Родителям
Быть родителем - это особая миссия...
Скачать:
Предварительный просмотр:
О трудностях построения доверительных отношений с детьми и подростками в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Минина Ольга Ивановна,
педагог-психолог, учитель-дефектолог, Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска, Кировская область, город Советск Российская Федерация
Аннотация: Данная статья отражает вопрос построения доверительных отношений с детьми и подростками в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены особенности воспитания в семье на современном этапе развития и специфические трудности в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Обозначены основные направления работы с данными семьями. Представлены отдельные моменты работы, анализ эффективных и неэффективных рекомендаций по работе с родителями.
Ключевые слова: особый ребенок, семья особого ребенка социальные нормы, дифференцированный характер взаимоотношений, специалисты службы сопровождения.
On the difficulties of building trusting relationships with children and adolescents in families with children with disabilities
Minina Olga Ivanovna,
Teacher-Psychologist, Teacher-Defectologist, Kirov Regional State General Education Budgetary Institution "Boarding School for Students with Disabilities of Sovetsk, Kirov Region, Sovetsk, Russian Federation
Abstract: This article reflects the issue of building trusting relationships with children and adolescents in families with children with disabilities. The features of upbringing in the family at the present stage of development and specific difficulties in families raising children with disabilities are revealed. The main directions of work with these families are outlined.
Keywords: special child, family of a special child, social norms, differentiated nature of relationships, specialists of the support service.
Кировская область г. Советск, Российская Федерация,
e-mail: olga-iw-minina@yandex.ru, +7 922 900‒18‒15
Быть родителем – это счастье? Наверное, многие могут легко ответить на этот вопрос. А быть родителем особого ребенка – это тоже счастье? И ответ на этот вопрос может иметь за собой много философских рассуждений.
Современные условия жизни являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. В наше время требования мира настолько велики, что ребенку жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы, даже в самых сложных ситуациях. Эти умения особенно необходимы детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые в первую очередь закладываются в семье.
Ведь в семье ребенок познаёт: cоциальные нормы, cтиль жизни, знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет и образовательную функцию, связанную с образованием детей и также продолжением образования родителей.
Семья, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ имеет те же особенности, что и обычная среднестатистическая семья [1,2]. По характеру взаимоотношений – идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная семья; типу - гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная; роли ребенка в семье – «кумир в семье», «золушка», «ужасный ребенок», «Мамино (бабушкино)»сокровище, «болезненный ребенок».
И одновременно эта семья переживает моменты, которых нет в большинстве семей, связанных с пониманием и принятием или не принятием проблемы «особого» ребенка [3]. Семья, которая понимает и принимает проблему, связанную со статусом ребенка с ОВЗ, ищет помощь и принимает ее, максимально конструктивно решает возникающие проблемы. Семья, которая не принимает проблему, закрывается, не может справиться с навалившимися на нее проблемами.
В семьях, где не понимают проблему, но принимают и любят ребенка с ОВЗ действуют интуитивно, помогая социализации детей, развивая его как могут. Особенно сложная ситуация возникает в семьях, где не понимают и не принимают проблему ребенка с ОВЗ.
Поэтому, все это необходимо учитывать в современных реалиях жизни [4]. Среди современных детей уходит деление – уже нет «середнячков». Дети всё чаще делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности
ребёнка искажена. Духовно-нравственное воспитание становится ключевой проблемой современного общества, о которой говорят специалисты.
Вот основные трудности, с которыми сталкиваются современные родители:
- соответствует ли ребёнка определенным стандартам?
- трудности с поведением детей, и затруднения в выборе наказания;
- отсутствие друзей у ребенка, низкое развитие навыков общения;
- отсутствие взаимопонимания в семье;
- трудности в организации свободного времени.
Особые проблемы в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ вызваны не только с проблемами в образовании, но и материальными затруднениями, отсутствие необходимого объема помощи от государства и, конечно, личной деформацией родителей.
