, что не всегда нам бывает хорошо. Мы злимся, плачем, бываем расстроены. Но есть упражнения, которые помогают человеку управлять своим эмоциональным состоянием.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми упражнениями, которые помогают работать над саморегуляцией.

1. Мимическая гимнастика «Забавные гномы»

- Выполни упражнения перед зеркалом 3-5 раз.

Когда нам грустно – мы делаем вот так.

Когда мы удивлены – делаем вот так.

Когда мы испуганы – мы такие.

Когда мы злимся – мы уже другие.

Когда мы радуемся – мы делаем так.

2. Упражнения

«Гора с  плеч» - когда ты очень устал(а), тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, тебе сразу станет легче.

«Замри» - если тобой недовольны, ты бегаешь и кричишь, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе занятие,  начни что-то делать полезное.

3. Способы саморегуляции, о которых вы ещё не знали, но догадывались…

Упражнения для снятия стресса

(дополнительный материал)

        Этот комплекс прост и эффективен, для его выполнения вам не  потребуется ничего, кроме стены.



Предварительный просмотр:

Правила сотрудничества

 «…Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».

                                                             Леббок

- Скажите, как Вы понимаете эти слова?

- Вспомните пословицы. Отгадайте кроссворд.

- Сегодня, вспомнив пословицы о дружбе, важно помнить о качестве, без которого невозможна дружба, без которого не сделать ни одно простое или сложное дело. Это качество - "умение сотрудничать ".

Запомните

СО-ТРУД-НИЧЕСТВО - это совместный труд или какое-либо общее дело.

ПРАВИЛА СОТРУДНИЧЕСТВА

1. Терпение, выдержка, доброжелательность.

2. Распределение обязанностей.

3. Умение подчиняться.

4. Правильная самооценка.

Подумайте!

  1. Где и как в жизни могут пригодиться правила сотрудничества?
  2. Почему эти правила необходимо применять дома, в школе, в дальнейшей работе?



Предварительный просмотр:

Мои интересы и способности. Как развивать свои способности?

Люди часто произносят слова «способности», «способный», «неспособный», но при этом часто ошибаются, оценивая человека. Ученика, у которого образовались пробелы в знаниях, называют неспособным. Способности часто путают со знаниями, умениями или с какой-то чертой характера.

Способности – это свойства человека, позволяющие успешно заниматься выбранной деятельностью

Как развивать свои способности?

Основу способностей составляют природные задатки человека, наследуемые им от родителей. Например, одни люди обладают очень хорошим слухом, другие физически сильные.

Но способности проявляются у человека только в труде: нельзя судить о способностях человека пока он не начал что-то делать, например, пока не начал петь или заниматься спортом.

Интересы и способности влияют на выбор профессии.

Вывод: одного желания стать выдающимся певцом, банкиром, математиком, спортсменом – мало, нужно также - трудолюбие, терпение, упорство, умение преодолевать трудности!

Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель говорил:

«Гений - 99% труда и только 1% дарования».

 «Интеллектуальные забавы»

1. Прочитай правильно.

- Перед вами фразы, в которых перепутан порядок слов. Скажи предложение правильно.

• Весит, трех «Электроника», ни, телевизор, более, килограммов.

• Загрязнение, растений, и рек, морей, делает, рыб, не пригодными,

для, их, жизни.

• Пожалуй, не, формой, человека, восхищался, бы, снежинок, который,

ни, изумительной, найдется.

2. Придумайте как можно больше рифм к словам:

Например, корзина – рябина

                    росток - цветок

• Поляна

• Осень

• Речка

3. Укажите, в каком из слов (портной, подвал, труба, залы, антракт) есть буква «д»? 

Памятка «Как развивать свои способности?»

1. Обязательно верь в себя.

2. Поставь перед собой цель.

3. Упорно трудись.

4. Старайся и постоянно внушай себе, что все сможешь.

5. Никогда не сдавайся.

6. Слушай советы тех, кто старше и опытнее тебя.

7. Делись своими способностями с окружающими людьми.

8. Твори, выдумывай, пробуй!



Предварительный просмотр:

Возраст, доверие и независимость

Сколько должно быть «карманных денег»?

Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги

   

- Для чего нужны деньги?

Деньги нужны нам, чтобы платить за товар (продукты питания, одежда, косметика, лекарства и др.) и различные услуги (парикмахерские, химчистки, автомойки и др). Деньги нужны, чтобы заплатить за свет, воду, жильё, поездку на автобусе. Деньги можно накопить, чтобы поехать отдыхать или приобрести машину.

- Где взять деньги?

         Деньги можно получить разными способами: заработать, взять в кредит, получить пенсию, одолжить и др.

Честный способ получить деньги – это заработать деньги. Это делают мамы и папы, чтобы обеспечить жизнь вашей семьи. Часть заработанных денег, из так называемого семейного бюджета, попадает и к детям в виде «карманных денег».

 Обсудите вместе с детьми и родителями.

  1. Нужны ли тебе карманные деньги? (да, нет)
  2. Дают ли тебе родители карманные деньги? (да, нет)
  3. Сколько бы ты хотел(а) иметь карманных денег на неделю?
  4. Для чего тебе нужны карманные деньги?
  5. Кому бы ты купил подарок на карманные деньги? 

Для чего нужны карманные деньги? 

- Умение разумно распоряжаться деньгами (знать цену и разумно тратить).

- Самостоятельность в принятии решения о выборе покупки.
- Возможность перекусить.
- На проезд.
- На покупку вкусностей…
- Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.

Правилам управления своими деньгами:

- вести в специальном блокноте записи о поступлениях и расходах своих денег, обсуждать их с родителями;

- не покупать понравившиеся товары сразу, подумать об их нужности, о других товарах с такой же ценой, о ценах на один и тот же товар в разных магазинах;

- если сложно копить деньги самому (все время хочется потратить), можно отдавать их на хранение родителям (как в банк);



Предварительный просмотр:

Нужна ли вежливость в современном мире?

Речевая зарядка

- Найдите среди этих слов лишнее:

СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ,  ПРОХОДИТЕ, ИЗВИНИТЕ.
- Объясните, почему оно лишнее.

- Подумайте, почему говорят: «Вежливость ничего не стоит, но много приносит».

- Что нужно сделать, чтобы и слово «проходите» стало вежливым?

                                                                                                                                          Проблемная ситуация

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом -
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

- Подумайте, какое слово потеряла Маша?  

- Приходилось ли вам терять такие слова?

- А что значит – спасибо?

- Как вы думаете, кому и за что говорят  спасибо?

Словарная работа

В словаре С.И. Ожегова записаны  следующие слова:

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

Извините – попросить прощение.

Спасибо – Выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

ВЕЖЛИВОСТЬ – это доброе поведение, почтительность.

Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Задание. Подберите  вторую часть пословицы.  Объясните, как вы понимаете  смысл  пословиц.

  1.  Добро творить –                                камень растопит
  2. Ласковое слово лучше                       слово калечит
  3. Добрые слова                                      себя веселить
  4. Слово лечит и                                     дороже богатства
  5. Ласковое слово и                                но много приносит
  6. Вежливость ничего не стоит,            мягкого пирога

Правила вежливости:

  1. Невежливо стоять спиной к собеседнику, жевать во время разговора, вертеть что-либо в руках или трогать собеседника руками.
  2.  Не надо кричать, чтобы тебя услышали.
  3. Невежливо громко говорить с собеседником в общественных местах и тихо говорить с человеком, который плохо слышит.
  4. Говорить добрые слова надо искренне.
  5. Невежливо молчать, если тебя о чём-то спрашивают.
  6. Обращение должно быть вежливым. Обращение  к человеку на ТЫ или ВЫ зависит от его возраста.
  7. Слушай доброжелательно, проявляй сочувствие.
  8. Лучше промолчать, если нечего сказать.
  9.  Не говори плохо о других.
  10.  Перешёптываться, когда, кроме тебя и твоего собеседника, есть кто-нибудь ещё, некрасиво.
  11.  При разговоре думай, КОМУ говоришь, ЧТО говоришь, ГДЕ говоришь, ЗАЧЕМ говоришь, и КАКИЕ могут быть последствия.


Предварительный просмотр:

Конфликты дома. Конфликты в школе.

Как правильно помириться после ссоры?

- Вспомните, что такое конфликт.

- Причины возникновения конфликтов?

Ссоры и конфликты никогда не приносят ничего хорошего: человек теряет друзей, хорошее настроение, силы и время. 

hello_html_46f158c1.jpg

- Подумайте, как правильно помириться после ссоры?

- Как попросить прощенья, чтобы было никому не обидно?

1. Конфликты дома.

Конфликты дома чаще всего возникают между родителями и детьми.

Конфликты возникают по многим причинам, но чаще всего из-за:

- успеваемости в школе;

- отсутствие порядка в доме;

- обмана родителей, чтобы «не попало».

Практическая работа

         Разберите ситуации вместе с родителями, как лучше поступить?

Ситуация №1

Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию хоккейного матча. Мама настроена на очередную серию российского сериала. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».

Ситуация №2

Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но той нужно уходить на встречу с друзьями, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...

- Трудно ли было договориться? Почему?

- Как вы понимаете эти слова? Обсудите их вместе с родителями.

«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»

Станислав Ежи Лец

          Правила управления конфликтом:

  1. Не прерывайте. Слушайте.
  2. Не делайте предположений.
  3. Не переходите на личность человека и не оскорбляйте.
  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
  5. Закончите на позитивной ноте.

2. Конфликты в школе.

Конфликты в школе возникают между учениками, учениками и учителями, между родителями школьника и учителями.

Выводы

1. У каждого человека существует свой взгляд на событие, предметы.

2. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном голоса. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным.

3. Еще один момент, который нужно учитывать, это - кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив. 

Самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: