Медиация

Минина Ольга Ивановна

       Школьная жизнь – это сложный процесс, в котором взаимодействует много людей, разного возраста, с разными взглядами на жизнь. Всё это создает множество разных ситуаций, которые иногда требуют включения третьих лиц, профилактику недопонимания и конфликтов.

        Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет, в том числе и в школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О работе Школьной Службы Примирения в КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска20.39 КБ
PDF icon Презентация822.26 КБ
Файл Положение о Службе Примирения22.33 КБ
Файл Приказ о Службе Примирения15.18 КБ
Файл План работы на учебный год34.76 КБ
PDF icon Информация для педагогов "Профилактика школьных уходов"284.66 КБ
Microsoft Office document icon Материал для работы с детьми "Что такое хорошо, и что такое плохо?"114.5 КБ
Microsoft Office document icon Материалы для работы с детьми "Что такое обида, или как попросить прощение?"1.68 МБ
Microsoft Office document icon Материалы для работы с детьми "Что такое ссора. Как помириться после ссоры?"834 КБ
PDF icon Родительское собрание "Возрастные особенности старшеклассников"303.14 КБ
Office presentation icon Презентация для детей "Методы разрешения конфликтов"1.21 МБ
PDF icon Презентация для педагогов "Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации"161.45 КБ
PDF icon Презентация для педагогов "Острые ситуации в деятельности педагога, и как на них реагировать"958.76 КБ

Предварительный просмотр:

О создании школьной службы примирения в условиях коррекционной школы КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска

        Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов и детей.

Проблема обостряется в связи с внедрением в практику школы инклюзивного образования, где возникают спорные ситуации из-за наличия в коллективе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как у детей и родителей, так и среди педагогического коллектива.

С чем это связано? Во-первых, обучение данной категории детей до недавних пор было закрыто для большей части общества; во-вторых, недостаточно в обществе реализуются принципы толерантного общения и, в-третьих, до конца не отработаны технологии инклюзивного образования, которые постепенно внедряются в школе.

В настоящий момент эффективным способом профилактики и решения школьных конфликтов являются медиативные практики, которые широко используют в своей работе методы разрешения конфликтов восстановительным способом.

Задачи

- развитие восстановительных практик реагирования на конфликты и правонарушения, таких как восстановительная медиация, «Круг сообщества»

- насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

- обучение детей общаться друг с другом и окружающими

- профилактика нарушений поведения обучающихся

- популяризация деятельности службы примирения среди педагогов и родителей

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем, т.е. является наиболее щадящим и предполагает использование внутренних ресурсов человека. Но одновременно имеет и противопоказания к применению, непосредственно затрагивающие ограничения лиц с ОВЗ, например, в интеллектуальной сфере.

В КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска обучаются разные дети. Это дети с нарушениями слуха, речи, зрения, ЗПР, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и др. в возрасте от 4-5 до 18-19 лет, 45 % детей проживают в интернате. Дети имеют разный социальный статус, воспитываются в разных по социальному статусу семьях. Поэтому использование медиативной практики в настоящий момент жизненно-необходимо.

     Ключевые вопросы примирительной встречи

- Каковы последствия ситуации для обеих сторон?

- Каким образом разрешить ситуацию?

- Как сделать, чтобы этого не повторялось?

 Правила встречи

- перебивать говорящего нельзя

- воздержаться от ругани и оскорблений

- конфиденциальность

- индивидуальный разговор с ведущим

В школе создана служба примирения, которая работает на основании действующего законодательства, Устава школы, Положения о школьной службе медиации.

Работа школьной службы примирения в нашей организации направлена:

-  разрешение спорных ситуаций, конфликтов силами самой школы;

-  изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации со стороны взрослых;

- формирование готовности педагогов и работников школы к учету потребностей детей с ОВЗ при реализации интегрированного и инклюзивного образования;

-  профилактика дезадаптации у несовершеннолетних;

- помощь родителям по принятию решения об оказании коррекционной помощи ребенку, принятию перспектив социализации ребенка с ОВЗ;

- обучение детей бесконфликтному общению и способам решения конфликтных ситуаций.

Исходя из нашего небольшого опыта создания школьной службы примирения, можно составить некоторый «усредненный» вариант этапов создания службы.