Многие из родителей находятся в состоянии длительного стресса, отмечается отказ от понимания проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание, трудности приятие личности ребёнка с ОВЗ, страх ответственности, гиперболизация проблем ребёнка или вера в чудо. Поэтому специалисты в этой связи отмечают частое нарушение взаимоотношений в семье, неконструктивные формы взаимоотношения с ребенком.
Для построения доверительных отношениях с детьми и подростками в семьях необходимо специалистам службы сопровождения (медицинским работникам, психологам, социальным педагогам, дефектологам), работающим в детских садах, школах ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, особенности ребенка, терпеливо приобщать взрослых к делам школы и класса. Характер взаимоотношений с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, должен быть сугубо дифференцированным.
Из сложностей во взаимодействии специалистов с семьями отмечаются следующие барьеры:
- организационные факторы - общая загруженность;
- психологические факторы - установки, с которыми родители и педагоги взаимодействуют друг с другом;
- методические факторы - устойчиво сложившиеся методы и приемы взаимодействия с родителями.
Неэффективные приемы взаимодействия с родителями являются такие как - педагог занимает позицию «сверху», дистанцируется от ситуации, подчеркивает, что проблема его не касается: «Ваш ребенок не умеет себя вести», педагог формулирует свое мнение оценивающе и осуждающе: «Вы с ним слишком мягки» и т.п.
Из эффективных приемов можно выделить:
- формулировка общих целей;
- использование позиции «МЫ»;
- постановка родителя в позицию «эксперта»;
- выделение сильных сторон ребенка;
- избегание осуждения и критики, особенно если родители сами готовы анализировать и менять свое поведение;
- описание проблемы ребенка через поведение, без обобщений.
В воспитании ребенка с ОВЗ, в работе с семьей важно продумывать не только каждое мероприятие и занятие, но и продумывать рекомендации, чтобы родители ее выполняли осознанно и правильно. Целесообразность рекомендации должна быть очевидна для родителя. Рекомендация должна быть понятна, предлагать некое пошаговое руководство к действию. Необходимо, чтобы родитель принимал те идеи и смыслы, которые несет в себе рекомендация.
Критерии эффективной рекомендации. Она формулируется в утвердительной форме, в терминах поведения. Рекомендация должна быть достаточно конкретна и реалистична, т.е. родитель должен быть в состоянии ее выполнить.
Таким образом, результаты успешной работы с семьей будут выражаться в нормализация эмоционального состояния ребенка, устойчивости психоэмоционального состояния родителей и создания в семье коррекционно-развивающей среды. И специалистам сопровождения, и родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ слова Януша Корчака: «Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…», будут мудрым напутствием.
Список использованных источников и литературы
1.Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева / Москва: Просвещение, 2008. – 239 с.
2. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 408 с.
3. Сборник по итогам межрегиональной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», Киров, 2023г. Минина О.И., Чезганова Е.И. Взаимодействие образовательной организации КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска и МООРДИ «Наши дети» г. Советска Кировской области
4. https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/SBORNIK-IV-KONF-SEMYa_2022.pdf
Предварительный просмотр:
"Воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО".
В. А. Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Что нужно тренировать, чтобы увеличить скорость чтения?
Чтобы читать быстрее, важно развивать несколько ключевых навыков.
- Внимание и концентрация, чтобы не отвлекаться и сохранять устойчивое восприятие текста.
- Память помогает удерживать и обрабатывать большой объем информации, делая чтение не только быстрым, но и осмысленным.
- Скорость мышления позволяет быстрее анализировать текст и делать выводы.
- Периферическое зрение, которое поможет охватывать взглядом больше слов за раз, вместо чтения по одному.
- Скорость восприятия слов, что достигается с помощью регулярного чтения и расширения словарного запаса.
- Умение подавлять внутреннюю артикуляцию, чтобы не произносить слова про себя, тратя на это время.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Роль родителей в подготовке домашнего задания»
Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Но трудности и вопросы возникают у каждого родителя…
Домашние задания и время их выполнения.
