Литература 11 класс

Виноградова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валерий Яковлевич Брюсов

Слайд 2

Цели урока: Познакомиться с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; Понять значение творчества Брюсова для русской поэзии Разобраться в особенностях поэзии Брюсова

Слайд 3

Повторение литературоведческих понятий Оксюморон – стилистическая фигура, намеренное сочетание несовместимых по смыслу понятий. «Выйти сухим из воды» «Убогая роскошь наряда» «Ей весело грустить, такой нарядно обнажённой»

Слайд 4

«Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив» «Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг» Изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции. Один из основных тропов, основанный на сходстве или контрасте различных явлений. Вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Момент наивысшего напряжения в развитии действия, когда происходит перелом, решающее столкновение.

Слайд 5

Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований, и Валерий Яковлевич брюсов – одно из наиболее ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, исследованием культуры Биография + чтение стиха

Слайд 6

Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за грани возможного. «Поклоняйся искусству, только ему Безраздельно, бесцельно» В. Брюсов «Юному поэту»

Слайд 7

Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок... М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза , Как и в былые дни, отточенный и острый . Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза , И песня с бурей вечно сестры . Когда не видел я ни дерзости, ни сил , Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века, загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй , Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы , Едва раскинулись огнистые знамена, Я - отзыв вам кричу, я - песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет , Как прежде, пробежал по этой верной стали , И снова я с людьми, - затем, что я поэт . Затем, что молнии сверкали. 1903 1.Дата написания стихотворения 2 . Место занимаемое в творчестве поэта. Художественное направление. 3. Основная тема 4. Смысл названия 5. Лирический сюжет, его движение. 6. Композиция. 7. Основное настроение, тональность 8. Лирический герой. Позиция автора. 9 . Языковые выразительные средства 10. Звучание стихотворения в наши дни.

Слайд 8

Юному поэту Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству , Только ему, безраздумно , бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета , Молча паду я бойцом побежденным, Зная , что в мире оставлю поэта. 15 июля 1896

Слайд 9

Гд е вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром ! Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам . На нас ордой опьянелой Рухните с темных становий - Оживить одряхлевшее тело Волной пылающей крови. Поставьте , невольники воли, Шалаши у дворцов, как бывало , Всколосите веселое поле На месте тронного зала. Сложите книги кострами, Пляшите в их радостном свете , Творите мерзость во храме, - Вы во всем неповинны, как дети! А мы, мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры , Унесем зажженные светы В катакомбы, в пустыни, в пещеры . И что, под бурей летучей, Под этой грозой разрушений , Сохранит играющий Случай Из наших заветных творений ? Бесследно все сгибнет, быть может, Что ведомо было одним нам , Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном . Осень 1904 30 июля - 10 августа 1905

Слайд 10

Домашнее задание: 11 «Б» - теория по теме урока, анализ стихотворений «Грядущие гунны», «Земле», «Сонет к форме» 11 «А» - биография К. Бальмонта, стихи «Я мечтою ловил уходящие тени», « Безглагольность », «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адресаты любовной лирики Анны А хматовой

Слайд 2

Николай Степанович Гумилев

Слайд 3

Борис Васильевич А нреп

Слайд 4

Владимир Казимирович Шилейко

Слайд 5

Николай Николаевич Пунин

Слайд 6

Владимир Георгиевич Гаршин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема города в лирике А. А. Блока. Социальная тема. Цели урока: 1 . Выяснить отношение поэта к городу; 2. Познакомиться со стихотворениями, посвященными данной теме; 3. Раскрыть особенности социальной тематики в лирике А. Блока

Слайд 2

Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет Р оссии – Забыть не в силах ничего.

Слайд 3

Анализ стихотворения «Незнакомка»

Слайд 4

Метонимия – (греч. переименование) вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по смежности. Метонимия основывается на реальной связи между предметами.

Слайд 5

Упоминание имени автора вместо названия его произведения. Читал охотно Апулея , А Цицерона не читал. 2 . Упоминание произведения или биографических данных, по которым угадывается тот или иной автор. Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.

Слайд 6

3. Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета С ерые шлемы С красной звездой Белой ораве Крикнули: -стой! 4. Перенесение свойств или действий одного предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются. Шипенье пенистых бокалов

Слайд 7

Чтение и анализ стихотворения «Фабрика»

Слайд 8

Чтение и анализ стихотворения «Сытые»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН 1884 - 1937 Я или МЫ?

Слайд 2

Детство Родился Евгений Иванович Замятин 20 января 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губернии. Отец – православный священник, небогатый дворянин. Мать – пианистка. Кроме впечатлений от красивейшей природы, на развитие писателя большое влияние оказало семейное воспитание. «Рос под роялем, в 4 года читал Гоголя. Товарищей не было, настоящими товарищами были книги». Влияние Гоголя проявилось в творчестве Замятина: склонность к шаржу, гротеску, слиянию фантастики и реальности.

