ИОМы

Лебедева Ирина Викторовна

Реализация компетентностного и личностно-ориентированного подходов требует внесения некоторых изменений в организацию учебного процесса.

В литературе поднимается множество вопросов, связанных с терминологическим аппаратом, способами организации и работы по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_2012g.docx31.75 КБ
Файл programma_ind.marshruta_2013g.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Усть-Илимска Иркутской области

Индивидуальный образовательный

маршрут обучающихся

2012 – 2013 учебный год

учитель английского языка

I квалификационной категории

Лебедева Ирина Викторовна

Реализация компетентностного и личностно-ориентированного подходов требует внесения некоторых изменений в организацию учебного процесса.

В литературе поднимается множество вопросов, связанных с терминологическим аппаратом, способами организации и работы по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ). Принципиальным для организации работы видится первоначальное определение, является ли ИОМ технологией, «встраиваемой» в текущий образовательный процесс или инновационной формой организации обучения. Представляется, что это должна быть особая форма организации образовательного процесса, противопоставленная традиционной аудиторной системе.

В качестве основных элементов индивидуальной образовательной деятельности обучающегося можно выделить смысл этой деятельности (зачем я это делаю),  постановку личной цели (предвосхищающий результат), план деятельности, реализацию плана, рефлексию (осознание собственной деятельности), корректировку или переопределение цели.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения (Пьянин В.С.)

Цель ИОМ – совершенствование форм организации образовательного процесса обучения одаренных детей по индивидуальным учебным планам предмета «Английский язык», углубление знаний обучающихся и формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности и основ проектного мышления.

Используемые технологии:

  • отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной учебной задачи;
  • решение учебной задачи;
  • поиск информации и работа с полученной информацией;
  • представление результатов выполнения поставленных учебных задач;
  • дискуссия с использованием средств ИКТ;
  • самооценка, оценка учебных достижений преподавателей и обучающихся;
  • самопрезентация и т. д.

Педагогические технологии:

  • разнотемпового обучения;
  • самообразования по индивидуальному маршруту;
  • различных форм взаимодействия «учитель-ученик».

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • Входная диагностика (диагностика оценка и прогнозирование: предметный уровень, мета- уровень, психологическая составляющая) – определение потенциала.
  • Групповой ОМ/индивидуальные ОМ (характеристика: вид, цель (конкретизация групповых/индивидуальных результатов), особенности содержания и способы работы)
  • График реализации ГОМ/ИОМ (сроки, темы, формы промежуточных и итоговых результатов)
  • Текущая диагностика и контроль (методы, содержание, сроки)
  • Итоговая диагностика (самоанализ, рефлексия)

Анализ этапов работы по индивидуальным образовательным программам приводит нас к следующим выводам:

  • реализация подобного рода работы требует наличия как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности обучающихся. При этом организация внеаудиторной деятельности имеет принципиально важное значение;
  • аудиторная и внеаудиторная работа в совокупности должна быть направлена на результат, отвечающий требованиям (потребностям) обучающегося;
  • аудиторные занятия должны нести интегрированный характер и строиться с учетом выполненной внеаудиторной работы;
  • взаимодействие учителя и обучающегося выстраивается в направлении партнерских субъект-субъектных отношений, при этом каждая из сторон несет ответственность за качество и результат образовательного взаимодействия;
  • необходима подготовленная мотивированная организованная деятельность учителя, ориентированная на качество обученности обучающегося.

 Таким образом, деятельность учителя, согласно предложенным этапам, направлена на:

  •  развитие учебной компетенции обучающихся, представленной как способность и готовность осуществлять самостоятельную учебную работу;
  • разработку широкого спектра способов и средств диагностики уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся, возможных видов деятельности и форм занятий;
  • изначальное определение дидактических единиц, составляющих содержание тем (разделов), в состав которых должны входить как стандартные, так и индивидуальные образовательные объекты;
  • помощь в определении личностного отношения обучающегося к предстоящей образовательной деятельности и ее объектам, в конструировании образа познаваемой деятельности;
  • помощь в формулировке цели и задач работы, составлении плана, подборе тематики и материала, выборе системы контроля и способах оценки деятельности;
  • организацию занятий, максимально ориентированных на применение полученных знаний, формируемых навыков, умений, качеств личности в реальной профессиональной среде;
  • организацию рефлексивно-оценочного этапа.

 

Организация индивидуальной образовательной программы в рамках дисциплины «английский язык» включает следующие элементы:

  • результат, который обучающийся хочет достичь;
  • этапы, которые он должен пройти для достижения цели;
  • инструментарий;
  • необходимость и степень посторонней помощи;
  • время, которое он должен затратить на каждый этап, включая время на приобретение или нахождение требуемого инструментария.

Учитель составляет индивидуальный образовательный маршрут совместно с учеником и является его наставником, помощником или «тьютором».

Обязанности тьютора:

  • оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
  • регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута не реже одного часа в неделю;
  • корректировка образовательного маршрута;
  • контакты с родителями ученика;
  • оформление результатов ученика в виде внесения оценок и другой информации о достижениях в портфолио, школьную документацию.

Поддержка реализации индивидуального учебного плана

Переход школы на работу по индивидуальным учебным планам предполагает особые формы и методы взаимодействия обучающих и обучающихся. Как показывает практический опыт работы школ, перспективными формами организации учебного процесса являются тьюторство, консультирование и модерирование.

Тьюторство выступает в трех ипостасях:

1)  как поддержка, т.е. как  особый вид помощи, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта при решении проблемы;

2) как фасилитация;

3) как сопровождение.

Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель педагога в такой модели обучения – научить ученика учиться.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала  учащегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы педагога-модератора являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися

Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося. Помочь каждому обучающемуся осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти  свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся –это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, что лежит в основе системно-деятельностного подхода. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Успешность продвижения по индивидуальному маршруту:

  • Результативность участия в олимпиадах, предметных неделях.
  • Участие в исследовательской, проектной деятельности.
  • Дополнительная и опережающая работа на уроках.

Содержание ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут включает темы, разделы, обязательные для изучения, а также темы, разделы по выбору.

Продолжительность выполнения программы – 1 учебный год. Календарные сроки устанавливаются в зависимости от темпа развития обучающегося, внешних обстоятельств его жизни – длительных поездок, участия в соревнованиях, профессионального обучения и т.д.

Маршрут созидательной направленности  предполагает не только развитие и раскрытие обучающимися своих особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, своего образования, своей жизни, карьеры.

Участники:

  1. Обучающиеся 6-11 классы

ФИ обучающегося

Класс

1

Шеремет Полина

2

Черношвец Снежана

3

Каргапольцева Регина

4

Антипенко Анастасия

10б

5

Сизых Юлия

11б

  1. Учитель английского языка (тьютор) Лебедева И.В.

Формы работы:

Формы представления результатов:

  • Личные беседы с обучающимися, родителями
  • Анкетирование
  • Аудиторная
  • Углубление по предмету «английский язык»
  • Консультации
  • Внеаудиторная (подготовка к олимпиадам, НПК, индивидуальные и групповые занятия по отдельным темам)
  • Самоанализ (рефлексия)

  • Выступление на конференции
  • Участие в олимпиадах (в т.ч. дистанционных)
  • Экзамен
  • Контрольная работа
  • Реферат
  • Проект (учебный, образовательный)

Примерная тематика аудиторной и внеаудиторной деятельности:

Изучение английского языка для меня – это…

Структура олимпиадных заданий

Проектирование

Как создать презентацию на английском языке

Структура ГИА/ЕГЭ

Стратегии выполнения экзаменационных заданий

Эффективное применение ИКТ в изучении английского языка

Структура исследовательских работ

Результаты ИОМ

ФИ обучающегося

Результативность

1

Шеремет Полина

3 место во Всероссийской викторине (Рождественское настроение)

2

Черношвец Снежана

2 место во Всероссийском блиц-турнире по английскому языку (Радуга)

3

Каргапольцева Регина

Призовые места в олимпиадах по английскому языку

Сертификат участника НПК «Шаг в будущее»

4

Антипенко Анастасия

2 и 3 места во Всероссийских дистанционных викторинах по английскому языку

Публикация сочинения на английском языке, проект для одаренных детей «Алые паруса»

5

Сизых Юлия

3 место на городской НПК, 2 место во Всероссийской дистанционной викторине, 1 место в Международном интеллектуальном поединке по английскому языку, 77 баллов - ЕГЭ



Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут обучающихся

Лебедева Ирина Викторовна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

  1. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации  могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.
        Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

        Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

  1. Невозможность предоставить всем ученикам выбрать желаемый им профиль по разным организационным причинамю
  2. Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
  3. Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
  • особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании. Важность и полезность индивидуального маршрута бесспорна как для учителя, так и для ученика. Создание индивидуального образовательного маршрута дает учителю возможность отслеживания результатов работы с одаренными учащимися, помогает спланировать работу с одаренным учеником на год, является удобной формой корректировки работы. Для учащегося ИОМ является помощником в освоении новых знаний и приобретении нового опыта.

   При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:

1.Степень усвоения обучающимися предшествующего материала.

2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.

3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.

4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.

5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами:

1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы по обычной классно-урочной системе.

2. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы.

3. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося учитель проводит консультации в процессе выполнения заданий.

4. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.

Учитель составляет индивидуальный образовательный маршрут совместно с учеником и является его наставником, помощником или «тьютором».

Обязанности тьютора:

  • оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
  • регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута не реже одного часа в неделю;
  • корректировка образовательного маршрута;
  • контакты с родителями ученика;
  • оформление результатов ученика в виде внесения оценок и другой информации о достижениях в портфолио, школьную документацию.

Индивидуальные образовательные маршруты могут иметь разные формы в зависимости от целей обучения. Цель образовательных маршрутов моих учеников -  углубление знаний учащихся и формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности.

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию.

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:

  1. усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения;
  2. создать условия для профилизации обучения;
  3. формировать портфолио учащегося;
  4. сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на основе анализа и оценки способов и результатов собственной самостоятельной работы;
  5. перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоение учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию достижений учащихся.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, что лежит в основе системно-деятельностного подхода. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.