ОГЭ русский язык 9 класс

Виноградова Елена Викторовна

Актуальной проблемой учителя русского языка и литературы остается подготовка учащихся 9 классов к экзамену по русскому языку. На этой странице я предлагаю Вам дидактический материал, который поможет Вам и вашим ученикам успешно подготовиться к этому испытанию.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение 15.2 По тексту Юрия Олеши «Лицейская дружба Пушкина»

Слайд 2

Итак, вы выбрали на экзамене для своего сочинения задание 15. 2 . Скажем сразу, что оно принципиально отличается от двух других, хотя по нему вы тоже пишете сочинение – рассуждение. В чём же заключается отличие? Прежде всего в том, что задание базируется на анализе текста , поскольку вам надо объяснить его фрагмент. Справедливости ради надо сказать, что задание 15. 3 тоже связано с анализом. Однако связи с текстом в задании 15. 2 более тесные, хотя бы уже потому, что вы не задействуете в процессе написания сочинения текст для изложения, а также оба примеры аргумента приводите из прочитанного текста. Поэтому методика подготовки к выполнению этого задания будет несколько иная. Рассмотрим её.

Слайд 3

Анализ художественного произведения отличается своей комплексностью и определённой последовательностью. Как правило, при анализе художественного текста мы идём от того, что лежит на поверхности ( тема, сюжет, композиция, с истема образов, поступки героев, их внешность, речь ), к тому, что автор зашифровал в своём произведении – ИДЕЕ, ГЛАВНОЙ МЫСЛИ , то есть к тому, что автор вообще хотел сказать, зачем он создавал своё произведение, какие чувства читателя хотел затронуть. И всё это шифруется в СЛОВЕ. А читатель должен найти, расшифровать это послание и интерпретировать его (объяснить своими словами). Об это процессе очень точно сказал французский писатель, мыслитель 18 века Николя Шамфор : «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

Слайд 4

Последовательность работы над сочинением 15. 2 1 .Вдумчиво и не спеша прочитайте текст. 2. Прочитайте задание 15. 2 и поработайте с предложенным фрагментом текста. 3. Подчеркните в нём ключевые слова 4. Найдите в тексте этот фрагмент, определите: А) В какой части текста находится ( в начале, середине или конце); Б) Кому принадлежит высказывание – герою произведения или самому автору; В) Какова позиция автора – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю. Г) Выражена ли позиция автора в каких – либо предложениях или вам самим надо понять её;

Слайд 5

6. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента (как правило с позицией автора трудно не согласиться, если речь идёт о нравственных понятиях – добре, честности, милосердии, предательстве и т. д.) 7 . Объясните, как вы поняли фрагмент, дайте своё видение, свою трактовку смысла фрагмента. 8. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение о фрагменте. Помните, что вы доказываете именно свою оценку. 9. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете сочинение, с вашим объяснением смысла фрагмента (вступлением) 10. Напишите сочинение, соблюдая его структуру.

Слайд 6

Для успешного выполнения задания 15. 2 вам нужно: 1)Объяснить своё понимание смысла приведённого предложения или фрагмента текста (т. е. прокомментировать его); 2) подтвердить свои рассуждения двумя аргументами из текста ( 3 балла), 1 пример из текста (2 балла), 1 пример не из прочитанного текста ( 1 балл); 3)Логично выстроить всю работу и грамотно её написать ; 4) Проверить сочинение на наличие ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых)

Слайд 7

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!". ШАГ 1 . Пишем ВСТУПЛЕНИЕ . Объясняем смысл заключительных предложений текста. Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста . ( 43 слова)

Слайд 8

Обратите внимание : 1. во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить ; 2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит реплика , о чём она свидетельствует . Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс. 3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).

Слайд 9

ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного текста , подтверждающие наши рассуждения. Аргумент 1 Во-первых , на вопрос Пушкина о том, что он должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46) . При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным" . ( 35 слов)

Слайд 10

Аргумент 2 Во-вторых , Вильгельм объясняет критику на свой счёт тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя ( предложения 51 - 53 ) . ( 28 слов)

Слайд 11

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД . Таким образом , "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза или услышать эту правду. (16 слов) Обратите внимание: 1. вывод можно начать с вводных слов таким образом , итак или следовательно; 2. в заключительной части сочинения нужно пояснить, какой смысл вкладывал Вильгельм в слова " добрый друг".

Слайд 12

Обратите внимание на связку ВСТУПЛЕНИЕ - ВЫВОД Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес Таким образом , "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза или услышать эту правду .

Слайд 13

Сочинение 15. 2 по тексту В. Крапивина Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Это старые мудрые книги, в них есть душа. Я их очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями». Находим слова в тексте; Смотрим, кому они принадлежат, кому адресованы. Эти слова написал Журке дедушка в письме, которое является своеобразным завещанием внуку.

Слайд 14

3. Находим в ключевые слова Книги – мудрые – душа - друзья 4. Сформулируйте позицию автора. Как автор относится к книгам? Чьими словами выражена авторская позиция? Фрагмент из текста В. Крапивина я понимаю так: книги – это мудрые помощники, которые могут научить человека быть добрым, честным, смелым, научить чему-то новому. С книгами можно провести время, как проводят его с друзьями. В книгах присутствуют переживания, любовь, радость, поэтому мы говорим, что в них есть душа. Автор так же, как и герой любит и ценит книги, он хочет, чтобы все люди к ним относились также. 1 Вариант вступления

Слайд 15

2 вариант вступления « Это старые мудрые книги, в них есть душа. Ты сбереги их ,родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями», - так пишет герой произведения В. Крапивин Юрий Савельев своему внуку в письме, которое является его своеобразным завещанием. Эти слова я поняла так: читая книги, мы учимся у героев чести и доблести, мужественности и храбрости, доброте и состраданию. Читая книги, мы переживаем не только свою жизнь, но и десятки других . Для того, чтобы книги стали настоящими друзьями. Их надо любить и беречь.

Слайд 16

1 аргумент Во – первых , книги - это накопленные человечеством знания, которые передаются из поколения к поколению « помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна» (предложение 20) Во – первых , книги часто напоминают ощущения детства, его радости, счастливые моменты: « В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края…. Его бумага будет пахнуть солеными брызгами моря… . Наверное, поэтому к старости я стал собирать книги: мне казалось, что они пахнут также».

Слайд 17

2 аргумент Во – вторых, мудрые книги подсказывают в трудных ситуациях решения, поддерживают человека, с их помощью мы постигаем жизнь: « И учись летать высоко и смело»; «Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь». Во – вторых , книги наши друзья ещё и потому, что помогают преодолевать одиночество, как дедушке Журки: « Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма». Журка понимает, как одинок был дед, но также он понимает, что преодолеть это тяжелое чувство ему как раз и помогали книги.

