Русский язык


Предварительный просмотр:

Безударные гласные в корне слова

Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Ты за нами поспевай,
Смело слово изменяй.
Ну а если очень сложно,
Посмотреть в словарик можно..
З..л..нела на п..лянке
И густой была тр..ва.
Ясно даже обезьянке,
Как проверить все слова.

Правописание согласных в корне

Ре..кий ветер и моро..,
Даже ду.. в лесу замёр.. .
Здесь опять нужна сноровка.
Действуй верно, действуй ловко.
Сомневаешься? Не трусь.
За согласной встанет пусть
Гласный. Сразу мы услышим
Чёткий звук. Готово? Пишем!

Непроизносимые согласные в корне слова

А вот это просто прятки.
Звук то есть, то нет. Загадки.
Подбирай такое слово,
Чтобы звук явился снова,
Никуда не потерялся,
А на месте бы остался.
Со..нце светит, в сер..це - праз..ник…
Ну и где ты, звук-проказник?

Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова

Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

  • От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.
  • Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-) 

На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

-ЛАГ- (-ЛОЖ-)

Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?

Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-

Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
“Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.

-СКАК- (-СКОЧ-). ИСКЛЮЧЕНИЯ: СКАЧОК, СКАЧУ

Командует ударение
ЗаГАР, но заГОРелый,
УГАР, но уГОРеть,
Ставь ударенье смело
И должен ты суметь
Без страха и сомненья
Судьбе наперекор,
Следя за удареньем,
-ГАР- отличить от –ГОР-.

Следующая | Предыдущая |





Предварительный просмотр:

Цель: 

  1. Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи; повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
  2. Наблюдения за употреблением наречий в текстах, составление своих текстов и других синтаксических единиц с наречиями;
  3. Воспитание любви к Родине, родному языку, природе.

Ход урока: 

  1. Орг. момент. Слово учителя, нацеливание на урок.
  2. Запись в тетрадях, работа над ошибками. Информация о домашнем задании.
  3. Проверка знаний о наречии как части речи.

1). Опрос (работа в парах). Ответить на вопросы, написанные в карточках:

  • Что называется наречием?
  • Степени сравнения наречий.
  • Написание наречий с приставками из-, до-, с-.
  • Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
  • НЕ и НИ в наречиях.
  • НЕ с наречиями.
  • Ь после шипящих на конце наречий.

2). Рассказать о способах образования наречий (морфологический и неморфологический).

3). Словарный диктант (по рядам), проговаривание вслух:

Неподалёку

в одиночку

волей-неволей

Ненароком

без устали

точь-в-точь

Поодиночке

по трое

перво-наперво

ничуть

на дом

едва-едва

настежь

по памяти

мало-помалу

вскачь

за границу

по-нашему

мимоходом

(по-царски).

Каких слов нет в ваших “словарях наречий”?

4). Работа с текстом, написанным на доске.

Как (бы) то (ни) было, зима кончилась. (В)начале марта дни стали (по)немногу теплеть. А ночью было (по)прежнему морозно. (С) начала появились проталины, затем дороги сплош(?) покрылись лужами. Беспреста(н, нн)о, (без)устали дует тёплый ветер. Скоро (по)всюду зазеленеет. (Мало)помалу приближается лето.

Какие орфограммы, изученные в теме “Наречие”, мы не встретили в данном тексте? А в следующем тексте вы их видите?

Думать было (не)когда, кругом зловещ… подступала темнота. Стоянка оказалась (не)далеко, а совсем рядом. ( Записываем в тетрадь, выделяем орфограммы).

Физминутка.

5). “ Лови ошибку”. ( Текст написан на доске.)

Закажи Балде службу, чтоб стало ему не…в…моч..,
И требуй, чтобы он её исполнил точь…в…точ..,
Тем ты и лоб от расплаты избавиш…
И Балду без зарплаты оставиш…

Из какого произведения текст? Кто автор? Какие ошибки, кроме орфографических, возможны при употреблении наречий?

6). “Говорите правильно” (устно).

  1. Как можно быстрее (нельзя: “возможно быстрее”).
  2. Заходите как можно чаще (нельзя: “возможно чаще”).
  3. Было жутко в темноте (нельзя: “жутко нравится”, “жутко скучает”).
  4. Получить даром, бесплатно (нельзя: “получить задаром”).
  5. Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: “столько много”).
  6. Отдал совсем, навсегда (нельзя: “отдаю насовсем”).
  7. Разделим пополам (нельзя: “разделим напополам”).

Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

Найти и исправить речевые ошибки.

Платье ужасно красиво. Обратно проливной дождь пошёл.

7). Работа по группам:

  1. Корректировка текста (см. приложение1).
  2. Кроссворд (см.приложение 2).
  3. Лото (см. приложение 3).
  4. “Поделись находкой” (см. приложение 4).
  5. Фразеологизмы заменить наречиями (см. приложение 5).

8). Происхождение наречий.

  1. Из истории наречий.
  2. Примеры образования некоторых наречий (см. приложение 6)
  3. Употребление наречий в речи (наблюдения из школьной жизни).

Заключительная часть урока:

Представляет ли трудность изучение наречий?

Что мы должны делать, чтоб не ошибаться в написании наречий?

Ребята, вы неплохо поработали, но давайте данным тестом подведем черту изучению этой темы.

5. Тест.

1). В каком из данных слов дефисное написание?

  1. (по)прежнему жить
  2. (по)лучше сочинить
  3. (по)реже печалиться. 

2). Какие наречия пишутся слитно?

  1. (в)скоре
  2. бок(о)бок
  3. (мало)помалу

3). В каких наречиях после шипящих пишется О?

  1. горяч…
  2. певуч…
  3. свеж…

4). Назови наречия с –нн-:

  1. увере(н, нн)о,
  2. холод(н, нн)о,
  3. жад(н, нн)о,

5). В каких словах не пишется слитно с наречием?

  1. (не)громко, а тихо,
  2. (не)истово,
  3. совсем (не)интересно.

6. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе.

Тема: Разносклоняемые существительные.

Цели: 1. Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными.

  1. Показать особенности склонения существительных на –мя.
  2. Научить склонять существительные на –мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных.
  3. Повторение: текст, типы и стили речи; падежные окончания существительных, безударные гласные в корне.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

1 чел. – у доски чертит схему « Е – И в падежных окончаниях существительных».

3 чел. – работа с карточками.

Остальные – работают с текстом на слайде.

Я долго шёл по тропинк.. зимнего леса и любовался его красотой. Зимний день свернулся и погас, ночь подошла быстро и стала на порог.. . Воробьи взметнулись стайкою и рассыпались по алле.. . В лесу я потерял всякое представление о времен…

-- Чтение текста про себя, затем – вслух.

-- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

-- Какова тема этого текста?

-- К какому типу и стилю речи он относится?

-- Найдите в тексте метафоры. Какова их роль?

-- В последнем предложении найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

-- Назовите слова с приставкой 2 группы.

-- На какое правило в тексте пропущены буквы?

-- Работа со схемой, записанной на доске – сформулировать правило.

-- Устно вставляем буквы и объясняем написание окончаний существительных.

( На экране буквы появляются постепенно).

Создание проблемной ситуации.

-- К какому склонению относится слово времени? Почему?

-- Что мы должны написать в окончании? (Ученики называют Е, а на экране появляется И).

-- Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу?

Сегодня на уроке мы с вами и должны это выяснить.

  1. Сообщение темы и целей урока (слайд № 2). Запись темы в тетради.
  2. Объяснение нового материала.
  1. Работа с учебником с. 83.

-- Найдите в параграфе 37, какие существительные относятся к разносклоняемым. Прочитайте.

-- Какие слова вы запомнили?

-- Внимание на слайд № 3 – запись разносклоняемых существительных в тетрадь.

-- Значения каких слов вам непонятны?

-- Сообщения подготовленных учеников о словах бремя, стремя, темя, племя.

-- Устно составьте словосочетания с этими словами.

            2) Почему же эти существительные называются разносклоняемыми?

                Давайте посмотрим, как склоняется слово время и сравним с изменением других существительных. (Слайд № 4.)

             И.п.                солнц-е                      врем-я                               ночь

             Р.п.                 солнц-а                      времен-и                           ноч-и

             Д. п.               солнц-у                      времен-и                           ноч-и

             Т. п.                солнц-ем                    времен-ем                        ночь-ю

             П. п.                о солнц-е                   о времен-и                       о ноч-и

                   -- К какому  склонению относится сущ. солнце?

                   -- Что общего в склонении сущ. солнце и время? (окончания в Т.п.)

                  -- Какого склонения сущ. ночь?

                  -- Чем похожи сущ. ночь и время? (окончаниями в Р.,Д. и П. падежах)

-- Какой вывод можем сделать? Почему сущ. время относится к   разносклоняемым?

                  -- Какую ещё особенность в склонении слова время вы заметили?

                      (суффикс –ен-)

3) Обобщающая схема на слайде № 5, запись схемы в тетрадь.

Р.п.

Д.п.      + -ен- + и  (по 3-му скл.)               Т.п.  + -ен- + ем (по 2-му скл.)

П.п.

         -- Что нужно запомнить?

         -- Что надо добавить в схему на доске?

         

     5. Закрепление.

    -- Просклонять по вариантам сущ. племя и знамя.

  -- Запись на доске и в тетрадях словосочетаний, выделение суффиксов и окончаний у разносклоняемых существительных.

     Нет времени для прогулок, гори синим пламенем, семена раздора, называть вещи своими именами, время от времени.

     -- Как называются записанные выражения? (Фразеологизмы)

     -- Понятны ли вам их значения?

6. Самостоятельная работа по карточкам.

                                                 1 вариант        

Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.

1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).

                                                     2 вариант

Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.

1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединени_. 3. В отбл_сках (пламя) м_тались птиц_. 4. Выр_сли мы в (племя). 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 6. В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя).

   

   -- Проверка (Чтение предложений по цепочке.)

7. Итоги (слайд №2).

Ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

  1. Д\З.  Параграф 37, упр. 213.


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку для 6 класса по теме:

"Правила правописания безударных личных окончаний глаголов"

Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=89&source=&block=0&capping=0&cb=4b8bebb3d20b4ca0bcb8f9278ca9c86a

http://www.uroki.net/docrus/docrus33/1.JPG

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=89&source=&block=0&capping=0&cb=32b2015aedc8acb4d6d91eb9fd392e78



Предварительный просмотр:

1. Укажите, какое слово передает значение действия:

а) прочный;б) думающий;в) крепкий;

2. Укажите признаки, которые присущи причастию:

а) род; число; падеж;б) род; число; падеж; вид; время;

3. Какое слово в предложении является причастием: Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.

а) странные;б) голубые;в) намекавшие;г) сказочное;

4. В каком ряду все слова являются причастиями?

а) оскалившийся; проговоривший; удержав; неожиданный;

б) лечащий; нагретый; перелистав; поевший;

в) заплакано; ударивший; придержанный; непредвиденный;

г) летающий; мытый; рассчитавший; побывав;

5. Укажите словосочетание с ошибкой:а) приближающейся бурей;б) в начинающимся состязании;в) к младшей дочери;г) об играющем ребенке.

6. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

7. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.б) Старик, видевший все своими глазами, не мог говорить без слез.

8. Какое причастие является действительным?а) пилотируемый;б) жужжащий;в) восстановленный;

9. Какое причастие является страдательным?

а) купающиеся;б) загоревшие;в) убежденный;

Помогите причастию выполнить королевский указ. Для этого спишите текст, расставьте знаки препинания, вставьте ту информацию, которая была потеряна.

«Указ его Величества короля Глагола.

Повелеваю! В причастиях, образованных от глаголов …  спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания …      писать суффикс –ущ(-ющ), а в причастиях, образованных от глаголов …     спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания…   писать суффикс –ащ(-ящ)».

Буква   А  пишется в слове

а) вспах_нный             в) се_нный

б) удивл_нный           г)потер_нный

Пунктуационная ошибка допущена в предложении.

а) Заросли вокруг озера были густые, колючие.

б) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

в) Яблоня не укрытая соломой погибла.



Предварительный просмотр:

Ведущий.

Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". Кто из вас может объяснить, что означает это слово?

Ученик.

Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них.

Ведущий.

Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению. В ваших классах уже прошли предварительные викторины, и вы смогли выбрать наиболее подготовленных детей. Я приглашаю на сцену команды "Угадай-ка" и "Любознательные".

Ведущий представляет членов жюри (классные руководители, завуч начальных классов, библиотекарь).

Задание 1

Командам предлагается магнитная доска и набор отдельных слогов и букв. Надо постараться из данных слогов получить слова путем добавления одной буквы.

5 слов - 5, 4 слова - 4 и т.д.

БА, КО, СО, РИ, ЛА

БА, КО, СО, РИ, ЛА

Лежат отдельные буквы.

Задание 2

Командам выдаются одинаковые комплекты из четырех картинок по развитию речи. Нужно придумать красивый, связный рассказ.

Пока команды готовятся, ведущий проводит с болельщиками игру "Доскажи словечко". Болельщики обеих команд отвечают по очереди.

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно ... (карандаш).

Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).

По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки ... (коса).

В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь).

Ведущий.

Молодцы! Каждая команда получает по 5 баллов. Ну, а теперь послушаем рассказы, которые приготовили нам команды.

Задание 3

Задание написано на доске.

УГАДАЙ-КЕ

7 "люков"

1.-ЛЮ-К-

2.-ЛЮК-

3.-ЛЮ-К-

4.-ЛЮК-

5.-ЛЮ- - -К-

6.-ЛЮК- -

7.-ЛЮ- -К

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

7 "львов"

1. -ле- -в- -

2. ле-в- -

3. -лев- -

4. - -лев- - - -

5. -лев

6. - -лев- -

7. ле- -в- -

Вопросы для "УГАДАЙ-КИ"

1. Без этого не играют в хоккей.

2. Этот в руке у Бабы-Яги.

3. Этот пекут, как пекут пироги.

4. Этот не знает, что значит улыбка.

5. В тот молочко наливают кошке.

6. Этот с болота приносят в лукошке.

7. Этот искал Карабас-Барабас.

Вопросы для ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ"

1. Первый лев пасет оленей.

2. Этот острый, в мыльной пене.

3. Третий - корм для лошадей.

4. Лев - источник новостей.

5. В пятом здесь бычок вздыхает.

6. Этот полю помогает.

7. А последний очень вял.

В этом конкурсе командам помогают болельщики. Если команда и ее болельщики не знают ответа, то отвечает команда соперника, и, таким образом, зарабатывает себе дополнительные баллы.

Задание 4

Ведущий.

Ребята, вам пришла шифровка. Она напечатана необычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Надо подумать какого, мысленно его приставить и прочитать 2 слова. Задание можно усложнить: команды шифруют друг другу слова.

УГАДАЙ-КЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

Задание 5

На доске за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями:

УГАДАЙ-КЕ ---- ЧА- ЩА

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ ---- ЖИ - ШИ

В это время проводится конкурс для болельщиков.

1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков.

2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.

3. Придумать имя девочки, в котором три слога.

4. Придумать имя мальчика, в котором на один слог меньше.

5. Подсчитать сколько звуков и букв в словах:

ЯБЛОКО ЕНОТ

6. Подсчитать, сколько слогов в именах:

ПЕТР АЛЕША

Задание 6

Участвуют капитаны команд.

Ведущий.

Ребята, надо отвечать на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы:

"С" "А"

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Кто твоя сестра?

- Кем работает отец?

- А мама?

- Что ты любишь есть?

- Твои любимые напитки?

- Какие фрукты, ягоды ты любишь?

Задание 7

Участники должны угадать сказки и их героев.

  • Иван-царевич говорит ей:

- Лягушка, лягушка отдай мою стрелу.

("Царевна-Лягушка", р.н.с.)

  • Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто".

("Сказка о рыбаке и рыбке", А. С. Пушкин)

  • Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?

("По щучьему велению", р.н.с.)

  • Кто прислал телеграмму?

От дедушки ушел,

От бабушки ушел,

Скоро буду у вас. (колобок)

  • Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

  • Назовите аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои полеты, (ступа)

Ведущий.

Итак, ребята, наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

КВН "Мой верный друг - язык мой русский"

Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.

Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:

"На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке".

Раздается стук в дверь.

Ведущий (открывая дверь). Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык пожаловал!

Русский язык. Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рад встрече с вами! Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю (грозя пальцем), как вы русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.

Нога - ... (ноги).

Рука - ... (руки).

Дуга - ... (дуги).

Мука - ... (?).

Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.

Ведро - ... (ведра).

Бедро - ... (бедра).

Метро - ... (?).

День - ... (дни).

Пень - ... (пни).

Лень - ... (?).

Цыпленок - ... (цыплята).

Козленок - ... (козлята).

Бочонок -... (бочонки).

Ведущий. Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Оценивать ваши знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.

Конкурс "Трындычиха"

Ребятам предлагается очень быстро и правильно прочитать скороговорки. Например:

- Архип осип, Осип охрип.

- Шел с козой косой козел. И др. Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Трындычиха".

Конкурс "Алфавит-аукцион"

У ведущего в руках - карточки с буквами (вперемешку). Ведущий называет имя ученика, показывает ему букву и задает вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, он выбывает из игры, вопрос задается другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же буквы по несколько раз.

А - река?

Б - дерево?

В - дикое животное?

Г - гриб?

Д - имя девочки?

Е - ягода?

Ж - насекомое?

3 - певица?

И - государство?

К - спортивный снаряд?

Л - птица?

М - орудие труда?

Н - рыба?

О - огородное растение?

П - поэт?

Р - школьная принадлежность?

С - родственница?

Т - писатель?

У - профессия?

Ф - первый книгопечатник на Руси?

Х - артист?

Ц - строительный материал?

Ч - единица измерения времени?

Ш - учебное учреждение?

Щ - сказочная рыба-волшебница?

Э - его можно услышать в горах?

Ю - игрушка?

Я - фрукт?

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Эрудит".

Конкурс "Всезнайка"

В игре участвуют двое. Игроки получают одинаковые карточки, на которых написаны слова, но некоторые буквы в них пропущены. Задание - дописать недостающие буквы: кто быстрее. Проигравший выбывает, его место занимает новый игрок (карточки новые). Примеры слов:

х ... ... в (хлев);

к ... ... щ (клещ);

я ... ... с (ярус);

г ... ... в (гнев);

б ... ... щ (борщ);

щ .... : ... л (щегол);

... ... д ... ... ... д (водопад);

... е ... ... т ... т (депутат). И др.

 

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Всезнайка".

Конкурс "Одним словом"

Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов. Примеры фраз:

- мчаться на всех парах (стремительно);

- орать во все горло (громко);

- спать мертвым сном (крепко);

- работать, не покладая рук (усердно);

- в час по чайной ложке (медленно);

- сделать на скорую руку (наспех);

- вылететь из головы (забыть).

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Краткость - сестра таланта".

Конкурс "Эй, моряк!"

Ведущий раздает детям карточки с заданиями. На карточках записаны слова (могут быть одинаковыми для всех или разными), в которых нужно зачеркнуть слово "море" и прочитать названия морских обитателей: кто быстрее. Примеры слов:

- кмореамморебалмореа (камбала);

- оммореаморер (омар);

- кремореветморека (креветка);

- моремеморедумореза (медуза);

- кмореальморемар (кальмар). Победителю конкурса Русский язык вручает бескозырку с надписью "Юнга".

конкурс "Капитан Врангель"

Детям предлагается разгадать зашифрованные слова и за 3-5 минут написать мини-сочинение, используя их все. Примеры слов:

100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет.

Победителю конкурса Русский язык вручает капитанские погоны.

Конкурс "Гостеприимный хозяин"

Однажды кит, тритон, баран, оса и крот,
Барсук, улитка и акула
Залезли пировать в кроссворд.
Гремела музыка, и лес дрожал от гула.
На шум явились краб, лягушка, павиан,
Лиса и кенгуру, сова и пеликан,
И под конец совсем - вломились слон с ослом.

Всех разместить прошу за праздничным столом! (Подсказка: начать "размещать" удобнее с осы и кита.) Ответы: 

  • по горизонтали: пеликан, акула, барсук, оса, лиса, тритон, слон, краб;
  • по вертикали: лягушка, кенгуру, павиан, крот, баран, улитка, кит, осел, сова.

Победителю конкурса Русский язык вручает фартук и ленту с надписью "Гостеприимный хозяин".

Конкурс "Самый глазастый"

Каждый ученик получает карточку с рассказом-загадкой. В рассказе "спрятаны" 15 названий растений. Попробуйте их найти.

"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Самый глазастый".

Конкурс "Соображалка"

На плакате написаны слова: полумесяц, каникулы, кино, и, разум, книга, цыпленок, хор, урок, шоколад, бросок, коробка, карандаш, пожар, лепет,

Русский язык. Взяв по две стоящие рядом буквы из каждого слова, выписав их все подряд и разбив затем на слова, любой из вас узнает, что я о нем думаю. ("Умники и умницы, хорошо соображаете!")

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Умник" или "Умница".

Ведущий. Вот и настало время попрощаться нам с Русским языком.

Русский язык. Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам "До свидания!". Не раз я приду еще к вам. А вот всех победителей сегодня особо благодарю и крепко пожимаю им руку.

Пожимает руки всем победителям.

Конкурс грамотеев

Оформление:

Пословица "Ученье - свет, неученье - тьма". Рисунки детей на школьную тему. Книжная выставка.

Звучит веселая музыка.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс грамотеев!

В конкурсе принимают участие две команды - "Ракета" и "Радуга". Членами жюри являются старшеклассники - победители предметных школьных олимпиад. Они же помогут мне проводить конкурс.

Условие конкурса вам известно: на вопрос отвечает команда, участник которой успеет первым поднять руку.

Итак, наш конкурс начинается!

Удар гонга.

Ведущий. 1 тур - математический.

Старшеклассник. Для того, чтобы решить задачу, нужны не только знания, но и смекалка. Давайте проведем небольшую разминку.

Попробуйте решить задачи.

Задача 1.

Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. По дороге они нашли три рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если бы он один отправился на ярмарку? (Ваня нашел бы те же три рубля.)

Задача 2.

Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. Навстречу им шли три бабушки. В руках у каждой бабушки - по три котенка. Сколько котят несли бабушки на ярмарку? (Ни одного. Котят несли с ярмарки.)

Задача 3.

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате всего? (Четыре.)

Старшеклассник. Молодцы!

Ведущий. А теперь задание посложнее. Мною будут прочитаны отрывки из литературных произведений, герои которых совершают математические действия. Ваша задача: во-первых, проверить, верный ли дан героями ответ; во-вторых, сказать, из какой книги прочитан отрывок и кто ее автор.

Задание 1.

- Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул.

- Врете, ни одного...

- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два...

- Почему?

- Я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись! Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: одно яблоко. А. Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

Задание 2.

"На ста площадях по сто зеркал, - сказал Топсед Седьмой. - Сколько же это будет всего зеркал?"

Все вокруг почтительно замерли, и король начал по очереди спрашивать своих придворных.

"Вы знаете?"

- "Запамятовал, ваше величество. Мне в детстве трудно давалась арифметика."

- "А вы?"

- "Двести зеркал, ваше величество."

Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: десять тысяч зеркал. В.Губарев. "Королевство кривых зеркал".)

Задание 3.

Аля раскрыла учебник - так, наугад, где сам раскрылся. Прочла: "У Антоши на столе было девять солдатиков. Один барабанщик, остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?" - "У какого это Антоши?" - подумала Аля.

Вопрос: сколько было пехотинцев? (Девять. И. Токмакова. "Может, нуль не виноват.")

Ведущий. Пока жюри подсчитывает первые итоги, я попрошу зрителей разгадать загадки.

Загадки зрителям.

1.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)

2.

Шея длинная такая,
Хвост крючком...
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Двойка.)

3.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал.)

4.

В школьном ранце я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

5.

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел.)

Ведущий. Попросим жюри объявить итоги I тура.

Подведение итогов. Удар гонга.

Ведущий. II тур - грамматический.

Старшеклассница. Для разминки давайте проведем игру "Третий лишний". Я буду называть вам по три слова. В каждой тройке два слова родственные, однокоренные, а одно - лишнее. Найдите лишнее слово:

Вода, водитель, водяной. (Водитель.)

Гора, пригорок, горе. (Горе.)

Лес, лестница, лесничий. (Лестница.)

Левый, лев, налево. (Лев.)

Старшеклассница. Молодцы!

Ведущий. А теперь задание посложнее. Русская народная пословица гласит: "Ученье - свет, неученье - тьма". За то время, пока зрители будут отгадывать загадки, команды должны подобрать однокоренные слова к слову "учение".

Команды приступают к выполнению задания.

(Примерные ответы: учение - ученик, учебник, учеба, учиться, учебный, ученический, ученичество, ученый, учитель, учительская, училище.)

Загадки для зрителей.

1.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

2.

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец.)

3.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней. (Книга.)

4.

Я то в клетку, 
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)

5.

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)

6.

Отгадай, что за вещица,
- Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке
- На листах твоей тетрадки. (Ручка.)

7.

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)

8.

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на
 волю
- Где была пустота,
Там теперь красота! (Цветные карандаши.)

Ведущий. А теперь давайте проверим, как команды справились с заданием.

Ответы команд.

Исполняется концертный номер - песня "Чему учат в школе" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Ведущий. III тур называется "Книгочей". Мною будут прочитаны отрывки из детских книг. Вы должны отгадать, о ком говорится в прочитанных строчках и из какой книги они взяты.

Итак, внимание!

"Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: "Крри-кри", глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усами." (Говорящий Сверчок. А.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино.")

"В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развивались блестящие крылышки." (Эльф. Г.-Х. Андерсен "Дюймовочка".)

"На нем был длинный халат из красивой темно-синей материи, на которой были вышиты золотые звезды и серебряные полумесяцы. На голове была черная шапка с такими же украшениями, на ногах - красивые туфли с загнутыми кверху носками. (Волшебник. Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе".)

"На краю сундука сидел маленький человечек... На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки". (Гном. С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".)

"Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши." (Доктор Айболит. К.Чуковский "Доктор Айболит".)

"Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками." (Джинн Хоттабыч. Л. Лагин "Старик Хоттабыч") 

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам посмотреть концертный номер.

Концертный номер

Ведущий. Пришло время конкурса капитанов. Победит тот капитан, который сможет правильно проговорить скороговорку:

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Капитанам необходимо дать время для тренировки, поэтому сначала скороговорку пытаются проговорить зрители, Затем по одному разу - капитаны. Только вторая попытка является конкурсной.

Ведущий. Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Я попрошу жюри подвести итоги.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы: сон станция солома утка песок нефть - - - - - - сонный станционный соломенный утиный песчаный нефтяной Когда пишется одна буква н в суффиксах прилагательных, а когда – две буквы н?

Слайд 2

Н и нн в суффиксах прилагательных Определи, от какой части речи образовано слово. От существительного? Да Определи, какой суффикс прибавлен к основе? -онн, -енн, -н Да Пиши - нн Исключения: ветреный (но безветренный) -ан, -ян, -ин Да Пиши - н Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

Слайд 3

Краткая форма как полная: ценная вещь – ценна ветреная погода - ветрена Различай! Масл ян ый – разведённый на масле, работающий на масле (печенье, двигатель); Сол ян ой – состоящий из соли (столб); Ветр ян ой – (двигатель, оспа) Масл ен ый – намазанный, пропитанный маслом (блин, рука, каша); Сол ён ый – содержащий соль (каша); Ветр ен ый – (день, человек)

Слайд 4

павлиний тюлений румяный фазаний бараний юный багряный свиной пряный синий зелёный Запомни

Слайд 5

Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н в суффиксе. Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый. нн революци онн ый восторж енн ый обед енн ый олов янн ый дерев янн ый экскурси онн ый письм енн ый стекл янн ый авиаци онн ый обыкнов енн ый н орл ин ый овс ян ый шерст ян ой кож ан ый звер ин ый торф ян ой песч ан ый кост ян ой (искл.) (искл.) (искл.)

Слайд 6

Объясни написание пропущенных букв. Стоит ветре…ая погода. Ледя…ой ветер проносится над головой. Как за каме… ой стеной. Тот исти… ый друг, кто честен и прям. Я почувствовал пря…ый запах. Старшина Пономарёв сидел на земля…ом полу. Тает в небе журавли…ый крик. Роняет лес багря…ый свой убор. н н нн нн н н н н

Слайд 7

Проверь себя: чугу…ая решётка ветре…ый день багря…ые закаты гуси…ые лапки маши…ое отделение болезне…ое чувство дикови…ое происшествие стари…ые часы ю…ое лицо ледя…ая гора холсти…ый мешок петуши…ые бои жестя…ая коробочка жизне…ая драма величестве...ая колонна лебеди…ая песня Ключ к заданию «Проверь себя»: чугу нн ая ветр ен ый багр ян ые гус ин ые маши нн ое болезн енн ое дикови нн ое стари нн ые ю н ое лед ян ая холсти нн ый петуш ин ый жест ян ая жизн енн ая величеств енн ая лебед ин ая Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов «4» - за 13 -15 «3» - за 9 -12 «2» - за 6 - 8