Конкурс "Отдавая сердце"
Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце — 2021» проводился в рамках реализации Национального проекта «Образование» и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Цель конкурса - повышение профессионального уровня специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в системе образования.
Материалы, представленные на конкурс: рабочая программа по предмету "Этика" с приложениями, презентации к занятиям, дополнительные материалы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 209 КБ | |
| 2.79 МБ | |
| 99.61 КБ | |
| 979.75 КБ | |
| 616.24 КБ | |
| 746.77 КБ | |
| 588.13 КБ | |
| 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»
Рассмотрено на заседании ШМО (МС) Протокол № _____от__________2020г | Утверждаю: Приказ №___от__________2020г Директор __________Н.М. Перминова |
Рабочая программа
по предмету
«Этика»
Класс: 10
Срок реализации: 1 учебный год
ФИО составителя:
Минина Ольга Ивановна, педагог-психолог
категория высшая
Советск
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Этика» составлена в соответствии с:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273;
- ФГОС
- Примерной адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1;
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы /Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой /4-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Просвещение. 2010.
Цель учебного предмета «Этика» состоит в формировании у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) со сложной структурой дефекта нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения.
Задачи:
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение их дифференцировать;
- коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер обучающегося.
Общая характеристика учебного предмета
Курс является интегративным. Его основой являются этические знания. Но кроме собственно этических знаний, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного процесса формирования личности.
Актуальность
Воспитанники школ-интернатов, имеющие сложную структуру дефекта, труднее приспосабливаются к самостоятельной жизни, им требуется больше времени для формирования необходимых социальных навыков, понимания нравственных основ жизни. Исследования (И.В.Дубровиной, И.Лангмейер, З.Матейчик, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых и др.) свидетельствуют о том, что подростки испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь:
- ниже социальный опыт,
- беднее эмоциональная жизнь и воображение,
- снижена уверенность в себе,
- значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением,
- навыки самоконтроля.
Указанные выше особенности особенно ярко проявляются у подростков, имеющих проблемы в сенсорном и интеллектуальном развитии (Л.С. Выготский, Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, Н.Г. Морозова, В. Петшак и др.).
Практическая значимость курса состоит в комплексном решении задачи психопрофилактической работы и коррекционно-развивающего обучения, так как направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, умение устанавливать доброжелательные отношения с людьми, умение вести диалог, используя вербальные и невербальные средства общения, расширение словарного запаса.
Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:
- гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
- использование проблемного обучения;
- соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
- учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
Формы работы: познавательный тренинг с целью исследования процесса личностного становления и самореализации. Работа с учащимися строится с учетом личностно-ориентированного подхода. Занятия посвящены обсуждению проблем, которые встают перед человеком в юности и направлены на усвоение учащимися знаний психологического и нравственного характера, формированию навыков самоорганизации, самооценки, общения и культуры поведения.
В процессе занятий обучающиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации.
В работе используются следующие методы:
Наглядные:
наблюдение и сравнение;
рассматривание картин, наглядных пособий;
демонстрация видеофильмов, презентаций;
Словесные: рассказ, объяснение, беседа.
Практические: упражнения, экспериментирование, экскурсии.
Игровые: дидактические, моделирование ситуаций, драматизация.
Элементы проблемных методов обучения, направленные на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа предназначена для подростков, обучающихся в 10 классе с углубленной трудовой подготовкой, и имеющих сложную структуру дефекта (умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и сенсорные нарушения, в частности – нарушение слуха). Программа работы рассчитана на один учебный год.
Основная направленность программы: психопрофилактика.
Общее количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и общества, бережное отношение к ним.
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности этической деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания в постижении норм человеческих отношений;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности нравственно- этической деятельности.
Планируемые предметные результаты обучения по программе:
- Овладеть понятием «этика», знать роль этических норм и правил в жизни человека. Знать историю происхождения некоторых этических правил.
- Уметь понимать проявление «добра» и «зла», «честности», «совести» на основе анализа конкретных ситуаций, отдельным учащимся на примере литературных произведений.
- Овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека; знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников.
- Этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьи; понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи.
- Знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка.
- Иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей, понимать ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка.
- Уметь быть терпеливыми, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, придерживаться деловых отношений при организации трудовой деятельности.
- Знать порядок собеседования при устройстве на работу, ориентироваться в стиле одежды и необходимом перечне документов при устройстве на работу.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать, что такое: мораль, добро и зло, честность, совесть, дружба, любовь, семья, брак, супруги, Семейный и Трудовой кодекс, семейный долг, ответственность, бюджет, конфликт, материнство, отцовство. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности члена трудового коллектива.
Обучающиеся должны понимать, что: нормы морали и этические правила действуют в любом обществе и регулируются общечеловеческими отношениями и Законом. Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами. Нормы трудовых отношений регулируются трудовым законодательством , предусмотренным в стране.
Обучающиеся должны уметь:
- Объяснять значение основных этических понятий, при необходимости используя жесты и иллюстративный материал.
- Аргументировать свои ответы, используя изученные литературные произведения и использованные на уроках ситуации.
- Высказывать свою точку зрения по изучаемому материалу.
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся: самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.
Нормы оценивания по предмету
Оценка «5» ставится ученику если он: дает правильные осознанные ответы; успешно овладевает учебным материалом; умеет самостоятельно делать выводы, обобщения.
Оценка «4» ставится ученику если: допускает небольшие неточности в ответе; не может без помощи учителя сделать выводы и обобщения; при выполнении заданий требуется помощь учителя, как активизирующая, так и направляющая.
Оценка «3» ставится ученику если: допускает много неточностей в ответах, исправляет их только с помощью учителя, учеников класса; выводы и обобщения делает только с помощью учителя; затрудняется при составлении связного рассказа, отвечает односложно, допускает ошибки.
Содержание учебного предмета
Программой предусмотрено изучение содержания учебного курса «Этика» в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в классе предусмотрено обучение в течение одного учебного года, то все содержание материала распределено по принципу целесообразности на один год обучения (10 класс) и рассчитано на 68 часов учебного времени.
Введение
Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно; на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение». Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Этика родительских отношений
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
Этика межличностных отношений
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ― основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба-компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток; карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с родителями.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства.
Этика производственных (деловых) отношений
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения.
Деловой стиль одежды.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тематическое планирование | Кол-во часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Основные понятия этики | 9 |
3 | Этика родительских отношений | 13 |
4 | Этика межличностных отношений | 30 |
5 | Этика производственных (деловых) отношений | 13 |
Итого: 68 часов | ||
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и темы | Часы учебного времени | Основные виды деятельности |
Введение | |||
1 | Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. | 1 | Введение в предмет, разбор основных норм и правил, применяемых в жизни обучающихся |
2 | Этические правила и нормы в жизни человека. | 1 | |
3 | История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор). | 1 | Исторический обзор. Презентация |
Основные понятия этики | |||
4 | Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. | 1 | Составлять устный и письменный план ответа по изучаемым произведениям |
5 | Легко ли всегда быть честным. | 1 | Работа с притчами |
6 | Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений). | 1 | Решение проблемных ситуаций. Обсуждение рассказа Н.Носова «Огурцы» |
7 | Представления людей о добре и зле. | 1 | Работа с притчами |
8 | Как проявляется добро | 1 | Составлять устный и письменный план ответа по басне Л.Н. Толстого «Отчего зло на свете» |
9 | Влияние поступков человека на его характер, отношение к нему других людей. | 1 | Составление характеристики человека по плану |
10 | Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность | 1 | Вести диалог по теме урока; Классифицировать черты характера |
11 | Совесть | 1 | Работа с притчами, анализ проблемных ситуаций |
12 | Поступки человека – зеркало его души | 1 | Оценивать свои и чужие поступки с точки зрения золотого правила нравственности |
Этика родительских отношений | |||
13 | Что такое семья | 1 | Работа с текстом «Как появилось слово семья» Работа с опорной схемой «Праздники в кругу семьи» Составление опорной схемы «Виды семейного досуга» Работа с текстом «Семейный досуг» Работа над притчей «Родительская любовь» |
14 | Семья в жизни человека Атмосфера семьи: чувства, привычки. Традиции. | 1 | Составление рассказа о семье. Давать развернутые ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы |
15 | Место и роль ребенка в семье Значение родителей в жизни ребенка Тепло и психологическая защита. | 1 | Оценивать отношения к детям в ходе истории |
16 | Что связывает людей в семье | 1 | Составление опорной таблицы «Функции семьи» Работа с пословицами и поговорками о семье, доме |
17 | Родственники и родственные отношения | 1 | Составление семейного древа. Работа над притчей «Старый дед и внучек» |
18 | Ролевые и социальные функции членов семьи | 1 | Составление опорной схемы. Работа с пословицами и поговорками |
19 | Правила поведения в семье, между родными и близкими | 1 | Работа с притчами и сказками, Составление семейных правил |
20 | Стили внутрисемейных отношений | 1 | Распознавать стили внутрисемейных отношений по описанию. Оценивать свои и чужие поступка, отвечая на вопросы |
21 | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице | 1 | Давать развернутые ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы |
22 | Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | Решение проблемных ситуаций |
23 | Конфликты во взаимоотношениях между родителями и детьми | 1 | Решение проблемных ситуаций |
24 | Авторитет родителей. | 1 | Работа с притчами |
25 | Обобщающий урок «Этика родительских отношений» | 1 | Тестовая работа |
Этика межличностных отношений | |||
26 | Что такое дружба? Как возникает дружба | 1 | Давать развернутые ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы |
27 | Для чего человеку нужна дружба? | 1 | Анализ песни В.Высоцкого «О друге». Решение проблемных ситуаций |
28 | Различие дружеских отношений и отношений в коллективе | 1 | Составление сравнительной таблицы. Анализ проблемных ситуаций |
29 | Что значит «настоящая дружба»? | 1 | Работа с притчей «Друг» |
30 | Какая бывает дружба? Типы дружеских отношений | 1 | Работа с текстами. Составление рссказа о дружбе |
31 | Конфликты между друзьями. Что делать? Возникновение конфликтов в отношениях друзей. | 1 | Анализ проблемных ситуаций. Причины возникновения конфликтов между друзьями, способы разрешения. |
32 | Что такое «групповое давление»? | 1 | Знакомство с понятием. Решение проблемных ситуаций. Давать развернутые ответы на репродуктивные и продуктивные вопросы |
33 | Как сказать «нет»? | 1 | Решение проблемных ситуаций. Ролевая игра. |
34 | Этические правила в отношениях друзей. | 1 | Составление свода этических правил «Если ты настоящий друг…» |
35 | Обобщающий урок «Дружба – чувство присущее человеку» | 1 | Анализ проблемных ситуаций, тестовая работа |
36 | Что такое любовь? Многозначность понятия любовь | 1 | Составление сравнительной характеристики. Работа с притчей о любви |
37 | Что такое счастье? Многозначность понятия счастье | 1 | Составление сравнительной характеристики. Работа с притчей о счастье |
38 | Разные представления о счастье у разных людей работа, семья, достаток. | 1 | Работа с притчами и пословицами |
39 | Современная девушка. Какая она? | 1 | Составление сравнительной характеристики. Работа с понятием «девичья чистота» |
40 | Современный юноша. Какой он? | 1 | Составление сравнительной характеристики. Работа с понятием «мужская честь» |
41 | Кого и за что можно любить? | 1 | Решение проблемных ситуаций работа над стихотворениями «Деловой человек» (Богуславская Н.Е.), «Мужчина в доме» (Я. Аким) |
42 | Влюбленность и любовь. | 1 | Работа над разграничением понятий, ответы на вопросы |
43 | Ссоры между девушкой и юношей. Что такое взаимные уступки? | 1 | Повторение темы «Конструктивное разрешение конфликтов», составление памятки |
44 | Как прощать обиды? Какие поступки непростительны для человека? | 1 | Работа над понятием «обида». Решение проблемных ситуаций. Составление памятки «Что нельзя прощать?» |
45 | Культура поведения юноши и девушки | 1 | Повторение понятий «девичья чистота» и «мужская честь». Обсуждение правил поведения юноши и девушки в современном мире |
46 | Что такое брак? Почему люди вступают в брак? Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). | 1 | Составление схемы «Готовность к браку». Обсуждение вопроса, что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.) |
47 | Молодая семья. Социальные роли молодоженов. Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи). Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.)) | 1 | Составление опорной таблицы «Функции семьи» Работа с пословицами и поговорками о семье, доме Работа над притчей «Ветер и солнце» |
48 | Для чего человеку нужна мама? | 1 | Работа над стихотворением: «Разговор мамы с дочкой» Работа над стихотворениями "Без мамы" Г.Лагздынь, А. Плещеева "Мать" |
49 | Каким должен быть настоящий «отец»? | 1 | Заполнение таблицы «Хозяин в доме» Обсуждение проблемных ситуаций, пословиц и поговорок |
50 | Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. | 1 | Работа с документом (Семейный кодекс). Составление таблицы |
