Конкурс "Учитель года"

Минина Ольга Ивановна

       Все знают, что в детстве время идет по-другому. В отличие от взрослых, дети по-другому смотрят на окружающий мир. В детстве краски кажутся ярче, небо - выше, а птицы поют звонче. Наверное, поэтому так важно, чтобы детей в школе окружала особая среда и особая атмосфера. Создавать эту атмосферу помогает учитель, - ищущий, творческий, идущий в ногу со временем!

       Конкурс "Учитель года" - это важный этап в жизни педагога, который задумался над тем, что ещё важно сделать в своем профессиональном развитии. Подготовка к конкурсу  - это одновременно и остановка (переосмысления опыта), и импульс к движению. Пройдя этот путь, уже трудно останавливаться на достигнутом, поэтому размышления, результаты поиска, я думаю, будут полезны коллегам. 

        "Талант учителя – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость", так сказано в аннотации к проекту "Урок длиною в жизнь", который реализуется КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области" начиная с 2020 года. Видеоролики об учителях Кировской области в формате интервью показывают разные грани профессии. Один фильм здесь присутствует и обо мне, педагоге Школы-интерната г. Советска. 

https://disk.yandex.ru/i/Zh9lmw29Pcwdbw

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВИЗИТКА

Новый день… Взгляды. Улыбки. Слова.

У меня в руках бумажный кораблик. (Я иду на урок.)

« … все взрослые  сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Эти слова Антуана де Сент Экзюпери из эпиграфа к «Маленькому принцу» отражают сейчас моё внутреннее состояние.

Я психолог, работаю в коррекционной школе уже более 10 лет…

Дети, они такие разные: по возрасту, по характеру, по особому взгляду на мир, по особому восприятию нового. Но моих детей объединяет одно – нарушение слуха.

Перед малышом, который постигает мир, завеса тишины. И мне надо помочь ему научиться разбираться в себе, расти, быть сильным.

Я иду к детям. Эта встреча, словно встреча с чистой родниковой водой. Она журчит, легко перескакивая босой ногой с камешка на камешек. В ней всё: радуга света, детские голоса, нежные ароматы первой травы.

Всё это легло в основу моей работы с младшими школьниками с нарушениями слуха по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Мир многогранен.

Дети с нарушениями слуха - великие труженики. С раннего детства им надо учиться; без личного труда они не получают то, что обычным детям даётся просто в повседневной жизни.

Мир воспринимается нами в цвете, звуках, разных ароматах, при этом возникают эмоции и чувства. Мы живём в пространстве и времени, а понять и прочувствовать это всё можно только через тело и опять знакомые строки Экзюпери. «Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце».

Бумажный кораблик – плывёт. А что стоит за ним? Тонкая работа пальцев рук, шершавость бумаги, напряжение, усердие, а ещё улыбки, смех, совместная работа – ведь вместе работу делать интереснее.

Тут есть и частичка моего вдохновения.

Это не просто кораблик, не просто дети. Что стоит за этой игрой? Мысль, воображение. Маленькая модель большого мира.

Так и в нашей жизни – всё начинается с ручейка, который пробивает себе дорогу, робко прячась среди высокой травы. А потом ручеёк ширится, выходит на простор. И вот уже перед нами река. Реки разные, у каждой свой путь, свои берега, характер.

И я верю, нет - убеждена, что играющий сегодня малыш завтра будет счастливый взрослый, который оставит у себя в душе детство.  



Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Человек имеет в жизни два призвания:

Одно – которое он выбирает, другое –

Которое выбирает его. Счастье, когда

Они совпадают.

И.Н. Шевелев

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересной для окружающих тебя людей, оставаться интересной всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения.

Новый учебный год. Каждый год приводят родители своих детей в первый класс. Темноглазый мальчик крепко вцепился за руку мамы, другой – очаровательно улыбается, а третий – уже тихонько дергает соседку за косу.

        Они такие разные: по возрасту, по характеру, по восприятию нового, но всех их объединяет одно – нарушение слуха.

        Перед малышом, который постигает мир, завеса тишины. И мне надо помочь ему научиться разбираться в себе, расти, быть сильным.

Найти ключик к детской душе не так-то просто. Это понимаешь тогда, когда становишься взрослым. Волшебные ключики сродни солнечным лучам. Хрупкие и зыбкие, могут проникнуть в темноту и осветить душу, пройти через прозрачное стекло и рассеяться, а, отразившись в капле утренней росы, окрасить мир яркими красками.

Каждую встречу с детьми можно сравнить с чистой родниковой водой. Источник этой воды – вдохновение и творчество. Очень точно об этом сказал Я.Корчак: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут». Эти слова и легли в основу принципов моей деятельности:

1. Почувствуй ребенка, чтобы понять его. Ведь каждый из них уникален.

