Главные вкладки

    Для Вас, учителя!

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Как оформить портфолио. Полезные советы. 

    Мастер-класс по теме «Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Полезные материалы для педагогов.

    Если в классе или группе есть ребенок, который терроризирует всех. Рассказали подробно, что делать в такой ситуации 

    В некоторых школах ставят оценки за ВПР в журнал. 
    Объяснили, почему так делать нельзя. 

    Правила приема в школу снова изменились. 
    Вы читали? 

    Если у вас тоже родители начали ходить и жаловаться на плохие оценки детей, 
    то вот инструкция, что может сделать учитель.



    Предварительный просмотр:

    Советы по оформлению портфолио учителя.

    Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов) 

    Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.
    Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

    Перед тем, как собрать портфолио учителя, каждому педагогу надлежит задуматься над тем, зачем оно необходимо. Во-первых, благодаря грамотной подаче материала о себе и личном опыте, можно найти достойную работу или повысить категорию (до первой, или высшей). Поэтому грамотно создать портфолио учителя очень нелегко и непросто. Во-вторых, многие педагоги создают свою визитною карточку в виде презентации, личного сайта или блога. Это очередная ступенька для их самоутверждения и самореализации.

    Даже если вы грамотный специалист, требуется лаконичное обобщение своего опыта и реклама себя.

    Вы почувствуете себя настоящим профессионалом, когда у вас будет оригинальное собственное портфолио, которое отражает все успехи и достижения, награды и благодарности, лучшие конспекты собственных уроков и разработки интересных внеклассных материалов (классных часов), сертификаты и прочие документы, подтверждающие вашу компетентность.

    Создать роскошное портфолио можно, но для этого мало знать, как собрать материал для него, написать и оформить все требуемые страницы, важно все это привести в строгую систему и эстетически привлекательно оформить.

    В структуру педагогического портфолио входит : титульный лист, вступительное слово или само анализ своей педагогической деятельности, грамоты и дипломы, справки, статьи выступлений, методические рекомендации и т.д. Остановимся на некоторых моментах

    Титульный лист для портфолио учителя

    Любого человека встречают по той одежке, в которую он одет. А для портфолио учителя титульный лист – особая гордость. И здесь каждый вправе сам проявить творчество или воспользоваться готовыми шаблонами, чтобы представить себя. И все же есть общие правила к оформлению титульного листа для портфолио учителя, какой бы предмет он не преподавал в школе.

    Традиционный вариант оформления титульного листа предполагает указание на нем названия учреждения образования, личные данные педагога, указание специальности и время создания документа.

    Более креативные преподаватели готовы проявить творчество и позволить себе на титульном листе портфолио отразить свою творческую сущность. Кроме обязательных сведений, которые указаны выше, можно разместить здесь же свое фото, педагогическое кредо или девиз.

    Не стоит превращать титульный лист портфолио в детскую картину с яркими узорами или рамками. Это деловой документ учителя, поэтому все должно быть в меру и с соблюдением строгого стиля.

    Вступительное слово к портфолио учителя

    Оформляя портфолио учителя, некоторые педагоги предпочитают вслед за титульным листом делать вступительное слово. Это необязательный компонент в структуре, но все же его наличие никогда не бывает лишним, если оно грамотно оформлено. Во вступительном слове к портфолио можно коротко остановиться на видении своей жизненной позиции и потребности учителя в составлении данного документа.

    В чем выигрывают педагоги, которые публикуют вступительное слово к своему портрету, представленному на огромном количестве страниц, следующих за данной? Порой во время аттестации не всем членам комиссии удается тщательно изучить все портфолио досконально, а обратить свое внимание на эту страницу с конкретной информацией придется, потому что расположено оно в самом начале и способно сконцентрировать взоры тех, кто взял в руки этот документ.

    Вступительное слово к портфолио любого учителя может быть оформлено более эмоционально, чем весь документ, который насыщен только фактами и цифрами.

    Обложки для портфолио учителя

    Любой солидный документ, в том числе и портфолио учителя, должен иметь обложку. Некоторые приравнивают ее к титульному листу, однако более солидно будет выглядеть такая папка с оформленной обложкой, за которой последует вся остальная информация. Вспомните, как красиво и притягательно выглядит гламурный дорогой журнал, который привлекает всех своей красочной обложкой отражающей его суть. Порой только из-за этой эффектной картинки и приобретается подобная продукция. Если красиво оформить портфолио учителя внешне, это тоже создаст видимую иллюзию того, что внутри все также гениально и красиво. Поэтому, не бойтесь выглядеть эффектно. Начните оформление своего портрета, поместив его в прекрасную упаковку, которая станет представительным лицом для портфолио достойного учителя.

    Требования к портфолио учителя

    Каждый день растут требования к портфолио учителя. Папка, которую многие представляют на аттестации, скорее напоминает собственное досье, в котором собрано множество материала. Но, к сожалению, именно такие фолианты бывают составлены неправильно. Чтобы ваша папка была не бесформенной подачей материала, хочется указать основные требования к портфолио учителя, которые следует учитывать на заключительном этапе оформления:

    ·         Материал должен быть подан в строгой системе.

    ·         Каждый факт должен быть достоверным и объективным.

    ·         Оформления материалов как на бумаге, так и в электронном виде должно быть максимально аккуратным и эстетически привлекательным.

    ·         К портфолио учителя предъявляются требования в соответствии с его категорией.

    ·         Объем папки может быть от 30 листов, но не стоит превращать ее в многотомник и утяжелять многочисленными приложениями. Все необходимо подавать компактными блоками.

    Электронное портфолио учителя - презентация

    Электронное портфолио учителя - это креативная находка, возникнувшая сравнительно недавно, однако уже успевшая понравиться талантливым педагогам. Именно эту форму самопрезентации выбирают те, кто умеет работать в интернете или готовится к конкурсу.

    Электронное портфолио педагога на сайте http://4portfolio.ru/  – это его отчет не только об успехах, но и о том огромном потенциале, который постоянно расширяется и соответствует современным требованиям, предъявляемым к образованию. Не определились, как будет выглядеть ваш сайт или блог, попробуйте скачать у нас на портале электронное портфолио учителя и на основе шаблона разработать собственную презентацию. Преимущества электронного портфолио в том, что его можно постоянно пополнять, редактировать и обновлять.



    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение  ………………………………………………………………………………………2

    I. Мастер-класс как форма обучения………………………………………………………….4

    II. Мастер-класс как педагогическая технология…………………………………………….5

    1. Основные требования к проведению мастер-класса………………………………………6

    2. Основные элементы технологии мастер-класса (по А.В. Машукову)……………………6

    3. Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса (по Г.А. Русских)……………………..8

    4. Возможная модель проведения мастер-класса…………………………………………….9

    5. Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса…………………………….10

    Список литературы…………………………………………………………………………….11

    Приложения

    Приложение 1. Мастер-класс по теме «Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо»………………..………………………………………….12

    Приложение 2. Цели, стратегии и результаты урока в формате ТРКМЧП………………...16

    Приложение 3. Почетное млекопитающее рода пернатых………………………………….18

    ВВЕДЕНИЕ

    На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Чрезвычайно важно не оставить этот опыт без внимания, сделать его достоянием учительской аудитории, перевести из разряда потенциальных в актуальные ресурсы преобразования практики обучения и воспитания учащихся. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

    Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании.

    В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

    Мастер-класс (от англ. master – лучший в какой-либо области и class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга – семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

    М.М. Поташник, характеризуя мастер-класс, отмечает, что это вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей – учеников, и дает следующее определение: «Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача Мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы».

    Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, проводящий мастер-класс).

    В Толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

    • квалифицированный работник в какой-либо производственной области;
    • руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области;
    • человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
    • специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

    В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умеющий прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

    Фундаментом педагогического мастерства являются следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству.

    В мастерстве педагога можно выделить следующие относительно самостоятельные элементы:

    • мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
    • мастерство убеждения;
    • мастерство владения педагогической техникой.

    Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

    Педагогическая техника – это совокупность навыков, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.)

    Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

    • стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
    • организация учебной деятельности учащегося;
    • владение содержанием и дидактической организацией образования;
    • организация и осуществление профессиональной педагогической деятельности в процессе обучения;
    • структурно-композиционное построение занятия.

    Таким образом, мастерство учителя рассматривается как синтез деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

    Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, таким образом профессионально развиваясь. Одной из форм трансляции педагогического опыта является мастер-класс.

    МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

    Мастер-класс как форма обучения в концепции личностно-ориентированного образования является средством создания следующих типов условий:

    1. Обеспечивается  формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
    2. Стимулируется познавательный интерес.
    3. Отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности.
    4. Осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются положительные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

    При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии по мнению В.В. Серикова достигается активизация познавательной деятельности.

    Позиция Мастера.

    Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя и правильное определение собственной позиции Мастера.

    Позиция Мастера – это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает им в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

    Мастер создает атмосферу доброжелательности, открытости, сотворчества в общении. Он работает вместе со всеми и равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

    Каждая технология, представляемая в рамках мастер-класса, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная инфраструктура очень трудно фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:

    -речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

    -мимику, жесты, управление эмоциями;

    -пантомимику (осанка, умение правильно стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);

    -умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой;

    -искусство общения (психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия);

    -педагогическую импровизацию (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);

    -коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

    -безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;

    -заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь.

    МАСТЕР-КЛАСС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

    Цель мастер-класса.

    Создание условий для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

    Задачи мастер-класса.

    1. Передать опыт учителя – мастера путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
    2. Совместно отработать методические подходы учителя-мастера и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.
    3. Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
    4. Оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

    Основные требования к проведению мастер-класса.

    Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого участника по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

    При проведении мастер-класса используются следующие подходы: деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный.

    Основные элементы технологии мастер-класса (по А.В. Машукову).

    К основным элементам технологии мастер-класса относятся индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

    1. Индукция.

    Системообразующим компонентом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

    Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

    Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается реализации потребности саморазвития.

    Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

    1. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
    2. Социоконструкция.

    Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстравертность и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

    1. Социализация.

    Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими индивидуальных качеств каждого участника, иными словами, социальную пробу, социализацию.

    Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

    1. Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
    2. Разрыв.

    Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

    7. Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

    Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса (по Г.А. Русских).

    1. Презентация педагогического опыта учителем – мастером:

    -кратко характеризуются основные идеи технологии;

    -описываются достижения в работе;

    -доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

    -определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

    2. Представление системы учебных занятий:

    -описывается система учебных занятий в системе презентуемой технологии;

    -определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

    3. Проведение имитационной игры:

    -учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

    -слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

    4. Моделирование:

    -учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

    -мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

    -мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

    5. Рефлексия:

    -проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

    Возможная модель проведения мастер-класса

    Этапы работы мастер-класса

    Содержание этапа

    Деятельность участников

    1. Подготовительно-организационный: постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

    Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия.

    Включаются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

    2. Основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

    Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.

    Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование – представление выполненных работ.

    3. Заключительная часть – анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

    Мастер организует обмен мнениями присутсвующих, дает оценку происходящему.

    Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

     

    Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.

    1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
    2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
    3. Прогрессивность.
    4. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
    5. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
    6. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание и связь с результатом (промежуточным и конечным).
    7. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Умение адекватно проанализировать результаты учебной деятельности.
    8. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (разрыва), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
    9. Артистичность. Стиль, Педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
    10. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации/ Челябинский институт ППКРО. – Челябинск, 2007.
    2. Положение о мастер-классе как форме профессионального обучения учителей// Практика административной работы в школе. – 2004. - №5.-С.46.
    3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности// Методист. – 2002. - №1. – С.38-40.
    4. Творческая школа «Мастер-класс» /Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. // Учитель. – 2003. - №5. – С.44-74.
    5. Интернет-ресурсы:

    Приложение 1.

    МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ

    «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (ТРКМЧП)».

    Цель мастер-класса: знакомство с основными приемами технологии РКМЧП и их практическая отработка.

    Задачи мастер-класса:

    - познакомить участников мастер-класса со структурой урока в формате ТРКМЧП;

    - продемонстрировать в ходе имитационной игры основные стратегии данной педагогической технологии;

    - на этапе моделирования предоставить возможность участникам мастер-класса самим разработать урок с использованием ТРКМЧП;

    - сформировать мотивацию на использование технологии в своей педагогической деятельности;

    - оказать консультационную помощь участникам мастер-класса.

    Ход мастер-класса.

    1. Представление занятия.

    Технология развития критического мышления (сокращенно ТРКМЧП) – это универсальная надпредметная технология, которая возникла в США в 1994 г. Ее авторы (Стил, Мередит, Темпл и др.) взяли за основу идеи таких известных педагогов, как  Пиаже и Выготский. Технология направлена на формирование у учащихся критического мышления путем работы с текстами любого жанра и любой сложности.

    Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

    Критически мыслящий человек задает вопросы: «Что я знаю? Что нового я узнал? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?» - и способен самостоятельно найти на них ответ.

    В основе ТРКМЧП лежит трехфазная структура урока:

    1. Вызов.

    2. Осмысление.

    3. Размышление (рефлексия).

    У каждой из этих фаз существуют свои цели, для их достижения используются соответствующие приемы, и направлены они на получение определенных результатов (см. Приложение 2).

    1. Имитационная игра.

    -На сегодняшнем занятии речь пойдет об одном удивительном животном, которое зоолог Уильям Кальдер назвал «почетным млекопитающим рода пернатых». Как вы думаете, что это за животное?

    (Участники мастер-класса высказывают свои предположения).

    -Это птица киви. Посмотрите, как необычно она выглядит (слайд). Наверное, многие из вас слышали об этой птице. Я предлагаю вашему вниманию альтернативный тест «Верю – не верю». Если вы согласны с утверждениями этого теста, поставьте рядом знак «+», если нет – «-».

    1. Крылья киви нужны, чтобы прятать под них клюв во время сна.
    2. Киви ведут дневной образ жизни.
    3. У этих птиц отсутствует обоняние.
    4. Отец принимает участие в высиживании яиц.
    5. Вес яйца достигает четверти массы самой самки.
    6. Новозеландцы называют себя людьми киви.

    - А сейчас я предлагаю вам объединиться в четыре группы для дальнейшей работы.

    - Внимание на экран. Перед вами несколько ключевых слов, имеющих отношение к теме занятия, то есть к птице киви. Попробуйте составить с использованием этих слов небольшой рассказ (5-6 предложений).

    (Через 5 минут представители каждой из групп озвучивают свои рассказы).

    -Спасибо. На следующем этапе занятия возвращаемся к индивидуальной работе. Вам предлагается прочитать текст (Приложение 3) с использованием стратегии I.N.S.E.R.T. – чтение с пометками.

    Пометки на полях:

    «V» - я это знал(а)

    «+» - новая информация

    «-» - не согласен, считал(а) иначе

    «?» - непонятно.

    После прочтения текста вы узнали о птице киви много новой информации. Снова объединитесь в группы и заполните маркировочную таблицу. Таблицу нужно заполнять обязательно кратко, что позволит вам не только провести дополнительную работу по осмыслению текста, но и «свернуть» его в конспект.

    V

    +

    _

    ?

    - Давайте вернемся к альтернативному тесту. Проверьте, в чем вы были правы?

    - Для выражения вашего личного отношения к предмету занятия предлагаю выполнить творческое задание - составить синквейн на понятие «киви».

    - Какие стадии можно выделить в данном занятии?

    - Какие приемы использовались на каждой из стадий?

    -Соответствует ли данное занятие формату ТРКМ?

    1. Моделирование.

    Участникам мастер-класса предлагается новый текст (Приложение 4) и задание по группам – разработать отдельные стадии урока в формате ТРКМ: 1 группа – стадию вызова, 2 группа – стадию осмысления, 3 группа – стадию размышления.

    1. Рефлексия.

    Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

    Приложение 2.

    ЦЕЛИ, СТРАТЕГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА В ФОРМАТЕ ТРКМЧП.

    Цели

    Стратегии

    Результаты

    Стадия вызова

    1. Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
    2. Активизация деятельности учащихся.
    3. Формирование мотивации на учебную деятельность.
    4. Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.
    1. Прогнозирование по ключевым словам.
    2. Прогнозирование по портрету (картине).
    3. Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания).
    4. Формирование вопросов, ответы на которые можно найти в тексте.
    5. Графический организатор – кластер.
    6. Таблица З-Х-У.
    1. Актуализированный опыт.
    2. Активизированное знание.
    3. Сформированный мотив.

    Стадия осмысления

    1. Получение обучаемыми нового знания.
    2. Формирование понимания и систематизации знаний, соотнесения известного с новым.
    3. Освоение способа работы с информацией.
    4. Поддержка целей, поставленных на стадии вызова.
    1. Чтение текста с маркировкой по методу I.N.S.E.R.T.
    2. Выделение ключевых слов подчеркиванием.
    3. Двойной дневник.
    4. Чтение с остановками.
    1. Систематизированное знание.
    2. Укрепление целей, заданных на стадии вызова.

    Стадия размышления (рефлексии)

    1. Присвоение нового знания.
    2. Создание целостного представления о предмете изучения.
    3. Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.
    4. Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.
    1. Маркировочная таблица I.N.S.E.R.T.
    2. Творческая работа – синквейн, эссе.
    3. Возврат к ключевым словам.
    4. Возврат к альтернативному тесту.
    5. Достраивание кластера из ключевых слов.
    1. Присвоенное знание.
    2. Сформированное целостное представление о предмете.
    3. Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

    Приложение 3.

    Почетное млекопитающее рода пернатых.

    Киви настолько отличаются от собратьев, отнесенных к классу птиц, что зоолог Уильям Кальдер назвал их «почетными млекопитающими» – и неспроста, разумеется. Давайте посмотрим, что же необычного в этих безобидных и довольно беззащитных созданиях.

    Несмотря на то, что, как утверждают ученые, миллионы лет назад киви прилетели в Новую Зеландию из Австралии, способность подниматься в небо они утратили. Разучились, попросту говоря. Как это и бывает обычно, от хорошей жизни: врагов у них практически не было, вот и расхаживали себе вперевалочку, а для этого необязательно иметь хвост и киль. Крылья, правда, киви себе оставили, хоть и малюсенькие, не более 5 сантиметров в длину.  И знаете ли, зачем? Сейчас улыбнетесь: чтобы во время отдыха прятать в них клюв, – отсюда и форма изогнутого мизинца. Они, оказывается, любители комфорта. Оперение  напоминает, скорее, шерсть: длинную и мягкую. Так что в ночи спутать птицу с каким-нибудь пушным зверьком – раз плюнуть.

    У большого серого киви норы представляют собой настоящий лабиринт с несколькими выходами. У других – попроще, правда, но зато на своем участке (а эти птицы сильно дорожат правом частного владения) они могут устроить до полусотни убежищ, причем меняют их каждый день.

    Киви в жилище проводят целый день, и лишь ночью, через полчаса после заката солнца, выходят за пропитанием: червями, насекомыми, мелкими водными позвоночными, семенами и опавшими ягодами. Находить живность им помогает острейшее обоняние, которое из всего птичьего царства сильнее разве что у кондора. А все благодаря оригинальному размещению ноздрей на кончике клюва, ими они распознают запахи даже под землей. Медленно шествуя довольно забавной походкой, птица то и дело погружает свой длинный нос в почву, безошибочно унюхивая в ней подходящих на обед обитателей, и поэтому за ней остается характерный след: лунки глубиной 10 – 15 сантиметров.

    В семейной жизни киви принято участие отца в высиживании яйца, либо полностью самостоятельно, либо с подругой жизни. Супруга сносит, как правило, всего одно, и от зачатия до появления его проходит весьма солидный срок, зато что это за яйцо! Вес его достигает четверти массы самой мамаши, а желток составляет в нем 65 процентов.

    Малыш выбирается в мир, в котором ему грозят опасности, прежде всего, в виде кошек, собак и ласок, завезенных европейцами. Из-за этого может погибнуть до 95 процентов молодняка, детство которого продолжается 4–5 лет, покуда не наберет подрастающее поколение своего полного веса.

    Как вы думаете, для чего на свете существуют кивьярни? Нет, это не сорт грузинского вина и не бренд итальянской одежды, это постройка. Назначение у нее очень специфическое: из нее новозеландцы наблюдают за символом страны – птицей киви. Почестей киви воздается достаточно – местные жители настолько любят их, что порой и себя называют людьми киви, а о птицах всячески заботятся, охраняют, пекутся о численности и условиях жизни. Имеются в стране и скульптуры, созданные в честь киви, а особый дорожный знак предупреждает о местах, где надо быть внимательным и острожным, чтобы не нарушить покой дивного существа.



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МАСТЕР-КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

    Слайд 2

    Что такое мастер-класс Это современная форма проведения обучающего семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знаний.

    Слайд 3

    Что такое мастер-класс Это ярко выраженная форма ученичества у Мастера М.М. Поташник

    Слайд 4

    Кто такой Мастер Мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

    Слайд 5

    Личность педагога Педагогический опыт Знания Педагогическое мастерство

    Слайд 6

    Педагогическое мастерство Мастерство организатора Мастерство убеждения Мастерство передачи знаний Мастерство владения техникой

    Слайд 7

    Мастер-класс как педагогическая технология ЦЕЛЬ НАУЧНОЙ ИДЕИ КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

    Слайд 8

    Цель мастер-класса Создание условий для профессионального самосовершенствования учителя

    Слайд 9

    Задачи мастер-класса Передать опыт учителя-мастера путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности Отработать совместно методические подходы учителя-мастера и приемы решения поставленной проблемы Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса Оказать помощь участникам мастер-класса в формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

    Слайд 10

    Тематика мастер-класса Обзор актуальных проблем и технологий Различные аспекты и приемы использования технологий Авторские методы применения технологий на практике и др.

    Слайд 11

    Алгоритм технологии мастер-класса Презентация педагогического опыта учителем-мастером Представление занятия Проведение имитационной игры Моделирование Рефлексия

    Слайд 12

    Участники: изучают разработки по теме мастер-класса; участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

    Слайд 13

    Варианты проведения мастер-класса Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог Показ отдельных методов работы Показ инновационных моментов деятельности


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)

    Слайд 2

    ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

    Слайд 3

    Критически мыслящий человек задает вопросы: - Что я знаю? - Что я узнал нового? - Как изменились мои знания? - Что я буду с этим делать?

    Слайд 4

    Структура урока в ТРКМЧП ВЫЗОВ. ОСМЫСЛЕНИЕ. РАЗМЫШЛЕНИЕ.

    Слайд 5

    ВЫЗОВ ЦЕЛИ - Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. - Активизация деятельности учащихся. - Формирование мотивации на учебную деятельность. - Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.

    Слайд 6

    ВЫЗОВ СТРАТЕГИИ - Прогнозирование (по портрету, картине) - Прогнозирование по ключевым словам - Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) - Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте - Кластер - Таблица «З–Х–У»

    Слайд 7

    ВЫЗОВ РЕЗУЛЬТАТЫ - Актуализированный опыт - Активизированное знание - Сформированный мотив

    Слайд 8

    ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛИ - Получение обучаемыми нового знания. - Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым. - Освоение способа работы с информацией. - Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

    Слайд 9

    ОСМЫСЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ - Чтение текста с маркировкой по методу I.N.S.E.R.T. - Выделение ключевых слов подчёркиванием - Двойной дневник - Чтение с остановками

    Слайд 10

    ОСМЫСЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - Систематизированное знание - Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова

    Слайд 11

    РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛИ - Присвоение нового знания. - Создание целостного представления о предмете. - Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности. - Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.

    Слайд 12

    РЕФЛЕКСИЯ СТРАТЕГИИ - Маркировочная таблица insert - Творческая работа – синквейн - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов

    Слайд 13

    РЕФЛЕКСИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ - Присвоенное знание - Сформированное целостное представление о предмете - Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение

    Слайд 14

    ПОЧЕТНОЕ МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ РОДА ПЕРНАТЫХ

    Слайд 15

    ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ Крылья киви нужны, чтобы прятать под них клюв во время сна. Киви ведут дневной образ жизни. У этих птиц отсутствует обоняние. Отец принимает участие в высиживании яиц. Вес яйца достигает четверти массы самой самки. Новозеландцы называют себя людьми киви.

    Слайд 16

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Разучились Не более 5 сантиметров в длину Шерсть Настоящий лабиринт Через полчаса после заката Погружает свой длинный нос 65 процентов Кошек, собак и ласок Кивьярни Люди киви

    Слайд 17

    Чтение с пометками ( I.N.S.E.R.T.) V – я это знал(а) + - новая информация  - не согласен, думал иначе ? - непонятно

    Слайд 18

    Маркировочная таблица I.N.S.E.R.T. V + - ?

    Слайд 19

    ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ Крылья киви нужны, чтобы прятать под них клюв во время сна. Киви ведут дневной образ жизни. У этих птиц отсутствует обоняние. Отец принимает участие в высиживании яиц. Вес яйца достигает четверти массы самой самки. Новозеландцы называют себя людьми киви.

    Слайд 20

    СИНКВЕЙН СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ТРИ ГЛАГОЛА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ. СИНОНИМ ИЛИ АССОЦИАЦИЯ. СОЛНЦЕ. ГОРЯЧЕЕ, СЛЕПЯЩЕЕ. ГРЕЕТ, ОСВЕЩАЕТ, КОРМИТ. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЗВЕЗДА.

    Слайд 21

    РАСПАКОВКА ВЫЗОВ: Альтернативный тест Прогнозирование по ключевым словам 2. ОСМЫСЛЕНИЕ: Чтение с маркировкой 3. РЕФЛЕКСИЯ: Маркировочная таблица I.N.S.E.R.T. Возврат к ключевым словам Возврат к верным – неверным утверждениям Творческое задание - синквейн

    Слайд 22

    Моделирование моделирование

    Слайд 23

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!