Слайд 18

Вывод Прочитав текст, я поняла, что слова дедушки справедливы. Книги, действительно, нужны человеку для того, чтобы он учился быть добрым, отзывчивым, учился понимать и себя, и других людей. Они расширяют наш кругозор. Правильно , что дедушка завещал внуку книги – самое дорогое своё сокровище. Действительно , книга изменяет жизнь человека, отдавая частичку своей души читателю, делая его внутренний мир богаче и добрее.

Слайд 19

Речевые клише для сочинения по заданию 15. 2 Для вступления Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, которая заключается в том, что… Автор данного текста приглашает читателя к размышлению над тем,… В тексте есть такие слова: «__________». На мой взгляд, речь в них идёт о том, что…

Слайд 20

Для основной части 1.Своё объяснение смысла фрагмента я могу подтвердить примером из текста. 2. Примером может стать ещё один фрагмент текста, в котором говорится о… 3. Подтвердить свою мысль я могу примером из предложения под номером _____ . 4. Предложение № _ подтверждает мою мысль. В нём речь идёт о… Для заключения 1.Таким образом, 2. итак, 3. В заключении 4. Как видим.. 5. В результате рассуждения я пришла к выводу о том, что… 6. Эти примеры стали убедительным доказательством моего понимания смысла фрагмента текста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста ( толкование значения слова) 15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Образец формулировки задания

Слайд 2

Что необходимо сделать для успешного выполнения задания 15. 3 Дать толкование значения приведённого слова и прокомментировать своё определение; Подтвердить свой тезис двумя аргументами: один из текста, другой - из жизненного опыта ( можно взять два аргумента из текста); 3. Логично выстроить свою работу и грамотно её написать; Проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Слайд 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С 3 К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его 2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его 1 Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0

Слайд 4

С 3 К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста 3 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2 Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0

Слайд 5

С 3 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

Слайд 6

С 3 К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4 9

Слайд 7

Критерий 1 Толкование значения слова и комментарий Вы не обязаны в точности воспроизводить словарную статью из Толкового словаря, для того, чтобы дать определение (толкование) предложенному слову. Ваша задача - показать, что вы понимаете значение предложенного слова, раскрываете его ценностный смысл, выявляете именно те смысловые оттенки, которые даны в тексте.

Слайд 8

Способы толкования слова Описательный способ Счастье – это особое состояние души (внутреннего мира человека), при котором человек испытывает сильное чувство радости, удовлетворенности собой, условиями своего существования. Он испытывает полноту и осмысленность жизни, своего предназначения в ней. С частье — это внутреннее чувство гармонии и удовлетворенности, полученное в результате событий или действий.

Слайд 9

Способы толкования слова Синонимически способ. Способ сравнения Счастье – это благополучие, удача, огромная радость. Счастье – это только положительные эмоции.

Слайд 10

Способы толкования слова Отрицательное толкование Счастье – это отсутствие несчастья, отрицательных эмоций, внутренней дисгармонии. Счастье – это когда нет чувства горя и тоски, нет злости и обиды в душе.

Слайд 11

Толкование слова «СЧАСТЬЕ» по 4-м разным текстам Текст № 1 Фонякова Элла Ефремовна Счастье - это особое состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью, когда человек доволен собой и окружающими.

Слайд 12

Толкование слова «СЧАСТЬЕ» по 4-м разным текстам Текст № 2 Лев Николаевич Толстой Счастье – это особое состояние внутреннего мира человека. Счастье – это когда тебя понимают, когда у тебя есть верные друзья, единомышленники.

Слайд 13

Толкование слова «СЧАСТЬЕ» по 4-м разным текстам Текст № 3 О лег Юрьевич Рой Счастье – это внутреннее ощущения гармонии и удовлетворенности, чувство блаженства.

Слайд 14

Толкование слова «СЧАСТЬЕ» по 4-м разным текстам Текст № 4 Нина Аксёнова Счастье – это отсутствие несчастье, горя, болезни, чувство радости, что все живы и рядом с тобой, чувство любви к людям, готовым ради тебя на всё.

Слайд 15

Особенности написания комментария Раскрытие актуальности рассматриваемого понятия (слова); Человек хочет быть счастливым всегда во все времена. В наш 21 век, как никогда, большое значение имеет умение человека любить ( сострадать, проявлять милосердие, человечность и т.д.) К каким текстам могут подойти эти высказывания ?

Слайд 16

Особенности написания комментария 2. Нахождение в определении слова наиболее важных сторон; Счастье для ребёнка – это когда все дома, рядом, всем хорошо, над головой мирное небо и нет войны. Маленького человечка любят, и он любит близких ему людей. Я думаю, что самый главный критерий счастья – это наличие понимающих тебя людей, друзей, близких, знакомых, которые тебя всегда поддержат. К каким текстам могут подойти эти высказывания ?

Слайд 17

Особенности написания комментария 3. Указание на смысловую многозначность понятия. Каждый слово счастье понимает по-своему: для кого-то это деньги, для кого-то здоровье и благополучие близких, для кого-то удовлетворенность работой, своим трудом. К каким текстам могут подойти эти высказывания ?

Слайд 18

Особенности написания комментария 4. Противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысла предложенного слова. Я считаю, что счастье – это не только наличие больших денег, это не только крепкое здоровье, но и незамысловатое, простое наслаждение тихим мирным днём, спокойствием (красотой природы, теплом маминых рук, любовью и заботой близких и т. д. ). Счастьем может быть и простое воспоминание о безмятежных днях детства. К каким текстам могут подойти эти высказывания ?

Слайд 19

Образец 1 абзаца Толкование слова + комментарий Счастье - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. Докажу свои слова конкретными примерами. Что такое красота? Каждый ответит на этот вопрос по-своему . Если давать общее определение, то красота – это всё красивое, прекрасное, это то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. У человека, по-моему мнению, это не только красивая внешность, но и добрая душа. И это, я думаю самое главное.

Слайд 20

Критерий 2 Особенности примеров - аргументов Три стороны, которые учитывают эксперты при проверке вашего сочинения Логическую точность, которая проявляется в том, что приведённый пример, подтверждает вашу глав ную мысль, прописанную в 1 абзаце. А также логическая точность аргументов является связующим звеном с выводом;

Слайд 21

Образец логической точности Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. Докажу свои слова конкретными примерами. Обратимся к тексту Э.Е.Фоняковой , героиня которого - счастливый ребёнок, потому что у неё есть всё для счастья в детском понимании: много интересных развлечений, возможность помечтать, пошалить, заботливые родители. Но этот счастливый мир оказывается очень хрупким. Он рушится в одно мгновение, когда приходит страшная весть о начале войны. И хотя девочка ещё не осознаёт, что такое "взаправдашняя" война, но ощущение счастья покидает её.

Слайд 22

Образец логической точности Человечностью я считаю готовность прийти на помощь. Поддержать кого-то в трудную минуту, предотвратить несчастье, спасти или просто посочувствовать чужой беде – на такое, к сожалению, способен не каждый из нас. А ведь всё это — проявления человечности, то есть качества, которое делает нас настоящими людьми. Альберт Лиханов рассказывает, как отважно ведёт себя во время пожара Тёмка . Мальчик, рискуя жизнью и пренебрегая опасностью, спасает от огня цыплят. Об этом говорится в предложении №36. Помогая беззащ итным существам, Тёмка , безусловно, проявляет человечность.

Слайд 23

Критерий 2 Особенности примеров - аргументов 2. Содержательную полноту, которая требуется для того, чтобы приведённый пример содержал объём информации, достаточный для подтверждения тезиса. Три стороны, которые учитывают эксперты при проверке вашего сочинения

Слайд 24

НЕВЕРНОЕ приведение аргументов В тексте О. Ю. Роя говорится о мальчике, который очень любил бабушку. Ему нравилось, как она заваривает кофе.

Слайд 25

Как надо Герой произведения О. Ю. Роя Андрей вспоминает своё детство, своё счастье, «то самое настоящее счастье, которое можно испытать только тогда, когда лет тебе совсем мало». Он вспоминает бабушкин дом, саму бабушку, заваривающую кофе, вспоминает запах этого кофе, и ни с чем не сравнимое ощущение тишины и спокойствия. В этом и заключалось для него счастье.

Слайд 26

Критерий 2 Особенности примеров - аргументов 3. Структурно – смысловую функциональность , которая предполагает, во-первых, определённое место данного аргумента в композиции текста, во-вторых, использование лексико – грамматических средств, говорящих о цели этого аргумент а Три стороны, которые учитывают эксперты при проверке вашего сочинения

Слайд 27

НЕВЕРНОЕ приведение аргументов Я думаю, красота – это люди, природа, произведения искусства, которые доставляют эстетическое наслаждение. В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, потом его увезли в больницу. Это тоже некрасивый поступок.

Слайд 28

Как надо Вспомним также героя рассказа Л.Андреева "Петька на даче". Петька - это ребёнок из бедной семьи. Он был отдан учеником к парикмахеру, где выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Такая жизнь не приносила ребёнку никакой радости. Настоящее счастье мальчик почувствовал, когда мать привезла его на дачу. Там он отдыхает, купается, исследует развалины старинного дворца, словом, делает всё то, что и положено делать ребёнку. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Для Петьки это возвращение - настоящая трагедия. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. Докажу свои слова конкретными примерами.

Слайд 29

Как надо Счастье - это радость ребенка, которому подарили маленького пушистого друга – котенка, или веселая детская игра, приносящая радость и удовлетворение. Счастье, на мой взгляд, нельзя потрогать, нельзя ощутить его запах или вкус, но заметить его не трудно. В тексте Л . Н. Толстого нет конкретных рассуждений о счастье. Между строк нахожу, что ребята испытали бы это чувство, если бы не Володя, который своим поведением «разрушал всё очарование игры», своими поступками и словами, охлаждая интерес ребят. Рассказчик вспоминает о счастливых моментах, когда в длинные, зимние вечера ребята из стульев и кресла, которое накрывали платками, делали коляску, один садился кучером, другой –лакеем , девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, – и они отправлялись в дорогу. «И какие разные приключения случались в этой дороге!» Вот они, счастливые мгновения детства!

Слайд 30

Лексико – грамматические средства связи Как связать вступление и аргументы? То есть 1 и 2 абзацы. Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст Н. Аксёновой и жизненные наблюдения. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия. В тексте Б. Васильева мы видим, как…

Слайд 31

Лексико – грамматические средства связи Введение 1 аргумента В качестве первого аргумента возьмём предложение под номером 12. В нём говорится о…. Именно об этом и говорится в тексте Л. Толстого. Автор рассказывает нам о…. В предложении под номером 8 из текста Э. Фоняковой говорится о…

Слайд 32

Лексико – грамматические средства связи Введение 2 аргумента В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что такое доброта (счастье и т. д.), мне хотелось бы привести пример из жизненного опыта ( из жизни). Размышляя над вопросом, что такое «счастье», хочу рассказать о случае из своей жизни ( о недавно просмотренном фильме, о прочитанной летом книге, о передаче, показанной на канале «Россия», о случае, который обошёл все новостные передачи и т. д.) Примеры настоящей доброты ( изображения счастливых моментов в жизни человека, милосердия, дружбы и т. д.) можно найти в русской литературе. Так в рассказе В. Распутина «Уроки французского» говорится о …

Слайд 33

Аргументы, основанные на жизненном опыте Жизненная история, произошедшая с тобой; Жизненная история, произошедшая с твоим другом; Жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми; Обращение к прочитанной книге (проза или стихотворения), посвященной данной теме; Обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема; Обращение к телепередачам, в которых говорилось о похожих историях; Обращение к историческим фактам, которые ты знаешь .

Слайд 34

Этапы работы над сочинением 15. 3. 1. Внимательно перечитай исходный текст. 2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?). 3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике. 4. Подбери материал для первого аргумента : — найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие; — помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм …) в конкретном случае; — необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

Слайд 35

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента : — вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей; — запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!); — обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте… 6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное. Этапы работы над сочинением 15. 3.

Слайд 36

Счастье - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. Докажу свои слова конкретными примерами . Обратимся к тексту Э.Е.Фоняковой , героиня которого - счастливый ребёнок, потому что у неё есть всё для счастья в детском понимании: много интересных развлечений, возможность помечтать, пошалить, заботливые родители. Но этот счастливый мир оказывается очень хрупким. Он рушится в одно мгновение, когда приходит страшная весть о начале войны. И хотя девочка ещё не осознаёт, что такое "взаправдашняя" война, но ощущение счастья покидает её . Вспомним также героя рассказа Л.Андреева "Петька на даче". Петька - это ребёнок из бедной семьи. Он был отдан учеником к парикмахеру, где выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Такая жизнь не приносила ребёнку никакой радости. Настоящее счастье мальчик почувствовал, когда мать привезла его на дачу. Там он отдыхает, купается, исследует развалины старинного дворца, словом, делает всё то, что и положено делать ребёнку. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Для Петьки это возвращение - настоящая трагедия . Таким образом, каждый ребёнок имеет право на счастливую жизнь. ( 197 слов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению Текст Татьяны Устиновой

Слайд 2

Татьяна Устинова родилась 21 апреля 1968 года в посёлке Кратово Раменского района Московской области , в семье авиационных инженеров [1] . Мать — Людмила Михайловна. Прабабушка — Акулина Михайловна. Есть сестра Инна [2] . Среднее общее образование получила в английской спецшколе. В 1991 году окончила факультет аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института (МФТИ) [1] [3] . После окончания вуза работала на телевидении и радио, в ВГТРК : переводила американские программы « 60 минут », «Спасение 911», « Познер и Донахью ». В 1997 году была редактором программ телеканала « ОРТ » «Москва-Кремль» и «Из первых рук», работала в программах « Человек и закон » и « Здоровье » [1] . Позже, с 2004 по 2009 годы, была соведущей Павла Астахова в программе « Час суда » на телеканале « РЕН ТВ », вела программы «Живой детектив» на « Радио России » [4] и «Главная тема» на радио «Шансон» [5] .

Слайд 3

Образец сочинения 15. 1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: « Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются » …

Слайд 4

Для того чтобы выразить мысли во всей их полноте, люди используют разнообразные средства языка. Так , пунктуационные знаки помогают оформить высказывание на письме. А грамматические средства позволяют связать слова и предложения. Думаю, именно это имел в виду М.Е. Салтыков-Щедрин . Обратимся к тексту Татьяны Устиновой . Для передачи своих мыслей « во всей полноте » писательница употребляет разнообразные языковые средства. Предложение 17 является неполным: его смысл раскрывается только в контексте. Маленький Тимофей оскорблён снисходительностью Маши. Девушка и раньше подкармливала голодного ребёнка, и он не видел в этом ничего унизительного. «Но мороженое!» — такое угощение мальчика оскорбляет. Чувства Тимофея переданы при помощи восклицательного знака, стоящего в конце данного предложения. Отъезд Маши стал для ребёнка потрясением. Тимофей ощущает себя покинутым и одиноким. Чувства безысходности и тоски, которые испытывает герой, подчёркиваются рядом однородных подлежащих в предложении 40: «Будут осень, дождь, ранние сумерки…» Это синтаксическое средство оформлено на письме при помощи пунктуационных знаков – запятых. Воображаемый пейзаж как будто вторит внутреннему состоянию Тимофея, решившего, что ничего хорошего в его жизни уже не будет. Итак, анализ языковых особенностей текста Татьяны Устиновой доказывает справедливость высказывания М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, благодаря грамматическим средствам и пунктуационным знакам, « мысль формирует себя без утайки, во всей полноте », находя « ясное для себя выражение ».

Слайд 5

Образец сочинения 15.2 Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда » …

Слайд 6

В тексте Татьяны Устиновой рассказывается о дружбе Тимофея и Маши. Девушка работала в зоопарке, и мальчик, часто наведываясь туда, со временем очень сильно к ней привязался. Но Маша уезжает, и ребёнок чувствует себя покинутым. Даже небо над ним стало «равнодушным». Теперь посещение зоопарка становится для Тимофея бессмысленным. Поэтому мальчик покидает его – «навсегда». Ребёнку тяжело оставаться там, где он когда-то был счастлив. Мир рядом с Машей казался ему прекрасным: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей» (предложение 6). Тимофей тоскует, но всё же находит силы, чтобы перестать себя жалеть и уйти. Этот поступок свидетельствует о твёрдости характера, которую мальчик проявлял и раньше. Например, когда Маша купила ему мороженое, Тимофей был оскорблён «подачкой» (предложения 15 – 19). Итак, своё огромное горе – отъезд Маши – мальчик переносит не по-детски стойко и серьёзно.

Слайд 7

Образец сочинения 15. 3 Как вы понимаете значение слова ДОБРО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение…

Слайд 8

Добро – это то, что делает человека счастливым. Казалось бы, не так много нужно нам для счастья. Иногда достаточно ласкового слова, приветливого взгляда, дружеской поддержки. Но часто ли мы получаем всё это от окружающих? Татьяна Устинова повествует об отношениях взрослой девушки и маленького мальчика. Маша поддерживает Тимофея, заботится о нём. Рядом с ней ребёнок счастлив: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей». Получается, что девушка делает для Тимофея добро. Бескорыстно помогая людям, мы дарим им частичку своей души. Но добрый поступок радует и того, кто его совершил. Об этом в аллегорической форме пишет Андрей Платонов в рассказе «Неизвестный цветок». Даша заботится о цветке, выросшем среди камней и глины. Добро возвращается к девочке. Она наслаждается красотой и благоуханием прекрасных растений, которым дал жизнь спасённый цветок-отец. Таким образом, настоящее добро бескорыстно. Радуя других людей и ничего не требуя взамен, мы сами становимся счастливыми. Жаль, что не все это понимают…

Слайд 9

Напишите сочинение по тексту Н. Гейнце Напишите сочинение-рассуждение « Зачем нужны однородные члены предложения Объясните, почему « тех преград, существующих вначале между всеми людьми, уничтожающихся одна за другой лишь с течением времени, при известной доле взаимной симпатии, при одинаковых вкусах и одинаковом развитии, совершенно не существовало между ним и мною …». Объясните слова «человеческое обаяние»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению Текст А льберта Лиханова

Слайд 2

Родился 13 сентября 1935 года в Кирове . Отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, мать, Милица Алексеевна — медицинский лаборант. Прадед по отцовской линии, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке. Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета . Вернувшись в Киров, работает литсотрудником газеты «Кировская правда». В 1960 году он становится не только свидетелем, но и участником истории, которая легла в основу повести «Благие намерения». Главный редактор газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961—1964).

Слайд 3

Образец сочинения 15. 1 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А. Гончарова: « Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных » …

Слайд 4

И.А. Гончаров писал: « Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных ». Действительно, общаясь друг с другом, мы проявляем те или иные качества своего характера, особенности темперамента, уровень интеллекта. Речь – язык в действии – является важнейшим показателем внутренней сущности человека. Не случайно в художественных произведениях речевая характеристика стала одним из главных средств изображения персонажей. Данную мысль можно проиллюстрировать примерами из текста Альберта Лиханова . Писатель рассказывает о страшном пожаре за городом. Отец Толика не на шутку встревожен тем, что в горящей деревне остался ребёнок – Тёмка . Волнение мужчины настолько сильно, что говорить – а точнее, кричать – он может лишь отрывочными фразами. Психологическое состояние этого человека передают короткие неполные предложения: «Назад! Немедленно назад!» Встревожен и Толик: ведь в огне может погибнуть его друг. Мальчик не может успокоиться даже тогда, когда опасность для Тёмки миновала. То, что чувствует Толик, доставая из-под Тёмкиной рубашки спасённых цыплят, передано при помощи риторического восклицания: «Что же ты наделал, юный натуралист!» Итак, приведённые примеры подтверждают: «…язык есть образ всего внутреннего человека».

Слайд 5

Образец сочинения 15.2 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым » …

Слайд 6

В тексте Альберта Лиханов а рассказывается о двух друзьях. Автор пишет, что пожар «разделил» их: « Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым ». Думаю, финальные фразы выражают мнение Толика, который восхищён отважным поступком товарища, спасшего от огня цыплят. В глазах друга Тёмка выглядит настоящим героем. Однако, на мой взгляд, уважения достойно поведение обоих мальчиков. Тёмка поступил по-взрослому – взял на себя ответственность за судьбу беззащитных существ. Мальчика можно назвать героем : спасая цыплят, он рисковал жизнью. Эта мысль подтверждается в предложении №36. Толик тоже ведёт себя как герой. Узнав о пожаре, мальчик, не раздумывая, бросился на помощь другу: «Он мчался, как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки ». Однако Толик героем себя не считает и даже завидует своему «геройскому товарищу». Итак, оба друга совершают смелые поступки, а скромность Толика лишь делает ему честь.

Слайд 7

Образец сочинения 15. 3 15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое человечность? «…

Слайд 8

Что такое человечность? Человечностью я считаю готовность прийти на помощь. Поддержать кого-то в трудную минуту, предотвратить несчастье, спасти или просто посочувствовать чужой беде – на такое, к сожалению, способен не каждый из нас. А ведь всё это — проявления человечности, то есть качества, которое делает нас настоящими людьми. Альберт Лиханов рассказывает, как отважно ведёт себя во время пожара Тёмка . Мальчик, рискуя жизнью и пренебрегая опасностью, спасает от огня цыплят. Об этом говорится в предложении №36. Помогая беззащитным существам, Тёмка , безусловно, проявляет человечность. Юшка, герой одноимённого рассказа Андрея Платонова, несмотря на свою бедность, платит за учёбу девушки – будущего врача. Это, на мой взгляд, тоже проявление человечности. Юшка, стремясь помочь сироте, совсем не думает о собственном благополучии или о какой-то выгоде. Человечность – поистине бесценное качество. Ведь каждый, кто её проявляет, делает мир немного счастливее.

Слайд 9

Напишите сочинение по тексту Льва Успенского Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете, что такое историзмы и какую роль в речи они играют . Почему в последнем предложении текста автор восклицает: « Каждому овощу свое время. Конке – тоже»? 15. 3 Как вы понимаете слова «историческая память»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению Текст В ладимира Железникова

Слайд 2

Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске, в семье пограничника. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства. Поэтому детство Железникова было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми. С детства он мечтал стать военным. Осуществляя свою мечту, поступил в артиллерийское училище, успешно его закончил. Затем учился в юридическом институте. Однако тяга к литературе взяла верх. И Железников окончил Литературный институт имени М.Горького в 1957 году. В 35 лет вышла первая книга Железникова – «Разноцветная история».

Слайд 3

Вариант сочинения 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: « Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому » …

Слайд 4

Язык служит не только для передачи мыслей, но и для выражения чувств, эмоций, переживаний . С этой целью используется экспрессивная лексика – слова, в которых заключено положительное или отрицательное отношение говорящего к тому, что он сообщает. Их правильное употребление делает нашу речь более выразительной и лаконичной. Думаю, именно это имел в виду Д. Э. Розенталь . Проиллюстрируем роль экспрессивной лексики на примерах из текста Владимира Железникова . Ребята возмущены предательством Димки Сомова. По их мнению, он заслуживает презрения и самого жестокого наказания. «Садани его по роже!» — кричит Лохматый, обращаясь к Ленке. Грубые просторечные слова «садани» и «рожа» — это не только средство речевой характеристики мальчика, они выражают его резко отрицательное отношение к однокласснику. Железная Кнопка рада, что «час расплаты» для предателя Димки наконец-то настал. «Справедливость восторжествовала!» — кричит девочка. В данном случае экспрессивно окрашенным является книжное слово «восторжествовала». Оно передаёт бурную радость героини и выражает положительную оценку произошедшего . Итак, анализ языковых особенностей текста В. Железникова показывает, что экспрессивная лексика действительно « создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому ».

Слайд 5

Вариант сочинения 15. 2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « — Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить… Хоть убейте! » …

Слайд 6

В тексте Владимира Железникова рассказывается о том наказании, которому подвергают одноклассники предателя Димку Сомова. По мнению ребят, его подлость нельзя ни оправдать, ни простить. И только Ленка понимает, что чувствует Димка. Она сама была в подобной ситуации, а потому находит в себе силы простить одноклассника. « Я была на костре… И по улице меня гоняли », — так объясняет девочка ребятам свой отказ объявить Димке «самый жестокий бойкот». Она не станет мстить Сомову, хотя сама пострадала именно из-за него: « А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте ». Финальные фразы текста характеризуют Лену как человека очень благородного. Одноклассникам трудно понять поведение девочки (предложения 40, 49), они жаждут справедливого возмездия, однако не способны поставить себя на место Димки. Зато Ленка прекрасно помнит, что значит быть отвергнутой всеми (предложения 43 – 45). Несмотря на незаслуженные обиды и издевательства, девочке удалось сохранить в себе одно из лучших человеческих качеств – благородство, и это, безусловно, заслуживает огромного уважения.

Слайд 7

Вариант сочинения 15.3 Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение… Что такое дружба?

Слайд 8

Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимопонимании. Верный друг даже в случае ссоры сделает шаг к примирению и попытается забыть обиды. Он способен многое понять и простить, потому что ценит дружбу. Именно так ведёт себя Ленка, героиня рассказа Владимира Железникова . Когда-то она пострадала из-за предательства Димки Сомова. И вот теперь мальчик разоблачён – одноклассники решают объявить ему «самый жестокий бойкот». Казалось бы, Ленка должна радоваться: справедливость восторжествовала. Однако девочка отказывается мстить Димке. Она помнит, каково быть отвергнутой всеми, и не желает «травить» Сомова: «А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» Так, как Лена, способен поступить только настоящий друг. Я думаю, во имя дружбы иногда нужно попытаться простить. На свете нет идеальных людей, и каждый из нас может оступиться, совершить ошибку . Моя лучшая подруга когда-то очень сильно меня обидела. Мне долго не удавалось простить её. Но, поняв, как она страдает от угрызений совести, поставив себя на её место, я решила забыть обиду. Это один из тех моих поступков, которыми я горжусь. Теперь наша дружба стала ещё крепче. Размолвки и ссоры, к сожалению, нередки даже между самыми близкими людьми. Но настоящий друг никогда не станет мстить. Он всё поймёт и найдёт в себе силы для того, чтобы быть выше обиды. Ведь истинная дружба – бесценный дар судьбы.

