Итоговое сочинение

Виноградова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тематические направления и темы сочинений

Слайд 2

Тематические направления 2014 год «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы?

Слайд 3

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова ) 103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова 104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова ) 108. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова

Слайд 4

Тематические направления 2016 года 1. Разум и чувство 2. Честь и бесчестие 3. Победа и поражение 4. Опыт и ошибки 5. Дружба и вражда

Слайд 5

Тематическое направление. РАЗУМ и ЧУВСТВА 103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом ? 113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература ? 112. Как разум и чувства влияют на поступки человека ? 111. Когда нужно сдерживать душевные порывы ? 104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам ?

Слайд 6

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования: → соответствие открытым тематическим направлениям; → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации); → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Слайд 7

Выбор темы сочинения Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

Слайд 11

Практическая работа. Примерные темы по направлению «Вопросы, заданные войной» Каковы нравственные уроки войны? Можно ли остаться человеком на войне? В чём заключается подвиг? (Кого можно назвать подлинным героем?) В чём заключается нравственный выбор человека на войне? Какие нравственные качества необходимы человеку на войне? Почему мы сегодня читаем произведения о войне?

Слайд 13

113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? 211 . Что может привести человека к бесчестному поступку ? 307. Можно ли добиваться победы любыми средствами? 409 . В чём различие между ошибкой и преступлением ? 513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде ? Темы сочинений 2016 года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куликова людмила Михайловна «Я, мой муж и телевизор»

Слайд 2

Любовь: счастье или трагедия?» Проблемный вопрос? Почему для одних любовь становится счастьем, а для других трагедией?

Слайд 3

Тезис 1 Взаимная любовь – чувство созидающее, окрыляющее человека, приносящее счастье любящим . Лирика А. С. Пушкина А. И. Куприн « Суламифь » Л. Н. Толстой «Война и мир»

Слайд 4

Тезис 2 Любовь побуждает к творчеству, становится источником вдохновения А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье» А.А. Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Слайд 5

Тезис 3 Любовь пробуждает сострадание, нравственно преображает человека Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание» И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Слайд 6

Тезис 4 Часто люди проходят мимо любви, предпочитают ей покой, привычную жизнь А. П. Чехов «О любви» А. И. Куприн « Г ранатовый браслет»

Слайд 7

Тезис 5 Порой за любовь люди принимают сиюминутное увлечение, за которое приходится жестоко расплачиваться А. Н. О стровский «Гроза» А. П. Чехов «Попрыгунья»

Слайд 8

Тезис 6 Любовь может ослеплять человека, порождать ревность, которая толкает на преступления А. П. Чехов «Драма на охоте» А. Н. Островский «Бесприданница» Л. Н. Толстой «Анна Каренина» Анн – Софи Брасм «Я дышу»

Слайд 9

Вывод: любовь – чувство, которое возвышает человека, приносит счастье, однако люди не всегда ценят любовь, не всегда понимают это состояние, что становится причиной трагедии.

Слайд 10

Композиционная и логическая структура сочинения Композиционная структура Логическая структура Вступление Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы Основная часть Тезис 1 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод (…) Заключение Вывод . Обобщение по всей теме



Предварительный просмотр:

Образец сочинения   «Любовь: счастье или трагедия?»

Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно подарит ему счастье. Пожалуй, нет ни одного поэта и писателя, который обошел бы своим вниманием эту прекрасную тему.

Кто-то из великих сказал, что именно в любви раскрывается истинный характер человека. Какой смелой оказывается Татьяна Ларина, героиня романа в стихах "Евгений Онегин"! Она решается признаться Онегину, потому как не в силах скрывать сильное чувство, которое переполняет ее. Рискуя собственной репутацией, девушка с волнением пишет откровенное письмо ни о чем не подозревающему Евгению. Узнав о том, что Онегин ее не любит, разочарованная Татьяна испытывает боль, но остается верна себе, своим привычкам и привязанностям, много времени проводя с книгой в руках и общаясь с природой. Глубокое нравственное начало, которым восхищается А.С.Пушкин, остается в героине и после замужества. Да, она продолжает любить Онегина, но сохраняет верность своему супругу. Образ Татьяны - это пример того, что человек может и должен управлять своими чувствами, не поддаваясь эмоциональным порывам, сохранять нравственную чистоту.