Я должна просто «жить детьми». В сложной ситуации спрашиваю себя: «А если бы это был мой  ребенок?» И сразу нахожу верное решение.

2. Каждый день  должен доставлять ребенку радость.

Взглядом, жестом, улыбкой, интересным занятием или приятной  беседой наполнить день, чтобы ребенок, приходя домой, мог рассказать о том, что ему особенно запомнилось.

3. Видеть мир глазами детей.

Стараюсь, как можно чаще в моих мыслях возвращаться в детство – это животворный источник жизни. Нужно только соприкоснуться и пробудить воспоминания, хранящиеся в укромных уголках памяти.

 4. Быть искренней.

Быть собой, не притворяться и не подстраиваться.

Основа любой профессии – это знания. Для педагога-психолога – это сплав знаний и конкретный умений, жизненный опыт и собственные достижения!

Его работа, как и работа учителя, сродни работе садовника, который ухаживает за разными растениями. Одно растение любит солнечные лучи, другое – прохладную тень. Одно любит берег реки, другое – бесплодную горную вершину. Одно процветает на песчаной почве, другое – на богатом черноземе. Каждое требует к себе индивидуального подхода; в противном случае результат будет неудовлетворительным.

Главное в учебной деятельности ребенка – понимание того, что он изучает и того, что с ним происходит в процессе этого изучения. Он должен ощущать свое развитие. Важно пробуждать в детях желание победить самих себя, подняться на ступеньку выше.

Для того чтобы у ребенка появилось желание получать знания, нужно увлечь, заинтересовать его особым взглядом на предметы, обстановку которая его окружает. Увидеть мир во всем многообразии цветов, звуков, запахов, ощутить прикосновение вещей и прочувствовать оттенки эмоций и взаимоотношений. Это основные задачи моей работы не только как психолога, но и как учителя-дефектолога. Вот где открывается простор для творчества и фантазии педагога!

Каждый ребенок ждет оценки своей деятельности, желает, чтобы учитель отметил его пусть даже небольшой шажок вперед, его победу. И я не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы. Слова поощрения окрыляют учеников, вселяют в них уверенность в себе, своих способностях.

Педагогическая деятельность каждый день раскрывает передо мной секреты, загадки детских душ, преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, дарит неповторимую радость общения, мобилизует все душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. За это я благодарна своей судьбе, своей профессии, своим ученикам.

Работа в специальной коррекционной школе для детей с нарушениями слуха заставляет меня взглянуть на мир по-другому. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья требует к себе особого подхода и внимания.

И ещё я уверена, что в качестве положительного фактора воспитания выступает активное взаимодействие семьи и школы. Общение с родителями учеников, вовлечение их в дела класса и школы помогают решить проблему взаимоотношения между детьми и взрослыми, организовать педагогическую поддержку ребенка.

Дети с нарушениями слуха – это великие труженики, с раннего детства им надо учиться, без личного труда они не получают то, что обычным детям дается просто в повседневной жизни. И родители – это те помощники, которые дадут детям необходимую поддержку и создадут дома ту среду, которая поможет детям идти по жизни уверенно и с высоко поднятой головой.

Радость, счастье – это лучшие средства воспитания. Я убеждена, что, прожив счастливо детские годы, ребенок, став взрослым, посеет счастье и любовь вокруг себя. Думаю, что воодушевлять детей, волновать их сердца, может только тот педагог, который сам умеет волноваться, сердцем откликаться на происходящее и нести детям любовь. Лариса Полякова, учительница и поэтесса из города Советска, писала об этом очень точно: «Не волноваться мне просто стыдно, ведь я других волноваться учу».

Все дети разные. Но какими бы разными они не были, всем им требуется мое внимание, ласка, теплота. В каждый следующий день ребенок уже не тот, что был накануне. Но я всех одинаково люблю, понимаю и уважаю, нахожу время для каждого. Для успешного воспитания этого мало. Необходимо, чтобы и дети любили и уважали меня. И если дети не разбегаются после занятия, идут ко мне с вопросами, со своими проблемами – это показатель моего труда.

На моем жизненном листе уже много линий и отметин – удачных и не очень…

Но я счастливый человек: моя дорога, как река, в которую, стекаются ручейки детского смеха и радостные голоса девчонок и мальчишек; родителей, которые преодолели трудности вместе со своими детьми. В этом и есть гармония человеческого счастья и мира с самим собой и окружающими.

Я безраздельно верю в будущее своих воспитанников, поддерживаю их, и искренне убеждена, что раскрытие детской души это и есть становление  гармоничной личности. Именно благодаря нашему с ними сотрудничеству, на их листе жизни появятся яркие, запоминающиеся события, и они станут счастливыми гражданами своего Отечества.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: