Материалы для психолога
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересной для окружающих тебя людей, оставаться интересной всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения.
Новый учебный год. Каждый год приводят родители своих детей в первый класс. Темноглазый мальчик крепко вцепился за руку мамы, другой – очаровательно улыбается, а третий – уже тихонько дергает соседку за косу.
Они такие разные: по возрасту, по характеру, по восприятию нового, но всех их объединяет одно – это дети с ограниченными возможностями здоровья...
Педагог-психолог, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как мне кажется обязательно должен иметь дефектологическое образование, знать особенности детей, с которыми он работает, учитывать особенности процесса обучения, понимать родителей этих детей.
Подборка полезных материалов содержит:
- ссылки на нормативно-правовую базу и профессиональный стандарт педагога-психолога
- рабочие программы
- материалы из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормативные документы, регламентирующие работу педагога-психолога в системе образования в РФ
436-ФЗ от 29.12.2010
Гражданский кодекс Российской Федерации
Закон об образовании Российской Федерации
Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Письмо МО РФ от 27.03.2000 №27 901-6 О ПМП консилиуме ОУ
Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 867
Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6 2
Семейный кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный Закон от 21.12.1996 N159-AP
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
Нормативные документы, регламентирущие работу педагога-психолога при профилактике аутоагрессивного (деструктивного) поведения несовершеннолетних»
Конституция Российской Федерации
Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. N 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2021 г. N 1058-р Об утверждении комплекса мер до 2025 г. по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения
Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. N 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. N 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков».
Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. N 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Письмо Минпросвещения от 30 сентября 2020 г. N 07-5864 о направлении методических рекомендаций.
Письмо Минпросвещения России от 30.06.2022 N 07-4237.Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как сделать родительское собрание ярким и запоминающимся, объяснить сложное простым языком?
Подборка полезных материалов для работы педагога-психолога, учителя, воспитателя копится у меня давно. И я ей эффективно пользуюсь!
- Материалы из журнала «Школьный психолог», №5, 2004 г.
И.В. Вачков «Сказка о Деревьях-Характерах»
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200400517
- Материалы из журнала «Школьный психолог», №5, 2006 г.
Светлана Цветкова пособие для работы с родителями «Вопросы воспитания в картинках»
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600509
- Копилка методических приемов, или, как сделать родительское собрание эффективным и интересным
https://t1772bc.dou.obrazovanie33.ru/upload/iblock/eee/kopilka-metodicheskikh-priemov.pdf
- Из гусеницы в бабочку [Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе]
Стишенок Ирина Владимировна
https://staff.wikireading.ru/h9QSiaEUP6
- 20 важных цитат о воспитании, которыми хочется поделиться
https://agafonova-aist21.edumsko.ru/articles/post/3018853
Предварительный просмотр:
Минина Ольга Ивановна, педагог-психолог, учитель
Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»
e-mail:olga-iw-minina@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГОМ КОМПЛЕКСА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ «КОМФОРТ-ЛОГО» ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КУРСОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Использование комплекса биологической обратной связи «Комфорт-ЛОГО» в коррекционной работе с обучающимися с нарушениями слуха
Современные условия жизни являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. В наше время требования мира настолько велики, что ребенку жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы, даже в самых сложных ситуациях. Эти умения особенно необходимы детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется больше времени для адаптации, помощь в преодолении проблем, с которыми им приходится сталкиваться при обучении в школе, общении с окружающими, выборе жизненного пути.
Как показывает практика, эффективной бывает помощь, которая расширяет возможности личности, предоставляя ей новые возможности в самореализации. Помощь использования обходных путей для детей и подростков с ОВЗ даёт метод биологической обратной связи.
Коррекционно-развивающая работа с использованием индикаторно-программного комплекса биологической обратной связи «Комфорт-ЛОГО» НПФ «Амалтея» г. Санкт-Петербург даёт возможность осуществлять работу по:
- коррекции психоэмоциональных нарушений
- обучать эффективным навыкам саморегуляции
- снижать стрессовые нагрузки
- обеспечивать процессы личностного развития и расширять возможности социально-психологической адаптации начиная с дошкольного возраста.
Программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи (ФБУ БОС).
Биоуправление – это особая форма обучения человека новой для него деятельности, новым навыкам. Её специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, например, участвующие в акте дыхания или мышечного расслабления, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств, которые дают возможность «увидеть» результаты работы. Использование технических средств безопасно и не предназначено для медицинского применения.
Применение метода ФБУ БОС заложено и в программный комплекс «Тимокко», который предназначен для создания игровой среды для развивающих занятий дошкольников и младших школьников со сложной структурой дефекта, где биоуправление осуществляется с помощью компьютерной мыши, встроенной в разноцветные шары, приятные на ощупь. Отличительная особенность комплекса «Тимокко» заключается в том, что выполнение игровых развивающих заданий напрямую связано с двигательной активностью ребенка, что значительно расширяет возможности коррекционной работы.
Основной целью программы «Комфорт-ЛОГО» является обучение навыку правильного, оптимального типа дыхания – диафрагмального; работать над артикуляцией, голосообразованием, формировать свободную, без избыточных физиологических затрат речь, развивать активное внимание, память, понятийное мышление и в целом речевое поведение, что особенно важно для детей со сложной структурой дефекта. Например, это дети с нарушением слуха и заиканием.
Направление детей на занятия по данной программе осуществляется строго по показаниям и итогам работы школьного психолого-педагогического консилиума, учетом медицинских противопоказаний. Данные отражаются в плане индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Родители знакомятся с итогами работы консилиума и условиями работы по данной программе с подписанием соответствующего заявления.
Работа по программе «Комфорт-ЛОГО» проводится в форме психофизиологического тренинга, который начинается с диагностики актуального состояния ребенка. Аппаратный метод диагностики заложен в саму программу.
Диагностика проводится в нескольких режимах, в ходе которой приборы учитывают качество дыхания - силу и глубину вдоха/выдоха, частоту сердечных сокращений, способность к мышечному напряжению/расслаблению, и при необходимости используются датчики перефирической температуры.
Применяются и традиционные психологические методы исследования. Цветовой тест М. Люшера является эталонным индикатором нервно-психического благополучия, который путем численной оценки показывает энергетическую установку ребенка, опросник «Сенсорные предпочтения» применяется для детей от 12-ти лет, с его помощью проводится определение индивидуальных особенностей репрезентативных систем, при необходимости, используются проективные методы исследования (рисунки, графические изображения и высказывания детей).
Коррекционный курс включает 25-30 индивидуальных занятий с периодичностью – не менее 2-3-х раз в неделю. Один курс коррекционных занятий, таким образом, продолжается не менее 3 - 3.5 месяцев. Коррекционный курс занятий обязательно информационную составляющую и направлен на формирование и закрепление практических навыков.
Программа индивидуальных занятий строится на модульной основе в нескольких режимах согласно структуре дефекта по результатам диагностики, что позволяет свободно планировать сеанс, чередуя периоды тренинга и отдыха, задавать длительность каждого периода сеанса и управлять их ходом. Помимо основного параметра, по которому строится обратная связь, в процессе сеанса возможен мониторинг других сигналов. В процессе занятий широко используются различные виды обратной связи, самыми интересными из них, особенно для младших детей, являются игры-анимации, а для старшеклассников – анализ графиков работы.
Важнейшим преимуществом данного метода является объективность, так как в структуру каждого занятия обязательно включена диагностика текущего состояния в начале работы и по ее окончанию.
Результаты по каждому сеансу работы и по всей программе занятий отражаются в индивидуальной карточке, которая создается на каждого ребенка в компьютерной программе. Для комплексной оценки результатов диагностики и результатов работы также используется «Карта сопровождения учащегося», посещающего занятия по программе «Комфорт-ЛОГО», к которой могут прикрепляться рисунки и др. материалы работы с ребенком.
Применение данной программы на протяжении нескольких лет работы в школе позволяет традиционно использовать примерную структуру занятий, в которой выделяются: диагностический этап; этап формирования нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом; этап формирования нового динамического стереотипа и заключительный этап. Далее возможна корректировка навыка, которая не требует посещения занятий в определенном режиме.
Анализ результатов за три года позволяет говорить о положительной динамике использования данного метода в коррекционно-развивающей и психопрофилактической работе. По завершению коррекционного курса, в большинстве случаев, у детей нормализуются физиологические показатели, наблюдается положительная динамика со стороны общего состояния: снимается избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшается уровень тревожности, улучшается саморегуляция.
Таким образом, использование метода ФБУ БОС «Комфорт-ЛОГО» значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка и позволяет расширить возможности коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список используемой литературы.
- Вовк, О.Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам/ О.Н. Вовк. Санкт-Петербург, 2010. – 89 с.