Объём домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2
– 3 классах – 1,5 часа, в 4 – 5 классах – 2 часа, в 6 – 8 классах – 2,5 часа, в 9 – 11 классах – до 3,5 часов («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Для чего нужно выполнять домашнее задание?
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Как организовать домашние занятия?
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включатся в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Как помочь выполнить домашнее задание?
- Школьник должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно.
- Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания, проконсультируйтесь с учителем.
- Настройте на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить.
- Не следует ни торопиться, и не затягивать с уроками. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности.
- Не обсуждайте с сыном или дочерью то, что задал учитель учить дома. Он руководствуется учебным планом и утвержденной учебной программой.
- Не пытайтесь выполнить за своего ребенка домашнее задание. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Каждый ребенок, садясь за уроки, должен придерживаться правил:
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи телефон, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Убери со стола все лишнее.
- Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…
При подготовке домашних заданий в старших классах рекомендуется использовать:
метод ключевых слов, который может помочь при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
метод «5П» - этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1 П — просмотри текст (бегло).
2 П — придумай к нему вопросы.
3 П — пометь карандашом самые важные места.
4 П — перескажи текст (используя ключевые слова).
5 П — просмотри текст повторно.
Предварительный просмотр:
Последствия необдуманных поступков
«Быть человеком – это значит чувствовать
свою ответственность перед людьми»
Антуан де Сент-Экзюпери
Всем известны слова из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и поступки человека являются доказательством выбора.
Но, к сожалению, иногда мы, не задумываясь, совершаем такие поступки, которые причиняют боль и страдания другим людям. И при этом мы действуем не со зла, а … просто так. Просто так обзываем друг друга, придумывая обидные дразнилки. Просто так кидаем камень в голубя. Просто так, не задумываясь.
Обсудите с детьми!
В поведении, в поступках проявляются особенности нашего характера, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
Никто не станет отрицать, что, если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.
Народная мудрость
В своей истории народ многое подметил, обдумал. Поразмышляйте и вы. Задайте вопрос: почему это бывает так?
- Выберите из данных пословиц те, в которых говорится, что нельзя делать что-то необдуманно, «просто так», если это может причинить кому-то неприятности.
- Не узнавши броду, не суйся в воду;
- Дорога ложка к обеду;
- За худом пойдешь - не добро найдешь;
- Других не суди - на себя погляди;
- Плохо, коль слово сказано, не спросясь разума;
- Близок локоть, да не укусишь;
- Поспешишь – людей насмешишь;
- Когда рак на горе свистнет.
Важно понять и запомнить!
Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.
За свои поступки надо отвечать |
Прежде чем совершить плохой поступок, ПОДУМАЙ! |
За добрые поступки – добром отплатят |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Причины и последствия поступков
Подумайте, почему эти слова стали эпиграфом?
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай,
что рядом с тобой человек. (Сухомлинский В. А.)
Вспомните, что такое поступок?
Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Каждый день мы совершаем разные поступки. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек протаптывает тропинку своей жизни. «Не знал...», «Не думал...», «Не хотел...», - этот лепет часто приходится слышать и родителям, и педагогам.
Хотя, каждый знает, что хороший поступок приносит пользу, радость людям. Плохой - огорчает, приносит неприятности. За хорошие поступки - нас благодарят, за плохие поступки - приходится отвечать и получать наказание.
Обсуждение жизненных ситуаций "Как бы поступил я?"
I ситуация. В школе проводится месячник по благоустройству. Наше задание - убирать улицу. Делаем это уже много раз...
А) Не пойду, надоело, обойдутся без меня.
Б) Пойду, отмечусь, но работать не буду.
В) Пойду, заставлю себя работать, чтобы учитель не ругал, не жаловался родителям.
Г) Пойду, постараюсь сделать работу хорошо, потому что и город будет чище, и, может быть, подам ребятам хороший пример.
II ситуация. Как я отношусь к учебе, к разным предметам.
