РООРДИ "Наши дети"

Минина Ольга Ивановна

           Успешное решение задач воспитания и  обучения детей тяжелыми и множественными нарушениями развития возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

           Данное сотрудничество реализуется в рамках совместных проектов, мероприятий, консультативной и волонтерской деятельности совместно с РООРДИ "Наши дети" (региональной общественной организацией родителей детей-инвалидов "Наши дети" Кировской области).

https://наши-дети.org/

https://help-nashi-deti.ru/.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности Ресурсного центра КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска для оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Минина Ольга Ивановна, педагог-психолог, учитель-дефектолог КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска, председатель Кировского регионального отделения «ФПО России»

Слайд 2

Ранняя помощь комплекс мер, направленных на содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности и риском появления таких ограничений, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества

Слайд 3

Научно-методические основы Отечественная школа - Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.Р. Баенская, Н.Д., М.Л. Дунайкин, Н.Д. Шматко, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Г.А. Мишина, Ю.А. Лисичкина, В.В. Ткачёва, И.Ю. Левченко, и др. Зарубежный опыт изучения детей раннего возраста (шкалы Бейли, Гриффитс, Вайнлендская шкала адаптивного поведения, KID, RCDI, CARS, M-CHAT и др.)

Слайд 4

Многоэтапная модель диагностики Медицинский скрининг Комплексное обследование ребенка в ПМПК Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка Этапное диагностическое обследование Итоговое обследование ребенка

Слайд 5

Современная модель диагностики анализ соотношения сохранных и нарушенных функций имеющихся потенциальных возможностей для преодоления нарушения

Слайд 6

п.3 ст.64 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми образования, в т.ч. в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры …

Слайд 7

Категории получателей услуг Родители (законные представители) Администрация, учебно-методическая служба образовательных организаций Методические службы, специалисты опеки и попечительства и др. Специалисты службы сопровождения Педагоги д/с, школ

Слайд 8

Статистический анализ Показатели 2017 2018 2019 2020 2021 Количество обращений 18 33 76 22 25 Количество обращений (дистанционно) 5 11 13 14 10

Слайд 9

Запросы родителей логопедическое обследование психологическое обследование нарушения адаптации проблемы взаимоотношений с окружающими кризисное консультирование

Слайд 10

Запросы педагогов методические консультации психолого-педагогические консультации информирование кризисное консультирование

Слайд 11

Формы работы консультация обследование консилиум

Слайд 12

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» Дифференцированное деление психомоторного развития на функциональные области: ползание сидение ходьба хватание перцепция речь понимание речи социальное поведение.

Слайд 13

Обращаем внимание общий фон настроения, активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности контактность и готовность сотрудничать реакции на поощрение и одобрение

Слайд 14

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Слайд 15

Формы работы школьный консилиум мастер-класс родительское собрание выступление по проблемной теме летний лагерь

Слайд 16

Летний лагерь Индивидуальные занятия Групповые занятия

Слайд 17

Результат 1 этап. Определение запроса родителей, его сопоставление с заключением и рекомендациями ПМПК, разработка программы углубленного обследования ребенка. 2 этап. Проведение совместного с родителями углубленного обследования ребенка, при необходимости - оптимизация запроса. 3 этап. Определение основных направлений ранней помощи, их приоритетности, содержательных аспектов, специальных условий и методов и сроков реализации. 4 этап. Документальное оформление. 5 этап. Определение параметров и критериев оценки эффективности работы.

Слайд 18

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» 613340 Кировская область, г. Советск, ул. Красноармейская, 47 Директор Перминова Нина Михайловна, заслуженный учитель Российской Федерации Телефон/факс: 8 (83375) 2-19-52 E-mail : Sovetsk-school@yandex.ru



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                Директор

                                                                                                   _________Н.М. Перминова

                                                                                                   «___»__________ 20____ г.  

ПЛАН

проведения цикла совместных семинаров Ресурсного Центра  Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска» и Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Наши дети»

с февраля по май 2023 года для специалистов, оказывающим помощь детям с ОВЗ и детям c инвалидностью образовательных организаций, специалистов центра социального обслуживания населения и родителей.

 

Дата, время

Название

Ведущие

Место

1

8.02.2023  

17:00 – 20:00

Коммуникация. Кому, когда и для чего нужна АДК, типы, принципы

введения и ее влияние на развитие личности человека+практика

 

Минина О.И., педагог-психолог, учитель КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска,

Новосёлова Н.А., председатель

МООРДИ «Наши дети», логопед

Г. Советск, ул.

Революционная 128, центр поддержки семей с детьми с

особенностями развития «Наши дети»

2

22.02.2023

17:00 – 20:00

Диагностика навыков общения.

Матрица коммуникации +практика

 

Шутылева Е.С. руководитель социально – значимых проектов

МООРДИ «Наши дети», логопед

 

Г. Советск, ул.

Революционная 128, центр поддержки семей с детьми с особенностями развития «Наши дети»

3

1.03.2023

17:00 – 20:00

Коммуникация с помощью графических символов для детей с

разными нарушениями речи 1часть

+практика

Новосёлова Н.А. председатель МООРДИ «Наши дети», логопед.

Г. Советск, ул.

Революционная 128, центр поддержки семей с детьми с особенностями развития «Наши дети»

4

15.03.2023

17:00 – 20:00

Коммуникация с помощью графических символов для детей с

разными  видами нарушения речи 2

часть + практика

Новосёлова Н.А. председатель МООРДИ «Наши дети», логопед.

Г. Советск, ул.

Революционная 128, центр поддержки семей с детьми с особенностями развития «Наши дети»

5

6.04, 16.04.  9:00 – 11:30

Открытые занятия в центре поддержки семей с детьми с

особенностями развития «Наши

дети» по подготовке к школе детей с нарушением эмоционально-

волевой сферы и задержкой речи.

Обсуждение занятия.

 

 

Шутылева Е.С. руководитель социально –значимых проектов

МООРДИ «Наши дети», логопед, Новосёлова Н.А. Председатель

МООРДИ «Наши дети», логопед,

Жабкина Ю.Е. педагог, Баруткина В.Н. педагог.  

Г. Советск, ул.

Революционная 128, центр поддержки семей с детьми с особенностями развития «Наши дети»

6

15.05, 18.05

15:00 – 18:00

Открытые занятия в центре поддержки семей с детьми с

особенностями развития «Наши

дети» в мастерских у детей с нарушением эмоционально-

волевой сферы и задержкой речи. Обсуждение занятия.

 

 

Г. Советск, ул.

Революционная 128, центр поддержки семей с детьми с

особенностями развития

«Наши дети»

7

19.05

10:00

 

Конференция по подготовке к школе детей с нарушением

эмоционально-волевой сферы и

задержкой речи

 

Г. Советск, ул.

Революционная 128, центр поддержки семей с детьми с особенностями развития«Наши дети»

 



Предварительный просмотр:

Минина Ольга Ивановна,

педагог-психолог

Чезганова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»

e-mail: olga-iw-minina@yandex.ru 

e-mail: ziliboba010317@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

КОГОБУ ШИ ОВЗ Г.СОВЕТСКА И МООРДИ «НАШИ ДЕТИ» Г.СОВЕТСКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются аспекты сотрудничества школы и семьи, воспитывающие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, анализируется успешный опыт взаимодействия педагогов образовательной организации с родителями и  участниками местной общественной организации для родителей  детей-инвалидов в рамках формирования жизненных компетенции.

Ключевые слова: учитель, тьютор, местная общественная организация родителей  детей-инвалидов, обучающиеся с ТМНР, спикер, взаимодействие семьи и школы.

Minina Olga Ivanovna,

teacher-psychologist

Chezganova Elena Ivanovna,

primary school teacher

Kirov regional State educational budgetary institution "Boarding school for students with disabilities in Sovetsk"

e-mail: olga-iw-minina@yandex.ru

e-mail: ziliboba010317@mail.ru

INTERACTION OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION KOGOBU SHI OVZ OF SOVETSK AND MOORDI "OUR CHILDREN" OF SOVETSK, KIROV REGION

The article discusses aspects of cooperation between schools and families raising children with severe and multiple developmental disabilities, analyzes the successful experience of interaction between teachers of an educational organization with parents and members of a local public organization for parents of disabled children within the framework of the formation of life competencies.

Keywords: teacher, tutor, local public organization of parents of disabled children, students with TMNR, speaker, interaction of family and school.

Успешное решение задач воспитания и  обучения детей тяжелыми и множественными нарушениями развития возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. 

В научном труде Маллера А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью» раскрываются особенности психофизического развития детей данной категории, изложено содержание, организация и методы коррекционной работы начиная с раннего до подросткового возраста, кроме того, описаны аспекты взаимодействия семьи и школы [1].

Сотрудничество с семьей, воспитывающей детей с ТМНР, направлено на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.  

Шипицина Л.М. в книге «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта» уделяет особое внимание социализации и интеграции лиц с умственной отсталостью в общество, с характеристикой  путей социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого поведения [2].

Сотрудничество обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий.

Цель сотрудничества с семьёй обучающихся: формирование системы сотрудничества отношений школы и семьи, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов.

 В реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

-   психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида;

- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

- обеспечение участия семьи в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР);

- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;

- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

- организация участия родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях.

Так, на базе КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска Кировской области  разработан цикл мероприятий по взаимодействию с  родителями детей- инвалидов, обучающихся по АООП обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант (табл.1, табл. 2) [4].

Таблица 1. Психологическая поддержка семьи, воспитывающих детей с ТМНР

       Мероприятия

      Тематика

 Тренинги

Школа и родители.

Участие родителей в обучении

Психокоррекционные занятия

«Безусловная любовь к ребенку»

«Как помочь ребенку обрести уверенность в свои силы»

Встречи родительского клуба

«Университет педагогических компетенций»

«Особенности здоровья ребёнка»

«Школа - безопасное место для моего ребёнка»

Индивидуальные консультации с педагогом - психологом

«Социальная адаптация ребенка и ее результаты»  «Проблемное поведение ребенка»

«Особые ли матери у особых детей?»

«Сексуальное воспитание детей с ТМНР»

Таблица 2. Повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

         Мероприятия

         Тематика

Индивидуальные консультации  

родителей со специалистами

«Диагностика образовательных потребностей

семей    воспитанников

«Как помочь детям с нарушением зрения (слуха)

«Вакцинация детей

«Пение и музыка как средства развития речи у  детей с ТМНР»

Тематические семинары  

«Использование жестов при изучении  букв

и  звуков русского языка»

«Примеры наглядных пособий для   формирования образа числа»

«Нумикон» и другие способы  познакомиться с математикой»

Альтернативная коммуникация: визуальное расписание, PECS.  Использование жестов в общении.

Участие в разработке и реализации специальной индивидуальной образовательной программы.

Участие родителей (лиц, их заменяющих) в разработке СИПР обеспечивается договором о сотрудничестве между родителями (законными представителями, лицами, заменяющими родителей) и образовательной организацией. При этом педагоги, специалисты в ходе индивидуальных консультаций, бесед убеждают родителей (лиц, их заменяющих) в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка (табл. 3, табл. 4, табл. 5, табл. 6).

Таблица 3. Реализация специальной индивидуальной образовательной программы

     Мероприятия

       Тематика

Договор о сотрудничестве (образовании)  между родителями и образовательной организацией

Знакомство родителей с Уставом школ с их правами и обязанностями

Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах    ребенка

Беседы:  

- повышение информированности семьи об образовании ребенка,

- развитие мотивации родителей к

конструктивному взаимодействию со

специалистами,

- преодоления психологических проблем семьи.  

Таблица 4. Обеспечение единых требований к ребенку в семье (в месте постоянного проживания) и образовательной организации

Мероприятия

Тематика

Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и  образовательной организацией

Знакомство родителей с Уставом школы, с их правами и обязанностями

Посещение родителями уроков/ занятий в организации

Знакомство         родителей         с различными     методами работы

Домашнее визитирование

Сбор информации об особенностях воспитания      ребенка в семье

Таблица 5. Организация  регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

       Мероприятия

       Тематика

Ведение дневника  психолого – педагогического наблюдения    

Общение и взаимодействие

Социально-эмоциональное развитие

Развитие познавательной деятельности

Сенсомоторное развитие

Самообслуживание

Информирование         электронными средствами.

Знакомство родителей с сайтом школы.

Создание специальной рассылки, о  событиях, акциях и мероприятиях, которые происходят в ОО.

Размещение на сайте интересующих  родителей материалов по проблемам образования и воспитания, разработанных как внешними специалистами, так и        педагогами ОУ.

Обучение родителей через Интернет.

Информирование         родителей  через    электронную почту.

Личные встречи, беседы.

Интернет - консультации

Просмотр и обсуждение видеозаписей с         ребенком.

 

Проведение открытых уроков/занятий

 

Таблица 6. Организация участия родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях

      Мероприятия

     Тематика

Привлечение родителей к планированию мероприятий.

 

Анонсы         запланированных внеурочных мероприятий.

Мероприятия,         проводимые         совместно с родителями:

-Праздник первого звонка;

-Новогодние праздники;

-День защитника Отечества;

-8 Марта;

-Вахта памяти, посвященная Дню Победы;

-Праздник «Прощай, начальная школа!»;

-Праздник последнего звонка;

-Участие родителей в благоустройстве школы, класса, пришкольных  территорий.

Совместная трудовая деятельность  

Поощрение активных родителей.

 

 

С 2014 года в нашем городе начала работу Местная общественная организация родителей детей-инвалидов «Наши дети» [3], которая реализует цель - объединение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и специалистов для защиты прав семей с особыми детьми, улучшения качества их жизни и интеграции в общество через творческие мастерские.

Сотрудничество с общественной организацией имеет различные формы: волонтерство, проведение конференций, семинаров, практикумов со спикерами Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития. Проводят мероприятия для  активного продвижения подходов и методик работы, зарекомендовавших свою эффективность (альтернативная коммуникация, система обучения чтению с использованием сенсорной азбуки).

Список используемых источников и литературы

1. Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 202 с.

2. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 496 с.

3. Наши дети – Местная общественная организация родителей детей-инвалидов: официальный сайт. URL.: https://наши-дети.org/ (дата обращения: 18.08.2023)

4. КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска: официальный сайт. URL.: https://shkolainternatsovetsk-r43.gosweb.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 18.08.2023)



Предварительный просмотр:

Программа  конференции  «Я к школе готов!»                                          
                                            г. Советск            19 мая 2023 год

9:00-10:00 – Регистрация участников конференции

Пленарное заседание

10:00 -10:15 Новосёлова Надежда Александровна, председатель местной Общественной организации «Наши дети» г. Советска Кировской области. 
«Опыт реализации проекта «Я к школе готов» в МООРДИ «Наши дети»».

10:15 - 10:45  Пенкина Юлия Александровна,  доцент кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области, нейропсихолог, руководитель проекта «Своя школа» региональной Общественной организации родителей детей инвалидов Кировской области  «Дорогою добра».
«Подготовка к школе и сопровождение в школьном обучении семей, воспитывающих детей с ментальными особенностями».

10:45 – 11:15  Пугачева Ольга Андреевна, учитель, логопед, региональной Общественной организации родителей детей инвалидов Кировской области  "Дорогою добра" Кировской области.
«Использование АДК (жесты, PECS, технические средства) и визуальных опор для формирования академических навыков у школьников с ментальными нарушениями».

11:15– 11:30  Жданова Ольга Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе  Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения  «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска». 
«Теоретические аспекты реализации образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
 

11:30 – 12:00 Кофе -пауза                                                                       

12:00 – 12:10  Стародубцева Наталия Васильевна, учитель начальных классов Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения  «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска».
«Обходные пути формирования речевой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста».

12:10 – 12:25  Перешеина Марина Викторовна, педагог , классный руководитель 2б класса Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения  «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №50 г.Кирова»
«Использование АДК и визуальных опор в рамках реализации ФГОС».

12:25-12:35   Чезганова Елена Ивановна,  учитель начальных классов Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения  «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска». «Формирование речевой деятельности через альтернативную  и дополнительную коммуникацию в рамках учебных предметов».

12:35 -12:45 Минина Ольга Ивановна, педагог-психолог, учитель Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения  «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска».  «Работа с родителями при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школе».

12:45 – 13:15 «Круглый стол».
Обсуждение материалов конференции, вручение сертификатов.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Уважаемые родители, если Вы столкнулись с тем, что у Вашего ребенка наблюдаются расстройства аутистического спектра (РАС), предлагаем Вам познакомиться с простыми, но важными рекомендациями специалистов

- Принимайте любую помощь от семьи, друзей, социальных служб и т.д., будь то помощь по дому или предложение присмотреть за ребенком. Если вы оставляете ребенка с другим человеком, убедитесь, что ребенок находится в безопасности, в комфортных условиях, что взрослый понимает его особенности и способен справиться с возможными проблемами. Поначалу оставляйте ребенка на небольшой промежуток времени, постепенно увеличивая это время.

- Серьезно рассмотрите все возможности, доступные для вашего ребенка, - такие, как место в коррекционной группе детского сада или реабилитационном центре.  Новый опыт и детский коллектив могут оказаться полезными ребенку.

- Свяжитесь с местными общественными организациями, родительскими объединениями.   Вы сможете делиться информацией, опытом и новыми идеями.

- Не забывайте о себе. Возможно, ваши собственные нужды кажутся вам ничтожными в сравнении с нуждами ребенка, но поверьте, если время от времени вы будете отдыхать и набираться сил, ребенок от этого только выиграет! Отдыхать можно по-разному: прогулки или плавание в бассейне, отдых в тишине и почитать книгу, прогулка  по магазинам. Вернувшись свежими и отдохнувшими, вы будете более уверены в себе и сможете больше дать ребенку.

- Если вы чувствуете, что ваше расписание перегружено походами по врачам и занятиями, помните, вы вправе ответить специалисту «нет». Если чувствуете, что не справляетесь со всем сразу, спросите, какие занятия, процедуры, консультации   наиболее важны для ребенка, и занимайтесь только самым важным. Или же   сделайте перерыв, вздохните свободно, побудьте наедине с ребенком, а когда будете готовы, возвращайтесь к прежнему расписанию.

- Не чувствуйте себя виноватыми оттого, что в чем-то отказываете ребенку. Вы не всегда можете сделать то, что он хочет, и не всегда этого хотите - и это ваше право. Вы так же вправе выбирать себе занятия по вкусу, как и он; к тому же на вас лежат обязанности по работе и по дому, которых у него нет. Если ребенок хочет рисовать, а у вас сейчас нет ни времени, ни желания отмывать весь дом от краски, скажите: «Нет». Пусть ребенок привыкает, что не все его желания незамедлительно выполняются, пусть учится уважать желания и нужды других. Однако эти средством воспитания не стоит злоупотреблять, ведь тогда у ребенка появится право сказать: «Нет» вам!


                                    Рекомендации от психолога

  1. Важно соблюдать режим дня. Все режимные моменты не только проговаривать, но и сделать альбом с фотографиями. Каждый раз, например, проговаривая «Ваня, сейчас будем кушать», показывать фото, на котором изображено «Ваня кушает». Или другой пример, вы с малышом были на занятии в реабилитационном центре и собираетесь ехать домой. Проговаривая ребенку: «Ваня, сейчас поедем домой», вы показываете фото, на котором «Ваня играет в своей комнате». Это позволит в свою очередь избежать истерик, плача и крика.
  2. Как можно чаще в течение дня занимайте ребенка чем-то интересным, играйте с ребенком, разговаривайте с ним. В игре малыш будет учиться общаться и обучаться новому.
  3. Предлагайте ребенку выбрать игру. В первое время игры предлагайте, учитывая его интересы. Например, держа в руках мяч и пазлы, вы спрашиваете ребенка: «Ваня, что ты хочешь делать: играть в мяч (приподнимая руку с мячом) или собирать пазлы (приподнимая руку с пазлами)?». Ваня выбирает, взяв руками, например, мяч и вы подтверждаете его выбор: «О! Ты хочешь играть в мяч! Будем бросать мяч». Либо вы можете выложить на стол игры и предложить ребенку выбрать самому игру. Постепенно, предлагая выбор, добавляйте еще одну игру, которой вы хотите научить ребенка. Возможно, малыш первое время не будет ее выбирать, тогда сначала вы поиграйте с ним в ту игру, которую он выбрал, а затем в новую игру.  Но необходимо после того как ребенок выбрал игру, проговорить: «Хорошо. Сначала мы бросаем мяч (показываем на мяч), а потом будем собирать фигуры (показываем на коробку с фигурами)».
  4. Вовлекайте в игру и занятия с ребенком людей из ближайшего окружения (папа, братья, сестры, бабушка и т.д.). Когда в игре вы (например, мама) обучаете ребенка чему—то новому, в первое время ему бывает трудно самому это сделать. В этой ситуации, например, папа, помогает малышу, сидя сзади его и совершая действия руками ребенка.
  5. Ведите дневник или видеодневник наблюдений за ребенком. Фиксируйте любые успехи и трудности ребенка. Даже самые малейшие успехи необходимо замечать. Дневниковые записи помогут вам продемонстрировать специалисту то, что ребенок научился делать или то, что вызывает трудности.
  6. Посещайте реабилитационный центр или специализированный детский сад.

Во что играть с ребенком-аутистом?

  • Хороводные игры
  • Игры с правилами
  • Мыльные пузыри
  • Игры с водой
  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики

Как создать благоприятную обстановку для игры и занятий с ребенком

  1. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятий. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что вам помешают.
  2. Начиная занятия с ребенком, выключите все источники постороннего шума.
  3. Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов. Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте игрушки перед глазами у ребенка. Так ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.
  4. Чтобы свести отвлекающие факторы на нет, можно создать ребенку «рабочий уголок» (стол и стул поставить в комнате в определенное место, на стену повесить фото ребенка). Многим детям нравится иметь особое «рабочее место».
  5. Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь напротив него, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.
  6. Ребенку будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Например, если вы хотите научить ребенка есть ложкой, начните с того, чтобы набирать на ложку еду. Потом учите его подносить ложку ко рту (можете использовать метод «рука в руке», т.е. водить рукой ребенка). Когда ребенок уже справляется с этим, учите его опускать ложку в тарелку за новой порцией еды.
  7. Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности.
  8. Существуют две методики, называемые «прямая» и «обратная последовательность». «Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выполнить первый шаг в цепи и заканчиваете действие сами; «обратная последовательность» — что ребенок заканчивает действие, которое начали вы. Постепенно увеличивайте участие ребенка, пока, он не начнет выполнять все действие целиком.
  9. Следите за тем, на каком уровне развития находится ваш ребенок, и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах выполнить. Иначе он начинает скучать и скоро теряет интерес.
  10. Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. По мере того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык, похвалы должны плавно сходить на нет.
  11. Если вашего одобрения и похвалы ребенку недостаточно, испробуйте более веские средства поощрения- — различные лакомства, а также ласки и поцелуи. Кроме того, вы можете «награждать» ребенка возможностью поиграть в любимую игру или заняться любимым делом.

Общие рекомендации педагогам, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра

Для успешного включения ребенка с РАС в коллектив сверстников необходимо пройти несколько этапов:

  1. Предварительный этап (беседа с семьей, сбор информации о ребенке).
  1. Подготовительный этап (адаптация ребенка к новым условиям, установление контакта, преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций (негативизма, страха и пр.), формирование положительных эмоциональных контактов между ребенком и новым взрослым, формирование и закрепление элементарных коммуникативных навыков).
  2. Углубленная диагностика в рамках индивидуальной работы.
  1. Проведения индивидуальных занятий с ребенком с РАС (расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире; формирование целенаправленных предметных действий; коррекция и развитие коммуникативных навыков, познавательной деятельности, речи в рамках индивидуальной программы и пр.)
  2. Занятия в мини-группе (формирование навыков опосредованного взаимодействия детей в мини-группе)
  1. Занятия в расширенной группе с параллельным частичным включением ребенка с РАС в группу нормативно развивающихся сверстников.
  2. Полное включение ребенка с РАС в инклюзивную группу/класс.

Главными задачами обучения детей с РАС: является максимальная интеграция его в общество, воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников.

  • Педагогу необходимо установить предварительный контакт с ребенком с РАС, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника. Основное правило – не торопиться, не навязываться, но постараться увидеть его встречное движение и адекватно на него ответить. Не надо торопиться переходить к другим формам взаимодействия. Важно чтобы ребёнок сначала «обжил» саму ситуацию установления контакта, опробовать свою способность вызвать другого человека на общение. Когда эмоциональный контакт с ребёнком установлен, то необходимо постепенно переходить к взаимодействию с ним.
  • Успешность совместной деятельности педагога с ребёнком с РАС будет зависеть от правильно организованного учебного пространства. На первом этапе работы по формированию стереотипа учебного поведения учебное пространство организуется таким образом, чтобы ребенок не отвлекался от выполнения заданий. Основной принцип организации рабочего места – ограничение пространства. На этом этапе парта или рабочий стол находится непосредственно у стены, на которой закреплена доска. Ребенка сажают лицом к доске, а взрослый находится позади него, осуществляя необходимую помощь. Таким образом, непосредственного социального контакта и коммуникации не происходит, и ребенок полностью концентрируется на выполнении учебного задания. На следующем этапе парта отодвигается от стены, а взрослый перемещается в зону видимости ребенка и занимает положение между доской и партой. На этом этапе социальное взаимодействие усиливается. Ребенок учится перемещать и распределять внимание между учебным заданием и педагогом.
  • Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
  • Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Детям с РАС рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
  • Иногда ребенку с РАС необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
  • Для улучшения пространственно-временной ориентации ребенка РАС необходима визуальная поддержка и опора на зрительный анализатор. Визуальная поддержка – это использование картинок или других наглядных предметов, для того чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или списки. Отдельная задача в организации учебной деятельности ребенка — это работа над созданием внешних маркеров и правил жизни в классе, и на уроке в частности. Необходимо составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Самый главный внешний маркер изменений последовательности действий, уроков – это визуальное расписание.

Начало работы по расписанию осуществляется на индивидуальных занятиях. Используя расписание при работе с детьми, имеющими РАС, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения.
  2. Увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка.
  3. В расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности нужно помещать в конец расписания в качестве подкрепления / вознаграждения.
  4. При выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную в расписании. Искажение последовательности – недопустимо.
  5. Ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе.
  1. Выполнение всех заданий, включенных в расписание, – обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания.
  2. При работе по расписанию перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности ребенку показывают фотографию (карточку) с соответствующим изображением так, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием. После выполнения каждого очередного задания из расписания убирается соответствующая фотография (карточка). Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему. Сначала расписание должно включать только два любимых ребенком вида деятельности. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы ребенок понял, что он должен выполнить два вида деятельности последовательно. Затем составляется расписание, включающее три вида деятельности. На этом этапе в расписание уже можно включить один вид деятельности, к которому у ребенка нет выраженного интереса. Важно, чтобы последнее задание было ребенку интересно. Тогда у него будет мотивация для продолжения работы по расписанию. Постепенно, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, количество заданий увеличивается, а занятия усложняются. Затем осуществляется постепенный переход на групповую форму работы. Составление и использование расписания на групповых занятиях осуществляется аналогично.

Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

  • разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);
  • предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;
  • разрешать переписывать контрольные работы;
  • принимать работу позже установленного срока;
  • не сравнивать ребенка с РАС с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития.
  1. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где ребенок с РАС наиболее компетентен, для того чтобы дети обращались к нему за помощью.
  2. У педагога должно быть четкое понимание, что ребенку с РАС важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.
  3. Критерием успеха в обучении детей с РАС является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации.

Предварительный просмотр: