Внеурочная деятельность по предмету


Предварительный просмотр:

1001 идея интересного занятия с детьми

Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.В. Вампилова «Я знаю, я старым не буду…»

Данчинова Наталья Викторовна,Дубовик Оксана Викторовна, Овсянникова Нина Геннадьевна, МБОУ Кутуликская СОШ -  учителя русского языка и литературы, Иркутская область, п.Кутулик

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 8-11 классы

Место проведения: Дом-музей А.В.Вампилова.

 Мероприятие посвящено памяти драматурга Александра Вампилова, 75-летию со дня его рождения. Приведенный сценарий построен в форме литературно-музыкальной композиции. На районном конкурсе «Венок Вампилову» заняли 1 место.

Задачи:

приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, драматизацию и комментирование рассказов и воспоминаний современников;

побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций.

Ход мероприятия

Звучит музыка, на экране фотография Вампилова.

Чтец 1:

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой милости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной и на земле

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был. (Пётр Реутский)

Ведущий 1:

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.

Каким был Вампилов мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Ведущий 1:

“Я люблю людей, с которыми всё может случиться”, - написал Саня Вампилов в своём блокноте, то есть потаённо, для себя. Он видел людей такими, какие они есть, и хотел, чтобы они стали лучше. Он любил людей и сам достоин того же.

Чтец 1:

Постоим на аларской земле,

Слово “Вампилов”

скажем спокойно,

С благодарностью-

Школе и дому,

Селу Кутулик

И учителю литературы.

Дверь закрыта

в жизнь драматурга,

И открыты

книги, театры

Будем снова читать его пьесы

И читать свою жизнь

Глазами Вампилова

На экране фотография, где Саша с мамой в детстве.

Ведущий 2:

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.

Разыгрывается монолог из очерка “Прогулки по Кутулику”.

На экране деревенский пейзаж, дом, старая лиственница.

На сцене изготовлена изгородь, горшки герани на завалинке.

Чтец в роли юного А. Вампилова:

- В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уж я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три года, а приехал на неделю.

После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил здесь всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже по неволе я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?

Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер, каким он был здесь лет 20 назад: открытые настежь окна, в доме движение и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную гряду, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся от нагретой изгороди тепло и жужжание пчёл.

Герой садится на скамейку.

- Захотелось увидеть кого-нибудь из знакомых, но я решил никуда не ходить, а подождать, когда кто-нибудь появится.

Стихотворение А. Скифа «Да святится имя твоё»

Все больней, все острей, ощутимей
Оживает твой след на земле.
Да святится в веках твое имя,
Как высокие звезды во мгле.

Этой истины нету дороже,
Этой памяти нету сильней.
Заметает твой холмик порошей,
Оттого и потеря больней.

Вновь поет театральная скрипка,
И становится воздух сырей…
По страницам мелькает улыбка,
 
Оттого и потеря острей.

В горьком, едком – отеческом дыме
Пронеслась твоих лет череда.
Оттого и печаль ощутимей,
Что тебя не вернуть никогда.

Оттого и вина ощутимей,
Что пророков в Отечестве нет.
Да святится в веках твое имя,
И кометою длится твой след

Воспоминания Валентина Распутина

Сидит на скамье, в раздумьях.

Чтец 2:

В школьные годы много читал.…Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился…. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла.

На экране появляется фотографии сестры Вампилова и Вампилов с гитарой, звучит романс на стихи С. Есенина

- У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре. Играл в школьном оркестре, в университете - в ансамбле народных инструментов. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительный по простоте, гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.

Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Ведущий 1:

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Чтец в роли юного Вампилова (встаёт со скамьи).

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё же страдания приятней забыть.

Герой уходит.

Ведущий 2:

Студенческая жизнь поглотила Вампилова с головой. Всё в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей. Всё было молодо, горячо, живо. Это были годы молодых и литературы о молодых. 30 октября 1959 года ещё студентом Иркутского университета, но уже автором полутора десятков опубликованных рассказов, Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты “Советская молодёжь”.

Молодой Вампилов на экране. Звучит голос за кадром.

- “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека”.

Драматизация рассказа “Девичья память»

Ведущий 1:

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Кстати, главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив.

Чтец читает отрывок из фельетона А. Вампилова.

- Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз! Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла.

Ведущий 1: Вампилов - прозаик, глубоко чувствующий сильную стихию, способную подчинить себе человека, это власть духа, воображение мечты, которым нет места в нормальной обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.

Отрывок из очерка : «Веселая Танька»

Одна мысль была дорога Вампилову: “ … среда-это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда-это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях ?

Звучит песня Б.Окуджавы.

Драматизация рассказа «Свидание»

Стихотворение Ю. Щербакова «Памяти Александра Вампилова»

Ведущий 2:

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, насмешливый, гордый, весёлый, азартный…, но эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выборам проблем он создал свой собственный образ…

Стихотворение А.С Пушкина: « Что в имени тебе моем».

«Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальной

Волны плеснувшей в берег дальной,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобной

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний мирных, нежных.

Но... в день печали, в тишине

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце где живу я...

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Вампилов А.В. Избранное. М.: Согласие, 1999. - 778 с.
  2. Антипьев Н. Навстречу Вампилову // Советская молодёжь. 1986. - 23 окт.
  3. Кралин М. А.В. Вампилов и советская проза 60 70-х годов // Материалы IV Всесоюзной научно-теоретической конференции аспирантов вузов и НИИ министерства культуры СССР. - Тбилиси, 1978. - С. 346 - 347.
  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-aleksandra-vampilova-i-russkaya-dramaturgiya-80-90-kh-godov-xx-veka#ixzz2AVkmAsa6




Предварительный просмотр:

Классный час на тему: У каждого из нас своя цель .

Эпиграф к классному часу:

Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать - наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние - забвение и нарушение долга.

Борис Леонидович Пастернак

Цель классного часа: формирование понятия “цель” , смысл жизни, на примере литературных произведений (стихотворение Михайловой М.В ”, рассказ Александра Костюнина «Вальс под гитару» )

Ход классного часа:

Учитель зачитывает стихотворение М.В. Михайловой:

У каждого из нас своя гора,
В которую необходимо влезть.
Настанет час, и вы, поняв: пора!
Отправитесь. С друзьями или без...
И будет долог или краток путь;
И будет труден или слишком прост,
Но вы настигните когда-нибудь
Свою мечту, поймав ее за хвост.
У одного вершина до небес,
И он стремится всей душою ввысь.
Другому – табурет как Эверест -
Лишь усидеть и не свалиться вниз.
И кто-то, стоя на своей горе,
Увидит новую и выше и трудней.
А кто-то свой на ней поставит крест
И никуда не тронется, ей-ей!

Учитель: О чем это стихотворение? О горе или о табуретке? (О цели в жизни)

Учитель: Наш сегодняшний классный час  посвящен нашим целям и смыслу жизни. А урок я хочу назвать строкой из этого стихотворения “У каждого из нас своя гора…” К концу урока мы должны подойти к пониманию того, как ставить цель  и в чем состоит смысл человеческой жизни.

Психолог: А сейчас мы перейдем к результатам опроса, проведенном накануне.

Вопрос

Варианты ответов

Результат

Мои цели на этот год

Хорошо окончить школу, сдать экзамены, поступить в ВУЗ

100 %

Мои цели на 10 лет

Хорошая работа, семья, достаток

100%

Мои цели на будущее

  • Благополучие семьи и детей
  • Жить долго и счастливо
  • Быть достойным человеком
  • Нет планов
  • Быть кем-то (конкретная профессия
  • 60,7%
  • 25%
  • 25%
  • 10,7%
  • 7,4%

Психолог: прежде чем прокомментировать эти результаты, которые вы видите на доске, я хочу вам зачитать мысль древнего философа Лао Цзы: “Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага”. А что такое цель? Цель – это

  1. желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить;
  2. чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть;
  3. предвосхищаемый в сознании результат деятельности;
  4. место или предмет, в который нужно попасть при перемещении какого-либо объекта.

Наши цели, как правило, выстраиваются постепенно, шаг за шагом. Так и ваши цели начинаются с малого: окончить школу и т.д.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам вспомнить произведение Александра Костюнина, которое мы читали на уроке внеклассного чтения «Вальс под гитару».

Учитель: О чем этот рассказ? (О мечте.) Назовите главного героя. (Парень в автобусе.)

Работа в группах: Ваша задача: во-первых, определить мечту мальчика.

Учитель: Расскажите про главного героя рассказа.( дети дают характеристику герою)

Работа в группах.

Класс разделить на три группы. Каждой группе поставить  задачу.

1 группа. По прочитанному рассказу ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением А.П Чехова «Смысл жизни только в одном- в борьбе» ( привести примеры из рассказа)

2 группа. Вопрос «Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.»

Александр Сергеевич Грин

( приведите примеры из рассказа)

3 группа . Вопрос: Только вы властны изменить свою жизнь к лучшему, просто вознамерившись сделать это.

Дети высказываются по вопросам

Восточная мудрость

Учитель: Давайте сделаем вывод по этому произведению:

  1. Человек должен ставить цель.
  2. Чтобы достичь цель нужно действовать, нужно верить, что у тебя должно получиться.

А в чем идея произведения? (Для достижения целей нужно действовать.)

Учитель: Я хочу вам рассказать одну притчу о колодце.

“Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю как я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро, ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

 Так вот и в рассказе «Вальс под гитару» жизнь посылает мальчику различные испытания,( своего рода камни), но несмотря ни на что мальчик не покончил жизнь самоубийством, не бросил музыкальную школу, а напротив, исполнилась его заветная мечта- у него появилась гитара.
... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. И в жизни каждого человека непременно есть «березы»( такие как описываются в рассказе «Вальс под гитару»), благодаря которым, человек начинает верить в свои силы, ищет смысл жизни.

Учитель: А для чего нужно ставить цель? (Смысл жизни.)

Учитель: А закончить наш классный час я хочу словами Леса Брауна "Целься в луну. Даже если промахнешься, окажешься среди звезд."

Учитель: А в конце нашей беседы я прошу вас подумать дома о том, что вы бы написали в продолжении  рассказа «Вальс под гитару»

Продолжение рассказа «Вальс под гитару»

После большого и светлого праздника Пасхи, наступил обычный будний день. Наш герой не понимал, что же все - таки произошло в его жизни. Выходит, что зря все разговоры о том, что чудес не бывает.

Он сел в знакомый автобус и направился в город, чтобы записаться на класс гитары в музыкальную школу.  Размышляя в автобусе, много думал об отце. Но еще кто-то был в его душе, кто-то еще занял там прочное место, но кто? И понял, что на свете есть человек, которому он поведал самые сокровенные уголки своей души и которого он уже никогда не забудет. Да святится имя Твое.

Мечуте Анна, 11 «а» класс

*

«Вальс под гитару» …продолжение.

Придя домой мальчик взял листок бумаги и написал: «Дорогой и любимый папа! Я понял, что главное в моей жизни –это цель. Я должен добиваться своей цели, бороться и продолжать жить. В этом мне помогаешь ты и моя мама. Я никогда не забуду как ты на меня смотрел, когда был мой первый концерт на баяне. Я обещаю тебе, что я буду играть так же как ты. Я хочу , чтоб меня за это полюбила такая же женщина как моя мама, и я ,так же как ты, постараюсь быть душой компании.»

Иванов Денис , 11 «а» класс



Предварительный просмотр:

МБОУ Кутуликская СОШ

кутул 066                кутул 123

Творческая работа по литературе

на тему:

«Современные прогулки по Кутулику»

в номинации «Проза»

Выполнила: ученица 7 класса «в»

Бутуева Наталья

Проверила : Данчинова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

Кутулик, 2012

Современные прогулки по Кутулику.

 

В Кутулике, возможно, вы никогда не бывали, но из окна вагона вы видели его наверняка. Если вы едете на запад, через полчаса после Черемхово справа вы увидите строительство новой больницы;

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\2010-07-19\кутул 075.jpg

C:\WINDOWS\Temp\Rar$DI02.921\DSCN1677.JPG

потом на горе появится автомобильная дорога и на той стороне дороги – березы.

От дороги гора отойдет дальше, снизится и превратится в сосновый лес, темной стеной, стоящий в километре от железной дороги. И тогда вы увидите Кутулик:  хорошие большие дома с новыми крышами, новый большой стадион, выше – несколько старых деревянных домов в два этажа, потом снова два двухэтажных дома, каменных, возвышающихся над домами,- администрация и Дом культуры, но, к сожалению его разобрали. 

Что дальше? Мосты, переулки, бегущие вниз с пригорка: Больничный, Цыганский, Косой; улица Первомайская; ещё два-три заметных строения – каменные и побелённые – торговый центр Дракон и церковь. И вот уже снова автомобильная дорога, которая сейчас улица Советская.

Таков внешний вид Кутулика, и если добавить сюда то, что по дороге останется от вас по левую руку: лес, а в нем островками строения – больница, нефтебаза и станция, - портрет выйдет достаточно определённый, и в нём, думаю я, без особого труда можно различить лицо райцентра. Деревянный, пыльный, с большими новейшими торговыми центрами  Кутулика, богатый машинами, куда не шагнёшь всюду магазины, и с новой большой и красивой гостиницей, милицией и стадионом, а также  всюду расположены новые, современные кафе. Кутулик от деревни отстал и к городу не пристал. Словом, райцентр с головы до пят.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\2010-07-19\кутул 252.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\2010-07-19\кутул 110.jpg

     Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю страну все-таки один-единственный.

     В Кутулике у меня проходит детство и школьные годы. Вышло так, что давно уж я здесь живу, и гуляю здесь, получается, часто и долго. Вот и сейчас: к 75-летию со дня рождения  А.Вампилова решила написать свои «Современные прогулки по Кутулику».

     После школы, помню, как мы с друзьями и одноклассниками начинаем свои прогулки по Кутулику, мы проходим всю главную улицу, которая богата красивыми магазинами, а зимой она становится ещё красивее и блестяще, особенно вечером, ведь в это время все магазины и даже некоторые дома украшены гирляндой. И все светится и блестит, вот почему нам нравится прогуливаться по Кутулику вечером.

      Недавно мы ходили в Дом-музей Вампилова.

В 1978 году учителя математики кутуликской средней школы Юлию Соломеину назначили председателем совета по открытию музея Вампилова.

Музей жил. Пополнялся новыми экспонатами, предметами старины и быта, книгами и фотографиями, которые сейчас поистине бесценны.    Так здесь оказались тетради, блокноты, ручки, рубахи и множество других вещей, принадлежавших драматургу.

Письма эти, как и многие другие записи, сделаны с помощью перьевых ручек. Одна из них вместе с чернильницей-непроливайкой тоже хранится в музее. На этой же тумбочке лежат аккуратно упакованные в целлофан наручные часы, купленные Александром на первую зарплату. 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\Кутулик\002.jpg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\010320111775.jpg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\2010-07-19\кутул 066.jpg

    Зная привычки друзей Вампилова, творческое наследие и уповая на собственное упорство, Юлия Борисовна старалась не упустить малейшей возможности заполучить для музея все, что имело для этого хоть маленький намек стать достойным экспонатом. Предметом интереса Александра были кустарники, высаженные им и его одноклассниками незадолго до выпускного вечера в 1954 году. Акации до сих пор живы-живёхоньки.  Работает музей, посвящённый Шурке-школьнику, Сане-студенту, Александру Валентиновичу-драматургу.

     …И множество фотографий. Александр с мамой, которая пережила сына на двадцать лет. С братьями и сёстрой (один брат Вампилова умер в 17 лет, зато другой брат и сестра поныне проживают в Иркутске). С одноклассниками, из числа которых его выделяет разве что причёска. С друзьями… Здесь, в музее, собрано столько свидетельств о жизни Вампилова — больше нигде нет. Вот Сашина рубашка, пиджак (до десятого класса ходил в сатиновых штанах), вот перо и чернильница (совсем недавно нашли в подполе дома-музея), вот часы, тетради, рукопись, гороскоп. И фотографии, фотографии — с помутневших от времени снимков смотрят одноклассники Вампилова...

        И интересны записные книжки драматурга, в них можно найти многие суждения о жизни и о людях, и размышления о своей работе, и сюжеты будущих произведений, и мимолетные острые фразы, которые теперь кажутся пророческими.

    На своём  же месте осталась редакция газеты «Аларь». Недавно, можно сказать в прошлом году, к ней пристроили наш новый Дом Культуры, с большим залом и зеркалами. В редакции всё почти не изменилось, лишь только её внешний вид: вместо старых и серых окон сейчас стоят новые и белоснежные евро- окна. Также поменяли старую разваливающуюся крышу, на новую и прочную и, конечно же, она в «новом  наряде». И на сегодняшний день она также выпускает районную газету «Аларь». В ней описываются предстоящие события и пошедшие события на этой неделе.

    Проходя по главной улице Кутулика нельзя не заметить два больших торговых центра. Один из них «Спектр» находится возле нашей районной редакции, за углом. Это светлое двухэтажное на вид совсем новое здание с большими окнами. В нём продается много всего, и одежда, и обувь, и учебники, и книги для внеклассного чтения, и игрушки, и даже мебель, и можно приобрести сотовый телефон…, но самое красивое, на мой взгляд, - это отделение, где продаются цветы. Дальше у нас торговый центр «Престиж»- это уже трехэтажное здание. Он почти всем похож на «Спектр», но нет салона цветов, а есть ветеринарная, ну и больше выбора.

   Напротив «Престижа» есть народный суд, такой красивый, но в тоже время строгий. В нём судят преступников совершивших преступления, нарушивших  закон.

    Я горжусь, что живу в Кутулике и что жил здесь наш Вампилов, и мы не забываем его. Мы узнаём о его творчестве от своих родителей, от учителей ,посещаем  музей Вампилова, интересно также читать его юмористические рассказы и узнавать каким был раньше Кутулик.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\2010-07-19\кутул 105.jpg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Вампилов 2\в 3\вампилов\2010-07-19\кутул 112.jpg

http://apf4.mail.ru/cgi-bin/readmsg/DSCN1681.JPG?preview=1&id=13292080310000000333;0;3&mode=attachment&channel=



Предварительный просмотр:

Сценарий выпускного вечера «Бал цветов», 2012

Ведущий:  Свежестью лета благоухая

                     Расцветает радугою зал

                     В дивный сад ворота открываем

                     Приглашая на прощальный бал.

Ведущий:  Тема нашего вечера «Бал цветов» и вообще , весь наш каталог это один большой букет в ее волшебной корзинке. Итак, встречайте, наши выпускники.

( выход выпускников)

( выступление шестиклассниц)

Ведущий: Торжественный вечер, посвященный вручению аттестатов в 11 классе считается открытым.

( звучит гимн)

Ведущий: Главные специалисты – составители каталога. Это самые уважаемые люди. В их ласковых руках самое главное: они распределяют наши цветы по страницам великолепного каталога. Каждый цветок особенный, поэтому так важно создать атмосферу, которая позволит раскрыться всем его талантам, и это делает директор школы.

Ведущий: Слово предоставляется  директору Кутуликской средней школы                                                                          

(вручение аттестатов по номинациям)

Ведущий: Звездный букет ( медалисты)

Там, в синем бархате чарующих небес,

Всем людям светят звезды в час ночной.

Открою тайну вам, они и здесь

Живут сияя рядышком с тобой

( вручение аттестатов медалистам)

Ведущий: Экзоты ( нераскрывшиеся таланты)

Украшением нашего бала станут экзотические растения. Флористы говорят: стоит завести дома одну единственную орхидею, и она потребует всего внимания, которое только можно дать цветку.

( вручение аттестатов)

Ведущий: Незабудки( романтические натуры)

Романтичны, чисты, поэтичные полны мечтою,

Вы сквозь школьные годы прошли, как сквозь детские сны.

( вручение аттестатов)

Ведущий:  Подснежники( борцы за справедливость)

Легенда гласит: Одна из снежинок превратилась в цветок, чтоб своим теплом согреть землю. Один подснежник пробрался к солнцу , и холода отступили, настала весна. Так и эти люди борются за справедливость, за правду, за честь…

( вручение аттестатов)

Ведущий:  Роза ветров (любители путешествий и иностранных языков)

На старинных картах моряки, путешественники и пираты в уголке всегда рисовали розу ветров, обозначая направление ветра. Так давайте пожелаем попутного ветра нашим путешественникам.

( вручение аттестатов)

Ведущий:  Аленький цветочек( добрые и отзывчивые)

Ангелы доброты и отзывчивости, самые мягкие и нежные цветы собраны на страницах нашего каталога.

( вручение аттестатов)

Ведущий: Пентиум гимнокалициум ( компьютерные гении) Как вы думаете какие цветы чаще всего стоят возле мониторов ? Конечно пентиум гимнокалициум.

( вручение аттестатов)

Ведущий : Альпийская горка ( спортсмены)

Цель физической культуры —
Быть здоровым и с фигурой,
Радующей душу, взгляд,
Быть красивым каждый рад.

( вручение аттестатов)

Ведущий:

Прелестные камелии красуются на страницах нашего каталога. Шерше ля фамм, господа…

( вручение аттестатов)

Ведущий: Давайте же в последний раз пройдем по тенистым аллеям этого сада, заглянем в его тайные уголки

( вручение аттестатов)

Ведущий: Горный эдельвейс ( трудолюбивые ученики, достигшие успехов в олимпиадах)

Для вас открыты все пути  в столице

Вас ждет почет и честь в любом краю

( вручение аттестатов)

Ведущий: Королевская лилия (люди активные и энергичные)

Будущие политики, лидеры, и просто люди с активной жизненной позицией, оказались в нашем каталоге не случайно.

Ведущий: Слово вам, классные руководители.

Ведущий: На нашем празднике сегодня присутствует высокое жюри, своего рода эксперты, которые произведут оценку качества работы наших ученных-селекционеров.

Ведущий: Слово предоставляется главе МО Аларский район

Ведущий: Слово вам, изумительные цветы нашего сада

( выступление выпускников)

( игра с выпускниками)

Ведущий: А вот и родители

Цветоводы- любители

В узенькую грядку

За домиком своим

Они сажали зернышко, большой уход за ним.

Встречайте, на нашем балу родителей

( выступление родителей)

Ведущий: Плачут к разлуке печальные свечи

Капли, стекая , дрожат на ресницах

Вот и подходит к концу этот вечер

Грустью размыты знакомые лица

( финальная песня выпускников)

Ведущий: Стоит очень-очень захотеть

Можно даже к звездам полететь

Нам свое желание скажите,

Шарик на свободу отпустите

Он взлетит до самых до небес

Значит ждет вас тысяча чудес.

Спасибо за внимание, до новых встреч.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Последний звонок» в 11 классе 2012 год.

Звучит праздничная музыка, гости и учителя рассаживаются в зале .

Фанфары.

Маша:        Хороший, погожий, конечно,
               Нам выдался этот денек
               Сегодня, здесь, в зале, премьера,
               Сегодня – “Последний звонок”.

Я : И снова май на белом свете.
На школьной радостной планете
Природа снова оживает,
Звенит, цветет, благоухает.
Царит торжественно волненье…
Звучит обычное вступленье
Для тех, кто ждал, считая дни…
Внимание – выпускники!

( Выход выпускников,

 вальс)

Я : Торжественная линейка, посвященная празднику «Последний звонок» считается открытой.

Звучит гимн.

Я. Сегодня на нашем празднике присутствуют гости

Глава администрации муниципального образования «Кутулик»

1)

Начальник экономического отдела муниципального образования «Аларский район»

2)

 Директор детско-юношеской спортивной школы

3)

Майор внутренней службы

начальник территориального пункта управления федеральной миграционной службы

4)  

Я   : Слово предоставляется почетному работнику образования, учителю высшей квалификационной категории , директору школы  Санжихаевой Ольге Дарвиновне.

( выступление директора)

Слово предоставляется  

Поздравление примите от    

Влад :  Есть в школе человек, которого любят и уважают учителя и ученики нашей школы. Вызов к нему в кабинет загонял душу в пятки, а на его уроках была абсолютная тишина и дисциплина. И в то же время , несмотря на строгость, этот человек учил вас самому главному- человечности.

( Поздравление директору школы от)

Маша :        Тебе в небытие вовеки не укрыться

                   Тебе в учениках твоих лучиться

                   Не будет у тебя конца ни дней , ни века,-

                   Ты делал вечность, делал человека.

Влад : Слово вам, первые учителя.

( выступление первых учителей )

( поздравление от учеников Виталя, Рома, Тоня, Женя )

 Я Влад: Неумолимо мчится время… Кажется, что это было очень давно, когда вы робко и неуверенно вошли в первый класс. Тогда для вас все было впереди: первая учительница, первый звонок, первый класс.

Маша : К вам на праздник пришли ваши юные друзья. Посмотрите на них и вспомните себя, ведь почти такими же вы были 11 лет назад.

( выступление первоклашек )

Аня:        Учителя! Поклон вам низкий!

                  За то, что верили вы в нас!

                  В любви вам нынче признается весь наш

                  Одиннадцатый класс

( Выступление выпускников по блокам , вручение цветов

Музыка вручения цветов)

Маша: С ответным словом учителя

Маша :  Немного грустный день и час.
Учителям всем на прощанье
Мы говорим в последний раз-
Спасибо вам и до свиданья.

На сцену приглашаются выпускники  с музыкальной композицией  11 А____________________________________________________________________________   Музыка 11 А  

 Я: Года курьерским поездом летели,
Нигде не останавливаясь, шли.
А сыновья и дочери взрослели
И становились сильными людьми.
И вот сегодня с благодарным чувством
В самостоятельный уже уходят путь.
Родителям и радостно, и грустно,
Что дети их иначе заживут

Маша :  Слово для поздравления вам, дорогие родители.

( Выступление родителей  и детей одновременно)

Влад:        Ты знаешь всё , как я живу,
                  И мысли , душу , чем дышу,
                  Всегда ты рядом для меня,
                  Учитель , я люблю тебя!!!

( песня 11 Б, В, тик так)

(  кл. рук-лям.

Маша:   слово вам, классные руководители.

Светлана Геннадьевана , Татьяна Юрьевна, Татьяна Александровна

Я  :  Вот и наступает самый важный момент нашего праздника. Совсем немного времени осталось до того, ради чего мы все собрались здесь, в этом зале.  Вы стали взрослыми. После этой минуты Вы уже не просто девочки и мальчики. Вас смело можно назвать полноценными гражданами нашей великой Родины. Совсем уже скоро Вы проститесь с беззаботной жизнью, любимыми учителями,родной и любимой школой.  

Влад Я  и Маша :

 В преддверии расставания со школой, помните, что:
М• Самое благое поприще – служение добру и правде. 
Я• Самые святые понятия – мама, отчий дом, Родина. 
В• Самая верная дорога – дорога честного труда. 
М• Самое значительное дело – то, которое ты сам выбрал и которому предан. 
В• Самый мужественный поступок – признание собственных ошибок. 
Я• Самая прочная жизненная опора – знания. 
М• А самая лучшая школа
–( Говорят выпускники все вместе) Кутуликская средняя!!!

Влад:  На сцену приглашаются наши сегодняшние выпускники.

( финальная песня)

Галя:         Звени же над прошлым и над настоящим

                  Звени же над тем, что сберег, не сберег

                  Звени же над детством моим уходящим

                  Печальный, прощальный последний звонок!

Я  : Прозвенел ваш последний звонок. Вы стоите на пороге самостоятельной жизни. Возьмите с собой удачу, стремление, мечту, воспоминания о школе, друзьях и обо всем самом хорошем, что было в нашей родной школе.





Предварительный просмотр:

Сценарий выпускного вечера 11 класс

2012- 2013 уч.год

Ведущий.      Добрый вечер, дорогие гости, мы рады приветствовать вас в этом зале.

Ведущий:      На сцену приглашаются выпускники нашей школы. ( музыка)

Ведущий:  11 «А» класс  классный руководитель Кашапова Нина Петровна, учитель первой квалификационной категории. Из 14 учащихся в классе две медалистки Замбалова Лиза и Уханова Маша. В классе учатся дети , принимающие активное участие в жизни школы и района это Юсипова Румина , Дарханова Маша и другие. В классе есть и спортсмены Тумуров Григорий, Константинова Надя на протяжении 4 лет являлась победителем Муниципального этапа олимпиады по физкультуре.

Ведущий:  11 «б» класс, классный руководитель Спешилова Вера Георгиевна, учитель  первой квалификационной категории. 11 «Б» класс славится своими спортсменами Калашников Ярослав, Петрова Настя, Кузнецова Катя. В классе есть и КВНщики Михальков Рома, Шулунов Данил, Золоилов Юрий, Гуляев Саша.

Ведущий:  11 «В» класс, классный руководитель Федоринова Татьяна Ильинична, учитель 1 квалификационной категории. Класс дружный, веселый. В классе есть спортсмены района и школы это Соловьев Кирилл, Селезнев Никита, Шаповалов Дмитрий. Ним Ирина принимает активное участие в жизни школы, мечтает стать художником.

( дети проходят по сцене , рассаживаются на места, звучит вальс)

Танцуют вальс и приглашают из зала.

В зале гаснет свет. На сцене только блики света. Медленным, плавным шагом выходит выпускница,( Румина) ,которая ведет за руку первоклассника.(Амир)

Первоклассник. А что сейчас будет? Сказка? 
Выпускница. Сказка.
Первоклассник. Страшная? 
Выпускница. Нет, грустная.
Первоклассник. Но у нее будет счастливый конец?
Выпускница. Безусловно! Все сказки имеют счастливый конец. Но эта сказка имела очень счастливое начало...
Много-много лет назад, когда деревья были большими, тропинки в школьном дворе длинными, а школьные лестницы - крутыми и высокими, мамы привели в школу мальчиков и девочек. Так началась эта светлая сказка под названием «Детство».
Первоклассник. Я эту сказку знаю. Я сам живу в этой сказке!
Выпускница. Но для нас сегодня эта сказка заканчивается. И мы уходим в большой взрослый мир.
Первоклассник. И в детство уже не вернетесь? 
Выпускница. Нет, не вернемся. 
Первоклассник. Никогда-никогда? 
Выпускница. Никогда-никогда!
Первоклассник. Тогда прощайте, счастливого вам пути!
Первоклассник машет выпускникам рукой и медленно уходит со сцены.

 Я:           Торжество – это лучшее время в году.

Все нарядны, добры и внимательны

Всем желаем, чтоб небо большую звезду,

Вам сегодня зажгло обязательно.

Влад :         Пусть звездная судьба без промедленья

Напишет в жизни новую главу!

Мечты, любовь, успех и вдохновенье,

Пусть вам подарит праздник наяву!

Я:              Наше торжество посвящается

звездному выпуску 2013  года

Ведущий:       Торжественный вечер, посвященный вручению аттестатов считается открытым.

( звучит гимн)

Ведущий: Слово предоставляется Почётному работнику общего образования, учителю высшей квалификационной категории, директору школы Санжихаевой О.Д. для вручения аттестатов.

( Вручаются аттестаты )

Ведущий: На нашем празднике сегодня присутствуют гости

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Ведущий: Слово предоставляется


Ведущий. Школьные годы прошли чередой
Светлые дни вашей жизни веселой.
Вечер прощальный, ваш бал выпускной
С вами прощается милая школа.

Я : С поздравлениями к вам обращается президент школьного самоуправления Радов Владислав

Игра «Вопрос-ответ» (для учеников)

Румина, Алина, Маша, Алина, Сурана, Данил, Антон
• Приходилось ли тебе прятаться  за углом школы?
• Приходилось ли тебе играть на уроках в азартные игры?
• Хотелось ли тебе когда-нибудь сжечь школьный журнал?
• Часто ли ты сбегал (а) с уроков?
• Списывал(а)ли ты домашние задания?
• Подкладывал(а)ли ты кнопки на стулья?
• Часто ли ты влюблялся?
• Спал(а)ли ты на уроках?
• Подглядывал(а)ли ты в раздевалке?
• Часто ли вызывали твоих родителей в школу?
• Пользовался(лась)ли ты шпаргалками?
• Исправлял(а)ли ты двойки в своём дневнике?
• Подглядывал(а)ли ты контрольные у соседки?
• Прятал(а)ли ты свой дневник от родителей?
• Разбивал(а)ли ты окна в школе?
Ответы
• Часто приходилось страдать от этого.
• Это происходило помимо моей воли.
• Всегда!
• Когда выгоняли из дома.
• Всегда так было!
• С кем не бывает.
• Это моя тайна!
• Это было моим хобби.
• Это было.
• Это было самое приятное для меня.
• Только при плохом настроении.
• Только ночью.
• Не представлял жизни без этого.
• Только когда никто не видел.
• Один раз в день позволял себе это удовольствие.

Я : А теперь для вас выпускники, прозвучит песня в исполнении выпускницы прошлого года , серебряной  медалистки Ботяковой Светланы и Тарбеевой Алины.

Ведущий.                 Мамы и папы, братья и сестры, 
                               Бабушки, дедушки, дяди и тети
Ведущая.                 Тоже внесли свой существенный вклад, 
                               Чтоб выпускник получил аттестат.
Ведущий.                От имени родителей слово предоставляется (фамилия, имя, отчество

Ведущий.                Стара, как мир, эта школьная драма –
                                С детьми прощается классная мама.
Ведущая.                Она их недавно за двойки гоняла, 
                               Звонила домой, за прогулы ругала.
Ведущий.                Ну, а теперь говорит: «Эти дети...
Ведущая.                Самые лучшие на планете!»
Ведущий.                К выпускникам обращаются  классные  руководители  ( Песня «Вдруг как в сказке скрипнула дверь»- танец с залом )

( Выступление 11 «б» КВН )

 Ведущий : Ребята, к нам пришла посылка с надписью "Выпускникам". Посмотрим, что в ней.

( вносят  коробку с подарками )
1. Жевательная резинка … для укрепления зубов, стершихся во время «грызения науки».
2. Носовые платки… для промокания слез в минуты печали и скорби по безвозвратно ушедшему детству.
3. Таблетки «Одобрин». Состав: доброта, любовь, счастье, ласка. Во взрослой жизни, куда вы вступаете, такие качества необходимы.
«Озлобин» - зачем же его положили? Ага, вот аннотация – применять за ночь перед сдачей экзамена. Да, тогда это лекарство тоже вам пригодится.
5. Бутыль с водой – «Источник знания»…, из школьного питьевого бачка.
6. Пачка соли - маленькая толика того пуда соли который предстоит съесть в другой жизни .
8. Плитка шоколада - чтоб пуд соли не казался таким горьким.

( дарят коробку выпускникам)

 Антон из зала :  Мы тоже хотим вручить вам , дорогие учителя, наши скромные подарки

В работе учителя любая вещь может превратиться в очень нужную и полезную

1. Дудочка заклинательная. Только благодаря ее проникновенной музыке в расшумевшемся классе может наступить мгновенная тишина.
2. Прищепка индивидуальная. Применяется, если не действует дудочка заклинательная. Мгновенно погасит все колебания в эпицентре возмущения.
3. Подушечка – думка. Такая уникальная вещь должна быть в каждом кабинете. На задней парте. Если ученик вдруг нечаянно уснет на вашем уроке, не будите его! Не портите себе и ему настроение!
4. Наушники праздничные. Если ученик у доски несет всякий бред, от которого в ограниченном пространстве класса просто некуда скрыться, рекомендуем немедленно надеть наушники праздничные и вы больше не услышите ни единой глупой фразы. При этом выглядеть вы будете просто сногсшибательно!
5. Лупа универсальная. Только через нашу лупу вы сможете во всей красе разглядеть самые незначительные старания, стремления и победы ваших учеников.

Ведущий: Слово предоставляется выпускникам нашей школы.

Стихотворение Румины и Алины

Песня Румины и Маши

Выступление медалисток

Дорогие, бесконечно любимые педагоги! Сегодня у нас общий праздник. 11 лет совместного труда позади. Если бы не ваши профессионализм, терпение, любовь и доброта, мы бы сейчас не держали в руках эти замечательные аттестаты.

Однажды мы вернёмся в нашу школу

Серьёзными ,солидными людьми.

Подарим вам букет цветов и слёзы

Нам сдавят горло-это пустяки.

Пусть грустно нам, пусть сердце плачет,

Что расстаёмся с вами навсегда .Мы никогда вас ,дорогие не забудем,

Ведь были лучшими так быстро пролетевшие года.

Ведущий :                    Провожая выпускников, ловишь себя на мысли, что таких талантливых, ярких, незаурядных детей в школе уже не будет. Забываются все обиды и недоразумения, остаётся только самое доброе, самое светлое .

Ведущий :                   Впереди у вас выбор профессии, создание семьи, работа. Будут в вашей жизни взлёты и падения. И мы  желаем  каждому на этом пути всегда оставаться человеком, как бы тяжело не приходилось. Не забывайте школу, учителей. Удачи вам!

Звучит финальная

Стихотворения из хора

 Я: В преддверии расставания со школой, помните, что:
В• Самое благое поприще – служение добру и правде. 
Я• Самые святые понятия – мама, отчий дом, Родина. 
В• Самая верная дорога – дорога честного труда. 
Я• Самое значительное дело – то, которое ты сам выбрал и которому предан. 
В• Самый мужественный поступок – признание собственных ошибок. 
Я• Самая прочная жизненная опора – знания. 
В• А самая лучшая школа
–( Говорят выпускники все вместе) Кутуликская средняя!!!

Ведущий: До свидания, дорогие выпускники. Еще раз счастья и удачи вам во всех ваших начинаниях.



Предварительный просмотр:

Сценарий

Вручения премии имени И.Рысьмятова.

         Ведущий : 9 мая наша страна отмечала день Победы. Справедливая, освободительная борьба была завершена в 1945 году. И в этом году мы отмечали 66 -летие Великой Победы.

        Ведущий: По традиции в нашей школе каждый год проходит вручение премии имени Искандара Абуталиповича Рысьмятова.

        Сегодня в нашем зале мы приветствуем наших гостей…………..

        Ветераны войны ____________________

        Ветераны педагогического труда ____________________

Ведущий: Слово предоставляется основателю школьного музея ____(с какого года, сколько человек и др.) Информация о погибших в ВОВ воинов-Аларцев.

Входит команда Факел ( ФИО погибшего , в каком году )

Ведущий: Помните! Через века, через года, -
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!

Ведущий :Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Ведущий :Вновь скупая слеза сторожит тишину, вы о жизни мечтали уходя на войну

Сколько юных тогда не вернулось назад, не дожив, не допев под гранитом лежат

Глядя в вечный огонь-тихой скорби сиянье, ты послушай святую минуту молчанья. ( Минута молчания)

        Ведущий : Слово предоставляется Рысьмятову Искандару Абуталиповичу для вручения премии.

        Ведущий: С ответным словом от учеников Кутуликской средней школе выступает Перескокова Наталья, ученица 11а класса.

Ведущий : Еще нас не было на свете,

                   Когда гремел салют из края в край.

                   Солдаты, подарили вы планете

                    Великий май! Победный май!

Ведущий: Для вас, дорогие ветераны и гости нашего праздника исполняется музыкальное попурри в исполнении вокальной группы 8 «а » класса. ( выступление 8 «а»)

Ведущий: Сегодня праздник входит в каждый дом

                  И радость людям с ним приходит следом

                  Мы поздравляем вас с великим днем

                  С днем вашей славы! С днем победы!

Ведущий: На сцену приглашается вокальная группа с песней «Обелиск»

Ведущий: На сцене Кашапова Римма с песней  «Весна 45 года».

Ведущий: Благодарим , солдаты, вас

                  За жизнь!

                  За детство!

                  За весну!

                  За мирный дом!

                  За мир , в котором мы живем!

                  Благодарим, благодарим, благодарим!

                 



Предварительный просмотр:

200 -летию со дня рождения поэта посвящается.

Викторина по творчеству и биографии М. Ю. Лермонтова

Цели мероприятия: обобщить некоторые сведения из биографии и творческого наследия русского поэта, развить интерес к чтению произведений М. Лермонтова, совершенствовать монологическую речь учащихся, развить школьное содружество, закрепить знания о стихотворных размерах.

Викторина проводится в 2 этапа: командная игра по типу брэйн-ринга (правила сохраняются), в которой принимают участие школьники 8-9 классов; конкурсные задания на определение стихотворного размера.

Слово учителя: Дорогие друзья, в этом году мы отмечаем прекрасную дату: со дня рождения русского поэта М. Ю. Лермонтова прошло 200 лет. Его творчество и сегодня волнует читателей, а его трагическая судьба заставляет задуматься о противоречиях нашей жизни. «Через всю жизнь мы проносим в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Звучат стихи М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», «Тучи» в исполнении учеников 8 класса.

Сегодня мы с вами проводим викторину на знание биографии и творчества Лермонтова. Желаю вам получить наслаждение и поучение. Итак, мы начинаем, команды прошу занять свои места за игровыми столами.

Вопросы викторины:

1. Прослушайте фрагмент из стихотворения, написанного поэтом в 1831 г.

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина! 
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!

Чему посвящено это стихотворение поэта, о какой семейной драме оно нам говорит?

Ответ: разлуке Лермонтова с отцом после семейной ссоры бабушки со своим зятем. Воспитанием внука после смерти его матери занималась бабушка.

2. Эта повесть Валентина Катаева, написанная в 1936 г.,  рассказывает о взрослении маленького мальчика и о его столкновениях с реальной жизнью, где не всё так просто. Повесть о дружбе, смелости, борьбе за справедливость. В качестве названия  повести взята 1 строка известного всем вам стихотворения Лермонтова, строка эта в свою очередь совпадает со стихом 19 строфы повести Бестужева-Марлинского «Андрей Переяславский».

Назовите строчку из стихотворения и повесть В. Катаева.

Ответ: «белеет парус одинокий».

3. В этом стихотворении Лермонтова, написанном в форме рассказа старого солдата, представлен собирательный образ русского героя. Защитника Отечества.

Назовите стихотворение и прочитайте несколько строк из него.

Ответ: «Бородино».

4. Назовите непозволительное стихотворение поэта, ставшее причиной его ревой ссылки на Кавказ.

Ответ: «Смерть поэта» (1837 г.)

5. Зародившаяся ещё в детстве любовь Лермонтова к Кавказу нашла отражение во многих произведениях.

Как я любил Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь.

А на что ещё вдохновляла Лермонтова природа Кавказа?

Ответ: на создание картин. Лермонтов хорошо рисовал.

6. Эта повесть Анатолия Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время войны из Подмосковья на Кавказ. Книга об изломанных войной детских судббах Повесть называется так, как одна из строчек программного стихотворения Лермонтова.

Назовите повесть.

Ответ: «Ночевала тучка золотая»

7. Известно, что М. Ю. Лермонтов был разносторонне талантливым человеком: занимался музыкой, играл на скрипке и рояле, любил занятия математикой, рисовал.

Скажите, что постоянно возил с собой Лермонтов?

Ответ: учебник математики Безу.

8. И у А. С. Пушкина и у М. Ю. Лермонтова есть стихотворения о томящемся в неволе лирическом герое. 

Одинок я, нет отрады!
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Только слышно, за стенами
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Назовите эти стихотворения.

Ответ: «Узник».

9. К этой поэме были созданы иллюстрации художником Врубелем. Посмотрите на картину и назовите поэму.

Ответ: «Демон».

10. 15 июля 1841 г. около 5 часов вечера разразилась ужасная буря с молнией и громом.

Что случилось в это время на Кавказе?

Ответ: умер М. Ю. Лермонтов.

11. Перед вами картина русского художника Шишкина. На высоком утёсе в морозную лунную ночь  изображена сосна.

Назовите картину и стихотворение поэта.

Ответ: «На севере диком стоит одиноко»

12. Звучит вальс. Назовите драму Лермонтова и балет, музыку к которому написал Хачатурян.

Ответ: «Маскарад».

13. Прослушайте фрагмент из поэмы Лермонтова «Мцыри»

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Моё оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг.

С кем герой поэмы вступил в схватку?

Ответ: с барсом.

14. В боевых действиях на Кавказе Лермонтов проявлял незаурядную храбрость, однако наград не имел. С чем это связано?

Ответ: Николай I вычёркивал имя Лермонтова из наградных списков.

15. Поэту Лермонтову многие посвящали свои стихи. Например, Р. Рождественский, Дементьев, Светлов. Перед вами стихотворение «Лермонтов в Пятигорске». Закончите последнюю фразу.

Я правды ничем не нарушу,
Сказав, что под стать колдуну,
Он с детства берёт вашу душу
И держит до смерти в плену.
Характер, как порох, –
Не трогай!
Быть может, отсюда и дар?
Но раньше гусарили много,
А он – не бездумный гусар.
По чёрному небу России
Мелькнул он, судья и пророк,
И веру в мятежные силы,
Тоску по свободе зажёг.
История судит престрого.
Его – опасался и царь:
Бунтарили русские много,
А этот – особый бунтарь.
Под пули его – не поклона!
Убийце – негласный почёт.
Рабы-охранители трона
Не знали, что он не умрёт.
Но скинули деспотов страны,
Потомки рассеяли тьму.
И люди, как в Мекку, в Тарханы
Идут поклониться ему.
Святая для русских дорога…
Законная гордость в груди…
В России поэтов много,

Ответ:

В России поэтов много,

А Лермонтов – один!

Заключительное слово учителя: Он (Лермонтов) предстал перед Божьим судом почти юношей, на пороге зрелости — в 26 лет 10 месяцев. В возрасте, в котором преобладающее большинство писателей только начинали. В 27 лет Пушкин был еще без «Полтавы», «Медного всадника», полного «Евгения Онегина», блестящей художественной прозы; Гоголь — без поэмы-романа «Мертвые души»; Лев Толстой написал только первые две повести. Михаил Юрьевич Лермонтов уже к 15—16 годам сформировался как зрелый мастер. Ко времени, когда Россию поднял на дыбы поэтический памфлет «На смерть Пушкина», у молодого писателя, по подсчетам литературоведов, уже было 300 стихотворений (3/4 написанного), 24 поэмы (из 29), 5 драм, два незаконченных романа.

Можно только представить себе, что ожидало бы русскую и мировую литературу, если бы судьба уготовала Лермонтову жизненную стезю длиною в 82 года, как Л. Толстому. Лев Николаевич, кстати, сокрушался: «Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог».

Глубокий и могучий дух! — восторгается Лермонтовым В. Белинский. — Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!.. Каждое его слово — он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей».

Лермонтов современен. Читайте его, изучайте произведения М. Ю. Лермонтова и вы узнаете много интересного.