Литература 10 класс

Виноградова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Индивидуальная карточка

1.Прочитайте отрывок из произведения Н. В. Гоголя. Определите название произведения, тематику отрывка, главную мысль, проблематику.

Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, — вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах. Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча. Какой-нибудь забулдыга лакей уже, верно, зевает перед ними, держа в руке судки с обедом из трактира для своего барина, который, без сомнения, будет хлебать суп не слишком горячий. Перед ним уже, верно, стоит в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка, продающий два перочинные ножика; торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками. Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьезно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит.

2. Можно ли сказать, что в этой картинной лавочке представлены произведения настоящего искусства? Почему? Ответ 3 – 5 предложений

Индивидуальная карточка

1.Прочитайте отрывок из произведения Н. В. Гоголя. Определите название произведения, тематику отрывка, главную мысль, проблематику.

Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, вес: потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воз душных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!

2. В чём ты видишь художественные особенности изображения Н. В. Гоголем пейзажа?  Ответ 3-5 предложений

Индивидуальная карточка

1.Прочитайте отрывок из произведения Н. В. Гоголя. Определите название произведения, тематику отрывка, главную мысль, проблематику.

Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин. Ленивою рукой обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно, ново... и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой. Как не рассеяться! в первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый раз на ярмарке!.. Но ни один из прохожих и проезжих не знал, чего ей стоило упросить отца взять с собою, который и душою рад бы был это сделать прежде, если бы не злая мачеха, выучившаяся держать его в руках так же ловко, как он вожжи своей старой кобылы, тащившейся, за долгое служение, теперь на продажу. Неугомонная супруга... но мы и позабыли, что и она тут же сидела на высоте воза, в нарядной шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, нашиты были хвостики, красного только цвета, в богатой плахте, пестревшей, как шахматная доска, и в ситцевом цветном очипке, придававшем какую-то особенную важность ее красному, полному лицу, по которому проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перенести встревоженный взгляд свой на веселенькое личико дочки.

2. Какие образы создал автор в данном отрывке? Что можно сказать о характере этих героев? Ответ 3 - 5 предложений.

Индивидуальная карточка

1.Прочитайте отрывок из произведения Н. В. Гоголя. Определите название произведения, тематику отрывка, главную мысль, проблематику.


Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону, где развевался вдали пестрый плащ, то окидывавшийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгновенно покрывавшийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось, и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую черную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов; но ему хотелось только видеть дом, заметить, где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба и, верно, улетит неизвестно куда. Он летел так скоро, что сталкивал беспрестанно с тротуара солидных господ с седыми бакенбардами. Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру. Это исключительное сословие очень необыкновенно в том городе, где всё или чиновники, или купцы, или мастеровые немцы. Это был художник. Не правда ли, странное явление? Художник петербургский! художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно. Эти художники вовсе не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, как Италия и ее небо; напротив того, это большею частию добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихо свое искусство, пьющий чай с двумя приятелями своими в маленькой комнате, скромно толкующий о любимом предмете и вовсе небрегущий об излишнем. Он вечно зазовет к себе какую-нибудь нищую старуху и заставит ее просидеть битых часов шесть, с тем, чтобы перевести на полотно ее жалкую, бесчувственную мину.

2. Какие образы создал автор в данном отрывке? Что можно сказать о характере молодого человека ? Ответ 3 - 5 предложений.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карточка

1.Запишите названия 4 –х стихотворений А. С. Пушкина. Запишите их тему и главную мысль.

2. Запишите название произведения Пушкина. Запишите все художественные средства, которые автор использовал в данном отрывке:

 Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.

Индивидуальная карточка

1.Запишите названия 4 –х стихотворений А. С. Пушкина. Запишите их тему и главную мысль.

2. Запишите название произведения Пушкина. Запишите все художественные средства, которые автор использовал в данном отрывке:

 Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.

Индивидуальная карточка

1.Запишите названия 4 –х стихотворений А. С. Пушкина. Запишите их тему и главную мысль.