- Диагностика и коррекция психофизиологического состояния: Методическое пособие. Санкт-Петербург: НПФ «Амалтея», 2018. - 108 с.
- Логотерапевтический комплекс БОС «Комфорт-ЛОГО»//сайт. – Логопедический комплекс БОС: https://mederia.ru/catalog/kompleks-amalteya-komfort-logo/
Предварительный просмотр:
Советы детского психолога
Все мы, родители, конечно же, стремимся к тому, чтобы у нас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы мы для него были примером и авторитетом, чтобы в семье царили любовь и взаимоуважение. Но ваши устремления достигнут цели, если вы:
- Знаете, что доверие - основное правило.
- Всегда своим детям говорите правду.
- Стараетесь быть примером для ребёнка.
- Уважаете ребёнка, как личность, имеющую право на свою точку зрения…
- Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
- Советуетесь с ребёнком.
- Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чём он прав или не прав.
- Постоянно читаете вслух своему ребенку.
- Осуждая ребенка за поступок, вспоминаете себя в его возрасте.
- Знаете друзей своего ребенка
и приглашаете их в дом.
- Вечером всей семьей
обсуждаете, как прошёл день.
Типичные затруднения
детей с трудностями обучения
- Низкая мотивация к познавательной деятельности
- Низкий темп выполнения заданий
- Нуждается в постоянной помощи взрослого
- Низкий уровень развития внимания,
речи и мышления
- Трудности в понимании инструкций
- Детское поведение
- Неустойчивая самооценка
- Повышенная тревожность
- Психомышечное напряжение
- Низкий уровень развития моторики, ловкости движений
- Повышенная утомляемость
- Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству
Что значит развивать мелкую моторику?
Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором, специальные упражнения:
- упражнения с мелкими предметами;
- графические задания;
- пальчиковые игры.
Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:
- театр теней с показом фигурок героев руками;
- игры с мозаикой;
- игры с мелким конструктором;
- собирание пазлов;
- закручивание крышечек;
- игры со скрепками;
- выкладывание дорожек или узоров из камушков;
- задания с резиночками.
Упражнения с мячом
Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:
- поступательные движения ладонями вперед – назад;
- круговые движения ладонями;
- сжимание – разжимание мяча в ладони;
- перекладывание из одной руки в другую;
- зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
- катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
- прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
- продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.
Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.
Воспитание добротой
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества?
Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее.
С младшего возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – это первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Воспитание у детей доброты начинается в семье. В данном вопросе очень важна сама атмосфера в доме. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра.
Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей.
Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений, прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими.
Помните, добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла!
Б.Ключевский
Предварительный просмотр:
Роль родителей
в нравственном воспитании своих детей
Закон семьи №1
Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любимым независимо от того, красив он или нет, развит интеллектуально или не очень.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботы членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий постор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость близких людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, своё особый характер, свои традиции».
При этом известный русский учёный-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем».
Закон семьи №2
Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и правды.
Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, который так хотелось сохранить ложью. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; а подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.
Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда честно и прямо отказать в ответе или провести определенную границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью.
Закон семьи №3
Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску.
Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и душе ребёнка.
Как правильно говорить с ребёнком?
Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он хорошо знает и без нас.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».
Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.
В-третьих, надо продумывать, как связать организованную нами беседу с жизнью, и, самое главное, какого практического результата мы хотим добиться.
Закон семьи №4
Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считает наказание. Наказание считает воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание недолжно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него..
Многие педагоги говорят об огромном эффекте прощения. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности родителя. Надо суметь не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
Закон семьи №5
Закон понимания ребёнком «можно», «надо», «нельзя».
Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.
«Если старшие стремяться удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».
С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно»,»надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.
В.А.Сухомлинский говорит в своих книгах: «…искусство поведения и запрета…даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»
Закон семьи №6
Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребёнка. Этим необходимо заниматься в семье, и в школе. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации, как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
Закон №7
Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
Ребёнок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд - это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Закон №8
Закон культивирования в семье положительных привычек.
Можно много раз говорить своему ребёнку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды, можно говорить о вреде курения, и самому взрослому курить не переставая.
Такие примеры – модель для подражания и активного использования в жизни.
Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
Закон №9
Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
Для того, чтобы ребёнок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.
Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил.
Только к 7 годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного.
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
В.А. Сухомлинский