Первый этап (мотивационный) начинается с  понимания конкретным представителем педагогического коллектива и администрации значимости идеи, принятие идеи восстановительной медиации и готового взять на себя ответственность за создание службы в своей школе. Этот человек становится куратором службы.

В ходе этой работы важно:

- оценить тип и количество конфликтов;

- определить людей, от которых зависит типичная для данного учреждения реакция на конфликтные ситуации, и оценить, будет ли хотя бы часть из них поддерживать Службу;

- убедиться, готов ли сам куратор в течение достаточно долгого времени (не один год) работать над развитием службы.

Отмечу, что вовлечение учащихся в работу Школьной службы примирения, в нашей школе не предусматривается, поскольку мы коррекционная школа.

Второй этап включает, два одновременно развиваемых направления. Первое направление - кадровая подготовка педагогов по теме «Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде», начиная с 2015г. (курсовая подготовка 25 чел., работа группы педагогов в составе творческих лабораторий по теме «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе («Школьные службы примирения»)» в 2016г., 2021г.).

Второе направление – встраивание Службы в структуру школы (сбор информации, реагирование, разработка положения, расписания работы).

Третий этап -  работа с  конкретными случаями, отработка механизмов взаимодействия со службой психолого-педагогического сопровождения. Завершением этого этапа можно считать успешное разрешение нескольких ситуаций, презентация результата, признание важности этой деятельности. 

В настоящее время Служба примирения в школе работает с:

- длительными прогулами, возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями;

- разрушенными отношениями в коллективе (классе);

- разрушенными отношениями в семье учащегося;

- социально-психологической «заброшенностью» ребенка;

- ситуацией прихода нового ученика в старшем классе;

- ситуацией смены любимого учителя (приходом нового);

- ситуацией переформирования классов (в связи с предпрофильной и профильной подготовкой);

- ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.

Работа с родителями

Исходя из небольшого опыта, можно сказать, что постепенно  расширяются виды деятельности службы примирения, проводится анализ социальной ситуации развития в школе, проектируется учебно-воспитательная работа, основанная на сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Таким образом, сегодня была представлена одна из моделей создания школьной службы примирения, а именно профилактическая модель, которая встраивается в систему работы школы. Для взаимодействия всех структур целесообразно наряду со школьными службами создавать и реализовывать работу «сервисной» модели службы примирения. Кроме того, большой пласт работы «педагогическая» модель, которая рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе.

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ 

1.                  Общие положения.

1.2. Служба примирения является структурным подразделением образовательной организации и создается только из педагогов и/или специалистов КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска (далее – Служба), заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации. 

1.3.  Обращение в Службу является альтернативой другим способам разрешения споров, конфликтов. Стороны конфликта вправе обратиться в Службу, а при их отказа или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия. 

1.4.   Школьная служба примирения (медиации) действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

2.                  Цели и задачи школьной службы примирения 

2.1.  Целью Службы является:

- Популяризация среди обучающихся, родителей и педагогов медиации как эффективной формы разрешения конфликтов;

- Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода;

- Снижение количества повторных конфликтов;

- Профилактика конфликтов, насилия, буллинга в КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска.

2.2. Основными задачами Службы являются:

- распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов;

- обучение учащихся и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

- организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательных отношений о целях, принципах и технологии восстановительной медиации.

- проведение процедуры восстановительной медиаций для участников конфликтов;

- информирование обучающихся и педагогов о наличии альтернативного административному способа решения конфликтов.

  1. Принципы деятельности школьной службы примирения 

Деятельность Службы основана на следующих принципах:

- принцип добровольности, предполагающий добровольное участие обучающихся в Деятельности Службы, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в восстановительной медиации.

- принцип конфиденциальности, предполагающий неразглашение сведений, полученных в ходе процедуры медиации всеми сторонами медиации. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении или информация об угрозе жизни и здоровью.

- принцип нейтральности, запрещающий медиатору принимать сторону одного из участников конфликта. Медиатор в  КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

         

4.                  Порядок формирования школьной службы примирения 

4.1.  В состав Службы могут входить представители всех сторон образовательного процесса, за исключением обучающихся, с целью популяризации деятельности Службы, информирования участников образовательного процесса о возможности урегулирования конфликтов и споров посредством медиации, обращения в Службу.

К осуществлению процедуры примирения  на территории КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска во время образовательного процесса  допускаются только совершеннолетние лица, обученные технологии медиации, имеющие навыки практического владения технологией медиации, прошедшие обучение и являющиеся сотрудниками КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска, ответственные перед КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска за действия, совершенные в отношении конфликтующих сторон и соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, а также третьих лиц в КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска.

4.2.    Руководителем Службы может быть педагог КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска, прошедший обучение технологии медиации, имеющий навыки практического владения технологией медиации, являющийся сотрудником КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска, ответственный перед КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска за действия, совершенные в отношении конфликтующих сторон и соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних медиантов, а также несовершеннолетних и совершеннолетних третьих лиц в КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска, на которого возлагаются обязанности по руководству Службой приказом директора.

 

5.                  Порядок работы школьной службы примирения.

5.1.   Школьная служба примирения КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска может получать информацию о случаях конфликтов от педагогов, обучающихся, администрации КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска, членов Службы, родителей, из иных источников.

5.2.   Служба принимает решение о возможности или невозможности проведения восстановительной медиации в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении (проведении или не проведении медиации) информируются должностные лица КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска.

5.3.    Примирительная медиация начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в программе.

5.4.    В случае, если примирительная программа (медиация) планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска и родители несовершеннолетних медиантов, а при необходимости  производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5.  Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель Службы или иной совершеннолетний член Службы, прошедший обучение, являющийся работником КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска, ответственный перед КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска за свои действия, в том числе в отношении третьих лиц.

5.6. В сложных ситуациях (как правило, в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) руководитель Службы принимает участие в проводимой программе.

5.7. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 12 лет или имеют множественные нарушения развития, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя и родителей (или законных представителей).

5.8.   Медиатор вправе отказаться от проведения медиации в случае невозможности обеспечить безопасность процесса, невозможности соблюдения принципов медиации и (или) правил медиации, в том числе медиантами.

5.9.   Школьная служба примирения КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы (восстановительной медиации) в каждом отдельном случае.

5.10.  В случае если в ходе медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре в произвольной форме, а также в форме устного соглашения.

5.11.  Служба помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение медиантами. При возникновении затруднений в выполнении обязательств, Служба может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что может быть оговорено в письменном или устном соглашении.

5.12.  Деятельность Службы фиксируется во внутренних документах службы, содержание которых не должно противоречить принципам медиации, в т.ч. принципу конфиденциальности, а также нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность образовательных организаций, локальным актам КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска.

5.13.  Руководитель Службы обеспечивает мониторинг проведенных программ в деятельности, которая не противоречит основным принципам медиации.

5.14.   Медиация в КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска является переговорами, беседой, направленной на достижение согласия сторон по сути конфликтной ситуации, и не является ни одним из видов психологического консультирования, социально-педагогического консультирования и не требует обязательного согласия со стороны родителей (законных представителей).

 

6.            Организация деятельности школьной службы примирения 

6.1.    Администрация КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска содействует Службе примирения в организации взаимодействия с участниками образовательного процесса, предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2. Оплата работы членов Службы осуществляется из средств фонда оплаты труда КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска или иных источников.

6.3. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющих обученных и  практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

6.4. Школьная служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом, другими специалистами КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска.

6.5.    В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах договоренностей, достигнутых в ходе медиации.

6.6.  В случае если восстановительная медиация проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора.

6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и Службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействию с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.4.  Школьная служба примирения может вносить на рассмотрение администрации КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска предложения о мерах по снижению уровня конфликтности в организации.

 

7.                  Заключительные положения.

7.1.  Настоящее положение вступает в силу с момента его  утверждения.

7.2.  Изменения в настоящее положение вносятся директором КОГОБУ ШИ ОВЗ г.Советска по предложению руководителя Школьной службы примирения.

7.3.  Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».

Приложение №____
к приказу   №______    от ____________

Функциональные обязанности руководителя и членов

Школьной Службы Примирения

Для руководителя:

- осуществлять общее руководство деятельности ШСП;

- осуществлять наблюдение за ситуацией в образовательной организации в целях предупреждения и выявления конфликтов, а также мониторинг результатов примирительных процедур и результатов примирительных соглашений во взаимодействии с педагогическими работниками и специалистами службы сопровождения, не являющимися сотрудниками ШСП

- проектировать работу ШСП;

- осуществлять взаимодействие с администрацией школы, службой сопровождения, органами внутренних дел и другими службами;

- осуществлять взаимодействие и контроль за лицами, осуществляющими проведение примирительных процедур;

- отвечает за качество и эффективную деятельность службы;

- осуществляет контроль за порядком ведения документов;

- анализирует работу ШСП.

