Программы дополнительного образования детей

Рязанцева Татьяна Петровна

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, раскрытию  творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Дополнительная образовательная программа  «Страна Игралия»

по физическому развитию

 в НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»

Салым,2015 г

        «Страна Игралия»

Дополнительная рабочая программа кружка

по реализации вариативной части

основной образовательной программы

дошкольного образования

для детей 3– 4 лет

на 2015 /2016 учебный год

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Педагог дошкольного   образования

НРМДОБУ  «ЦРР –д/с «Улыбка»

Рязанцева Татьяна Петровна

Салым,2015 г

Оглавление

1.Пояснительная записка.

2.Характеристика возрастных особенностей физического развития детей 3-4 лет.

3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников.

4.Количество занятий

5.Календарно тематическое планирование

6.Мониторинг

7.Список средств обучения

8.Список литературы

Приложение 1. Диагностика физического развития.

1. Пояснительная записка

1.      Пояснительная записка.

     Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления.  Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.

Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

С помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.

Влияние природно-климатических факторов Крайнего Севера (длительные, суровые зимы, низкие температуры воздуха и т. д.) приводят к сокращению или отсутствию прогулки, что создаёт дефицит движений.  

Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности

2. Характеристика возрастных особенностей физического развития детей 3-4 лет.

   3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными   движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами).  Возникает интерес к определению соответствия движений образцу.  Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем  им  свойственно  неумение  соизмерять  свои  силы  со  своими  возможностями. Моторика  выполнения  движений  характеризуется  более  или  менее  точным  воспроизведением  структуры  движения,  его фаз, направления  и  т.д.  К  4-м  годам  ребенок  может  без  остановки  пройти  по  гимнастической  скамейке,  руки  в  стороны;  ударять мяч  об  пол  и  ловить  его  двумя  руками  (3  раза  подряд);  перекладывать  по  одному  мелкие  предметы  (пуговицы,  горошины  и т.п. – всего  20  шт.)  с  поверхности  стола  в  небольшую  коробку  (правой  рукой). Начинает  развиваться  самооценка  при  выполнении  физических  упражнений,  при  этом  дети  ориентируются  в значительной  мере  на  оценку  воспитателя. 3-4-х летний  ребенок  владеет  элементарными  гигиеническими  навыками  самообслуживания (самостоятельно  и  правильно  моет  руки  с  мылом  после  прогулки,  игр,  туалета;  аккуратно  пользуется  туалетом:  туалетной  бумагой,  не  забывает  спускать  воду  из  бачка  для  слива;  при  приеме  пищи  пользуется  ложкой, салфеткой;  умеет  пользоваться носовым  платком;  может  самостоятельно  устранить  беспорядок  в  одежде,  прическе,  пользуясь  зеркалом,  расческой).  
Анатомо-физиологические особенности
Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96±4,3 см, вес 12,5+1 кг, окружность грудной клетки 51,7+1,9 см, окружность головы 48 см, количество молочных зубов 20. Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого. Особенности опорно-двигательного аппарата. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опушенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3—4 лет диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Но постепенно в процессе изобразительной деятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом. Дыхательные пути у детей отличаются от таковых у взрослых. Просветы воздухоносных путей (гортань, трахея, бронхи, носовые ходы) у ребенка значительно уже. Слизистая оболочка, их выстилающая, нежна и ранима. Это создает предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями. Сердечнососудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Скорость кровотока у детей больше, чем у взрослых. Кровяное давление в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба. В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Педагоги на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей.

3.Целью кружка является повышение двигательной активности, уровня здоровья детей младшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.

Задачи:

-формирование первоначальных представлений о здоровье, о способах его сохранении.

 - удовлетворение потребности детского организма в движениях;

- снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;

- сохранение и укрепление здоровья детей

-развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;

- развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук и туловища.

  Таким образом, оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.

В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.

       Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.

 Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

 От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы…), ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё  это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств  взаимосвязано.  

     Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание  в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.

      Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.

        Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.


2.Характеристика возрастных особенностей художественного развития детей

Контингент

воспитанников

Характеристики возрастных особенностей физического развития детей

Возрастная группа

Количество детей

Из них

мальчиков

девочек

3-4лет

- Сформирована соответствующая возрасту координация движений.

-Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление    движения по желанию или по команде.

-Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.

-Проявляет положительные эмоции при физической активности, в      самостоятельной   двигательной деятельности. 

-Возникает интерес к определению соответствия движений образцу.  Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Вторая младшая «А» группа

30

19

11

3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников

Группа

Цели и задачи программы

К концу года ребенок знает, умеет

1.

Вторая младшая «А»

Цель: повышение двигательной активности и уровня здоровья у детей младшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.

Задачи: 

1.Удовлетворение потребности детского организма в движениях;

2.Снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;

3.Сохранение и укрепление здоровья детей

4. Формирование первоначальных представлений о своём организме, здоровье, о способах его сохранении.

5.Развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;

6.Развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук и туловища.

-Имеет осознанное представление о своем организме, элементарные представления о ценности здоровья,

 в частности, о ЗОЖ, необходимости соблюдения   правил гигиены в повседневной жизни и   старается следовать им в своей деятельности

-Знает исходные положения, последовательность выполнения, понимает их профилактическое и оздоровительное значение.

 -Имеет представление о закаливании, его значении при оздоровлении.

 -Выполняет упражнения на   расслабление.

-Выполняет некоторые упражнения, в разных исходных положениях со спортивным инвентарем.

-Выполняет под контролем педагога самостоятельную дыхательную гимнастику.

-Имеет   представление, о необходимости   в специальных коррекционных   упражнениях.

-Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

-Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

На занятии используются различные методы и приёмы:

- игровой;

- наглядный (рассматривание иллюстраций, открыток, наглядных пособий и др.);

- словесный (беседа, использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);

- практический (самостоятельное выполнение детьми упражнений, использование различного спортивного инвентаря);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- проблемно-мотивационный;

- мотивационный (убеждение, поощрение).

Основные виды деятельности:

Гимнастика

Динамические и оздоровительные паузы

Различные виды игр,

Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика ,занимательные разминки и пр.

4.Колличество занятий.

Срок реализации программы 1 год

Название

Количество занятий

Продолжительность занятий

в неделю

в год

Страна Игралия

1

27

15 минут

5.Календарно-тематическое планирование

№ п./п.

Тема

Задачи

Количество часов

Дата проведения

Примеча-

ние

«Что значит быть здоровым»

-Дать представление о том, что значит быть здоровым; (беседа)

 Разминка: ходьба и бег по - одному, на носках, на пятках, в рассыпную; ходьба в медленном темпе Подвижная игра «По ровненькой дорожке». Развивать согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.

1

05.10.2015 -09.10.2015

«Непослушные мячи»

  -Развивать умение подбрасывать мяч вверх  и ловить мяч двумя руками . -Развивать согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; (разминка: разные виды ходьбы – на носочках, на пяточках, приставным шагом; п/и «Передай мяч»;

1

12.10.2015-16.10.2015

«Для чего мы занимаемся»

-Дать понятие об органах дыхания; (дыхательная гимнастика «Каша кипит)

-Формировать умение соблюдать правила в подвижных играх. П/И  Солнышко и дождик», «Найди свой домик».

Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова»;

1

19.10.2015-23.10.2015

«Закаляйся – если хочешь быть здоров!»

Формировать  привычку о  ЗОЖ. Дать знания о способах сохранения и укрепления здоровья. Учить заботится о своём здоровье.

1

26.10.2015-06.11.2015

«По дорожкам, по следочкам»  

 Развивать у детей умения выполнять  упражнения для профилактики плоскостопия; упражнять детей в равновесии :ходьба по верёвке прямо, по  массажным коврикам; прыжки из обруча в обруч, упр. «Обойди прыжкам». П/И «Не боимся мы кота», Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место.

1

09.11.2015-13.11.2015

«Надо – надо умываться»

Формирование ЗОЖ; Побуждать узнавать и называть некоторые предметы: мыло, зубная щетка,  расческа. Развивать любознательность Развивать связочную речь посредством поощрения  попыток рассказывать о событии из личного опыта.

1

16.11.2015.-20.11.2015

«Массажные мячики» .

 Дать понятие о массажных мячиках; элементарные упражнения с массажными мячиками;  Закрепить понятия «много - один», «короткий – длинный», «широкий – узкий», «высокий – низкий».
Вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх.

1

23.11.2015-27.11.2015

«Для чего нужна зарядка»

Подводить детей к пониманию зависимости между занятиями физическими упражнениями и здоровьем.  Совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость. (Весёлая зарядка с кубиками)

2

30.11.2015-11.12.2015

«Ровная спинка»

Формировать представления о правильной осанке.  Повторить знакомые игры; Воспитывать у  детей  желание  прийти на помощь нуждающемуся; Создать весёлое радостное настроение.

1

14.12.2015-18.12.2015

«Закрепление правильной осанки»

Формировать у детей навыки ходьбы с соблюдением правильной осанки. Закреплять у детей согласовывать движения по показу. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед..Воспитывать у детей уверенность в своих силах .

1

21.12.2015-25.12.2015

«Чтобы сильным быть и ловким всем нужна нам тренировка»

-Укрепление здоровья детей:

-формирование правильной осанки;

 - профилактика плоскостопия у детей;

 - укрепление дыхательной мускулатуры.

 -Развивать у детей ловкость, силу, координацию движений, выносливость, гибкость, внимание.

 -Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу

2

11.01.2016-22.01.2016

Наше тело»

Формировать представление о своем теле.

Закрепить название частей тела.

Развивать умения различать и называть органы чувств (глаза, нос, рот, уши).

2

25.01.2016.-05.02.2016

«Учимся правильно дышать»

 Объяснить детям, при помощи чего они дышат, чувствуют запахи.

 Развивать представление детей о правильном дыхании...

Воспитывать умение заботится  о своём организме .

1

08.02.2016-12.02.2016

«Мы сильные, мы дружные!»

 Стимулировать у детей желание заниматься физической культурой, играть в подвижные игры , создать радостное настроение.

1

15.02.2016-19.02.2016

«Моя фигура»

  Формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей состоит мое тело) ;  Совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.

2

22.02.2016-04.03.2016

«Волшебные ручки»

 Создать условия для комфортной двигательной активности детей, побуждать к движениям, действиям, направленным на совершенствование двигательных навыков.

Познакомить детей с функцией рук – наши помощники.

1

07.03.2016-11.03.2016

«Бежали ножки по дорожке»

По сказке «Колобок»

 Развивать у детей интерес к движениям и двигательным действиям.

Формировать у детей умение выполнять двигательные действия по показу и словесной инструкции.

Совершенствовать у детей умение ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения в заданном ритме и темпе.

Продолжать формировать умение играть в знакомые игры, выполнять правила.

    Ходьба по дорожкам, массажным коврикам; дыхательная гимнастика «

2

14.03.2016-25.03.2016

 «С физкультурой мы дружны , нам болезни не страшны»

 Формирование у воспитанников навыков и представлений о здоровом образе жизни.

 -активизировать двигательную деятельность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве

 - прививать любовь к спорту и физической культуре;

 - развивать выдержку и внимание в играх и эстафета.

1

28.03.2016-01.04.2016

«Гимнастика для глаз»

Удовлетворение естественной потребности детей в движении, совершенствование координации движений дошкольников.

Учить детей самостоятельно делать гимнастику, повторять движения за воспитателем. Закрепить знания детей об органе зрения. Продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за глазами. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

1

04.04.2016.-08.04.2016

«Поиграем с ушками»

Формировать элементарные представление детей об органах чувств –  уши - орган слуха, их функциях;

Учить детей навыкам самомассажа. Продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

1

11.04.2016-15.04.2015

«Подвижные игры»

Закреплять умения играть в знакомые игры, соблюдать правила игры : быстро, действовать по сигналу, развивать умение ориентироваться в пространстве. 

Вызвать желание играть в подвижные игры.

1

18.04.2016-

22.04.2016

«Я здоров»

Расширять представления детей о предметах личной гигиены, о правилах пользования ими.

 Способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым, формировать знания о полезном воздействии физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением.

Воспитывать чувства опрятности, привычку следить за своим внешним видом.

1

25.04.2016-29.04.2016

Итого:

27

6.Мониторинг

Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы, отслеживаются по мере освоения программы по методики «Наблюдение за детьми в повседневной жизни , при организации ООД». Автор Шишкина В. А. (Приложение №1) 

7.Список средств обучения

1. Наглядные пособия:

- иллюстрации;

- фотографии;

- картинки;

Технические средства:

- ноутбук;

- проектор;

- музыкальный центр;

Оборудование:

- массажные дорожки,

-обручи,

-мячи,

-гимнастические скамейки,

-массажные мячи,

- маски для подвижных игр

-Шнур, или канат.

-Кубики,

-Мешочки,

Материал для индивидуальной работы, работы на занятии:

Дидактические игры:

- «Что сначала, что потом»

«Каждой вещи своё место»

8.Список литературы:

1. Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».

2.  Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».

3.  Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».

4. Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.

5.  Кенеман А. В.Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».

7.  Литвинова О. М.  Санкт-Петербург «КАРО» 2006г.«Физкультурные занятия в детском саду».

8.  Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».

9.  Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».

10  Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми  4-5 и 3-4 лет»,

11.Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».

Приложение 1

Диагностика физического развития

№ п/п

Ф. И. ребенка

Наблюдение в течение дня за детьми (бег ребёнка: бегает свободно, быстро и с удовольствием.) .

Наблюдение за проведением подвижных игр. умение ребёнка использовать игровой материал при проведении подвижных игр.

Проведение игр на координацию движений.

Наблюдение в повседневной жизни за детьми (проявление у ребёнка желания участвовать в подвижных играх) .

Умения ребёнка активно участвовать в различных видах подвижной деятельности в течение дня.

Имеет представление о своём организме, здоровье, способах укрепления.

1.Наблюдение в течение дня за детьми (самостоятельная деятельность детей) .

Цель: проанализировать бег ребёнка: бегает свободно, быстро и с удовольствием. Выявить уровень развития силы и выносливости.

2.  Наблюдение за проведением подвижных игр.

Цель: выявить умение ребёнка использовать игровой материал при проведении подвижных игр.

3. Проведение игр на координацию движений.

Цель: выявить уровень развития координации движений.

4.Наблюдение в повседневной жизни за детьми 3 – 4 лет (подвижные игры, упражнения)

Цель: изучить проявление у ребёнка желания участвовать в подвижных играх.

5.  Наблюдение в ходе проведения подвижных игр и упражнений в повседневной жизни детей.

Цель: выявить уровень умения ребёнка активно участвовать в различных видах подвижной деятельности в течение дня.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

НИЗКИЙ:        Ребёнок не желает участвовать в п/и; не умеет использовать игровой материал при проведении п/и; слабо развиты физические и двигательные качества; не подбрасывает и не ловит мяч двумя руками; не может при броске мяча попасть в цель; не в совершенстве владеет своим телом; плохо развита координация движений

СРЕДНИЙ: Проявляет желание участвовать в подвижных играх. Активно участвует в различных видах деятельности; умеет использовать игровой материал; знает и использует считалки, заклички и т. д., но слабо развиты физические и двигательные качества, координация движений, слабо развит глазомер, не справляется с подбрасыванием мяча вверх и не может его поймать после броска.

ВЫСОКИЙ: Ребёнок активно и с желанием участвует в проведении п/и, умеет использовать игровой материал. Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку. Бросает маленький мяч в цель, бегает быстро, свободно и с удовольствием. Подбрасывает и ловит мяч двумя руками. Хорошо развита координация движений. На соответствующем уровне развиты физические и двигательные качества: быстрота реакции, ловкость, сила и выносливость.

Условные обозначения:

*        - вновь поступившие дети

        - низкий уровень

        - средний уровень

-             -высокий уровень






Предварительный просмотр:

«Согласовано»        

Старший воспитатель

НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»

_____________ А.А.Шумейко

Приложение 1-П

                           к дополнительной образовательной программе

на 2017-2018 учебный год

«Утверждаю»

Заведующий НРМДОБУ  

«ЦРР-д/с «Улыбка»

_________ О.А. Усольцева

Рабочая программа

дополнительного образования

Естественно – научной направленности

«Занимательная игротека»

для детей  старшего дошкольного возраста

Возраст обучающихся 6-7лет.

Срок реализации 1 год.

Автор составитель:

Рязанцева Татьяна Петровна, воспитатель

                               

П. Салым 2017-2018 учебный год

Оглавление

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность программы

3

 Направленность

3

Новизна программы

3

Педагогическая целесообразность

4

Практическая значимость

4

Развивающий потенциал программы

4

Здоровьесберегающий потенциал программы

4

Полнота содержания программы.

4

Связность и систематичность изложения материала.

4

Возможность творческого применения содержания программы.

4

Перспективность программы

4

1.2.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

4-5

1.3

Нормативно - правовые документы.

5

1.4.

Цель ,задачи программы «Занимательная игротека»

5

1.5.

Планируемые результаты освоение Программы «Занимательная игротека»

5-6

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1

Учебно-тематический план

6

2.2

Перспективно-тематическое планирование.

7-10

2.3

Принципы обучения

11

2.4

Основные методы обучения

11

Формы организации деятельности

11

2.5

Мониторинг

11-12

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

12

3.1

Материально-техническое  оснащение образовательного процесса.

13

3.2

Методическое обеспечение

13

3.3

-Кадровое обеспечение

13

lV.  

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

3.5

Список литературы

13

Приложение 1(мониторинг)

13-14

Приложение 2 Развивающие игры

Конспект ОД

I.Целевой Раздел

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский сад – первая ступень  общей системы образования, главной целью которого является всестороннее развитие ребенка. Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности воспитанника, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в получении дополнительного образования. В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации процесса образования.  

Развитие творческой и интеллектуальной активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и образования детей в целом.  

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума  и способностей, которые позволят легко освоить новое. Программа дополнительного образования «Занимательная игротека» направлена на развитие логико-математических способностей детей на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с помощью развивающих технологий с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, окружающий мир, конструирование, моделирование.

1.1Актуальность программы

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

   В программе «Занимательная Игротека»  представлена  система логико-математических и творческих    заданий  с использованием современных развивающих игр:  блоков Дьенеша, цветных палочек Х. Кюизенера, конструктора ЛЕГО. Интегрирование различных образовательных областей   позволяют накопить знания   об  окружающем мире.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в организованной деятельности, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности логико-математических представлений, помогают   развивать у детей  элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных развивающих образовательных ситуаций позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.

Направленность программы

Программа дополнительного образования  «Занимательная игротека» относиться к  естественно - научной направленности, ориентирована на  всестороннее гармоничное развитие личности через развитие логико-математических  способностей.

Новизна программы

Новизной программы  является постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали»), что позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Педагогическая целесообразность

Программа целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть в образовательной деятельности с группой детей, развитию у детей интереса к различным видам деятельности: конструировании, моделировании, желанию активно участвовать в практической деятельности.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей, способствует развитию у детей интереса к различным познавательным заданиям, через практическое взаимодействие с педагогом; позволяет детям   самостоятельно организовывать свою деятельность.  

Данная  программа  является  образовательной, развивающей.

Практическая значимость 

-отобран и систематизирован практический материал по логико- математическому развитию дошкольников средствами развивающих технологий: логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, конструктора Лего (разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми; составлена картотека логико-математических игр);

-на основе интегрированной модели разработана и апробирована в подготовительной группе   ДОУ система работы дидактических игр в рамках программы «Занимательная игротека»;

-создана развивающая образовательная среда, которая обеспечивает активное развитие логико-математических способностей ребенка 6-7 лет: (в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр «Математики и конструирования»

Развивающий потенциал программы

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес   к  математическим играм, в применении проблемных ситуаций, находить способы  решения.

Здоровьесберегающий потенциал программы

Программа не создает дополнительных нагрузок, образование детей проходит в практической деятельности и игровых ситуациях.

Полнота содержания программы

Программа распланирована как программа поддержки логико-математического развития дошкольников и содержит все необходимое для достижения запланированных целей (объем, содержание и планируемые результаты), организационно-педагогические условия для реализации программы.

Связность и систематичность изложения материала

Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями, постепенному усложнению задач, ребенок легко овладевает умениями, учится самостоятельно принимать решения. 

Возможность творческого применения содержания программы.

Программа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений любого вида, педагогами дополнительного образования, родителями в условиях семьи.

Перспективность программы заключается в том, что она является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

1.2.Организационно-методическое обеспечение программы

Программа «Занимательная игротека» рассчитана на 1 год (с детьми старшего дошкольного возраста, 6-7лет. Общее  количество  часов в год - 26 час.

Организованные занятия начинаются с октября

Основная форма работы–   обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия. Ребёнок вовлечён в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 15–20 мин.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

  Численность детей в группе составляет 15 человек.

Продолжительность занятия составляет -25-30 мин.

Организация образовательной деятельности (ОД) - кружковая форма работы.

Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 6-7 лет, рассчитан как на детей с низким уровнем развития, так и одарённых, при этом темпы освоения программы будут разными.

1.3Нормативно - правовые документы

Дополнительная  общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная игротека» разработана на основе:

• Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155);

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014);

• Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"

• Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

1.4 Цель программы: развитие логико – математических способностей дошкольников средствами развивающих технологий.

 Задачи программы:

1.Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию с помощью логических блоков Дьенеша.

2.Разбивать множества на под множества по совместимым и не совместимым свойствам.

3.Овладеть математическими умениями в процессе измерения, счёта, вычисления, преобразования предметов с помощью цветных палочек Х. Кюизенера.

4.Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач смекалки с применением конструктора LEGO.

5.Создавать конструкции из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, конструктора LEGO по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме.

       Задачи реализуется через нетрадиционные формы занятий по развитию логико - математических способностей: интегрированные, с элементами соревнования и использование ИКТ. Применение компьютерной техники на занятиях позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи материала воспитанникам.

1.5 Планируемые результаты

Предполагаемые результаты:

В результате освоения программы воспитанник будет уметь:

1.Выполнять различные   познавательные задачи на игровом материале: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, конструктор LEGO.

2.Выделять существенные признаки объекта; устанавливать смысловые связи, совершать мыслительные операции: сравнения, обобщения, абстрагирования, анализа, синтеза, рассуждать.

3.Выполнять решение поставленной задачи по   алгоритму, кодировать и декодировать - «расшифровывать» информацию, пользоваться знаками-символами, «читать схемы».

4.Разбивать и группировать по совместимым и не совместимым свойствам предметы.

5.Иметь представления о «цветных» числах, устанавливать соответствие между цветом и числом.

6.Выполнять измерительные и вычислительные операции с помощью «цветных» чисел.

7.Самостоятельно, творчески создавать свои варианты, конструкции из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, конструктора ЛЕГО по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, легко видоизменять созданное им по ситуации.

8.Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.

9.Применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Модуль 1. «Волшебные блоки» - игры с блоками Дьенеша

9

-

9

2.

Модуль 2. «Чудо кубики»- игры с конструктором Лего

3

-

3

3.

Модуль 3. «Цветные палочки» - игры с палочками Кюизенера

14

-

14


2.1. Перспективно-тематическое планирование

Модули

Кол.час.

Тема

Задачи.

Игры для совместной и самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с родителями

Дата

Волшебные блоки

1

1.Вводное.

«Овощная корзина»

Вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша. Развивать умения понимать символику, соотносить логический  блок с определённым значком-символом.

Игра «Помоги муравьишкам», «Угадай-ка»

Буклет: «Блоки Дьенеша - удивительные фигуры»

3.10.2017

1

2.«Определи номер дома»

Развивать умение  находить с помощью кодовой карточки  нужный логический блок по трем  свойствам: цвету, форме, размеру.

«Найди клад»,

«Засели домик»

Практикум: «Игры с Блоками Дьенеша»

10.10.2017

1

3.«В поисках чемпиона»

Развивать умение  находить с помощью кодовой карточки  нужный логический блок по четырём  свойствам: цвету, форме, размеру, толщине..

«Награда для чемпионов»,

«Найди меня»

Выставка: «Демонстрационного  материала»

17.10.2017

1

4 .Проблемная ситуация:

«Помоги животным попасть на свой материк»

Развивать умение расшифровывать (декодировать ) информацию о наличии определённых свойств у предметов по их знаково- символическим обозначениям.

«Животные разных континентов»

Консультация: «Нетрадиционные дидактические игры, как средство развития мыслительной активности»

24.10.2017

1

5. Квест игра «Космический полёт».

 Познакомить детей со свойствами блоков – «отрицание». Совершенствовать умение находить из множества логических блоков  - фигуры по  заданным  свойствам..

«Собери ракету»,

«Метеоритный дождь»,

«Найди ключ управления»

Квест - игра на тему «В поисках развивающих игр для активного, самостоятельного, инициативного, любознательного ребёнка»

31.10.2017

1

6. Фантазируем и конструируем

«Автотрасса»

Развивать умение, кодировать информацию о свойствах блоков  с помощью знаков – символов, декодировать её.

«Дикие лебеди», «Построим дом»,

«Строители дорог»

«Играем вместе с нами»- уроки с родителями.

07.11.2017

1

7 Решение логических задач

«Транспорт»

Развивать  умения разбивать множество логических блоков по двум  не совместимым  свойствам на несколько подмножеств.

«Найди нужную деталь»

Игры для совместной деятельности  с детьми: «Давайте, поиграем!»

14.11.2017

1

8«Эстафета занимательных заданий»

«В поисках клада»

 Развивать  умения разбивать множество логических блоков по двум совместимым  свойствам.

«Угощение»,

«Раздели блоки»

Конкурс игр  по математике

«Математический Знай-ка»

21.11.2017

1

9. Игры в движении с блоками Дьенеша.

«Поможем пернатым»

 Развивать  умения разбивать множество логических блоков по трём  совместимым свойствам.

«Накормим птиц»,

«Найди свой дом»

Буклет: «Будем вместе мы играть, и здоровье укреплять»

28.11.2017

Чудо кубики

1

10. Лего и математика.

«Подарки»

Развивать  умения находить LEGO детали по заданным свойствам (размеру, цвету, количеству): составлять предметы по   алгоритму..

«Архитекторы»,

«LEGO подарки»

Консультация «Развитие математических способностей с помощью конструкторов LEGO»

05.12.2017

1

11. Лего и  математика.

«Спасём зелёную красавицу»

Развивать  умение мысленно делить предмет на составные части и собирать из частей целое.

«Собери фигуру по памяти»,

«Найди детали»,

«Ёлочка - зелёная иголочка»

Рекомендации родителям: «Конструирование из конструкторов LEGO в детском саду»

12.12.2017

1

12. Лего и  математика.

«Роботы помощники»

Развивать   умение конструировать предметы по условиям.

«Лабиринт рыцаря»,

«Эти забавные роботы»

Участие в конкурсе ДОУ «Роботы помощники»

19.12.2017

Цветные палочки

1

13.Знакомство с палочками Кюизенера .Длинна и цвет.

«Железная дорога»

Вызвать интерес у детей  играть с  палочками Кюизенера. Развивать  умение сравнивать палочки по длине и цвету, выкладывать палочки по   алгоритму.

«Угадай  пропавшее число»

Деловая игра «Палочки Кюизенера - средство познания, логики и математики в дошкольном возрасте»

16.01.2018

1

14«Число и цвет»

«Поезда»

Развивать умение устанавливать соответствие между  цветом и числом. Закреплять навыки измерительной деятельности.

«Головоломки с палочками»

Консультация: «Как играть с палочками Кюизенера»

23.01.2018

1

15«Число и цвет»

«Деревья нашего посёлка»

Развивать умение детей устанавливать соответствие между цветом   и числом; находить  палочки по словесной инструкции.

«Головоломки с палочками»

Памятка «В стране волшебных палочек»

30.01.2018

1

16«Счёт палочками»

«Прогулка в лес»

Развивать умение считать  цветные  числа, увеличивая и уменьшая числа на единицу.

«Животные»

Папка передвижка «Занимательная математика»

06.02.2018

1

17. Условная мерка

«Коврики»

Упражнять детей в измерении с помощью условной меры-палочки Моделировать предмет по заданной условной мере

«Измерялки»

Десять  причин, почему

для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные палочки Кюизенера»

13.02.2018

1

18. Условная мера.

«Вычислительные машины»

Упражнять в измерении  массы и объёма сыпучих и  жидких   веществ с помощью условной меры-палочки.  

«Магазин»

Играем вместе с детьми: «Экспериментируем»

20.02.2018

4

19-22 Состав числа из двух меньших

«Разноцветные дома»;

«Цветы»

«Разноцветная улица»

«Город»

Развивать  умение моделировать предмет, составляя  числа 4,5,6,7,8,9,10 из двух меньших при помощи палочек Кюизенера.

«Домики из чисел» «Кто в домике живёт?»

«Разноцветная улица» «Отремонтируем лестницу»

«Игротека с детьми»

27.02.2018

06.03.2018

13.03.2018

20.03.2018

2

23-24«Складываем и вычитаем»  

«Супермаркет»

«Булочная»

Развивать умения находить палочки по сумме  равные двум данным, находить разность.

