Методическая разработка "Система новых приёмов технологии эффективной речевой деятельности"

Виноградова Елена Викторовна

Методическая разработка носит прикладной характер: разработанные приёмы легко включаются учителем в уроки русского языка и литературы по разным темам и на разных этапах урока.

Данные приёмы  позволяет контролировать процесс развития речи обучающихся, корректировать его, повышать уровень сложности для обучающихся, быстро усваивающих материал,  или адаптировать уровень для слабоуспевающих.

Новые приёмы  базируются на современных педагогических принципах:

  • Научности

Использование научных данных, фактов, современных  достижений в области исследования качества речи

  • Текстоцентричности

Работа с целым текстом, анализ содержания языковых средств

  • Экзистенциальности

Опора на эмоционально – чувственное восприятие слова

  • Интеграции

Комплексный подход к обеспечению качества речи (синтез культурологии, риторики, лингвистики)

  • Практичности и метапредметности

Актуализация процесса говорения на уроках и в других коммуникативных ситуациях

  • Рефлексивности

Отслеживание качества как своей, так и чужой речи

Ценность методической разработки заключается и во внимательном отношении к личности ребёнка, опоре на его внутренний мир, развитии познавательной активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Новая Ивановка Калининского района Саратовской области»

Методическая разработка

«Система новых приёмов технологии

 эффективной речевой деятельности»

Автор разработки: Виноградова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

 МБОУ «СОШ с. Новая Ивановка

 Калининского района Саратовской области»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка____________________________________3

Раздел I.

Русский язык. Правила. Речь.

1.1. Рассыпанные слова______________________________________5

1.2. Лингвистическое лото с продолжением _____________________6

1.3. Неполный кластер_______________________________________6

1.4. Слушаю, думаю, пишу____________________________________8

Раздел II. Русский язык. Диалог. Монолог. Речь

2.1. Вижу, думаю, пишу_____________________________________9

2.2. Территория смысла_____________________________________11

Раздел III. Литература. Герои. Характеры. Речь

3.1. Вокруг текста__________________________________________12

3.2. Приём соспоставления___________________________________13

Раздел IV. Литература. Содержание. Смыслы. Речь

4.1. «3-2-1»  _______________________________________________14

4.2. Мудрые мысли__________________________________________15

4.3. Вместе________________________________________________16

Пояснительная записка

1.Актуальность, новизна, значимость для решения конкретных педагогических задач:

Одной из главных задач учителя русского языка и литературы является развитие устной и письменной речи обучающихся. В наше время эта задача выходит на первое место. Этому способствуют два фактора: введение новых стандартов ФГОС 3+ и внедрение системы функциональной грамотности.

Новые стандарты предполагают нормирование речевой деятельности обучающихся, умение слушать, говорить, читать и писать. Данные умения не должны оставаться невостребованными: предполагается, что на выходе из школы каждый ребёнок будет знать где, когда и как он будет использовать полученные умения и навыки и рационально применять их в зависимости от речевой ситуации. Так как развитие устной и письменной речи входит в понятие функциональной грамотности, то тема методической разработки актуальна.

В своей педагогической практике я постоянно сталкивалась с серьёзной проблемой: дети не умеют говорить, даже описание фотографии, картины вызывает у них большие трудности. Задача написать сочинение не вызывает интереса, потому что непонятно и сложно. Немного лучше обстоит дело с орфографической и пунктуационной грамотностью. Если же проанализировать речевую деятельность ребёнка на уроках литературы, измерить процент их интереса к предмету, то мы увидим картину неуклонного снижения по всем параметрам. Такое снижение качества речевой грамотности вызывает опасения, так как речь – это основа личной и социальной жизнедеятельности человека. Проблема выявлена.

Проблема: снижение качества речевой грамотности обучающихся.

Анализ учебной деятельности позволил выявить две стороны  проблемы:

Во-первых, речь наших учеников бедна, логически не связана, и не всегда причиной этому невозможность научиться говорить правильно, сегодня прибавилась ещё одна - нежелание выражать мысли грамотно, ярко, мода на эпатажные словечки.

Во-вторых, используемые на уроках русского языка и литературы методы и приёмы не всегда эффективны и результативны, не вызывают интереса у современных детей, часто сводятся к механическому заучиванию правил.

Эти предпосылки и обусловили  идею разработки новых  приёмов развития устной и письменной речи обучающихся и дальнейшее её распространение..