Над вечной тайной любви размышляет А.И.Куприн в рассказе "Гранатовый браслет". Его герой - скромный телефонист Желтков - способен на сильное глубокое чувство, которое становится смыслом его жизни. Любовь к замужней княгине Вере Николаевне Шеиной - это преклонение перед женщиной без всякой надежды на взаимность. Это светлое и одновременно трагическое чувство, ставшее основой жизни Желткова. Герой счастлив от одной мысли о том, что где-то рядом живет его возлюбленная. Для него важно, чтобы она знала о его чувстве и в то же время не тяготилась им. Только после смерти героя княгиня понимает, что мимо нее прошла та удивительная любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Горькое разочарование испытала героиня рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи" Надежда. Чувство, вспыхнувшее в юности, перевернуло всю ее жизнь. Молодой барин быстро потерял интерес к крепостной девушке, а Надежда не смогла забыть и простить ту боль, которую он причинил. Душевная рана оказалась настолько глубокой, что героиня, потерявшая веру в счастье, так и не вышла замуж. Она сохранила в душе любовь и даже спустя годы не сожалела о сильном чувстве, которое испытала в юности.

Что такое любовь? Это удивительный дар, чувство, которое преображает человека, возвышает и обогащает его. Значит ли это, что любовь обладает чудодейственной силой? Да, она меняет, "перерождает нас самих". Кого-то эта волшебная сила делает счастливым, окрыляет, а кого-то ранит, принося разочарование. И все же каждый человек мечтает испытать это прекрасное чувство, надеясь обрести счастье.

407 слов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цитаты из литературных произведений Дружба вражда Женщины Природа Родина планета

Слайд 2

"...из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; <...> повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать..." "...из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; <...> повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать ..."

Слайд 3

"...Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело <...> большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки..."

Слайд 4

"...Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков..."

Слайд 5

"...Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем - нибудь , надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален..."

Слайд 6

Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»

Слайд 7

Взаимное доверие возникает только там, где есть общие враги. «Скажи мне, кто твои друзья» — это устарело. «Скажи мне, кто твои враги, я скажу кто ты» — вот так сейчас ставится вопрос.

Слайд 8

Все можно забыть: оскорбления, обиды, несправедливости, но унижения не забывает ни один человек, это в человеческой натуре. Звери преследуют друг друга, дерутся, убивают, поедают, но не унижают. Только люди унижают друг друга. И ни один человек своего унижения не забудет и тому, перед кем унижался, никогда не простит. Наоборот, всегда будет его ненавидеть.

Слайд 9

Анатолий Наумович Рыбаков Роман «Дети Арбата»

Слайд 10

Да! Вот иди, гляди, примечай. Вон облак стоит над рекой. Тебе это невдомек; а я слышу - дождиком от него тянет. Грибным дождем - спорым, не очень шумливым. Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит.

Слайд 11

Наша страна - прелесть какая! За эту прелесть мы тоже должны с врагами драться, уберечь ее, защитить, не давать на осквернени е . Правильно я говорю? Все шумите, "родина", "родина", а вот она, родина, за стогами!

Слайд 12

Константин Георгиевич Паустовский Рассказ «Бакенщик»

Слайд 13

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету . Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Слайд 14

Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть

Слайд 15

Антуан де Сент Экзюпери Философская сказка – притча « Маленьккий принц»

Слайд 16

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Четкая формулировка главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее применить аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении. Из методических рекомендаций ФИПи

Слайд 17

Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д. Из методических рекомендаций ФИПи



Предварительный просмотр:

1."...из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; <...> повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать..."

2."...Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело <...> большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки..."

3."...Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков..."

4."...Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем  -нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален..."

5.Взаимное доверие возникает только там, где есть общие враги. «Скажи мне, кто твои друзья» — это устарело. «Скажи мне, кто твои враги, я скажу кто ты» — вот так сейчас ставится вопрос.

6.Все можно забыть: оскорбления, обиды, несправедливости, но унижения не забывает ни один человек, это в человеческой натуре. Звери преследуют друг друга, дерутся, убивают, поедают, но не унижают. Только люди унижают друг друга. И ни один человек своего унижения не забудет и тому, перед кем унижался, никогда не простит. Наоборот, всегда будет его ненавидеть.

7.Да! Вот иди, гляди, примечай. Вон облак стоит над рекой. Тебе это невдомек; а я слышу - дождиком от него тянет. Грибным дождем - спорым, не очень шумливым. Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит.

8.Наша страна - прелесть какая! За эту прелесть мы тоже должны с врагами драться, уберечь ее, защитить, не давать на осквернение. Правильно я говорю? Все шумите, "родина", "родина", а вот она, родина, за стогами!

9.Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

10.Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В художественной галерее Иван Иванович Шишкин Федор Александрович Васильев Исаак Ильич Левитан Архип Иванович Куинджи Василий Дмитриевич Поленов Алексей Кондратьевич Саврасов Арсений Иванович Мещерский Александр Николаевич Бенуа Борис Михайлович Кустодиев Аркадий Александрович Пластов Константин Федорович Юон Игорь Эммануилович Грабарь

Слайд 2

«Дубовая роща»

Слайд 3

К . Ф. Юон «Русская зима »

Слайд 4

Б. М. К устодиев «Сирень»

Слайд 5

А. А. Пластов «Первый снег»

Слайд 6

И. Э. Грабарь «Ясный осенний вечер»

Слайд 7

Проза Лирика

Слайд 8

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема . Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы , поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы . Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой . Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Поскольку мы говорим о написании сочинения-рассуждения, необходимо обратить внимание на типичную структуру абзаца текста-рассуждения: Пример абзаца – аргумента.

Слайд 9

Тезис Я думаю, одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины. Развитие мысли Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России. Иллюстративная часть (доказательства, примеры) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А Есенин, А.А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Микровывод Наверное, это одно из самых ярких признаний в любви своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Слайд 10

301 Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? 302 Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. 303 Что мешает человеку обрести гармонию с природой? 304 Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? 305 Может ли природа помочь человеку понять себя? 306 Способна ли природа воспитывать человека ? 307 Способна ли природа давать подсказки человеку? 308 Чему человек может научиться у природы ? 309 Как природа помогает понять мир человеческих чувств? 310 Почему картины зимы так интересны писателям ? 311 Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы привлечения текста литературного произведения Выразительное чтение Александр Алексеевич Крестинский «Следов человека не обнаружено» Светлана Горева «Дедушка и мальчик»

Слайд 2

Светлана Михайловна Горева – филолог, журналист. В 2015 году вышла в свет её книга «Добрые истории для детей». Небольшие поучительные рассказы сразу полюбились маленьким читателям и их родителям. Осенью 2015 года Светлана Горева стала лауреатом конкурса литературно-художественного творчества «Нижегородская лампада».

Слайд 3

Александр Крестинский родился и вырос в Ленинграде. Подростком пережил блокаду , во время которой погиб его отец. С 1947 по 1952 гг. учился на философском факультете ЛГУ им. А. А. Жданова . В 1950-е годы преподавал в школе историю и литературу, работал старшим пионервожатым , «ставил с ребятами спектакли, водил их в турпоходы» [1] . С 1960 по 1969 год гг. работал в ленинградском детском журнале « Костёр » редактором отдела и публиковался под псевдонимом Тим Добрый [2] . Первые публикации (стихи для детей) появились в 1958 году. После выхода книги « Туся » (1969) стал известен как автор детских повестей и рассказов для среднего и старшего возраста (выпустил более 10 книг). Также переводил поэзию, составлял сборники и альманахи для детей, под его редакцией вышел альбом «Рисуют дети блокады» (1969).

Слайд 4

Ссылка, указание Ссылка, указание на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа и т.д. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание (что особенно важно, если вы не помните отдельных деталей и подробностей)

Слайд 5

Образец использования приёма «Ссылка» В рассказе Е. И. Носова «Красное вино Победы» есть интересный эпизод: накануне Дня Победы в госпиталь приезжает фотограф и привозит с собой новенькие гимнастёрки, ордена на выбор и даже особые муляжи, которые на фотографии должны заменить отсутствующие руки и ноги. Так автор показывает наметившуюся тенденцию «лакировки» войны. Калекам не место на праздничной фотографии – только белозубые улыбки на плакатах, только в полный рост победители – богатыри, освободившие Европу.