А) Математику, труд, русский язык еще можно учить, но остальные предметы не обязательно.
Б) Буду развивать усилия, чтобы преодолевать нежелание учить: самостоятельно регулярно готовить домашние задания; отвечать на уроке не тогда, когда спросят, а самостоятельно.
В) Буду учить все, лишь бы не ругали родители, учителя.
Г) Хочу знать, чтобы быть в жизни образованным.
III ситуация. Часто бывает, что в классе нет дружбы, класс разбит на группки.
А) Меня это положение устраивает.
Б) Я себе друзей выбрал (а), поэтому остальные меня не интересует.
В) Понимаю, что, если бы мы уважали друг друга, в классе было бы лучше.
Г) Не буду поступать необдуманно, так, как это делают другие. Постараюсь со всеми быть в хороших отношениях, помогать, избегать ссоры.
Вывод: вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.
Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?
Ответ на этот вопрос люди нашли давно. Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц.
Заварил кашу |
|
На добрый привет |
|
Семь раз отмерь |
|
Как применять эти «золотые правила» в жизни?
Притча
Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит».
Когда ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая», учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...»
Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.
Предварительный просмотр:
Три ступени, ведущие вниз…
«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».
Н.И. Пирогов
«Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости».
Л. Алберти
Проблемная тема
Уважаемые родители, обсудите вместе с детьми!
О вреде курения и употребления алкоголя сказано немало. И все же число курильщиков и людей, употребляющих алкоголь, продолжает расти с каждым годом. К ним присоединяются ещё и те, кто прививает себе другие вредные привычки.
Почему же человек «разумный», невзирая на угрожающую статистику, с завидным упорством продолжает себя травить?
-Подумайте, изучив следующую информацию.
Стихотворение «Головной мозг»
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину –
Строг приговор:
За страсть к курению
Пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма.
«Влияние никотина на нервную систему»
Найдите правильные варианты ответов:
- Вызывает в головном мозге торможение.
- Вызывает в головном мозге возбуждение.
- Утомляется и истощается головной мозг.
- Слабеет память, внимание, снижается работоспособность.
- Не влияет на память, внимание, работоспособность.
- Улучшается общее состояние организма.
- Появляется бессонница, боль, раздражительность.
- Нарушается работа мозга.
«Влияние алкоголя на нервную систему»
Найдите правильные варианты ответов:
- Нарушается работа нервных клеток.
- Не влияет на работу нервных клеток.
- Изменяется поведение человека.
- Становятся развязными, самонадеянными.
- Разумно мыслят, рассуждают.
- Не способны разумно мыслить и рассуждать.
- Уменьшается работоспособность.
- Изменяется острота зрения, нарушается координация движения.
- Толкает людей на преступление.
- Резко снижаются умственные способности.
- Не влияет на умственные способности.
Вывод: «Вино, курение, наркотики губят телесное здоровье людей, губят умственные способности, губят благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губят души людей и их потомство»
Памятка
«Умей сказать НЕТ»
- Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо
- Я не собираюсь загрязнять организм
- Не сегодня, наверное.
- Нет, не хочу неприятностей.
- Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
- Эта дрянь не для меня
- Нет, спасибо
- Не думаю, что ты достаточно знаешь, какой вред это приносит организму.
- Лучше предложи мне витамины.
- Нет, спасибо, это опасно.
- Нет, я это пробовал, и мне не понравилось.
- Мне не хочется умереть молодым.
- Я хочу быть здоровым.
- Это мне ничего не даст.
- Я и без этого себя прекрасно чувствую
- Нет, я и так много воюю со своими родителями.
Необходимо отказаться от бытующего в сознании многих понятия о том, что курение и алкоголь - только личное желание.
Нет, на деле это общественный недуг, от которого страдают и окружающие. А с правом и мнением окружающего большинства следует считаться в первую очередь.
Каждый из Вас для себя должен решить, нужны ли ему такие проблемы, а главное – понять, что все в Ваших руках!