Цель: разработка и  создание системы новых  приёмов эффективной речевой деятельности для включения в уроки любого типа и на любом этапе.

Задачи:

  • Стимулировать познавательную деятельность учащихся;
  • Формировать навыки устной и письменной речи;
  • Обучать умению правильно воспринимать авторский текст и создавать свой;
  • Развивать творческие способности каждого учащегося;
  • Повышать коммуникативную культуру учащегося;
  • Способствовать развитию функциональной грамотности;
  • Осуществлять системную подготовку к итоговому собеседованию и сочинению, подготовку к ОГЭ -9 и ЕГЭ -11.

Методический инструментарий: сценарии, технологические карты уроков русского языка и литературы, в которые включены разработанные приёмы, презентации к урокам, дидактические материалы

Оригинальность предлагаемых методических решений и инструментов:

Методическая разработка носит прикладной характер: разработанные приёмы легко включаются учителем в уроки русского языка и литературы по разным темам и на разных этапах урока.

Данные приёмы  позволяет контролировать процесс развития речи обучающихся, корректировать его, повышать уровень сложности для обучающихся, быстро усваивающих материал,  или адаптировать уровень для слабоуспевающих.

Новые приёмы  базируются на современных педагогических принципах:

  • Научности

Использование научных данных, фактов, современных  достижений в области исследования качества речи

  • Текстоцентричности

Работа с целым текстом, анализ содержания языковых средств

  • Экзистенциальности

Опора на эмоционально – чувственное восприятие слова

  • Интеграции

Комплексный подход к обеспечению качества речи (синтез культурологии, риторики, лингвистики)

  • Практичности и метапредметности

Актуализация процесса говорения на уроках и в других коммуникативных ситуациях

  • Рефлексивности

Отслеживание качества как своей, так и чужой речи

Ценность методической разработки заключается и во внимательном отношении к личности ребёнка, опоре на его внутренний мир, развитии познавательной активности.  

Содержание методической разработки

.Принципиально важным считаю и мобильность, трансформацию, адаптивность разработанных приёмов. Они легко встраиваются в разные этапы урока, подходят к любой теме, работают как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Считаю, что некоторые из них можно адаптировать и к другим предметам гуманитарного цикла. В целом, развитие речевых навыков должно осуществляться на всех уроках любого предмета.

Все приёмы представлены как  триада. В каждом приёме присутствует ядро – главное предметное  умение, которое он призван развивать (орфографическое, пунктуационное и др.). Помимо этого вокруг ядра формируется область речевых навыков (письменных или устных), которые прорабатываются всеми обучающимися. Также вокруг ядра формируется область жизненных ситуаций, на которые надо обязательно вывести ребёнка. Характерная особенность новых приёмов – возможность трансформации. Ядро приёма моно заменять, автоматически меняя и две области вокруг него. Но в любом случае  сохраняется конструкция приёма, его базовый скелет, основа.

Описание разработанных приёмов, методов их применения

Раздел I. Русский язык. Правила. Речь

1.1.Многоуровневый  приём  «Рассыпанные слова».  

Цель приёма: отработка орфографических навыков, развитие речи.

Ядро –орфографическое правило.

Речевые навыки – конструирование предложений, текста.

Жизненная ситуация – опыт общения с природой.

Даётся группа слов на одну орфограмму «Растение, выращивать, росли, Ростов, вырастают, росточек». Обучающемуся предлагается выписать 2 слова: одно с буквой «А» в корне, другое с буквой «О» (это 1 уровень, ситуация выбора). Ученик выбрал «Растение, росли». 

Затем учитель предлагает  дать орфографическую характеристику словам, т.е. объяснить, почему в одном случае пишется «А» в корне, в другом «О». Это  2 уровень, на этапе которого возникает  проблемная ситуация: как объяснить правописание гласных в корнях? И ученик ставит перед собой задачу: изучить правило, составить кластер, проговорить новый теоретический материал.

3 уровень  «Магнит». Нужно подобрать 2 – 3 слова на изучаемую  орфограмму и записать их, объясняя  выбор гласной в корне. Например, вырос, растут, подросший. Этот этап активизирует мыслительную деятельность ученика, повышает словарный запас.

Задача 4-го уровня посмотреть на слово с  позиции жизненного опыта. Учитель помогает наводящими вопросами: Какие растения есть у тебя во дворе? Ты сам что-нибудь выращивал? А кто знает, что может расти в пустыне?