«Супермаркет»

Сюжетно ролевая игра с палочками Кюизенера»

«Финансовая грамотность»

27.03.2018

03.04.2018

1

25 Конструирование палочками

«Посудная лавка»

 (по схеме)

Развивать умение моделировать изображение  достраивая вторую половину фигуры - симметрично с помощью палочек. Кюизенера.

«Зеркало»

Строительно-конструктивная игра с цветными счетными палочками Кюизенера «Посудная лавка» 

10.04.2018

1

26 Математическая интеллектуальная игра  

«В поисках загадочного предмета»

Обобщение и систематизация практических умений и знаний.

 «Экспериментируем»

Опыты с детьми : «Магнит и его свойства», «Как лопнуть шарик при помощи апельсина»

Открытый просмотр интеллектуальной игры.

17.04.2018


2.2 Процесс обучения  построен  на реализации следующих дидактических принципах:

Принципы и подходы к формированию программы

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  •  повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
  • элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
  • психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
  • проблемности - ребёнок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности.
  • динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются.

Рабочая программа основана на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированный подход:

  • поддержка инициативы детей в логико-математической деятельности;
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

2. Системно-деятельные подходы:

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

2.3 Основные методы:

- Элементарный анализ (установление причинно- следственных связей)- умение детьми  анализировать помогает усваивать знания осознанно.

-Сравнение - помогает образованию конкретных представлений. 

-Метод моделирования и конструирования: содействует проявлению самостоятельности, творчества, выдумки.

-Метод вопросов - постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать.

-Метод повторения - применение знаний в сходной ситуации. 

-Решение логических задач - выступает  в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности.

Формы организованной деятельности:  интегрированные, с элементами соревнования и использование ИКТ.

 Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 6-7 лет, рассчитан как на детей с низким уровнем развития, так и одарённых, при этом темпы освоения программы будут разными

2.4 Мониторинг

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются наблюдение, исследовательские методы Н.А.Короткова и П.Н.Нежнов содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие личностные проявления  детей старшего дошкольного возраста   в логико-математической деятельности.

Таблица для фиксации результатов мониторинга.

Возрастная группа:

Диапазон возраста:

Дата заполнения:

Познавательная инициатива-любознательность

(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

Список детей группы

Проявляет интерес к новым предметам. Манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно  воспроизводит действия.

Задаёт вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что?», «Как?», «Зачем?»); высказывает простые предположения; осуществляет вариативные действия по отношению к исследовательскому объекту, добиваясь нужного результата.

Задаёт вопросы об отвлечённых вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений; способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо)

1.

2.

3.

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое  оснащение образовательного процесса.

Условия реализации:

Для успешной реализации данной программы необходимы:

  • рабочий  кабинет (группа)
  • необходимое количество часов.

Материально-техническое оснащение:

Интерактивная доска-1шт.

ПК-1 шт.

Проектор-1шт.

Инструменты, приспособления и материалы:

Название

Количество

Блоки Дьенеша

12

Палочки  Кюизенера

12

Конструктор LEGO.

12

Методическое обеспечение:

Комплекс организационно - педагогических условий

Условия реализации программы:

Место реализации - детский сад

Для реализации программы необходимо:

Материально-техническое оснащение: Компьютер, проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал -альбом заданий к палочкам Кюизенера "Кростики" (посудная лавка); схемы - образец, иллюстрации: « Цветы», «Ёлки», «Деревья»,  «Хлебобулочные изделия»,  «Город», «Железная дорога»,  «Космос»;  «Транспорт», «Птицы», «Животные», письма и фотографии от Незнайки.

Дидактический материал - блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; конструктор LEGO, ребусы, головоломки, подборка тематических игр: «часть – целое»;   магазин; карточки-алгоритмы, пособие «Животные разных континентов».

Раздаточный материал -  схемы – «Роботы», «Транспорт», «Дома», контур цветка с цифрами в центре, алгоритмы.

Кадровое обеспечение:

Педагог I кв. категории, имеющий высшее профессиональное образование  в области дошкольной педагогики, прошла курсы:   «Художественное  конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника»

lV. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Систематически  организованная деятельность с детьми на протяжении года, подготовительной группе, а также активное использование развивающих игр в самостоятельной деятельности показали, что    у детей наблюдался  повышение уровня  познавательного развития. Дети стали более точно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнения, обобщения, счета предметов в доступном для каждого предела, научились классифицировать, сформировались простейшие речевые, логические высказывания 

3.1.Список литературы.

1. Новикова В.Н., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет). С-Пб, Детство-Пресс, 2008.

2. Гурин Ю. «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

3. Жикалкина Т. «Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989

4. Столяр  А.А «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Москва, 2009г. 

5.Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Математика от трёх до семи» - программа. Составили: «Детство – пресс», 2002г.

6. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». – М.: Просвещение, 2016.

7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2005г. 

 8. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.

9.З.А.Михайлова, Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». - С.Пб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2015

Электронные ресурсы:

http://www.solnet.ee/- солнышко детский портал.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Диагностический инструментарий.

Мониторинг  личностных  проявлений  ребенка  в   логико-математической  деятельности.

    В  качестве  важнейшего  показателя  развития  ребенка  в  познавательно-исследовательской  и  продуктивной  деятельности  современные  исследователи  Н.А Короткова  и  П.Г. Нежнов  выделяют  познавательную  инициативу  как  одно  из  значимых  личностных  проявлений.  Удобным  и эффективным  методом  оценки  продвижений  ребенка  в  развитии  является  наблюдение.

     О  познавательной  инициативе  (любознательности)  педагог  может  судить  по  степени  включенности  ребенка  в   логико-математическую  деятельность.

     Познавательная  инициатива  ребенка  проявляется  разноуровненно:

 Для  первого  уровня  характерно  проявление  интереса  к новым  объектам. 

Ребенок:

  • Активно  обследует  объекты,  выделяет  свойства,  но  не  всегда  их  называет
  • Практически  обнаруживает  способы  использования  объектов  (манипулирует  ими,  собирает  в группу,  выкладывает  в  виде  цепочки,  разбирает  и  собирает  без  попыток  получить  точный  результат).
  • Многократно  повторяет  действия,  поглощен  процессом.

На  втором  уровне:

  • Предвосхищает  или  сопровождает  вопросами  практическое  исследование  новых  объектов («Что  это?»,  «Для  чего?»)
  • Обнаруживает  намерение  узнать  что-то  новое  относительно  конкретного    использования  игровых  материалов  и  пособий  («Как  это  получается?», «Почему  это  так?», «Как  это сделать?»)
  • Высказывает  простые  предположения  о  связи  действия  и  возможного  результата,  стремится  достичь  определенных  результатов  (Если  сделать  так...»)
  • Начинает  использовать  освоенные  способы  действий   в  других  ситуациях:  сюжетной  игре,  рисовании,  конструировании  (располагает  объекты  по  порядку,  объединяет  по  цвету,  форме)

На  третьем  уровне:

  • Обнаруживает  стремление  объяснить  связь  объектов,  использует  простое  причинное  рассуждение  («Потому  что...»)
  • Стремится  к  упорядочиванию,  систематизации  конкретных  материалов  (в  виде  коллекции)
  • Проявляет  интерес  к  познавательной  литературе,  к  символическим  языкам
  • Самостоятельно  берется  делать  что-то  по  графическим  схемам  (например,  лепить, конструировать),  составляет  карты,  схемы,  пиктограммы  «записывает»  истории,  наблюдения.

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

Развивающие игры

с блоками Дьенеша

Игра  «Угадай зашифрованную фигуру»

Задачи: Развивать  логическое и абстрактное мышление, умение замечать сходство форм в  однородных предметах по 4 признакам: цвет, форма, размер, толщина.

Содержание игры: Перед детьми картинка, на которой изображены 4 однородных предмета (коллекция ваз или картин). Детям необходимо выделить 4 признака спрятавшейся фигуры в этих предметах и найти блок После выполнения задания  дается карточка-проверка правильности выполнения задания.

Например: Зашифрованная фигура: квадратная синяя большая тонкая.

«Овощная корзина»

Задачи: Развитие умение читать «кодовое» обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

Содержание игры: Перед детьми  карточка с «кодовым» обозначением блоков Дьенеша  схема . Детям необходимо найти «зашифрованную фигуру» по заданным свойствам.

«Рассели животных на материки»

Задачи: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии определённых свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Содержание игры: Перед детьми игровое поле - Земной шар.

Педагог предлагает детям расселить животных на материки. Правильно расселить помогут карточки с «кодовым»  и цифровым обозначением. Цифровое обозначение - соответствует номеру материка. Согласно, данной карточки, ребёнок находит животное и опираясь на цифровое обозначение на карточке располагает данное животное на материк.

«Найди клад»

Задачи игры: Развивать умение ориентироваться на плоскости, проявление умений выражать последовательность действий в виде алгоритма, находить и характеризовать объект.

Содержание игры:

Дети получают игровое поле, заполненное символами, фишку и карточку, на которой записаны ходы - графический диктант.  Фишка должна пройти по игровому полю, каждый раз начиная свой путь от * в центре игрового поля. Детям необходимо за 4 хода собрать все необходимые символы и подобрать соответствующий блок.

Например: Зашифрованная фигура: треугольная желтая большая тонкая- клад с таким же значком.

«Найди чемпиона»

Задачи игры: Развивать умения находить свойства фигуры по четырём признакам: цвет, форма, толщина ,размер, находить фигуру по заданным свойствам.

Содержание игры: Перед детьми разные животные. Но среди них есть чемпион. Дети получают схему(кодовую карточку)  символов фигуры. Дети определяют по свойствам  и находят определённую фигуру и чемпиона,  у которого такая же фигура.

«Найди чемпиона 2»

Задачи игры: Развивать умения при помощи вычислительных действий находить свойства фигуры по четырём признакам: цвет, форма, толщина, размер, находить фигуру по заданным свойствам.

Содержание игры: Дети получают игровое поле – схема расположения символов фигур и карточку  с примерами. Необходимо решить примеры и вычислить символы фигуры. Ответ примера соответствует определённому символу фигуры. Выполнив 4 примера дети определяют по свойствам  и находят определённую фигуру - «чемпиона»

Например: Зашифрованная фигура: прямоугольная желтая маленькая толстая.

С конструктором Лего

«Подарок»

Игровая мотивация. Педагог с  детьми беседует о празднике мам. Во время беседы приходят к решению о необходимости изготовления подарка. Педагог предлагает лего детали для изготовления подарка. Дети рассматривают, сравнивают, называют, считают детали.

Дети собирают подарок  под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей "сверху", "посередине", "слева", "справа".

"Собери ёлочку  по памяти"

Задача: Развивать умение мысленно делить предмет на составные части и собирать целое из частей.

Игровая мотивация. Педагог с детьми беседует о приближающемся празднике Новом годе, главным украшением которого является ёлочка.

Во время беседы дети приходят к выводу сохранения зелёных красавиц. И решают  сделать искусственную. Педагог показывает образец ёлки. Дети рассматривают ёлочку, считают детали, ярусы. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Конструирование объекта по условию»

Задачи: развивать способности, в процессе конструирования создавать  объект по условию.

Игровая мотивация: У Незнайки  в Солнечном городе случилась беда: разрушилась школа, больница, магазин. Жители города  решили построить эти  объекты.  По задумке архитектора каждый следующий этап объекта должен отличаться от предыдущего по цвету, форме и размеру. Но как построить эти  объекты  они не знают.

С палочками Кюизенера

                                       Игра «Назови число — найди палочку». 
Задачи: Развивать  умение соотносить цвет  с числом.
Педагог  называет число, дети  находят соответствующую палочку. Затем педагог показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку. 