Слайд 6

Сжатый пересказ Сжатый пересказ используется для краткого изложения сюжета, конфликта, этапов становления характера героя. Вспомним сюжет повести В. Быкова «Сотников». Сотников и Рыбак – два партизана, добровольно согласившиеся в условиях окружения пойти в ближайшие сёла и достать продовольствие для отряда, были схвачены немцами, допрошены и получили предложение служить полицаями. Сотников отверг возможность спасения и был повешен, а Рыбак надел мундир полицая и, собственноручно казнив товарища, хотел удавиться, но ему помешали Помните! Приёмы привлечения текста это ещё не полноценный аргумент, а только показ вами знания произведений литературы

Слайд 7

Цитирование Цитата – это дословная выдержка из какого – либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию, пунктуацию автора без искажений. Поэтому чаще всего цитируются поэтические произведения, крылатые выражения, афоризмы. На первый взгляд кажется, что исповедь Мцыри не несёт в себе покаяния: «И о прощенье не молю!» – гордо заявляет герой. Однако финальная реплика монолога звучит резко контрастно: «…И никого не прокляну!» В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» философский конфликт задается в форме двух риторических вопросов: Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?

Слайд 8

Использование косвенной речи Косвенная речь передаёт чужую речь, мысли не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Не случайно Раскольников обращается к Богу с просьбой показать ему путь и обещает, что откажется от своей «проклятой мечты»

Слайд 9

Книги о детстве и детях С. Т. А ксаков «Детские годы Багрова – внука» Р. Бредбери «Вино из одуванчиков» А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи» А. Я. Бруштейн «Дорога уходит вдаль» В. П. Катаев «Разбитая жизнь, или волшебный рог Оберона » В. Г. К ороленко «Дети подземелья» С. Лем «Высокий замок» А. П. П латонов «Июльская гроза» И. С. Тургенев « Бежин луг» В. Г. Р аспутин «Уроки французского» Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вступление и заключение Выразительное чтение

Слайд 2

«Что такое ХОРОШО?» Хорошо писать по произведению, которое вы знаете (читали сами и лучше — недавно) и которое вы действительно помните. Очень хорошо писать по тексту, который произвёл на вас сильное впечатление. Ваши реакции будут искренними. Отлично , если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг классической литературы именно такие. Прекрасно , если вам удастся показать себя зрелым читателем, не чурающимся классики, нашей и/или зарубежной. Классические произведения прошли самое главное испытание — испытание временем. Великолепно , если вы привлечёте произведения, которые прочитали сверх школьной программы. Но не образцы бульварной литературы, дешёвых детективов, любовного чтива, произведений самодеятельных (непрофессиональных) авторов из Интернета. Подобная «литература» никого не интересует. Покажите, что вы знакомы с современным литературным процессом.

Слайд 3

Самостоятельная работа 1 часть . «Моя золотая полка» 5 книг 2 часть. Оформление таблицы Направления Автор, название произведения 1 . 2. 3. 4. 5 .

Слайд 4

Варианты вступления Историческое Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально – экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени 20 век стал для России эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем – нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала 20 века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь – всё стало вдруг пережитком прошлого. Эпоха ставила перед человеком много вопросов. …………….

Слайд 5

Варианты вступления Аналитическое Может содержать размышления над центральным понятием темы сочинения (дом, долг, совесть, война, природа, милосердие и т.п. Человек и природа… Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности .

Слайд 6

Варианты вступления Биографическое (избегайте фактических ошибок ) Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого – это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос « В чём заключается смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману – эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир »

Слайд 7

Варианты вступления Цитатное (пословицы) В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развития мысли «Что вы, что вы над собой сделали!» – говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Ф. М. Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь.

Слайд 8

Варианты вступления Личностное Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами времени и своего поколения.

Слайд 9

Варианты заключения Заключение должно подводить итог вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом, а также связано со вступлением.. Существует традиционное правило, согласно которому общий объём вступления и заключения не должен превышать ¼ всего объёма сочинения. Поскольку рекомендательный объём работы равен 2 – 2, 5 листа А4, вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов, а логикой развёртывания мысли.

Слайд 10

Обобщение сказанного Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. Подводя итог я хочу сказать, что М. А. Булгаков писал не ради славы, а для того, чтобы поведать людям высшую правду, которую он сам понял: только бескорыстная преданность истине, желание донести до читателя её свет, обеспечат писателю вечную жизнь не только на книжных полках, но и в сердцах людей.

Слайд 11

Риторический вопрос Вопросительное предложение, в том числе и риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркивая её актуальность Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли её. Мы бесконечно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит и самого себя?

Слайд 12

Призыв к читателю Призыв, обращение к читателю акцентирует внимание на главной мысли сочинения, побуждает читателя изменить своё отношение к проблеме. Итак, посмотрите вокруг себя, подумайте, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто добром слове. Подумайте: кем вы хотите быть – равнодушным эгоистом или человеком, который несёт добро окружающим?

Слайд 13

Цитата Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. Русские писатели в своих книгах не раз показывали страшное, бесчеловечное лицо войны. Множество произведений от «Слова о полку Игореве…» до романов Б. Васильева и В. Астафьева объединяет мысль о том, что войны приносят человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…!»

Слайд 14

Короткие советы выпускникам — суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения; — на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; — не менять тему в процессе написания сочинения; — на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); — удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; — нумеровать страницы черновика; — строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис; — не сбиваться на пересказ текста; — не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения;

Слайд 15

— если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.); — то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.; — главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, которая только испортит впечатление от сочинения; — удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; — привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять; — рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Слайд 16

Речевые клише Клише для вступления или для оформления тезиса Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… Могу предположить, что …(тезис) Позволю себе высказать свою точку зрения Переход к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и другой пример. В качестве второго аргумента обратимся к произведению… Эта же тема рассматривается и в произведении… Заключение К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… И в заключение мне хотелось бы сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как раскрыть тему сочинения Тематика сочинений 1.О добре и зле 2.О природе 3. О родине 4. О любви, о семье 5.О нравственных качествах 6.О социальных проблемах 7.О войне, о страхе, о мужестве, о подвиге. 8. О городе и деревне 9.О людях 10. О науке Какие темы раскрывались в следующих произведениях? 1.Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» 2. Л. Н. Толстой «Война и мир» «Анна Каренина» 3.А. П. Платонов «Юшка» 4.А. П. Чехов «Дом с мезонином» 5. И. А. Бунин «Антоновские яблоки» 6. Т. Ш. Крюкова «костя плюс Ника» 7. В. П. Астафьев «Пастух и пастушка» 8. Д. Гранин «Иду на грозу» 9. К. Г. Паустовский «Акварельные краски»

Слайд 2

Город. Творческая работа. Город: благо или зло?

Слайд 3

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (Проект. ФИПИ) Критерии 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

Слайд 4

Критерии Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет »).

Слайд 5

Критерии Композиция Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

Слайд 6

Критерии Качество речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ). Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов) .

Слайд 7

Требования к классическому выпускному сочинению Раскрытие темы. Умелое использование знания художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), фактов истории, культуры. Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения. Использование минимальной терминологии литературоведения. Правильное логическое построение, композиционная стройность. Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается тезис – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы ) . Следование языковым нормам.

Слайд 8

Алгоритм работы (вариант): 1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?). 2. Выделить ключевое (главное) слово (о нём!). 3. Если тема сформулирована как утверждение или понятие - переформулировать тему в вопросительное предложение. 3. Вступление: “универсальное”: придумать идею для вступления (учитывать “кольцевой” вариант связи вступления - заключения); “уникальное”: ключевое (главное) слово формулировки необходимо “прописать” в одном из предложений вступления. 4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части. 5. Основная часть: тезис, аргументы (2–3) для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова в формулировке темы. Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз). 6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению. 7. Заключение: идея вступления на уровне вывода (“кольцевой” вариант связи вступления — заключения).

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ I. С чего начать? Основные направления определения максимального объёма темы жизненные впечатления, анализ фактов действительности; результаты анализа художественного произведения по данной теме ( эпизоды, сюжетные линии, детали произведения и их анализ в связи с заданной темой); историко-литературные, философские взгляды, воззрения, концепции, понятия, имеющие отношение к теме; исторические факты, проблемы эпохи, отражённые в произведении (если они имеют отношение к теме сочинения); теоретико-литературные понятия (художественные особенности, композиционные приёмы произведения, имеющие отношение к теме сочинения). С предмета (объекта) исследования. Объект исследования – то или иное литературное явление. Для этого надо определить его границы. Назовём это определением объёма темы .

Слайд 10

Примеры определения объёма темы Направления Объём темы Результаты анализа художественного произведения «Вольность», «К Чаадаеву», «Анчар» (вольнолюбивая лирика) историко-литературные, философские понятия, взгляды, воззрения, концепции гуманизм как философское течение исторические факты историческая ситуация до и после декабристского восстания 1825 г. теоретико-литературные понятия жанры: ода, послание, легенда; вольнолюбивая лирика Гуманизм лирики А.С. Пушкина.

Слайд 11

Направления Объём темы Результаты анализа художественного произведения А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: история дуэлей Онегина и Печорина историко-литературные, философские понятия, взгляды, воззрения, концепции тип лишнего человека исторические факты преддекабристская эпоха – николаевская Россия теоретико-литературные понятия конфликт Примеры определения объёма темы Тип лишнего человека в русской литературе XIX века.

Слайд 12

II. Учим задавать вопросы Выпускник должен ответить на вопрос темы (заданный прямо или, как правило, подразумева-ющийся, - тогда этот вопрос надо сформулировать). Умение чётко, логически грамотно сформулировать главный вопрос, определить проблему – необходимое требование к любой интеллектуальной деятельности. Какие существуют основные по структуре ВОПРОСЫ?

Слайд 13

Задаём вопрос Тема Вопрос Гуманизм лирики А.С. Пушкина Как проявляются черты гуманизма в вольнолюбивой лирике А.С. Пушкина? (Общая форма: «Какими средствами…») Помещичий мир Гоголя. Какое место в галерее мёртвых душ» занимают Манилов и Плюшкин? (Общая форма: «Какова роль в контексте…») Обломов и обломовщина Зачем автор столкнул (сопоставил) Обломова с «визитёрами», Ольгой и Штольцем? Тип лишнего человека в русской литературе XIX века Как в историях дуэлей проявляются «типовое» сходство и «видовое» различие Онегина и Печорина? (Общая форма вопросов: «Какова роль эпизодов в контексте…»)

Слайд 14

Вопрос требует ответа. Самое важное теперь – установить ученику, насколько хорошо он понимает и тему, и выбранный подход к ней. Если ученик может чётко и достаточно кратко, 1 – 2 законченными предложениями ответить на свой же собственный вопрос к теме, значит он знает, что именно он будет доказывать в работе. III. ТЕЗИС – половина успеха Кто ясно мыслит, тот ясно излагает… А. Шопенгауэр ОТВЕТ на вопрос – ТЕЗИС сочинения, главное предложение всей работы , то, к чему надо привести все ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы). ТЕЗИС надо заранее иметь как цель, им следует выверять всё, о чём пишется в сочинении. Итак, формулируя ТЕЗИС сочинения, ученик ставит перед собой конкретную и до конца понятную ему задачу.

Слайд 15

IV. Подбираем аргументы Главное достоинство сочинения – точность, целенаправленность доказательства. Работа по отбору доказательств и организации материала должна быть проведена исчерпывающе , вот почему так важно ученику понимать, что он должен хорошо помнить литературный материал для выбранного им объёма темы. Первичным и в то же время основным элементом любого анализа является СРАВНЕНИЕ : параллельное сравнение различных героев или сравнение различных этапов жизни одного героя сравнение поведения героя в различных жизненных ситуациях, его отношения к разным людям и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типичные ошибки в содержании сочинения

Слайд 2

Неумение выявить ключевые слова в теме Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, вам интересны? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Может ли природа помочь человеку понять себя? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасна свобода без ограничений?

Слайд 3

Непонимание терминов и понятий в формулировке темы дружба , любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.; герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др. Проверьте свою лексическую грамотность

Слайд 4

Неумение определить главную мысль сочинения. Формулировка тезиса Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений: Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.) Почему тема войны не уходит из литературы? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Слайд 5

Ошибки в подборе литературного материала В сочинении использовано мало литературного материала (мысли не подкреплены аргументами и литературными примерами, отсутствует обращение к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.). Сочинение перегружено материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Литературные примеры не соответствуют тезисам и аргументам. Не определен аспект доказательства главной мысли сочинения.

Слайд 6

Неумение определить основные смысловые части сочинения и их содержание (составление плана ) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы ( сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). NB В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Слайд 7

Непродуманность структуры и композиции работы при написании сочинения на черновике При написании черновика выпускник должен: постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении; чаще задавать себе вопрос, о том ли я пишу, чтобы не отклониться от темы и рассмотреть ее в нужном ракурсе; следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы; при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей; выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения. NB Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто, потому что черновик работы экспертами не проверяется.

Слайд 8

Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения При редактировании черновика следует: выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей; обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок; определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их. При переписывании сочинения начисто важно: помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком; обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем; определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений. При окончательной проверке работы полезно: внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания; прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок .

Слайд 9

Практическая работа с сочинением Во вступлении произведена редакторская правка: структурно отделена одна мысль от другой, слегка изменен порядок предложений, убраны необоснованные повторы и упоминание о поэме «Мцыри», о которой в главной части упоминаться не будет

Слайд 10

Главная часть сочинения Оценка качества главной части сочинения: Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль? Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли? Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли? Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой? Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод? Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению? Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?

Слайд 11

Заключение Оценка качества заключения: Есть ли в заключении связь со вступлением? Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения? В заключении произведена редакторская правка : сделаны выводы по двум проблемам, поставленным во вступлении; убрано предложение, содержащее мысль, не являющуюся выводом; уточнена мысль о том, почему читать Лермонтова не только интересно, но и полезно. .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое оформление сочинения Фактические ошибки Речевые ошибки Логические ошибки Этические ошибки Грамматические ошибки

Слайд 2

Фактические ошибки 1.Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений, географических названий и т. п.) Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине

Слайд 3

Фактические ошибки 2.Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев, родственных отношений и т.п.) В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам

Слайд 4

Фактические ошибки 3. Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом

Слайд 5

Речевые ошибки – это нарушение лексических норм, норм употребления и сочетаемости слов . Употребление слова в несвойственном ему значении Если мы обратимся к творчеству Л. Н. Толстого, то и там можно найти происки патриотизма Нарушение лексической сочетаемости слов Кабаниха старается казаться несколько праведной женщиной Смешение паронимов Детство Максима Горького прошло в бедноте Неразличение синонимичных слов Рабочие получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм Употребление слов иной стилистики Кулигин поначитался стихов А. С. Пушкина

Слайд 6

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов Плюшкин зациклился на почве жадности Употребление лишних слов, плеоназм Иван привык беречь каждую минуту времени Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Писатель подробно описывае т своего героя Неоправданное повторение слова Автор создаёт образ столичного города. Автор описывает людей, погруженных в будничную суету. Ошибки при употреблении фразеологизмов Глава «Сон Обломова» играет большое значение Неудачное употребление местоимений Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество проблем.

Слайд 7

Законы логического мышления в рассуждении

Слайд 8

Рассмотрим речевые алогизмы на примерах, взятых из произведений Н.В. Гоголя; разумеется, там нарушения логики в речи повествователя и персонажей появились не по недосмотру, не от неграмотности великого писателя – это одна из особенностей стиля, форма неявной фантастики, подробно исследованная Ю.Манном.

Слайд 9

Задание 1 Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою. («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») Почему эта фраза кажется смешной? Потому что повествователь как будто бы считает, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, «приязнь», обычно бывают «совсем сходны между собою», ничем друг от друга не отличаются. На это указывает предлог несмотря на , который, по Ожегову, означает «вопреки кому-чему-н .».

Слайд 10

Задание 2 А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским. («Невский проспект») Союз так что имеет единственное значение – следствия, союз если бы – условия. Первую половину длинного предложения можно пересказать так: Дамские рукава несколько похожи на воздухоплавательные шары, поэтому дама поднялась бы на воздух, если бы ее не поддерживал мужчина. Логика слегка сбита: вряд ли внешнее сходство рукавов с шарами – достаточная причина для полета дамы. Здесь, строго говоря, недостает слова кажется. Но главное противоречие – дальше: получается, что мужчина поддерживает даму, не дает ей подняться на воздух, потому что … даму легко и приятно поднять….

Слайд 11

Первый способ логического анализа: Мы применили один из главных приемов логического анализа текста (фрагмента): свертывание суждений до возможно более простых (нарочито упрощенный пересказ) и исследование связей между их частями.

Слайд 12

Задание 3 Еще одна выдержка из сочинения: Несмотря на все эти сходные вещи, встречающиеся в обоих стихотворениях, между ними можно отыскать и различия. П редлог несмотря на со значением уступки здесь совершенно неуместен. Исправленный вариант может выглядеть так: Для того чтобы глубже понять оба стихотворения, важно обнаружить не только черты сходства между ними, но и существенные различия (соединение) . Или: Сходство этих стихотворений очевидно. Но, может быть, куда труднее и важнее осмыслить существенные различия между ними (противопоставление по сложности и важности решаемых задач).

Слайд 13

Законы логики

Слайд 14

Закон тождества М ысль, приводимая в умозаключении, при повторении сохраняет то же содержание. Этот закон нарушается, если в тексте происходят подмена тезиса, уход от темы. Особенно хорошо видно такое нарушение при неправильном ответе на вопрос. В качестве примера возьмем одно из заданий конкурса по литературе Ломоносовского турнира.

Слайд 15

Задание В мировой литературе есть множество произведений, где не важно точное место действия, – события происходят в городе, деревне, замке с вымышленным названием или вовсе без названия. Но есть и такие, в которых содержание и идея, а нередко и название тесно связаны с каким-либо конкретным географическим местом. Назовите несколько произведений второго типа и объясните, насколько важно в каждом из них конкретное место действия.

Слайд 16

1. По моему мнению, очень важную роль также порой играет время года, как, например, в произведении А.П. Чехова «Вишневый сад». Без описания самого вишневого сада не удалось бы передать идейный замысел всего произведения. Сразу бросается в глаза вопиющее несоответствие в этом фрагменте: о времени года в задании ничего не было сказано.

Слайд 17

В торой фрагмент, хотя в нем есть название деревни, не дает ответа на поставленный вопрос. Здесь налицо явная подмена тезиса. О «говорящем названии места» тоже не было речи в задании. Вряд ли «нищета и безграмотность» были свойственны лишь жителям конкретного населенного пункта, название которого скорее всего является вымышленным. 2. Я считаю, что говорящее название места, где происходят события, есть в произведении Бунина «Деревня». Это Дуровка – русская деревня девятнадцатого века. Писатель изображает ее жителей, местность, да и саму жизнь мрачными серыми тонами. Все увязли в этой угнетающей жизни: без смысла, без цели, без интереса; а главное – нищета и безграмотность сопровождают жителей Дуровки . Бунин – писатель-реалист своего времени, именно поэтому он стремился как можно правдивее и точнее описать события, которые он наблюдал, и сделать вывод.

Слайд 18

Закон противоречия Нарушения этого закона довольно часто встречаются в школьных сочинениях, когда их авторы чересчур решительно и без оговорок используют слова точно так же, ничем не отличается и т.п .

Слайд 19

В романе Толстого «Война и мир» нашему взору предстает совсем иной Петербург – с балами, зваными обедами, салонами. Но мы видим, насколько бездарно и пусто общество, что красочный Петербург Толстого ничуть не отличается от желтого Петербурга Достоевского. Ученик, сравнивая изображение Петербурга в романах Достоевского и Толстого, в соседних предложениях употребил слова совсем иной и ничуть не отличается – явное нарушение логики! А между тем мысль автора понятна, нужно только сформулировать ее точнее и толковее, например, так: «В романе Достоевского показан Петербург “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”, город нищеты и страдания. Толстой изображает высший свет Петербурга – балы, салоны, званые обеды. Но Петербург Толстого производит не менее отталкивающее впечатление, чем Петербург Достоевского».

Слайд 20

Закон исключения третьего И з двух противоречащих высказываний в одно и то же время в одном и том же отношении одно непременно истинно; третьего не дано. Эта несколько неопределенная формулировка нуждается в разъяснении: речь идет о противопоставлениях

Слайд 21

Если Николай Петрович, подобно своему сыну, видит в Базарове то новое поколение, которое скоро заменит его, то Павел Петрович видит в госте человека с теми взглядами, которые достойны только осуждения Н е являются взаимоисключающими утверждения о том, что Базаров представляет новое поколение, и о том, что взгляды его достойны только осуждения. Можно себе представить ситуацию, когда взгляды человека нового поколения безусловно отвратительны. Исправить предложение можно, более точно разъяснив позицию Николая Петровича и устранив речевые недочеты: «Если Николай Петрович, во многом не соглашаясь с Базаровым, все же готов увидеть и достоинства нового поколения («в них меньше барства, чем в нас»), то Павел Петрович убежден: взгляды Базарова заслуживают только осуждения».

Слайд 22

Закон достаточного основания В сякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Слайд 23

Пример Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки…. Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.