5 –й уровень – записать словосочетание или предложение со словами на данную орфограмму (здесь ребята могут поработать в парах или группах, учитель может включить в задание материал на повторение, например, составить простое предложение с однородными членами).  В лесах нашего района растут сосны, дубы, берёзы. И на этом этапе можно  использовать соревновательную мотивацию.

6 –й высший уровень – создание текста с обязательным включением слов на изучаемую орфограмму и его прочитывание вслух. На этом этапе можно применить дифференцированный подход: тем ребятам, которым сложно определиться с темой текста, можно предложить одну тему или несколько на выбор. Можно дать им начало текста (1, 2 предложения) с заданием дописать к ним свои предложения так, чтобы получился связный текст. Вариантов можно подобрать много.

Приём  «Рассыпанные слова» мобилен, к нему можно добавлять или, наоборот, убавлять  другие уровни по желанию учителя и самого ребёнка. И сами уровни имеют широкое поле деятельности для творческого подхода учителя.

1.2.Лингвистическое лото с продолжением.

Цель: закрепление орфографических навыков, развитие речи.

Ядро – закрепление орфографических правил.

Речевые навыки – конструирование предложений с прямой речью (или других видов по усмотрению педагога).

Жизненная ситуация – опыт общения со значимыми для ребёнка людьми.

Приём совмещает в себе принципы лото и игры «Корректор». Для  данного приёма делается лото в бумажном или электронном виде. Рекомендуется 6 – 8 ячеек, для того чтобы не перегружать ребёнка и сам процесс урока. В каждой ячейке даются слова на одно правило или на 2-3 ранее изученных правил. 3-4 слова даются с пропущенными буквами, 3-4 слова с ошибочным написанием. Обучающемуся предлагают комплект букв, которые он раскладывает по ячейкам.  Соответственно на слова с пропущенными буквами и в словах с намеренно допущенными ошибками кладётся буква, необходимая для правильного написания.

Для продолжения работы ребёнок обращает внимание на две ячейки, которые выделены разным цветом,  (по усмотрению педагога). Перед ребёнком ставится ещё две задачи.

Первая – придумать несколько предложений со словом, оказавшимся в первой  цветной ячейке, например в зеленой.

Вторая – составить несколько предложений с прямой речью, включив в них слово из второй цветной ячейки, например, желтой, так, чтобы содержание предложений было адресовано одноклассникам, родителям или другим значимым для ребёнка людям.

Ра…писание

Во..звание

Ра…пределить

Исдёргать

безвкусный

безшумный

1.3. Приём «Неполный кластер»

Цель: постановка знаков препинания, развитие речи

Ядро - отработка умения расставлять знаки препинания.

Речевые навыки – конструирование предложений  с соответствующими пунктуационными правилами.

Жизненная ситуация – публичное представление материала.

Приём ориентирует детей на научно – исследовательскую работу с учебным материалом. Для данного приёма создается кластер в бумажном или электронном виде. Кластер заполняется частично.

На первом этапе работы с кластером дети должны найти в учебнике недостающую по теме информацию и вписать её.

На втором этапе они должны самостоятельно подобрать примеры на все составляющие элементы  кластера (т.е. придумать и записать предложения).

На третьем этапе обучающиеся должны выйти к аудитории и рассказать по самостоятельно составленному кластеру учебный материал. Готовясь к выступлению, ребята изучают рекомендации по публичному выступлению.

Рекомендации по публичному научно – исследовательскому выступлению

1. Приветствие аудитории;

2. Представление (ФИО);

3. Озвучивание темы выступления;

4. Выявление проблемы;

Образец. Так как я не знаком со всеми правилами постановки запятых в предложениях с однородными членами, я должен был изучить данный раздел.

5. Источники работы;

В своей работе я использовал теоретический материал учебника русского языка для 5 классов под редакцией….

6. Представление информации;

Я выяснил следующее….

7. Ответы на вопросы.

Благодарю за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.

1.4. Приём «Слушаю, думаю, пишу».

Цель: закрепление по теме «Лексика» (синонимы, антонимы).

Ядро –различение лексических групп слов (синонимы и антонимы).

Речевые навыки – умение грамотно использовать в речи слова разных лексических групп.

Жизненная ситуация – приобщение к культурному наследию страны, выявление своего мнения.

Этот приём основан на прослушивании песни. Песня определённой тематики подбирается учителем. Прослушав музыку, учащийся, во-первых определяет тему музыкального произведения. Во-вторых, высказывает своё мнение о нём, делится впечатлениями. И в-третьих, записывает небольшой текст, включая в него слова и словосочетания, предложенные учителем.

Пример:

1. Ребята прослушали песню на стихотворения Н. М. Рубцова «Я люблю, когда шумят берёзы…»;

2. Определили тему, тематику песни (Родина, любовь, природа)

3. Высказали своё мнение о песне (поняли или нет, понравилось или нет и почему, какие картины представляли, когда слушали песню, что видели, о чём напомнила песня);

4. Определились с тематикой своего письменного высказывания (пишу о самой песне, пишу о Родине, пишу о природе);

5. Познакомились со словами и словосочетаниями, предложенными учителем, подумали, в каких предложениях и как их можно записывать;

Слова и словосочетания: произвело впечатление, возникли образы, почувствовал, сильные (слабые) эмоции,  современный взгляд, берёзонька/ берёзка, реченька/ речка, грусть/тоска/печаль,радость/счастье, детство/детские.

6. Написали свой текст.

Такие творческие работы не только дают детям возможность говорить, опираясь на свои эмоции, но и расширяют  культурный кругозор.

Раздел II. Русский язык. Диалог. Монолог.  Речь

Так как устная часть ОГЭ в 9 классах вопрос ещё новый, то актуальными становятся  приёмы, помогающие активизировать и сделать более интересным  процесс составления диалогов и монологов

2.1. «Вижу, думаю, пишу»

Цель: научить рассказывать о фотографии, картине.

Ядро – языковые, структурные особенности монологов.

Речевые навыки – свободное владение речью при описании картины или фотографии.

Жизненная ситуация -  приобщение к живописи как культурному пласту, выработка художественного вкуса, выявление интереса детей к фотографии как виду искусства.

Приём «Вижу, думаю, пишу» похож на предыдущий приём по структуре, но отличается от  него целевой направленностью и  содержательным наполнением.

Для этого приёма подбираются фотографии или картины. Фотография должна быть сюжетная, отражающая какие-то интересы, жизненные ситуации, близкие современным детям. Я беру фотографии, которые мы с ребятами делаем сами. Картины не только известных авторов 19 – 20 веков, но и современных художников 21 века, возможно и местных художников.

На первом этапе обучающимся предлагается на выбор несколько фотографий или картин. Хорошо, если таких работ будет не две – три, а немного больше.

На втором этапе проводится мини-исследование об авторе фотографии или картины. Очень хорошо, если это авторская фотография кого-то из ребят. В таком случае он может сам рассказать, когда и как она была сделана.

На третьем этапе, опираясь на рекомендации, данные учителем, изучив (вспомнив) структуру текста – описания, обучающиеся составляют монолог – описание картины, фотографии.

Для успешного прохождения третьего этапа ученик получает карточки – рекомендации, которые могут быть использованы учителем и ребятами многократно и в разных классах при  работе с этим приёмом.

Карточка – рекомендация № 1                                                            Карточка – рекомендация № 2

                                 

Карточка – рекомендация № 3                                               Карточка – рекомендация № 4

                             

                                                              Карточка – рекомендация № 5              

                                       

2.2. «Территория смысла»

Цель: научить размышлять по поставленной проблеме

Ядро – языковые, структурные особенности диалога и монолога.

Речевые навыки – свободное владение речью при обсуждении проблемного вопроса.

Жизненная ситуация -  духовно – нравственный опыт ребёнка.

Этот приём работы над монологом и диалогом, строится следующим образом: ребятам задаю вопросы, затрагивающие духовно – нравственные стороны жизни: Что такое талант? Зачем он даётся человеку? Такая пара вопросов не только развивает умение обучающихся рассуждать по теме, строить диалог, но и помогает в подготовке к ОГЭ – 9, в частности помогает в написании сочинения  9.2 и 9.3. После индивидуального обдумывания начинается работа по построению диалога и монолога.

 1 этап – высказать своё мнение;

 2 этап – обсудить  в паре, в группе (диалог)

3 этап – познакомиться с высказыванием (цитатой) известного человека по духовно-нравственному понятию.

«Истинный талант – это непрерывное усилие»

Огюст Ренуар – французский живописец, график и скульптор.

 

 «Талант – это чудо и великая тайна. Составляющие таланта – смелость, великодушие, мужество, честность».

Юрий Бондарев – советский писатель

 Составить монолог – понимание цитаты, согласия или несогласия с ней.

.

4 этап – возвращение в диалог-дискуссию по цитате в группе или в классе.

Раздел III.  Литература. Герои. Характеры. Речь.

3.1. «Вокруг текста»

Цель: научить анализировать образ  героя художественного текста.

Ядро – языковые, смысловые составляющие художественного текста.

Речевые навыки – устная и письменная характеристика героя.

Жизненная ситуация -  опыт диалогического взаимодействия с учителем.

Несмотря на то, что анализ текста – это основа основ изучения художественного произведения, данное умение развито плохо. Часто обучающиеся подменяют анализ текста простым пересказом, с редким оценочным суждением о героях и их поступках. Приём «Вокруг текста» помогает решить проблему.

После прочтения текста или отрывка, начинается поэтапная работа.

1 этап – вопросно – ответный, дети должны задать вопросы учителю по какому-либо герою текста. Это начало от противного. Такая задача заставляет ребёнка активизировать мышление.

2 этап – учитель предлагает детям выбрать одного героя из изображенных в эпизоде текста и рассказать о своём отношение к нему. После этого своё отношения высказывает учитель.

3 этап – и дети, и учитель  выбирают слова, относящиеся к герою текста, затем поочередно их прочитывают. Оценивают с точки зрения информативности предложений о герое текста.

4 этап – чтение вслух поочередно детьми и учителем отдельных предложений текста, в которых речь идёт о  выбранном герое.

5 этап – «пятёрка вопросов» по тексту или отрывку:

Как звучит текст? (мягко, спокойно, напряженно, жестко)

Какова звуковая и цветовая гамма текста?

Каково внутреннее и внешнее состояние героя?

Удалось автору создать определенный образ героя?

Первые четыре вопроса задаёт учитель. Последний пятый вопрос должны продумать, сформулировать и задать учителю дети.

6 этап – письменное высказывание о герое.

3.2.  Приём сопоставления.

Цель: умение проводить сравнительный анализ текстов.

Ядро – смысловое и литературоведческое сравнение.

Речевые навыки – устный и письменный сравнительный анализ.

Жизненная ситуация – опыт духовно – нравственного восприятия жизни

Приём сопоставления работает при изучении нескольких произведений или при изучении одного текста, в котором можно найти героев, эпизоды с похожими или  с противоположными смыслами.

1 пример. Изучая роман Л. Н. Толстого «Война и мир» возвращаемся к пьесе А. Н. Островского «Гроза» и, сравнивая Катерину и Наташу, организуем дискуссию: можно ли простить измену? Рассуждая и  рассматривая разные точки зрения,  учащиеся приводят аргументы из данных произведений.

Также можно сравнить слова Катерины и Наташи об особом состоянии души.

                   

2 пример. Изучение рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья.

1 этап – сравнение пары Дымов и его жена Ольга Ивановна. Сравнивают дети реплики героев, сказанные друг другу и авторские слова, оценивая слова (многословны реплики или кратки) , жесты, тон голоса, взгляды, а также лексику и синтаксис реплик (группы слов, знаки препинания)

— Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть? — говорила она своим друзьям, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.

 Нет, вы послушайте! — говорила ему Ольга Ивановна, хватая его за руку. — Как это могло вдруг случиться? Вы слушайте, слушайте... Надо вам сказать, что отец служил вместе с Дымовым в одной больнице. Когда бедняжка-отец заболел, то Дымов по целым дням и ночам дежурил около его постели. Столько самопожертвования! 

— Я не понимаю их, — говорил он кротко. — Я всю жизнь занимался естественными науками и медициной, и мне некогда было интересоваться искусствами.

— Мне не везет, мама! — сказал он однажды за обедом. — Сегодня у меня было четыре вскрытия, и я себе сразу два пальца порезал. И только дома я это заметил.

2  этап – обсуждение реплик, организуемое учителем. Запись ключевых слов, фраз.

3 этап – письменный сравнительный анализ.

Раздел IV. Литература. Содержание. Смыслы. Речь.

4.1. Приём  «3 – 2 -  1»

Цель: научить выделять главное и кратко комментировать свой выбор

Ядро – главная информация урока, текста, высказывания

Речевые навыки – краткое изложение текста и комментарий по тексту

Жизненная ситуация – опыт критического отношения к информации.

Смысл его в выделении обучающимися 3 ключевых слов по теме урока, текста, правила, затем  краткое описание 2-х жизненных ситуаций, связанных с этими словами, и 1 вопрос или комментарий.

Представьте, что мы  на одном из завершающих уроков по пьесе А. Н. Островского «Гроза».  В конце урока я задаю детям вопросы: Какие бы  ключевые слова вы для себя выделили? В каких жизненных ситуациях мы можем с ними столкнуться? Какой вопрос  у вас может возникнуть? Или какой комментарий вы можете дать?

Любовь. Религия. Ненависть.

Школьные годы – время первой любви. Ненависть часто поселяется в душе, когда нас предают близкие люди .

Можно ли прожить без любви?

Любовь. Неуверенность. Равнодушие.

 Я испытывал неуверенность, когда сдавал экзамены.

Люди сейчас очень равнодушные.

Любите, будьте уверены в себе!

4.2. Приём «Мудрые мысли»

Цель: привлечение внимания к цитатам и их использование в свободной речи

Ядро – аргументирование собственного мнения с привлечением цитат

Речевые навыки – свободное рассуждение с аргументацией

Жизненная ситуация -  читательский опыт и его развитие

"Ты мне дорог особенно потому, что ты

один живой человек среди всего нашего света"

Андрей о Пьере 

От цитаты к высказыванию

Хорошо известно, что разного рода афоризмы – полезный материал для работы над речью , а  высказывания известных людей могут стать интересной находкой.

 Помимо таких цитат, мы выписываем и интересные, заставляющие задуматься, реплики героев художественного произведения. Например, цитату из «Войны и мира» Андрея Болконского о Пьере.

В каждом классе можно заводить цитатник, который делится на пять частей (5 листов тетради) по тематическим направлениям, по проблемам текстов, героям и т.д.  В  каждую часть в течение года ребята записывают цитаты.

Они не лежат мёртвым грузом, будучи записанными, начинают работать.

1 шаг. Записываем  высказывание и выполняем практическое упражнение с ним.

 «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С.  Пушкин).

2 шаг. Отвечаем на подготовленные учителем вопросы по высказыванию.

О чём, о ком идёт речь в цитате?

Кто такие предки? Как вы понимаете смысл слова безнравственность?

Как может проявляться неуважение к предкам?

3 шаг стандартный – объяснить смысл.

4 шаг. Отвечаем на вопросы, включая цитату в начало ответа, сочинения, используя высказывание как иллюстрацию своих мыслей.

Нужно ли учитывать опыт старших поколений?

Почему нужно уважать старших?

Каковы последствия разрушения преемственности поколений?

5 шаг. Учим цитаты наизусть

4.3. Приём «Вместе!»

Цель:  закрепление навыков анализа текста.

Ядро – анализ лирического текста.

Речевые навыки – умение вести диалог при работе в парах и команде.

Жизненная ситуация – опыт общения в команде, социализация.

Данный приём позволяет решать целый ряд проблем. Особенно актуально использование этого приема на уроках в свете требований  нового ФГОС 3 +.

Материал хорошо запоминается, ведь он излагался несколько раз.

Каждый последующий текст воспринимается еще быстрее и лучше, ведь ученик его уже слышал.

Помогает научиться пересказывать кратко, своими словами.

Формирует способность взаимодействовать с любым членом коллектива; учит вежливому, корректному отношению к партнеру. Вырабатывает навыки делового общения.

Дает возможность каждому ученику работать в комфортном для него темпе, снимает чувство тревоги. Значительно повышает навыки осмысленного чтения.

1 этап. Один ученик читает выразительно первую строфу стихотворения, ученики мысленно рисуют воображаемую картинку, а потом рассказывают, что они увидели. Потом ребята меняются местами.

2 этап. Вновь читают строфу и работают с отдельными словами, словосочетаниями, художественными средствами

3 этап. Составляют вопросы  как к стихотворению, так и к рассказам ребят. Включаются в диалог.

4 этап. Чтение строфы или небольшого стихотворения наизусть. Либо подробный пересказ отрывка художественного произведения, с которым работали.

5 этап. Учащийся сам для себя выбирает, формулирует заключительное задание (выучить наизусть, проанализировать, передать историю создания произведения, нарисовать иллюстрацию).