Главные вкладки

    Педагогические ситуации

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                             Классный руководитель: Чибисова В.Е.

    Семинар-практикум  для родителей

    "Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребёнку учиться"

    Цель семинара: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

    Задачи:

    1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
    2. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

    Ход проведения

     
        Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени. Вспомним, с какой радостью пришли наши малыши в школу. Сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но не все они сбылись. Наша задача сегодня в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. А сейчас мы поработаем в группах и попытаемся вместе "докопаться" до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности. Перед Вами на доске – "дерево" проблем. Оно пока без листьев. Вы сейчас обсудите причины неуспеваемости, запишите их на листочках, а затем прикрепите листочки на наше дерево.


         Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

    1. недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание;
    2. недостаточное умение читать и понимать текст;
    3. недостаточный словарный запас;
    4. несформированностъ настойчивости, целеустремленности и др.

    – А сейчас каждая группа получит вариант ситуаций и практических рекомендаций к решению проблемы, заявленной в них. Обсудите эти ситуации.

    Ситуация 1.

    Ребенок не любит какой-нибудь предмет. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Попросите показать тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как преподавали ее раньше. Докажите примером, что трудные уравнения решать интересно.

    Ситуация 2.

    У ребенка конфликт на почве учебы в школе. У психологов есть понятие "тактильный голод". Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а Вы лучше осведомлены в том, что делается в школе.

    Ситуация 3.

    Ребенок принес из школы запись в дневнике: "Отвлекался на уроке, запускал бумажных самолетиков".

    Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.

    1. Не унижайте ребенка. Не используйте фразы: "А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?" и т.д.
    2. Не угрожайте: "Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь". Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
    3. Не вымогайте обещания. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

    Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении.

    Общий вывод обычно таков: нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

    Секреты  успеха в учебе

    Карта памяти "Секреты успешной учебы"

    Секрет 1. Учись, обучая

    Именно этот секрет нам хотелось бы тебе раскрыть первым, потому что в дальнейшем он может помочь тебе освоить остальные.
    Итак, повторим:

    чтобы что-то хорошо усвоить самому, можно (и нужно!) обучить этому другого!
    Если ты решил воспользоваться нашими памятками и освоить секреты успешной учебы, выбери человека (своего друга, подругу или просто одноклассника, брата или сестру), которому ты будешь помогать в учебе. Конечно, этот человек должен согласиться принять твою помощь (ты должен убедиться в том, что ему действительно это нужно)! Передавать секреты успеха в учебе можно и взрослому: маме, папе, бабушке, дедушке...
    Только не перегружай информацией своего слушателя, предлагай ее "маленькими порциями"!


    Секреты успеха на уроке
    Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока. Анализ ответов твоих одноклассников поможет не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать твои собственные ответы по форме и содержанию.
    Ø Подготовить все необходимое для урока до звонка.
    Ø Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
    Ø Не выкрикивать с места, поднимать руку.
    Ø Не жевать на уроке.
    Ø Не болтать с соседом по парте.
    Ø Не списывать.
    Ø Подготавливать свой ответ.
    Ø Соблюдать правила этикета.
    Ø Сидеть ровно.
    Ø Выключать мобильные телефоны.
    Ø "Перерабатывать" информацию.

    Готовясь к ответу на уроке:
    1. Припомни содержание материала.
    2. Подумай или запиши план ответа.
    3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.
    4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.
    5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.
    6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.
    7. Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое.

    Секреты планирования

    Слово "планирование", скорее всего, не ассоциируется у тебя с каким-либо интересным и увлекательным занятием.
    Но именно планирование может стать твоим верным другом и помощником в учебе, своеобразным "ангелом-хранителем" от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел и особенно от того беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую.
    Кроме того, планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.
    С чего начинается планирование?
    В первую очередь, необходимо уметь выделять главное, то есть тебе предстоит научиться выстраивать проблемы и дела по степени важности.
    Затем определи цели и составь план действий, необходимых для ее достижения.
    Важно также научиться отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.