Слайд 9

Напишите сочинение (по тексту Ю. Бондарева) 15. 1 Какую роль играют знаки препинания в тексте? 15. 2 Объясните , какой смысл вкладывает автор в следующую фразу « она ушла, безжалостно, тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками, и после ее ухода в комнате остался неспокойный, смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха ». 15. 3 Как вы понимаете слово «аккуратность»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание суффиксов и окончаний разных частей речи Задание № 5

Слайд 2

Правописание личных окончаний глаголов Окончания глаголов называются ЛИЧНЫМИ , потому что это окончания глаголов, стоящих в каком – либо лице ( 1 лицо, 2 или 3). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов зависит от типа спряжения (спряжение – это изменение глагола по лицам и числам), от вида (совершенный или несовершенный), от наклонения (изъявительное, повелительное, условное)

Слайд 3

Лицо 1 спр . 2 спр . Ед.ч . Мн.ч . Ед.ч . Мн.ч . 1 –е (я, мы) У(ю) пишу, пою ем едем У, ю Лечу, клею Им Летим, клеим 2 –е (ты, вы) Ешь Пишешь, поёшь Ете Пишете, поёте Ишь летишь Ите летите 3 – е (он, она, оно, они) Ет пишет Ут , ют Пишут, поют Ит Летит, спит Ат , ят Летят, кричат

Слайд 4

Если глаголы стоят в форме изъявительного наклонения, то пишутся окончания, соответствующие типу спряжения. Если глаголы находятся в форме повелительного наклонения, они оканчиваются во 2 лице мн. ч. Независимо от спряжения на ИТЕ Например: Выйд ите в сад летним утром! Летать – летаешь Читать – читаешь – читаем - читают

Слайд 5

Из предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в окончании определяется тем, что слово относится ко второму спряжению 1. Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. 2. Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства. 3. Мы жили в деревне. 4. Однажды отец взял меня в город. Поведа ть Определил а Заход ит Вспомина ю Жил и взял Заходит – заходить – на ИТЬ (значит это глагол 2 спряжения)

Слайд 6

Из предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в окончании зависит от 1 спряжения 1. С того времени прошло почти 30 лет. 2. Книжки в войну потерялись. 3. Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. 4. Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что в нём есть хорошего. движ ет ся

Слайд 7

Из предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в окончании зависит от повелительного наклонения 1. Из подходящих вещей выберите те, что вам больше всего нужны. 2. Тогда останется уверенность, что в жизни очень многое зависит от человека. 3. Ваше мнение, которое вы выскажете, читая книгу, будет учтено. выберите

Слайд 8

Правописание суффиксов глаголов

Слайд 9

ИВА – ЫВА, ОВА - ЕВА ИВА ЫВА В глаголах, оканчивающихся в 1 лице, ед. числа настоящего или будущего времени на ИВАЮ или ЫВАЮ Раскрашивать – я ( что делаю?) раскрашиваю Оспаривать – я ( что делаю) оспариваю ОВА ЕВА В глаголах, оканчивающихся в 1 лице, ед. числа настоящего или будущего времени на УЮ или ЮЮ Ночевать – я ( что делаю) ночую Командовать – я ( что делаю) командую

Слайд 10

ЗАПОМНИТЕ! Эти глаголы всегда пишутся единоообразно Застр ева ть, растл ева ть, продл ева ть, обур ева ть, затм ева ть, намер ева ться

Слайд 11

Ударный суффикс ВА Есть несколько слов с ударным суффиксом ВА , гласную перед которым надо проверять ударением Изд а ва ть – изд а ть Забол е ва ть – забол е ть Нап е ва ть – нап е ть Обв и ва ть – обв и ть

Слайд 12

Из предложений выпишите слово , в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица настоящего времени Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Чтобы подойти к нему, надо было слегка подпрыгивать на горке, заворачивая к крыльцу. Тогда перед тобой открывался барский дом. подпрыгивать

Слайд 13

Правописание суффиксов причастий

Слайд 14

Суффиксы действительных причастий настоящего времени Суффиксы Действительные причастия Страдательные причастия От глаголов 1 спряжения Ущ , ющ Идущий Рисующий Смеющийся Ем Исполняемый Рисуемый читаемый От глаголов 2 спряжения Ащ , ящ Кричащий Строящийся клеящий Им слышимый Хранимый носимый

Слайд 15

В предложениях найдите страдательное причастие, в котором правописание суффикса зависит от спряжения Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещущими брызгами. Матросы стойко переносили все невзгоды. Встречая взгляд маленьких глаз, они сурово двигали бровями. хлещущими

Слайд 16

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется та гласная, которая стоит в неопределенной форме перед ТЬ: Если в Н. Ф. стоит А мили Я , то пишется в причастии А или Я : Задерж а ть – задерж а нный Посе я ть – посе я нный 2. Если в Н. Ф. стоит И или Е, то в причастии пишется Е : Просмотр е ть – просмотр е нный Застрел и ть - застрел е нный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренировочные тесты по заданию № 5 Из пред­ло­же­ний 6—10 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние Н/НН опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом пра­во­пи­са­ния суф­фик­сов отымённых при­ла­га­тель­ных. (6)Это были в ос­нов­ном его пред­ки. (7)Бабы и му­жи­ки в до­мо­тка­ных одеж­дах, со спо­кой­ны­ми и стро­ги­ми ли­ца­ми. (8)Дамы и гос­по­да в при­чуд­ли­вых ко­стю­мах. (9)Жен­щи­ны в рас­ши­тых зо­ло­том пла­тьях. (10)Муж­чи­ны в белых, го­лу­бых, зелёных мун­ди­рах, в са­по­гах с зо­ло­ты­ми и се­реб­ря­ны­ми шпо­ра­ми. серебряными

Слайд 2

Из пред­ло­же­ний 12–17 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ном, об­ра­зо­ван­ном при по­мо­щи суф­фик­са -Н- от су­ще­стви­тель­но­го, ос­но­ва ко­то­ро­го за­кан­чи­ва­ет­ся на -Н, пи­шет­ся НН». (12)Нет, не знали в осаждённом Ле­нин­гра­де таких ди­ко­вин­ных супов, со­всем дру­гие супы в Ле­нин­гра­де. (13)При­го­тов­ля­ли их из ди­ко­рас­ту­щих трав, ко­то­рые не­ред­ко бы­ва­ли горь­ки­ми, вя­жу­щи­ми. (14)Ошпа­ри­ва­ли их ки­пят­ком, вы­па­ри­ва­ли и тоже ис­поль­зо­ва­ли для еды. (15)На­зы­ва­лись такие супы из трав по-осо­бен­но­му – су­па­ми-пюре. (16)Вот и се­год­ня ре­бя­там – такой же суп. (17)Миша Каш­кин , мест­ный все­знай­ка, всё точно про празд­нич­ный суп про­ню­хал. диковинных

Слайд 3

Из пред­ло­же­ний 1—6 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но». (1)Есть люди, ко­то­рые бо­лез­нен­но пе­ре­жи­ва­ют чужие успе­хи. (2)Таким был Сеня Го­луб­кин . (3)Ему всюду чу­ди­лись вы­го­ды и при­ви­ле­гии, ко­то­ры­ми об­ла­да­ют дру­гие. (4)Если кто-то за­бо­ле­вал, Сень­ка го­во­рил: (5)«Ясно... (6)Решил от­дох­нуть!» болезненно

Слайд 4

Из пред­ло­же­ний 9—13 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В суф­фик­сах крат­ких стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся одна буква Н». (9)Нелёгок был его путь, на скольз­ком по­ро­ге он осту­пил­ся и упал. (10)И в этот мо­мент услы­шал, как серд­це спро­си­ло: «Ты не ушиб­ся, сынок?» (11)Мама про­сти­ла пре­да­тель­ство сына и его же­сто­кость, по­то­му что не может она иначе... (12)А руки ма­те­ри... (13)Вы за­ду­мы­ва­лись когда-ни­будь, как много де­ла­ют для вас ма­ми­ны руки, как на­тру­же­ны они, как бес­по­кой­ны — доб­рые, неж­ные, силь­ные и за­бот­ли­вые ма­ми­ны руки. натружены

Слайд 5

Из пред­ло­же­ний 39—42 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но». (39)Био­гра­фию вир­ту­аль­но­му Мите она при­ду­ма­ла без труда, а фо­то­гра­фию взяла из ма­ми­но­го аль­бо­ма: мо­ло­дой че­ло­век сидит вер­хом на какой-то огра­де и кра­си­во улы­ба­ет­ся. (40)Глаза у него свет­лые, а во­ло­сы тёмные, как по за­ка­зу… (41)Сде­лав всё, что нужно, для за­пол­не­ния Ми­ти­ной стра­ни­цы, Нина удо­вле­творённо вы­дох­ну­ла и от­ки­ну­лась на спин­ку ком­пью­тер­но­го крес­ла, чтобы по­лю­бо­вать­ся делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» по­явил­ся новый поль­зо­ва­тель Дмит­рий Алек­се­ев, ко­то­рый будет так кра­си­во уха­жи­вать за Ниной Ки­рья­но­вой, что от за­ви­сти пе­ре­ко­сит не толь­ко Динку Сви­ся­е­ву с её Сла­ви­ком, но и всех осталь­ных од­но­класс­ниц! удовлетворённо

Слайд 6

Из пред­ло­же­ний 4—11 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко было в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но». (4)Я вы­ска­зал­ся в этом смыс­ле дома, но мать, удивлённо по­смот­рев на меня, ска­за­ла: – (5)Экий ты, ока­зы­ва­ет­ся, ещё ду­ра­чок!.. (6)Иди вон на ого­ро­де славу за­ра­ба­ты­вай... (7)Пашка за­ме­тил: – (8)По­че­му это ма­те­ри, как пра­ви­ло, детей любят, а не по­ни­ма­ют? (9)Вот рань­ше было: (10)«Бла­го­слов­ляю тебя, сын мой, на по­двиг...». (11)А тут — на ого­род!.. удивлённо

Слайд 7

Из пред­ло­же­ний 23—25 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ном, об­ра­зо­ван­ном при по­мо­щи суф­фик­са -Н- от су­ще­стви­тель­но­го, ос­но­ва ко­то­ро­го окан­чи­ва­ет­ся на -Н, пи­шет­ся НН». (23)Это, пом­нит­ся, был порт­рет ху­до­го ста­ри­ка, у него было стран­ное лицо. (24)А ещё я вы­брал фо­то­гра­фию ноч­но­го го­ро­да, ко­то­рый был снят свер­ху. (25)Огни фар ав­то­мо­би­лей вы­тя­ну­лись в длин­ные линии. длинные

Слайд 8

Из пред­ло­же­ний 7—10 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са не опре­де­ля­ет­ся общим пра­ви­лом (яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем). (7)На Катю был на­кле­ен цен­ник с весь­ма скром­ной сум­мой — под стать её не­ка­зи­сто­му внеш­не­му виду, за Софью и Ле­ноч­ку про­си­ли куда боль­ше. (8)Так они и стали те­перь жить — по-ко­ро­лев­ски на­ря­жен­ны­ми плен­ни­ца­ми стек­лян­ных вит­рин и ис­кус­но рас­кра­шен­ных цел­лу­ло­ид­ных ко­ро­бок. (9)И в один пре­крас­ный день их ку­пи­ли в по­да­рок де­воч­ке Маше. (10)Ночью, когда их новая хо­зяй­ка за­сну­ла, Лена и Софья стали об­суж­дать свою новую жизнь. стеклянных


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда мы ехали по широкому лугу, солнце сияло у нас над головами. Во время детского чая большие сидели на балконе. Присутствующие говорили о разных предметах Дед с бабушкой шли впереди телеги. Полкан с Барбосом лежал и грелся на солнышке.

Слайд 2

Мы с тобой пойдём в лес за ягодами . Вы со мной поедете в город завтра Пять человек расселись около костра На лугу паслись две белые лошади Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. Ш ли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой.

Слайд 3

Буду петь я и радость и горе. Без тебя здесь, в этом дремучем, непроходимом лесу он заблудился бы. Есть на Волге утёс. Есть люди, которые думают иначе Мягок воздух, утро блещет, и прозрачна синева. Прозрачный воздух, ель едва просматривается сквозь тусклую синеву небес.

Слайд 4

Отец мой был высокого роста. Маша казалась расстроенной. День будет жарким. Здесь когда-то были леса. Все сказки были уже давно пересказаны мне старой Кирилловной. Широкая улица казалась пустынной. Наш город был на редкость пыльным. Мой товарищ был в Париже. Игры были неинтересные, скучные.

Слайд 5

Осенние дни стали короче. Мороз, ослабевший в конце месяца, становился сильнее. Погода становилась в начале ноября дождливой. Все играющие, вышедшие на поле, становились в круг. Условия полёта становились всё более трудными. Пролегавшая в полях дорога, делалась, как нам казалось, всё живописнее. Приезд отца с Севера явился для меня полной неожиданностью. Сергей Петрович явился домой только к ужину. Это известие для всех явилось удивительным и странным, не заслуживающим уважения.

Слайд 6

Дым расстилался такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться . Мой брат, перейдя в 9 класс, совсем перестал заниматься. Владимир начинал сильно беспокоиться за своих друзей, оставшихся в деревне. В эту ночь долго не мог уснуть Пашка, вертясь с боку на бок. Кирилл решил навестить свою мать, жившую недалеко от города.

Слайд 7

Я сидел погруженный в глубокую задумчивость. Я сидел на ветке дерева, спускавшейся к самому окну Инги. Девушка пришла домой усталая. Она сидела за столом бледная. Кирилл Иванович, старый помещик, вернулся домой из морского путешествия. Он вернулся домой отдохнувшим.

Слайд 8

Он поехал в город учиться. Он хотел учиться в большом городе. Гуси летят в степь кормиться. Он поехал на станцию получать газеты и журналы. Она пришла в салон подстричься. Он зашел в дом к другу поговорить о работе. Отец хотел поговорить о работе. Мальчик желал поговорить о своем образовании. Анастасия Андреевна поехала на остров покупать свежую рыбу.

Слайд 9

Ребёнок просил мать купить ему игрушку. Товарищ советовал поехать мне на юг. Я разрешил сходить к друзьям на день рождения. Жадные до сплетен бабы звали соседку сходить на берег . Радисты Диксона попросили послушать собранный ими самодельный радиопередатчик. Эта бойкая девочка велела Кате срочно вернуть журнал.

Слайд 10

Вышли мне поскорее посылкой новые материалы. Придешь завтра на наше новое место встречи? Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Приучайте себя к сдержанности и терпению. Давай побеседуем вновь про радости наши и нашу любовь. Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца. В защиту мира вставайте, люди! Ну, солдат, пойдём со мною. Бездонную бочку водой не наполнишь. В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. На войне встречаешь разных людей.

Слайд 11

В долине уже темнеет, а мне всё не спится. Ивана всю ночь лихорадило. Большой волной разбило лодки на причале. Грозою зажгло большое дерево, стоящее на окраине деревни. Начинало смеркаться, и мне захотелось спать. Мне не хотелось заниматься делами Григория. Кругом было тихо так, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Мне хочется изучать историю Москвы. Издали тянуло тихим и мягким теплом.

Слайд 12

Спокойное величие гор. Вокруг множество цветов. Вершины А льп. Целая цепь крутых уступов. Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. Вот и зима. Тишина вокруг непроходимого леса. Жара весь день. Белая луна над рекой, ещё недавно такой красивой и прозрачной. Снегири на деревьях .

Слайд 13

Это по­ни­мать надо. Его как бы и не было. Не­ужто он так стар, наш ста­рик ? Пер­вый раз Миху по­ко­ло­ти­ли уже пер­во­го сен­тяб­ря — не­силь­но и на­зи­да­тель­но — на боль­шой пе­ре­ме­не. Меня же не было в школе, я болел . Но её при­лас­ка­ли. Ста­лин­град без­жа­лост­но бом­би­ли день и ночь . И он одел­ся и пошёл на ра­бо­ту.

Слайд 14

И Асе не было страш­но . Это кто же тебя так разу­кра­сил ? Что тебя ис­пу­га­ло ? Нике не тер­пе­лось по­ка­зать ему новую ак­ва­рель . Де­душ­ка Тит, а ты всё зна­ешь ? Бе­рись, ре­бя­та . Это от ис­пу­га, гнева и бес­стра­шия би­лось пти­чье серд­це. Толь­ко знай: под­ха­ли­мов нигде не любят! Всю кра­со­ту про­спишь, соня А тот, сгорб­лен­ный и от этого ещё более ма­лень­кий, при­щу­рив­шись, ли­стал стра­ни­цы учеб­ни­ка . Кон­троль тоже ведь люди Там, в под­не­бес­ных эта­жах, шла, ка­за­лось, со­всем иная жизнь, чем внизу.

Слайд 15

Ему не нужна была крас­ка. Ёлки были мень­ше Се­ро­го Волка . И вдруг я рас­хо­тел пус­кать с бал­ко­на го­луб­ков . Их нужно было вне­сти за обу­че­ние в пер­вом по­лу­го­дии . А зна­чит, можно ещё ей, глу­пой кряк­ве, жить . При­ят­но пах­нет ноч­ной вла­гой, рас­те­ни­я­ми, сырой землёй . Взрос­лых нигде не было видно Разве у тебя своих нет?

Слайд 16

Задание № 8 грамматическая основа (17)Не­сколь­ко минут сто­я­ла ти­ши­на. (26)Ни­че­го, к со­жа­ле­нию, не вышло и со сред­ней ис­то­ри­ей . (10)Толь­ко её слёзы лёгкие были. (44)Из-за этого всем не ве­рить? (13)До­ро­гие мои де­воч­ки, это вы сей­час так ду­ма­е­те, по­то­му что ни­ка­ких забот у вас нет

Слайд 17

(40)До сих пор пом­нят в де­рев­не Бе­ло­груд­ку . ( 2)Но до самой ста­ро­сти они оста­ют­ся для нас всё теми же ма­ма­ми. (44)И как-то сразу же про­па­ли все белые пятна. (6)Сво­бод­ных мест не было. (27)Его ви­де­ли на улице с со­ба­кой, ог­нен­но-рыжей.

Слайд 18

(18)Огонь гнало по земле с не­слы­хан­ной ско­ро­стью. (32)Всё было в по­ряд­ке. (22)Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь . 1)Три по­дру­ги тесно шли рядом, ка­са­ясь пле­ча­ми друг друга. (46)Ему не нужна была крас­ка.

Слайд 19

(25)Раз­но­го­ло­си­цы не было. (26)Всё пело… про лю­бовь. (9)Надо оста­но­вить её! (13)Пер­вый раз Миху по­ко­ло­ти­ли уже пер­во­го сен­тяб­ря — не­силь­но и на­зи­да­тель­но — на боль­шой пе­ре­ме­не. (7)Но мы всё равно дру­зья. (8)Раз в ми­ну­ту ей ка­па­ла на го­ло­ву из ру­ко­мой­ни­ка хо­лод­ная вода.

Слайд 20

(25)— Но я же не стал под­ле­цом ! (13)Дет­ское ли­ко­ва­ние не оста­но­вить. (10)С пя­то­го клас­са по нему сохла. . (26)По щекам мо­ря­ков, не раз смот­рев­ших смер­ти в лицо, текли слёзы. (13)Ему уда­лось…