                                                          Игра «Найди пару» 

Задачи: Развивать  умение соотносить количество  (цифру) с цветом.
Варианты: 
А) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга). 
Б) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке. 
В) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке). 
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

 «Дома»

Задачи: Развивать умение моделировать предмет ,составляя числа 4,5,6 из двух меньших при помощи палочек Кюизенера.

Педагог показывает палочку (4)  и задает вопросы : какого цвета эта палочка?

Сейчас, я вам предлагаю, как волшебникам построить домик, но нужно соблюдать правила:

- следующие ряды образуются из палочек разного цвета, но в сумме равных по длине красной, то есть четырем.

- все ряды должны быть разные.

Дети выстраивают дома числа4( аналогично 5 и6 )

Давайте посмотрим, какие дома у вас  получились:

Прочитай свой домик  числами: «четыре – это три и один; два и два; один и три; один, один, один и еще один».

Воспитатель просит прочитать домики  числами и цветами.

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

ОД« В поисках загадочного предмета»

для детей подготовительной  группы

ЦЕЛЬ: развитие логико – математических способностей дошкольников средствами развивающих технологий.

ЗАДАЧИ:

- Формировать умения ориентироваться в помещении групповой комнаты, используя подсказки - картинки- предметы;

-Развивать умение выполнять задания на логику;

-Воспитывать умение работать в коллективе сообща небольшими подгруппами.

 Методы и приёмы:

  Словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям);

Наглядные (показ демонстрационных материалов);

Игровые (выполнение игровых заданий, игровая ситуация);

Практические (выполнение практических заданий);

Методы контроля (наблюдение, анализ детских работ, самоанализ).

Предварительная работа: Развивающие игры: «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера,Лего Дидактические игры и ребусы, «Логические домики», «Путешествие по комнате», «Чем отличаются?».

Материалы и оборудование: флешка с голосовым письмом, конверты с заданиями .

- ребус-100л ;  шарик, части картинки

- шифрограмма игровое поле для расшифровки;

-Блоки Дьенеша; коробочки на крышках, которых помещены блоки Дьенеша.

-Примеры и карта расшифровка фигуры.

-Стакан с водой, картинка с магнитом.

-Конструктор Лего.

Ход ООД:

1 часть. Вводная часть. 4 минуты

 

. 

Организационный момент.  Приветствие.

Беседа воспитателя с детьми.

Сегодня я зашла в группу и обнаружила вот эту флешку и конверт. Хотите узнать, что на ней?

На экране Незнайка .Он просит о помощи найти загадочный  предмет с помощью которого он будет учиться на одни 5. Чтобы узнать, что это за предмет, детям  нужно собрать из частей  картинку .Но для этого нужно выполнить несколько заданий. При каждом выполненном задании дети будут получать часть картинки. Первое задание в конверте , но чтобы его открыть нужно ответить на хитрые вопросы:

2. Основная часть. Практическая работа детей. (24 минут)

В течение всей непосредственно образовательной деятельности, дети движутся  по группе согласно предметам подсказкам , находят задание и часть  картинки.

Педагог проводит разминку  «Хитрые вопросы»

Цель игры: Развитие логики, мышления.

«Хитрые вопросы» с палочками Кюизенера.

Какая палочка длиннее голубая или розовая?

Какие палочки стоят слева и справа от красной?

(Слева от красной стоит голубая палочка, а справа стоит жёлтая палочка).

Найдите сумму белой палочки и жёлтой.

Назовите палочку равную по длине трём белым палочкам.

Найдите разность голубой и белой палочки.

После выполненного задания дети из конверта достают часть картинки

Дети составляют слово.

Дидактическая игра   «Шифрограмма»

Материал: Лист с шифром- буквенно числовым .

Задание: Детям необходимо расшифровать слово. Для этого необходимо согласно порядку чисел подобрать буквы и прочитать слово.

Дети делятся на 2 группы и выполняют действия.

У детей получается слово шарик.

Дети находят в группе шарик и переходят к следующему заданию.

В шарике ребус- 100л, и  часть картинки.

 Дети под столом находят конверт с заданием.

Дети находят блок Дьенеша и выбираю коробку с заданием на которой сверху также расположен блок Дьенеша.

Дидактическая игра   «Найди бок и выбери нужную коробку с заданием»

Материал: Лист с шифром по типу морской бой.

Задание: Детям необходимо найти фигуру - блок Дьенеша. Для этого нужно выполнить ходы – графический диктант. Выполнив данное задание, дети определяют блок Дьенеша. И согласно Блоку выбирают коробочку с заданием.

В коробочке часть картинки и следующее задание- примеры и конверт с блоками Дьенеша на которых картики- подсказки .

Дети из коробки достают задание.

И находят рядом конверт с фигурами.

Игра «Реши примеры, найди фигуру»

Материал: Карточка с заданием, конверт с несколькими фигурами,на которых наклеянны картинки : стакан с водой, коробка , лимон.

Педагог читает следующее задание и предлагает его выполнить.

Задание: Детям предлагается найти блоки Дьенеша , зашифрованный при помощи примеров. Дети находят блок – вскрывают конверт и выбирают данный блок.

В конверте дети также находят часть картинки и помещают на мольберт.

Данное упражнение способствует развитию логики, мышления.

Решение проблемно-игровой ситуации

«как достать картинку не замочив руки?»

Игра «Как достать картинку не намочив руки?»

Материал: Стакан с водой, магнит, часть картинки в стакане.

Задание: детям необходимо ,достать часть картинки не намочив руки.

При помощи магнита дети достают часть картинки.

Дети  находят загадочный предмет-энциклопедию

«Собираем пазл»

Материал: кусочки ,энциклопедии. Дети собирают все части картинки, у них получается книга –энциклопедия. Дети находят энциклопедию в группе.

Данное упражнение способствует развитию логики, мышления.

3. Заключительная  часть.  (2 минуты).

Подведение итогов.

В заключительной части  проводится анализ детской  деятельности, подводится итог занятия.

После ОД дети строят школу из конструктора Лего по замыслу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: