Педагогические ситуации

Чибисова Валентина Евгеньевна

Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Классный руководитель: Чибисова В.Е.

Семинар-практикум  для родителей

"Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учиться"

Цель семинара: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
  2. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Ход проведения

 
    Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени. Вспомним, с какой радостью пришли наши малыши в школу. Сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но не все они сбылись. Наша задача сегодня в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. А сейчас мы поработаем в группах и попытаемся вместе "докопаться" до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности. Перед Вами на доске – "дерево" проблем. Оно пока без листьев. Вы сейчас обсудите причины неуспеваемости, запишите их на листочках, а затем прикрепите листочки на наше дерево.


     Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

  1. недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание;
  2. недостаточное умение читать и понимать текст;
  3. недостаточный словарный запас;
  4. несформированностъ настойчивости, целеустремленности и др.

– А сейчас каждая группа получит вариант ситуаций и практических рекомендаций к решению проблемы, заявленной в них. Обсудите эти ситуации.

Ситуация 1.

Ребенок не любит какой-нибудь предмет. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Попросите показать тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как преподавали ее раньше. Докажите примером, что трудные уравнения решать интересно.

Ситуация 2.

У ребенка конфликт на почве учебы в школе. У психологов есть понятие "тактильный голод". Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а Вы лучше осведомлены в том, что делается в школе.

Ситуация 3.

Ребенок принес из школы запись в дневнике: "Отвлекался на уроке, запускал бумажных самолетиков".

Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.

  1. Не унижайте ребенка. Не используйте фразы: "А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?" и т.д.
  2. Не угрожайте: "Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь". Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
  3. Не вымогайте обещания. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении.

Общий вывод обычно таков: нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

Секреты  успеха в учебе

Карта памяти "Секреты успешной учебы"

Секрет 1. Учись, обучая

Именно этот секрет нам хотелось бы тебе раскрыть первым, потому что в дальнейшем он может помочь тебе освоить остальные.
Итак, повторим:

чтобы что-то хорошо усвоить самому, можно (и нужно!) обучить этому другого!
Если ты решил воспользоваться нашими памятками и освоить секреты успешной учебы, выбери человека (своего друга, подругу или просто одноклассника, брата или сестру), которому ты будешь помогать в учебе. Конечно, этот человек должен согласиться принять твою помощь (ты должен убедиться в том, что ему действительно это нужно)! Передавать секреты успеха в учебе можно и взрослому: маме, папе, бабушке, дедушке...
Только не перегружай информацией своего слушателя, предлагай ее "маленькими порциями"!


Секреты успеха на уроке
Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока. Анализ ответов твоих одноклассников поможет не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать твои собственные ответы по форме и содержанию.
Ø Подготовить все необходимое для урока до звонка.
Ø Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
Ø Не выкрикивать с места, поднимать руку.
Ø Не жевать на уроке.
Ø Не болтать с соседом по парте.
Ø Не списывать.
Ø Подготавливать свой ответ.
Ø Соблюдать правила этикета.
Ø Сидеть ровно.
Ø Выключать мобильные телефоны.
Ø "Перерабатывать" информацию.

Готовясь к ответу на уроке:
1. Припомни содержание материала.
2. Подумай или запиши план ответа.
3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.
4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.
5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.
6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.
7. Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое.

Секреты планирования

Слово "планирование", скорее всего, не ассоциируется у тебя с каким-либо интересным и увлекательным занятием.
Но именно планирование может стать твоим верным другом и помощником в учебе, своеобразным "ангелом-хранителем" от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел и особенно от того беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую.
Кроме того, планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.
С чего начинается планирование?
В первую очередь, необходимо уметь выделять главное, то есть тебе предстоит научиться выстраивать проблемы и дела по степени важности.
Затем определи цели и составь план действий, необходимых для ее достижения.
Важно также научиться отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.



Предварительный просмотр:

Педагогическая ситуация.

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)».

  1. Выделение проблемы:

В данной ситуации проявляются такие проблемы как неприемлемое поведение ученика, безответственность по отношению к учебе.

  1. Причинами данного поведения ученика могут быть: низкий уровень культуры ребёнка, негативное влияние круга общения учащегося, отсутствие учебной мотивации, педагогическая запущенность.