Слайд 3

В гимназии С 1893 по 1896 год Евгений Иванович Замятин посещает Лебедянскую гимназию. Затем учится в воронежской гимназии, которую оканчивает в 1902 году с золотой медалью. В гимназии будущему писателю не давалась математика, и он часто получал не очень хорошие оценки по этому предмету, в отличии от русского, который любил и знал на «отлично».

Слайд 4

Высшее образование Окончив гимназию с золотой медалью, Замятин поступает в 1902 году на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института. Летняя практика в институте давала возможность молодому студенту путешествовать. Он побывал в Самаре, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Бейрут, Александрию, в Иерусалим. В1905 году, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чём впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем он был выслан в Лебедянь, но через некоторое время нелегально вернулся в Петербург, откуда был выслан в 1911 году вторично, уже после окончания института.

Слайд 5

Обучаясь в институте , Замятин участвует в деятельности революционного студенческого кружка, где и встречает свою будущую жену, Людмилу Николаевну Усову. Во время первой мировой войны выступал с антивоенных интернационалистических позиций. В 1914 году был привлечен к суду и сослан в Кемь. Во время гражданской воны, оставаясь социалистом, критиковал политику большевистской партии.

Слайд 6

Начало литературной деятельности Осенью 1908 года в журнале «образование был напечатан первый рассказ Е. Замятина «Один». Но известность к молодому писателю пришла гораздо позднее, после публикации в 1913 году в петербургском журнале «Заветы» повести «Уездное». «Если я что-нибудь значу в русской литературе, этим я целиком обязан Петербургскому Охранному Отделению: в 1911 году оно выслало меня из Петербурга, и я года два очень безлюдно жил в Лахте. Там от белой зимней тишины и зеленой летней — я написал «Уездное». Критика была благосклонна, читающая публика восторженна, его собратья по перу видели в Замятине восхождение новой литературной звезды

Слайд 7

Литературная деятельность В 1915-м его амнистировали и разрешили проживать в столице. Но по состоянию здоровья Замятин уезжает в Николаев, где строит землечерпалки и одновременно работает над повестью о заброшенном на край света армейском гарнизоне «На куличках». После публикации этого произведения в 5-м номере журнала «Заветы» за 1914 год, весь тираж был конфискован, а сам автор и редакция преданы суду. Писателя высылают на север: Кемь, Соловки, Сорока и прочие. Результатом этих вынужденных поездок стал не только цикл так называемых северных повестей и рассказов, но и болезнь — «грудная жаба» — которая затем сведет его в могилу.

Слайд 8

Октябрьская революция Октябрьская революция воспринималась Замятиным как торжество насилия; его настроение в 1917-1918 годах созвучно тону "Несвоевременных мыслей" Максима Горького . Этого Замятину не мог простить и сам Сталин, не сумевший "угомонить" писателя, когда Замятин сказал вождю, что "привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой" (1931), определяет его позицию человека и гражданина. В послереволюционные годы он читает лекции по новейшей русской литературе, сотрудничает с Горьким во "Всемирной литературе", в комитете Дома литераторов и т. д. В лекциях Замятин излагает свою эстетическую позицию, формулирует принципы "неореализма".

Слайд 9

Послереволюционная деятельность В 1917 году Замятин женился на Людмиле Николаевне Усовой, пережил события гражданской войны, жестокую разруху и голод. В это время он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры, участвует в литературной группе молодых петроградских писателей, назвавших себя «Серапионовы братья» (М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин и др.). Преподает кораблестроение в родном институте, вместе с Н. Гумилевым ведет литературную студию, входит в редколлегиии нескольких журналов.

Слайд 10

Создание романа «Мы» В 1920 году, в голодном неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, Евгений Замятин написал свой знаменитый роман-антиутопию «Мы». В 1921-м рукопись была отправлена в Берлин, издательству Грежбина, в конце 1923 года она была передана для перевода романа на английский язык, а затем на чешский (выпускать роман на русском языке отказывался сам автор из-за цензурных затруднений). В 1924 году роман «Мы» выходит из печати на чешском языке, и в том же году в Нью-Йорке на английском. Весной 1927 г. отрывки из романа на русском языке (в переводе с чешского) появились в пражском журнале «Воля России», которое возмутило Замятина и он потребовал прекращения его публикации, но считаться с этим требованием издательство не пожелало. «Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти машины и власти государства — все равно какого», — писал Е. Замятин, но до чего же легко угадывалось в образе бездушного общества вполне конкретное государство и вполне конкретная власть. Роман «Мы» на родине писателя был опубликован только в 1988 году.

Слайд 11

Влияние романа на творческую судьбу писателя Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в Мы «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина Блоха (1925, инсценировка Левши Лескова), запрещена постановка его трагедии Аттила (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков Огни святого Доминика (1923).

Слайд 12

Эмиграция В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ Русь (1923), – одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию.

Слайд 13

В эмиграции Правду говоря, писатель не рассчитывал оставаться там долго и потому жил с советским паспортом, а первое время даже посылал секретарю Издательства писателей в Ленинграде З. А. Никитиной деньги на оплату своей квартиры. Да и когда в 1935 году открылся Международный Конгресс писателей, Замятин входил в состав советской делегации. После выезда из России в 1931 году он пребывал в Риге, Берлине, затем в Праге, в январе 1932-го с семьей поселился у Григорьевых в Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, а затем вплоть до самой смерти в меблированной комнате в 16 округе Парижа. В эмиграции Замятин писал мало: несколько рассказов и киносценарии в основном на исторические темы. Вышедший фильм «На дне» по сценарию Е. Замятина на основе пьесы М. Горького с Жаном Габеном в главной роли был признан лучшим кинофильмом 1936 года. Последним его произведений стал незавершенный роман об Атилле « Бич Божий».

Слайд 14

Умер Евгений Замятин в Париже 10 марта 1937 года от грудной жабы. Провожали его в последний путь на небогатом кладбище в парижском пригороде Тье А. Бунин, В. Набоков, Н. Берберова и др. Марина Цветаева так описала этот скорбный час: «Вчера на свежей могиле Замятина… бросила ему щепотку глины на гроб… Было ужасно, растравительно бедно — и людьми, и цветами, — богато только глиной и ветрами — четырьмя встречными… У меня за него — дикая обида».

Слайд 17

Какое оформление обложки романа «Мы» кажется вам наиболее удачным? Свой ответ обоснуйте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гийом Аполлинер (1880 – 1918) Я выехал из Довилля около полуночи В небольшом автомобиле Рувейра Вместе с шофером нас было трое Мы прощались с целой эпохой Бешеные гиганты наступали на Е вропу Орлы взлетали с гнёзд в ожидании солнца Хищные рыбы выплывали из бездн Народы стекались познать друг друга

Слайд 2

Вильгельм Альберт Владимир Александр Апполинарий Вонж К островицкий

Слайд 3

1908 – 1909 годы – начало литературной деятельности. Пишет романы, повести, рассказы, стихи. 1910 год – активный публицист. 1911 – первый сборник стихотворений, цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий или кортеж О рфея» 1913 – первый крупный сборник стихов «Алкоголи» 1916 – сборник новелл «Убиенный поэт»

Слайд 4

Гийом Аполлинер – основоположник сюрреализма, введший данное слово в литературу Сюрреали́зм ( фр. surréalisme — сверхреализм ) — направление в искусстве , сформировавшееся к началу 1920-х во Франции . Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон . Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер . Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали , Макс Эрнст и Рене Магритт . Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль , Жан Кокто , Ян Шванкмайер и Дэвид Линч . Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана .

Слайд 5

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности . Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное , противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии « ready-made ». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания . Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом , например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального . Одними из важнейших ценностей являлись свобода , а также иррациональность .

Слайд 6

Мост Мирабо Под мостом Мирабо Сена плещется истекает И наши любови напоминают Что радость приходит к тем кто страдает К часу полночному ночь подходит Я здесь живу а дни уходят Взяться за руки стать друг против друга Тогда как под мостом замкнутого круга Наших рук проходят вечные павшие Взгляды шёпоты волны уставшей К часу полночному ночь подходит Я здесь живу а дни уходят Любовь уходит как вода проточная Любовь уходит Как жизнь бессрочная И как Надежда страстная сиренево-цветочная К часу полночному ночь подходит Я здесь живу а дни уходят Дни бегут и недели пролетают Ни прошедшее время Ни любовь никакая Не возвращаются никогда Под мостом Мирабо городская вода К часу полночному ночь подходит Я здесь живу а дни уходят

Слайд 7

Весна катилась к Страстной Неделе Ты шатался в лесах цветущих И куры пели на самом деле О зорьках вечерних розах колючих Во всех дворах и любовь собиралась Тебя захватить так она улыбалась Марс и Венера лучики длинные Протянули чтобы целоваться безумными ртами Перед просторами цветущими невинными Где розы распускаются красными листами Скрывая богов танцующих нагими Нежность моя стала проводником В цветочном саду каким казалась Природа царственная Пан тайком Свистел в лесу а ещё развлекались Лягушки влажные так далеко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Джордж Бернард Шоу – британский писатель 1856 - 1950 «Смелый боец и талантливый человек» (М. Горький)

Слайд 2

«Ум Шоу иногда смахивает на некоторый музей, в котором собрана весьма интересная всякая всячина» (А. В. Луначарский) «Шоу, несомненно, является одной из величайших фигур в мире и как писатель, и как человек. Я как-то сказал о нём, что его пьесы напоминают мне произведения М оцарта. В прозе Шоу нет ни одного лишнего слова, так же как и в музыке Моцарта нет ни одной лишней ноты» (Альберт Эйнштейн)

Слайд 3

Детство писателя Б. Шоу родился в Ирландии, в Дублине. Его отец принадлежал к обедневшему дворянскому роду, был торговым служащим. Мать обладала прекрасным голосом и работала учительницей музыки и пения. Детство Бернарда и двух его сестёр не было счастливым.

Слайд 4

Родители Шоу были передовыми и смелыми людьми. Они не верили в бога и не ходили в церковь, не посылали туда и детей. Это было редкостью в ту пору. Весельчак и остроумец, дядя Шоу по матери, моряк, постоянно высмеивал религию; но был и другой дядя, по отцу, священник, который пытался внушить мальчику другие взгляды. В семье часто говорили о свободе и независимости Ирландии.

Слайд 5

В 1869 году Бернарда поместили в Дублинскую центральную образцовую католическую школу. Эта школа была создана патриотически настроенной интеллигенцией для ирландского народа. Она имела демократический состав учащихся и революционно настроенных учителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературный процесс 20-х годов Цели урока: Практическая подготовка к ЕГЭ по литературе; Знакомство с литературным процессом 20-х годов 20 века; Повторение теории «литературные направления начала 20 века».

Слайд 2

Подготовка к ЕГЭ Последняя туча рассеянной бури Одна ты несешься по ясной лазури. А. С. П ушкин Амфибрахий И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. М. Ю. Л ермонтов Амфибрахий

Слайд 3

Подготовка к ЕГЭ Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусством губит человека. Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Ф. И. Т ютчев Ямб

Слайд 4

Системы стихосложения Тоническое стихосложение (16 век) Силлабическое стихосложение (17 век, 1613 год) Силлабо – тоническое стихосложение (18 век)

Слайд 5

Живые традиции Революция 1917 года высвободила такую мощную творческую энергию, таившуюся до поры до времени в недрах народных масс, что культурный взрыв 20-х годов по своей значимости оказался сопоставим с эпохой Серебряного века. Октябрь 1917 года стал важной вехой в творчестве подавляющего большинства художников: чей-то талант развился, кто-то пережил творческий кризис, но почти всякий стал писать иначе. Появилось немало новых писателей и поэтов, чьё дарование, возможно, не смогло бы настолько раскрыться в иных социальных условиях. Возникло такое мощное и далеко не однозначное явление, как советская литература.

Слайд 6

Живые традиции Первая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной жизни. Это многообразие было закреплено в 1925 году резолюцией «О политике партии в области художественной литературы»6 «Партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области» Назовите существующие в 20-е годы литературные течения. Имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты, анархисты-биокосмисты , форм-либристы , эмоционалисты , фуисты , «ничевоки»

Слайд 7

Повторение К каким литературным течениям принадлежали следующие поэты и писатели в начале 20 века:

Слайд 8

Владимир В ладимирович Маяковский футуризм

Слайд 9

Сергей А лександрович Есенин Имажинизм Новокрестьянская поэзия

Слайд 10

Валерий Яковлевич Брюсов символизм

Слайд 11

Константин Дмитриевич Бальмонт символизм

Слайд 12

Александр А лександрович Б лок Младшие символисты

Слайд 13

Максим Горький Раннее творчество - романтизм Зрелое творчество - реализм

Слайд 14

Литературные объединения РАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся на основе различных объединений пролетарских поэтов. Журнал «На посту» – печатный орган РАПП. Поэтому писателей, входивших в эту группу иначе называли « напостовцы »

Слайд 15

Представители РАПП Александр Фадеев Дмитрий Фурманов Юрий Либединский

Слайд 16

Литературные объединения ЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из футуризма и ставший его преемником в советской литературе В. В. М аяковский возглавлял ЛЕФ

Слайд 17

Представители ЛЕФа Николай Асеев Борис Пастернак

Слайд 18

Представители ЛЕФа Василий Каменский Осип Брик Портрет работы Д. Бурлюка

Слайд 19

Литературные объединения « Серапио́новы бра́тья » — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 . Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана « Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.

Слайд 20

Представители « Серапионовых братьев» К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин

Слайд 21

Представители « Серапионовых братьев» Евгений Иванович Замятин Михаил Зощенко

Слайд 22

Представители « Серапионовых братьев» Вениамин Каверин (Зильбер) Константин Федин

Слайд 23

Представители « Серапионовых братьев» Николай Семёнович Тихонов Всеволод Иванов

Слайд 24

Литературные объединения « Перевал » — советская литературная группа, существовавшая в 1923 — 1932 годах . Организована под руководством Александра Воронского при созданном им журнале « Красная новь ». При этом сам Воронский в группу формально не входил, председателем её неизменно был Николай Зарудин . Первоначально объединяла молодых поэтов ( Михаил Светлов , Михаил Голодный , Александр Ясный и др.), отколовшихся от « Молодой гвардии » и « Октября ». Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической. Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей.

Слайд 25

Представители «Перевала» Александр Воронский , советский критик, теоретик искусства Михаил Светлов (Шейнкман)

Слайд 26

Представители «Перевала» Михаил Пришвин Андрей Платонов

Слайд 27

Проза и поэзия 20-х годов Несмотря на большое количество поэтов, 20-е годы, скорее, эпоха эпических, а не лирических форм, о чем с горечью говорил Б. Пастернак: «стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания балы личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима» Обсуждение вопроса: Почему именно прозаические формы вышли на первый план в 20-е годы?

Слайд 28

Прозаические формы Необыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов, приобретают две прозаические формы – сказовая и орнаментальная. Сказ – повествование от лица рассказчика-персонажа, обычно выдержанное в форме бытового разговора Какие сказовые произведения вы знаете?

Слайд 29

Сказовые произведения Н. С. Лесков «Левша» П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка» Б. В. Шергин «Поморские были и сказания» М. Х. Кочнев «Шелковые крылья» М. Зощенко «Юмористические рассказы» Борис Шергин

Слайд 30

Орнаментальная проза Орнаментальная проза – высшая форма поэтической речи, характеризующаяся отсутствием границ между прозой и поэзией. Евгений Замятин, Борис Пильняк, Юрий Олеша и др.

Слайд 31

Орнаментальная проза Тревожный полусон, тревожная дремота царила. Еще не ушла зима, еще не прошла весна... Но стали смешливее лучи, зашумели гулы... Дул низкий, упругий, треплющий волосы девушки ветерок... Потянуло за город. Побежали мечты. Нарождалась весна. И мы встретились в первый раз Борис Пильняк (Вогау)

Слайд 32

Фантастическая проза Один из краеугольных камней литературной полемики тех горячих лет – отношение к фантастике. С одной стороны многие писатели были уверены, что только фантастика способна угнаться за скоростью тех преобразований, которые переживает современная им действительность . Е. Замятин «Мы» , А. Н. Толстой « Аэлита », «Гиперболоид инженера Гарина» Ю. Олеша «Зависть», М. Булгаков «Собачье сердце» С другой стороны лефовцы отрицали художественный вымысел вообще и противопоставляли ему так называемую «литературу факта»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературный процесс 30-х годов

Слайд 2

Подготовка к ЕГЭ. Повторяем теорию. Акцентный стих – разновидность тонического стиха, в котором урегулировано число ударений в строке, а число безударных слогов свободно колеблется. Мн е бы П а мятник при ж и зни Полаг а ется по ч и ну. Залож и л бы Динам и ту – н у -ка, Др ы знь ! Ненав и жу Вс я кую мертв е чину! Обож а ю Вс я ческую ж и знь! В. В. Маяковский

Слайд 3

Подготовка к ЕГЭ Верлибр - стих, не имеющий размера и рифмы и отличающийся от прозы членением на строки, графически расположенные как стихотворные и соотносимые между собой при помощи ритма и звуков. Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней… Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывёт прохладительный воздух. А. А. Фет

Слайд 4

Советская литература «Задержанная» литература Литература Русского Зарубежья Три ветви литературы начала 20-века

Слайд 5

Годы «Великого перелома»

Слайд 6

1926 год. Конфискуется номер журнала «Новый мир» с повестью Бориса Пильняка «Повесть непогашенной луны»

Слайд 7

1926 год. Производится обыск на квартире М. А. Булгакова. Изымается рукопись повести «Собачье сердце»

Слайд 8

1929 год. Начинается настоящая травля целого рода авторов. Особенно разнузданно ведут себя рапповцы , почувствовавшие свою безнаказанность и не останавливающиеся ни перед чем в стремлении очернить своих противников. Юрий Карлович О леша

Слайд 9

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) Андрей Платонович Платонов ( К лиментов)

Слайд 10

1932 год В 1932 году постановление ЦК партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП. В 1932 году создается Союз советских писателей, берущий на себя всё бремя забот по обеспечению писателей , поэтов, критиков всем необходимым для творчества. Члены союза писателей имели право печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и санатории, остальные же были обречены на нищенское существование

Слайд 11

Социалистический реализм Вторым шагом партии по установлению полного идеологического контроля над литературой – утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть. Таким образом в понятие «социалистический реализм» ключевым является не слово «реализм», а слово – «социалистический» (верный идеологии построения нового общества).

Слайд 12

Эпические формы При переходе от многообразных течений к единообразию и единомыслию ( что было навязано литературе) начинает доминировать роман – большое эпическое полотно, с трафаретными сюжетными ходами, системой персонажей, обилием риторических и дидактических вкраплений.

Слайд 13

Особенно стала популярна так называемая «производственная проза», включающая в себя элементы шпионского романа. Федор Васильевич Г ладков

Слайд 14

Мариэтта Сергеевна Шагинян

Слайд 15

Обсуждение вопроса: О чём говорят названия произведений? Федор Г ладков «Цемент» «Энергия» М. Шагинян «Гидроцентраль» Яков Ильин «Большой конвейер» Герой мыслящий уступает место герою действующему, не знающему слабостей и сомнений, нравственных мук и даже объяснимых человеческих слабостей. Из романа в роман кочует стандартный набор шаблонных персонажей: сознательная комсомолка или комсомолец, бухгалтер –» недобиток » из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант, приехавший в Советскую Россию под маской специалиста-консультанта.

Слайд 16

Лучшие произведения Михаил Александрович Шолохов Максим Горький

Слайд 17

Лучшие произведения Алексей Николаевич Толстой

Слайд 18

Детская литература Даниил Иванович Хармс (Ювачёв) Борис Степанович Житков Аркадий Петрович Гайдар (Голиков)

Слайд 19

Детская литература Виталий В алентинович Бианки Евгений Иванович Чарушин

Слайд 20

Запрещенная литература

Слайд 21

Литература русского зарубежья Дмитрий Мережковский

Слайд 22

Литература русского зарубежья Иван Сергеевич Шмелёв Иван А лексеевич Бунин

Слайд 23

Обсуждение вопроса: Как вы понимаете слова поэтессы? «Мы не в изгнании, мы – в послании». З. Гиппиус


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль Луки в драме Максима Горького «На дне» Цели урока: Понять особенности характера Луки, его роль в пьесе; Разобрать жизненную позицию, философию Луки; Определить позицию автора по отношению к Луке; Высказать собственное мнение по образу Луки.

Слайд 2

Повторение. Найти эпитет, метафору. Её черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Но месте щёк были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старухи можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.

Слайд 3

Композиция произведения Экспозиция Предыстория событий, лежащих в основе литературного сюжета Завязка действия Событие, которым начинается развитие действия в литературном сюжете Развитие действия Кульминация Момент наивысшего напряжения в развитии действия, когда происходит перелом, решающее столкновение Развязка действия Окончание действия, завершение конфликта между персонажами эпилог Завершающая част произведения

Слайд 4

«Мне - всё равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» «Старику – где тепло, там и родина» «Коли веришь - есть, не веришь – нет. Во что веришь, то и есть» «И чего тебе правда-то больно нужна…подумай-ка. Она правда-то, может обух для тебя»

Слайд 5

Лука – двойственное имя героя. 1. Это имя одного из четырёх канонических евангелистов Луки. Оно означает «Светлый» 2. ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «черт»). Появление Луки производит переворот в сознании обитателей ночлежки.

Слайд 6

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше правда или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символизм Презентацию выполнила Виноградова Е лена Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области»

Слайд 2

Символ – это окно в вечность. Андрей Белый Цели урока: Познакомиться с понятием «Символизм» Выявить особенности символизма как литературного направления Познакомиться с представителями этого направления в русской литературе

Слайд 3

Символизм одно из направлений (самое крупное) модернизма, пришедшее в русскую литературу из французской. Во франции это течение зародилось в 70-80 годах 19 столетия. Яркими представителями символизма во франции были: артур Рембо, Поль Верлен . Теория символизма восходит к романтизму и в чём-то очень на него похожа. А основу берет из философии А. шопенгауэра и Ф. Ницше. Модернизм – совокупность разнообразных направлений в искусстве, порожденных кризисом европейской культуры и стремящихся обновить культуру.

Слайд 4

модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм экспрессионизм сюррреализм абстракционизм дадаизм

Слайд 5

За музыкою только дело. Итак, не размеряй пути. Почти бесплотность предпочти Всему, что слишком плоть и тело. Не церемонься с языком и торной не ходи дорожкой. Всех лучше песня, где немножко и точность точно под хмельком Всего милее полутон. Не полный тон, но лишь полтона, Лишь он венчает по закону Мечту с мечтою, альт, басон. Хребет риторике сверни О, если б в бунте против правил Ты рифмам совести прибавил. Не ты, - куда зайдут они? Так музыки же вновь и вновь! Пускай в твоем стихе с разгону Блеснут в дали преображенной, Другое небо и любовь Поль Верлен «Искусство поэзии»

Слайд 6

Символизм – литературное направление, основным принципом которого является художественное выражение идей и образов через символы.

Слайд 7

Ночь – мрачная таинственность бытия Солнце – далёкий свет, недостижимый идеал, к которому стремится душа человека. Земля – серая обыденность. Дым – символ загадочности. Сон – сладостный миг откровения.

Слайд 8

1.Музыкальность 2. поиск новых стихотворных размеров 3. возвышенность тематики 4. многозначность 5. расплывчатость образов, недосказанность 6. мистическая настроенность Основные признаки символизма

Слайд 9

Петербургская группа «старшие символисты» Зинаида Гиппиус Федор Сологуб Дмитрий Мережковский

Слайд 10

Московская группа «старшие символисты» Валерий Брюсов Константин Бальмонт

Слайд 11

« Младосимовлисты » (младшие символисты) Вячеслав Иванов Дом, в квартире которого, у В. Иванова, собирались младосимовлисты

Слайд 12

Младшие символисты Александр Блок Андрей Белый (Борис Бугаев)



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Вариант 2. Часть 1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В7; С1, С2.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто-то подталкивает их снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно ходят по могилам… но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки , часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят , и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна7 о нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

В1.  Назовите  литературное направление, в русле которого работал И. Тургенев, и принципы которого нашли своё отражение в «Отцах и детях».

В2. Определите жанр произведения.

В3. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Евгений Базаров      1) теплота и забота

Б) Аркадий Кирсанов      2) сословное высокомерие

В) Павел Кирсанов      3) открытость и  Восторженность

                                        4) грубость и резкость в оценках

В4.  Установите соответствие между тремя основными персонажами и их дальнейшей судьбой.

А) Николай Кирсанов      1) женится на сестре Анны    

                                                                     Одинцовой

Б) Аркадий                    2) делает Фенечку законной женой

В) Павел Кирсанов       3) погибает на дуэли

                                           4) получает ранение на дуэли

В5. Изображая могилу Базарова, автор нарушает прямой порядок слов в предложении: «Железная ограда её окружает…» Как называется такая фигура речи?

В6.  Какое средство художественной изобразительности использует автор в строках «…и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень…  и снова молятся, и не могут покинуть это место».

В7. Какое художественное средство позволяет писателю выделить наиболее существенные, значимые признаки предмета и дать ему образное определение?

С1. Почему произведение «Отцы и дети» завершается философским выводом о «вечном примирении», «вечном спокойствии» и «жизни бесконечной»?

С2. Какие литературные ассоциации вызывает  слово, взятое И. Тургеневым в кавычки («равнодушной» природы)?

Часть 2.

Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А. С. Пушкин)

В8. В рамках  какого литературного направления создано данное стихотворение?

В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует  анафору.

В10. Укажите приём, который использует автор в строках:

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

В11. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в 1 строфе стихотворения.

  1. Градация
  2. Литота
  3. Эпитет
  4. Олицетворение
  5. Синекдоха

В12. Каким размером написано стихотворение?

С3. В чем символический смысл центрального образа стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Вариант 2. Часть 1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В7; С1, С2.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто-то подталкивает их снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно ходят по могилам… но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки , часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят , и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна7 о нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

В1.  Назовите  литературное направление, в русле которого работал И. Тургенев, и принципы которого нашли своё отражение в «Отцах и детях».

В2. Определите жанр произведения.

В3. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Евгений Базаров      1) теплота и забота

Б) Аркадий Кирсанов      2) сословное высокомерие

В) Павел Кирсанов      3) открытость и  Восторженность

                                        4) грубость и резкость в оценках

В4.  Установите соответствие между тремя основными персонажами и их дальнейшей судьбой.

А) Николай Кирсанов      1) женится на сестре Анны    

                                                                     Одинцовой

Б) Аркадий                    2) делает Фенечку законной женой

В) Павел Кирсанов       3) погибает на дуэли

                                           4) получает ранение на дуэли

В5. Изображая могилу Базарова, автор нарушает прямой порядок слов в предложении: «Железная ограда её окружает…» Как называется такая фигура речи?

В6.  Какое средство художественной изобразительности использует автор в строках «…и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень…  и снова молятся, и не могут покинуть это место».

В7. Какое художественное средство позволяет писателю выделить наиболее существенные, значимые признаки предмета и дать ему образное определение?

С1. Почему произведение «Отцы и дети» завершается философским выводом о «вечном примирении», «вечном спокойствии» и «жизни бесконечной»?

С2. Какие литературные ассоциации вызывает  слово, взятое И. Тургеневым в кавычки («равнодушной» природы)?

Часть 2.

Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождём.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А. С. Пушкин)

В8. В рамках  какого литературного направления создано данное стихотворение?

В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует  анафору.

В10. Укажите приём, который использует автор в строках:

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

В11. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в 1 строфе стихотворения.

  1. Градация
  2. Литота
  3. Эпитет
  4. Олицетворение
  5. Синекдоха

В12. Каким размером написано стихотворение?

С3. В чем символический смысл центрального образа стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по творчеству А. А. Блока (подготовка к ЕГЭ)

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8 – В12; С3, С4.

О доблестях, о подвигах, о славе

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но – ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла?

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

(А. А. блок, 1908)

В8. Назовите модернистское поэтическое течение начала 20 века, одним их ярких представителей которого был А. Блок.

В9. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует синтаксическую анафору.

В10. Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

  1. Градация
  2. Сравнение
  3. Метонимия
  4. Эпитет
  5. Метафора

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока (без указания количества стоп).

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 – 10 предложений.

Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы.

Выполняя задание С 4, приведите не менее двух позиций сопоставления (  Позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора).

С3. С чем ассоциируется образ ушедшей возлюбленной лирического героя стихотворения?

С4. В каких произведениях русских поэтов создается такой образ возлюбленной, и в чём их сходство и различие со стихотворением А. Блока?



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа (часть 2 ЕГЭ по литературе)

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Эта песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнём.

(А. Ахматова, 1911)

В8.  К какому литературному направлению принадлежало творчество А. Ахматовой?

В9. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А. Ахматова делает психологическим «знаком беды»?

В10. Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Эта песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнём.

В11. Из приведённого   ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1 строфе (цифры укажите в порядке возрастания).

1). Гипербола

2) Метафора

3) антитеза

4) перифраз

5)эпитет

В12.  Укажите размер,  которым написано стихотворение.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.  Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ в объёме 5 – 10 предложений.

Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы.

Выполняя задание С4 приведите не менее двух позиций сопоставления  (позицией сопоставления считается указание автора и название художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора.

С3. Докажите справедливость утверждения К. И. Чуковского: «А. Ахматова первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».

С4. В каких произведениях русской поэзии звучит тема «последней встречи» и в чём её отличие от стихотворения Ахматовой?



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по творчеству В. Я. Брюсова (подготовка к ЕГЭ)

Кинжал

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок

М. Ю. Лермонтов

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, и сил,

Когда все под ярмом клонили молча выи,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века, загадочно  былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,

Позорно  - мелочный, неправый, некрасивый,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,

Едва раскинулись огнистые знамена,

Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде пробежал по этой верной стали,

И снова я с людьми, - затем, что я поэт.

Затем, что молнии сверкали.

(В. Я. Брюсов, 1903)

В8. Назовите модернистское   поэтическое течение начала 20 века, одним из ярких представителей которого являлся В. Брюсов.

В9. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

В10. Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:                                                            

Как ненавидел я всей этой жизни строй,

Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы.

В11. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания)

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение В. Я. Брюсова «Кинжал» (без указания количества стоп).

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 – 10 предложений.

Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы.

Выполняя задание С 4, приведите не менее двух позиций сопоставления (  Позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора).

С3. Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?

С4. В каких произведениях русских поэтов поднята тема поэта и поэзии и в чём их сходство и различие со стихотворением В. Брюсова?



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по творчеству О. Э. Мандельштама.  (подготовка к ЕГЭ)

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8 – В12; С3, С4.

***   ***   ***

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит  к изголовью.

(О. Э. Мандельштам, 1915)

В8. Назовите модернистское поэтическое течение начала 20 века, одним из ярких представителей которого был О. Мандельштам.

В9. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует парцелляцию.

В10. Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Как журавлиный клин в чужие рубежи,-

На головах царей божественная пена, -

Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам, ахейские мужи?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 3 строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

  1. Гипербола
  2. Эпитет
  3. Риторический вопрос
  4. Оксюморон
  5. Метафора.

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение О. Мандельштама.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 – 10 предложений.

Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы.

Выполняя задание С 4, приведите не менее двух позиций сопоставления (  Позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора).

С3. Каким образом в стихотворении передается ощущение бессонницы?

С4. В каких произведениях русских поэтов рисуется образ моря и в чём сходство и различие этих стихотворений?