Проект "Занимательная геометрия с конструктором ТИКО"

Рязанцева Татьяна Петровна

Реализация проекта: « Занимательная геометрия с конструктором ТИКО»


Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Ян Амос Каменский


Нет такого родителя или воспитателя, который не давал бы себе зарок стать лучше. Это значит, хочется уделять развитию наших детей больше времени, но главное делать это по-новому. Чтобы не было скучно взрослым, чтобы было полезно малышам. Реализовать такой конструктивный настрой развивать ребенка помогает конструктор ТИКО. В средней «А» группе начался реализовываться проект «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО». Ребята познакомились с деталями конструктора , учились их сравнивать, считать, находить похожие предметы, в окружающей среде, устанавливать закономерности, классифицировать по свойствам. Тико-моделирование" - это уникальный способ, позволяющий познакомить детей с геометрическими понятиями, развивать пространственное воображение, логическое мышление, по средствам не скучных шаблонных занятий, а веселых игровых ситуаций.


«Знатоки геометрических фигур»


30 октября в рамках реализации проекта: «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО », было проведено итоговое мероприятие : «Знатоки геометрических фигур». Участники разделились при помощи конструктора ТИКО на 2 команды: квадраты и прямоугольники.
Каждой команде было предложено выполнить задания на сообразительность: «Раздели фигуры», «Продолжи закономерность», «Собери фигуры из частей». Ребята с большим интересом и энтузиазмом выполняли задания на сообразительность. Победителями стала команда " квадраты"
Конструктор ТИКО обладает не только развивающим свойством, но и интересной игрой для познания дошкольников.


«Ориентировка в пространстве»

 

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. В течение ноября месяца, дети средней «А» группы продолжили играть и одновременно развиваться с конструктором ТИКО. Эти игры были направлены на развитие умения  ориентироваться  и располагать геометрические  фигуры в пространстве : «справа» , «слева», «сверху» , «снизу», «в центре», «сбоку», «около», «выше», «ниже», «между». При помощи словесной инструкции педагога дети собрали из деталей ТИКО-котёнка, цветок, ёжика, дерево. Такие игры не только закрепляют у детей  знания о геометрических фигурах, но происходит развитие мыслительных операций, развитие внимания, мышления, речи, дети приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы.


«Многоугольники»

 

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста .Игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. В процессе дидактических игр  с конструктором ТИКО  у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. В декабре ребята средней «А» группы продолжили играть с конструктором ТИКО. Развивающие игры направлены на расширение кругозора и на знакомство с многоугольниками. Дети учились не только находить фигуры из предложенных ,но и собирать многоугольники их нескольких геометрических фигур. Ребята познакомились с новыми играми "Подбери фигуре цифру" , "Какая фигура лишняя", "Собери многоугольник по заданному числу" и другие.ТИКО -моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками.

 

"Геометрические формы и объёмные тела"

 

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей. Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Тико технология помогает знакомить детей не только с геометрическими фигурами ,но и создавать геометрические тела.

При помощи конструктора ТИКО ребята средней «А» группы познакомились с кубом. Дети учились сравнивать площадь фигур и, преобразовывая одни фигуры в другие, собрали куб, при помощи которого выполняли логические задания «Построй башню», «Собери по величине», «Расположи в пространстве».Играя и развиваясь с конструктором ТИКО дети приобрели практические умения  применять полученные  знания в самостоятельной деятельности.

«Игры с конструктором ТИКО»

 Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.

Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:

Создание развивающей среды;

Организация развивающих занятий;

Реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающего  конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процессе моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

ТИКО технология является одним из средств изучения  дошкольниками геометрии. Продолжая реализовывать проект «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО» , педагоги средней «А» группы  познакомили ребят с объёмной фигурой -пирамида. Ребята рассмотрели примеры из жизни , где можно встретить предметы такой формы. И ,конечно же сконструировали свои пирамиды . Ребята выполнили ряд заданий ,направленные на развитие интеллектуальных качеств :«Найди предметы  не такой формы» , «Сколько понадобиться фигур ,чтобы получилась пирамида» , «Найди одинаковые пирамиды», «Найди отличия у пирамид» .Игры с конструктором ТИКО позволяют развивать  у детей : внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов.

Итоги работы по проекту:

  Одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование и развитие элементарных математических представлений.

Чтобы развивать у детей дошкольного возраста математические способности, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, мы разработали и реализовали проект: «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО». Проект «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО» направлен на развитие логико-математических способностей детей на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей геометрии с помощью ТИКО технологии с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи. Новизна проекта в том, что   ТИКО технология  позволила: - усилить реализуемую основную образовательную программу дошкольного образования, в аспекте  математического развития и конструктивно – модельной деятельности, за счёт применения  в образовательном процессе новых форм, методов и приемов педагогической работы на основе образовательного конструктора ТИКО, расширила  образовательную среду, способствующую развитию математическим и конструктивным способностям ребенка, за счет организации детского мини-центра « Юный Интеллект ».

-  Организуя разнообразные образовательные ситуации дети   в игровой форме учились сравнивать, анализировать, различать предметы по форме, цвету, размеру, высоте, ширине, считать, конструировать разнообразные постройки и создавать игры с применением ТИКО конструктора.

-  У детей обогатился игровой опыт по математическому развитию. Ребята научились преобразовывать одни математические объекты в другие.

 -  Возросла степень активности игр в самостоятельной деятельности.

 -  Дошкольники, стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции...

Проект позволил достигнуть поставленной цели: наши воспитанники успешно освоили содержание программы «Детство» -  раздел «Первые шаги в математику». В результате наблюдения видно, что проведенная в рамках проекта работа стимулирует любознательность, познавательный интерес и творческую активность у детей, развивает умение самостоятельно организовать игру, навыки разрешения конфликтных ситуаций, формирует умение дать оценку      своей работе и полученному результату.