  1. Педагогические задачи:

1)Разрешить возникшую ситуацию с учеником для предотвращения подобной ситуации в будущем.

2)Сохранить учительский авторитет.

  1. Способы решения педагогических задач:

К первой педагогической задаче:

- быстрое решение:

1. Провести беседу с учеником.

- долговременное решение:

1. Пригласить родителей учащегося для беседы.

Ко второй педагогической задаче:

- быстрое решение:

1. Решить проблему так, чтобы не отвлекать класс от работы.

- долговременное решение:

1. Провести классный час с учащимися.

5. Аргументация:

1)В качестве быстрого решения первой задачи я спрошу у ученика, почему он снова забыл принести тетрадь, постараюсь выяснить, связано ли это с невнимательностью ученика, либо он делает это специально.

В качестве длительного решения данной педагогической задачи я приглашу родителей учащегося, чтобы поговорить с ними и узнать, почему ученик не приносит тетрадь, помогают ли родители собирать портфель в школу, интересуются ли они, как прошел день ребенка.

2) В качестве быстрого решения второй задачи я считаю, что наиболее рациональным будет ровным тоном попросить класс не реагировать на происходящее, в это время попросить ученика достать дневник и написать в нем на следующий учебный день «Принести тетрадь». Если была забыта тетрадь для классной работы, то попросить достать лист, на котором можно будет писать во время урока.

В качестве долговременного решения я провела бы классный час с учащимися, на котором постаралась объяснить, на сколько важно организовывать свое время: на отдых, на учебу и на подготовку учебных принадлежностей и формы к следующему дню. Раздала бы ученикам памятки о том, что необходимо приносить с собой на уроки.

Если после проведенных мною действий ученик все еще будет забывать тетрадь, то предложу ему выполнять работу на листах, которые мы затем соединим в тетрадь.

Один из учеников впервые не сделал домашнее задание. Причем, учитель узнал об этом, только тогда, когда попросил тетради на проверку. На вопрос учителя «Почему ты не сделал задание?», учащийся пробормотал что-то невнятное. Учитель простил ученика с условием, что тот выполнит задание на следующий урок. На следующий день ученик опять пришел без домашнего задания. Учитель попросил у ученика дневник для записи замечания. Ученик выбежал из класса, громко хлопнув дверью.

Главным действующим лицом в данной ситуации выступает ученик, который не хочет или не может выполнять домашнее задание по каким-либо причинам, и ведет себя неправильно по отношению к учителю. Действие происходит в течение двух дней. Давайте разберемся, как же учитель может разрешить эту ситуацию.

В данной ситуации главной проблемой является отсутствие мотивации ребенка, негативное отношение к процессу обучения. Ученик отказывается от выполнения домашней работы. По каким-то причинам он второй день не приносит задание учителю, а объяснить, почему так происходит, не может.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможных причин проблемы:

- затруднение в выполнении домашней работы из-за отсутствия тех или иных умений

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно, данный вид задания слишком скучный для ребенка

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент выполнения домашнего задания

- ученик отрицательно относится к учителю или к предмету, по которому не приносит домашнее задание;

- возможен конфликт с учителем;

- сложные обстоятельства в семье;

Давайте выделим педагогические задачи, которые предстоит решить учителю:

  • сохранить доброжелательный стиль общения с учеником
  • выяснить причину такого поведения (почему ребенок не хочет или не может выполнить домашнее задание)
  • помочь ребенку справиться с возможными внутренними переживаниями
  • включить ребенка в учебный процесс, т.е. сделать так, чтобы в итоге он выполнил домашнее задание
  • выяснить у мальчика индивидуально, почему он не сделал домашнее задание, справиться о его состоянии
  • добавить больше творческих заданий (сочинения, синквейн, рисунок, кластер-схема)
  • провести консультативную беседу с учениками класса на тему выполнения домашних заданий;
  • поговорить с родителями мальчика о том, как он выполняет дома домашнее задание, в чем возникают трудности.

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование ученика и продолжение работы с той частью класса, которая сделала домашнее задание.

Запугивание ученика тем, что за каждое невыполненное домашнее задание будет стоять отметка два.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

1. Прежде всего, нужно вернуть ребенка в класс, при этом сохраняя доброжелательный стиль общения с учеником. Следует постараться создать комфортную обстановку, чтобы у ученика не возникало желания сразу сбежать от своей проблемы, и ученик не видел в учителе человека, который только что-то требует, но ничем не помогает. Не зря говорят, что две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение и понимание становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Ребенок должен комфортно ощущать себя, находясь в классе, он должен доверять учителю.

2. Для того, чтобы быстро успокоить ученика и вернуть рабочую обстановку в классе, можно предложить ученику альтернативное задание для домашней работы, либо предложить выполнить задание, но в более творческом варианте (если у ребенка есть к этому склонность), например сказать: «Я помню, как замечательно ты рисуешь. Может быть, ты подготовишь нам небольшую зарисовку по этой теме». Или можно предложить данному ребенку выступить экспертом по данному домашнему заданию. Ему предлагается оценить ответы учеников, но чтобы оценить задание, он должен сам выполнить данное домашнее задание. В случае если альтернативное задание дать нельзя, нужно постараться объяснить учащемуся, почему учитель считает важной работу над выполнением домашнего задания. Существует также более долговременное решение педагогической задачи: объяснить обучающемуся после уроков, что он поступает неправильно, его поведение срывает урок. И он подает плохой пример своим товарищам.

3.Чтобы выявить причину данного поведения ученика, следует на перемене или после уроков поговорить с обучающимся, узнать, почему он не хочет выполнять домашнее задание. Постараться помочь справиться с возможными переживаниями, дать совет.

4. Если в негативном поведении ребенка, которое выражается в поступке «громко хлопнуть дверью, выбежать из класса» виновато плохое настроение, то нужно поинтересоваться о моральном состоянии ребенка, вероятнее всего ребенок не может самостоятельно справиться с атакующими его переживаниями. Если у учителя не получается вывести ученика из этого состояния, то стоит прибегнуть к помощи социального педагога или психолога, которые работают в школе. Также необходима беседа с родителями мальчика, чтобы узнать, замечали ли они изменения в характере своего ребенка, проводили ли какую-то работу, чтобы это исправить. Возможно, дома ребенку уделяется мало времени, поэтому мальчик становится замкнутым и, стараясь самостоятельно себя развлечь, просто забывает о домашнем задании или находит его неинтересным.

Аргументация собственной позиции:

Опираясь на собственные наблюдения, могу сказать, что многие учителя реагируют резко на подобное поведения ученика. Начинают ругаться, угрожать поставить плохую оценку, т.е. 2. Это негативно влияет на детскую психику и может подорвать педагогический авторитет учителя. По мне данный вариант является недейственным. Поэтому я бы поступила иначе. Я считаю, что необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Наиболее рациональным решением будет предложение альтернативного, творческого домашнего задания учащемуся. Затем, после урока я бы индивидуально поговорила с этим учеником, постаралась бы объяснить, что он не прав, так как не только нарушает дисциплину, но и подает своим одноклассникам плохой пример, ведь ученики в младшем школьном возрасте еще во многом копируют поведение друг друга и могут не разобраться, что хорошо, а что плохо. В разговоре я постараюсь помочь ученику справиться с возможными переживаниями, которые спровоцировали его плохое поведение. Скорее всего мальчик испытывает сильные переживания и не знает, как с ними справиться, а потому моя задача как учителя направить ученика, показать ему, что не следует бежать от проблемы, нужно научиться находить решения, а самые лучшие решения приходят в головы к спокойным и уравновешенным людям. Если обучающийся не захочет рассказать причину, по которой он себя так повел, то следует обратиться к его родителям, рассказать им о случившемся и вместе продумать дальнейшие действия. Часто родители замечают за своим ребенком изменения в поведении, но и сами не знают, что делать и к кому обратиться, поэтому эффективно в таком случае объединить усилия вместе с учителем.

Для поддержания педагогического авторитета, на уроках я бы использовала задания для сплочения коллектива, различные игры, направленные на формирование регулятивных качеств личности. Это бы способствовало развитию доброжелательных качеств по отношению к другим людям, развитию понимания, умению прислушаться к просьбе взрослых и сверстников. Для того, чтобы ученики умели управлять своей агрессией и гневом, и учителю больше не приходилось сталкиваться с такими всплесками эмоций, как например хлопанье дверьми в данной педагогической ситуации, существуют специальные упражнения для тренингов, которые можно провести с детьми. Например, упражнение «Спустить пар», в котором детям предлагается сесть в круг и по очереди сказать, что их не устраивает в ком-то из одноклассников « Ваня, мне обидно, когда ты сбрасываешь вещи с моей парты». Но это упражнение подходит для детей 4 класса, когда дети уже понимают ответственность за свои слова и в упражнении не перейдут на оскорбления, а если говорить о 2 и 3 классах, то можно использовать упражнение «Камушек в ботинке», когда каждый ребенок может поделиться тем, что его заботит или расстраивает. Это упражнение учитель начинает с истории: «Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.» Итак, каждый ребенок начинает высказываться, говоря, «у меня есть камушек в ботинке» или «у меня нет камушка в ботинке». Автором этих упражнений является Клаус Фопель – немецкий психолог.

В закрепление можно провести классный час или консультативную беседу о выполнении домашних заданий, поговорить с учениками о том, как они справляются с заданиями, могут ли они самостоятельно оценить свою деятельность. Узнать, как ребята относятся к домашним заданиям и понимают ли они, почему выполнять задания дома самому – это важно.



Предварительный просмотр:

1.Учитель дает 2 классу задание, а ученик Петя не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» 

Ваши действия.

Главными участниками здесь являются учитель и ученик, который отказывается от выполнения задания. Действие происходит в классе на уроке.

В данной ситуации главной проблемой является отсутствие мотивации ребенка. Ученик отказывается от работы на уроке.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможныхпричин проблемы:

- затруднение в работе из-за отсутствия тех или иных умений

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно данный вид задания слишком скучный для ребенка

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент выполнения задания

- отрицательное отношение к предмету/учителю;

- возможен конфликт с учителем;

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником

- включить ребенка в урок, т.е. сделать так, чтобы в итоге он выполнил задание

- выяснить у мальчика индивидуально, почему он не сделал задание, справиться о его состоянии

- увеличить количество видов деятельности на уроке, обеспечить более частую переключаемость учащихся;

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование слов ученика и продолжение работы с той частью класса, которая готова к взаимодействию.

Сказать, что, когда работа закончится, он первым будет представлять свои результаты.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

1.Для того, чтобы быстро успокоить ученика и вернуть рабочую обстановку в классе, можно предложить ученику альтернативное задание для индивидуальной работы или работу в паре, либо предложить выполнить задание, но в более творческом варианте (если у ребенка есть к этому склонность), например сказать: «Я помню, как замечательно ты рисуешь. Может быть, ты подготовишь нам небольшую зарисовку по этой теме». Или можно предложить данному ребенку выступить экспертом по данному заданию. Ему предлагается оценить ответ учеников, но чтобы его оценить, он должен сам выполнить данное задание. В случае если альтернативное задание дать нельзя, нужно постараться объяснить учащемуся, почему учитель считает важной работу над выполнением задания. Существует также более долговременное решение педагогической задачи: объяснить обучающемуся после уроков, что он поступает неправильно, его поведение может сорвать урок.

2.Чтобы выявить причину данного поведения ученика, следует на перемене или после уроков поговорить с обучающимся, узнать, почему он не хочет выполнять задание.

3. Если в таком поведении ребенка виновата усталость или плохое самочувствие, то нужно справиться о физическом и моральном состоянии ребенка, в случае, если ребенок чувствует себя плохо, обратиться к медсестре. Чтобы на уроке учащиеся не уставали, следует разнообразить учебный процесс, вносить в урок игровые приемы, разнообразить виды деятельности, чередовать устные и письменные задания, добавлять творческие, интерактивные упражнения, использовать физминутки.

Аргументация собственной позиции:

Опираясь на собственные наблюдения, могу сказать, что многие учителя реагируют резко на подобное поведения ученика. Начинают ругаться, угрожать поставить плохую оценку, т.е. 2. По мне данный вариант является не действенным. Поэтому я бы поступила иначе. Я считаю, что необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.Наиболее рациональным решением будет предложение альтернативного, творческого задания учащемуся, либо предложение работать в паре. Это быстрое решение, и оно используется, чтобы класс не отвлекался от выполнения задания, не обращал внимания на этого ученика. Затем после урока я бы индивидуально поговорила с этим учеником, постаралась бы объяснить, что он не прав, так как не только нарушает дисциплину во время урока, но и подает своим одноклассникам плохой пример, ведь ученики в младшем школьном возрасте еще во многом копируют поведение друг друга и могут не разобраться, что хорошо, а что плохо. В разговоре я постараюсь помочь ученику справиться с возможными переживаниями, которые спровоцировали его плохое поведение. Если обучающийся не захочет рассказать причину, по которой он себя так повел, то следует обратиться к его родителям, рассказать им о случившемся и вместе продумать дальнейшие действия.

Для поддержания педагогического авторитета, на уроках я бы использовала задания для сплочения коллектива, различные игры, направленные на формирование регулятивных качеств личности. Это бы способствовало развитию доброжелательных качеств по отношению к другим людям, развитию понимания, умению прислушаться к просьбе взрослых и сверстников. В закрепление можно провести классный час на тему: «Как надо разговаривать со взрослыми» или «Кто такой вежливый человек?», чтобы закрепить понятие вежливости с учениками.

2. В первом классе учительница заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывает беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Наконец, в день, когда пропала очередная ручка… Ваши действия.

Главными участниками этой ситуации являются учитель и ученики класса, в котором происходит пропажа разных вещей.

В данной ситуации главной проблемой является недостаточная сформированность нравственных качеств

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможныхпричин проблемы:

· Зависть;

· Незнание норм поведения;

· Нелепая шутка, после которой ребёнок забывает вернуть вещь;

· Нехватка материальных средств семьи;

· Возрастные особенности

- особенности семейного воспитания;

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учениками

· Создать условия для прекращения краж

· Продолжить формирование детского коллектива, то есть сформировать коммуникативные и коллективные нравственные качества личности.

· Создание доброжелательной обстановки в классе

· Диагностические беседы

· Проведение классного часа

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

1. Уведомить учеников о том, что в классе происходят кражи;

2. Создать «волшебную коробочку» и рассказать о ее функциях;

3. Использовать прием «растущая спичка»: раздать детям спички (без головок) и сказать, что у того, кто взял чужие вещи, спичка вырастет; Для проверки подходить к каждому и просить показать его спичку.

4. Повторить нормы поведения;

5. Усилить контроль за учащимися, отношениями в классном коллективе;

6. Сообщить родителям

7.Если ребенок случайно взял чужую вещь, то пусть положит ее в бюро скорых находок

8.Предложить детям выделить "сыщиков" в классе, кто будет искать пропажи

Решение:

Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.Потому я считаю хорошим методом использование способа решения с приемом «растущая спика», когда учительница раздает ученикам по спичке и просит, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказать, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую вещь. Во многом даже реакция ребенка на это сообщение может показать, что пропажи его рук дела.

3. Учительница 2 класса на уроке математики зачитала отметки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку. В последнем примере 51 – 1 = 50 её ответ был зачеркнут красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учительнице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ". Ваши действия.

Выделение проблем(ы): ученица публично указала на ошибку учителя. Очевидно, учительница подумала, что признание собственной ошибки подорвет ее педагогический авторитет.

Определение возможных причин проблем(ы)

- ученица увидела ошибочно выставленную отметку и, желая восстановить справедливость, указала на это учителю. Девочка проявила детское прямодушие, не думая о последствиях своих слов. Ученица приложила усилия, старалась правильно выполнить задания контрольной работы.

- также среди возможных причин могут быть: незнание норм поведения;

- возрастные особенности младшего школьного возраста;

Формулировка педагогических задач

-восстановить доверительные отношения с ученицей;

-формировать коммуникативные, регулятивные, нравственные качества учащегося.

-воспитывать тактичность у учащихся, сдержанность, умения управлять своими эмоциями.

-

Выбор способов решения педагогических(ой) задач(и)

Одно из решений: проигнорировать ребенка или сказать, что ничего менять не будете – является абсолютно не эффективным, так как это не решает проблему, а может только усугубить ситуацию. Это решение нельзя использовать, так как оно может ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя:

Эффективными способами решения в данном случае были бы:

- сохранить доброжелательный стиль общения с ученицей

- извиниться перед ученицей и исправить свою ошибку и отметку, так как нельзя оставлять без внимания эту ситуацию. Следует сказать ученикам, что всем людям свойственно ошибаться, и учитель очень рад, что ученики так внимательны.

- повторить нормы поведения (обсудить, что бывают разные ситуации, при которых нужно вести себя спокойно, так сказать держать себя в руках, а любой затруднительный вопрос можно решить индивидуально, не выставляя перед всем классом)

-

Аргументация собственной позиции в выборе способов решения

Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная учеником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

Умение учителя признавать свою ошибку скорее положительно скажется на отношении ученицы к самому учителю и процессу обучения. Это важно еще и для сохранения доверительных отношений в системе учитель-ученик, поддержания положительной учебной мотивации и т.д.

Можно решить ситуацию, используя чувство юмора или просто поблагодарить ребенка за внимательность и, конечно, исправить ошибочно поставленную отметку.

Продолжение работы – можно поручить хорошо знающей материал и внимательной ученице роль консультанта в групповой работе на уроке.

4. Звенит звонок на урок. Учительница заходит в свой 1 класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг неё столпились одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» - дети наперебой рассказывают, что Таня не хочет угостить их виноградом. Ваши действия.

Главными в данной ситуации будут ученики класса, которые пытаются отнять виноград и их одноклассница, которая пытается закрыть этот виноград от класса.

Выделение проблем(ы)

В данном случае проблема касается формирования взаимоотношений учащихся классного коллектива, предупреждения негативных тенденций в нем.

Определение возможных причин проблем(ы)

в силу возрастных особенностей и недостаточности опыта взаимодействия они проявляют нетерпение, желание получить лакомство независимо от нежелания одноклассницы делиться; девочка не хочет делиться, возможно, из-за отсутствия такой привычки (очевидно, из-за особенностей семейного воспитания).

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможныхпричин проблемы:

- отрицательные отношения со сверстниками

- жадность

-

Выбор способов решения педагогических(ой) задач(и)

Необходимо начать анализ с формулировки педагогических задач по работе с классом (формирование коммуникативных, регулятивных, нравственных и др.качеств и компетенций учащихся, установление благоприятного микроклимата идоброжелательных отношений в коллективе класса, сплочение коллектива класса, профилактика и предупреждение негативных тенденций - проявление негативизма, травля ребенка-изгоя, личностная деформация и т.п.).

Необходимо также спланировать работу с родителями по вопросам особенностей формирования нравственных качеств детей в семье и в школе.

Путей решения может быть несколько: например, совет убрать виноград и не приносить с собой, т.к. другим ребятам тоже захочется полакомиться. Или учитель может указать детям, что такое поведение недопустимо (воспитанные люди себя так не ведут), это опасно – можно подавиться ягодой, толкаться в классе травмоопасно и т.д.и запретить детям так себя вести, оставить девочку в покое и, если она сочтет нужным, то подлеится.

Аргументация собственной позиции в выборе способов решения

Принимая во внимание стоящие перед учителем-классным руководителем задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, на основе предположения о причинах поведения детей, можно предложить следующее решение:

Нужно остановить детей и прекратить происходящее, чтобы девочка чувствовала, что ей сопереживает учитель и понимает ее чувства, а затем сказать: «Ребята, я думаю, что Танюша хотела вас угостить, но думала, что на перемене вы не все будете в классе. А теперь давайте сядем за свои парты, а Таня попробует в спокойной обстановке угостить вас. А мы с вами вспомним, как надо благодарить ее за угощение».

Можно продолжить этот способ решения: «А дома подумайте, что можно отблагодарить одноклассницу и так же угостить своих товарищей каким-нибудь лакомством». Не откладывая, на следующий день учитель может принести угощение в класс и показать пример, иллюстрируя свои слова, и показывая, что делиться приятно.

Дальнейшая работа – родительское собрание с обсуждением проблемы дружбы детей, формирования нравственных качеств личности в семье и в условиях школы, о проблемах формирования классного коллектива…

Можно также провести классный час «Настоящий друг» и т.п.

5. Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала. Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Как следует поступить педагогу в такой ситуации?

С ученицей произошла неприятная ситуация, в столовой Юля убирала посуду и споткнувшись, разбила тарелку и стакан, из-за чего сильно расстроилась.

В данной ситуации главной проблемой является поведение девочки в стрессовой ситуации. Девочка не знает, как реагировать на произошедшие обстоятельства и нуждается в поддержке взрослого.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможныхпричин проблемы:

- невнимательность, рассеянность, усталость

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент нахождения в столовой

- в младшем школьном возрасте трудно концентрироваться на нескольких действиях сразу

- сильное волнение

- отсутствие стрессоустойчивости (ребенок еще не сталкивался с подобной ситуацией)

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником

- успокоить ребенка, объяснить, что ничего страшного не произошло

- выяснить у девочки, как она себя чувствует, возможно ребенок устал

- оповестить родителей о произошедшей ситуации

- провести с классом консультативную беседу на тему поведения в стрессовых ситуациях

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование ученицы.

Повышение голоса на ученицу.

Оповещение класса в форме выговора ученицы, что она разбила посуду.

Отругать ученицу за разбитую посуду.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

Учитель должен успокоить ребёнка, сказав, что ничего страшного не произошло, что в жизни бывают разные ситуации, а то, что случилось с девочкой – случайность и произошло не по ее вине. От такой случайности никто не застрахован. Даже взрослый человек может в неё попасть. И нужно научиться правильно выходить из этого положения. Нужно постараться показать девочке, что нет безвыходных ситуаций, что лучше принимать решения не нервничая, а в спокойном состоянии. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, ведь девочка не разбивала посуду специально, для нее эта ситуация также неприятна, как и для учителя. Но учитель, являясь человеком более опытным, должен быстро среагировать и не дать ребенку так сильно расстраиваться. При этом ученица должна понимать, что пусть ее и не ругают за произошедшее, но, если бы она разбила посуду специально, был бы совершенно другой исход. 
На такие непредвиденные случаи в классе у родительского комитета есть "фонд класса", куда поступают деньги от родителей учеников. Родительский комитет может выделить деньги по покупку одной тарелки и одного стакана. Эта фонда класса эта сумма очень незначительна, но сам поступок будет оценен ученицей, как знак поддержки всего класса.
Так же администрация школы может решить этот вопрос, списав разбитые предметы. Следует провести с классом консультативную беседу, во время которой можно разобрать несколько ситуаций на развитие стрессоустойчивости. Для закрепления можно попробовать провести с классом тренинги, используя упражнения, в которых будут задействованы все ученики класса, и в которых они смогут взаимодействовать друг с другом, поправлять и направлять движения товарищей, подсказывать, как поступить правильно и почему. Такие занятия скрепляют детский коллектив, дают возможность каждому показать себя, самостоятельно продумать план действий, спрогнозировать реакцию на какую-либо ситуацию.

Аргументация собственной позиции:
Я считаю, что наиболее рациональным в данной ситуации будет сначала успокоить ребенка, постараться поднять девочке настроение, сказать, что разбитая посуда это маленькая неприятность, которая не должна испортить чудесный день. Сказать, что данная проблема вполне решаема, не нужно сильно расстраиваться, а в следующий раз постараться быть внимательнее, аккуратнее. Следует оповестить родителей о том, что произошло с их ребенком, чтобы в домашней обстановке они могли подбодрить девочку, помочь ей справиться со стрессом, рассказать, были ли они в подобной ситуации.

Затем учителю следует решить вопрос с администрацией школы о списании разбитых предметов, либо о выделении суммы на покупку их из фонда класса с согласия родительского комитета класса. Данная ситуация должна стать воспитательным уроком и для детей, и для учителя.

6. Один из учеников впервые не сделал домашнее задание. Причем, учитель узнал об этом только тогда, когда попросил тетради на проверку. На вопрос учителя «Почему ты не сделал задание?», учащийся пробормотал что-то невнятное. Учитель простил ученика с условием, что тот выполнит задание на следующий урок. На следующий день ученик опять пришел без домашнего задания. Учитель попросил у ученика дневник для записи замечания. Ученик выбежал из класса, громко хлопнув дверью. Ваши действия.

Главными участниками здесь являются учитель и ученик, который отказывается от выполнения домашнего задания. Действие происходит в классе на уроке в течение двух дней.

В данной ситуации главной проблемой является отсутствие мотивации ребенка, негативное отношение к процессу обучения. Ученик отказывается от выполнения домашней работы.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможныхпричин проблемы:

- затруднение в выполнении домашней работы из-за отсутствия тех или иных умений

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно данный вид задания слишком скучный для ребенка

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент выполнения домашнего задания

- отрицательное отношение к предмету/учителю;

- возможен конфликт с учителем;

- сложные обстоятельства в семье;

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником

- включить ребенка в учебный процесс, т.е. сделать так, чтобы в итоге он выполнил домашнее задание

- выяснить у мальчика индивидуально, почему он не сделал домашнее задание, справиться о его состоянии

- добавить больше творческих заданий (сочинения, синквейн, рисунок, кластер-схема)

- провести консультативную беседу с учениками класса на тему выполнения домашних заданий;

- поговорить с родителями мальчика о том, как он выполняет дома домашнее задание, в чем возникают трудности.

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование ученика и продолжение работы с той частью класса, которая сделала домашнее задание.

Запугивание ученика тем, что за каждое невыполненное домашнее задание будет стоять отметка два.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

Прежде всего нужно вернуть ребенка в класс, при этом сохраняя доброжелательный стиль общения с учеником. Следует постараться создать комфортную обстановку, чтобы у ученика не возникало желания сразу сбежать от своей проблемы.

Для того, чтобы быстро успокоить ученика и вернуть рабочую обстановку в классе, можно предложить ученику альтернативное задание для домашней работы, либо предложить выполнить задание, но в более творческом варианте (если у ребенка есть к этому склонность), например сказать: «Я помню, как замечательно ты рисуешь. Может быть, ты подготовишь нам небольшую зарисовку по этой теме». Или можно предложить данному ребенку выступить экспертом по данному домашнему заданию. Ему предлагается оценить ответы учеников, но чтобы его оценить, он должен сам выполнить данное домашнее задание. В случае если альтернативное задание дать нельзя, нужно постараться объяснить учащемуся, почему учитель считает важной работу над выполнением домашнего задания. Существует также более долговременное решение педагогической задачи: объяснить обучающемуся после уроков, что он поступает неправильно, его поведение срывает урок. И он подает плохой пример своим товарищам.

2.Чтобы выявить причину данного поведения ученика, следует на перемене или после уроков поговорить с обучающимся, узнать, почему он не хочет выполнять домашнее задание. Постараться помочь

3. Если в негативном поведении ребенка, которое выражается в поступке «громко хлопнуть дверью, выбежать из класса» виновато плохое настроение, то нужно поинтересоваться о моральном состоянии ребенка, вероятнее всего ребенок не может самостоятельно справиться с атакующими его переживаниями.

Аргументация собственной позиции:

Опираясь на собственные наблюдения, могу сказать, что многие учителя реагируют резко на подобное поведения ученика. Начинают ругаться, угрожать поставить плохую оценку, т.е. 2. По мне данный вариант является не действенным. Поэтому я бы поступила иначе. Я считаю, что необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.Наиболее рациональным решением будет предложение альтернативного, творческого домашнего задания учащемуся. Затем после урока я бы индивидуально поговорила с этим учеником, постаралась бы объяснить, что он не прав, так как не только нарушает дисциплину во время урока, но и подает своим одноклассникам плохой пример, ведь ученики в младшем школьном возрасте еще во многом копируют поведение друг друга и могут не разобраться, что хорошо, а что плохо. В разговоре я постараюсь помочь ученику справиться с возможными переживаниями, которые спровоцировали его плохое поведение. Скорее всего мальчик испытывает сильные переживания и не знает, как с ними справиться, а потому моя задача как учителя направить ученика, показать ему, что не следует бежать от проблемы, нужно научиться находить решения, а самые лучшие решения приходят в головы к спокойным и уравновешенным людям. Если обучающийся не захочет рассказать причину, по которой он себя так повел, то следует обратиться к его родителям, рассказать им о случившемся и вместе продумать дальнейшие действия.

Для поддержания педагогического авторитета, на уроках я бы использовала задания для сплочения коллектива, различные игры, направленные на формирование регулятивных качеств личности. Это бы способствовало развитию доброжелательных качеств по отношению к другим людям, развитию понимания, умению прислушаться к просьбе взрослых и сверстников. В закрепление можно провести классный час или консультативную беседу о выполнении домашних заданий, поговорить с учениками о том, как они справляются с заданиями, могут ли они самостоятельно оценить свою деятельность.