Русский язык 7 класс

Виноградова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Деепричастие Поставьте цели учебной деятельности

Слайд 3

К истокам слова Прочитай сведения о толковании слова «деепричастие» В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. А когда-то деепричастия были краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями. Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на наречия и полностью зависят от сказуемого. (Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке») Меню

Слайд 4

Пробное учебное действие Читать читая Думать думая Играть играя Решать решив

Слайд 5

Развиваем контрукторско-творческие способности. Работаем в парах Посмотри на рисунок. Составь три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используй для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в составленных предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное? меню

Слайд 7

Тренировочные упражнения Задание 1 Спиши отрывок, скажи из какого он произведения. Подчеркни деепричастия линией пунктир – точка, а глаголы, к которым они относятся двумя линиями. меню

Слайд 8

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух. текст меню Проверь себя

Слайд 9

Рефлексия меню Узнал новое Научился распознавать Понял разницу Ты познакомился с новой для тебя частью речи. Это деепричастие. Оно обладает особенными свойствами. Вспомни их и заполни предложенную таблицу.

Слайд 10

Проведём наблюдение Сравни правописание не с деепричастиями и с глаголами. Сделай самостоятельный вывод, одному ли правилу они подчиняются. 1. Не зная (дееприч.) броду, не суйся (глал.) в воду. 2. Не накормив (дееприч.) лошадь, далеко не уедешь (глагол). 3. Не продавай (глал.) шкуры, не убив (дееприч.) медведя. 4. Говорить не думая (дееприч.) – что стрелять не целясь (дееприч.) . 5. Не развязав (дееприч.) мешок, не узнаешь (глал.) , что в нём. меню

Слайд 11

Применяем изученное на практике Цифровой диктант 1. В походе каждый должен знать своё дело и (не) тратить время на лишние разговоры. 2. Путешественники (не) доумевали : разве рассказанное местными жителями – правда? 3. Мы ещё долго оставались на краю обрыва, (не) чувствуя усталости после длительного перехода. 4. (Не) дооценивая мелочи при подготовке к походу, вы можете столкнуться со многими проблемами. 5. Путешественники, (не) определившие заранее свой маршрут, обречены на долгие часы блужданий. 6. Мне вся эта сцена представилась главой ещё (не) написанной сказки. 7. Повинную голову меч (не) сечёт . 8. Заря, ещё (не) закрытая чёрной тучей, освещала окна. 9. Эта (не) забываемая гроза закончилась, и мы заснули. 10. (Не) прочитав правила, семиклассники (не) смогли выполнить упражнения. 11. Дети слушали рассказ бабушки молча, (не) перебивая . меню Проверь себя

Слайд 12

Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня в школе и как после неудачного. Описывая свои действия, стремись к точности и выразительности. Воспользуйся материалами для справок, включающими деепричастия. При необходимости используй свои примеры. Материал для справок: Бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной оценкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы. Развиваем творческие способности и связную речь меню Творческая работа

Слайд 13

Редактируем предложения Определи, какая ошибка допущена в данных ниже предложениях. Запиши их в исправленном виде. Воспользуйся опорной схемой в рамке. Журча , ещё бежит за мельницу ручей . Как? 1. Открывая книгу, из неё выпал листок. 2. Открывая дверь, она скрипнула. 3. Закончив выступление, все стали аплодировать фигуристам. 4. Возвращаясь домой, шёл дождь. 5. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. 6. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. меню

Слайд 14

Принимаем участие в игре «Найди лишнее» В каждой из четырёх групп слов есть одно лишнее, найди его. 1. (Не) написав, (не) слушая, (не) домогая, (не) зная, (не) соглашаясь. 2. (Не) хотя, (не) взлюбив, (не) досыпая, (не) понимая, (не) навидя 3. (Не) читая, (не) люблю, (не) поднимаясь, (не) уезжая, (не) сказав. 4. (Не) скошено, (не) глядя, (не) спросив, (не) услышав, (не) умолкая меню

Слайд 15

Текст А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь , выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя , нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили , не переводя дух. текст

Слайд 16

Задание 2 1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой . 2. Спускаясь (спускался) по тропинке, Димка вдруг остановился . 3. Он пополз , спотыкаясь (спотыкался) о разбросанные остатки кирпичей. 4. У берегов вода тихонько играла , перекатываясь (перекатывалась) через мелкое каменистое дно. (А. Гайдар) Проверь себя

Слайд 17

Задание 3 Бе з жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными оч е ртаниями. Ветер чутко дремле т , затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувш е й воды, не шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыл ь ями, бе с покойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отр а жениями, чутко прислушиваясь к лесному эху. (А. С. Серафимович) Проверь себя

