Год русской литературы в России


Предварительный просмотр:

Программа организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних в условиях загородного лагеря МБУ ОЛ «Мечта» им. Кузина

2 сезон, 2015

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

Номинация, в которой заявлена программа

Программы профильной смены по организации детского отдыха загородных учреждений отдыха и оздоровления детей.

Полное название программы

Программа организации летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних в условиях загородного лагеря, посвященная году литературы в России

Цель и задачи программы

Цель:  Создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее   полноценному существованию в современном обществе.

Задачи: 

– дать навыки живого межличностного и коллективного общения; 

– расширить круг интересов, увеличить набор прикладных навыков; 

– формировать потребности в  ведении здорового и безопасного образа    жизни; 

– развивать коммуникативные способности и учить эффективно

  взаимодействовать с другими людьми; 

– развивать организаторские и лидерские качества, ответственность; 

- развивать практические навыки в направлении безопасности жизнедеятельности;

– обучить социальному проектированию; 

– вовлечь в интересную и общественно-полезную деятельность; 

– тем самым, воспитать активную жизненную и гражданскую

   позицию. 

Адресат проектной деятельности

 Дети и подростки от 7 до 14 лет

Количество участников программы: 120 человек

География участников: село Аляты, Иркутской области , Аларского района

Сроки реализации программы

5 июля- 23 июля, 2015

Направленность программы

Культурологическая, посвященная году литературы в России

Физкультурно – спортивная

Социально – педагогическая

Интеллектуальная

Краткое содержание программы

    Программа  по своей направленности является комплексной,  она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Проведение в 2015 году Года литературы — это хорошая возможность сдвинуть с мертвой точки многие накопившиеся проблемы. Нужно выделить приоритетные и жизнеспособные темы, которые войдут в проект плана мероприятий Года литературы., что Год русской литературы объединит российское общество, что это будет яркий, запоминающийся проект.

Программа была разработана с целью привлечения внимания детей  к литературе и чтению

Нормативно-правовая база

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Конституция РФ

- Закон Российской Федерации «Об образовании»

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Концепция модернизации российского образования до 2016 года

- Порядок проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха

Ожидаемые результаты

  • общее оздоровление детей и  подростков приобретение ими положительных эмоций;
  • Формирование у детей способности к поиску эффективных средств организации и коллективной деятельности.
  • вовлечение подростков   в общественно-полезную деятельность по предупреждению ЧС;
  • актуализацию знаний участников смены по безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.;
  • самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;

                                                                                           Введение

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом

Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.  Загородный лагерь –  это идеальная площадка для личностного роста детей, расширенные возможности для их творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, их социализация и профориентация.  

Лагерь — это живой, меняющийся организм.    Каждый ребёнок здесь – это проект Мира, он постоянно моделирует  его. Выбирая определённые вещи и людей в своём окружении, он в свою очередь делает их своим миром.

                                                                               Актуальность

Программа посвящена воспитанию современного нового человека, тому, что ему необходимо знать,  уметь, ценить,  чтобы создать свой яркий и успешный мир.  Также «новый человек» должен обладать определенными качествами, навыками, знаниями и умениями, наличие которых диктует современность, уровень развития общества. Так, на сочетании прошлого опыта и современного развития, был определен тот набор качеств и навыков, которые можно воспитывать и развивать в условиях профильной смены летнего лагеря.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана

  • привлечения внимания детей  к литературе и чтению
  • решением правительства РФ назвать 2015 год годом литературы
  • актуальностью задач современного воспитания;
  • повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях загородного лагеря;
  • необходимостью завершения реализации групповых и индивидуальных воспитательных траекторий;
  • обеспечением преемственности в содержании работы лагеря и деятельностью детей в учебное время;
  • модернизацией старых форм воспитательной работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации поставленных  целей и задач.

   

 Цель:  Создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее   полноценному существованию в современном обществе,   подчеркнуть богатство и самобытность российской литературы, через проведение тематических мероприятий в течение смены

 

   

Задачи: 

– дать навыки живого межличностного и коллективного общения; 

– расширить круг интересов, увеличить набор прикладных навыков; 

- прививать интерес к чтению русской литературы

– формировать потребности в  ведении здорового и безопасного образа жизни; 

– развивать коммуникативные способности и учить эффективно

  взаимодействовать с другими людьми; 

– развивать организаторские и лидерские качества, ответственность; 

- развивать практические навыки в направлении безопасности жизнедеятельности;

– вовлечь в интересную и общественно-полезную деятельность; 

– тем самым, воспитать активную жизненную и гражданскую

   позицию. 

Поставленные задачи могут быть наиболее полно решены через организацию основных содержательных блоков:

Сюжетно – ролевые игры

Творческие, трудовые дела

Интеллектуальные, развивающие игры

Здоровьесберегающие технологии

Механизм реализации

 Принципы успешной работы:

  • Четкое распределение ответственных лиц за различные виды деятельности;
  • Предварительная подготовка и обучение вожатых (в течение года до начала смены, мастер – классы, педагогические площадки в ходе реализации программы)
  • Обеспечение методической литературой, интернет – ресурсами
  • Высокий уровень профессионализма специалистов, обеспечивающих реализацию программы

Основные принципы программы:

  • Принцип гуманизации образования – в основу всего процесса ставится развитие личности, учет развития способностей каждого ребенка, формирование на этой основе индивидуального педагогического сопровождения воспитанников, стимулирования, коррекции и развития их особенностей.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации воспитания, предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей конкретного ребенка и групп детей и подростков.
  • Принцип научности, предполагающий использование новейших достижений педагогики  и психологии для обеспечения наибольшей эффективности дополнительного образования.
  • Принцип природосообразности  и культуросообразности, как основа для разнообразной досуговой деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей ее природной среды.
  • Принцип игры, реализуемый посредством включения участников смены в ролевые игры.
  • Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности.
  • Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности  должен оставаться за личностью.
  • Принцип социально – педагогической компетентности кадров, предполагающий, необходимый уровень  психолого – педагогической и методической подготовленности работников к решению определенного круга социально – педагогических проблем и постоянное его повышение.
  • Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

Формы и методы, используемые при реализации, выбираются с учетом возрастных особенностей детей:

в обучении:

- практический (игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа);

- наглядный (изучение правил дорожного движения на макетах и схемах, демонстрация дорожных знаков и технических средств организации дорожного движения);

- словесный (инструктажи, рассказ, беседы, объяснение, разъяснения);

в воспитании:

- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

.