Для членов:

- изучать поступающие материалы, собирать дополнительную информацию;

- определять тип программы примирения;

- проводить предварительные встречи с конфликтующими сторонами;

- проводить примирительную встречу;

- вести записи об итогах встреч.



Предварительный просмотр:

 О работе школьной службы примирения

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства, Федерального закона  №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», положения Школьной Службы Примирения, с целью снижения конфликтных ситуаций несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия, приказа о создании школьной службы примирения  № 141 от 29.12.2016 , Положения о Школьной Службе Примирения № 1 от 28.08.2017.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить состав Школьной Службы Примирения на 2022-2023 учебный год:

Дрягина Т.Л., заместитель директора по ВР

Дорохина Н.Г., социальный педагог

Минина О.И., педагог-психолог

Торощина С.А., учитель

Протасова Л.В., воспитатель

  1. Возложить ответственность за руководство Школьной Службой Примирения на Минину О.И., педагога-психолога.
  2. Утвердить:
  1.  Положение о Школьной Службе Примирения.
  2.  Функциональные обязанности руководителя и членов Школьной Службы Примирения.
  3.  План работы Школьной Службы Примирения на 2023 - 2024 учебный год. Вести отчетность по проведению восстановительных программ по утвержденной форме.
  1. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе Дрягину Т.Л.

Директор                                             Н.М. Перминова                                                                                                    

С приказом ознакомлены:                  ____________________ /______________________/

                                                               ____________________ /______________________/

   

                                                               ____________________ /______________________/

         

                                                               ____________________ /______________________/

                                                                ___________________ /______________________/

О работе школьной службы примирения

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства, Федерального закона  №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», положения Школьной Службы Примирения, с целью снижения конфликтных ситуаций несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия, приказа о создании школьной службы примирения  № 141 от 29.12.2016 , Положения о Школьной Службе Примирения № № 1 от 28.08.2017.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить состав Школьной Службы Примирения на 2024-2025 учебный год:

Дрягина Т.Л., заместитель директора по ВР

Дорохина Н.Г., социальный педагог

Минина О.И., педагог-психолог

Торощина С.А., учитель

Протасова Л.В., воспитатель

  1. Возложить ответственность за руководство Школьной Службой Примирения на Минину О.И., педагога-психолога.
  2. Утвердить:
  1.  Положение о Школьной Службе Примирения.
  2.  Функциональные обязанности руководителя и членов Школьной Службы Примирения.
  3.  План работы Школьной Службы Примирения на 2024 - 2025 учебный год. Вести отчетность по проведению восстановительных программ по утвержденной форме.
  1. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе Дрягину Т.Л.

Директор                                             Н.М. Перминова                                                                                                    

С приказом ознакомлены:                  ____________________ /______________________/

                                                               ____________________ /______________________/

   

                                                               ____________________ /______________________/

         

                                                               ____________________ /______________________/

                                                                ___________________ /______________________/



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                                    Директор школы

                                                                                     ______________Н.М. Перминова

                                                                                            «___»________________ 20___ г.

Перспективный план работы Школьной Службы Примирения

Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» на 2024-2025 учебный год

Цель: Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков,

снижение количества конфликтных ситуаций и правонарушений через использование модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.

 Задачи:

-  распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов;

-   обучение учащихся и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

- подготовить и провести мероприятия по созданию единого информационного пространства в части распространения восстановительного  подхода к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, и построению конструктивных отношений в школьном сообществе.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Ответственный

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности

1.1.

Совещание участников ШСП.

Планирование текущей

деятельности.

Сентябрь

Планирование работы службы Утверждение Плана работы

Руководитель ШСП

1.2.

Изучение федеральных нормативно- правовых документов по Службе

примирения

Сентябрь-май

Информированность по

«Восстановительным технологиям»

Руководитель ШСП

1.3.

Проведение рабочих совещаний членов ШСП

1 раз в квартал

Алгоритм работы, регуляция деятельности

Рабочие члены группы

2. Организационно-методическая деятельность

2.1.