Слайд 18

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ГЛАГОЛ ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ 1, 2, 7, 10. 5, 6, 8, 9. 3, 4, 10, 11. Цифровой диктант

Слайд 19

Творческая работа Сегодня был удачный день в школе, и я бежал домой, весело перепрыгивая через лужи . На противоположной стороне улицы я увидел Колю. Он шёл, спотыкаясь на каждом шагу . Коля получил плохую оценку по контрольной. Наверное, он мучается, предчувствуя огорчение мамы. Творческая работа

Слайд 20

Проверь себя 1. Открывая книгу , я увидел , как из неё выпал листок. 2. Открывая дверь , я услышал её скрип. 3. Закончив выступление , фигуристы услышали аплодисменты. 4. Возвращаясь домой , я заметил , что шёл дождь. 5. Заканчивая чертёж , я обнаружил , что у меня сломался карандаш. 6. Прочитав рассказ , я понял , что он слишком грустный. Редактируем предложения

Слайд 21

«Найди лишнее» 1. Недомогая 2. Не понимая 3. Не люблю 4. Не скошено Проверь себя Проверь себя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это счастье огромн …е, Это радость б… змерн ..я,- Воз… ращат … ся на родину После дальн … х д..рог. Мы, конечно же, помнили, Как любовь свою перв … ю , Этот тонущ … й в зел …н…, Милый наш г… родок .

Слайд 2

Заверш ё нный – заверш ё н Скош е нный - скош е н Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах причастий

Слайд 3

Пишем слова, выполняем задания Еж…вый, больш …го, ш … рох , плащ…м, деш …вый, врач…м, реч … нка , печ … нка , друж …к, ножич …к, щ … тка .

Слайд 4

Е – Ё после шипящих в причастиях Ё Е ОБЕЗВОЖЕННЫЙ, СТРИЖЕНЫЕ ОСВЕЩЁННЫЙ, ЗАКОПЧЁННЫЙ

Слайд 6

Списать текст, вставляя пропущенные слова. Назвать автора стихотворения. Когда волнуется……………………… нива, И свежий лес ……………….. при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под …………. сладостной зеленого листка.

Слайд 7

Рефлексия Как я работал сегодня на уроке? Что осталось в памяти после урока? Какие задания были самыми трудными, самыми легкими?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Осипович Богомолов Выразительное чтение текста. Работа с текстом

Слайд 2

Самопроверка. Самооценка Действительные причастия Раскалившейся Повторявшего Страдательные причастия Брошенные Заколотого Обгрызенными Не мытые Принесена Исписанные Не тронутый Прижато Расставленные

Слайд 3

Творческая мастерская Цель: Задачи: Создать текст, используя страдательные причастия Подобрать несколько глаголов; Образовать от них страдательные причастия; Придумать с ними словосочетания; Составить предложения и текст


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мудрец пр...в...жал повелителя и ск..зал Человек должен остават..ся человеком, даже если он выб...лся в люди. Мудрец , пр о в о жая повелителя , ск а зал : " Человек должен остават ь ся человеком, даже если он выб и лся в люди ".

Слайд 2

Деепричастный оборот Цели учебной деятельности:_________________________ Задачи: ________________________________________

Слайд 3

Распределительный диктант 1. Заметив, что пароход не остановился, матрос немного успокоился. 2. Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом. 3. Он не желал расставаться с хозяином, обвиваясь вокруг его ног. 4. Перевернувшись несколько раз, он в три приёма стянул пиджак. Глаголы Деепричастия, относящееся к этому глаголу

Слайд 4

Самопроверка + самооценка глаголы 1. Успокоился 2. Плыл 3. Не желал расставаться 4. Стянул Деепричастия 1. Заметив 2. Раскинув 3. Обвиваясь 4. Перевернувшись

Слайд 5

Читаем, наблюдаем, делаем выводы _._._._._ _._._._._._._._._._._._._._._._._._ Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. И. Северянин одиночное дееприч. деепричастный оборот о

Слайд 6

Дополнительно И день и ночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя. А.С. Грибоедов фразеологизм

Слайд 7

Не обособляются деепричастные обороты, если а) оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания. (Он шёл тихо посвистывая. Здесь указывается не просто, что он шел, а шел тихо посвистывая. Она сидела чуть откинув голову.) б) оборот представляет собой устойчивые сочетания. ( Лететь сломя голову.) в) однородные наречие и деепричастие с союзом и. ( Слушал внимательно и не прерывая говорящего.)

Слайд 8

Пробное учебное действие Тихо падая Зависая над лесом Ярко освещая Оставаясь на палубе Завершив концерт

Слайд 10

Разноуровневые задания Уровень А. Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть деепричастный оборот. 1. Тихо веч...р дог...рает горы золотя. 2. Соловьи д...вно запели сумрак возвестя. 3. Летч...к пролетая над городом пак...чал крыльями. 4. Она идёт тихонько задумавшись покачиваясь погляд....вая из(под) руки. Уровень В. Дописать деепричастные обороты. 1. Она никогда (не)плутала_____________. 2. Даша ______________ смотрела, как играют щенята. 3. _____________ мальчишки весело вбежали в дом. 4. _________________- человек задумывается о многом.

Слайд 11

Продолжите … Вот север, Тучи нагоняя, Дохнул, завыл, – И вот сама Идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)

Слайд 12

Работаем в творческих группах Родник В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный. Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикою узорной. В глуши лесной, в глуши зелёной Всегда тенистой и сырой В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный Кипит, играет и спешит Крутясь хрустальными клубами И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит

Слайд 13

Продолжите ... Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. (А.С. Пушкин)

Слайд 14

Продолжите ... А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. (С. Есенин)

Слайд 15

Продолжите … Вот север, Тучи нагоняя, Дохнул, завыл, – И вот сама Идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Морфология. Орфография. Синтаксис»

1 вариант

1.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1)Лучше всего было по веч…рам   когда мы затапл…вали печ….   2) Шумел огонь багровые отсв…ты ра…плывались  др…жали на бр…венчатых стенах и на старой гравюре отбрас…вали яркие бл…стевшие лучи. 3) Откинувшись в кресле, он см..трел на нас и думал о прочитанном и пр…слушивался к гудению д…ждя по тесов…й крыше.

2. Графически объясните орфограммы следующих слов:

Веч…рам, бр…венчатых, бл…стевшие, пр…слушивался.

3. Запишите по порядку части речи предложения № 1.

4. Выпишите грамматическую основу предложения № 3

5.Из предложения № 2  выпишите слово(а), правописание приставки в котором определяется глухостью/звонкостью последующего согласного.

6. Выполните синтаксический разбор следующего предложения:

Громко потрескивает старый лёд на речке.

Самостоятельная работа по теме «Морфология. Орфография. Синтаксис»

2 вариант

1.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1) Фунтик   мал…нькая рыж…я такса. 2)Пр…ходилось вст..вать и закут…вать его и пр..крывать тепл…й ш…рстяной тряпкой. 3)Фунтик бл…годарил сквозь сон  осторожно л..зал руку и  соб…рался засыпать. 4)Темнота шумела за стенами плескал  дождь  и удары ветра ра…давались в ночи.

 

2. Графически объясните орфограммы следующих слов:

Бл…гордарил, л..зал, соб..рался, пр…крывать

3. Запишите по порядку части речи предложения № 2.

4. Выпишите грамматическую основу предложения № 1

5.Из предложения № 4  выпишите слово(а), правописание приставки в котором определяется глухостью/звонкостью последующего согласного.

6. Выполните синтаксический разбор следующего предложения:

Слабый ветерок тянет с запада

Самостоятельная работа по теме «Морфология. Орфография. Синтаксис»

3 вариант

1.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1) Однажды ноч…ю я проснулся от  какого(то)  стра(н,нн)ого ощущения. 2)Мне пок…залось  что я оглох во сне. 3)Я л..жал с закрыт…ми глазами  долго пр…слушивался  и  понял. 4)  Я  (не)оглох  это за стенами дома н…ступила (не)обыкновенная тишина. 5) Зам…р  дождь зам…р  ветер  зам…р бе…покойный са(д, т).

2. Графически объясните орфограммы следующих слов:

Л…жал, пок..залось, пр..слушивался, зам…р

3. Запишите по порядку части речи предложения № 1.

4. Выпишите грамматическую основу предложения № 3

5.Из предложения № 5  выпишите слово(а), правописание приставки в котором определяется глухостью/звонкостью последующего согласного.

6. Выполните синтаксический разбор следующего предложения:

Невысокий охотник странно усмехнулся.

Самостоятельная работа по теме «Морфология. Орфография. Синтаксис»

4 вариант

1.Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1)Я открыл гл…за и увид…л  как белый и ровный свет нап…лнял комн…ту. 2)Я встал и подош…л к окну. 3)За стеклами все было снежно и бе…молвно.4) В тума(н,нн)ом небе заж…галась одинокая луна. 5)Через окно я увид..л  как серая птица пр…села на ветку. 6)Ветка зак..чалась  с нее посып..лся снег  птица медленно поднялась и улетела.

2. Графически объясните орфограммы следующих слов:

Нап…лнял, зак…чалась, заж…галась, пр…села

3. Запишите по порядку части речи предложения № 5.

4. Выпишите грамматическую основу предложения № 2

5.Из предложения № 3  выпишите слово(а), правописание приставки в котором определяется глухостью/звонкостью последующего согласного.

6. Выполните синтаксический разбор следующего предложения:

Молодой дубок вырос в  лесу.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 3 по теме «Деепричастие»

1 вариант

1.Прочитайте текст,  вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1.На крыльцо выш…л мальчик лет шести.  2.Не сводя зачарова(н,нн)ых глаз с Дика он резво сб…жал с крыльца  и  очутился возле отпрянувш…го назад огромного пса. 3. Худая руч…нка мальчика зарылась в густую бурую шерсть  стала ее в…рошить  и  л…сник предостер…гающе окликнул пса приказ…вая ему сесть.  4.Но Дик  и  сам от изумления  и  обиды пот…рялся.  5.Лишь верхн…я губа его пр…поднялась сморщившись  и  обн…жая крепкие клыки.  6.Радос…но  и  звонко засм…явшись мальчик двумя руками крепко обхв…тил шею собаки.  7.Ошалело мотнув головой освоб…ждаясь от (не)прошеной ласки  Дик с задавле(н,нн)ым ворчанием отб..жал в сторону.  8.Сел высунув язык  и  конфузясь потряс головой освоб…ждаясь от (не)знакомого зап…ха вызыва…щего желание чихнуть. 9.Спасаясь от (не)прошеного гостя   вновь бросивш…гося к нему  Дик в два прыжка достиг изгороди  перем..хнул через нее  и  пропал в кустах.

2.Графически объясните правописание следующих слов:

Зачарова(н,нн)ых______________________________________________

Пот…рялся_________________________________________________

Руч…нка___________________________________________________

Пр…поднялась______________________________________________

3.Выпишите деепричастные обороты (обособленные обстоятельства) из 3 и 6 предложений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите грамматическую основу из 9 предложения.

5. В каком предложении встречается одиночное деепричастие? Запишите букву.
(Знаки препинания не расставлены).

      А. Ястреб летая разглядывает свою добычу.

Б. Петя  совершенно не задумываясь убегал от собаки.

      В. Проснувшись поутру  я увидел своё одеяло на полу.

6. Укажите номера запятых, на месте которых должны стоять знаки препинания.

Сухой степной ветер все усиливался (1) разгоняя (2) в ярком весеннем небе (3) белые облака (4) делая даль бесконечной. (И.Бунин)

Самостоятельная работа № 3 по теме «Деепричастие»

2 вариант

1.Прочитайте текст,  вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1.В стае в ту зиму х…дила м…лодая в…лчица (не)позабывшая ребячьих своих забав. 2.Днем волки св…рнувшись в клу(п,б)ки др…мали а она вскак…вала кружилась утапт…вая снег  и  будила ст…риков.  3.Волки нехотя подн…мались тыкались в нее х…лодными н…сами а она шутливо огрызалась кусая их за н..ги.  4.Старые в…лчихи св…рнувшись  и  не подн…мая г…лов  погляд…вали на м…лодую проказницу.

      5.Однажды ночью в…лчица подн…лась  и  поб…жала в поле а за ней высунув языки затр…слись ст…рики.  6. В…лчихи ост…вались л…жать  потом  и  они поб…жали за стаей.

      7.Волки б…жали по дороге  а за ними ск..льзили  л…маясь на снегу тени.  8.Снег в лучах луны бл…стел алмазами.  9.От деревни послыш…лся звон буб…нцов.  10. К…залось  что зазвенели пок…тившись по дороге  звезды  упавш…е с неба.  11. Волки  завязая по брюхо отошли в поле  и  л…гли повернувшись мордами к деревне.

2.Графически объясните правописание следующих слов:

(Не)позабывшая______________________________________________

Клу (п,б)ки_________________________________________________

Упавш…е___________________________________________________

Бл…стел______________________________________________

3.Выпишите деепричастные обороты (обособленные обстоятельства) из 3 и 5 предложений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите грамматическую основу из 11 предложения.

5. В каком предложении встречается одиночное деепричастие? Запишите букву.
(Знаки препинания не расставлены).

А.  Наклонясь что-то шепчет камыш.

Б.  Встав рано утром все пошли на рыбалку.

В.  Вьется речка небольшая средь полей и рощ петляя.

6. Укажите номера запятых, на месте которых должны стоять знаки препинания.

Собака ощетинилась, подняла нос (1) и (2) втягивая (3) сырой воздух (4) осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)