2. Запишите название произведения Пушкина. Запишите все художественные средства, которые автор использовал в данном отрывке:

 Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 1    «Лирика А. С. Пушкина»     1 вариант

1.Запишите названия 3 стихотворений А. С. Пушкина, посвященных теме любви

2.Запишите тему следующих стихотворений А. С. Пушкина:

А. «Талисман»

Б. «Памятник»

В. «19 октября»

3. Допишите две следующие строчки к каждому отрывку из стихотворений А. С. Пушкина

Запишите тему этих стихотворений.

А. «Погасло дневное светило,

На море синее вечерний пал туман…»

Б. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В. «Храни меня ,мой талисман,

Храни меня во дни гоненья…»

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и выполните задания к нему. Ответы оформите в объёме 3 – 5 предложений

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

4.1. Какую роль в данном стихотворении играют эпитеты?

4.2. Как меняется настроение лирического героя?

Самостоятельная работа № 1    «Лирика А. С. Пушкина»     2 вариант

1.Запишите названия 3 стихотворений А. С. Пушкина, посвященных теме дружбы

2.Запишите тему следующих стихотворений А. С. Пушкина:

А. «Пущину»

Б. «Сожженное письмо»

В. «Деревня»

3. Допишите две следующие строчки к каждому отрывку из стихотворений А. С. Пушкина

Запишите тему этих стихотворений

А. «Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле...»

Б. «Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман…»

В. «Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел…»

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и выполните задания к нему. Ответы оформите в объёме 3- 5 предложений.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим. 

4.1. Какую роль в данном стихотворении играют эпитеты?

4.2. В чём особенность любовного чувства лирического героя?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван алексеевич Бунин 1.«Цифры» - отношения между детьми и взрослыми ; Проблема воспитания 2. «Танька» – быт крестьян и помещиков; Проблема социального неравенства, одиночества 3. «Тёмные аллеи» – любовь Проблема социального неравенства, проблема верности, настоящей любви

Слайд 2

Александр Исаевич Солженицын 1.«Матрёнин двор» – быт и взаимоотношения между людьми в сельской глубинке 50 –х годов 20 века; Проблема праведника на Руси, проблема накопительства, мещанства, проблема образования

Слайд 3

Тамара Шамильевна Крюкова 1.«Костя плюс Ника» – семейные отношения, любовь ; проблема любви, ревности, обиды, проблема отцов и детей, социального неравенства, взаимопомощи, одиночества

Слайд 4

Проблемно – тематические блоки изучения курса «Литература» 10 класс Личность Становление личности, детство, отрочество, юность, первая любовь, я и мир, я и человек толпы, человек – мыслитель и человек – деятель, психологизм литературы И. А. Гончаров «Обломов» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А. П. Чехов «Человек в футляре»

Слайд 5

Проблемно – тематические блоки изучения курса «Литература» 10 класс 2.Личность и семья Различные модели семьи, место человека в семье и обществе, влияние семьи на развитие личности, любовь и доверие, семейные ценности, мужчина и женщина, ребёнок и старик в семье. А. Н. Островский «Гроза» И. С. Тургенев «Отцы и дети» А. П. Чехов «Вишневый сад»

Слайд 6

Проблемно – тематические блоки изучения курса «Литература» 10 класс 3.Личность, общество, государство Человек и государственная система, гражданственность и патриотизм, интересы личности и интересы государства, законы морали и государственные законы М. Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» Н. А. Н екрасов «Кому на Руси жить хорошо» Ф. И. Тютчев «Лирика»

Слайд 7

Проблемно – тематические блоки изучения курса «Литература» 10 класс 4.Личность, природа, цивилизация Человек и природа, проблемы освоения и покорения природы, проблемы болезни и смерти, комфорт и духовность, современная цивилизация, её проблемы и вызовы И. С. Тургенев «Отцы и дети» М. Горький «Старуха Изергиль » А. Н. О стровский «Гроза»