Состав Школьной Службы Примирения

Сентябрь

Приказ об утверждении состава и организации работы ШСП в 2024-2025 учебном году

Заместитель директора по УВР

Руководитель ШСП

2.2.

Рабочие заседания  ШСП, проведение обучающих тренингов:

- «Властелин эмоций»

- «Управление конфликтом в медиации»

1 раз в полугодие

Повышение качества работы

ШСП

Руководитель, члены

ШСП

2.3.

Ведение регистрационного журнала

В течение года

Учёт случаев конфликтных

ситуаций

Руководитель ШСП

3. Просветительская деятельность

3.1.

Информирование участников образовательных отношений (учителей, учащихся, родителей) о задачах и работе

ШСП

Сентябрь-октябрь

Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ

Руководитель, члены ШСП

3.2.

Размещение информации о деятельности Школьной службы примирения на сайте школы

В течение года

Информация о деятельности ШСП на сайте школы

Руководитель ШСП, ответственный за сайт

4. Работа с обучающимися

4.1.

Проведение классных часов на тему:

  • «Как научиться дружить?»
  • «Конфликты – как их избежать?»
  • «Способы разрешения конфликтных ситуаций»

2-4 классы

5-6 классы

7-9 классы

Педагог-психолог

4.2.

Проведение восстановительных программ с подростками под конкретные случаи

обращения в Службу

По запросу

Позитивное изменение в школьном сообществе, где

внимание и уважение – основа отношений

Руководитель, члены ШСП

4.3

Восстановительные программы при семейном конфликте

По запросу

Восстановление и сохранение психических и физических ресурсов человека, снижение

напряженности в семье,

Руководитель, члены ШСП

личная ответственность за свои действия, за принятие

решений, за свое будущее

4.4

Работа со случаями с конфликтными детьми

В течение года

Воспитание толерантного сознания; снижение

конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика

девиантного поведения

Руководитель, члены ШСП, классные руководители

4.5

Тематические классные часы

В течение года

Положительные изменения внутреннего мира,

ценностных установок

Руководитель, члены ШСП, классные руководители

4.6

Поведение игр на сплочение во временных коллективах в оздоровительном лагере

октябрь, декабрь, июнь

Объединение участников  для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу 

Воспитатели

4.7

Проведение конкурса историй «Как я мирился?»

Апрель-май

Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного поведения

Педагог-организатор

5. Работа с родителями

5.1

Консультирование родителей  (законных

представителей), специалистов, работающих с участниками восстановительных программ

В течение года

Реабилитация участников конфликтной ситуации

Руководитель, члены ШСП

5.2

Проведение родительских собраний на тему: «Бесконфликтное общение»

По запросу

Психологическое просвещение законных представителей –

конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Руководитель, члены ШСП

5.3.

Консультирование родителей, законных

представителей по вопросам воспитания детей

По запросу

Психологическое просвещение законных представителей –

конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Специалисты службы сопровождения

5.3

Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на

проведение восстановительных программ.

В течение года и по мере необходимости

Согласия законных

представителей на проведения восстановительных программ. Разработанные

рекомендации.

Руководитель, члены ШСП

6. Реализация восстановительных программ

6.1

Работа с обращениями

В течение года

Полная информация о

ситуации

Руководитель, члены

ШСП

6.2

Сбор информации о ситуации, с которой проводится восстановительная процедура

По мере необходимости

Информация для ШСМ

Руководитель,члены ШСП

6.3

Проведение программ примирения с написанием отчётов-самоанализов

В течение года

Защита законных интересов участников образовательных отношений

Руководитель,члены ШСП

6.4

Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и разрешения конфликтных ситуаций

В течение года

Гармоничные отношения с ребёнком

Руководитель ШСП

7. Межведомственное взаимодействие

7.1

Организация взаимодействия ШСП со всеми структурными подразделениями образовательной организации, КДН и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

В течение года

Защита законных интересов участников образовательных отношений, занятость детей доп. образованием

Зам.директора  по ВР, руководитель ШСП

8. Мониторинг реализации восстановительных программ

8.1.

Подготовка отчёта, заключения о работе с конкретной ситуацией

По окончанию работы с ситуациями

Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям

Руководитель ШСП

8.2.

Ведение мониторинга реализации восстановительных программ и предоставление отчётов

В течение года

Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям

Руководитель ШСП, члены ШСП

                                                                                                                       

 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                                    Директор школы

                                                                                     ______________Н.М. Перминова

                                                                                            «___»________________ 20___ г.

Перспективный план работы Школьной Службы Примирения

Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» на 2022-2023 учебный год

Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних, снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

- распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов;

- обучение учащихся и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

- организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательных отношений о целях, принципах и технологии восстановительной медиации.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Ответственный

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности

1.1.

Совещание участников ШСП.

Планирование текущей

деятельности. Определение целей и задач. Утверждение плана работы на 2022-2023 уч.г.

Сентябрь

Планирование работы службы Утверждение Плана работы

Руководитель ШСП

1.2.

Изучение федеральных нормативно- правовых документов по Службе

примирения

Сентябрь-май

Информированность по

«Восстановительным технологиям»

Руководитель ШСП

2. Организационно-методическая деятельность

2.1.

Состав Школьной Службы Примирения

Сентябрь

Приказ об утверждении состава и организации работы ШСП в 2022-2023 учебном году

Заместитель директора по УВР

Руководитель ШСП

2.2.

Рабочие заседания  ШСП

В течение года

Повышение качества работы

ШСП

Руководитель, члены

ШСП

2.3.

Ведение регистрационного журнала

В течение года

Учёт случаев конфликтных

ситуаций

Руководитель ШСП

3. Просветительская деятельность

3.1.

Информирование участников образовательных отношений (учителей, учащихся, родителей) о задачах и работе

ШСП

Сентябрь-октябрь

Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ

Руководитель, члены ШСП

3.2.

Размещение информации о деятельности Школьной службы примирения на сайте школы

В течение года

Информация о деятельности ШСП на сайте школы

Руководитель ШСП, ответственный за сайт

4. Работа с обучающимися

4.1.

Проведение восстановительных программ с подростками под конкретные случаи

обращения в Службу

По запросу

Позитивное изменение в школьном сообществе, где

внимание и уважение – основа отношений

Руководитель, члены ШСП

4.2.

Восстановительные программы при семейном конфликте

По запросу

Восстановление и сохранение психических и физических ресурсов человека, снижение

напряженности в семье,

Руководитель, члены ШСП

личная ответственность за свои действия, за принятие

решений, за свое будущее

4.3.

Дискуссионная площадка «Мы за ЗОЖ»  7-9 класс

Апрель

Сформировать представления у детей потребности в ЗОЖ, желания укреплять своё

здоровье

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

4.4

Работа со случаями с конфликтными детьми

В течение года

Воспитание толерантного сознания; снижение

конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика

девиантного поведения

Руководитель, члены ШСП, классные руководители

4.5

Тематические классные часы

В течение года

Положительные изменения внутреннего мира,

ценностных установок

Руководитель, члены ШСП, классные руководители

4.6

Поведение игр на сплочение во временных коллективах в оздоровительном лагере

октябрь, декабрь, июнь

Объединение участников  для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу 

Воспитатели

4.7

Проведение игр на сплочение в классных коллективах

В течение года

Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного поведения

Воспитатели

5. Работа с родителями

5.1

Консультирование родителей, законных

представителей, н/л, специалистов, работающих с участниками восстановительных программ

В течение года

Реабилитация участников конфликтной ситуации

Руководитель, члены ШСП

5.2

Проведение родительских собраний на тему: «Конструктивные выходы из конфликтных ситуаций»

По запросу

Психологическое просвещение законных представителей –

конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Руководитель, члены ШСП

5.3.

Консультирование родителей, законных

представителей по вопросам воспитания детей

По запросу

Психологическое просвещение законных представителей –

конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Специалисты службы сопровождения

5.3

Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на

проведение восстановительных программ.

В течение года и по мере необходимости

Согласия законных

представителей на проведения восстановительных программ. Разработанные

рекомендации.

Руководитель, члены ШСП

6. Реализация восстановительных программ

6.1

Работа с обращениями

В течение года

Полная информация о

ситуации

Руководитель, члены

ШСП

6.2

Сбор информации о ситуации, с которой проводится восстановительная процедура

По мере необходимости

Информация для ШСМ

Руководитель,члены ШСП

6.3

Проведение программ примирения с написанием отчётов-самоанализов

В течение года

Защита законных интересов участников образовательных отношений

Руководитель,члены ШСП

6.4

Индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и разрешения конфликтных ситуаций

В течение года

Гармоничные отношения с ребёнком

Руководитель ШСП

7. Межведомственное взаимодействие

7.1

Организация взаимодействия ШСП со всеми структурными подразделениями образовательной организации, КДН и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

В течение года

Защита законных интересов участников образовательных отношений, занятость детей доп. образованием

Зам.директора  по ВР, руководитель ШСП

8. Мониторинг реализации восстановительных программ

8.1.

Подготовка отчёта, заключения о работе с конкретной ситуацией

По окончанию работы с ситуациями

Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям

Руководитель ШСП

8.2.

Ведение мониторинга реализации восстановительных программ и предоставление отчётов

В течение года

Предоставление отчётности по зафиксированным и отработанным случаям

Руководитель ШСП, члены ШСП


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Что такое хорошо, а что такое плохо?  Я отвечаю за свое решение!»

1. Речевая зарядка

- Прочитайте выразительно с детьми. Обсудите эти вопросы.

Крошка-сын к отцу пришёл

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

В. В. Маяковский

- Какие поступки люди считают хорошими?

- Какие поступки люди считают плохими?

        

Из Толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова

Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует. Хорошие поступки идут на пользу, на благо человека.

Плохо – плохой, означает - лишенный положительных качеств.

Плохие поступки – это поступки, которые вредят человеку, нарушают его права.

2. Прочитайте  рассказ. Ответьте на вопросы.

 «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше...


- Представьте себе эту ситуацию и подумайте над тем, чем закончился этот рассказ.
- Что мы можем сказать об этих мальчиках?
- Встречались ли вы с подобными ситуациями?

- А теперь продолжение рассказа…

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

                                                                                         Валентина Осеева

- Почему женщина была возмущена?
- Почему удивились мальчики?

3. Оцените «Хорошо это или плохо?»

Утверждения:

Поставьте знаки «+» или «-»

1)Здороваться при встрече.
2) Толкнуть и не извиниться.
3) Помочь поднять упавшую вещь.
4) Не встать, обращаясь к учителю.
5) Взять билет в автобусе.
6) Не уступить место в транспорте.
7) Сидеть в шапке за столом.
8) Резать - уродовать стволы деревьев.
9) Отвечать грубо взрослым.
10) После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

4. Выполните тест.


ТЕСТ

да / иногда / нет

1

Здороваешься ли ты с соседями по дому?

Я

РОДНЫЕ

2

Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

 

 

3

Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

 

 

4

Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?

 

 

5

Папа (дедушка, мама, …) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (ее)?

 

 

6

Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

 

 

7

Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру … с праздником 8 марта?

 

 

8

Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?

 

 

 

5. Ответьте на вопросы:

- Каких поступков больше у вас в жизни – хороших или плохих?

- А кто отвечает за то, как поступить?

      «Каждый человек несет ответственность за свои поступки перед всеми людьми за всех людей и за все» 

                                                                         Ф.М. Достоевский, русский писатель

6. Прочитайте пословицы. Соотнесите пословицы, объяснение их смысл.

Заварил кашу – расхлёбывай.

Прежде чем совершить поступок -подумай!

На добрый привет – добрый ответ.

За свои поступки надо отвечать, признавать свои ошибки.

За любой тобою сделанный поступок надо отвечать.

За добрые поступки добром отплатят.

Вывод:

Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение.

Правило, которое должен знать каждый!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Почему люди ссорятся?

          Правила бесконфликтного общения – важны в нашем обществе.

Обсудите это вместе с детьми. Соблюдайте эти правила и требуйте соблюдения от детей.

1. Прочитайте.

- Скажите, что такое  ССОРА?

- Какое другое слово в нем спряталось? (Сор).

Что такое сор? (Это мусор).

- А что мы делаем с мусором? (Выбрасываем, потому что он нам не нужен).

Значит, и ссора – это то, что человеку не нужно, что нужно выбрасывать из своей жизни.

2. Прочитайте, почему люди ссорятся?

- Подумайте, что нужно сделать, чтобы избежать ссоры?

- Подумайте, как вести себя, если ссора произошла?

3. Прочитайте  полезные советы.

        Запомните.

Покажите на своем примере, как можно следовать этим советам.

   

4. Прочитайте выразительно.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: