Профориентационная работа
Один из главных жизненных выборов, который совершает человек в юности – это выбор профессии.
Выбирая свой профессиональный путь, выпускник школы, так или иначе, выбирает и образ своей жизни. Данный выбор особенно актуален для выпускников школ, имеющих ограниченные возможности здоровья и/или инвалидность.
Полезная информация о профориентационной работе представлена в данной вкладке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа профориентационного курса
для обучающихся класса с углубленной трудовой подготовкой
«Профессиональное самоопределение
и технология поиска работы»
Возраст детей: 15-18 лет
Срок реализации: учебный год
ФИО составителя:
Минина Ольга Ивановна,
педагог-психолог, учитель
высшая категория
г. Советск
Пояснительная записка
Один из главных жизненных выборов, которые совершает человек в юности – выбор профессии. Выбирая свой профессиональный путь, выпускник школы, так или иначе, выбирает и образ своей жизни, особенно это актуально для выпускников коррекционных школ. На «рынке труда» данная категория людей не пользуется спросом в силу особенностей развития:
- сложность общения;
- недостаток социального опыта;
- ограничения в физическом и/или психическом здоровье;
- неумение работать с большим количеством информации и др.
Анализ путей трудоустройства выпускников и получение ими профессионального образования свидетельствуют о том, что выпускникам, особенно с множественными нарушениями развития, сложно найти постоянную высококвалифицированную работу.
Поэтому предлагаемая программа предназначена для организации профориентационной работы и психологического сопровождения подготовки к началу трудовой деятельности обучающихся выпускных классов с углубленной трудовой подготовкой, поскольку данная категория молодых людей наиболее уязвима в самостоятельном самоопределении и требует более длительного времени для развития навыков трудоустройства и коммуникативных умений.
Кроме того, большинство родителей обучающихся данных классов имеют низкий образовательный уровень, не могут адекватно оценить возможности своего ребенка и, как следствие, не могут оказать реальную помощь в их трудоустройстве.
Данный курс разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М., 2006.-331 с.
- Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы, № 3,2000.
Целевое назначение программы:
Подготовка выпускников с множественными нарушениями развития к самостоятельному выбору профессии и поиску работы; успешному прохождению собеседования и адаптации на рабочем месте.
Задачи предлагаемой программы:
1. Формировать знания, умения и навыки у обучающихся, необходимые для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути в соответствии с индивидуальными возможностями его реализации и с учётом потребностей общественного производства;
2. Изучать профессиональные интересы и индивидуальные личностные особенности выпускников.
3. Формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания;
4. Формировать психологическую готовность обучающихся к трудовой деятельности;
5. Оказывать консультативную помощь ученикам, родителям и педагогам в подготовке к выбору профессии и организации профориентационной работы.
Ожидаемый результат.
- Повышение уровня психологической готовности обучачающихся выпускных классов к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению и поиску работы.
- Общее и речевое развитие, необходимое для поиска работы и прохождения профессионального собеседования, адаптации на рабочем месте.
- Повышение социальной компетентности и ответственности выпускников за выбор профессионального пути.
Характеристика и адресность программы
Программа предназначена для практической работы педагога-психолога, учителя с подростками от 15 до 18 лет, обучающимися в классе с углубленной трудовой подготовкой. В рамках данной программы предполагается работа по диагностике индивидуальных особенностей и профессиональных склонностей учащихся, обогащение словаря и развитие коммуникативных навыков, повышение социальной компетентности, обучение способам работы с различными источниками информации и решению различных жизненных ситуациях.
Предлагаемый курс является дополнением к существующим программам трудового обучения и социально-бытовой ориентации. Занятия также тесно связаны с уроками развития речи, математики и географии.
В ходе реализации программы предполагаются экскурсии, деловые игры, моделирование жизненных ситуаций, практические работы, работа с деловыми бумагами, просмотр видеозаписей, работа с тестовым материалом и дидактическими пособиями, различного рода рекламой, анкетирование.
Форма проведения занятий зависит от состава, уровня речевой и интеллектуальной подготовки класса и предполагает классно-урочные, тренинговые, экскурсионные и диагностические занятия.
Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей и реализуется во внеклассной работе педагогом-психологом.
Срок реализации: учебный год (1 раз в неделю)
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования. Оценка мотивационной и социально-психологической готовности учащихся проводится в ходе анкетирования в начале и в конце изучения курса.
Содержание курса
Программа включает в себя 6 разделов:
- Человек и профессия.
- Рынок труда.
- Предприятия и организации нашего города.
- Профессиональное собеседование.
- Первые дни на рабочем месте.
- Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов.
Курс занятий по профориентации реализуются в течение 30 занятий академической продолжительности. Допускается перераспределение часов для прохождения отдельных тем в зависимости от интересов и возможностей обучающихся. При увеличении количества часов возможно углубление в изучении материала по 5 и 6 разделам «Первые дни на рабочем месте» и «Законодательство РФ о труде». На раздел «Предприятия и организации нашего города» отведено не более 2 часов учебного времени, поскольку данное направление работы реализуется в основном за рамками учебного времени, на занятиях знания только систематизируются.
Учебный план
№ п/п | Разделы и темы | Содержание | Кол-во часов | |
теор.ч. | прак.ч | |||
Введение | - Анкета выпускника - Человек и его потребности | 1 | ||
1 | Человек и профессии – 12 часов | |||
1. Понятие о профессии и специальности. | - Профессия и специальность, классификация профессий, профессиограмма. - Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. - Диагностика профессиональных интересов и склонностей, работоспособности, познавательных способностей. - Экскурсия в профессиональное училище. - Диагностика работоспособности, темперамента, познавательных способностей подростка. - Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных способностей. | 1 | ||
2-3. Профессиональные интересы и склонности. | 2 | |||
4-6. Профессиональная пригодность. | 1 | 2 | ||
7. Причины ошибок и затруднений при выборе профессии. | 1 | |||
8-9. Характеристика профессий. Профессиограмма. | 1 | 1 | ||
10-11. Где можно получить профессию? | 2 | |||
2 | Рынок труда – 6 часов | |||
1. Что такое рынок труда? | - Состояние современного рынка труда. - Формы и методы поиска работы. - Государственная служба занятости населения; фирмы, занимающиеся трудоустройством. | 1 | ||
2. Способы поиска работы. | 1 | |||
3-4. Как стать конкурентно-способным на рынке труда? Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве. | 2 | |||
3 | Предприятия и организации нашего города. | Экскурсия на предприятие, либо в любую организацию города. | 2 | |
4 | Профессиональное собеседование – 6 часов | |||
1. Профессиональное собеседования при приёме на работу. | - Особые условия прохождения собеседования подростками с проблемами в развитии. - Виды собеседования при приёме на работу. - Организация и этапы собеседования. Типичные вопросы профессионального собеседования. - Вербальное и невербальное общение. | 1 | ||
2. Подготовка документов для собеседования. | 1 | |||
3-4. Правила поведения при собеседовании. | 2 | |||
5-6. Тренировочное собеседование с работодателем. | 2 | |||
5 | Первые дни на рабочем месте – 4 часа | |||
1. Порядок оформления на работу. Деловые бумаги. | - Заполнение анкеты. - Трудовой договор (контракт). - Практикум делового общения. | 1 | ||
2. Трудовой договор. | 1 | |||
3-4. Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет. | 2 | |||
6 | Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы. | 2 | ||
Итого: 30 часов | 15 | 15 | ||
Содержание программы
«Профессиональное самоопределение и технология поиска работы»
Введение (1 час).
На первом занятии учащиеся вместе с руководителем формулируют цели, изучаемого курса. Проводится ориентировочное анкетирование. Анкетирование проводится два раза в год: в начале изучения курса и в конце учебного года. Вводятся понятия «потребность», «иерархия потребностей» (используется «пирамида потребностей» А. Маслоу).
Словарь: анкета, анкетирование, потребности человека, иерархия потребностей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны понять важность и необходимость раннего жизненного и профессионального самоопределения.
Учащиеся должны понять:
- необходимость самостоятельного профессионального определения.
Учащиеся должны уметь:
- выделять главное при работе с анкетой.
Раздел 1: Человек и профессия (11 часов).
1. Понятие о профессии и специальности.
2-3. Профессиональные интересы и склонности.
4. Профессиональная пригодность.
5. Причины ошибок и затруднений при выборе профессии.
6-7. Характеристика профессий. Профессиограмма
8-9. Где можно получить профессию?
В данном разделе изучаются понятия «профессия» и «специальность»; даётся характеристика ряду профессий, доступных для освоения учащимися в дальнейшем. Разграничиваются понятия «интерес» и «профессиональный интерес», «склонности» и «профессиональные склонности»; раскрывается необходимость единства и взаимосвязи интересов и склонностей при выборе профессии. Важным является вопрос о профессиональной пригодности лиц с особыми образовательными потребностями и анализ последствий ошибок при выборе профессии. Проводятся профессиографические экскурсии. Работа по данному разделу осуществляется во взаимосвязи с учителями трудового обучения.
Словарь: профессия, специальность, профессиональные интересы, профессиональная пригодность, профессиограмма, карьера, конкуренция, профориентация, профессиональное тестирование.
Практические работы: заполнение анкеты «Карта интересов» и подбор профессий в соответствии с данными карты интересов; работа с дифференциально-диагностическим опросником (ДДО); выполнение тестовых заданий: теппинг-тест, тест Белова «Темперамент», тест «Корректурная проба»; определение особенностей памяти; составление профессиограммы по выбранной профессии в соответствии с предложенным планом.
Экскурсии
Экскурсия в профтехучилище.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- названия рабочих профессий и специальностей и выполняемые функции работающих по данной профессии (или специальности), адреса ПУ;
- порядок поступления в ПУ и условия получения профессии;
- необходимые документы для поступления в ПУ;
- основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии;
Учащиеся должны уметь:
- определять типы профессий, распределять профессии и специальности по преобладающему в них умственному или физическому труду;
- составлять рассказ о профессии по плану, пояснять личностное отношение к ней;
- задавать преподавателям профтехучилища вопросы профессионального характера;
- выбирать предполагаемую специальность в соответствии с индивидуальными возможностями;
- узнавать адреса и телефоны ПУ;
- готовить документы для поступления в ПУ;
- вести диалоги, в том числе и по телефону;
- сдавать документы в приемную комиссию ПУ.
Раздел 2:Рынок труда (4 часа).
1. Что такое рынок труда?
2. Способы поиска работы.
3- 4. Как стать конкурентноспособным на рынке труда?
Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве.
Работая по данному разделу, учащиеся получают информацию о «рынке труда» в области и в стране; возможностях трудоустройства молодёжи. При изучении понятия «рынок труда» важно показать взаимосвязь между спросом и предложением. Работа по данному разделу осуществляется совместно со специалистами государственной службы занятости населения.
Словарь: рынок труда, спрос, предложение, конкуренция, работодатель, работоискатель, рабочая сила.
Экскурсии
Экскурсия в государственную службу занятости населения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны иметь представление о возможностях получения профессии с учётом перспективы трудоустройства по специальности.
Учащиеся должны знать:
- состояние «рынка труда» по месту жительства;
- информационные источники и правила их использования для получения информации о возможных местах работы;
-функции и правила обращения в государственную службу занятости.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться справочными материалами для получения информации о возможном месте учёбы или работы;
- определять качества человека, которые помогают получить работу;
- обращаться с вопросами по трудоустройству к сотрудникам службы занятости.
Раздел 3: Предприятия и организации нашего города (2 часа).
Содержание данного раздела направлено на расширение знаний учащихся о мире профессий и знакомством с состоянием рынка труда в городе. Работа по данному разделу осуществляется также с учителями трудового обучения, классными руководителями и воспитателями и предусматривает экскурсии на предприятия и организации города. Расширение и закрепление знаний предусматривается во внеклассной работе.
Словарь: предприятие, организация.
Экскурсии
Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- местонахождение промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
- названия цехов и отделов, имеющихся на этих предприятиях;
- виды производимой продукции;
- названия рабочих специальностей и функции работающих по данным специальностям.
Учащиеся должны уметь:
- рассказать о профессии и пояснить личностное отношение к ней;
- задавать работникам предприятий вопросы профессионального характера.
Раздел 4: Профессиональное собеседование (6 часов).
1. Профессиональное собеседования при приёме на работу.
2. Подготовка документов для собеседования.
3-4. Правила поведения при собеседовании.
5-6. Тренировочное собеседование с работодателем.
В данном разделе уделяется большое внимание формированию навыков делового общения. Учащиеся должны получить представление о различных видах профессионального собеседования, возможных вопросах и примерных ответах на них. Предусматриваются ролевые игры и практикумы делового общения.
Словарь: собеседование, профессиональная пригодность, резюме.
Практические работы: составление деловых бумаг (заявление, автобиография); ролевые игры «Формируем свой имидж» (одежда и прическа соискателя рабочего места) «Собеседование у работодателя».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- этапы профессионального собеседования;
- правила поведения при собеседовании;
- перечень документов и деловых бумаг, необходимых для приёма на работу;
- молодежный и деловой стиль одежды.
Учащиеся должны уметь:
- оформлять деловые бумаги (заявление, автобиографию);
- давать полные развёрнутые ответы на типичные вопросы профсобеседования;
- подбирать одежду и прическу в зависимости от ситуации;
- видеть положительные моменты в собеседовании (тренировочном) у сверстников и анализировать недостатки.
Раздел 5: Первые дни на рабочем месте (4 часа).
1. Порядок оформления на работу. Деловые бумаги.
2. Трудовой договор (контракт), трудовой стаж.
3-4. Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет.
Целью работы по данному разделу является предупреждение возможных ошибок, связанных с началом работы, и отработка навыков делового общения. Также учащиеся знакомятся с правилами служебного этикета и порядком оформления на работу; даётся понятие «трудовой договор». Освоение и закрепление правил служебного этикета проводится в виде ролевых игр и практикумов.
Словарь: трудовой договор, трудовые отношения, этикет, деловые бумаги, документы.
Практические работы: составление деловых бумаг (анкета); ролевые игры «Оформление не работу», «Первый день на рабочем месте».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- перечень документов и деловых бумаг, необходимых для устройства на работу;
- основные вопросы, включаемые в трудовой договор;
- о трудовом стаже в связи с временной и постоянной занятостью;
- правила служебного этикета.
Учащиеся должны уметь:
- оформлять деловые бумаги (заполнять анкеты, бланки);
-подсчитывать трудовой стаж;
- проходить обследование у подросткового врача
- давать морально- этическую оценку взаимоотношений людей (на конкретных примерах), выражать своё личное отношение к данным взаимоотношениям;
- различать приемлемое и неприемлемое поведение;
- анализировать ситуацию, видеть путь преодоления трудностей во взаимоотношениях.
Раздел 6: Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы (2 часа).
Данный раздел введён с целью знакомства учащихся с основами трудового законодательства, основами законодательства в области социальной помощи инвалидам; обобщения знаний по полученному курсу обучения. Проведение занятий целесообразно с приглашением работников социальных служб. Проводится заключительное анкетирование учащихся по ключевым вопросам курса.
Словарь: закон, законодательство, конституция, трудовые отношения, профсоюз.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- организации, в которые можно обратиться в случае нарушения трудовых прав;
- права и льготы, которыми пользуются люди с ограниченными возможностями здоровья;
- права и льготы, которые имеют подростки при устройстве на работу.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать ситуацию (на конкретных примерах), составлять план действия по её решению;
- пользоваться справочными материалами;
- задавать работникам социальных служб и руководителям профсоюзных организаций вопросы, связанные с трудоустройством, охраной труда и льготам.
Оценка результатов выполнения программы
- Анкетирование по блоку усвоения теоретических вопросов.
- Знание словаря по изучаемому предмету.
- Владение навыками работы с деловыми бумагами.
- Катамнестическое обследование.
Учебно–методическое обеспечение
Основная литература:
- Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы, № 3,2000.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология, М., 2002.
- Игры – обучение, тренинг, досуг, под ред. Прутченкова В.В., М., Новая школа, 1994.
- Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 1996.
- Сборник учебно–программных материалов по курсу «Технология поиска работы», Киров, 1999.
- Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, под ред. Е.Г. Речицкой, М., 2005
- Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубалина – Ростов н / Д.: «Феникс»,2005. -288 с.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989 – 168.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. – Москва, 2006 – (Кодексы Российской Федерации).
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М., ТЦ Сфера, 2005. -128 с.
Дополнительная литература:
- Конфликт и общение. – Кишинёв, 1998.
- Словарь «В помощь социальному работнику коррекционных образовательных учреждений», сост. Пасичниченко В.А., Фролова Л.А., 2002.
- Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128.
- Алан Пиз Язык телодвижений, Н.Новгород, 1992. – 262.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс, М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 128.
Литература для обучающихся:
- Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. Пробное учебное пособие для учащихся 7 – 8 класса средней школы. Ч.2., М.: Просвещение, 1987.
- Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу: Пер. с нем. – М.: АО «Интерэксперт», 1996. – 272.
- Прутченков А.С., Соколов Я.В. Основы рыночной экономики. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 8 – 9 классов. М., 1994.
- Ступени выбора: профиль – профессия. Тетрадь профильного и профессионального самоопределения. Учебное пособие для школьников. Издание 2-ое, исправленное и дополненное. Киров, 2005 г. – 52 с.
Приложение № 1
АНКЕТА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
Возраст, класс_________________________________________________________________
После окончания школы вы будете учиться, работать (подчеркнуть).
Если учиться, то где? ___________________________________________________________
Работа (есть, нет) (подчеркнуть).
Если есть, то какая? ____________________________________________________________
Нравится ли будущая работа (да, нет) (подчеркнуть). Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________________
Что такое профессиональное собеседование? _____________________________________________________________________________
Какие документы необходимо иметь при поступлении на работу?______________________________________________________________________
Какой информацией надо владеть, чтобы найти работу? ____________________________
Какие права и льготы имеют подростки, инвалиды при поступлении на работу?
Приложение №2
Тематический план профориентационного курса
(второй год работы по программе)
№ п/п | Наименование раздела | № п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Выбор профессии – первые шаги (10 ч.). | 1. | Секреты выбора профессии. | 1 |
2. | Что влияет на выбор профессии? | 1 | ||
3. | Мотивы выбора профессии. | 2 | ||
4. | Психофизиологические особенности профессиональной ориентации. | 2 | ||
5. | Формула выбора профессии. | 2 | ||
6. | Методика поиска профессии. | 1 | ||
7. | Ошибки при выборе профессии. | 1 | ||
2. | Знакомство с миром профессий (6 ч.). | 1. | Что такое профессия? | 1 |
2. | Характеристика профессий. | 1 | ||
3. | Мониторинг рынка труда в России. | 2 | ||
4. | Планирование профессионального пути. | 2 | ||
3. | Профессиональное собеседование (6ч.). | 1. | Профессиональное собеседование. | 1 |
2. | Как подготовиться к собеседованию? | 1 | ||
3. | Вопросы, на которые следует заранее продумать ответы. | 1 | ||
4. | Какие вопросы ожидают от вас? Цель задаваемых вопросов. | 1 | ||
5. | Тренировочное собеседование с работодателем. | 2 | ||
6. | Как закрепиться на рабочем месте? | 2 | ||
4. | Деловой этикет (6 ч.). | 1. | Портфолио. | 2 |
2. | Как подготовить портфолио? | 2 | ||
3. | Требования к оформлению деловых бумаг. | 2 | ||
5. | Законодательство РФ о труде (2 ч.). | 1. | Законодательство РФ о труде. | 1 |
2. | Права и льготы инвалидов. | 1 | ||
Итого: 30 часов | ||||
Тематический план факультативного курса
№ п/п | Наименование раздела | № п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Изучение личности подростка («Моё Я»). | 1. | Рисунок моего «Я». | 1 |
2. | «Я» в прошлом, настоящем и будущем. | 1 | ||
3. | «Я» и другие. | 1 | ||
4. | «Я» и общество. Социальные роли. | 1 | ||
5. | Моя программа развития. | 1 | ||
2. | Человек и профессия («Я выбираю профессию»). | 1. | Профессия и специальность. | 1 |
2. | Характеристика профессий и требований к ним: - каменщик; - столяр-плотник; - штукатур-маляр; - дворник (техслужащий, санитар); - пчеловод; - швея (кружевница); - няня; - рабочий по обслуживанию здания. | 8 | ||
3. | Куда пойти учиться? | 2 | ||
3. | Трудоустройство («Как устроиться на работу и закрепиться на рабочем месте?»). | 1. | Где искать работу? | 1 |
2. | Порядок оформления на работу. | 2 | ||
3. | Собеседование у работодателя. Правила поведения при собеседовании. | 3 | ||
4. | Трудовой договор. | 2 | ||
5. | Правила внутреннего распорядка. | 1 | ||
4. | Общение («Я и окружающие меня люди»). | 1. | Правила общения. | 1 |
2. | Правила невербального общения. | 1 | ||
3. | Решение конфликтов. | 3 | ||
5. | Самоопределение («Мой багаж во взрослую жизнь»). | 1. | Моя программа развития (корректировка). | 1 |
2. | Законодательство РФ об инвалидах. | 1 | ||
3. | Памятка «Куда можно обратиться за помощью?» | 2 | ||
Итого: 34 часа | ||||
Предварительный просмотр:
Минина Ольга Ивановна,педагог-психолог, учитель,
Дрягина Татьяна Леонидовна, заместитель директора по УВР, учитель
КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска,
г. Советск,
e-mail:olga-iw-minina@yandex.ru
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РАБОТЫ» В КОГОБУ ШИ ОВЗ Г. СОВЕТСКА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье говорится о реализации профориентационной программы по профессиональному самоопределению выпускников школы-интерната, имеющих ограниченные возможности здоровья, инвалидность.
Ключевые слова: программа, профессиональное самоопределение, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, консультирование, родители.
Один из главных жизненных выборов, который совершает человек в юности, это выбор профессии.
Выбирая свой профессиональный путь, выпускник школы так или иначе определяет и образ своей жизни. Данный выбор особенно актуален для выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и/или инвалидность.
На «рынке труда» такая категория людей не пользуется спросом в силу особенностей развития, среди которых выделяются:
- трудности коммуникации, умение строить деловое общение;
- недостаток социального опыта;
- ограничения в физическом и/или психическом здоровье;
- неумение работать с большим количеством информации.
Анализ путей трудоустройства выпускников, имеющих ОВЗ и/или инвалидность, получение ими профессионального образования свидетельствуют о том, что им сложно получить высококвалифицированную профессию, найти постоянную работу.
Кроме того, большинство родителей обучающихся данных классов имеют низкий образовательный уровень, не всегда могут адекватно оценить возможности своего ребёнка и, как следствие, не могут оказать реальную помощь в выборе профессии и трудоустройстве.
В КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска в рамках уроков (коррекционные курсы) и внеурочной деятельности реализуется профориентационная программа «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы».
Целевое назначение программы: подготовка выпускников с ОВЗ к самостоятельному выбору профессии и поиску работы; успешному прохождению собеседования и адаптации в новых условиях, учёбе и рабочем месте.
Задачи программы:
1. Формировать знания, умения и навыки у обучающихся с ОВЗ, необходимые для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути в соответствии с индивидуальными возможностями его реализации, с учётом потребностей общественного производства.
2. Диагностировать профессиональные интересы и склонности, индивидуальные личностные особенности обучающихся 5-9 классов.
3. Формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение знаний о мире профессий и личностных особенностях обучающихся с ОВЗ.
4. Формировать психологическую готовность обучающихся с ОВЗ к профессиональному обучению и трудовой деятельности.
5. Консультировать педагогов, родителей, обучающихся по вопросам профессионального самоопределения.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня личностной готовности выпускников к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению и поиску работы;
- расширение социального опыта, развитие навыков делового общения, необходимых для обучения, поиска работы, прохождения профессионального собеседования, адаптации в новой обстановке (профессиональном училище и рабочем месте);
- повышение социальной компетентности и ответственности выпускников за выбор профессионального пути.
Эффективность оценивается по результатам наблюдения, анкетирования и психологического обследования, а также сбора катамнестических данных по выпускникам.
Программа «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы» дополняет существующие программы обучения: технологии и трудового обучения, основ социальной жизнедеятельности (ОСЖ) и др.
Опыт работы по данной программе с 2023-2024 учебного года помогает в адаптации материалов курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для разных категорий детей с ОВЗ, в том числе обучающихся с умственной отсталостью.
Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» включён в профессиональный минимум (базовый уровень) для обучающихся с ОВЗ 6-11 классов и строится на базе Всероссийского проекта ранней профориентационной помощи «Билет в будущее» (опыт участия Школы в проекте с 2022 г.).
Программа курса прошла адаптацию под потребности детей с ОВЗ, участников проекта «Билет в будущее», по нозалиям в плане диагностики, но в содержательном плане требует подготовки. Необходимо учитывать в структуре диагностики и занятий предварительную подготовку и адаптацию материалов, словарную работу, способы подачи и объём работы.
В профессиональных пробах учитывать особенности развития детей в соответствии с медицинскими показаниями, а также технические условия (в частности, вход в «Личный кабинет» ученика с ОВЗ с телефона существенно ограничивает его возможности и возможности педагога для совместной работы).
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, особенно в классах, где реализуются ФАООП для обучающихся с умственной отсталостью 2 вариант, работа на платформе проекта «Билет в будущее» проводится в минимальном объёме.
Тематическое планирование занятий дополнено разделами:
- Человек и профессия.
- Рынок труда. Способы поиска работы.
- Предприятия и организации нашего города и региона.
- Профессиональное собеседование.
- Первые дни на рабочем месте.
-Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов.
На занятиях обучающиеся знакомятся и «пробуют» доступные для них профессии, например, «кухонная рабочая», «дворник» и др. Уделяется много внимания вопросам профессионального собеседования и делового общения, проводятся ролевые игры и решаются проблемные ситуации, например, «У кого спросить, если тебе что-то непонятно?», «Что нужно сделать, если ты заболел?» и др.
Индивидуальная работа и консультирование обучающихся и родителей проводится на основе результатов диагностики. Преобладающую сферу интересов и кругозор детей хорошо отражают следующие методики:
- «Дифференциально-диагностический опросник», Е.А.Климов;
- «Карта интересов», М. Голомшток;
- анкета Оптанта;
- анкета выпускников в адаптации Т.Г. Богдановой и Н.О. Ярошевич.
Оценка развития учебно-трудовых навыков и умений обучающихся проводится в 5-9 классах учителями трудового обучения, педагогами-психологами и классными руководителями. Педагогами заполняется стандартизированная «Карта способностей» (Васенко) на каждого ученика по профилям трудового обучения [2]. Анализ результатов проводится ежегодно по классу и индивидуально по каждому обучающемуся.
Результаты показывают индивидуальную динамику развития трудовых навыков и умений по профилю обучения, отношение к труду, уровень самостоятельности, проявление волевых и деловых качеств, состояние эмоциональной сферы, уровень работоспособности и т.д. Данные «Карты способностей» используются при составлении характеристики выпускника.
Данные по выпуску 2022-2023 уч.г. по отдельным параметрам отражены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты оценки трудовых навыков обучающихся
1) Целевая сторона деятельности:
Оценка деятельности (средний балл) | [2] | [3] | [4] | [5] |
1.Усвоение технико-технологических знаний | - | 100% | - | - |
2.Усвоение конечной цели работы | - | 100% | - | |
3.Усвоение плана работы из объяснения учителя | - | 100% | - | - |
4.Самостоятельное планирование работы | - | 100% | - | - |
2) Исполнительная сторона деятельности:
Этапы сформированности навыка по основным технологическим операциям: | Количество обучающихся (%) |
1 этап – усвоение знаний и первоначальных представлений | 100% |
3 этап – образ действия сформирован | более 60% |
4 этап – применение в работе ранее усвоенных знаний | 68% |
5 этап – сформированность самоконтроля | 46% |
Энергетическая сторона деятельности и сформированность навыка по основным технологическим операциям выстраивается по каждому трудовому профилю индивидуально, при этом в большинстве случаев соответствует индивидуальным темпо-динамическим показателям, уровню развития основных интеллектуальных функций [2].
Работа по профессиональному самоопределению проводится на всех уровнях, данные по выпускникам собираются и анализируются, выявляются трудности и успехи (табл. 2).
Таблица 2
Катамнестические сведения по выпускникам 9 классов
Год выпуска | 2021 | 2022 | 2023 |
Всего выпускников | 24 | 36 | 25 |
Продолжают обучение | 5 | 3 | 8 |
ВУЗ | - | - | - |
СПО | 19 | 29 | 14 |
Трудоустройство | - | - | - |
Не работают | - | 1 | - |
Не работают, есть инвалидность | - | 3 | 2 |
Таким образом, в ходе реализации программы «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы» достигается повышение социальной компетентности и уровня личностной готовности выпускников к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, а в дальнейшем – к поиску работы.
Список использованных источников и литературы
1.Богданова, Т.Г. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ: Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, № 3, 2000 / Т.Г. Богданова, Н.О.Ярошевич, 2000.
2.Карта изучения учебно-трудовой деятельности // сайт. – Инфоурок: https://infourok.ru/karta sposobnostey-uchaschihsya-po-stolyarnomu-delu-2331447.html
3.Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее образование) // сайт. – Билет в будущее: https://bvbinfo.ru/
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по социально – бытовой ориентировке и русскому языку.
Тема: «Трудоустройство. Документы для устройства на работу. Составление заявления о приеме на работу».
Задачи:
образовательная: знать перечень документов при приеме на работу, уметь вести диалог на заданную тему, активизировать процесс формирования психологической готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
коррекционная: работать по развитию грамотной устной и письменной речи, обогащать словарь обучающихся новыми словами;
развивающая: развивать навыки коллективной, творческой, поисковой деятельности обучающихся, развивать абстрактное мышление, формировать умения к изучению специальной справочной литературы;
воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, внимательность к говорящему, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного.
1. Фронтальный опрос.
1. Как называется лицо, которое пойдет устраиваться на работу? (Работник)
2. Лицо, которое вступает в трудовые отношения с работником и дает ему работу? (Работодатель)
3. Краткий биографический документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании работника на какую-либо должность? (Резюме)
4. Как называются отношения, которые возникают между работником и работодателем после заключения трудового договора? (Трудовые)
5. На что имеет право работник после выполнения им определенной работы и отработанных часов? (Зарплата)
6. Документ об образовании, который выдается при получении какой- либо специальности (профессии). (Диплом)
7. Незанятое, вакантное место в организации. (Вакансия).
8. Документ, удостоверяющий личность. (Паспорт).
9. Официальное обращение, письменная просьба о чём-либо, составленная по установленной форме и подаваемая на имя должностного лица в учреждение, организацию. (Заявление).
10. Основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже. (Трудовая книжка).
2. Выбрать законы, которые регулируют труд и трудовые отношения.
Всеобщая декларация прав человека.
Конституция Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
3. «Угадай пословицу» (приложение 1):
(Разрезанные пословицы лежат у каждого на парте).
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Весенний день год кормит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Каков мастер, такова и плата.
- Скажите, о чем они? (Это пословицы о труде, о работе).
III. Изучение нового материала.
- Введение в тему.
Сегодня мы продолжаем тему ТРУДОУСТРОЙСТВО.
Поговорим с вами об очень важном вопросе, который коснется вас в ближайшем будущем. После того, как вы окончите школу, поступите в техникум и успешно закончите обучение, встанет вопрос трудоустройства. Выбрав подходящее место работы, вы должны будете, в первую очередь, пройти собеседование с работодателем. После прохождения собеседования вам нужно будет собрать обязательный пакет документов для устройства на работу. А какие документы должны содержаться в этом «пакете» мы сегодня с вами узнаем.
- Работа с текстом ст. 65 Трудового кодекса РФ.
Статьей 65 Трудового Кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, которые могут запросить при приеме на работу.
(Названия документов вывешиваются на доску (приложение 2)).
- Паспорт или иной документ для удостоверения личности соискателя.
Паспорт – это основной документ, удостоверяющий личность гражданина России на территории РФ.
- Трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства).
Трудовая книжка - это основной документ, подтверждающий трудовую деятельность и рабочий стаж работника.
Официальное трудоустройство подразумевает наличие у сотрудника трудовой книжки. Помните, что работодатель не имеет права требовать у вас трудовую книжку, если в данную организацию вы устраиваетесь по совместительству. Если это ваше первое место работы, специалист по работе с кадрами оформит для вас такой документ.
- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС).
Свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС) является уникальным и принадлежит индивидуальному лицевому счету только одному человеку. На этот счет заносятся все данные о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах, а также страховой стаж в течение всей трудовой деятельности гражданина, которые впоследствии учитываются при назначении или перерасчете пенсии.
4. Военный билет или иной документ воинского учета (например, приписное свидетельство). Обязательно для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
5. Документ об образовании (диплом, возможно, потребуется оценочный лист). Требуется для подтверждения квалификации соискателя и наличия у него образования соответствующего должности, на которую он претендует.
Документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний нужны при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В случаях, когда вы устраиваетесь на работу не по специальности, в таких документах нет необходимости.
6. Справка о наличии либо отсутствии судимости.
Требуется при поступлении на работу, на которую, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускаются лица, имеющие судимость или подвергающиеся уголовному преследованию.
- В случае если ваши поиски окажутся удачными, и вы устроитесь на работу, то при трудоустройстве отдел кадров может потребовать от вас прохождения медицинской комиссии, составления автобиографии.
3. Заявление о приёме на работу.
- Обязательным этапом трудоустройства является и написание заявления о приеме на работу, которое составляется по общепринятой форме.
- Сегодня мы попробуем заполнить заявление о приеме на работу.
- В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг. Поэтому мы и должны учиться составлять правильно и грамотно деловые бумаги. Так же не должны забывать об отличительных особенностях деловых бумаг:
краткость,
общепринятая стандартность.
- Каждый из вас должен будет написать заявление от своего имени о приёме на работу.
- Прежде чем перейти к составлению заявления о приёме на работу, мы вспомним то, что уже знаем об этом деловом документе.
- Что такое заявление?
Заявление - самая распространенная деловая бумага, в которой излагается просьба, ходатайство о чем-либо (например, о приеме на работу, в учебное заведение, о предоставлении очередного отпуска, о выдаче денежного пособия и т.д.).
Работа с текстом заявления.
- Прочитайте текст заявления на листах (приложение 3).
Директору ООО «Магнит»
Черновой Ольге Николаевне
от грузчика
Иванова Максима Ивановича
заявление.
Прошу Вас предоставить мне отгул на 21 февраля 2020 г. по семейным обстоятельствам.
20.02.2020 г. Иванов
Задание.
- Пользуясь этим заявлением, составьте план написания заявления в правильной последовательности (приложение 4):
(Расставить цифры).
Наименование документа.
Подпись составителя.
Дата написания заявления.
Кому и от кого заявление.
Текст заявления.
Проверка (план вывешивается на доску (приложение 5)).
- Прочитайте последовательность составления заявления.
План составления заявления нам понадобится при написании заявления о приёме на работу.
- Теперь вспомним особенности написания заявления:
- кому, от кого - пишем в верхнем правом углу;
- пишем полное имя составителя;
- слово заявление пишем с маленькой буквы посередине страницы;
- первую точку ставим после слова заявление;
- текст заявления начинаем писать с красной строки со слова Прошу;
- дату составления заявления указываем полную (число, месяц и год) слева, подпись - справа.
(Показ бланка (приложение 6)).
4. Практическая работа: заполнение заявления о приеме на работу.
- Теперь переходим к составлению заявления о приёме на работу. Умение составлять такой документ вам обязательно потребуется, когда вы будете устраиваться на работу.
Заявление о приёме на работу хранится в личном деле каждого работника. Сейчас заявления чаще всего пишут на листе бумаги формата А4.
- Представьте себе ситуацию: однажды, проходя мимо магазина, вы увидели объявление, в котором говорилось о том, что в этот магазин требуются продавцы и грузчики. Вы решили устроиться в этот магазин на работу.
(На партах лежит лист с объявлением (приложение 7)).
Объявление.
В магазин «Ромашка» требуются продавцы и грузчики.
За справками обращаться к директору магазина Ивановой Светлане Петровне.
- Кто из вас может работать грузчиками?
- Кто из вас может работать продавцами?
Беседа:
- К кому вы будете обращаться в своём заявлении?
- Какое название имеет магазин?
- С какого слова начнёте текст заявления?
- Какое число вы поставите после текста заявления?
- Чью подпись поставите?
- У кого есть вопросы по составлению заявления о приёме на работу?
Самостоятельная работа.
- Итак, девочки должны составить заявление о приёме на работу в магазин продавцом, а мальчики в этот же магазин – грузчиками.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Гражданка Сидорова, увидев объявление о приеме на фабрику портных, пришла в отдел кадров предприятия трудоустраиваться. От нее потребовали следующие документы: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство пенсионного страхования, медицинскую справку о состоянии здоровья, справку о регистрации по месту жительства, характеристику с последнего места работы. Законны ли требования отдела кадров?
2. Выберите документы, предоставляемые при приеме на работу.
Паспорт
Страховое свидетельство пенсионного страхования
Согласие жены или мужа
Документ об образовании
Документ о праве собственности на дом или квартиру
Трудовая книжка
Справка о наличии или отсутствии кредитов
- Вспомните, что такое заявление?
- Когда нам потребуются умения составлять заявление о приёме на работу?
V. Итог.
- Мне хочется, чтобы сегодняшний урок вам помог в дальнейшей вашей жизни. Чтобы вы обязательно нашли работу по душе, и составление заявления о приёме на работу у вас не вызвало затруднений.
VI. Оценка деятельности обучающихся.
Приложение 1.
Пословицы разрезать на 2 части.
Терпенье и труд | все перетрут. |
Без труда не вытащишь и | рыбку из пруда. |
Землю солнце красит, | а человека – труд. |
Весенний день | год кормит. |
Труд человека кормит, | а лень портит. |
Каков мастер, | такова и плата. |
Приложение 2.
ПАСПОРТ |
ТРУДОВАЯ КНИЖКА |
СНИЛС |
ВОЕННЫЙ БИЛЕТ |
ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ |
СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЛИБО ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ |
Приложение 3.
Директору ООО «Магнит»
Черновой Ольге Николаевне
от грузчика
Иванова Максима Ивановича
заявление.
Прошу Вас предоставить мне отгул на 21 февраля 2020 г. по семейным обстоятельствам.
20.02.2020 г. Иванов
Приложение 4.
Наименование документа.
Подпись составителя.
Дата написания заявления.
Кому и от кого заявление.
Текст заявления.
Приложение 5.
- Кому и от кого заявление.
- Наименование документа.
- Текст заявления.
- Дата написания заявления.
- Подпись составителя.
Приложение 6.
_______________________________
Кому (должность) ФИО
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
от кого (ФИО)
_______________________________
заявление.
Прошу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________ __________________
Число Подпись
Приложение 7.
Объявление.
В магазин «Ромашка» требуются продавцы и грузчики.
За справками обращаться к директору магазина Ивановой Светлане Петровне.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Как найти работу? Как устроиться на работу?
Повторение
- Прочитайте. Почему человеку важно трудиться?
1). «Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.»
Вольтер
2). ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
- «ХОЧУ» - профессия должна соответствовать моим желаниям.
- «МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.
- «БУДУ» - хорошим специалистом.
- Как найти работу?
- Ознакомьтесь с информацией.
- Для начала нужно обратиться в Центр занятости населения своего города.
Это местное определение Службы занятости, непосредственно работающее с населением в области труда и занятости, которое оказывает государственные услуги населению в сфере занятости.
Здесь вы можете бесплатно проконсультироваться у социального работника, найти постоянную или временную работу. Кстати, на временную работу стоит соглашаться, это и приработок, и новый опыт, новые люди, а значит и новые возможности.
- Отдел кадров на предприятиях, учреждениях.
Самые неожиданные предприятия, расположенные в вашем районе, могут нуждаться в вашей профессии.
Давайте рассмотрим наш город. Какие учреждения есть в городе, где мы проживаем? (магазины, школа, почта, сберегательный банк...)
- Объявления в газетах, журналах, реклама на радио, телевидении и интернете.
- Сообщение знакомых, друзей, соседей, которые работают и могут дать информацию о свободных рабочих местах.
Во всех случаях в первую очередь вам придется общаться с работодателем по телефону или лично.
Речевая зарядка
- Произнесите правильно:
- Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».
- Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.
- Я почитаю объявления, можно мне газету?
- Я обращусь в Интернет.
- Я посоветуюсь с родственниками( по телефону).
Формы общения с работодателем.
– Здравствуйте! Разрешите войти?
– Здравствуйте! Можно войти?
– Разрешите обратиться по поводу работы. Меня зовут …
– Добрый день! Можно войти?
– Извините, пожалуйста, можно мне спросить
- Как устроиться на работу?
- Выберите документы, предоставляемые при приеме на работу.
Паспорт
Страховое свидетельство пенсионного страхования
Согласие жены или мужа
Документ об образовании
Документ о праве собственности на дом или квартиру
Трудовая книжка
Справка о наличии или отсутствии кредитов
Военный билет
Справка о наличии либо отсутствии судимости.
- Вспомните, что такое заявление?
- Когда нам потребуются умения составлять заявление о приёме на работу?
ОБРАЗЕЦ
Директору ООО «Магнит»
Черновой Ольге Николаевне
Иванова Максима Ивановича
заявление.
Прошу Вас принять меня на работу грузчиком в отдел продовольственных товаров.
20.02.2020 г. Иванов
Правила трудового законодательства в Российской Федерации (КЗоТ РФ)
«Трудовая дисциплина» - это сознательное, добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, добровольное соблюдение установленного порядка, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений администрации по работе.
В правилах внутреннего трудового распорядка предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как:
- предупреждение;
- перевод работника с его согласия на другую, нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев;
- освобождение от занимаемой должности с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии;
- увольнение.
К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники за нарушения правил внутреннего трудового распорядка, предусмотренного ст. 135 КЗоТ РФ и правилами внутреннего трудового распорядка. Такими взысканиями являются: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение.
Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служат:
а) неисполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством;
б) вина работника (умышленная или неосторожная);
в) противоправный характер действий работника, нарушающих внутренний трудовой распорядок, законодательство о труде.
Поощрение - это публичное признание результатов труда работников, которое, осуществляется с помощью различных мер поощрения (морального и материального характера), а также путем предоставления льгот и преимуществ.
Поощрения за успехи в работе можно подразделить на материальные (выдача премий, награждение ценным подарком) и моральные (объявление благодарности, награждение почетной грамотой, занесение на Доску почета).
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Собеседование – это спланированный диалог чаще всего между двумя людьми, имеет установку и предсказуем.
Установки: работодатель – найти наиболее подходящую кандитатуру на рабочее место;
кандидат – показать, что он и есть именно тот человек, которого ищет работодатель.
Собеседование предсказуемо, так как можно заранее подготовиться.
Психологические приёмы:
- Я – представитель. Представьте, что вы говорите не от своего имени, а по поручению солидной организации. Или защищаете не свои интересы, а другого человека, требующего вашей защиты и опеки.
- Я играю роль. Вы – актёр, осваивающий роль. Или разведчик, у которого стоит задача устроиться на военный объект.
- Всё позади. Убедите себя, что всё уже решено в вашу пользу, а сегодняшний разговор – просто приятная формальность.
ВИДЫ СОБЕСЕДОВАНИЙ
Отборочные собеседования - отобрать наиболее подходящих и пригласить их на собеседование.
Первое и второе собеседование - первое собеседование, представитель O.K. должен убедиться в том, что кандидат соответствует должному описанию, всем условиям приема на работу в компанию и решить, прошел ли он первую стадию отбора. Второе и третье собеседование проводят люди, которые должны будут принять решение, и они составят о кандидате свое мнение — успешно ли он вольется в коллектив.
Собеседование с акцентом по набору сотрудников - их функция — провести отбор кандидатов для того, чтобы работодатель беседовал с наиболее подходящим.
Коллегиальные собеседования - один из присутствующих руководит, остальных приглашают задавать вопросы. Кандидату нужно говорить со всеми членами коллегии и смотреть на них всех, хотя это и не легко. Следует сосредоточить внимание на говорящем и внимательно выслушивать вопрос. Коллегиальное собеседование зачастую дает возможность раскрыть больше информации, а также больше пообщаться с членами коллегии, которые могут оказать поддержку.
Групповые собеседования – они используются для того, как кандидат справится с той или иной проблемой. Если эти методы используются, кандидат перед началом испытания должен получить подробные инструкции. Кандидата могут также спросить, как, по его мнению, он справился — об этом следует подумать заранее.
ЭТАПЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ
- Представление
- Почему вы здесь хотите работать?
- Выполняли ли вы такую работу раньше?
- Чем вы занимались раньше?
- Почему вы уволились с последней работы?
Почему вы так долго не работали ?
- Общая проверка подготовки
- Какая была ваша последняя работа?
- Каким оборудованием вы умеете пользоваться ?
- Какие ваши самые сильные стороны?
- Какие ваши слабые стороны?
- Почему мы должны вас нанять?
- Каково мнение последнего работодателя о вашей работе?
Ш. Проверка житейских обстоятельств
- Расскажите мне о себе.
- Насколько часто вы отсутствовали на работе?
- Какую вы хотели бы зарплату?
- Когда вы готовы начать работу?
- Как вы будете добираться на работу по утрам?
- Будут ли у вас сложности с возвращением домой после работы?
ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ НА ТИПИЧНЫЕ ВОПРОСЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ
1.Чем вы занимались на последнем месте работы?
Расскажите, чем вы занимались на предыдущем месте работы, сделав особый упор на следующем:
-навыки и умения, которые были необходимы вам на предыдущем месте работы;
- используемые машины и оборудования;
- что входило в ваши обязанности;
- люди, с которыми вы работали;
- продолжительность (если вы работали длительное время);
- каковы были результаты вашего профессионального роста (получали ли Вы повышение по службе);
-обязанности, имеющие непосредственное отношение к работе, которую вы хотите получить.
2.Почему вы ушли с этой работы?
- Работа временная (сезонная), истек срок контракта (договора).
- Это была работа с неполным рабочим днем, рабочей неделей.
- Фирма закрылась.
- Произошло сокращение штатов.
- Должность (не вас) сократили.
- Зарплата была недостаточной.
- Приходилось слишком далеко ездить, было слишком много сверхурочной работы.
-Вы решили изменись сферу трудовой деятельности, карьеру.
- Если вы ушли с работы по состоянию здоровья, упомяните об этом кратко и обязательно укажите, что сейчас состояние вашего здоровья улучшилось и вы можете выполнять ту работу, на которую претендуете.
3. Приходилось ли вам заниматься работой такого типа раньше?
- Во всех случаях постарайтесь ответить «Да».
- Потом опишите имеющийся у вас опыт и реальную способность выполнять эту работу.
- Если у вас нет достаточного опыта, опишите другой имеющийся у вас профессиональный опыт, свидетельствующий о ваших способностях или ваш живой интерес к обучению будущей работе.
4. Почему мы должны принять на работу именно вас?
Будьте готовы ответить на этот вопрос. Если вы не четко представляете себе причину, по которой желаете получить именно эту работу, не рассчитывайте на скорый положительный ответ. Быстро перечислите ваши положительные характеристики, даже если при этом придется повторить то, что вы уже сказали. Укажите:
- свою квалификацию;
- предшествующий опыт;
- интересы.
Убедите собеседника, что вы:
- трудолюбивы;
- надежны;
- способны выполнить все требования, которые предъявляют к соискателю этой работы, и другие условия.
5. Каковы ваши сильные стороны?
Это еще одна возможность в положительном ключе перечислить все ваши положительные качества, имеющие отношение к будущей работе:
- навыки;
- опыт;
- интересы;
- энтузиазм;
- эффективность деятельности;
- умение ладить с людьми;
- гордость за хорошо проделанную работу.
6. Чем вы занимались, когда у вас не было работы?
Ваш ответ не должен произвести впечатление пустого времяпровождения в период безработицы.
Расскажите об активных поисках работы, о членстве в «Клубе ищущих работу». Если вы участвовали в общественной работе, повышали квалификацию, ухаживали за родственниками, что-либо строили или ремонтировали, упомяните об этом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Собеседование – это спланированный диалог между двумя людьми, который имеет цель набрать людей для работы.
Работодатель – человек, который ищет подходящего кандидата на рабочее место.
Кандидат – человек, который ищет работу.
Собеседование предсказуемо, так как можно заранее подготовиться.
Вопросы:
- Как Вас зовут?
- Почему Вы хотите здесь работать?
- Что Вы умеете делать?
- Где Вы учились?
- Какую работу Вы выполняли?
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Собеседование – это спланированный диалог между двумя людьми, который имеет цель набрать людей для работы.
Работодатель – человек, который ищет подходящего кандидата на рабочее место.
Кандидат – человек, который ищет работу.
Собеседование предсказуемо, так как можно заранее подготовиться.
Вопросы:
- Как Вас зовут?
- Почему Вы хотите здесь работать?
- Что Вы умеете делать?
- Где Вы учились?
- Какую работу Вы выполняли?
Укажите:
Убедите собеседника, что вы:
способны выполнить все требования | Укажите:
Убедите собеседника, что вы:
способны выполнить все требования |
Предварительный просмотр:
Тема: Профессиональное собеседование. Правила ведения делового разговора с руководителем. Правила делового разговора по телефону. Порядок оформления на работу.
1. Речевая зарядка. Работа по теме.
Профессиональное собеседование – это встреча человека, который ищет работу с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу |
Цель собеседования — познакомиться, обсудить детали сотрудничества и понять насколько работодатель и работник подходят друг другу. Именно на данном этапе работодатель принимает решение о том, будете ли вы работать или нет. В день проходим одно собеседование.
2. Подготовка к собеседованию
1 этап - Телефонный разговор.
Это первый этап непосредственного общения с представителем компании, организации на работу в которой вы претендуете.
При разговоре будьте вежливы. Запомните имя, отчество и фвмилию руководителя или его заместителя с кем вы будете разговаривать.
Далее уточните, куда именно вам нужно придти, (адрес) и в какое время. Также уточните контактный телефон для связи.
2 этап - Подготовка к встрече.
На этом этапе представьте вашу будущую встречу, подготовьте рассказ о себе и соберите необходимые документы.
Помните:
1). Внешний вид (одежда должна быть чистой и опрятной, делового стиля).
2). Не опаздывать!
3). Продумать рассказ о себе.
4). Взять документы, необходимые на собеседовании (паспорт, документы об образовании, трудовая книжка и др.)
3. Собеседование.
Рассказ о себе и ответы на вопросы работодателя
1). Меня зовут (ФИО) и возраст.
2). Моя профессия
3). Образование (включая дополнительное обучение)
4). Опыт работы. Отвечайте на вопрос: что я умею делать?
(что делал(а) на производственной практике).
5). Показатели успешности деятельности. Отвечайте на вопрос: что я умею делать хорошо? (мои сильные стороны, достижения)
6). Какую пользу я могу принести компании.
4. Вопросы на собеседовании от будущего работника
Заранее продумать ваши вопросы, которые хотите задать о работе, графике работы, ваших будущих обязанностей.
Соблюдайте правила:
- Никогда не говорите, что вопросов нет.
- Лучше все-таки спрашивать об обязанностях, у кого будете находиться в подчинении, с кем будете вместе работать.
Вопросы, которые можно задать тому, кто будет проводить собеседование:
- Что руководство ждет от работника в этой должности?
- Какие результаты ожидаются на испытательном периоде?
- Как будет примерно выглядеть распорядок моего рабочего дня?
- Кому я непосредственно буду подчиняться?
- От чего будет зависеть зарплата?
5. Завершение встречи
На заключительном этапе нужно поинтересоваться, когда будет известен результат. В конце встречи поблагодарите за уделенное время, попрощайтесь. Будьте вежливы!
Возможно, вам сразу сообщат итог, а возможно скажут, что позвонят.
Учитывая, что кандидатов на место может быть много, выбор работника может длиться до 2-х недель. Но нельзя сидеть – ждать звонка от работодателя. Нужно не прекращать заниматься поиском работы и ходить на собеседования.
По истечении трех дней вы можете позвонить сами и узнать результат. Не бойтесь отказа. Помните - успешный поиск работы обеспечен тем соискателям, чья голова постоянно занята этой важнейшей мыслью!
6. Устройство на работу
Документы для устройства на работу
|
Домашнее задание: выполните тест.
- Выберите возможные варианты ответов на вопросы. На один вопрос может быть один или несколько вариантов ответов. Ответы на вопросы запишите в таблицу.
Ф.И. | |||||
Ответы на вопросы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Рекомендуется посещать собеседования:
а) не менее двух компаний за день
б) не чаще одного раза за день
в) один раз в неделю
2. Как называется собеседование, при котором кандидат беседует только с одним руководителем?
а) индивидуальное
б) групповое
в) стрессовое
3. Если на собеседовании вам задали вопрос: «Почему мы должны взять на работу именно Вас?» Как лучше на него ответить?
а) я лучше, чем остальные
б) я очень хочу работать
в) перечислить некоторые свои преимущества
г) я хочу получить опыт профессионала в вашей компании
4. На собеседовании вам задали вопрос: «Когда Вы можете приступить к работе?» Как лучше на него ответить?
а) С понедельника, так как есть еще незавершенные дела
б) Могу выйти завтра
в) Завтра у меня назначено еще одно собеседование, а послезавтра могу выйти
г) Да хоть сегодня, мне все равно нечем заняться
5. На собеседовании вам задали вопрос: «Представьте ситуацию: руководитель находится в отпуске, все работники приходят вовремя на работу. О чем это говорит?» Как лучше ответить:
а) может быть время прихода фиксирует пропускная система
б) возможно висят видеокамеры
в) за работниками следит заместитель руководителя
г) работники заинтересованы своей работой и вместе делают единое дело
6. Перечислите документы, которые необходимо взять на собеседование:
а) автобиография
б) паспорт
в) документ об образовании
г) медицинский полис
д) трудовая книжка
Предварительный просмотр:
Тема: Правила общения в трудовом коллективе. Как быстро запомнить свои обязанности?
Подумайте.
- Закончите предложения.
Природа, общество, человек и мы с вами подчиняемся определенным законам.
- На смене лету приходит…
- Весной пробуждается природа, на деревьях распускаются…
- Когда вы были маленькие, многие из вас ходили в детский сад, затем…
Итак, обучаясь в школе, вы изучили основы профессии. После окончания школы, многие из вас продолжат обучение в училище и получат рабочую специальность.
Таким образом, вы получите статус рабочего человека, вступите в новые отношения с окружающими, и будете подчиняться определенным законам.
Повторение
- Вспомните, как найти работу?
- обращаться лично на предприятие,
- читать объявления,
- обратиться в службу занятости,
- рассылать резюме (сведения о себе)
- Вспомните правила общения
- называть собеседника по имени
- будь доброжелателен, используй в речи «волшебные слова»
- думать, прежде чем сказать.
- слушать больше, чем говорить
- не использовать в речи ненормативную лексику
- не перебивать, давая возможность высказаться
- принимать людей такими, какие они есть!
Это нужно запомнить!
Правила устройства на работу и общения в трудовом коллективе.
Прием на работу оформляется приказом администрации предприятия. Приказ, подписанный директором, объявляется работнику под расписку. Выписывается трудовая книжка или вносится запись в уже имеющуюся книжку.
Трудовые книжки ведут на всех работников, работающих на предприятии, учреждении свыше пяти дней.
В трудовую книжку вносят сведения о работнике,
выполняемой им работе, поощрениях и награждениях
за успехи в работе.
Трудовая книжка хранится в отделе кадров,
с 2020 г. она ведется в электронном виде.
Трудовой стаж насчитывается строго
по трудовой книжке.
Трудовой договор
В трудовом праве письменный документ - соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности.
В соответствии с трудовым договором работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации, а работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда и своевременно выплачивать заработную плату.
Трудовые отношения регулируются: - Конституцией Российской Федерации - Трудовым кодексом, где прописаны все права и обязанности трудящихся. |
Заключение трудового договора считается допуском к работе. Далее - непосредственный начальник работника (например, мастер или начальник цеха) на основании приказа директора, приведет рабочего на рабочее место, проинструктирует его об обязанностях и соблюдении техники безопасности под роспись в журнале. Вновь принятому работнику может быть установлен испытательный срок, который не должен превышать трех месяцев.
В каждой трудовой организации есть служба по технике безопасности и охране труда, которая следит за условиями работы, чтоб не нарушались права работника и не наносился ущерб здоровью (условия труда, техника безопасности, рабочее время, перерыв на отдых)
Условия, в которых работает работник: воздушно-температурный режим, освещение, чистота помещения – должны соответствовать нормам и не наносит вред здоровью. Если работа связана с оборудованием, станками, машинами, химикатами и т.п. – должна быть предусмотрена спецодежда и обеспечены безопасные условия труда для здоровья и жизни работников.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца, в день установленный правилами внутреннего распорядка организации. Задержка заработной платы не допускается законом
В большинстве случаев продолжительность рабочей смены 8 часов (40 часов в неделю). В течение рабочей смены работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания не менее 30 минут.
Для подростков и кормящих матерей рабочий день сокращается на один час.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня, при шестидневной неделе – один выходной день. Общим выходным является воскресенье.
Работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 28 календарных дней. Право на использование отпуска за первый год работы предоставляется работнику по истечении шести месяцев непрерывной работы.
Предварительный просмотр:
Тема: Деловые бумаги. Трудовой договор.
Речевая зарядка
- Подберите родственные слова:
Труд – это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.
Трудный – требующий большого труда, усилия, напряжения,
трудолюбивый – любящий трудиться,
труженик – тот, кто трудится.
Понятие трудового договора и его составление
- Прочитайте, приготовьтесь выполнить задания.
- Прочитайте образец трудового договора в приложении.
Трудовой договор – особый договор между работником и собственником соответствующего предприятия. Сторонами трудового договора является работодатель и работник. Обычно заключение трудового договора предшествует достижению согласия между сторонами о его основных условиях.
Трудовой договор может быть письменным и устным; бессрочным (заключен на неопределенный срок) и срочным и таким, который заключается на время выполнения определенной работы. Запрещается необоснованный отказ при принятии на работу.
Закрепление знаний
- Проверь себя, знаешь ли ты ответы на вопросы?
1. Обязательно или необязательно составление трудового договора при поступлении на работу? (Да, обязательно!)
2. В течении какого времени со дня поступления на работу необходимо заключить трудовой договор? (в первый день)
3. Сколько экземпляров трудового договора составляют? (Два)
4. У кого находится трудовой договор? (У работника и у работодателя)
5. Кто подписывает трудовой договор? (Работник и работодатель)
6. Как называется договор, заключенный на определенный срок? (Срочный)
7. Какие обязательства принимает на себя работник по договору? (Работать)
8. Указывается ли в договоре режим работы? (Да)
9. Могут ли в трудовом договоре установить испытательный срок? (Да)
- Отметьте возможные причины расторжения трудового договора:
- Прогул без уважительной причины
- Опоздание на работу на 15 минут
- Отсутствие на работе целый день
- Не выполнение своих трудовых обязанностей
- Нарушение техники безопасности
- Не трезвое состояние
- Грубое обращение к сотрудникам
- Отсутствие на работе более 4 часов подряд
Приложение
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (образец)
Предприятие Пижанская коррекционная школа в лице директора Семенова Виталия Ивановича и гражданки Смирновой Людмилы Владимировны, именуемой в дальнейшем Работником, заключили настоящий договор о следующем.
Работница Смирнова Людмила Владимировна 17 лет принимается на работу в хозяйственный отдел работником кухни: квалификации не имеет.
Договор является договором по основной работе.
Вид договора бессрочный (на неопределенный срок)
Срок испытания - без испытания.
Работник должен выполнять обязанности согласно должностным инструкциям.
Обязательства предприятия: обязуется организовать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную заработную плату ( 10 и 20 числа каждого месяца).
Особенности режима рабочего времени:
-работа по сменная ( три смены работать, три смены отдыхать)
Работнику устанавливается:
-должностной оклад в размере 7500 руб в месяц
-надбавки за вредность труда в размере 20 % от оклада
Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью:
-основной - календарный месяц
-дополнительный ( не имеет)
Другие условия договора, связанные со спецификой труда: не имеется.
Адреса сторон и подписи
Работник Предприятие (работодатель)
_________________________ _____________________
Адрес Адрес
_________________________ ______________________
Паспортные данные
_______________________________________________________
Подпись__________________ Подпись___________________
Дата_____________________ Дата______________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Обобщение знаний по теме «Этика производственных отношений»
- Выберите один вариант ответа.
1. Что получают учащиеся, обучаясь в профессиональном училище?
а) профессию
б) должность
в) работу
2. Срок обучения профессии в профессиональном училище
а) 3 года
б) 2 года
в) 1 год
3. Чтобы найти работу нужно обратиться в
а) администрацию
б) магазин
в) службу занятости
4. Что оформляется при поступлении на работу?
а) зарплата
б) паспорт
в) трудовая книжка
5. Что заключается между предприятием и работником на новом рабочем месте?
а) трудовой договор
б) учебный договор
в) договор купли-продажи
6. В первый рабочий день
а) на работу можно опоздать
б) на работу опаздывать нельзя
в) на работе можно оформлять документы
7. Какое волевое качество организует человека на рабочем месте.
а) лень
б) дисциплина
в) чувство
8. Что грозит работнику при несоблюдении трудовой дисциплины?
а) запись
б) разговор
в) увольнение
9. Как называется денежное вознаграждение за труд.
а) зарплата
б) стипендия
в) пенсия
10. Денежное вознаграждение за успешный труд.
а) зарплата
б) премия
в) пенсия