Слайд 8

Проблемно – тематические блоки изучения курса «Литература» 10 класс 5.Личность, история, современность Время природное и историческое, роль личности в истории, вечное и исторически обусловленное в жизни человека, свобода человека в условиях абсолютной несвободы Л. Н. Т олстой «Война и мир» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А. А. Ахматова «Реквием»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А . С. Пушкин «Станционный смотритель»

Слайд 2

Н. В. Гоголь «Шинель»

Слайд 3

«Маленький человек» в РЛ А. С. Пушкин «Станционный смотритель» А. С. Пушкин «Медный всадник» Н. В. Гоголь «Шинель» А. П. Чехов «Смерть чиновника» Проблема с семьёй, мелкий чиновник и военный - дворянин Проблема с сослуживцами, Низший и высший чины Проблема в самом человеке, подобострастие, мелкий чиновник и генерал Проблема человека и обстоятельств, перед которыми он бессилен; Человек и государство


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева , что он некоторое время вел от его лица дневник. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» В 1862 году первая публикация романа. В 2017 году знаменитому произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» исполняется 155 лет

Слайд 2

В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново . К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

Слайд 3

В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом. Общественно-исторический контекст

Слайд 4

Политическая обстановка в России в момент написания романа «Отцы и дети» Император Александр II Роман Тургенева «Отцы и дети» был окончен в 1861 году, опубликован в 1862 в «Русском вестнике», потом отдельным изданием. Тургенев хотел отложить публикацию романа, но не смог этого сделать, и роман попал, по его словам, « в настоящий момент нашей жизни, словно масло на огонь».. Действительно, в русской литературе вряд ли можно найти ещё одно произведение, вызвавшее столь бурную реакцию общества. Дело и в злободневности романа, и в образе главного героя, и в той ситуации, которая сложилась к моменту публикации в России. Вовсю шла крестьянская реформа, накалялась политическая жизнь, начались гонения на революционеров и студенчество. А главное – началась новая эпоха русской жизни, когда, говоря словами Л. Н. Толстого, «всё переворотилось». Определились враждующие силы русского общества: консервативные, либеральные и демократические

Слайд 5

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское,. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения. КОМПОЗИЦИЯ

Слайд 6

Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)

Слайд 7

Конфликт в романе двуплановый : внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). КОНФЛИКТ

Слайд 8

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным , использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным , глубокое исследование человеческих характеров – психологическим , а освещение философских проблем – философским . Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический . ЖАНР

Слайд 9

Мысли о воспитании в романе Всякий человек сам себя воспитать должен А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно. Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

Слайд 10

Мысли о науке Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

Слайд 11

О природе Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Слайд 12

Об искусстве Рафаэль гроша медного не стоит. Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! Пушкина читает. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду.

Слайд 13

О любви И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Слайд 14

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева . Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает. Оценка романа в русской критике

Слайд 15

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Заключение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Герой – наш современник. 21 век

Слайд 2

Базаров Нигилист Наш современник ? Не видеть дальше своего носа – это проблема многих современных людей

Слайд 3

Базаров А Р К А Д И Й Д Р У г Николай Петрович снисхождение Павел Петрович Борьба, конфликт принципов Фенечка Флирт, доброта Родители: Василий Иванович, А рина Власьевна Внешняя небрежность, в нутренняя любовь Анна Сергеевна Одинцова любовь В отношениях с каким героем Базаров начинает сомневаться в себе, испытывать духовный конфликт?

Слайд 4

Базаров и время Требования времени Деятельности на благо обществу Человека нового типа, революционера, решительного, который может сломать старые принципы общественного строя Базаров Не приносит общественно – значимую пользу Практическая деятельность, направленная на науку, далёк от народа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь 1809 - 1852 В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой. Этим разговор и кончился

Слайд 2

Жанр – поэма; Тематика - провинциальные чиновники, губернские чиновники, столичные чиновники, народ; Проблематика – проблемы невежества, праздности, халатности, бюрократизма, черствости, бездушия, разворовывания государственных денег Тип героя - аферист Время –30 – 40 годы 19 века

Слайд 3

«У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. В первые минуты моей молодости, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне тоже надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и, чтобы её добиться, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно». Михаил Юрьевич Лермонтов 1914 - 1841

Слайд 4

Жанр – психологических роман Тематика – жизнь молодого, образованного дворянина, дворянское общество на водах, любовь, дуэль, дружба; Проблематика – проблема долга и чести, проблема настоящей любви, дружбы, проблема порочности высшего света, проблема поиска смысла жизни. Тип героя – «лишний» человек в обществе Время – 30 –е годы 19 века

Слайд 5

«Он сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову , походил возле него и, поборовши робость, пробормотал: Я вас обрызгал ваше – ство … Простите… Я ведь… не то чтобы… - Ах, полноте… я уже забыл, а вы всё о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой». Антон Павлович Чехов 1860 - 1904

Слайд 6

Жанр – рассказ Тематика – случай в театре, случай из жизни мелкого чиновника; Проблематика – проблема чинопочитания, холопства, навязчивой мысли Тип героя – «маленький человек» Время – 2 – я половина 19 века

Слайд 7

Типы героев или «вечные» образы «ЧУДАКИ» «МАЛЕНЬКИЙ» ЧЕЛОВЕК «ЛИШНИЕ» ЛЮДИ ГЕРОЙ с «ГОРЯЧИМ» сердцем ПРАВЕДНИКИ НИГИЛИСТ Революционеры - разночинцы

Слайд 8

«Отцы и дети» – новый тип героя в русском обществе и русской литературе

Слайд 9

Нигилист – в 60-х гг. XIX в. в России: свободомыслящий человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии. Нигилизм (от лат. nihil — «ничего» ) - философская позиция, которая отрицает общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, все формы общественной и государственной жизни

Слайд 10

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал « Вестник Европы », 1829 год ). В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма . Критик и публицист Н. А. Добролюбов , осмеяв книжку Берви , подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе « Отцы и дети » ( 1862 ) не назвал «нигилистом» Базарова , отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое романом « Отцы и дети », сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года , — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!». Нигилизм и нигилист в России

Слайд 11

Русский нигилизм ( нигилизм ) — это умонастроение в России , сформировавшееся в 50-60-е гг. XIX века . Собственно идеологом нигилизма был Писарев , а также Чернышевский и Добролюбов . Своего рода рупором нигилизма стал журнал Русское слово , закрытый в 1866 году после покушения Каракозова на царя. В дальнейшем нигилизм повлиял на народничество (c 1870-х) и большевизм (через Чернышевского). К восьмидесятым годам слово «нигилист» существовало в языке лишь в виде своего рода ругательства. Нигилистами себя называли народники Нигилизм в России Писарев Д. И. Добролюбов Н. А. Чернышевский Н. Г.

Слайд 12

Молодость И. С. Тургенева пришлась на 40-е годы 19 века. Это время, когда сформировалось целое поколение русской интеллигенции, к которой причислял себя и Тургенев. Эти годы были временем не действий, а идейных споров. Именно тогда оформились два течения русской общественной мысли – СЛАВЯНОФИЛЬСТВО и ЗАПАДНИЧЕСТВО. Спор между ними шёл о том, каким путём должна развиваться Россия. Общим было понимание, что современное состояние страны и народа безобразно. Славянофилы и западники Западники Журнал «Отечественные записки»

Слайд 13

Славянофилы и западники Сторонники славянофильства ( славянофилы , или славянолюбы) отстаивали точку зрения о существовании для России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков , деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский , К. С. Аксаков , И. С. Аксаков , Ю. Ф. Самарин , Ф. В. Чижов . Западники

Слайд 14

Политическая обстановка в России в момент написания романа «Отцы и дети» Император Александр II Роман Тургенева «Отцы и дети» был окончен в 1861 году, опубликован в 1862 в «Русском вестнике», потом отдельным изданием. Тургенев хотел отложить публикацию романа, но не смог этого сделать, и роман попал, по его словам, « в настоящий момент нашей жизни, словно масло на огонь».. Действительно, в русской литературе вряд ли можно найти ещё одно произведение, вызвавшее столь бурную реакцию общества. Дело и в злободневности романа, и в образе главного героя, и в той ситуации, которая сложилась к моменту публикации в России. Вовсю шла крестьянская реформа, накалялась политическая жизнь, начались гонения на революционеров и студенчество. А главное – началась новая эпоха русской жизни, когда, говоря словами Л. Н. Толстого, «всё переворотилось». Определились враждующие силы русского общества: консервативные, либеральные и демократические

Слайд 15

О воспитании Всякий человек сам себя воспитать должен А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно. Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

Слайд 16

Базаров - доктор Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора. Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.

Слайд 17

О науке Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

Слайд 18

О природе Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Слайд 19

Об искусстве Рафаэль гроша медного не стоит. Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! Пушкина читает. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду.

Слайд 20

О любви И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Конфликт отцов и детей в романе И. С. Тургенева Разговор – диалог Спор - полилог

Слайд 3

Павел Петрович Кирсанов Аристократ, сдержанный, самолюбивый, консервативен, эгоистичный, но внутренне ранимый, способный на чувство

Слайд 4

Анна Сергеевна Одинцова Аристократка, сдержанная, умная, милосердная, смелая, решительная, проста в общении

Слайд 5

Павел Петрович Кирсанов Анна Сергеевна Одинцова Евгений Васильевич Базаров С П О Р Заставляет Базарова защищать свои принципы Заставляет Базарова изменить взгляды на свои принципы дуэль любовь



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя   10 класс    Вариант 1

1 задание. Какие темы поднимает Н. В. Гоголь в повести «Нос»? Запишите не менее 2-х тем.

2 задание. Запишите названия 3-х повестей из сборника «Петербургские повести»

3 задание. Запишите названия художественных средств, которые использовал автор в данном ниже отрывке и  их примеры.

Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу

4 задание. Прочитайте данный ниже отрывок и выполните задания к нему, оформляя ответ в объёме 3 – 5 предложений.

Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир, он оборотился к нему вдруг и сказал: «Что вам угодно?» — голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина. Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая, и теперь ограблен бесчеловечным образом, и что он обращается к нему, чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с господином обер-полицмейстером или другим кем и отыскал шинель. Генералу, неизвестно почему, показалось такое обхождение фамилиярным.— Что вы, милостивый государь, — продолжал он отрывисто, — не знаете порядка? куда вы зашла? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне...— Но, ваше превосходительство, — сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, — я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того... ненадежный народ...— Что, что, что? — сказал значительное лицо. — Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет. Стало быть, если бы он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому уже было семьдесят лет.— Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю.Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно.

4.1. Какие проблемы раскрывает автор в данном отрывке?

4.2. В каком настроении находится Акакий Акакиевич?

Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя   10 класс    Вариант 2

1 задание. Какие темы поднимает Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект»? Запишите не менее 2-х тем.

2 задание. Запишите названия 3-х повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

3 задание. Запишите названия художественных средств, которые использовал автор в данном ниже отрывке и  их примеры.
В это время стали приближаться они к небольшой, почти повалившейся на землю хате; любопытство наших путников увеличилось. Все столпились у дверей. Писарь вынул ключ, загремел им около замка; но этот ключ был от сундука его. Нетерпение увеличилось. Засунув руку, начал он шарить и сыпать побранки, не отыскивая его. «Здесь!» — сказал он наконец, нагнувшись и вынимая его из глубины обширного кармана, которым снабжены были его пестрядевые шаровары. При этом слове сердца наших героев, казалось, слились в одно, и это огромное сердце забилось так сильно, что неровный стук его не был заглушен даже брякнувшим замком. Двери отворились, и... Голова стал бледен как полотно; винокур почувствовал холод, и волосы его, казалось, хотели улететь на небо; ужас изобразился в лице писаря; десятские приросли к земле и не в состоянии были сомкнуть дружно разинутых ртов своих: перед ними стояла свояченица.

4 задание. Прочитайте данный ниже отрывок и выполните задания к нему, оформляя ответ в объёме 3 – 5 предложений.

Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».Профессор был отчасти прав. Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть — словом, кое-где показать свою молодость. Но при всем том он мог взять над собою власть. Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно. Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами. Еще потемневший облик, облекающий старые картины, не весь сошел пред ним; но он уже прозревал в них кое-что, хотя внутренно не соглашался с профессором, чтобы старинные мастера так недосягаемо ушли от нас; ему казалось даже, что девятнадцатый век кое в чем значительно их опередил, что подражание природе как-то сделалось теперь ярче, живее, ближе; словом, он думал в этом случае так, как думает молодость, уже постигшая кое-что и чувствующая это в гордом внутреннем сознании..

4.1. Какие проблемы раскрывает автор в данном отрывке?

4.2.Какими чертами характера обладает образ молодого художника Чарткова??



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по произведениям А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова

1 Вариант

1.Соотнесите фамилии поэтов со строчками из их стихотворений. Образец записи ответа: А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты»

1. А. А. Фет

«Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней

Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..»

2. Ф. И. Тютчев

Шепот, робкое дыханье.

          Трели соловья,

Серебро и колыханье

          Сонного ручья.

3. Н. А. Некрасов

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

2.Запишите определения к литературным терминам. Придумайте и запишите по одному примеру к каждому определению.

А. Эпитет – это

Б.  Гипербола -

3. Определите и запишите названия художественных средств:

SILENTIUM! * (молчание – лат.)  Ф. И. Тютчев

Молчи, скрывайся и таи  (1)

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,- (2)

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь? (3)

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум; (4)

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,- (5)

Внимай их пенью - и молчи!..

4. Какую мысль хочет донести до читателя Ф. И. Тютчев в стихотворении «SILENTIUM!»? (объём ответа 3-5 предложений)

5.Какие образы создаёт Н. А. Некрасов в стихотворении «Родина»? (объём ответа 3-5 предложений)

6.Стихотворения  какого  поэта вам понравились больше? Свой ответ объясните (объём ответа 3-5 предложений).

Контрольная работа по произведениям А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова

2 Вариант

1.Соотнесите фамилии поэтов со строчками из их стихотворений. Образец записи ответа: А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты»

1. А. А. Фет

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

2. Ф. И. Тютчев

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

3. Н. А. Некрасов

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

2.Запишите определения к литературным терминам. Придумайте и запишите по одному примеру к каждому определению.

А. Сравнение– это

Б.  Антитеза-

3. Определите и запишите названия художественных средств:

«Да, наша жизнь…»   Н. А. Некрасов

  Да, наша жизнь текла мятежно, (1)

Полна тревог, полна утрат,

Расстаться было неизбежно —

И за тебя теперь я рад!

Но с той поры как все кругом меня пустынно!

Отдаться не могу с любовью ничему,

       И жизнь скучна, и время длинно,

       И холоден я к делу своему. (2)

Не знал бы я, зачем встаю с постели,

Когда б не мысль: авось и прилетели

Сегодня, наконец, заветные листы, (3)

В которых мне расскажешь ты:

Здорова ли? что думаешь? легко ли

Под дальним небом дышится тебе? (4)

       Грустишь ли ты, желая прежней доли,

       Охотно ль повинуешься судьбе?

Желал бы я, чтоб сонное забвенье  (5)

На долгий срок мне на душу сошло,

       Когда б мое воображенье

       Блуждать в прошедшем не могло...

4. Какую мысль хочет донести до читателя  Н. А. Некрасов в стихотворении «Да, наша жизнь»? (объём ответа 3-5 предложений)

5.Какие образы создаёт Н. А. Некрасов в стихотворении «Родина»? (объём ответа 3-5 предложений)

6.Стихотворения  какого  поэта вам понравились больше? Свой ответ объясните (объём ответа 3-5 предложений)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературоведческие термины Род литературы Проза Лирика Драма Рассказ Повесть Роман Стихотворение Ода Баллада Элегия Комедия Трагедия Трагикомедия

Слайд 2

Поэма - это Василий Тредиаковский « Телемахида » А. С. Пушкин «Кавказский пленник» «Бахчисарайский фонтан» « Цыганы » М. Ю. Лермонтов «Мцыри» С. А. Есенин «Анна Снегина » В. В. М аяковский «Хорошо», «Облако в штанах» А. А. Блок «Двенадцать» А. Т. Твардовский «Василий Тёркин » А. А. Ахматова «Реквием»

Слайд 3

Образ - это Образ героя, героини Образ дома Образ города Образ деревни Образ природы Образ русского народа и т. п.

Слайд 4

История создания поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Слайд 5

Реальные жизненные истории, литературно переработанные и включенные Н. А. Некрасовым в поэму Н. А. Н екрасов был очень плодотворным писателем. В его творческом архиве есть неизданная повесть «Тонкий человек», относящаяся к 1853 году. В повести написано, как некий крестьянин Потанин мудро управляет имением Адовщиной . В этом Потанине мы узнаем праведного бурмистра Ермилу Гирина , который в поэме «Кому на Руси жить хорошо» столь же мудро управляет вотчиной князя Юрлова.

Слайд 6

История с покупкой мельницы История с покупкой мельницы тоже основана на подлинном факте: один богатый нижегородский раскольник Бугров за полчаса до переторжки о каких-то казённых подрядах опрометью бросается на нижний базар и там, сказав торговцам: «Братцы, давайте денег скорее!», снимает свой малахай. Через 15 минут в малахай было накидано 20 тысяч рублей серебром, с которым Бугров поспел на переторжку вовремя.

Слайд 7

Сюжет главы «Последыш» Сюжет «Последыша» тоже заимствован Некрасовым из действительной жизни. Нечто подобное было в селе Шуколове , Дмитровского уезда, Московской губернии. В 1861 году владелица этого села долго скрывала от своего мужа, разбитого параличом, факт освобождения крестьян, и ежедневно счастливый помещик отдавал приказания старосте. Весь Некрасовский «Последыш» вырос из этой истории, и вырос очень быстро. Узнал он о ней в 1872 году, а «Последыш» появился в печати уже через год.

Слайд 8

Фольклорные материалы Но, конечно, главными источниками поэмы Некрасова являются материалы великорусского фольклора, извлечённые им из сборников и лично собранные в деревнях Ярославской, Костромской и Новгородской губерниях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ассоциативный ряд слов к слову «НАРОД»

Слайд 2

Труд, поле, душа, семья

Слайд 3

«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстой писал, что главная мысль в романе- «мысль народная», и она заключается не только и не столько в изображении самого народа, а в том, что каждый положительный герой связывает рано или поздно свою судьбу с судьбой нации. На страницах романа писатель говорит о том, что до сих пор история писалась как история отдельных личностей, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мнению Л. Н. Толстого это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом.

Слайд 4

Капитан Тушин «Ну, вот вы, господин штабс – капитан, -обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно». «Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб – офицера».

Слайд 6

Капитан Тушин Капитан Тимохин Весёлость, доброжелательность смелость самостоятельность Истинный патриотизм Чувство товарищества

Слайд 7

Шенграбенское и Аустерлицкое сражения Шенграбен В этом сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих товарищей и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия добровольны, их упорство – залог одержанной моральной победы. Аустерлиц В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, так как не было у народа нравственной цели. Им не за что было драться, кроме государственной власти и своего императора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

В гостиных Петербурга и москвы или светское общество в романе

Слайд 5

Светское общество в идеале Искренность патриотизм благородство честность Забота о народе нравственность верность культура Чувство собственного достоинства

Слайд 6

Квасно́й патриоти́зм (также ура-патриотизм ) — ироничное выражение в русском языке , обозначающее безусловное восхваление всего, что своё, «наше». Противопоставляется подлинному патриотизму , допускающему неприятие отдельных эпизодов истории, исторических деятелей и тому подобного Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d'antichambre . У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом . Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна. Князь П. А. Вяземский «Письма из Парижа»