Аттестация


Предварительный просмотр:

Положение об аттестации педагогических работников

17:42

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России) П Р И К А З "24" марта 2010 г. N 209

Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999 О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18 ст. 2007; 2008, N 25 ст. 2990; N 34 ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Установить, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

3. Ввести Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в действие с 1 января 2011 года.

4. Признать утратившим силу с 1 января 2011 г. приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., регистрационный N 2322. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 32).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И. Министр А.Фурсенко
Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 24 марта 2010 г. N 209 Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений I. Общие положения 1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Положение) определяет правила проведения аттестации педагогических работников* государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно - педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы)**.

2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

3. Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы 5. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений - аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся (далее - федеральные органы исполнительной власти).

6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).

7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

8. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.

9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.

14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

15. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации***.

Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.

16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. III. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).

18. Аттестации не подлежат:

педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

19. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее - представление).

20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

21. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.

22. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

23. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации***. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации***). IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) 25. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.

Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

26. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.

27. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

28. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.

29. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

имеют установленную первую квалификационную категорию;

владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

32. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

33. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

34. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.
* К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731. "Российская газета", 2008, N 113).

** Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2009 г., регистрационный N 14772, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 5 октября 2009 г.).

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604, ст. 3732; N 30, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Кутуликская средняя общеобразовательная школа

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Данчиновой Натальи Викторовны.

Тема по самообразованию:

«Инновационные педагогические технологии

в практике уроков русского языка и литературы»

2012 год

  1. Тема, цель, задачи педагогической деятельности.

                  Я, Данчинова Наталья Викторовна, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ Кутуликская средняя школа Аларского района, Иркутской области. В 2002 году закончила Иркутский государственный педагогический университет. Мой педагогический стаж составляет 10 лет.

Кутуликская средняя общеобразовательная школа работает над темой «Совершенствование общеобразовательного процесса через внедрение воспитательной системы как условие успешного развития социально-ориентируемой личности, способной к самореализации». Исходя из этого моя тема звучит так: «Инновационные педагогические технологии в практике уроков русского языка и литературы».

Цель педагогической деятельности:

- внедрение и изучение новых педагогический технологий на уроках русского языка и литературы.

Для достижения целей поставила следующие задачи:

      - научить ребёнка грамотному письму и речи

-  повысить интерес к чтению

- заинтересовать ребёнка в учебной деятельности

Технология СОУ

Дети имеют много пробелов с курса начальной школы, которые выявляются после контрольного диктанта в начале сентября. Все эти причины побудили меня в первую очередь работать в классе по технологии и повышения орфографической грамотности.

       Технология применяется в режиме повторения, причем работа ведется ежедневно на каждом уроке русского языка в течение 5 минут в устной форме, в целях наименьшей траты времени на механическую запись.

       Технология включает в себя:

      1. Ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для данного класса. Диагностические диктанты, начиная с 5 класса содержат по 90 слов (по10 слов на каждую орфограмму) (приложение №3). Равное количество орфограмм позволяет сравнивать их усвоение. Слова в диктанте даю вперемежку. Результаты диктанта заношу в диагностическую тетрадь, ошибки по орфограммам группирую, определяются орфограммы, по которым допущено большое количество ошибок учащихся классов, т.е. наиболее трудные, недостаточно освоенные.

       2. Следующий этап – отработка слабо освоенной орфограммы в течение недели, согласно технологии (по Зайцеву):

-Работа с ключевыми словами. Ключевые слова записываю заранее на доске, причем с обязательным графическим объяснением, например, КАСАЕТСЯ, КОСНУЛСЯ, учащийся читает и объясняет;

-Следующий этап работы – работа с игровыми словариками, учащиеся проверяют и оценивают свою работу;

-Формирование правила привожу с опорой на ключевые слова, не требуя от детей дословного запоминания, а осознания понятия;

-Последний этап технологии – устная диктовка слов по данной орфограмме. Где ученик дает объяснение орфограммы, опираясь на ключевое слово.

Работу по технологии повышения орфографической грамотности начала сразу как пришла работать в школу. В сентябре был написан первый диагностический диктант. Допущено  250 ошибок, не допустивших ошибок нет.. Наибольшее количество ошибок – 68 допущено на правописание – тся  , - ться – в глаголах. 55 – на орфограмму «не с глаголами». Эти орфограммы отрабатывались в течение октября месяца. Второй диагностический диктант проведен на те же орфограммы. Результат – 189 ошибок – уменьшение.

По результатам второго диагностического диктанта спланировала работу на следующий месяц.

   В течение недели шла отработка каждой повторяемой орфограммы. Затем проведен третий диагностический диктант на те же орфограммы Допущены учащимися 163 ошибки (189). Ошибок в диктанте стало опять меньше.

     Сравнение результатов трех диктантов по каждому ученику показывает, что у большинства учащихся класса идет снижение количества допускаемых ошибок.

         Например:                1 диктант                 2 д.                         3 д.

  Лхасаранов М.                        17                      15                           10

   Петрунов Б                             11                       8                             6

    Шутова Л.                              34                      28                            23

    Швень А                                 19                      15                            12 и   т.д.

       Диагностические диктанты дети пишут в отдельных тетрадях, что позволяет легче сделать сравнительный анализ по количеству ошибок по каждой орфограмме. Работа продолжается  до 9  класса. Но , к сожалению, у данной технологии есть свои недостатки. Например, мне сложно проверять диагностические диктанты за один день, т.к. диктанты содержат в себе по 90 слов на разную орфограмму. Кроме того, надо подсчитать количество допущенных ошибок, а это занимает немало времени. И , надо сказать , что есть такие дети , у которых нет снижения количества ошибок .

Прокопьев К                             34                        37                                     42

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Помимо проектной деятельности на своих уроках использую технологию критического мышления через чтение и письмо. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающих

ся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Таблица «Знаю-Хочу узнать- Узнал».

На уроках русского языка я пользуюсь таблицей ( мыслительный лист) , которая носит название «Знаю-Хочу узнать -Узнал».

На первом этапе урока «вызов», в задачи которого входит актуализация имеющихся знаний и представлений по изучаемой теме, я в заготовку таблицы вписываю те понятия, которые нам нужно обобщить  или вспомнить. Например:

Знаю

 

 

Как пишется не с глаголами

Не любит

Ненавидит

 

 

По методике ЧПКМ в стадии «Вызов» (знаю) нужно пробудить интерес детей к данной теме, поэтому заготовка таблицы у меня яркая, текст и шрифт красивого цвета, на что дети обращают внимание. Таким образом пропасть между учителем и учеником сокращается, дети понимают, что от них требуется, они не боятся дальнейшего продолжения урока, дети столкнулись с тем, что им уже знакомо.

Далее в презентации открываю следующий слайд, который выглядит так:

Знаю

Хочу узнать

 

Как пишется не с глаголами

Не любит

Ненавидит

Как пишется не с существительными

 

Здесь дети, глядя на тему урока, самостоятельно записывают в тетрадях , то что они хотят узнать. На втором этапе – «осмысление» идет непосредственный контакт с новой информацией (это может быть фильм, текст, работа на интерактивной доске и другое). Учащиеся работают в группах, коллективно, важно то, что информация ими добыта самостоятельно, и они спешат с нею поделиться. Перед выступлением каждой группы учащихся, в презентации открываю следующий слайд, в котором при помощи анимации, по щелчку мыши, выскакивают правильные ответы. Например, ученик говорит: «Если без НЕ не употребляется». Учитель щелкает мышью, в графе «Узнал» появляется правильный ответ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Как пишется не с глаголами

Не любитНенавидит

Как пишется не с существительными

Если без НЕ  не употребляется

Неряха

Последняя графа звучит как итог урока, который дети подводят самостоятельно. Я считаю, что при таком подходе происходит глубокое усвоение знаний детьми,  приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов. Недостаток таблицы в том, что эффективнее она смотрится на экране, а на каждый урок компьютер не принесешь. Когда ее рисуешь на доске это занимает определенное время.

Синквейн

Следующий прием в технологии критического мышления через чтение и письмо это синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан  как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.


Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Как показывает практика, детям очень нравится сочинять синквеи. Я чаще задаю синквеи на дом, так как, сочиняя стихотворение дома  ,они не повторяются.

  1. Слово   УСПЕХ
  2. Он какой.  Большой, великий
  3. 3 глагола: достигнуть, стремиться, верить
  4. Словосочетание из нескольких слов.

Необходимо стремиться к успеху, чтобы быть уверенным.

      5.   слово -синоним:

            Достижение

Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

         Проектная деятельность.

Современность требует от школы преодоление формализма в педагогической деятельности, расширение возможностей учителя в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место точному ЕГЭ. Чтение в школе воспринимается как принудительное и ненужное действие, отнимающее время. Поэтому задача преподавания литературы состоит в выработке и поиске новых средств работы с художественным текстом. Эффективным методом повышения интереса к чтению я считаю проектный метод.

Методика проектной работы предполагает коллективную, групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Главная цель проектной деятельности- разрешение проблемной ситуации ,  в которую вовлекаются все учащиеся. Я считаю, что обязательной задачей педагога при работе над проектом- дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

а) Создание словаря персонажей славянской мифологии.

Наиболее успешным проектом , я считаю, работу по созданию «словника». При изучении темы по литературе в 6 классе «Устное народное творчество», я пришла к выводу, что учащиеся не знают многих сказочных персонажей. В учебнике Меркина после изучения темы даны многие термины без объяснения. Моя работа разбита на этапы:

  1. Деление класса на 3-4 группы, которым предстоит дальнейшая работа с толковыми словарями, учебниками, другими источниками, из которых они будут выбирать нужную информацию.
  2.  Выбор оформителей из групп, которые красочно подписывают и делят ватман на три части.

Словарь

1 группа

2 группа

3 группа

Учащиеся в течение недели заполняют информацию на ватмане, который вывешивается в классе в любом месте. Дети записывают понятия с обязательным указанием источника. Например: Здухач – у южных славян человек со сверхъестественной силой. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.

( нашла Левченко А). Таким образом, каждая группа заполняет свой раздел на ватмане.

      Каждая группа  вписывает понятия с ватмана на лист А4.

  1. Дома дети готовят презентации персонажей, взятыми из ресурса интернет. Рисуют обложку для получившегося «Словника».
  2. Просмотр презентаций и готовых словников.

На МО учителей русского языка и литературы я предлагаю учителям выбрать лучшую обложку «Словника». Словник вывешивается на стенд, дети получают соответствующие оценки.

Моя дорога к автору

При изучении творчества любого писателя или поэта тоже на ватмане провожу вот такую работу. Называется она  «Моя дорога к Пушкину». В середину ватмана наклеиваю фотографию поэта и к ней рисую «тропинки » с именами  детей. Задача каждого учащегося показать на своей дороге как он «пришел » к Пушкину. Дети используют различные приемы. Кто-то рисует на тропинке иллюстрацию к любимому изученному произведению, кто- то пишет интересные моменты биографии поэта и т.д. Дети стремятся быстрей всех «дойти» до Пушкина. Такие проекты можно применять в любом возрасте и не только при изучении творчества поэтов и писателей, но и при изучении любого произведения.

Проектная деятельность на уроках литературы имеет свои плюсы и минусы. Положительные моменты использования проектов состоят в том, что традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», а проектная деятельность при правильной ее организации наполняет смыслом деятельность детей в ходе выполнения проекта. И, конечно же, у детей повышается интерес к чтению. Но, к сожалению, практика работы показывает, что проект сложно «вписать» в урок продолжительностью в 40 минут. И в  работе над проектом задействованы не все учащиеся класса ( 4-5 уч-ся остаются в стороне).

Применение ИКТ

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной и экономической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. Так и в нашей обычной сельской школе, благодаря спонсорам была установлена интерактивная доска, и приобретены компьютеры. Учитель может пока и не знает всех возможностей этой доски, но активно использует ее для презентаций, просмотра фильмов, выхода в интернет и другое.

Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера,  поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая  в ребёнке  умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

     самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

     работать в группе и принимать решения;

     использовать новые технологии  информационные и коммуникативные.

Мотивы, побуждающие педагога  к применению ИКТ на уроке, как правило, следующие:

     повышение уровня профессиональной культуры;

     развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

     возможность самореализации и самоутверждения;

     повышение авторитета среди учащихся и коллег.

Сопоставляя уроки, проводимые с помощью ИКТ, и обычные уроки, я пытаюсь  как можно больше уроков проводить в аудитории , где есть компьютеры.

Уже в привычку входит тестирование наиболее слабых детей в начале урока. Всем учителям русского языка и литературы  обычно не хватает времени провести фронтальный опрос, а если он и проведен, то все недочеты ребенка все равно не видно. Поэтому   провожу индивидуальные тесты в начале урока. Это занимает совсем немного времени, зато результат виден сразу. Например, одну неделю мы отрабатываем орфограмму «Правописание О, Е после шипящих». Ребенку не становится страшно, он видит знакомый экран, с красочными картинками:

Одной из ярких примеров новых технологий является «Технология критического мышления через чтение и письмо». Работая с данной технологией уже практически 2 года, я пришла к выводу, что наиболее эффективной она является тогда, когда уроки проходят в аудиториях, где есть компьютеры.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.  Нужно сказать, что применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;

повышает качество обучения;

усиливает интерес к изучению предмета;

рационально распределять время урока;

доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

наполнить уроки новым содержанием;

развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность

учащихся;

формировать элементы информационной культуры;

прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

идти в ногу со временем

Как я уже указывала , в моей работе имеется множество плюсов и минусов. В данный момент являюсь руководителем МО Русского языка и литературы. Методической темой данного объединения считается «Применение  современных педагогических технологий как средство повышения качества знаний обучающихся».  Пытаюсь планировать свою работу на МО в соответствии с поставленными задачами: проведение круглых столов по образовательным технологиям, семинаров и т.д ). Принимаю участие в областных и районных конференциях, недавно в печать вышел сборник , в котором я напечатала свою статью об эффективности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы. С целью обобщения своего опыта и возможности общения с коллегами создала на портале «Образование » свой сайт, в который выкладываю свои разработки и получаю комментарии. Имею свою личную страницу  в педагогическом сообществе , где вхожу в клуб учителей русского языка и литературы.

Для себя лично наметила следующие задачи своей дальнейшей  педагогической деятельности:

-  продолжать использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические

    технологии, методики.

-   вовлекать каждого ученика в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.

-   создавать условия для развития  творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика, дать возможность проявить себя.