Фольклорный кружок

В данном разделе содержится информация , необходимая для проведения кружка "Русский фольклор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию МО « Аларский район »

МКОУ ДОД РДДТ

МБОУ Кутуликская СОШ

«Утверждаю» :________________

Директор МКОУ ДОД РДДТ Цыренова Л.А.

«15» сентября 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по славянскому  фольклору

«Русский детский фольклор»

(На 3 года, для детей от 7 до 15 лет)

Педагог дополнительного образования

МБОУ Кутуликская СОШ

Данчинова Наталья Викторовна

Кутулик – 2014 год

Пояснительная записка.

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из

исканий высокой радости детской народной массы.

Это – детский фольклор»

               Г.С.Виноградов.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

    В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена в соответствии с приоритетными направлениями концепции модернизации российского образования на период до 2020 года:  воспитание гражданина патриота, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру.

Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры.

 Следует подчеркнуть, что младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового, и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивать способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы  лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности.

Под фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусство народного пения. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Новизна программы.  Новизна программы определенна тем, что в основу программы вложены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Считаю необходимым при освоении программы русский детский фольклор, вставить разделы «Уклад и быт русского народа», в который вошли такие занятия как «Ставни открываются – сказка начинается», «Ключик повернись – дверь в наш домик отворись», раздел «Русский народный костюм », в котором подробно будут рассматриваться мужские и женские народные костюмы, раздел «Народные промыслы России», где дети познакомятся с игрушками, которыми играли дети старины, попробуют самостоятельно вышивать бисером и крестиком.

 Цель творческого объединения: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.

Задачи творческого объединения:

образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

- развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

- воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Срок обучения по программе – 3 года. На год обучения - 102 часа. По 3 часа в неделю (2 раз в неделю)

Возраст обучающихся – 7 – 15 лет.

Предполагаемые результаты освоения программы

  Должны знать:

 -специфику детского фольклора;

- историю собирания и изучения детского фольклора;

- классификацию детского фольклора;

-жанры народной поэзии, их особенности.

  Должны уметь:

-определять жанры народной поэзии;

-классифицировать жанры детского фольклора;

-использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.

Прогнозируемые результаты

Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.

Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки,

подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.

Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.

Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.


Учебно-тематический план на первый год обучения

№ п/п

Тема

Теория
кол-во часов

Практика
кол-во часов

Всего
кол-во часов

 

Раздел 1. «Вводное занятие»

 

 

 

 1.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в помещении. Знакомство с предметом.

1

1

Раздел 2. «Календарные праздники»

 

 

45

 2.

«Сентябрь — листопад»

2

1

3

 3.

«Пчела — божья работница»

2

1

3

 4.

«Покров-Зазимье»

2

1

3

 5.

«Ведение пришло — зиму в хату завело»

2

1

3

 6.

«Никола Зимний и Спиридон Солнцеворот»

2

1

3

 7.

«Рождественские сказания»

2

1

3

 8.

«Рождественские вечера»

2

1

3

 9.

«А у нас Рождество»

2

1

3

 10.

«Крещенские сказания»

2

1

3

 11.

«Сретенье»

2

1

3

 12.

«Масленица»

2

1

3

 13.

«Сорок сороков»

2

1

3

 14.

«Благовещение»

2

1

3

 15.

«Пасха – красная Пасха»

2

1

3

 16.

«Егорий Вешний»

2

1

3

Раздел 3. «Обычаи, традиции и обряды русского народа»

 

24

 17.

 «Для дорогого гостя и ворота настежь»

2

1

3

 18.

«Щедрые дары осени»

2

1

3

 19.

«Старинная русская кухня»

2

1

3

 20.

«Устное народное творчество»

2

1

3

 21.

«Именины»

2

1

3

 22.

«Худо тому, кто добра не делает ни кому»

2

1

3

 23.

«А у нас на Руси — Чудо богатыри»

2

1

3

 24.

«Весенние забавы детей»

2

1

3

Раздел 4. «Уклад и быт русского народа»

 

12

 25.

«Ставни открываются — сказка начинается»

2

1

3

 26.

«Ключик, повернись — дверь в наш домик отворись»

2

1

3

 27.

«Без печи хата — не хата»

2

1

3

 28.

«Хозяюшкины помощники»

2

1

3

Раздел 5. «Русский народный костюм»

 

 

12

 29.

«Из чего одежду делали»

2

1

3

 30.

Практическое занятие по ткачеству

2

1

3

 31.

«Женская и девичья одежда»

2

1

3

 32.

«Старинная мужская одежда»

2

1

3

Раздел 6. «Народные промыслы России»

 

 

12

 33.

«Золотые руки и золотое ушко»

2

1

3

 34.

«Бытовая игрушка»

2

1

3

 35.

«В гостях у народных мастеров»

2

1

3

 36.

«Мы и сами – хоть куда, славные все мастера»

2

1

3

Всего за год:

67

35

102

Календарно-тематический план на первый год обучения

Месяц

Тема

Кол-во часов

Формы и методы проведения

Оборудование

Вид контроля

сентябрь

Вводное занятие.

( Инстуктаж по ТБ, правилам поведения), знакомство с

1

Беседа.

Беседа по правилам поведения

«Для дорогого гостя и ворота настежь»

2

«Не красна изба углами, а красна – пирогами». Знакомство в игровой форме с обычаями «гостеприимство», «почаёвничать», пословицы, поговорки, загадки.

Кухонная утварь

«Сентябрь -листопад»

3

Новолетие, беседа о времяисчислении календаре, рассматривание разных календарей; форм и видов часов, поделка карманного календаря.

Термометр для измерения температуры

воздуха

Самостоятельная работа

«Пчела — божья работница»

3

Беседа о пчеловодстве,, пчелиной десятине, пчёлах, мёде; поговорки, загадки, инсценированная сказка. Дегустация мёда.

Картины, презентация

октябрь

«Ставни открываются — сказка начинается»

3

Беседа:- выбор места жительства; -топор-главный помощник; -дом и его внешний вид; загадки, пословицы о топоре и плотнике;

Презентация

«Ключик, повернись — дверь в наш домик отворись»

3

Беседа о внутреннем убранстве дома, о красном угле, загадки.

Канцелярские принадлежности

«Щедрые дары осени»

3

Игра «Гость — пугало огородное», осенние игры, загадки и беседа про овощи, приготовление салатов.

Посуда, овощи

«Покров-первое Зазимье»

3

Знакомство с праздником, поговорки, пословицы, игра «Покровская ярмарка».

Иконы

ноябрь

«Без печи хата — не хата»

3

Печь, её роль в жизни народа, сказки, загадки, пословицы, просмотр видеоматериала, домашнее задание вместе с родителями сделать русскую печь.

Презентация

Самостоятельная работа дома

«Худо тому, кто добра не делает ни кому»

3

Беседа об обычае помочи, добрые дела, добрые слова, рассказ, просмотр видеоматериала, работа по дидактическим картинкам; игра «Помоги ближнему!».

Презентация

Канцелярские принадлежности

«Старинная русская кухня»

3

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о хлебе, каше, еде, дегустация разных видов хлеба.

Кухонная утварь, хлеб

 

«Устное народное творчество»

3

Бытовой фольклор потешный фольклор, игровой фольклор (загадки, считалки, скороговорки…)

Самостоятельная работа

декабрь

«Ведение пришло — зиму в хату завело»

3

Беседа о празднике, народные поверья, поговорки, первые зимние торги, поделка: санки с росписью бисером и паетками.

Бисер, канцелярские принадлежности

«Никола Зимний и Спиридон Солнцеворот»

3

«Солнце на лето – зима на мороз»; беседа, рассказ, поговорки, народные поверья

«Рождественские сказания»

3

Рассказ о Рождестве с показом персонажей, колядки, изготовление подарков.

Материал для подарков

проведение мини-выставок

«Рождественские вечера»

3

Рассказ о Святках, просмотр фильма о Рождестве, изготовление подарков.

Канцелярские принадлежности

январь

«А у нас Рождество»

3

Колядование, игры, развлечение,

«Крещенские сказания»

3

Беседа о празднике, крещенской воде, поверья, связанные с этим праздником; освящение водой помещений (класса, избы)

Крещенская вода

«Хозяюшкины помощники»

3

Знакомство с утварью, умение с ней обращаться, ролевая игра «Один день из жизни дружной семьи».

«Именины»

3

Беседа об имени, именинах, обычаи, игры с ними связанные, ролевая игра «А у нас именины», оформление именинной открытки

Канцелярские принадлежности

проведение мини-выставки

февраль

«А у нас на Руси — Чудо богатыри»

3

Беседа о русских богатырях, любовь к родному краю, земле; защитники Родины; рассматривание картин, фильм.

Картины, фильм

«Сретенье»

3

 Беседа о празднике, рассказ, стихи, заклички, приговорки..

Самостоятельная работа

«Масленица»

3

Игра «Дни Масленицы», загадки о блинах, игры, конкурсы, чаевничание с блинами.

Блины

«Золотые руки и золотое ушко»

3

Знакомство с веретеном, прялкой, иголкой, спицами, загадки росписью ,расписываем прялку.

Прялка, иголки, спицы

март

«Из чего одежду делали»

3

Беседа о льне, обработке его, рассказ «Ванюшкина рубашка», что такое прядение

Практическое занятие по ткачеству.

3

Учимся ткать на веретене, (занятие в музее).

Самостоятельная работа

«Женская и девичья одежда»

3

Беседа о женской одежде, просмотр презентации

Конкурс рисунков на лучший женский наряд

Презентация

проведение мини-выставки

« Старинная мужская одежда»

3

 Беседа о мужской одежде, конкурс рисунков на лучшую мужскую одежду

апрель

«Бытовая игрушка»

3

Беседа с показом, во что играли дети старины (свистульки, матрёшки, и тд.), сказка, поделка «кукла – скатка».

проведение мини-выставки

«Сорок сороков»

3

Рассказ, обычаи, связанные с праздником, лепка из солёного теста жаворонков.

«Благовещение»

3

Беседа, просмотр фильма, поговорки, приметы; обычай «выпускать птиц на волю». Поделка оригами «Птичка».

Канцелярские принадлежности

«В гостях у народных мастеров»

3

Беседа, загадки

Игра «Угадай какой мастер сделал это?».

Презентации

май

«А мы сами хоть куда – Славные все мастера!»

3

Беседа о росписи, практическое занятие: роспись посуды (гжель, хохлома) бисером

«Пасха – красная Пасха»

3

Рассказ о Пасхе с показом , игры, забавы, обычаи, связанные с Пасхой. Выступления детей кружка с Пасхальным концертом.

Концерт

«Егорий Вешний»

3

Беседа, рассказ о Георгии Победоносце, обыгрывание обычая «Первый выгон стада», поделка «Бурёнка».

Канцелярские принадлежности

«Весенние забавы детей»

3

Знакомство с весенними играми.

Итого

102 часа

Вид контроля

Безоценочная система  кружковой работы требует новой формы контроля.

Это может быть:

​ взаимооценка и самооценка

​ проведение мини-выставок в конце каждого занятия

​ самостоятельные работы в различных формах

​ семинары-практикумы по изученной теме;

​ творческие конкурсы;

Содержание программы на первый год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в помещении. Знакомство с предметом.

Раздел 2. «Календарные праздники»

«Сентябрь — листопад»

«Пчела — божья работница»

«Покров-Зазимье»

«Ведение пришло — зиму в хату завело»

«Никола Зимний и Спиридон Солнцеворот»

«Рождественские сказания»

«Рождественские вечера»

«А у нас Рождество»

«Крещенские сказания»

«Сретенье»

«Масленица»

«Сорок сороков»

«Благовещение»

«Пасха – красная Пасха»

«Егорий Вешний»

1.Сентябрь- листопад

Наблюдения в природе:

​  Уменьшение светового дня.

​  Понижение температуры воздуха (похолодание). Первые заморозки.

​  Холодные росы, туманы. Частые холодные дожди, их характеристика (мелкий - моросит, крупный - “льет как из ведра”).

​  Изменение в одежде людей.

​  Цвет неба, движение и форма облаков (почему облака движутся), ветер сильный, порывистый.

​  Изменения состояния растений: появление осенних красок в листве, траве, на полях появляется зелень озимых культур

Анализ пословиц и поговорок

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди.

Анализ примет :

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если с дерева лист чисто не падает - будет холодная зима.

Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо - морозы наступят нескоро.

Поделка карманного календаря, из цветной бумаги, по временам года (осень – жёлтые расцветки, зима – синие оттенки и т.д.). Начинается календарь с сентября месяца. 

2. «Пчела — божья работница»

Беседа о пчеловодстве, пчелиной десятине, пчёлах, мёде; поговорки, загадки, инсценированная сказка. Дегустация мёда.

Пчелы – самые полезные насекомые. Продукты, получаемые из пчелы. Пчела – символ трудолюбия.

Почему пчел называют трудолюбивыми.

Анализ пословиц и поговорок про мед:

Пчёл держать – не в холодке лежать.

Пчёл водить — не разинув рот ходить.

Бортник – горек, да мёд его сладок.

Всякий доход не живёт без хлопот.

И всяк водит, да не всяк доводит.

Интересные факты о меде.

Дегустация меда.

3. «Покров-Зазимье»

Первое знакомство с православными праздниками

Беседа о православных праздниках, какие праздники дети уже знаю, какие предстоит узнать.

Притча о Деве Марии- истоке праздника. Знакомство с понятием икона, демонстрация икон.

Проведение игры «Цветок добра».

4 . «Ведение пришло — зиму в хату завело»

Знакомство детей с зимним праздником народного календаря: Введеньем; беседа о празднике, народные поверья.

Поговорки, пословицы, первые зимние торги, торги санями, санками, салазками, ледянками.

Слова для запоминанья: введенье, салазки, ледянки, роспись.

Поделка: санки

5. «Никола Зимний и Спиридон Солнцеворот»

Знакомство детей с зимним праздником народного календаря: Николой Зимним и Спиридоном Солнцеворотом; беседа о празднике, рассказ, народные поверья, поговорки, заклички. «Солнце на лето – зима на мороз».

Слова для запоминания: солнцеворот, чудотворец, Спиридон.

Игра «Колесо гори, катись», поделка «Солнышко».

6.«Рождественские сказания»

Рассказ о Рождестве Христовом. Праздник называют «материю всех праздников». Рождение Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира – начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресение.

Значение святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведём мы от Рождества Христова.

Показ персонажей, изготовление подарков.

Поздравление с Рождеством, чтение колядок, чтение стихов, игры, развлечение.

7. Крещенские сказания

Беседа о празднике Крещении, крещенской воде, обряде Крещения.

Поверья, связанные с этим праздником;

Рассказ «Святая ночь», рассматривание картины «Крещение Руси» К.В. Лебедева. Освящение водой помещений (класса, избы).

Слова для запоминанья: крещенье, водоосвященье, Богоявление, идолы, крещенская вода

Удивительные свойства святой воды.

Интересные факты о святой воде.

8.Сретенье .

Знакомство детей с весенними праздниками народного календаря: Сретеньем.

Беседа о празднике, рассказ, стихи, заклички, приговорки.

Встреча зимы с весной. Сретение Господне — один из главных праздников христианской Церкви. В Русской Православной Церкви он отмечается 15 февраля.В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча».

День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы

Слова для запоминанья: сретенье, заклички, приговорки.

Разучивание танца весны.

9. «Масленица»

Знакомство детей с весенними праздниками народного календаря - Масленицей.

Беседа о празднике, о днях этой недели, загадки о блинах и продуктах из которых делаю блины.

Словарная работа: Маслёна, чучело, лакомка, перелом, мамины (тёщины вечёрки), сестрины (золовкины посиделки), прощёный день, заигрыши.

Изготовление чучела, вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер. 

Игра «Дни Масленицы», игры – конкурсы, чаевничание с блинами.

10. «Сорок сороков»

Рассказ, обычаи, традиции, связанные с праздником.

Рассказ о сорока мучениках Севастийских; Истоками этого праздника является событие, произошедшее в Иерусалиме на сороковой день после рождения маленького Иисуса. о том, что прилетает в это время вторая весенняя птица жаворонки, приговорки.

Это вторая встреча весны и зимы, день весеннего равноденствия, заклички о весне. Обычаи, связанные с праздником.

Примета : «Если на Сретение солнечная и теплая погода, весна будет ранняя и теплая, если же 15-го февраля на улице холодно и сыро, значит, быть холодной весне, а если в этот день снегопад заметает дорожки – не ждите ранней весны!»

11. «Благовещение»

Православный праздник, посвящённый евангельскому событию - возвещению архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. Отмечается 25 марта (7 апреля по юлианскому календарю).

Понятие Благая весть - Слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. 

Беседа, просмотр фильма, поговорки, приметы; обычай «выпускать птиц на волю». Поделка оригами «Птичка».

12. «Пасха – красная Пасха»

Рассказ о Пасхе с показом , игры, забавы, обычаи, связанные с Пасхой.

Одним из торжественных праздником христиан является Пасха – Светлое Христово Воскресенье. Этот праздник завершает время Великого Поста и приходится на весеннее время, что добавляет ему особую атмосферу радости. Христиане отмечают его, соблюдая все традиции, и поздравляют родных и близких с праздником Пасхи. Этот праздник установлен в память о Воскресении Иисуса Христа.

День празднования Пасхи исчисляют по лунному календарю, поэтому он не имеет определенной даты.

Торжества начинаются в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия (22 марта).

Выступления детей кружка с Пасхальным концертом.

13. «Егорий Вешний»

Егорьев день был одним из самых любимым праздников христиан. Георгий, Егорий, Юрий – землепашец, земледелец – таково значение этого имени.

Егорию подчинялись домашние животные; Егорий – покровитель пастухов. Пастухи говорили: “Хоть все глаза прогляди, а без Егория за стадом не усмотришь”.

Если благоприятствовала погода, то в этот день совершали торжественный выгон скота, на пастбище, на Егорьевы росу. Скоту давали хлеб, посыпанный солью, оглаживали пасхальным яйцо, чтоб он не болел, и выгоняли на улицу, слегка похлёстывая вербой. Молодняку желали: “Как вербочка растёт, так и ты расти”.

Беседа, рассказ о Георгии Победоносце, обыгрывание обычая «Первый выгон стада», поделка «Бурёнка».

Раздел 3. «Обычаи, традиции и обряды русского народа»

1.«Для дорогого гостя и ворота настежь»

2.«Щедрые дары осени»

3.«Старинная русская кухня»

4.«Устное народное творчество»

5.«Именины»

6.«Худо тому, кто добра не делает ни кому»

7.«А у нас на Руси — Чудо богатыри»

8.«Весенние забавы детей»

1.«Для дорогого гостя и ворота настежь»

«Не красна изба углами, а красна – пирогами».

Знакомство в игровой форме с обычаями «гостеприимство», «почаёвничать», разучивание пословиц и поговорок о Русском гостеприимстве;

Беседа на тему «Старинный русский обычай – гостеприимство»; придумывание сказки «О том, как дружба в беде помогла»;

Разгадывание загадок на тему гостеприимство;

Сюжетно – ролевые игры «Мы идем в гости», «Встречаем гостей».

2.«Щедрые дары осени»

Игра «Гость — пугало огородное»,

Осенние игры, загадки и беседа про овощи, приготовление салатов

Тучи нагоняет, Воет, задувает.
По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет   (Иней)

Анализ осенних примет

В лесу много рябины - осень будет…(дождливая)

Гром в сентябре предвещает…(тёплую осень)

Паутина стелется по растениям — к …(теплу)

Тёплая осень – к долгой … (зиме)

3.«Старинная русская кухня»

Беседа о том, что ели в старину.

Загадки, пословицы, поговорки о хлебе, каше, еде.

Словарная работа: пир, сбитень, каша, ситный хлеб, решетный хлеб, щи, крендель, похлёбка, калач, каравай.

Дегустация разных видов хлеба.

4.«Устное народное творчество»

Бытовой фольклор

Потешный фольклор

Игровой фольклор (загадки, считалки, скороговорки…)

Словарная работа: скороговорки, считалки, потешки, прибаутки, докучные сказки, поговорки, дразнилки, загадки.

5. Именины

Беседа об имени, именинах, обычаи, игры с ними связанные.

Нельзя давать новорожденному имя недавно умершего члена семьи

Сокрытие имени

Нельзя меняться ни именами ни шапками

Крещение и обычаи с ним связанные

Ролевая игра «А у нас именины»

Оформление и изготовление именинной открытки

7.«А у нас на Руси — Чудо богатыри»

Беседа о русских богатырях.

Воспитание любви к родному краю, земле;

Защитники Родины; рассматривание картин, фильм.

Словарная работа: богатыри, защитники, Родина, родной край, любовь к Родине.

8. «Весенние забавы детей»

Весенние игры для школьников на свежем воздухе

Раздел 4. «Уклад и быт русского народа»

«Ставни открываются — сказка начинается»

«Ключик, повернись — дверь в наш домик отворись»

«Без печи хата — не хата»

«Хозяюшкины помощники»

1. «Ставни открываются — сказка начинается»

Беседа: выбор места жительства;

Топор-главный помощник;

Дом и его внешний вид; загадки, пословицы о топоре и плотнике;

Словарная работа: красный угол, лампадка, иконы, лавка, горница, сени, подпол.

Игра : «Мы к вам в гости пришли»

2. «Ключик, повернись — дверь в наш домик отворись»

Беседа о внутреннем убранстве дома, загадки про дом и домового

С буквой "У" на нём сидят,

С "О" - и пишут, и едят. (Стул и стол) и др.

3. «Без печи хата — не хата»

То она печёт блины,

То показывает сны. (Русская печь_

История русской печи

Крылатая мудрость - образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках. Образ печи в сказках.  

Печь, её роль в жизни народа сказки, загадки, пословицы, просмотр видеоматериала

Домашнее задание; сделать русскую печь.

4. «Хозяюшкины помощники»

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапли-вавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

Знакомство с утварью, умение с ней обращаться

Игра «Один день из жизни дружной семьи».

Раздел 5. «Русский народный костюм»

1.«Из чего одежду делали»

2.Практическое занятие по ткачеству

3.«Женская и девичья одежда»

4.«Старинная мужская одежда»

1.«Из чего одежду делали»

Беседа о льне, обработке его, чтение рассказа «Ванюшкина рубашка»,

Познакомить учащихся с традициями льноводства на Руси, этапами льняного производства, обрядами, связанными с ним, праздниками, посвященными льну

Что такое прядение

2.Практическое занятие по ткачеству

Учимся ткать на веретене, (занятие в музее).

Фотографии на память

3.«Женская и девичья одежда»

Беседа о женской одежде

Женская одежда во времена Московской Руси была преимущественно распашной. Особенно оригинальной была верхняя одежда, к которой относились летники, телогреи, холодники, роспашницы и др.

Просмотр презентации

Конкурс рисунков на лучший женский наряд

4.«Старинная мужская одежда»

Беседа о мужской одежде

Виды мужской одежды : кафтан, кожух, зипун и др.

Конкурс рисунков на лучшую мужскую одежду

Раздел 6. «Народные промыслы России»

1.«Золотые руки и золотое ушко»

2. «Бытовая игрушка»

3. «В гостях у народных мастеров»

4. «Мы и сами – хоть куда, славные все мастера»

1.«Золотые руки и золотое ушко»

Знакомство с веретеном, прялкой, иголкой, спицами,

Загадки, поговорки и пословицы про прялку

Вышивка - древнейший вид украшения изделий на Руси. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.Не менее 40 полотенец необходимо было припасти к свадьбе девушке. Полотенцами одаривала невеста женихову родню.

Учимся вышивать

2. «Бытовая игрушка»

Беседа с показом, во что играли дети старины (свистульки, матрёшки, и тд.),

Воспитывать интерес к народным промыслам; знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки (матрешка, глиняная свистулька, тряпичная кукла) ; обогатить лексический запас детей словами глиняный, тряпичный, деревянный, пластмассовый; развивать умение сравнивать разные по величине предметы; развивать умение отгадывать загадки.

Изготовление поделки «кукла – скрутка».

3.«В гостях у народных мастеров»

Беседа, загадки 

«Дымковская игрушка». «Сине-голубая Гжель»

«Золотая хохлома» «Что ты знаешь об искусстве Городецких мастеров»

«Что ты знаешь о русской народной игрушки»

​ Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем тебе нравится эта игрушка?

Игра «Угадай какой мастер сделал это?».

4. «Мы и сами – хоть куда, славные все мастера»

Беседа о росписи.

Практическое занятие: роспись посуды (гжель, хохлома) бисером, вышивка

Материально- техническое обеспечение:

​ специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;

​ технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,

​ наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;

​ зал для проведения праздников;

​ национальные костюмы.

​ кухонная утварь ( самовар, рушник и др )

​ термометр для измерения температуры воздуха

​ канцелярские принадлежности

​ принадлежности , для изготовления чучела

​ декоративные пасхальные яйца

​ куклы «Матрешки»

Методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

Методы, приемы, формы обучения:

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический

Формы: лекция, практикум, беседа

Литература для учителя :

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

Литература для учащихся :

1.Посвянская Н.П. От зимы до осени. -  М.: Детская литература -1979г.-286с.

2.Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.

3.Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.