51 | Потребности семьи. Семейный бюджет. | 1 | Работа над стихотворением Л. Щипахиной «Быть женщиной» Работа с текстом «Планирование и организация домашней работы» |
52 | Правила ведения домашнего хозяйства | 1 | Работа над сказкой «Как мухи денежки считали» Ролевая игра, составление схемы конвертов |
53 | Семейные конфликты. Почему распадаются семьи? | 1 | Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье. Решение проблемных ситуаций |
54 | Нравственное поведение в ситуации развода | 1 | Ролевые игры, решение проблемных ситуаций Составление опорных таблиц «Ответственность супругов друг перед другом», «Ответственности родителей перед детьми, взрослых детей перед родителями» |
55 | Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье» | 1 | Тестовая работа, обсуждение пословиц и поговорок |
Этика производственных (деловых) отношений | |||
56 | Имидж человека. Внешний облик и манеры | 1 | Ответы на вопросы репродуктивного и творческого характера. Составление памятки «Имидж человека» |
57 | Культура общения. Культура выражения чувств | 1 | Беседа о правилах поведения принятых в обществе. Исторический экскурс «Культура в прошлом и настоящем» |
58 | Выбираем профессию. Причины ошибок и затруднений при выборе профессии. | 1 | Составление сравнительной характеристики «профессия» и «специальность». Ответы на вопросы репродуктивного и творческого характера |
59 | Деловой этикет. Подготовка документов для собеседования. | 1 | Составление деловых бумаг (заявление, автобиография); ролевые игры «Формируем свой имидж» (одежда и прическа соискателя рабочего места) «Собеседование у работодателя». |
60 | Профессиональное собеседования при приёме на работу. | 1 | Моделирование ситуации, ролевая игра «Тренировочное собеседование с работодателем» |
61 | Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения. | 1 | |
62 | Правила поведения при собеседовании. | 1 | |
63 | Порядок оформления на работу. Деловые бумаги. Трудовой договор. | 1 | Ролевая игра. Работа с деловыми бумагами |
64 | Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет. | 1 | Ролевая игра. |
65 | Правила общения в трудовом коллективе | 1 | Составление памятки. Работа с притчей «Ресурсы черствого пряника» |
66 | Как быстро запомнить свои обязанности | 1 | |
67 | Деловые отношения и дружба. Как их совмещать? | 1 | Решение проблемных ситуаций |
68 | Обобщающий урок на тему «Что такое «этика» и зачем она нужна?» | 1 | Обобщение знаний по теме. Ответы на вопросы репродуктивного и творческого характера |
Итого: 68 часов | |||
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету
Учебная программа | Методические пособия для учителя | Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) Раздел «Этика». | Афанасьева Т.М. Семья. М., 1985 Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, № 3,2000. Мир дома твоего/ Материалы к программе курса “Этика и психология семейной жизни” в новой, 1997 г. редакции/. — М. : Школа-Пресс, 1999. — 128 с. (“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып. 6). Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. Методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор». М., 2005. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991 Семья: Книга для чтения./ Сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. М., Политиздат, 1991. Слободяник Н.П. Уроки общения для младших подростков. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе, М. Генезис, 2014 – 368 с. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1986. Цикл часов общении «Этика и психология юношеских отношений» //Классный руководитель №2, 2006 Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др. | Тесты по итогам прохождения тем - «Этические правила и нормы в жизни человека» - «Правила бесконфликтного общения» - «Взаимоотношения в молодой семье» - «Ребенок в семье» - «Профессиональное собеседование» - «Правила поведения в трудовом коллективе» |
Интернет-ресурсы
1. Материалы с сайта www.chelstat.gks.ru
2. Стихотворения Л. Татьяничевой с сайта http://poezosfera.
3. Электронный ресурс http://poezosfera.ru стихотворение Л. Татьяничевой «Сыну»
5.Электронный ресурс с сайта http://www.stihi.ru стихотворение Л. Никитиной «Сыновья»
6. Электронный ресурс Притчи сайта http://o-druzhbe.ru
7. Электронный ресурс Басни Л.Н. Толстого http://www. Vseskazki.su/avtorskie-skazki/lev-tolstoi/basni-t.html
8. Электронный ресурс nsportal.ru›Начальная школа›…pritch-dlya-urokov-orkse
9. Электронный ресурс https://mirpozitiva.ru/parables/1944-venik.html
https://lady.webnice.ru/beauty/?act=article&v=93
https://infourok.ru/proverochnie-testi-po-sbo-klassi-788958.html
Литература для обучающихся
Москвина С.С. Полезная книга для подростков. Киров, 2006, 144 с.
Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. Ярославль, 2010, 64 с.

