ОГЭ русский язык


Предварительный просмотр:

 Задание В1. Стилистические синонимы.

Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Стили Публицистический Разговорный Официально- деловой Художественный Научный

Слова языка неоднородны с точки зрения экспрессивно-стилистических возможностей. В лексике существуют такие единицы, выбор которых зависит от ситуации речевого общения, от целей и темы высказывания. Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за). Это слова, которые не закреплены за каким-нибудь определенным стилем и могут употребляться в любой ситуации. Нейтральная лексика лишена особой экспрессии, эмоций.

К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга.

Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи)

Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень: обормот, дрыхнуть, облапошить.

Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей. Сравните: лицо (нейтр.) = харя, рыло, репа.


Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей: давеча, небось, отродясь.

Высокая лексика характеризуется торжественностью, поэтичностью, она употребляется преимущественно в ораторской и поэтической речи (дерзание, титанический, избранник, творец, отчизна). Книжными называются слова, которые не закреплены за какой-либо разновидностью письменной речи (беспрецедентный, воззрение, декларировать, чрезвычайно).

Стилистические синонимы - это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления. Стилистическая принадлежность

Примеры стилистических синонимов

Разговорное – научное

лапки

конечности

Стилистически нейтральное – книжное

улучшение

прогресс

отменить

упразднить, аннулировать

отрывок

фрагмент

враг

недруг

спать

почивать

Разговорное - стилистически нейтральное

форсить

важничать

дрыхнуть

спать

реветь

плакать

неразбериха

суета

эмоционально окрашенное – нейтральное

кляча

лошадь



Предварительный просмотр:

 Готовимся к ГИА. Задание В2.

Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания.

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определѐнном падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределѐнная форма глагола (инфинитив)

Примеры

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

третий слева

такой порядок

движение на дороге

непривычно тихо

старший брат

летел к нам

увеличить втрое

непрекращающиеся дожди

привѐз от знакомого

немного легкомысленный

первый ученик

принять помощь

знать наизусть

эта аллея

гостить у друга

макароны по-флотски

опустевшая аллея

помощь друга

увеличить втрое

трѐх тетрадей

три тетради

поздно ночью

встречать опоздавших



Предварительный просмотр:

 Готовимся к ГИА. Задание В4.

Теоретический материал по теме

«Необособленные и обособленные определения и приложения»

 

Необособленные определения

Необособленный – не выделяющийся на письме знаками препинания

Причастный оборот

Гришка вытащил вырванный из тетрадки листок. (Санин В.)

В середине высилась мачта с развевающимся в воздухе вымпелом. (Рыбаков А.)

Приложение

Низко плывут над Ржевом снежные тучи-уроды. (Воробьѐв К.)

Способы выражения обособленных определений

Обособленный – выделяющийся по смыслу и интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (запятые, тире)

Прилагательное

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жѐлтыми цветами. (Сорокин З.)

Счастливые, мы возвратились с покупкой.

(Иванов В.)

Причастный оборот

Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.( Паустовский К.)

Гонимые южными ветрами, низко поплыли темные тучи. (Алексеев М.)

Прилагательное с зависимыми словами

Туристы, готовые к походу, выстроились на линейке.

Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом.( Паустовский К.)

Несогласованное определение

Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (какая? В шляпе и шали)

Денис, в белой холщовой рубахе и лаптях, вышел нам навстречу. (Вересаев В.)



Предварительный просмотр:

 Готовимся к ГИА.

Задание А5. Орфограммы-согласные в корне слова

Согласные в корне

Проверяемые

Непроверяемые

Непроизносимые:

Снег – снега

Рюкзак, футбол, вокзал

Вестник – весть

Счастливец - счастье



Предварительный просмотр:

 Готовимся к ГИА. Задание А5. Орфограммы-гласные корне

Проверяемые

ударением:

Непроверяемые ударением:

Чередующиеся:

носить - нОша

бАтАльон

а//о, е//и, а(я)// ин(им):

загар – сгорать

блистает – блестит

занять - занимать

Чередующиеся гласные

Условия выбора гласных

Корень

Примеры

1. Выбор зависит от ударения

-гар – гор- :

без ударения О

угар, подгореть, загоревший

Исключение: изгарь

-клон –

без ударения О

                             кланяется, поклон, наклонился

зар – зор-

без ударения А

                            зарево, зорька

                            Исключение: зоревать

твор – твар –

без ударения О

                           Т ворец

Плав- плов

под ударением и без ударения

пишется о и а  

                           плавательный, поплавок

                             Исключения: пловец, пловчиха, плывуны

2. От согласной, стоящей после корня

- лаг – лож-

слагаемое, сложение

- скак – скоч-

скакать, выскочить

Исключение: скачок, скачу

- раст- ращ- рос--

растение, выращенный, росли

Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

3. От суффикса -А- после корня

бер – бир--

-дер – дир--

-мер – мир--

-пер – пир--

-тер – тир--

-блест – блист-

-жег – жиг- -

-стел – стил--

-чет – чит--

выберешь – выбираешь

выдернуть – выдираешь

замер – замирать

запер – запирать

вытер – вытирать

блестящий – блистательный выжег – выжигать

постелить – постилать

вычет – вычитать

Исключения: сочетать, сочетание, чета

-кос – кас--

коснуться – касание

-а(я) – им-

-а(я) – ин -

поднять – поднимать

начать – начинать

4. От лексического значения

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)

мок-(пропускать жидкость)

обмакнуть перо

непромокаемый плащ

равн – ровн-

равн (одинаковый)

-ровн- (прямой, гладкий)

уравнение

заровнять

Исключения: уровень, ровесник



Предварительный просмотр:

 Готовимся к ГИА.

Задание А6. Правописание приставок

 

Неизменяемые приставки

На –З, -С

ПРЕ- и ПРИ-

пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания

Перед звонкими

согласными – З,

перед глухими – С

Правописание зависит от лексического значения.

ПРИ-:

О-

У-

ПО-

ПРО-

ПРА- : прабабушка

НА- :

ЗА- :

ОТ- (ОТО-):

ОБ-(ОБО-):

В- (ВО-):

ВЫ -

ПРЕД-:

ПЕРЕ-:

С- (СО-):

НАД-(НАДО-)

ПОД- (ПОДО-):

ДО-

Оглушаются перед глухими:

В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-

Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ-

Сдавать

Надпилить

обтянуть

БЕЗ- (БЕС-)

ВОЗ- (ВОС-)

ВЗ- (ВС-)

ИЗ- (ИС-)

НИЗ- (НИС-)

РАЗ- (РАС-)

РОЗ- (РОС-)

ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)

ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)

Беззаботный – бессовестный;

Разгромить - расщедриться;

Розыгрыш - роспись

1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье;

2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, привести, привязать, пристегнуть;

3) неполноты действия: приоткрыть, прилечь, приутихнуть;

4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), придумать, прирезать;

5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться, принарядиться припрятать;

6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать.

ПРЕ-:

1) предельная степень действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень)

2) ПРЕ-=ПЕРЕ



Предварительный просмотр:

 Готовимся к ГИА. Задание А7. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (отымённых)

Н

НН

1) образованы с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-:

гусиный, водяной, кожаный

1) образованы с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-:

торжественный, традиционный

2) Исключение: ВЕТРЕНЫЙ

2) Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

3) в непроизводных прилагательных: синий, зелѐный, юный, буланый, единый, румяный, рьяный, пряный, зелѐный, свиной

3) от сущ-ных с основой на –Н: каменный, старинный, лимонный, карманный

4) от сущ-ных на –мя: имя – именной, племя – племенной



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА. Задание С2.1.

Теоретический материал для написания сочинения

 на лингвистическую тему: «Для чего нужны запятые?»

Функции запятых

Разделительная  функция запятой

Запятая  разделяет

1) однородные члены предложения

К полудню прогревается и  море,  и окрестный берег.(Глушкин О.)

2)   части сложных  конструкций – в сложносочинённом предложении, сложном бессоюзном предложении  

1) Роса уже пала,  и ночной воздух  пахнет  влажными  травами.  (Бакланов Г.) – сложносочинённое предложение

2) Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались. (Аргунова Н.) – сложное бессоюзное предложение

Выделительная  функция   запятых

Запятые выделяют

1) вводные слова, словосочетания, предложения

В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. (Соколов-Микитов И.)

2) обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными

На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. (Рыбаков А.)

3) обособленные приложения

Серебристая дымка,  предвестник жаркого  дня,  окутала  город. (Нагишкин Д.)

4) обособленные обстоятельства

И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. (Ахматова А.)

5) обособленные дополнения

В столовой, кроме играющих, нет никого.  (Чехов А.П.)

6) обособленные уточняющие члены предложения

За логом, у болота, сонно журчал родник. (Титов В.)

7) сравнительные обороты

Звезды,  как  вербочки, распухают в  прозрачных облаках. (Пришвин М.)

8) обращения

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
 (Лермонтов М.)

9) слова-предложения со значением утверждения, отрицания.

Нет, я никого не видел.

Да, ты прав. 

10) придаточное   в сложноподчинённом  предложении  

Я разговариваю по телефону с командиром  четвертой роты  и, когда кладу трубку, улавливаю шум подъехавшей машины. (Богомолов В.)

Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Гребенюк И.)

Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. (Каверин В.)



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА. Задание С2.1.

Теоретический материал для написания сочинения

 на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»

Функции тире

Разделительная функция

1) Тире разделяет  подлежащее от состава сказуемого

  Дуб —  теплолюбивое и  светолюбивое дерево.

(И.Соколов-Микитов)

2) тире разделяет части неполного предложения и указывает на пропуск членов предложения

Я пошел по галечниковой отмели налево, а Олентьев  -  направо. (В.К.Арсеньев)

 3) тире разделяет ряд однородных членов от обобщающего слова

  Сад, степь, двор - всё было в холодной тени. (В.Катаев)

4) Тире разделяет слова автора и  прямую  речь

«Башковитый я!» – восхитился собой Колька.  (В.Свинцов)

Выделительная функция

1) тире выделяет обособленные приложения

1) И только Радка – глупый щенок – без единого звука двинулась вперед, ловя в воздухе запахи зверя. (В.Свинцов)

2) Кошка, даже не глядя, знала, что приближается еще один сосед – хромой серый кот.  (В.Свинцов)

2) двойное тире- парный знак препинания,  выделяющий вставную конструкцию  и служащий для внутреннего членения предложения

Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М.Горький)

3) тире  в начале высказывания  выделяет реплики в диалоге

 Но бабушка произнесла совершенно другую, очень странную фразу:  

- Ломаете ребенку жизнь собственными руками.   

- Почему? - удивилась мама.    

 -  Потому что дети должны жить как дети, а не играть в игры

 взрослых.  (В.Токарева) 

Смысловая функция

1) Соединительное тире употребляется между двумя словами для обозначения количественного или др. предела, интервала.

 

Рейс Москва – Владивосток.  

Только на севере, на расстоянии пятнадцати — двадцати километров, тянулась темная линия уссурийского берега.

(В.Обручев)

2) в сложносочинённом  и простом предложениях      тире  употребляется для указания на смысловую неожиданность    

И щуку бросили – в реку. (И.А.Крылов)

Я раскрыл окно, желая вдохнуть свежего воздуха, – и замер от неожиданности.

Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. (А.Пушкин)

1) С помощью тире в бессоюзном сложном предложении оформляют смысловые отношения:

А) времени  

Б)  условия 

В) следствия

Г) противопоставления

Д) быструю смену событий

Е) неожиданность

Ж) сравнения

Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля — послышался тонкий, хрустальный звон. (И.Соколов-Микитов)

Сыр   выпал   с ним была плутовка такова.  (И. Крылов).

Молвит слово - соловей поет.

Автор-составитель:  Захарьина Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «МСОШ№1» Мамонтовского района

Алтайского края

 



Предварительный просмотр:

 ГИА -2014. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Схематически структуру сочинения можно изобразить так:

 

1. Вступление. Вводим предложенную в задании цитату, выражаем согласие с компетентным мнением автора (лингвиста, писателя, филолога, философа и др.)

2. Основная часть.

2.1. Пишем краткий комментарий к цитате (истолковываем смысл);

2.2. Доказываем своё рассуждение

2.2.1. Пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление и его роль в тексте.

2.2.2. Пример 2.

3. Заключение (вывод)

ПОМНИ!

- Каждая часть пишется с красной строки.

- В качестве аргументов используется языковой материал только из предложенного текста



Предварительный просмотр:

С2. Сочинение на лингвистическую тему

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Структурные части сочинения

Варианты речевого оформления

1. Вступление

- Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)

- Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)

- На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)

- Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)

- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …

2. Основная часть

Переход к рассуждению

- Я разделяю точку зрения …

- Я согласен с этим утверждением.

- Поразмышляем над этими словами.

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)

Введение примеров

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере

предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

- Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …

- С одной стороны, … С другой стороны, …

- Например, в предложении …

- Так, в предложении …

3. Вывод

- Итак, мы доказали, что…

- В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)

Таким образом, …



Предварительный просмотр: